Приборы и электрооборудование летательных аппаратов.


Характеристика работ . Монтаж и демонтаж несложногоэлектрооборудования летательных аппаратов. Выполнение подготовительных работпри изготовлении высокочастотных кабелей и силовых проводов: заготовкаэлектрожгутов, маркировка, установка заглушек, зачистка, изоляция, промывка,заделка концов в наконечники и т.п. Измерение и определение сеченияэлектропроводов всех марок, подсоединение штепсельных разъемов кэлектроагрегатам, их контровка и пломбирование. Прокладывание и креплениеэлектрожгутов из термостойких электропроводов, установка и креплениеаккумуляторов в легкодоступных для монтажа местах. Участие под руководствоммонтажника электрооборудования летательных аппаратов более высокой квалификациив прозвонке фидерных схем и проверке сопротивления изоляции.

Должен знать: технологию монтажных и демонтажных работ итехнические требования, предъявляемые к монтажу и демонтажу несложногоэлектрооборудования; марки и сечения проводов, их номенклатуру, механические ифизические свойства; способы раскладки и вязки жгутов с выводами по монтажнымсхемам; назначение и правила пользования стандартными электроизмерительнымиприборами; основы электротехники, материаловедения; простые монтажные иполумонтажные электросхемы и правила работы по ним.

Примеры работ

1. Электрожгуты и кабели - прокладывание и крепление, резкаи зачистка концов.

2. Колодки клеммные - замена.

3. Контакторы, кнопки сигнальных ламп, осветительныепатроны, реостаты - установка и крепление.

4. Коробки автоматики, заслонки масляных радиаторов,триммеры, рули управления - демонтаж электроагрегатов и электрожгутов.

5. Огни БАНО, АНО, подставки крепления электрооборудования,щитки индивидуального и общего освещения - установка и крепление.

6. Разъемы типа ШР - сборка и разборка, рассоединение иглушение.

7. Электропроводка - демонтаж на открытых участках кабины итехнических отсеках самолета.

§ 89. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 3-го разряда

Характеристика работ . Монтаж электрооборудования среднейсложности. Изготовление электрожгутов средней сложности с заделкой наконечникови пайкой штепсельных разъемов. Изготовление по электромонтажным схемамэлектрожгутов, имеющих 5 - 6 разъемов. Разделка и включение электрожгутов вэлектроразъемы, щитки и фидеры согласно нормалям и электромонтажным схемам.Прокладывание кабелей и жгутов к центральным распределительным устройствам, кприборам и электроагрегатам. Заготовка электрических жгутов средней сложности.Маркировка, контровка электропроводов, электрожгутов, соединителей. Пайкаэлектрожгутов в разъемы для наземного оборудования. Пайка проводов к разъемам,контакторам, к сигнальной и осветительной аппаратуре. Демонтаж электрожгутовсредней сложности. Определение состояния электропроводов систем запуска ипротивообледенения летательных аппаратов при помощи электроизмерительныхприборов.

Должен знать: технологию монтажа и демонтажаэлектрооборудования в герметизированных отсеках, технические условия навыполнение данной работы; правила проверки сопротивления изоляцииэлектропроводов; устройство и принцип действия простых измерительных имонтажных приборов; процесс коррозии металлов, причины ее появления и способыпредохранения; правила эксплуатации аэродромных источников питания; действующиенормативные документы по доработке монтируемого электрооборудования; правилачтения чертежей и электросхем; основы электротехники и материаловедения.

Примеры работ

1. Автоматы защиты электросети - стыковка.

2. Коробки автоматики - монтаж.

3. Реле силовые и управляющие - монтаж и включение.

4. Фары внутреннего освещения кабин - монтаж и включение.

5. Электрожгуты силовых установок - демонтаж.

6. Электрожгуты - укладка, отбортовка, крепление наэтажерках.

7. Электрооборудование обогрева кабины и стекол - монтаж ипрокладывание проводки.

