Какие растения есть на поле. Интернет-урок по окружающему миру «Древние пресмыкающиеся


На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Плодовые - это растения, которые выращиваются в садах.

Декоративные - эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

Прядильные - эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник . Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

И последняя группа - это зерновые культуры . Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений - зерна. Второе название - злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша - пища наша.

Каша - мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

Ячмень дает нам два вида круп: перловую - это целое зерно, и ячневую - дробленое зерно.

Просо идет для производства пшена.

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса , а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша - очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки - дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Пословицы о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь - это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница - вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.

В слове
Народная мудрость таится,
Вот что
В народе у нас говорится:

"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал".

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».

Учитель: Егорова Ольга Павловна, г. Торжок, Тверская обл.

МБОУ Средняя школа №8

Программа: « Школа 21 века» проф. Виноградовой Н.Ф.

Предмет: Окружающий мир

Тема: Какие бывают поля. Растения поля .

1.Обучающие:


  • Создать условия для формирования первичного представления младших школьников о большом разнообразии полевых культур ;

  • Раскрыть значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека
2.Развивающие:

  • Продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классификация, анализ);практических умений (работа с гербарием, справочной литературой)
3.Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного мира, учить видеть и ценить прекрасное.
Оборудование:

Учителю- предметные картинки с надписями, гербарные экземпляры зерновых культур, прядильных культур, таблички с опорными понятиями ; репродукция картины Мясоедова «Косцы».

Ученикам- учебник, рабочая тетрадь, сообщение о растении луга+ рисунок, сигнальные карточки.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Какие виды лугов существуют? Чем они отличаются?

Послушаем, какие сообщения вы приготовили. О каких растениях луга?

3.Основная часть.

Логическая задача:

На доске записаны названия растений. Ваша задача перечислить только растения луга.

Кто сможет ответить, где растут оставшиеся растения?

Давайте зададим этот вопрос Егору и Даше, сравним ответы. (учебник стр.141)

- Кто из детей прав? Как вы считаете?

О чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Мы будем изучать разновидности полей, растения, которые там растут.

б)Рассказ учителя.

Пальчиками покидать.

Раз-два, раз-два-

Урожай собрать пора.


  • Вот на поле лён растёт,
Только жаль, что не цветёт.

Зато до неба он дорос,

Даёт он масло для волос.

Раз-два


нажимай,

Льняное масло выжимай.


  • Здесь стоит ржаное поле,
Колосков на нём не счесть,

Как приятно хлеба с солью

Нам за завтраком поесть.

Раз-два приседай, -

Колосочки собирай.


  • Поле капустное.
Капуста очень вкусная.

Наклоняйся, не ленись,

Лист капустный оторвись.

Раз-два, раз-два,

Ешь капусту детвора.


  • Поле в белом снеге всё,
Что это за диво?

Хлопок здесь растёт, ребята,

Смотрите, как красиво!

Раз-два покружись,

Пушинкой хлопка обернись.


  • Красна ягодка блестит,
На солнце улыбается.

В кузовок залезть спешит,

Клубникой называется.

Раз-два не зевай,

Клубнику быстро собирай.

д) Практическая работа

Мы сказали, что все культуры имеют своё назначение. Вместе на одном поле произрастать не могут.

Почему пшеницу, рожь и кукурузу мы отнесли к зерновым культурам? (у них имеются зёрнышки)

Чтобы правильным научным языком ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с колосками этих растений.

Работа с гербарными образцами

Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 141.

Рассмотрите изображения полевых растений. Сравните их между собой.

Расскажите о растении (в гербарном варианте) в группах, по плану:

1.Название растения

2. Части растения (соцветие, соломина, корень)

3.Вид соцветия.

Давайте сделаем вывод:

Соцветие зерновых культур называется колосом , у проса, риса и овса цветок- метёлка, у злаков стебель пустой, он называется соломиной (опорные слова на доске)

Для чего же люди занимаются выращиванием этих растений? (чтобы получать продукты питания)

Мы остановились на этих растениях, т. к. из них получают хлеб.

е) Картинная галерея

(Мясоедов Г.Г. «Косцы»)

Ребята, посмотрите на картину на доске. Как вы думаете, подходит ли эта картина к теме нашего урока? Почему?

Что делают люди?

Эту картину написал примерно 140 лет назад художник Григорий Григорьевич Мясоедов.

