Соединение металлических частей. Чем склеить металл с металлом


Во многих квартирах устаревшего жилищного фонда электрическая энергия распределяется по проводам, выполненным из алюминия. Их соединяют между собой различными способами, в том числе и скруткой. Но иногда возникает необходимость в сращивании алюминиевых и медных проводов. Такая нужда может возникнуть при подсоединении розеток, электрических приборов.

На самом деле соединение, выполненное в виде скрутки, не самое лучшее решение. Но существует несколько простых правил, выполнение которых сведёт к минимуму отрицательный эффект от соединения такого типа. Тем более что правилами электромонтажа скрутки такого типа запрещены к использованию и в бытовых, и в промышленных сетях. И поэтому поиск методов соединить алюминиевый и медный провод не теряет своей актуальности.

Коррозия при соединении разных металлов

Многие искренне верят в то, что стыковка медных и алюминиевых проводов недопустима. Отчасти это так. Все дело в коррозии. Такие явления возникают при соединении проводников, выполненных из разных металлов. Если они состыкованы между собой в атмосфере, в которой нет влаги, то ничего страшного не должно произойти. Но в атмосфере всегда присутствует влага в том или ином объеме. У каждого металла существует свой строго индивидуальный электрохимический потенциал, у железа он имеет одно значение, у меди - другое, у алюминия - третье. Такое свойство металлов привело в свое время к появлению автономных источников питания:

  • батареек;
  • аккумуляторов.

Если в стык проводов, выполненных из разных металлов, попадает влага, то происходит образование короткозамкнутого гальванического элемента . То есть при подаче тока один из проводов начинает разрушаться. Но можно соединить алюминиевый провод с медным и при этом избежать нагрева и коррозии в точке контакта.

Методы соединения проводов

Разность электрохимических потенциалов меди и алюминия рано или поздно приведет к ее выходу из строя. Как быть в случае, когда без соединения меди алюминия не обойтись? Например, во время ремонта проводки в зданиях, где уложена проводка, выполненная из алюминиевого провода.

Существует несколько способов решения этой задачи:

  • использование клеммных коробок;
  • использование болтовых соединений.

Применив эти нехитрые устройства , можно будет гарантировать отсутствие контакта между алюминием и медью.

Клеммные коробки

На практике применяют множество конструкций клеммников. Одна из самых широко применяемых - это орешек.

По виду такая конструкция напоминает орех. Основную роль в этой конструкции играют три пластинки, между которыми и выполняется соединение. Для этого надо ослабить два болта, установить туда первый провод и зафиксировать его. Второй провод необходимо вставить между средней пластиной и оставшейся. Такая конструкция клеммника не допустит контактов проводов, выполненных из разных металлов. В данном случае алюминия и меди.

Другой не менее популярный способ стыковки проводов - по методу WAGO. Для осуществления этой операции достаточно снять с проводов изоляцию (10−15 мм) и вставить их в отверстия, расположенные в корпусе клеммника.

На внутренние полости этого небольшого устройства наложена смазка, не позволяющая проводам окисляться. Соединения такого типа подходят для подачи энергии на люстры, бра, то есть в цепях освещения. В то же время такой способ не подходит для работы с силовыми проводами. Дело в том, что большая нагрузка в силовых соединениях приводит к нагреву контактов, и вследствие этого может резко вырасти электрическое сопротивление.

Среди множества конструкций приспособлений для соединения проводов часто выбирают клеммные коробки. Для обеспечения подачи электричества достаточно зачистить, к примеру, медный провод, установить в одно отверстие и поджать установленным винтом. В другое отверстие, расположенное напротив, необходимо установить зачищенный провод из алюминия. Такие клеммные коробки обеспечивают передачу электроэнергии в сетях, собранных из проводов разных металлов.

Применение клеммников разной конфигурации и конструкции позволяет выполнять соединение алюминиевых и медных проводов между собой, при этом избегая их прямого контакта.

Болтовое соединение

Такой тип также допустимо использовать для соединения медных и алюминиевых проводов. Главное условие, которое необходимо соблюдать при использовании такого соединения, - это использование металлической шайбы, прошедшей через анодирование. Такой способ стыковки чаще все применяют в домашних условиях, когда нет возможности использовать клеммники и другие приспособления, произведённые в заводских условиях.

При выполнении электромонтажных работ, будь то домашняя или промышленная электрическая сеть, применяют широкую номенклатуру проводов, и объем алюминиевых занимает не последнее место. Часто перед монтажниками встает вопрос о способе соединить алюминиевые провода с выполненными из меди или других материалов. С помощью клеммных коробок это можно сделать и в домашних условиях, и на производстве.

Здравствуйте! Если вы когда-нибудь жили в многоэтажке, построенной в 80х годах прошлого века и раньше (а таких зданий в наших городах больше половины), то наверняка о проблемах протечек и потопов знаете не понаслышке. Страшно представить, сколько квадратных метров свежего (и не очень) ремонта было затоплено соседями сверху.

В этой ситуации не позавидуешь ни затопленному, ни виновнику. Причина, в большинстве случаев — неправильно смонтированные стыки водопроводных и канализационных труб. Поэтому к соединению коммуникаций между собой нужно относиться с высшей степенью ответственности, и моя статья сегодня — именно об этом.

Предлагаю узнать, как соединить металлическую трубу с пластиковой, избежав при этом катастроф бытового масштаба.

Соединение пластиковых и металлических труб требуется довольно часто.

Можно обобщить все причины в 3 условных пункта:

  • Плановая и срочная замена внутридомовых коммуникаций

В 20м веке все дома оснащались в основном чугунными трубопроводами. Постепенно чугун выходит из строя и на замену приходит пластик и металлопластик. Полимерные изделия намного дешевле, практичнее и удобнее в монтаже. Заменить сразу все коммуникативные линии в доме и в каждой отдельной квартире — невозможно. Поэтому в ходе ремонтных работ старые чугунные трубы соединяются с новыми пластиковыми.

