Нод окружающий мир в подготовительной группе зима. Нод для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "зимушка-зима"


Самойлова Светлана Викторовна

ГБОУ СОШ № 10 СП "Детский сад "Березка" г.о.Чапаевск Самарская область

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы

«Зимушка- зима в гости к нам пришла»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Социально- коммуникативное развитие:

ü Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом в решении игровых и познавательных задач.

ü Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом.

ü Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Речевое развитие:

ü Побуждать активно заниматься словотворчеством, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

ü Обогащать словарный запас детей.

ü Побуждать проявлять чуткость к художественному слову во время прослушивания стихотворения.

ü Побуждать подбирать к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами.

Познавательное развитие:

ü Закрепить названия зимних явлений природы, названия зимних месяцев.

ü Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

ü Познакомить со стихотворением И. Сурикова «Зима»

Художественно- эстетическое развитие:

ü Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. (П. И. Чайковский «Времена года. Январь»)

ü Продолжать совершенствовать умение делать аппликацию. Аккуратно приклеивать детали, промакивать салфеткой.

ü Продолжать формировать умения пользоваться ножницами.

Физическое развитие:

ü Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх.

ü Закрепить умение совмещать слова и действия в игре.

Материал: картинки с изображением зимних явлений природы, стихотворение И. Сурикова «Зима»; картон голубого цвета, лист белый А4, небольшой кусочек красной и черной цветной бумаги, ножницы, клей, кисть, салфетка, клеенка, шаблоны.

1.Загадки о зиме.

v Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (снег)

v Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (лед)

v Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

v Как на небе с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки. (снегопад)

Молодцы! В какое время года бывают эти явления природы? (зимой)

2. Беседа о зиме.

Каждый год приходит к нам зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, по ночам каток для нас мостит, посыпает дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было.

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

О каком месяце зимы говорится в загадке:

  • Назовите- ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш придет- мы встречаем Новый год! (Декабрь)

На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

  • Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду-упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится: от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Январь в народе называли сечень, т.к. он рассекал зиму на две половины.

  • Снег мешками валит с неба. С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Февраль называют лютый, т.к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели.

Как называется большая куча снега на земле? (сугроб)

Как называется явление, когда на веточках деревьев лежит снег? (иней)

Как называется сильный ветер со снегом? (метель, буря)

Как называется явление, когда среди холодной зимы вдруг наступает потепление? (оттепель)

Как называются кусочки льда под крышами домов? (сосульки)

Зима приходит к нам как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, Застыл в белом покое, кажется жизнь здесь замерла, и все живое куда-то скрылось.

3.Стихотворение о зиме. И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Стали дни коротки, солнце светит мало.

Вот пришли морозы и зима настала.

Понравилось вам стихотворение? Какое время года описывается в нем? Давайте вспомним, какие признаки бывают зимой.

4. Дидактическая игра «Подбери признак»

Зима (какая?) … (холодная, белая, снежная…)

Снег (какой?) … (рыхлый, мягкий, белый, рассыпчатый…)

Мороз (какой?) … (жгучий, сильный, трескучий…)

Ветер (какой?) … (пронизывающий, резкий, сильный)

Деревья (какие?) … (голые, сонные…)

Дни (какие?) … (короткие, холодные, ясные, пасмурные)

Какими красками пользуется зима?

Как вы думаете, чем пахнет зима?

5. Физминутка «Снег»

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими покидались, наши руки и размялись.

А теперь пора творить- бабу снежную лепить. Ком за комом покатили,

Друг за другом водрузили.

Сверху, третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

6. Продуктивная деятельность.

Аппликация «Снеговик».

Дети обводят шаблоны сугроба, 3 части снеговика, 2 круга- руки, морковку и ведро. 6 деталей из белой бумаги, 2 детали из красной бумаги. Глаза, улыбку, палочку из черной цветной бумаги. Вырезают и поочередно наклеивают на голубой картон.

Дети выполняют работу под запись произведения П. И. Чайковского «Времена года. Январь»

Яна Смеркалова
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Занятие по коммуникации в подготовительной группе

Тема : Зимушка-зима

Цель : обобщить и систематизировать знания детей о зиме; учить подбирать родственные (однокоренные) слова и антонимы; учить детей отвечать на вопросы; развивать навык словообразования и составления предложений; активизировать словарь по данной теме;

Предварительная работа : Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (признаки зимы)

Белый снег пушистый В воздухе кружится,

И на землю тихо Падает ложится

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

Какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная) Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река) Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю. Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

Хорошо описали зиму , вспомнили все ее признаки.

2. Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)

Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег» .

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается. (снежок) .

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка. (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

Какие слова вы добавляли?

На какое слово они все похожи?

Подберите похожие слова к словам :

Зима - (зимушка , зимний, зимовать, зимующие и др .);

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

3 Игра «Я, ты, он,она!»

А еще зимой, ребята, не только морозят и замораживают, но и зябнут, то есть мерзнут. И чтобы запомнить это слово, мы поиграем в игру «Я, ты, он, она» составим словосочетания со словами зябнуть зимой (я зябну зимой, ты., он, она, мы., вы., они.)

4. Физминутка. Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте, там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки) .

В Таню кинули снежком (произвольные движения, в Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком - получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) - побежим скорей домой (возвращаемся на места!

5. Игра «Путаница»

Ой, ребята, пока мы с вами грелись, у меня все слова в предложениях перепутались! Что же теперь делать? Может быть, вы поможете мне распутать их?

Дети забавы любить зимние – дети любят зимние забавы

Зина санки зимой кататься на - Зина любит зимой кататься на санках

Дети одежда зимой надевать зимняя – дети зимой надевают зимнюю одежду.

Кузя снеговик лепить сад в - Кузя лепил снеговика в саду

Игра «Наоборот»

Здесь разобрались, а вот еще напутано :

Летом и зимой дни жаркие. Правильно? Летом и зимой небо светлое. Правильно?

Летом и зимой дни длинные. Правильно? Весной и летом Лёд на реке тонкий. Правильно?

Снег и лед мягкие. Правильно?

Молодцы, навели порядок, распутали все слова, теперь можно продолжать дальше!

6. Работа над улучшением дикции и автоматизации звуков С З

Предложения и словосочетания вы умеете составлять, а вот стихи и скороговорки кто-нибудь умеет рассказывать? А про зиму или снег знаете ? (повторение скороговорок «Сыплет, сыплет снег» и «Зима была» ) молодцы, а я такую скороговорку знаю и предлагаю её выучить :

ЗЯБНЕТ НОС, ИДЁТ ЗИМА,

В ЗИМНЕЙ СКАЗКЕ ЛЕС, ДОМА.

ВСЁ ПОЗЁМКОЙ ЗАНЕСЁТ :

ЗЕМЛЮ, СТЕПИ И ЗАВОД!

7. Итог. Игра «Скажи ласково»

Какие же вы все умнички, со всеми заданиями справились!

Кто скажет, о чем мы сегодня говорили? А какое новое слово выучили? Молодцы, но у меня припасено еще одно, самое легкое : скажите, когда мы хотим сделать приятное кому-нибудь, то как мы обращаемся, как его называем? Правильно, ласково, а давайте придумаем, как нам задобрить зиму

Снег….снежок ветер…. ветерок Мороз - морозушка снежинка…снежиночка Зима….зимушка елка… .елочка горка-горочка Санки- саночки снеговик-снеговичек Снегурка – Снегурочка Звезда…. звездочка солнце…. солнышко

За то, что вы хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии, дарю вам всем солнышко, чтобы оно грело нас в мороз!

Галия Нигмятуллина
Конспект НОД в подготовительной группе «Зима»

Конспект НОД

в подготовительной группе на тему : «Зима »

Воспитатель : Нигмятуллина Г. А.

Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Программное содержание :

Познавательное развитие : обобщить и систематизировать представления о зиме по основным признакам : продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды.

Речевое развитие : продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.

Художественно-эстетическое развитие : развивать координацию движений, музыкальный слух; мелкую моторику и чувство симметрии.

(Ребята стоят на коврике)

Тему нашего разговора вы можете отгадать сами. Для этого вам нужно собрать картинки. Пройдите к столам.

(Дети собирают разрезные картинки с изображением зимы)

Итак, ребята внимательно посмотрите на то, что у вас получилось. Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня?

Правильно, о зиме. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима ? Какие приметы зимы отчётливо видно на этих картинках? (Ответы детей)

Посмотрите, какая красота! (Показ иллюстраций)

Ребята, зимушка-зима приготовила для вас задания.