Что изображено на картине, что пытался передать художник, прочитаем в учебнике на стр . 144

Как вы понимаете выражение «помахивают усатыми головками»? «благодарят солнце за свет и тепло, тучки- за дождик, а человека – за руки золотые»?

Рассказ учителя о ржи

В России рожь выращивают в больших количествах, т. к. культура морозоустойчивая, не требовательна к почве, даёт хорошие урожаи даже на бедных почвах. Рано созревает, не боится сорняков, т.к. быстрым ростом перебивает рост сорняков. Поэтому её называют санитаром полей. Рожь не заменима там, где капризная пшеница расти не может.

ж) Путешествие в прошлое

Давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» и поговорим ещё об одной зерновой культуре «Кукурузе» , учебник, стр 145

Как же раньше называли кукурузу? (еловая шишка, маис)

Рассмотрите «Чудо-дерево». Что получают из кукурузы , для чего её выращивают?

з) Закрепление

1) Откройте тетради №1 стр. 55, найдите №103.

Кто сможет сделать этот номер самостоятельно?

Остальные работаем коллективно; назовите виды полей по культурным растениям.

2)- Посмотрите фрагмент известного всем мультфильма «Ну погоди!».Ваша задача определить виды полевых культур, которые там встретятся

Кроссворд «Поле»

По вертикали:

1.как надела сто рубах- захрустела на зубах (капуста)

2.в огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,

Только жёлтые лучи у него не горячи. (подсолнух)

3.на стебельках белеют чашки,

В них и нитки , и рубашки (хлопок)

4. в поле росла,

Под жерновами была,

Из печки на стол- караваем пришёл (пшеница)

По горизонтали получается слово ПОЛЕ

4.Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Какие виды культур вы знаете?

Что особенно понравилось на уроке?

5. Домашнее задание

Нарисовать «Чудо-дерево-КУКУРУЗА»,

Сообщения о понравивш. культурах

Глядя на поле, полностью покрытое зелёным покрывалом, многие люди даже не догадываются, сколько различных видов растений они видят. На бескрайних просторах растёт более 40 видов цветов и трав. При этом все растения полей и лугов имеют не только свои названия, но и особенности.

Адонис

Растение является однолетним. Может вырастать в высоту до 40 см. Имеет богатую листву. Больше всего листья адониса напоминают укроп. Поэтому незнающие люди их часто путают. Окрас цветка может быть жёлтым или красным. Тычинки радуют глаз насыщенной тёмно-фиолетовой палитрой.

Белена

В большинстве случаев растение живёт два года, создавая после прорастания прикорневую розетку из листьев. В высоту белена может достигать 80 см. Она очень ядовитая, причем наиболее токсичными являются семена. Когда растение цветёт, оно издаёт неприятный аромат. Даже животные стараются обходить стороной белену.

Бодяк и василёк

Какие ещё существуют растения полей? Конечно же, это бодяк. Это считается сорняковым и одним из самых трудноискоренимых. Заросли бодяка могут разрастись по всему полю. При этом высота каждого из них может достигать полутора метров. Что касается василька, то он, наоборот, очень красивый. Это известен, наверное, каждому человеку с раннего детства. Высокий тонкий стебель и яркий окрас позволяют увидеть растение с далёкого расстояния.

Вьюнок

Рассказывая про растения полей, опишем вьюнок. Подобно бодяку, его трудно искоренить, так как корни способны уйти вглубь земли на 5 метров. Отличительной чертой является тонкий, вьющийся и закручивающийся стебель. Цветки растения могут быть окрашены в бледно-розовый или ярко-розовый цвет.

Горчица и льнянка

Горчица - довольно содержащее в себя вещества, способные губительно воздействовать на микроорганизмы. Размножается оно семенами, которые появляются после цветения ярко-жёлтых, небольших по размеру цветов.

Растения полей часто бывают необычными. Именно такой является льнянка. Такое название растение получило благодаря схожести своих листьев с льняными. Высота у него небольшая. Как правило, это 15 см. Но при имеют очень интересный вид. Внутренняя часть губки окрашена в ярко-оранжевый цвет, а сама чашечка изящно изогнута.

Лютик

Высота растения может достигать 40 см. Стебель тонкий и прямостоящий. Цветки у лютика мелкие. Они окрашены в с зеленоватым оттенком. Растение ядовито для животных. Всего через полчаса после попадания внутрь организма, оно провоцирует сильное отравление, а после и смерть зверька.