  • Строительство

При строительстве любых промышленных и гражданских зданий, сооружений, а также прокладке линий трубопроводов часто один участок монтирует одна подрядная организация, а следующий – другая. И далеко не всегда их работа согласована, а используемые материалы одинаковы. Поэтому чередование металлических и пластиковых коммуникаций — обычная ситуация в отечественном строительстве.

  • Особые случаи

Иногда возникают ситуации, в которых использование различных материалов технологически необходимо. Например часть трубопровода подвержена высоким механическим нагрузкам, а часть –коррозии или высокой температуре. В этой ситуации на проблемных участках устанавливают более прочные стальные элементы, а все остальные монтируют из пластика.

Способы соединения

Существует несколько способов соединения металла и пластика.

Резьбовое

Применяется в случаях, когда диаметр соединяемых деталей не превышает 40мм. В этом способе стыковка происходит с помощью специального приспособления. Один конец этого приспособления — металлический с нанесенной на него резьбой. К нему прикручивается труба из металла. Второй конец – пластиковый. С ним соединяется пластик, с помощью накидной гайки, либо пайки.

Соединительные приспособления делятся на три типа:

  • Американка

Самый популярный вариант. «Американка» — это специальный элемент, состоящий из металлической части с нанесенной (внутренней или внешней) резьбой и пластикового патрубка.


Соединение металлической трубы с «американкой» производится методом накручивания специальной накидной гайки на резьбу, с другой стороны с помощью специального паяльника приваривается пластиковая часть. Герметизацию обеспечивает установка резиновой прокладки.

Плюс данного переходника — разъемность. При необходимости трубы можно рассоединить. При выкручивании металлической части важно не повредить прокладку из резины.

  • Фитинг-ниппель

Представляет собой пластиковую втулку с впаянной внутрь металлической пластиной с резьбой.


Одна часть фитинг-ниппеля накручивается на внешнюю резьбу присоединяемой трубы из железа, вторая часть-припаивается к полипропиленовому изделию. Обязательно использовать уплотнитель, например ФУМ-ленту.

  • Металлорукав

Металлорукав представляет собой гибкий шланг с уплотнительными манжетами и накидными гайками. Диаметр – различный.


Стыковка с помощью металлорукава — самый нераспространенный вариант. Но, когда следует скрепить удаленные друг от друга детали — этот способ оптимален. Металлическая труба прикручивается к одной из частей металлорукава, а для присоединения пластиковой опять-таки используют фитинг-ниппель. При выборе рукава и фитинг ниппеля следует обращать внимание на резьбу изделий.

Фланцевое

В случае, когда диаметр труб больше 40мм для соединения удобно использовать фланцы.


Фланец в этом случае должен быть пластиковым (металлический не подойдет) с дополнительными втулками с буртами и ограничительными бортиками. Если на металлической детали фланец уже присутствует — необходимо выбирать пластиковый соответственно его размерам.

Втулка с буртом надевается на концы соединяемых элементов, фланцы упираются в бурт. Герметизация достигается использованием резиновых либо паронитовых прокладок. Бурты втулок могут быть прямыми и конусными (на рисунке выше -конусный бурт). Прикрепление фланцев проводится болтами или шпильками. Крепеж затягивается крест-накрест, без усилия сжатия.

Фитинг

Соединение с помощью фитинга Гебо набирает все большую популярность.


Фитинг Гебо – обжимная муфта в виде патрубка. В состав фитинга Гебо входит несколько колец — зажимное, прижимное, уплотнительное и накидная гайка. Каждый из элементов имеет пару и располагаются они с двух концов муфты. Данный вариант соединения используется в случае, если нельзя на металле нанести резьбу.

Последовательность соединения:

  • Фитинг раскручивается;
  • Все зажимные кольца надеваются на соединяемые изделия;
  • К одной из труб присоединяется муфта, поджимаемая с помощью накидной гайки;
  • Тоже самое происходит с другой трубой.

Данное соединение обеспечивает 100% герметичности стыка, но сам фитинг нельзя нагружать.

Безрезьбовое

Соединение с помощью обжимной муфты.


Муфта состоит из следующих частей:

  • Корпус из высокопрочной стали или чугуна;
  • Две гайки из латуни или бронзы, расположенные по обоим концам корпуса;
  • Четыре металлические шайбы устанавливаемые во внутренней полости корпуса;
  • Герметизирующие резиновые прокладки.

Металлическая и пластиковая трубы вставляются в муфту каждая до середины, до соприкосновения. Гайки затягиваются до упора.

Существует еще один способ безрезьбового соединения. Для этого используется металлический шланг. Шланг надевается на края соединяемых деталей и обжимается специальными хомутами. Сейчас на рынке можно найти резиновые втулки, работающие по этому способу.

Существует и совсем «варварский» способ соединения полимерной трубы с металлической резьбой без применения каких-либо фитингов. Этот способ кстати приведен в видео ниже. Здесь пластиковая труба нагревается изнутри специальным «утюгом» и затем накручивается на металлическую резьбу. Горячий пластик обволакивает металл и создает довольно прочное соединение.

Но лично я считаю этот способ абсолютно ненадежным и использовать его в внутриквартирных коммуникациях-не рекомендую.

Пошаговая инструкция соединения

Как соединить пвх трубу с металлической

Скреплять пластиковые и металлические трубы необходимо в следующей последовательности:

  • Выбираем способ соединения;
  • Замеряем внутренний и наружный диаметр соединяемых изделий;
  • Приобретаем все соответствующие фитинги (обращайте особое внимание на вид резьбы – внутренняя или наружная;
  • Наносим разметку на трубопроводе;
  • Максимально ровно обрезаем край пластиковой трубы и зачищаем металлическую, при необходимости – срезаем старую и наносим новую резьбу;
  • Помещаем на металлическую часть уплотнительную прокладку;
  • Прикручиваем к ней необходимый фитинг, либо присоединяем фланец;
  • В случае фланцевого соединения — придвигаем фланец к прокладке и соединяем его с другим фланцем шпильками или болтами;
  • В случае резьбового соединения — металлическую часть зачищают, наносят уплотнитель либо фум ленту, прикручивают фитинг вручную, в ответную часть устанавливают край пластиковой трубы, при необходимости ее вваривают;
  • Проверяем соединение на герметичность.