§ 90. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 4-го разряда

Характеристика работ . Монтаж по полумонтажным схемамэлектроприборов и электроагрегатов на приборные доски, пульты, разъемныекоробки и щитки. Изготовление электрожгутов средней сложности из большогоколичества электропроводов различных диаметров и марок с количеством разъемовсвыше восьми по эталонам, электромонтажным схемам и чертежам. Изготовлениемаркировки по сложным электромонтажным схемам. Пайка электропроводовспециальными и серебряными припоями, наконечников силовых электропроводов.Пайка и заделка штепсельных разъемов. Разделка и подготовка к пайкеэкранированных и витых электропроводов. Измерение жгутов на электропрочность.Заделка электропроводов в малогабаритные штепсельные разъемы и их пайка внеудобных местах на летательных аппаратах. Прокладывание магистральных трассчерез силовые конструкции изделия. Проверка правильности монтажа электрическихсистем с помощью монтажных схем и электрических приборов, а также проверкасопротивления изоляции электропроводов; прозвонка смонтированных системсогласно полумонтажной и фидерной схемам.

Должен знать: конструкцию, назначение и правила проверкидействия монтируемого электрооборудования, технические условия на его монтаж иподключение к источникам питания и системе управления; способы устранениядефектов агрегатов электрооборудования; систему защиты электроизоляции;принципиальные, полумонтажные и монтажные схемы электрооборудования; устройство,принцип действия аэродромных источников постоянного и переменного токов,имитаторов для регулировки фар; основы электротехники, материаловедения;систему допусков и посадок.

Примеры работ

1. Генераторы летательных аппаратов - монтаж.

2. Гермовводы, гермопроводники - пайка.

3. Диаграммы направленности антенн - проверка.

4. Кабели топливомеров - монтаж по принципиальным иполумонтажным схемам.

5. Коробки автоматического запуска двигателя от наземного ибортового источников питания - демонтаж.

6. Системы противопожарных устройств, сигнализации иобогрева - электромонтаж и подключение к источникам питания.

7. Системы сбрасывания грузов - электромонтаж и подключениек источникам питания.

8. Устройство энергетики центральное, распределительное,постоянного и переменного токов - демонтаж.

9. Электроагрегаты подъема и торможения шасси,электроагрегаты систем вооружения - электромонтаж, подключение к источникампитания.

10. Электрощитки - монтаж.

§ 91. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 5-го разряда

Характеристика работ . Монтаж по сложным монтажным ипринципиальным схемам и чертежам сложного электрооборудования летательныхаппаратов. Прокладывание электрожгутов, электропроводов и шлангов по сложнойтрассе между движущимися механизмами. Монтаж серийного электрооборудованияспециального назначения по чертежам и электромонтажным схемам для проведенияаэрофотосъемочных, геологоразведочных и сельскохозяйственных работ.Регулирование и проверка на работоспособность смонтированных систем среднейсложности (системы освещения, противообледенения и т.д.). Замер переходныхсопротивлений. Проверка сопротивления изоляции электропроводов относительнокорпуса летательного аппарата. Включение мощных потребителей электроэнергии иотработка электроуправления стабилизатором, закрылками, рулями.

Должен знать: принцип работы электрических машин иполупроводниковых приборов; технические требования и условия монтажа сложногоэлектрооборудования, его устройство и принцип работы; нормы основныхтехнических параметров и методику проверки и доводки под током монтируемогоэлектрооборудования; устройство, назначение, принцип действия и правилаприменения имитаторов для проверки электрических цепей; отличиеэлектрооборудования по сериям летательных аппаратов; причины появлениянеисправностей в электрооборудовании, правила их определения и методикуустранения; принцип действия и устройство аэродромных источников постоянного ипеременного токов; правила проверки сопротивления изоляции проводов;нормативные документы по доработке монтируемого электрооборудования; устройствои принцип действия применяемых электрических машин; основы электротехники,материаловедения в объеме выполняемой работы.

Примеры работ

1. Автоматика топливной системы - монтаж электрическойчасти и подключение к источникам питания.

2. Автопилоты серийных изделий - монтаж электрической частии подключение к источникам питания.

3. Коллекторы электродвигателей, электрожгутыаккумуляторных отсеков - ремонт.

5. Навигационные огни, строевые огни, проблесковые маяки -проверка под током.

6. Оборудование системы запуска - монтаж.

7. Системы освещения и сигнализации - доводка под током.

8. Системы питания бортовой сети от аэродромных источников- монтаж электрических схем.

9. Системы: противопожарная и противообледенительнаясерийных типов летательных аппаратов - отладка работы, проверка, регулировка.