Мак и молочай

Возможность одного растения давать до 50 тысяч семян, объясняет столь великое распространение маков. Когда они цветут, то может показаться, что всё поле покрыто красным покрывалом. Стебель у растения тонкий. После цветения на нём образуется шишечка, в которой и находится огромное количество семян.

Какие ещё есть растения полей? Например, молочай. Он живёт один год и поднимается над землёй максимум на 40 см. Соцветие молочая выглядит по-особому. Пять сросшихся между собой прицветников образуют чашевидный околоцветник с нектарниками разного вида.

Осот полевой

Многолетнее и стойкое растение, главный корень которого уходит в землю на 50 см. В высоту же осот может вырасти до 120 см. Его стебель прямо возвышается над полем. Листья у осота голые и крупнозубчатые, а окрашены в жёлтый цвет. Осот, а также мак, василёк, лютик и другие цветы - популярные растения полей и лугов. Фото и названия их в нашей статье вы найдёте. Надеемся, что информация была вам полезна.

Урок окружающего мира в 3 классе

Поле

ГБОУ СОШ №840 г. Москва

Цели: сформировать представления учащихся о природном сообществе «Поле»; познакомить с животным и растительным миром полей; показать роль человека – создателя сообщества; развивать познавательный интерес; учить работать с дополнительной литературой, гербарием, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы.

Оборудование: учебник, карта «Природные зоны мира», иллюстрации – животные и растения поля, гербарий, словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Что представляет собой озеро? (Озеро – это природное сообщество).

Что общего и чем отличаются озера друг от друга? (Общее: озеро – это природный водоем, заполняющий впадину суши и не связанный с морем. Различие: по происхождению – остатки древнего океана и растаявшего ледника; пресноводные и соленые озера.)

Расскажите о природном сообществе «озеро» по плану (по выбору учащегося):

1. Место расположения (климатический пояс).

2. Растительность.

3. Животные.

4. Охрана сообществ.

Дети рассказывают о природном сообществе «Озера» на примере конкретного озера.

III. Постановка проблемы и объявление темы урока.

На протяжении веков люди селятся по берегам озер, так как озера снабжают людей водой. Но люди даже сами создают искусственные озера.

Самое первое искусственное озеро было сделано руками людей в Египте около 4800 лет назад. Оно предназначалось для орошения полей.

Отгадайте загадку:

Сеют на нем зерно,

Станет хлебом оно. (Поле.)

Чем питались наши предки? Был ли их «обеденный стол» таким же, как у нас сейчас? (Ответы детей.)

Белый хлеб пекут из белой пшеничной муки, а черный получается из ржаной муки темно-серого цвета. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормильцами человека. При раскопках в Иране и Турции были найдены зерна пшеницы, выросшей в 65–60 гг. до н. э. Древние колосья пшеницы находили на территории Армении, Крыма.

На уроке мы должны доказать, что поле является природным сообществом.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с «Толковым словарем».

Какие значения у слова «поле»?

Поле – 1) безлесая равнинная территория;

2) участки пашни, на которые разделена площадь севооборота, и запольные участки;

3) площадка, оборудованная для чего-либо (например футбольное);

4) район боевых действий (например поле битвы);

5) пространство, охватываемое глазом при наблюдении, обозрении
(например поле зрения);

6) основной фон, на котором что-либо изображено;

7) свободная от письма, печати полоса вдоль края листа в тетради, книге и т. д.

Выберите то, которое относится к теме нашего урока.

Где образуются поля? (Поля – это территории, поросшие травянистой растительностью. Поля образуются там, где для деревьев не хватает влаги. Растения, которые растут сами по себе, называют дикими растениями. Такие растения давали человеку плоды и семена, съедобные корни.)

Чем поле отличается от луга? (На лугу растут разные травы, а в поле – выращенные человеком.)

2. Работа по карте «Природные зоны мира».

Определите по карте, где могут располагаться поля? (В степной зоне, так как здесь нет лесов.)

Но человек живет не только в степной зоне, но и в других, как здесь образуются поля? (Ответы детей.)

С того времени как человек стал возделывать земли, он не мог обойтись без расчистки лесных массивов. Новые поля появлялись там, где вырубались и сжигались деревья.

За много лет люди взяли из дикой природы множество диких растений, научились их выращивать. Все растения, выращенные человеком на полях, называются культурными растениями. Поля оказались самыми удобными территориями для земледелия и животноводства, поэтому освоены человеком в давние времена.