Первое задание, которое она для вас приготовила, не очень сложное. Зимушка-зима хочет узнать : знаете ли вы, какие изменения происходят зимой в природе. Расскажем ей? Я буду показывать вам карточки, а вы рассказывать. (В это время года самые короткие дни и длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озёра покрываются льдом, а земля –снегом)

А сейчас мы с вами поиграем в д/и «Зимние забавы» , которую приготовила для вас зимушка-зима .

Ребята, хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой :

*снежинка, тепло, новый год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, дед мороз, листопад, Снегурка, персики, загорать, снегопад, лыжи*

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Скажите, пожалуйста, что вам нравится зимой? (Ответы детей)

У вас на столах лежат листы. На них изображены дети, у которых разные развлечения зимой. Но они расстроены, та как у них не хватает каких-то предметов. Попробуйте отгадать каких. Нарисуйте стрелочку к недостающему предмету.

Молодцы! Вы справились и с этим заданием зимушки-зимы. А теперь скажите, какая погода у нас зимой? Но мы ведь с вами мороза не боимся. Выйдем на коврик и покажем зимушке-зиме.

(Музыкальная игра «Руки, ноги, голова» )

Ребята, следующее задание, которое для вас приготовила зимушка-зима такое : вам нужно по точкам соединить плавные линии, и посмотрим, у кого что получилось. (Дети работают)

Так что получилось?

Правильно, снежинка. Ребята, а откуда берутся снежинки? (Ответы детей)

Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем на воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.

Так из чего состоят снежинки? (из мельчайших кристалликов льда)

Существует такое разнообразие снежинок. Считается, что не бывает даже двух одинаковых. У каждой снежинки много лучиков : 6 и 8.

Посмотрите, какие бывают снежинки? (Показ иллюстраций)

Закройте глаза и представьте себе снежинки. Какие они? (лёгкие, нежные, пушистые, белые, красивые, холодные)

Как падают снежинки? (мягко, легко, плавно, тихо)

А сейчас поиграем в игру. Встаём в круг. Мы будем передавать снежинку друг другу и говорить слова. Кто будет последним, выйдет в середину, покажет какое – нибудь движение, а мы будем повторять. Начинаем говорить со мной слова :

«Полетит моя снежинка

Вместе с музыкой вперёд.

А коснётся детских ручек.

Танцевать ты с ней пойдёшь!

(Игра повторяется 2-3 раза)

Молодцы! А теперь снова займите свои места за столами. Следующее задание будет таким : на голубой пластинке нужно прочертить при помощи палочки снежинку. (Дети выполняют под музыку П. И. Чайковского «Декабрь» )

Какие красивые снежинки получились! Сравните свои снежинки, есть ли одинаковые?

Возьмите их себе в качестве подарка от зимушки-зимы за то,что вы были такими внимательными, активными.

Итог занятия :

Я хочу узнать, что вам больше понравилось в нашем разговоре о зиме?

Какие вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Зимушка-зима» Цель: учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка. Задачи: 1. Расширять представление детей.

Конспект нетрадиционной утренней гимнастики «Зима» в подготовительной группе с ОНР Разработала: З. Н. ШИПИЦЫНАПСИХОГИМНАСТИКА: «Наступили холода» Вот так холод, ой, мороз, Очень больно щиплет нос Чтоб согреть его скорей,.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Зимушка-зима» Ибатуллина Светлана Алексеевна, воспитатель МАДОУ д/с №36 г. Нефтекамск РБ Программное содержание: -формировать умение вырезать елочки из.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Зимушка – зима» Цель: обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима» в подготовительной группе Конспект НОД (реализация образовательной области «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в подготовительной.

Конспект образовательной деятельности по аппликации «Зимушка, зима» в подготовительной группе ДОУ Цели: развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, ритма и формы; закреплять навыки и умения работы с ножницами, с бумагой; закрепить умение.

Конспект НОД на тему «Зима» в рамках образовательных областей «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы.

Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Описание : занятие предназначено для воспитателей детских садов. В ходе занятия в игровой форме дети закрепляют знания о признаках зимы, знакомятся с особенностями зимы своего региона, идет обогащение словаря. В занятии используются стихи, загадки, новая интересная сказка. На протяжении всего занятия дети разрешают проблемные ситуации.
Цель: формирование представлений детей о зиме.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, как времени года. Закрепить характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе. Учить устанавливать связи между тем, как птицы, животные и человек приспосабливаются к особенностям времени года. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать логическое мышление, память. Способствовать воспитанию любви к природе, желанию оказать помощь нуждающимся.
Материал и оборудование : игрушка ежик; магнитная доска; набор карточек с признаками зимы; карточки, соответствующие по цвету временам года; пиктограммы «весело», «грустно»; д.м. «Птицы»; несколько снежинок.
Раздаточный материал: белая бумага, блестки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: дети, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу, для того, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.
- Какие времена года вы знаете?
(Зима, весна, лето, осень).
-Каждому времени соответствует определенный цвет.
Задание: на магнитной доске выставить карточки с «временами года», подобрать к ним карточки соответствующего цвета (белую, зеленую, разноцветную, желтую).
-Сколько же времен года существует в природе? (четыре).
-А вот мой знакомый еж утверждает, что их три, почему?
(Еж зимой находится в спячке, и он не знает зимы).
- А вы хотите доказать ежу, что зима существует?
(На доске воспитатель оставляет только карточку белого цвета).
Словесная игра «Зимние слова».
(За каждое правильно названное слово можно дать снежинку, победит тот, у кого снежинок будет больше).
-Назовите «зимние слова». Я называю слово «зима», а вы?
(Снег, метель, вьюга, мороз, лед, пороша, гололед, снеговик, Снегурочка, сани, иней, снегоход, поземка и другие).
В конце игры воспитатель подводит итоги.
А что вы можете сказать о зиме в наших краях, какая она?
(Мягкая, теплая, пасмурная, сырая, дождливая…)
От какой погоды у вас хорошее, радостное настроение?
(Когда солнце, мороз, снег, можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки).
- Какую пиктограмму мы выставим? «Весело»
- А от какой погоды вам грустно?
(Холодно, колючий ветер, сыро, вместо снега пошел дождь…)
(Выставляют пиктограмму «грустно»).
- Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, или белоснежная, волшебная.
За ее красоту люди придумали ей ласковые красивые названия:

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, зимушка – зима!
П.Вяземский.
- А, вы, какие красивые названия знаете?
(Гостья – зима, чародейка, зима – волшебница, рукодельница…)
- Наш ежик спрашивает, как узнать о том, что зима наступила?
Дидактическая игра «Наступила зима».
(По схеме «паучок».) Используется набор карточек о приметах
зимы и карточка белого цвета – модель зимы. Модель выставляется
посредине, остальные карточки ставятся по ходу работы).
- Почему летом тепло, а зимой холодно?
(Солнце плохо греет, дает мало тепла, говорят: «Солнце светит, но не греет»).
- Какая земля зимой?
(Мерзлая, вся покрыта снегом).
- А реки?
(Скованы льдом).
- Что вы видите на этой карточке?
(Отлет птиц).
- Почему птицы на зиму улетают в теплые края?
(Зимой холодно и голодно).
- А тем птицам, которые остаются зимовать, мы должны помочь пережить холодную зиму. Как?
(Сделать кормушки, подкармливать птиц).
- Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какие птицы прилетели к моей кормушке?
Загадка:
«Положила я в птичью кормушку веточку сухой рябины и хлебные крошки.
Прилетела стайка маленьких сереньких птичек в коричневых сюртучках, хлеб склевали, а рябину не тронули. Кто это был?»
(Воробьи. Воспитатель выставляет карточку с изображением воробья).
«…смотрю, сели на кормушку другие: грудка у них красная, концы крыльев и голова синего цвета, а на крыльях по белой полоске. Ягод рябины в кормушке не осталось». Кто прилетал?
(Снегири).
«…прилетели птички с желтыми грудками».
- Кто это был?
(Синички).
- Наш милый ежик интересуется, а животные зимой тоже отправляются в теплые края?
(Звери приспосабливаются к зиме: одни залегают в спячку, другие готовят запасы на зиму, линяют, меняют летние шубки на зимние).
- Ежик спрашивает, а люди зимой тоже впадают в спячку?
(Люди тепло одеваются, отапливают дома, занимаются спортом, закаляются,принимают витамины).
- Послушайте сказку «Снежинка».
«В снежном лесу, в ледяной избушке жила волшебница Зима. У нее была любимая внучка Снежинка. Она очень любила танцевать и кружиться в воздухе. Снежинка была очень маленькая, поэтому бабушка зима когда уходила в лес рассыпать снег, крепко – накрепко запирала двери. Снежинка очень скучала, когда оставалась одна дома.
Однажды она вырвалась на волю через открытую форточку. Летит, а навстречу ей Волк: «Снежинка, Снежинка, я тебя съем»! А Снежинка отвечает: « Не ешь меня, я тебе станцую». И, оттолкнувшись пушистыми ножками от земли, легко подпрыгнула и начала весело кружиться в воздухе.
Она так легко и красиво танцевала, что Волк невольно засмотрелся на нее.
Ему так понравился танец снежинки, что он от удовольствия даже открыл рот. Снежинка кружилась, кружилась и случайно коснулась горячего языка Волка. Вмиг она превратилась в капельку воды и упала на волчью лапу. Волк
очень расстроился и горько заплакал…»
- Как вы думаете, каким образом капелька снова сможет превратиться в снежинку?
Правильно, ей сможет помочь только мороз. Слушайте дальше.
«…Вовремя появилась бабушка Зима, она подняла капельку высоко в небо.
К ней прикоснулся Мороз своим волшебным посохом, и снова превратилась она в снежинку. Так у нее появился день рождения. А Солнце, поздравляя ее, засияло множеством красок. Эти краски засверкали на Снежинке
разноцветными блестками, и она улетела. И одному только Волку было грустно, и он до сих пор воет в лесу. Бедный Волк».
- Вам жалко Волка? Давайте сделаем ему подарок. Вырежем из бумаги снежинки, обсыпим их блестками, а наш знакомый еж передаст их Волку.
Продуктивная деятельность «Снежинка ».
Подведение итогов занятия.