10. Системы сбрасывания грузов - отладка и проверка наработоспособность.

11. Схемы уборки и выпуска шасси тяжелых летательныхаппаратов - проверка на работоспособность и участие в отладке.

12. Фары внутреннего освещения кабин - монтаж и включение.

13. Электрооборудование обогрева кабин и стекол - монтаж ипрокладывание электропроводки.

14. Электрожгуты топливной системы - монтаж.

§ 92. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 6-го разряда

Характеристика работ . Монтаж кабелей и электрожгутов кцентральному распределительному устройству, приборам, электроагрегатам,расположенным в труднодоступных местах. Выполнение демонтажных работ сложногоэлектрооборудования. Регулирование, отработка под током и проверка наработоспособность сложных систем электрооборудования летательных аппаратов,устранение выявленных дефектов. Выполнение сложных монтажных работ побюллетеням промышленности. Монтаж электрооборудования в зонах повышенныхтемператур и агрессивных сред. Отработка фидеров распределения электроэнергиипеременного и постоянного токов, регулирование софазности переменного тока от двухгенераторов, указателя шага ротора и других. Выполнение расчетов, связанных сдоводкой и регулированием электрооборудования. Проверка смонтированныхэлектрических систем на летательных аппаратах с помощью специальных имитаторови установок.

Должен знать: технические условия на окончательнуюотработку и регулирование сложных систем электрооборудования летательныхаппаратов; правила чтения чертежей и электромонтажных схем; принцип работы,инструкции и правила эксплуатации электрооборудования и имитаторов, применяемыхпри доводке и проверке электрооборудования; способы определения техническогосостояния электрооборудования, применяемых деталей, материалов и степени ихпригодности для монтажа; конструкцию и правила эксплуатации специальныхустановок и стендов для проверки и испытания электрооборудования; основыэлектротехники; устройство и принцип действия применяемых полупроводниковыхприборов и электрических машин.

Примеры работ

1. Автоматика топливных систем - окончательная отработка,регулирование под током и проверка на работоспособность.

2. Автопилоты и автоштурманы серийных летательных аппаратов- окончательная отработка, регулирование и проверка на работоспособность.

3. Пульты дистанционного управления - окончательнаяотработка, регулирование под током и проверка на работоспособность.

4. Регуляторы напряжения - проверка работы и регулирование.

5. Системы запуска двигателей от наземных источников -доводка.

6. Системы уборки и выпуска шасси тяжелых летательныхаппаратов - отладка, регулирование и проверка на работоспособность.

§ 93. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 7-го разряда

Характеристика работ . Регулирование, отработка под током ипроверка на работоспособность всего электрооборудования летательных аппаратов,устранение выявленных дефектов. Монтаж и регулирование сложного и уникальногоэлектрооборудования на опытные, экспериментальные и аэродинамическиелетательные аппараты. Наладка, регулирование и использование при монтаже всейконтрольно-измерительной аппаратуры, имитаторов и электроустановок.

Должен знать: технические условия на окончательнуюотработку и регулирование и сдачу заказчику в состоянии работоспособности всегоэлектрооборудования летательных аппаратов; конструктивные особенностимонтируемого и регулируемого электрооборудования; особенности эксплуатации иремонта электрооборудования летательных аппаратов различных типов; методырегулирования и наладки электрооборудования различных типов; способыобнаружения и устранения дефектов монтажа электрооборудования; влияниеконструкции летательного аппарата на условия работы и монтажаэлектрооборудования; устройство и принцип действия применяемыхполупроводниковых приборов, монтируемых электрических машин, вычислительнойтехники и автоматики; основы электротехники.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ

1. Автоматика топливных систем опытных конструкций -окончательная отработка, регулирование под током.

2. Автопилоты и автоштурманы опытных и уникальныхлетательных аппаратов - проверка, окончательная отработка и регулирование.

3. Системы флюгирования, системы сбрасывания грузов -регулирование под током, доводка.

Надёжность системы электроснабжения ЛА является одним из основополагающих факторов безопасности полёта.

Поэтому предусматривается комплекс мер для надёжности функционирования и повышения живучести бортовой СЭС ЛА. Как правило, применяют основные, резервные и аварийные источники электроэнергии. Основные источники обеспечивают потребности в электроэнергии в нормальных условиях полёта. Резервные источники питают потребители при нехватке мощности основных источников, вызванной отказами в СЭС. Аварийные источники питают только жизненно важные системы ЛА (потребители первой категории), без которых невозможно безопасное завершение полёта.