Вывод: поля могут возникнуть по желанию человека в разных климатических поясах.

Будут ли климат и погода влиять на растительный и животный мир полей?

3. Растительный мир полей.

Что растет в поле? (Растения.)

Какие? (Культурные , дикорастущие.)

Распределите растения по группам.

(Культурные : пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, сахарный тростник, просо; дикорастущие : пырей, овсюг, аистник, житняк, куколь, вьюнок полевой, лисохвост, мятлик, острец, пастушья сумка.)

2) Практическая работа (работа в группах ).

Составьте устно описание 2–3 растений, которые выращивают на полях вашего края. Сначала изучите одно растение, затем второе, потом третье. Каждое последующее растение изучайте в сравнении с предыдущими. Расскажите о растении по следующему плану:

а) Название растения.

б) Культурное это растение или сорняк?

в) Найдите и покажите на растении части: корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена. Определив каждую часть, не забудьте ее четко называть и показывать на живом растении или гербарии. Осмотрите внимательно каждую часть. Постарайтесь определить ее форму, окраску.

г) Найдите подземные и надземные части. Рассмотрите их внимательно. Что у них общего и чем они отличаются от других рассматриваемых растений?

д) Что представляет собой по внешнему виду полезная часть растения (форма, окраска, сравнительная величина)? Чем она полезна?

3) Отчет группы.

Культурные растения:

Злаки. Мелкие цветки собраны в простые соцветия – колоски, образующие сложные соцветия – колос, султан, метелку и др. Наибольшее хозяйственное значение имеют зерновые (пшеница, рис, рожь, овес, ячмень, кукуруза, сорго и др.), сахарный тростник.

Ячмень. Возделывают ячмень посевной (озимые и яровые формы) – кормовую (зерно) и продуктовую (крупа, мука, солод для производства пива, суррогат кофе) культуру..

Кукуруза . Зерновая и кормовая культура. Родина кукурузы – Центральная и Южная Америка. В Европу завезена в конце XV века. Из зерна получают крупу, муку, крахмал, спирт, комбикорм; из зародышей – кукурузное масло; из зеленой массы – силос, сено (корм для скота); из сухих стеблей и стержней початков – бумагу, линолеум, вискозу.

Рожь. В культуре с I–II тысячелетия до н. э. возделывают (преимущественно в странах Северного полушария) рожь посевную (культурную) – озимые и яровые сорта; в России – одно из важнейших хлебных растений.

Сахарный тростник. Выращивают сахарный тростник благородный в основном в Индии, Бразилии, на Кубе, в Средней Азии (небольшие плантации). Другие виды используют как салатные овощи, как корм животным, а также для производства бумаги.

Овес. Кормовые травы, сорняки (овсюг), зерновые культуры – овес.

Просо. Кормовые травы, сорняки; возделывают просо обыкновенное, просо мелкое (крупа – пшено, мука, зерновые корма).

Пшеница. Ведущая зерновая культура во многих странах. Возделывают в основном пшеницу мягкую и пшеницу твердую (озимые и яровые формы). В культуре с VII–VI тысячелетия до н. э. Из зерна делают муку, крупу, макароны, крахмал, комбикорм и др.; зеленая масса, сено, солома, зерно, отруби используются как корм для скота.

Не рви меня на поле,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю

На солнце и траву. (Лен.)

В каком виде на полях растет сахар? (Сахарная свекла, а в жарких странах – сахарный тростник.)

Этот цветок был завезен в Европу из Америки как декоративное растение, потом выявилось, что он прекрасный медонос (с него пчелы любят собирать мед), а примерно 200 лет назад оказалось, что из его семян можно получать замечательное масло, которое есть сейчас в каждом доме. Что это за цветок? (Подсолнух.)

Кроме зерновых, на полях выращивают картофель и овощные растения: свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок. Картофель называют «вторым хлебом». И действительно, он полезен, питателен и очень вкусен.

Откуда был привезен картофель?

Дикорастущие растения:

Пырей . Многие пыреи – кормовые растения; пырей ползучий – ценное кормовое растение, в посевах – злостный сорняк.

Острец (вострец, волоснец). Острец ветвистый (злостный сорняк) и другие виды используются на корм скоту.