Как соединить металлическую трубу с металлопластиком

Оптимально соединять металлопластик с металлом обжимным фитингом. Последовательность действий поэтапно:

  • Зачищаем стальную резьбу от ржавчины и грязи;
  • Наносим слой изоляции (паклю, фум ленту);
  • Накручиваем с помощью рожкового или газового ключа на металлическую трубу фитинг;
  • Надеваем пресс-шайбу вместе с гайкой на край трубы из металлопластика и прокалибруем его;
  • Помещаем конец металлопластиковой трубы на прикрученный к металлической фитинг;
  • С помощью ключа закручиваем плотно обжимную гайку.

Как перейти с металлической трубы без резьбы на пластиковую

В некоторых ситуациях пластиковую трубу нужно присоединить к металлической детали без резьбы. И здесь существует 2 варианта — либо использовать вышеупомянутую обжимную муфту для безрезьбовых соединений, либо нанести резьбу самостоятельно.


Для самостоятельного нанесения резьбы понадобится специальный инструмент-резьбонаноситель (резьборез). В продаже встречаются электрические и механические модели. В комплект электрического варианта входит несколько резцов для труб разных диаметров. Такая модель удобнее и легче механического, но стоит значительно дороже.

Ручной инструмент дешевле, но для работы с ним требуется немалая физическая сила и определенный навык.

Правила использования резьбореза:

  • Нельзя пользоваться инструментом в случае, когда труба расположена вблизи стен;
  • При работе с ручной машинкой следует четко соблюдать очередность движений — полоборота вперед, затем — четверть назад, и так по всей длине резьбы;
  • Электрический инструмент быстро нагревается, ему периодически нужен отдых;
  • Перед нарезкой металл необходимо очистить;
  • Получившиеся резьбовые бороздки нужно смазать солидолом или другой смазкой

Видеоруководство

«Голое» соединение пластика и металлической резьбы

Видео по соединению

Особенности некоторых видов соединений

Канализационные трубы

При прокладке и ремонте канализационных сетей часто появляется необходимость соединять пластиковые трубы (чаще всего выполненные их ПВХ — поливинилхлорида) с чугунными. Делается это с помощью специальных комплектующих – манжет, уплотнителей, гофр. В случае тотального дефицита этих деталей в строительных магазинах вашего города, можно изготовить уплотнитель самостоятельно, из пористой резины.

Самое важное здесь — четко понимать, что герметизация чеканкой или цементом недопустима.

За счет высокой разницы температур цементная стяжка быстро растрескается и потеряет герметичность. Чеканка же в свою очередь деформирует пластиковую трубу и стык не будет плотным.

Отопление или водопровод

В системах отопления и водоснабжения жидкость двигается под давлением, а соответственно все стыки должны это давление выдерживать.


Для соединения элементов используют либо резьбу, либо фланец, других вариантов нет. Так как в быту диаметры трубопроводов обычно небольшие, то резьбовое соединение — оптимально. Очень редко появляется необходимость соединить трубу из пластика не с железной, а с медной. Фитинги для такого соединения в продаже так же можно найти.

Водоснабжение загородного участка

На дачных участках чаще всего полимерную трубу необходимо подсоединить к насосу. В этих случаях лучший помощник подключения — компрессионная ПНД – муфта. Она выдерживают высокое давление (до 16атмосфер) и обеспечивают полную герметизацию.

При установке ПНД – муфты необходимо проконтролировать отсутствие на трубе острых краев, способных повредить уплотнитель.

В заключение — несколько важных советов о том, как обеспечить герметичность и избежать протечек.

  • Всегда используйте уплотнитель. В зависимости от типа соединения он может быть резиновым, натуральным, либо в виде специальной ленты. Стыки без уплотнителя будут пропускать воду;
  • Правильно соединяйте элементы. Проверяйте – плотно ли вошла труба в фитинг или муфту;
  • Если используется прижимной фитинг — контролируйте прилегание обжимной муфты. Подтянуть ее можно пресс-клещами;
  • При затягивании деталей соблюдайте осторожность. Латунные фитинги хрупки и повредить их инструментом очень легко;
  • Конец металлической трубы необходимо калибровать до полной гладкости;
  • Периодически проверяйте состояние уплотнительных колечек и при необходимости меняйте их.

Заключение

Мы рассмотрели все возможные соединения пластиковых, металлопластиковых и металлических труб. Теперь провести ремонт необходимых коммуникаций вы сможете самостоятельно. Но всегда следует помнить - помощь профессионала никогда не будет лишней. Не беритесь за дело без нужных знаний и навыков. И, кстати, в наших сообществах всегда можно найти специалиста по тому или иному строительному вопросу, посмотреть пару десятков полезных видео и просто задать интересующий вопрос. Добро пожаловать!

Традиционным методом соединения металлических деталей является сварка либо винтовое соединение с помощью болтов и винтов. Сварной шов обеспечивает герметичное и неподвижное соединение деталей, однако не всегда имеется возможность применять сварку в домашних условиях. Дополнительную сложность представляет сварка тонкостенного металла. А также для сварки цветных металлов требуется специальное оборудование, что тоже вносит некоторые сложности в такой тип соединения металла с металлом.

Наиболее просто реализовать винтовое соединение двух деталей как в промышленных, так и в домашних условиях. Существенным минусом этого типа соединения является то, что, во-первых, оно не является полностью герметичным. Во-вторых, при различного рода деформации, прилагаемой к соединяемым деталям, прочность соединения зависит только от .

Большинства вышеописанных недостатков лишено клеевое соединение.

В настоящее время выпускается множество составов, способных соединить различные металлы, вне зависимости от их толщины или марки.

К тому же при клеевом соединении, в случае его деформации, нагрузка равномерно распределяется по клеевому шву. Это значительно увеличивает прочность такого соединения.