Конспект НОД в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий и средств ИКТ. Тема: «Зима во всей красе»

Цель: Способствовать разностороннему развитию личности ребенка, укреплению его психического и физического здоровья. Обобщить и закрепить знания детей о зиме, о ее природных явлениях через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательно развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое развитие.

Задачи

Образовательные:

Формировать представления детей о таких видах искусства, как живопись, поэзия, музыка. Закрепить знания о видах ударных музыкальных инструментов, навыков способов извлечения на них. Способствовать формированию словаря, звуковой культуры речи. Создать условия для формирования социально – коммуникативных навыков, через умение общаться со сверстниками, с взрослыми в процессе игровой, творческой деятельности.

Развивающие:

Развивать психические процессы. Способствовать развитию музыкально – эстетического, художественного восприятия, музыкально – сенсорных способностей, певческих навыков детей, мелкой моторики рук, творческих способностей в умении самостоятельно воплощать свой творческий замысел в игре на музыкальных инструментах, танцевальной импровизации, художественной деятельности.Продолжать развивать в девочках и мальчиках качества, свойственные их полу.

Воспитывающие задачи:

Продолжать приобщать к музыкальной культуре. Создать условия для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений живописи, поэзии, классической музыки, интереса к музыкально – художественной деятельности, физической культуре. Обогащать музыкальные впечатления детей слушанием новых музыкальных произведений.

Оборудование и материал. Средства ИКТ. Музыкальные инструменты – трещотка, погремушки, коробочка, бубенцы, колокольчики; султанчики новогодние; смайлики с одной стороны – веселое, а с другой – грустное изображение, вырезанные снежинки в середине, которых точками изображены коньки, лыжи, клюшки; витамин «Аскорбиновая кислота» в драже по количеству детей.

(Дети заходят в зал под музыку Г. Свиридова «Вальс», останавливаются в кругу).

Муз. рук. (Поет) Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Я знаю, что вы все добрые, умные ребята, любите музыку и приглашаю вас в сказочное музыкальное путешествие. Но, сначала, мы с вами выполним упражнение. Покажите свою ладошку. Сейчас каждый из вас вместе со мной прохлопает свое имя.

Ритмическое упражнение «Прохлопай свое имя».

Муз. рук. Открывайте шире глазки, отправляемся мы в сказку.