Лисохвост – кормовые растения

Мятлик. Распространен в холодных и умеренных поясах. Выращивают мятлик луговой, мятлик болотный и др. – кормовые культуры).

Аистник (журавельник). Форма плода сходна с головой аиста. Растет в сухих лугах, степях, предгорьях. Аистник цикутовый – обычный сорняк полей и огородов; лекарственное растение.

Житняк. В России около 10 видов. Выращивают житняк сибирский, житняк пустынный и др.

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репейник.)

Что в хлебе родится,

А есть не годится? (Василек.)

Овсюг , похож на овес. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берет из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница.

Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

Куколь – сорняк с крупными темно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испеченный из такой муки, вызывает у человека отравление.

Какой вред культурным растениям наносят дикорастущие? (Затеняют культурные растения, берут питание из почвы.)

Что делают люди с сорняками для роста культурных растений? (Люди ведут борьбу с сорняками: их выпалывают обязательно с корнем и до того, как они образуют плоды и семена.)

Подумай, почему? Вспомни о размножении растений.

Бахчевые культуры.

Отгадайте, какая ягода самая крупная. (Арбуз.)

Где выращивают арбузы? (На полях.)

Как называются такие поля? (Бахча – от персидского «бахче» – садик (баштан), поле, на котором выращивают бахчевые культуры.)

Что еще выращивают на этих полях? (Дыни.)

Физкультминутка

4. Животный мир полей

Назовите животных – обитателей полей. (Ответы детей.)

Животные

Насекомые

Звери

Птицы

капустная белянка

колорадский жук

жужелица

слизень

божья коровка

мыши

хомяки

суслики

жаба

жаворонок

перепел

канюк

пустельга

грач

сова

Сообщения детей о животном мире в природном сообществе «поля».

Камышевки – мелкие птицы невзрачного серовато-бурого или зеленоватого цвета, обычно с довольно коротким ступенчатым хвостом. Клюв прямой, уплощенный, довольно длинный. Тело несколько удлиненное. Крылья короткие, закругленные. В России распространены повсеместно, кроме тундры. Однако в роде камышевок имеется один вид – садовая камышевка, которую многие считают одним из лучших певцов наших садов и полей.

Амбарные клещи (хлебные, или мучные, клещи). Длина 0,2–0,5 мм. Обитают в почве, норах и гнездах животных, на корнях и зеленых частях растений. При уборке урожая амбарные клещи заносятся с полей на склады, где они повреждают зерно, муку и другие пищевые продукты.

Суслики. Длина тела до 40 см, хвоста – менее ½ длины тела. Уши короткие, мало заметные. Отдельные виды с пышными хвостами, большинство бесхвостые. Волосяной покров желтовато-серый, спинка более темная и может иметь крапинки, пятнышки и полосы. Брюшная сторона обычно грязно-желтая или беловатая. Есть защечные мешки.

На воле живут в глубоких норах (которые используют один сезон) на межах полей, лугах, пастбищах. В результате в местах их обитания возникают многочисленные небольшие холмики (сусликовины, или курганчики). Активны в светлое время суток, особенно рано утром, а в жаркий день устраивают себе «сиесту» («малую спячку», при недостатке кормов). Зимой впадают в длительную спячку. Каждый взрослый зверек занимает свой индивидуальный участок. Настороженный суслик часто становится «столбиком», потревоженный – издает громкий свист или крик, при опасности моментально скрывается в норке.

В России чаще встречаются самые распространенные: крапчатый, большой и малый суслики. Все питаются зелеными частями растений, семенами, некоторые виды также едят насекомых. В некоторых местностях наносят значительный ущерб посевам.

Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми зубами, зернами набивают рот, прячут их за щеки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30–40 кг отборной пшеницы.

Урожаи картофеля сильно снижает колорадский жук . Он питается листьями этого растения. Колорадские жуки настолько прожорливы, что могут ничего не оставить от куста картофеля. От таких растений урожая ждать не приходится. Есть насекомые, которые вредят хлебным и овощным растениям.

Но не все насекомые приносят вред растениям. Среди насекомых есть много полезных, которые помогают нам сохранить урожай. На полях нетрудно отыскать жужелицу . Хорошо знакома тебе и божья коровка . Эти жуки очень прожорливы. Поедая большое количество вредных насекомых, они оказывают человеку помощь в выращивании урожая.

Растениям поля сильно вредят слизни. Бороться с ними помогают человеку жабы, питающиеся слизнями.