Виды клея для металлических изделий

Из множества видов клея, предназначенного для того, чтобы склеить металл с металлом можно выделить несколько групп:

  • Двухсторонний скотч. Выпускается в виде синтетической ленты различной толщины с нанесённым на обе стороны клеевым составом. Ширина ленты подбирается исходя от желаемой ширины клеевого соединения. Имеет высокую степень удобства склеивания металлических деталей. Толщина ленты позволяет получить герметичный клееный шов в случае неплотной подгонки деталей. К недостаткам двухстороннего скотча относят малую прочность склеиваемого шва и низкую долговечность.
  • Однокомпонентные смеси. Представлены в виде разнообразных клеев на основе резины или силикона. Состав, позволяющий склеить детали, полимеризуется на воздухе или под действием находящейся в воздухе влаги. Затвердевший состав напоминает плотную резину. Наиболее универсальны в применении, позволяют склеить не только металл, но и изделия из других материалов. Из минусов стоит отметить низкую прочность клеевого шва и необходимость тщательной подготовки склеиваемых поверхностей.
  • Двухкомпонентный клей. В качестве основы используется полиуретан или эпоксидная смола. Для полимеризации используются специальные отвердители. Могут быть как жидкими (например, клей «момент»), так и в виде пасты (холодная сварка). Обладает отличными склеивающими свойствами, шов крепкий и долговечный. Позволяет соединять заготовки из различных материалов. Двухкомпонентные составы образуют наиболее прочный и долговечный шов, который схватывается гораздо быстрее чем однокомпонентный.




Как видно, для того, чтобы склеить металл, существует большой ассортимент клеевых смесей, представленный разными производителями. Поэтому, отвечая на вопрос чем можно склеить металл с металлом, следует подробнее рассмотреть все возможные способы и варианты реализации соединения с помощью клея, и после этого можно будет сделать однозначный вывод о том, какой клей лучше всего подойдёт в определённом случае.

Как подобрать хороший клей

Ни для кого не секрет, что лучше всего работает та вещь, которая выполняет только своё предназначение. Такая же ситуация обстоит с клеем для металла. В зависимости от того, каким характеристикам должен отвечать шов, требуется выбрать подходящий для этой цели клей. Например, средство «Клён-812» позволит склеить между собой множество различных материалов. Шов при этом получается очень крепкий, но жёсткий и хрупкий. В силу этого его можно применять для изделий, не подвергающихся последующей деформации или вибрации. БК-20, на полиуретановой основе, образует эластичное и прочное клеевое соединение, поэтому ему не страшна деформация и вибрация. Ниже будет рассмотрено, в каких случаях лучше применять тот или иной клеевой состав.

Для получения прочного и долговечного соединения мало нанести клей на материал и сжать детали. Склеивание металлов состоит из ряда процедур, которые по мере выполнения можно разделить условно на три стадии:

  • Предварительный этап. Подготовка к склеиванию. На этом этапе поверхность деталей из металла очищается от твёрдых загрязнений и ржавчины. Затем желательно слегка заматовать сопрягаемые поверхности. Это делается для лучшей адгезии поверхности со склеиваемым материалом.
  • Процесс склеивания. Перед тем как нанести клеевой состав на детали, необходимо его тщательно размешать. В случае когда используется двухкомпонентная смесь, оба компонента тщательно перемешиваются в пропорциях, указанной в инструкции. Затем клеевую массу равномерно наносят на предварительно подготовленные склеиваемые поверхности. После нанесения клея, детали достаточно сильно сживаются друг с другом и оставляются на время схватывания клеевого состава. Время схватывания указано в инструкции и для разных составов оно различается.
  • На заключительном этапе проводят визуальный осмотр качества шва. Шов подлежит зачистке с помощью напильника или наждачной бумаги в случае необходимости. Если шов будет находиться под воздействием повышенной влажности, его гидроизолируют.

Этот технологический процесс является универсальным для всех составов и позволяет склеить не только металл, но и стекло, керамику, пластик.

Ни один шаг процесса нельзя пропускать, это приведёт к плачевному и непредсказуемому результату. Необходимо точнее рассмотреть действия, выполняемые на каждом этапе.

Важным этапом, влияющим на надёжность и долговечность соединения – является подготовка соединяемых поверхностей перед тем, как их склеить. Клеевой состав не может нормально закрепиться на грязной или покрытой ржавчиной поверхности, поэтому предварительно следует пройтись по месту соединения наждачной бумагой зернистостью 120–240. В случае наличия какого-либо твёрдого покрытия типа краски, лака или другого, его также необходимо удалить. Наждачная бумага оставит небольшие риски, их не стоит бояться. Они нужны для хорошего сцепления клея и металла. После механической обработки детали тщательно обезжиривают растворителем или ацетоном.

Можно использовать любой растворитель, так как металлические детали он не в состоянии повредить. Однако не стоит использовать бензин или какие-либо разбавители для красок.

Они оставляют на поверхности металла тонкий слой присадок, которые помешают прочно склеить металл. После обезжиривания, дождавшись высыхания поверхности, можно приступать к операции склеивания. В зависимости от вида шва различают статическое и деформационное склеивание.

Статичное жёсткое склеивание металлов

Применимо в конструкциях, которые не подвержены динамической деформации. Применяемые для такой склейки смеси образуют очень твёрдый и прочный шов, способный выдерживать большие нагрузки. Фактически две детали после такой склейки образуют монолитную конструкцию, очень устойчивую на сдвиговый разрыв. При этом применяется клей типа PURAFLEX 9155 или Клён-812.

Недостатком жёсткого соединения деталей является хрупкость шва, поэтому те конструкции, которые подвержены деформации, нуждаются в деформационном склеивании и выборе другого клея.

Наибольшее применение жёсткое склеивание получило в строительстве и станочном производстве.

Деформационное склеивание металлов

Деформационные швы применяются в том случае, если конструкция, подлежащая склейке, испытывает различного рода деформации или вибрации. Склейка при этом довольно пластична и может немного растягиваться. Составы, применяемые при такой склейке, чаще всего на основе полиуретанов или эпоксидные смолы с пластификаторами. Можно порекомендовать такие средства для склейки, как PURAFLEX 9140 или ВК-20. Они незаменимы при сборке конструкций подверженных вибрациям. Чаще всего их используют при сборке дверей, кабин, лифтов.