Однажды прекрасным, зимним днем на землю прилетела необычная снежинка. Надоело ей просто лежать, захотелось отправиться в зимнее путешествие.

И где, вы думаете, она оказалась?

Дети (…).

Муз. Рук. В детском саду.

(На экране слайд – изображение снежинки на фоне зимнего пейзажа.

Снежинка: Я, волшебная Снежинка, с музыкою я дружу,
От Зимы привет вам шлю, в путешествие зову!

Муз.рук. Поднимите ладошку, положите на нее снежинку, сделали короткий вдох через нос, выдуваем через ротик трубочкой на снежинку и полетели (Снежинка улетает).

Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку» .

( Слайд изображение картины В. М. Васнецова «Зимний сон» и изображение Снежинки на фоне внизу экрана . Звучит волшебная музыка).

Муз. рук. Ребята, снежинка перенесла нас на зимние просторы. Давайте полюбуемся зимушкой. Свое восхищение красотой зимней природы, выразили в искусстве художники, композиторы, поэты. Ребята, перед вами изображение картины В. М. Васнецова «Зимний сон». Что вы видите на ней?

Дети (Ответы).

Муз.рук. Зимний лес. Все вокруг укутано зимним одеялом. Природа застыла. Как будто, спит. Не зря, картина называется «Зимний сон» (Звучит голос Снежинки).

Снежинка Ребята, а давайте оживим эту картину с помощью вашего голоса и музыкальных инструментов.

Фонопедическое упражнение «Оживи картину» с элементами музицирования

Муз. рук. Зимний лес спит. Вдруг, поднялась и разыгралась метель. (У – у – у – у). Веточки деревьев затрещали (Цокают в «улыбке», звучит трещотка ) и с них посыпался пушистый снег (Ш – ш – ш, играют на погремушках ). В поисках пищи по сугробам прошелся гордый лось. (Сжимают пальцы на звук «Х»). Застучал старательно по дереву дятел. («Клювиком» стучат по ладошке на слово «тук», звучит «Коробочка»). Нарушив зимний покой леса, проехала лошадка (цокают, играют на ложках ), звеня бубенцами (произносят «Динь» и играют на бубенцах, колокольчиках) и скрипя санями (шуршат ладошками). Снова воцарилась тишина.

Муз. рук. Молодцы! Вот мы и оживили картину «Зимний сон».

Ребята, а сейчас мы послушаем, какой изобразил зиму итальянский композитор
А. Вивальди в музыке. Музыка, мы знаем, бывает классическая, современная, народная. Сейчас прозвучит классическая музыка – вторая часть музыкального произведения «Зима» из цикла «Времена года» в исполнении оркестра. Подумайте, какая музыка по характеру и что можно представить, слушая эту музыку (Слушают).

(Предполагаемые ответы – светлая, спокойная, нежная, ласковая, протяжная, прозрачная).

Муз.рук. Бескрайние зимние поля. Вокруг белым-бело. Светит солнышко. Снежинки искрятся от солнечных лучей (Слайд – портрет А.С. Пушкина).

Муз. рук. Послушайте, какая часть стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина подходит по настроению к музыкальному произведению «Зима» А. Вивальди.

Первая: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, и ты печальная сидела –

Или вторая : Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Муз. рук. Вот мы и полюбовались красотой зимней природой, выраженной в живописи, музыке и поэзии (Звучит голос Снежинки).

Снежинка Ребята, а вы знаете пословицы о зиме?

Дети (Ответы).

Муз.рук. В народе говорят: «Февраль и теплом приласкает и морозом ударит». «Февраль солнце на лето поворачивает». «Вьюги да метели под февраль налетели».

Муз. рук. Молодцы, ребята! Давайте поиграем. Изобразим «Метель» с помощью султанчиков и движений под классическую музыку (Слайд- портрет П.И. Чайковского) великого русского композитора П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» к балету «Щелкунчик». Когда зазвучит громкая волнительная часть отрывка из этого музыкального произведения, будут двигаться мальчики, а когда более тихая, плавная часть музыки – девочки.

Танцевально-игровое творчество «Метелица».

Снежинка: Ребята, отгадайте загадку:
Замечательный художник у окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята кто окно разрисовал? (Мороз)

Муз. рук. Давайте и мы украсим снежными узорами полянку.