Здесь вьют гнезда жаворонки . Немало посвящено музыки, стихов, прозы этой небольшой птичке, ее переливчатой песне. Птицы, поедая вредителей культурных растений – насекомых, мелких зверей, приносят большую пользу человеку.

Живут на полях мелкие зверьки: мыши, суслики. Эти животные питаются зерном и запасают зерно на зиму.

Среди животных много друзей поля. Это птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

Почему крупные животные не могут жить в поле? (Крупные животные постоянно не живут в поле. Поле – открытая местность, и здесь трудно скрываться от врагов. Но многие животные приходят сюда кормиться: медведь ест посевы овса, лиса отыскивает здесь мышей, заяц питается молодыми хлебными растениями.)

5. Цепи питания .

Приведите примеры природного сообщества «Поле», опираясь на данную схему:

(Засушливое лето – травы – грызуны; холодная зима – засохшие растения под снегом – спячка, запасы.)

Составьте цепи питания в данном сообществе. Объясните, к чему может привести их нарушение. (Дождевые черви → отмершие части растений; стебли и листья → гусеницы бабочек; кузнечики → птицы (жаворонок); бабочки → нектар цветов; пчелы → нектар и пыльца цветов. Изменение звеньев в цепи питания может привести к изменению сообщества.)

Вывод: человек не имеет права нарушать жизнь поля, так как любое вмешательство в природное сообщество отразится на человеке. Докажите. (Ловля бабочек в поле – не опыляются растения. Ядохимикаты накапливаются в почве, растениях – отравляют людей. Сжигание сухой травы – истощение почвы.)

6. Человек и поле.

Послушайте стихотворение.

«Отчего ты, рожь, золотая?» –

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Почему руки людей, выращивающих хлеб, называются «золотые»?

Рассмотрите орудия труда (с. 56). Какова эволюция плуга? Расскажите.

Наблюдая за трудовой деятельностью людей на полях, ты убедился, что они тщательно обрабатывают почву, старательно ухаживают за посевами и посадками, вовремя убирают урожай. Все это делается для того, чтобы получить хороший урожай растений, чтобы был на нашем столе всегда вкусный хлеб и другие продукты питания.

V. Итог урока.

Что понравилось на уроке?

Кому скажете спасибо?

Блиц опрос (каждый ученик получает анкету «Растения поля», вопросы сформулированы кратко, конкретно, доступно для понимания).

1. Пшеница, просо, ячмень, овес – эти культуры называют…

2. Главная зерновая культура (подчеркни) – рожь, пшеница, овес, ячмень.

3. Овсюг, пырей, вьюнок – это…

4. Почему в поле живет мало зверей? (Выбери главное и подчеркни.)

Мало птиц;

Много врагов;

Открытая местность.

Домашнее задание: подготовиться к обобщающему уроку «Природные сообщества «Озеро», «Луг», «Поле»; с. 59, вопросы, рабочая тетрадь, с. 29, № 59.

Литература

1. . Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 кл. : в 2 ч. /
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

2. Детский мир от «А» до «Я»: детская энциклопедия в рассказах и картинках. – М. : Алекс; Таллинн: Скиф, 1993

3. Жадобко, Е. Природные сообщества в познавательных задачах на уроках природоведения / Е. Жадобко // Начальная школа: газ. – 2001. – № 22 ; 23.

Луговые растения

Растительный покров нашего климатического пояса - как, впрочем, и всей Европы - формировался главным образом под влиянием оледенений; кроме того, начиная с эпохи неолита, всё большее влияние на него оказывал человек. Характерная черта лугов и полей - видовое разнообразие: здесь может одновременно сосуществовать несколько десятков видов растений .

Формирование луга происходит в три этапа. Вначале вырастают однолетние растения и стелющиеся травы; подобная растительность укореняется неглубоко и её корни, ползучие побеги и корневища образовывают плотную поверхность дёрна. Затем, когда всходы станут более густыми и на грунте образуется первый перегной, появляются рыхлокустовые травы, которые укореняются глубже и могут использовать питательные вещества из подлежащих слоев почвы. Последний этап формирования луга - это дальнейшее загущение растительности и закисление грунта. В результате корням некоторых трав перестаёт хватать воздуха, часть видов погибает, и на их месте вырастают обычные травы, а на влажных участках - осока и ситник.