На электрооборудование летательных аппаратов действует ряд неблагоприятных факторов - вибрации, ускорения, большие перепады температуры и давления, ударные нагрузки, агрессивные среды паров топлива, масел и спецжидкостей, иногда очень едких и токсичных. Конструктивными особенностями агрегатов электрооборудования летательных аппаратов является очень высокое качество изготовления, высокая механическая и электрическая прочность при минимальном весе и габаритах, пожаровзрывобезопасность, относительная простота в эксплуатации, полная взаимозаменяемость однотипных изделий и т. д.

Генераторы

Генератор постоянного тока ГС-18М, демонтированный

По принципу действия авиационные генераторы не отличаются от аналогичных наземных генераторов, но обладают рядом особенностей: малый вес и габариты, большая плотность тока якоря, принудительное воздушное, испарительное или жидкостное охлаждение, высокая частота вращения ротора, применение высококачественных конструкционных материалов. В качестве источников постоянного тока обычно применяют бесконтактные синхронные генераторы и бесколлекторные генераторы различных типов и синхронные генераторы переменного тока. Генераторы устанавливаются на двигателях и вспомогательных силовых установках (ВСУ), при этом частота вращения турбовинтовых двигателей самолётов и вертолётов стабилизирована изменением шага винта, а вот на турбореактивных двигателях частота вращения ротора может меняться в широких пределах и при жёстком механическом приводе на генератор переменного тока частота также существенно изменяется, что часто недопустимо по ТУ потребителей.

Поэтому электрические сети строят по разным принципиальным схемам. Построение сети зависит от назначения ЛА , его конструктивных особенностей и применяемого оборудования. Например, на самолёте Ту-134 в качестве основных источников электроэнергии применяются генераторы постоянного тока на двигателях, а для питания переменным током стабильной частоты 208/115 вольт 400 гц применяются электромашинные преобразователи.

Преобразователи тока

Электромашинный преобразователь на три киловатта

На летательных аппаратах в качестве вторичных источников тока применяются электромашинные преобразователи и статические полупроводниковые преобразователи (инверторы). Электромашинный преобразователь представляет собой агрегат, состоящий из электродвигателя постоянного тока и генератора переменного тока (иногда - двух), механически закреплёнными на одном валу. Принцип действия такого преобразователя основан на двукратном преобразовании электрической энергии в электрических машинах - двигателе и генераторе. Схема стабилизации оборотов (частоты вращения) обычно расположена в коробке управления. Наиболее широко распространены преобразователи серии ПО (однофазные на 115 вольт), ПТ (трёхфазные на 200/115 вольт или 36 вольт) и ПТО (комбинированные). При КПД в пределах 50-60% мощность преобразователя может быть от 125 вА (ПТ-125Ц) до 6 КвА (ПО-6000). Статические преобразователи преобразуют постоянных ток в переменный с помощью управляемых полупроводниковых приборов - транзисторов или тиристоров . Такой преобразователь представляет электронный блок в унифицированной легкосъёмной кассете. Их КПД может достигать 85%.

Привод постоянных оборотов

В качестве основных источников электроэнергии могут применяться и генераторы переменного тока, в этом случае сеть 200/115 в является первичной. Генераторы подключаются к редуктору через привод постоянных оборотов. Различают разные схемы подключения - гидравлические, пневматические, механические. Применение нашла гидростатическая схема дифференциального типа (гидронасос-гидромотор), в которой механическая энергия вращения, отбираемая от вала авиадвигателя, преобразуется в энергию давления рабочего тела - масла. Регулирование частоты вращения осуществляется гидравлическим центробежным автоматом, управляющим производительностью гидронасоса. В случае с турбовинтовыми авиадвигателями и ВСУ генераторы переменного тока работают на постоянной частоте вращения, обусловленной стабильностью оборотов двигателя. Первичная (основная) система переменного тока стабильной частоты применяется, например, на лайнере Ту-154 или вертолёте Ка-27 . На этих машинах для получения постоянного тока используются полупроводниковые выпрямительные устройства (ВУ).