Основой большинства составов, способных склеить различные детали, является эпоксидная смола. Она обладает высокой адгезией практически к любым материалам, таким как металл, пластик, стекло, керамика. Под действием отвердителей, эпоксидная смола полимеризуется и становится твёрдой. Будучи доведённой до твёрдого состояния по правильной технологии, эпоксидная смола без наполнителей абсолютно безвредна для организмов. Однако её применение в промышленных условиях имеет ограничение из-за того, что при отвержении некоторая часть остаётся в первоначальной форме.

Неотверждённая эпоксидная смола является сильным ядом и может нанести непоправимый вред организму.

В зависимости от количества наполнителя и пластификатора, эпоксидной смолой можно склеить металл так, чтобы получился как статичный жёсткий шов, так и эластичный деформационный.

Улучшение качества склеивания

Как говорилось ранее, большое влияние на то, как состав склеит металл, оказывает предварительная подготовка поверхностей. С помощью наждачной бумаги поверхность должна быть тщательно очищена от ржавчины и других твёрдых загрязнений. В процессе очистки также необходимо удалить краску, старый клей и прочие слои, покрывающие голую металлическую поверхность. Зернистость наждачной бумаги лучше всего брать 120–240, она нанесёт необходимые риски, за которые клей сильнее зацепится. После механической очистки плоскости, её тщательно обезжиривают с помощью растворителя или ацетона. Бензин, керосин или иные разбавители для красок использовать не рекомендуется, они оставляют на поверхности склеиваемых заготовок тонкий слой инородного материала, который не даст хорошо их склеить.

Дополнительными мерами, которые позволят качественнее склеить металлические детали, является использование специальных праймеров. Они наносятся на склеиваемые поверхность перед тем, как их непосредственно склеят и служат для улучшения адгезии между клеевым составом и материалом.

Например, каким бы хорошим сцеплением ни обладала эпоксидная смола и металлическая поверхность, большей адгезией к металлу, из доступных клеёв, обладает клей БФ-2. Поэтому данный праймер широко используется среди яхтсменов, где необходимо, чтобы эпоксидка прочно склеила две детали, и шов не боялся влаги. Для этого на тщательно подготовленные склеиваемые участки тонким слоем наносится БФ-2. Его слой сушится в течение часа-полутора при температуре от 130 до 180 градусов. Главное, чтобы слой клея высох, а не сгорел или перегрелся. Далее можно склеить эпоксидной смолой по инструкции, клееный шов при таком соединении будет гораздо прочнее, чем без применения БФ-2.

Склеивание материалов с различными коэффициентами линейного расширения

Различные коэффициенты линейного расширения материалов приводят к тому, что при нагреве и охлаждении, клеевое соединение испытывает значительную нагрузочную деформацию. Логично будет рассудить, что сам шов при этом должен быть довольно эластичным. Такие материалы лучше всего склеит смесь на основе полиуретана. В принципе не видно разницы при склеивании материалов с разным коэффициентом расширения и деформационным склеиванием. Основное различие состоит лишь в том, что в первом случае клеевой шов должен выдерживать большую температуру.

Склеивание металлов при воздействии влажности

Голая поверхность металла довольно сильно подвержена воздействию влаги. При этом происходит окисление металла и его коррозия. В основном клееный шов весьма устойчив к воздействию влаги и практически не меняет своих характеристик в течение продолжительного времени. Однако, в случае постоянного присутствия влаги возле клеевого соединения, клей может впитать её. Металл при этом будет находиться непосредственно под воздействием влаги, что, несомненно, вызовет процесс коррозии.

Для того чтобы предотвратить эти губительные процессы, клеевые швы дополнительно герметизируют каким-либо водостойким покрытием. Например, слоем краски.

В случае когда необходимо склеить металл с пористым материалом, поры которого могут спокойно проводить влагу, этот пористый материал также следует предварительно гидроизолировать, нанеся на него краску, лак или подобную гидрозащиту.

«Жидкие гвозди», подходящие к условиям влажности

В заключение хочется заметить, что склеить металлические детали под силу каждому. Грамотный подбор клея и материалов для склеивания, а также тщательная подготовка поверхности, согласно изложенному в статье материалу, делают клееное соединение металлов реальной альтернативой электрической сварке. При этом можно склеить между собой материалы, которые нельзя сварить. Такие материалы, как металл и пластик, керамика, камень, дерево. Склеить можно практически всё.

Для металла является способом соединения металлических изделий без использования традиционной сварки. Этот процесс представляет собой склеивание деталей благодаря пластичности сварочной массы и проникновению ее в соединяемые поверхности.

Холодная сварка очень удобна, так как для нее не нужно приобретать дорогостоящее оборудование.

Эта разновидность сварки относится к сварке давлением, но монолитный сварочный шов образуется только благодаря глубокому пластическому деформированию. Пластическая деформация способствует разрушению оксидного слоя на свариваемых поверхностях, и расстояние между ними становится близким к размерам кристаллической решетки. Повышение энергетического уровня атомов на соединяемых поверхностях способствует образованию химической связи.

С помощью холодной сварки можно соединять детали из меди, свинца, алюминия, никеля, железа, кадмия, серебра. Данный способ является хорошим решением для ремонта металлов, которые чувствительны к нагреву. Он позволяет соединять изделия из разнородных металлов, например, создавать армирование медными накладками проводов из алюминия или многослойные ленточные прокаты.

Этот способ сварки имеет ряд преимуществ:

  • металл не подвергается деформации, поскольку отсутствует нагрев;
  • обеспечивается аккуратный и надежный сварной шов;
  • в некоторых случаях этот способ сварки является единственно возможным (изделия из алюминия и меди можно соединить только таким способом, емкости со взрывоопасными веществами свариваются только так);
  • такая сварка не имеет металлических отходов;
  • не требуется затрат энергии;
  • экологичность;
  • не требуется специальной подготовки и наличия особого инструмента.