Луга и поля - это динамично меняющееся, богатое сообщество разнообразных растений, которые соперничают между собой за свет, воду и питательные вещества - минеральные соли и микроэлементы. Верхний ярус образуют светолюбивые растения; двулистные здесь редки. Самый нижний ярус состоит из видов, хорошо переносящих недостаток света. Состав и вид луговых растений зависит не только от деятельности человека, но и от характера местности: качества почвы, разлива рек, уровня грунтовых вод, направления ветров, а также видов насекомых и птиц - потенциальных переносчиков семян.

С этой точки зрения луга подразделяются на низинные и заболоченные мелиорированные, пойменные и суходольные, а также горные пастбища и поляны. Пойменные или заливные луга располагаются в долинах либо там, где весной разливаются воды или подмокает почва. Здесь может встречаться около 50 видов растений.

Растительность верхнего яруса заливных лугов представляют сосудистые растения семейства осоковых, которым отлично подходят кислые почвы. В нижнем ярусе заливных лугов можно встретить вербейник монетчатый, или луговой чай - красивое стелющееся растение из семейства первоцветных.Его побеги, достигающие 60 см в длину, покрыты множеством овальных листочков. Довольно крупные жёлтые цветки, растущие из пазух листьев, цветут с июня по сентябрь.

Флора суходольных лугов

Из всех разновидностей суходольные луга занимают большую часть общей территории многолетних зелёных угодий. Здесь на лёгких и средних почвах растут в среднем 80 различных видов, среди которых высокие и низкие травы, кормовые растения и клевера. Почти повсеместно можно встретить нежные, безлистные метёлки мятлика лугового - его корневая система хорошо развита, благодаря чему растение образует прочный дёрн, устойчивый к вытаптыванию.

Овсяница отличается значительным разнообразием морфологических черт - например, красная овсяница выдерживает мороз и даже под ледяной коркой выживает в течение двух месяцев, а в отсутствие морозов не жухнет даже зимой. Цветёт овсяница в июне, а летом её листья растут чуть ли не на глазах - со скоростью до 4 мм в сутки. Она не боится вытаптывания, светолюбива и без вреда для себя переносит заливание водой в течение 10 - 15 дней.

Корневая система плевела многолетнего, или райграса, образует плотный дёрн, но его корни не уходят на глубину более 10 см. Этот ценный кормовой злак чувствителен к недостатку воды; он цветёт в июне-июле и продолжает расти до поздней осени. Райграс требует света, но хорошо переносит вытаптывание, а его пищевая ценность для домашнего скота обусловлена тем, что это луговое растение накапливает значительные количества минералов и микроэлементов: кальция, натрия, кремния, магния, калия, серы, меди, молибдена. Плоский колос райграса достигает высоты 20 - 25 см.

Напротив, лён слабительный - однолетнее растение с нитеобразными стеблями до 30 см высотой и слабым корешком - представляет собой мелкий сорняк, а содержащийся в нём ядовитый линамарин может быть вреден для животных.

Листья зверобоя продырявленного, который также является широко используемым лекарственным растением, выглядят так, будто их и вправду кто-то продырявил. На самом же деле сильно просвечивающие места представляют собой не что иное, как желёзки, наполненные эфирными маслами .

Подорожник большой - многолетнее розеточное растение с коротким толстым корневищем и пучком шнуровидных корней. Длинные колосья на высоких стеблях облеплены крохотными плодами, которые очень любят птицы. Цветёт и плодоносит это растение с апреля по сентябрь, причём к типу почвы оно совершенно нетребовательно и встречается почти везде в нашей природе.

Наверное, самым известным среди сорняков является одуванчик лекарственный: его солнечно-жёлтые цветки можно увидеть в мае-июне, а иногда он ещё раз цветёт осенью. Цветки одуванчика раскрываются под солнцем, закрываясь в пасмурные дни и вечером, а вызревшие лёгкие семена, снабжённые «парашютиками», переносятся ветром на значительные расстояния. Одуванчик очень трудно уничтожить: стержневой корень у данного растения достигает 5 - 50 см в длину, и если оторвать надземную часть растения, оно вновь отрастёт от корня; кроме того, в местах повреждений корень одуванчика образует выводковые почки, из которых появляются новые растения. Истребить одуванчик можно только химическим путём либо лишив его света.