(Звучит «Танец феи Драже». Дети раскладывают султанчики в форме узоров).

Упражнение на релаксацию и творчество «Зимние узоры».

(Дети возвращаются на ковер).

Снежинка: А теперь нам в путь пора в санки сядьте, детвора!

(Дети перемещаются на стулья перед фортепьяно, имитируя движение «Санки»).

(Слайд – изображение Снежинки на фоне детского двора).

Муз.рук. Зима нас радует не только своею красотой, но и зимними забавами. Послушайте стихотворение башкирского поэта (Звучит голос Снежинки).

Снежинка: Предлагаю вам, ребята, покататься с горки.

Муз. рук. А вы катались когда-нибудь с горки с помощью своего голоса? Я вас научу, но сначала, потренируем ваше дыхание.

Прием на дыхание «Дирижер».

Муз. рук . Чтоб красиво петь, надо прямо всем сидеть!
Ножки подружили, ручки положили, смотрим на меня. Какая красота

(Слайд – изображение Снежинки на верхней части горки.)

Упражнение с элементами вокалотерапии «Катание на горке»

(Слайд – Снежинка скатывается с горки, дети поют «Ух», «Ах»).

Муз. рук. Ребята, для вас я сочинила песенку «Зимние забавы».

Послушайте и определите с помощью веселых и грустных смайликов, какая она по характеру и о чем поется в песне.

(Слушание песни; показ характерного смайлика; подбор подходящего по характеру звучания музыкального инструмента; беседа о содержании песни с использованием слайдов и подобранных детьми жестов, передающих ее содержание).

Я еще раз исполню песню, а вы мне помогайте, показывайте то, о чем поется в песне.

(Повторное исполнение).

Давайте выучим слова запева.

Прием «Волшебный микрофон» (Рук. говорит, дети повторяют в микрофон).

Снежинка А чтобы вы еще лучше научились петь, я позвала на помощь своих подружек.

Упражнение «Ритмические снежинки» (Слайд – снежинки большие, маленькие, изображающие ритмический рисунок припева. Дети повторяют на слог «Та», «Ти»).

(Звучит «Ветер», снежинки улетают с экрана).

Муз. рук. Дети, снежинки прилетели к вам под стульчики!Они не простые, с сюрпризом. Соедините карандашом точки и увидите картинку (Дети выполняют задание).

Муз. рук. Покажите, что у вас получилось на картинках (Дети показывают).

Снежинка: Дети, чтобы расти здоровыми, надо не только играть, но и заниматься спортом!

Муз.рук. Заберите картинки домой, и разрисуйте их с родителями.

Ой, как много у нас снежинок! А давайте слепим снежную Бабу. Положите снежинки на стульчики, выходите в кружок.

Логоритмическое упражнение «Снежная Баба» (Слайд – снежная Баба с ведром).

Снежная Баба: Потрудились, вы на славу! Постарались вы не зря!
Бабу снежную слепили, полюбуйтесь. Это – я!
Здесь для вас в ведерке витамины от гриппа и ангины.
Глазки дружно закрывайте, витамины получайте (Слайд – снежная Баба без ведра).

(Муз. рук. передает витамины воспитателю.)

Муз. рук. Спасибо, снежная баба! А еще, чтобы не болеть зимой, мы любим танцевать и выполнять оздоровительный массаж (Дети встают на коврик).

Танцевальное творчество с элементами оздоровительного массажа «А на улице мороз»

Муз. рук . А где же наша снежинка? (Слайд – Снежинка).

Снежинка: Ребята, мне очень понравилось наше зимнее, музыкальное путешествие.

(Дует ветер). Ой, мне пора улетать, а то я скоро растаю. До свидания!

Муз. рук. Дети, а вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? Что научились делать и что нового узнали? Вы оказались внимательными слушателями, способными исполнителями и любителями музыки.А сейчас ложимся на коврик и отдыхаем.

(Звучит музыка). Упражнение на релаксацию «Отдохнем».

Мы играли, мы играли. И немножечко устали.
Глазки дружно закрываем и тихонько засыпаем.
Ровно, ровно дышим, что вокруг – не слышим.
Потянулись, встали, славно отдыхали!
В группу вам идти пора, до свидания, детвора!

(Берут снежинки, уходят из зала).