Состав и характеристики холодной сварки

Холодная сварка, представляющая собой клей, может быть одно- или двухкомпонентной. В ее полимерном составе содержится:

  • основа клея — эпоксидные смолы, обеспечивающие его однородность и пластичность;
  • наполнитель — металлический компонент;
  • добавочные вещества — сера и др.

Прочностные характеристики холодной сварки зависят от качества состава, подготовки склеиваемых поверхностей и правильности его применения. Если в идеальных условиях сварное место вполне может быть даже прочнее металла, то на практике сварной шов будет не таким прочным, как при традиционной сварке. Поэтому холодная сварка подходит для мелкого ремонта изделий.

Состав клея напрямую влияет на то, какую температуру он будет выдерживать. В инструкции к нему всегда указываются эти параметры, и при строгом соблюдении всех рекомендаций по технологии его использования, сварной шов будет прочным и выдерживать указанный температурный предел. В большинстве недорогих составов указывается температура 260°С или немного выше. Но есть виды сварок, выдерживающих намного большую температуру — до 1316°С. Такие составы применяются для соединения деталей, подвергающихся постоянному воздействию высоких температур, и в тех случаях, когда нет возможности использовать традиционную сварку.

Вернуться к оглавлению

Виды холодной сварки

В продаже можно встретить холодную сварку по доступной цене отечественного производства и более дорогую и качественную — импортного.

Пластелинообразная холодная сварка перед применением нуждается в размягчении.

Существует несколько видов холодной :

  1. , предназначенная для сваривания алюминиевых и медных шин, ручек с алюминиевыми кастрюлями; нанесения медных накладок на концы алюминиевых проводов, чтобы обеспечить надежность электрических контактов; изготовления ребристых охладителей вместо прессованных для силового полупроводникового оборудования и т.п.
  2. Шовная сварка — применяется при изготовлении герметичных корпусов различных приборов и оборудования и больших герметичных сосудов с тонкими стенками. Осуществляется она при помощи контурных пуансонов.
  3. Стыковая сварка — используется для соединения концов проводов, изготовления колец.
  4. Тавровая сварка — применяется для соединения шпилек из латуни с алюминиевыми выводами трансформаторных обмоток, угловых и тавровых шинопроводов электровозов.
  5. Сварка сдвигом — нужна для соединения труб отопления и водоснабжения и переходников в железнодорожных линиях электропередач.

По консистенции и клеевому составу холодная сварка для металла бывает:

  • жидкой — двухкомпонентной, когда клей смешивается с отвердителем непосредственно перед работой;
  • пластилинообразной, схожей с обычным пластилином и представляющей собой одно- или двухслойный брусок, который перед применением следует перемешать и размять.

По целевому назначению холодная сварка бывает:

  • для работы с металлом — содержит металлический наполнитель и позволяет соединять большинство видов металлов;
  • для ремонта автомобиля, также содержащая металлический наполнитель и разработанная специально для ремонта автомобильных деталей;
  • универсальной, позволяющей работать с разными материалами (металлом, деревом, полимерными материалами), но являющейся наименее прочной из всех видов;
  • для сварки деталей в различных условиях, например, под водой.

Вернуться к оглавлению

Работа с холодной сваркой

Клей для соединения металлических деталей пользуется большой популярностью в первую очередь благодаря тому, что для работы с ним не нужно владеть какими-либо навыками работы со сваркой и нет необходимости в приобретении специального оборудования. Каждый сможет справиться с этой работой. Достаточно только подробно изучить инструкцию.

Итак, для работы с клеем по металлу вам понадобится:

  • сварочный клей;
  • зажимы (если необходимы);
  • обезжириватель (ацетон);
  • наждачная бумага.

Описание работы с холодной сваркой:

  1. Сначала нужно подготовить поверхности склеиваемых деталей. Их необходимо зачистить наждачной бумагой и обезжирить. Поверхности должны быть сухими и шероховатыми для лучшего сцепления с клеем. От того, насколько качественно будет выполнена подготовка, зависит конечный результат работы. Поэтому отнеситесь к этому этапу серьезно.
  2. Многие составы легко липнут к рукам, что в итоге может нарушить пропорции компонентов клея. Чтобы этого не случилось, смачивайте руки водой.
  3. Двухкомпонентный клей нужно смешать с отвердителем. Если это твердый пластилинообразный клей, то его следует тщательно размять руками, жидкий клей смешивается с отвердителем в указанной в инструкции пропорции. При смешивании состав имеет свойство нагреваться.
  4. После смешивания работать с клеем нужно быстро — не более 3 минут.
  5. При соединении двух плоских поверхностей закрепите их специальными зажимами для надежной фиксации.
  6. Сухая сварка может высыхать от 1 до 8 часов в зависимости от вида и производителя. После этого отремонтированную деталь можно шпатлевать и красить.
  7. Не нарушайте инструкцию использования клея, иначе прочность сварного шва снизится.

Соединение металлических деталей для домашних работ, как правило, пользуются мягкими оловянно-свинцовыми припоями марки ПОС. Пайка - это процесс получения неразъемного соединения металлических материалов и деталей из них расплавленным припоем. Припой - это металл или сплав, температура плавления которого гораздо меньше, чем у соединяемых изделий. В зависимости от температуры плавления различают следующие типы припоев: мягкие (легкоплавкие) - температура плавления не более 450 0 С; твердые (среднеплавкие) - 450 0 С, высокотемпературные (высокоплавкие) - свыше 600 0 С.

Маркировка их означает следующее: цифра в марке припоя - содержание олова в процентах; так, в припое ПОС 90 - 90% олова, в ПОС 40- 40%, и т.д.; следующие за обозначением марки (т. е. за буквами «ПОС») буквы означают добавку элемента, формирующего специальные свойства припоя: ПОССу4-6 - припой с добавкой сурьмы, ПОСК50 - кадмия, ПОСВЗЗ - висмута.