  • Назад
  • Вперёд

Виноград

    В садах и на при­усадебных участках можно подобрать для посадки винограда место потеп­лее, например, с солнечной сторо­ны дома, садового павильона, ве­ранды. Рекомен­дуется высаживать виноград вдоль границы участка. Сформирован­ные в одну линию виноградные лозы не займут много места и в то же время бу­дут хорошо освещаться со всех сторон. Возле построек виноград надо размещать так, чтобы на не­го не попадала вода, стекающая с крыш. На ровных местах надо де­лать гряды с хорошим стоком за счет водоотводных борозд. Некоторые садоводы по опыту своих коллег из западных районов страны копают глубокие посадоч­ные ямы и заполняют их органи­ческими удобрениями и удобрен­ной землей. Ямы, выкопанные в во­донепроницаемой глине, - это сво­его рода замкнутый сосуд, кото­рый в период муссонных дождей заполняется водой. В плодородной земле корневая система винограда первое время хорошо развивает­ся, но как только начинается пере­увлажнение, она задыхается. Глу­бокие ямы могут играть положи­тельную роль на почвах, где обес­печен хороший естественный дре­наж, водопроницаемая подпочва или возможен мелиоративный ис­кусственный дренаж. Посадка винограда

    Быстро восстановить отживший куст винограда можно методом от­водков («катавлак»). С этой це­лью здоровые лозы соседнего ку­ста укладывают в канавки, про­копанные до места, где раньше произрастал погибший куст, и при­сыпают землей. На поверхность выводят верхушку, из которой по­том вырастает новый куст. Одре­весневшие лозы на отводки укла­дывают весной, а зеленые - в июле. От маточного куста их не отделяют в течение двух-трех лет. Замерзший или очень старый куст можно восстановить посред­ством короткой обрезки до здоро­вых надземных частей или обрез­ки на «черную головку» подзем­ного штамба. В последнем случае подземный штамб освобождают от земли и целиком спиливают. Неда­леко от поверхности из спящих почек вырастают новые побеги, за счет которых формируют новый куст. Запущенные и сильно повреж­денные морозом кусты винограда восстанав­ливают за счет более сильных жи­ровых побегов, образующихся в нижней части старой древесины, и удаления ослабленных рукавов. Но прежде чем удалить рукав, формируют ему замену. Уход за виноградом

    Садоводу, приступающему к выращиванию винограда, надо хо­рошо изучить строение виноградной лозы и биоло­гию этого интереснейшего расте­ния. Виноград относится к лиановым (лазящим) растениям, для него нужна опора. Но он может сте­литься по земле и укореняться, как это наблюдается у амурского винограда в дикорастущем состоя­нии. Корни и надземная часть стебля растут быстро, сильно вет­вятся и достигают больших раз­меров. В естественных условиях без вмешательства человека выраста­ет разветвленный куст винограда со множе­ством лоз различных порядков, который поздно вступает в пло­доношение и нерегулярно дает урожай. В культуре виноград формируют, придают кустам удоб­ную для ухода форму, обеспечи­вающую высокий урожай качест­венных гроздей. Посадка лимонника

    Лимонник китайский, или схизандра, имеет несколько названий - лимонное дерево, красный вино­град, гомиша (японское), кочинта, кодзянта (нанайское), кольчита (ульчское), усимтя (удэгейское), учампу (орочское). По строению, системному родству, центру происхождения и распространению лимонник китайский не име­ет ничего общего с настоящим цит­русовым растением лимоном, но все его органы (корни, побеги, ли­стья, цветки, ягоды) источают аромат лимона, отсюда и название лимонника. Цепляющаяся или об­вивающая опору лиана лимонника наряду с амурским виноградом, тремя видами актинидий является оригинальным растением дальнево­сточной тайги. Его плоды, как и настоящего ли­мона, излишне кислые для потреб­ления в свежем виде, но они об­ладают лечебными свойствами, приятным ароматом, и это при­влекло к нему большое внимание. Вкус ягод лимонника китайского несколько улучшается после заморозков. Ме­стные охотники, потребляющие та­кие плоды, утверждают, что они снимают усталость, сообщают ор­ганизму бодрость и улучшают зре­ние. В сводной китайской фарма­копее, составленной еще в 1596 го­ду, говорится: "плод китайского ли­монника имеет пять вкусов, отне­сен к первой категории лекарст­венных веществ. Мякоть у лимон­ника кислая и сладкая, семена горько-вяжущие, а в целом вкус плода солоноватый. Таким обра­зом, в нем все пять вкусов нали­цо". Вырастить лимонник