Чтобы предохранить соединяемые поверхности (предварительно хорошо очищенные) от окисления, используют паяльный флюс - вещество, очищающее поверхности и припой от оксидов и загрязнений и предотвращающее образование оксидов, а также увеличивающее растекаемость расплавленного припоя.

Каждый флюс эффективен только в определенном интервале температур, за пределами которого он сгорает. Припой выбирают в зависимости от свойств соединяемых металлов, припоя, требований прочности спаянного соединения и некоторых других условий.

Обычно используют бескислотные флюсы - канифоль и флюсы на ее основе с добавлением спирта, скипидара, глицерина и других неактивных веществ - и флюсы активные изготовляемые на основе хлористого цинка, канифоли и других веществ. Следует иметь в виду, что после пайки остатки флюса и продукты его разложения необходимо сразу же удалять, поскольку они содействуют коррозии.

Соединение металлических деталей - паяльный инструмент

К нему относятся паяльник, паяльная лампа, паяльная горелка. Также используется сварка - газовая или электрическая. Широко распространены плазморезы. Что наверняка знать, как выбрать плазморез, посетите сайт Moscowsad , где представлены разные модели этих современных аппаратов для резки металлов.

Паяльник применяется для прогревания места спайки и расплавления припоя. Рабочая часть паяльника - медный наконечник, нагреваемый от внешних источников. При пайке мелких деталей, например, деталей радиосхем, используют наконечники в форме отвертки массой 0,1-0,2 кг; для пайки более габаритных изделий (скажем, листов металлической кровли) - тяжелые наконечники в виде молотка.

Нагрев паяльников осуществляется разными способами - как в пламени горелки, так и с помощью электрического тока (электропаяльники). Последние (бытового назначения) выпускаются различной мощности от 25 до 100 Вт в зависимости от цели применения.

Как проводится оединение металлических деталей. Подогрев может происходить обычным теплом (за несколько минут) или со скоростью. В последнем случае электропаяльники называются паяльными пистолетами; они употребляются для мелких паяльных работ (пайки электропроводов, например). Перед началом паяния наконечник паяльника нужно залудить, т.е. очистить с помощью напильника либо шлифовальной шкурки, нагреть, окунуть во флюс, приложить к припою и держать, пока тот не начнет плавиться. Это надо повторить несколько раз - до тех пор, пока рабочая поверхность наконечника не покроется ровным слоем припоя.

Паяльная лампа представляет собой легкую переносную горелку с направленным пламенем, работающую на спирте, бензине или керосине. Ее функции - нагревание наконечника паяльника при пайке с твердым или мягким припоем, расплавление припоя, а также нагревание металлов при гибке, правке и т.д., удаление старых лаков, красок, масел с деревянных оснований, металлических деталей, штукатурки.

Паяльная горелка тоже представляет собой легкую переносную горелку с направленным (открытым или закрытым) пламенем. Работает она на жидком газе - пропане или бутане, который поступает баллона или из зарядных устройств. Паяльная горелка предназначена для пайки твердым припоем (и, конечно, мягким), разогрева металлических деталей при их правке и сгибании, оплавления старой краски. При работе с паяльной горелкой необходимо использовать огнеупорную подкладку - плитки из искусственного камня, шамота, кирпича и т.д.

Соединение металлических деталей - техника и технология паяния

Сообразно используемому типу припоя различают два вида пайки: мягкую, или пайку мягким припоем, и твердую, или пайку твердым припоем. Выбор того или иного вида определяется величиной нагрузок, которым будут подвергаться спаянные заготовки. Сильно нагружаемые поверхности соединяют твердой пайкой. Припой при этом получается более густым, чем при мягкой пайке. Его надо брать больше, чтобы он мог проникнуть во все щели. По окончании твердой пайки шов зачищают напильником.

Поскольку твердая пайка требует нагрева до 450 0 С и выше, то ее можно производить только с помощью достаточно мощной паяльной горелки. Мягкую же пайку выполняют паяльником и пламенем при температуре 180-400 °С. Там, где возможно, соединение надо выполнять с напуском или перекрытием, что увеличивает площадь контакта заготовок друг с другом. Прежде всего, надо выбрать тип паяльного соединения. В домашних условиях чаще всего детали при пайке соединяют методом пайки по стыку, скажем, при соединении оцинкованных стальных труб.

Соединение металлических деталей - очистка поверхностей

Места будущего соединения должны быть полностью очищены от всех инородных образований - грязи, смазки, ржавчины и т.п. Процедуру очистки проводят механическим либо химическим способом. В первом случае используют наждачную бумагу, шабер или шлифование; во втором - тетрахлористый углерод. В готовом к пайке виде поверхности должны быть зачищенными до блеска, гладкими, без царапин и вмятин.

Лужение

Прежде чем приступить к пайке, очищенные места соединения необходимо тщательно пролудить, т. е. покрыть тонким слоем припоя, так как на луженую поверхность припой ложится лучше. На места будущей пайки сначала надо нанести тонкий слой флюса или паяльной пасты. Паяльник должен быть хорошо залужен. Нагрев им набирают припой, переносят на место пайки и распределяют ровным слоем. При соединении больших поверхностей такая процедура повторяется несколько раз либо используется иной способ: на место соединения равномерно кладут некоторое количество кусочков припоя и расплавляют их; при этом паяльник время от времени надо окунать во флюс или в паяльную пасту. Оцинкованные места лудить не нужно.

Пайка

Соединение металлических деталей - соединяемые детали устанавливаются в удобное для пайки положение и фиксируются с помощью тисков, струбцин или иных приспособлений. Затем место пайки равномерно прогревают паяльником до требуемой рабочей температуры. Важно при этом контролировать степень нагрева паяльника и соединяемых поверхностей: если эти поверхности были прогреты слабо, то соединение будет ненадежным; если же паяльник перегрет, он плохо удерживает припой.

Когда рабочая температура достигнута, сначала плавят флюс, а затем припой. Как только весь флюс расплавится, предварительно нагретый припой переносят на зазор. При соприкосновении с деталью, нагретой до нужной температуры, припой плавится и проникает в зазор. После этого паяльник используется только для поддержания рабочей температуры. Как только припой остынет, можно снять зажимы. Саму деталь охлаждают на воздухе либо в холодной воде.

Мягкая пайка пламенем целесообразна в тех случаях, когда нужно соединить заготовки сравнительно большой толщины: пламя прогревает их быстрее, чем паяльник. Мягкой пайкой можно соединять большинство металлов и их сплавов, исключая легкие металлы и сплавы (например, алюминий). Поскольку мягкая пайка производится при заметно более низких температурах, то и требования к зачистке контактных поверхностей существенно выше.

Твердая пайка пламенем. Этим методом можно соединять все металлы, включая бронзу и серый чугун, а также и разнородные металлы, скажем, сталь с латунью. Отличие этого метода пайки от мягкой состоит лишь в том, что процесс идет при гораздо больших температурах.

Для твердой плавки пламенем применяют обычные горелки, а для получения небольших, тонкостенных соединений - газовые паяльные лампы. Например, при образовании Т-образного соединения вертикально стоящую заготовку фиксируют проволокой, горизонтальная же может быть не закреплена; проволока должна быть удалена от места пайки.

Затем газовой горелкой либо прогревают заготовки от краев к месту контакта, что исключает вероятность коробления и взаимного смещения деталей. Наконец, припой в форме прутка и проволоки осторожно подводят к месту пайки и дозированно, экономно расплавляют его. В заключение рассказа о пайке приведем виды соединений металлов, которые могут быть получены тем или иным видом пайки.

Соединение металлических деталей - сварка

Сварка - это процесс получения неразъемного соединения деталей из твердых материалов и изделий из них путем расплавления краев соединяемых деталей. Сваривают как однородные материалы (например, металл с металлом), так и разнородные (металл с керамикой). Существует множество методов сварки, из которых в домашних условиях наиболее широкое распространение получила сварка, при которой расплавление краев соединяемых деталей осуществляется электрической дугой. Эта дуга представляет собой электрический разряд между двумя электродами или электродом и изделием. Температура плазмы дуги составляет тысяч градусов, что дает возможность плавить практически все металлы.

Сварочный агрегат состоит из сварочного аппарата с двумя соединительными кабелями. На конце одного из них находится зажим, укрепляемый на детали, надутом - держатель, в который вставляется электрод. Электрическая дуга возникает между кончиком электрода за счет сильного электрического поля, создаваемого сварочным аппаратом: оно пробивает воздушный промежуток между электродом и деталью, и в результате возникает мощный электрический ток, при протекании через деталь выделяющий большое количество тепла. Для возбуждения дуги надо коснуться детали кончиком (торцом) электрода и тотчас отвести его назад на 3-4 мм.

Сварочный электрод представляет собой металлический стержень, плавящийся при сварке и дающий тем самым дополнительный металл для сварного шва. Наиболее распространенными являются электроды, используемые при сварке с помощью и постоянного, и переменного тока. Электроды обычно бывают длиной 30 или 35 см, толщиной 1,5; 2,25; 3,25; 4; 5 мм и более. Для сварки более толстых деталей применяют и более толстые электроды, и большие токи. Таблица конкретизирует это условие.

Соотношение диаметра электрода и толщины свариваемого изделия

Толщина листов, мм

13 и более

Диаметр электрода, мм

5 и более

Соединение металлических деталей, двух или более, полученное с помощью сварки, называется сварным. По форме такие соединения подразделяют на стыковочные, угловые, тавровые и другие; по положению сварного шва в пространстве - на нижние, горизонтальные, вертикальные и потолочные. Сварной шов - это участок сварного соединения, непосредственно связывающий свариваемые детали. По способу выполнения сварные швы бывают однопроходные, многослойные, непрерывные (сплошные, прерывистые, угловые, стыковые, точечные и некоторые другие).

Соединение металлических деталей - особенности сварочной дуги

В процессе горения дуги под электродом, т. е. в детали, образуется углубление, заполненное жидким металлом, которое называется кратером. Часть этого металла испаряется, и при гашении дуги кратер оказывается «сухим», т. е. просто представляет собой выемку, ямку в металле. Кратер снижает качество сварного шва, и его необходимо заполнить, т. е. заварить. Глубина кратера, или, как ее называют, глубина провара тем больше, чем больше сварочный ток и меньше скорость перемещения дуги.

Заваривают кратер так. На основном металле зажигают дугу, после чего перемещают ее через кратер к валику шва и, заполнив кратер, вновь двигают вперед. Наилучшее качество шва обеспечивает так называемая нормальная (или короткая) дуга, т.е. дуга, длина которой не превышает диаметра стержня электрода. Если эта длина больше, то дуга называется длинной. Надо иметь в виду, что слишком длинная дуга дает швы низкого качества.

Существует еще один «нехороший» эффект, который надо устранять - отклонение разрядной дуги под действием магнитного поля разрядного тока, или явление так называемого магнитного дутья. Чтобы уменьшить отклонение дуги, применяют ряд мер: меняют месторасположение токоподвода, наклоняют электрод в сторону отклонения дуги, уменьшают ее длину.

Хотя дуга переменного тока менее устойчива, чем дуга, питаемая постоянным током, сварка ею имеет преимущество в простоте и меньшей стоимости сварочного оборудования. Сварку дугой постоянного тока можно проводить при соединении « + » источника питания со свариваемой деталью (прямая полярность) или с электродом (обратная полярность). Понятно, что при сварке на переменном токе это неважно.

При горении дуги прямой полярности больше нагревается свариваемая деталь, а обратной полярности - электрод. Кроме того, скорость плавления электродов, изготовленных из низкоуглеродистых сталей, при обратной полярности больше, чем при прямой полярности. Это обстоятельство учитывают, выбирая прямую либо обратную полярность в зависимости от вида сварочных работ (прихватка или сварка), толщины свариваемых изделий, материала электродов (углеродистый, хромоникелевый). Сварка с обратной полярностью применяется также при соединении тонких листов металла.

Соединение металлических деталей видео