Выпрямительные устройства

Выпрямительное устройство представляет собой агрегат, состоящий из трёхфазного понижающего трансформатора , полупроводникового трёхфазного выпрямителя и тиристорной схемы стабилизации при изменении нагрузки. Мощность различных типов ВУ может быть в пределах от 3 до 12 кВт. Для принудительного охлаждения схемы выпрямительное устройство имеет встроенный вентилятор .

Авиационная бортовая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея 20НКБН-25-У3. Краской от руки написан номер борта - "45"

Турбогенератор

На летательных аппаратах может применяться смешанная схема электроснабжения, из сетей постоянного тока и сетей переменного тока стабильной или нестабильной частоты, а также дополнительные сети для питания различной сложной аппаратуры (автономные системы электроснабжения). К примеру, генератор переменного тока может работать от пневматической турбины , которая, в свою очередь, работает на отбираемом от компрессора авиадвигателя сжатом воздухе. Такой агрегат называется турбогенератором и применяется, в частности, на самолёте Ан-22 .

Бортовые аккумуляторные батареи

Распределительные сети

Одна из распредпанелей самолёта со снятой крышкой.

Дифференциально-минимальное реле ДМР-600Т

Бортовая электрическая сеть (БЭС) представляет собой сложную систему каналов передачи электроэнергии от источников к приёмникам и состоит из шин, электропроводки, распределительных устройств, коммутационной и защитной аппаратуры. Сети условно делятся на централизованные, децентрализованные и смешанные. В централизованной сети электроэнергия подводится вначале к шинам центральных распределительных устройств (ЦРУ), а затем к периферийным распределительным устройствам (РУ) - распределительным панелям (РП), распределительным коробкам (РК) и распределительным щиткам (РЩ), для питания всего бортового оборудования ЛА. В децентрализованной БЭС ЦРУ отсутствуют в принципе и распределение электроэнергии производится сразу по РК и РП потребителей. Также существует БЭС смешанного типа, имеющая признаки централизованной и децентрализованной сети. Для повышения надёжности применяется деление бортсети на, например, сеть постоянного тока левая и правая, или сеть первого, второго или третьего генераторов.

Сети могут питаться от параллельно (на общую нагрузку) работающих генераторов, при этом отказ одного, к примеру, генератора не приводит к обесточиванию сети. Применяется также перекрёстное питание - сеть №1 питается от генератора №1 (левый двигатель) и №3 (правый двигатель). В свою очередь, сеть №2 питается от генератора №2 (левый двигатель) и №4 (правый двигатель). Если принять, что мощности одного генератора достаточно для питания всех потребителей этой сети, тогда получается, что в случае отказа одного двигателя (любого) и, соответственно, остановки двух генераторов - это никак не отразится на электроснабжении самолётных систем.

В случае отказа генератора (генераторов) сеть автоматически (или вручную) подключится к соседней исправной сети. В случае неисправности в самой сети, например, коротком замыкании, сеть остаётся обесточенной, но часть потребителей этой сети (при условии их исправности) могут быть переключены на питание от другой сети (переключаемые шины). Небольшая часть БЭС, к которой подключены потребители первой категории, питается от аккумуляторной шины напрямую в течение всего полёта. Часть оборудования подключается к шинам двойного питания, которые в нормальном режиме работают от генераторов, но в случае аварии автоматически подключаются к аккумуляторной шине. Такая сложная система коммутации сетей преследует только одну цель - максимальное повышение живучести электропитания ЛА при разнообразных отказах и повреждениях. На более современных летательных аппаратах применяется автоматический контроль параметров работы генераторов и элементов бортсети цифровыми устройствами.

На больших самолётах количество РК, РП и РУ может достигать нескольких десятков (более сотни), а общая длина проводки - сотен (и даже тысяч) километров. При этом все без исключения потребители имеют защиту от токовых перегрузок и КЗ - автоматы защиты сети (АЗС, АЗР), плавкие предохранители различных типов и силы тока - от 0,5 до 900 ампер. Как правило, вся коммутационная и защитная аппаратура компактно сосредотачивается в распределительных устройствах, для удобства обслуживания и монтажа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Электроника и электрооборудование транспортных, транспортно-технологических машин. Датчики электронных информационных систем. Магнитоэлектрические указатели на автомобилях. Датчик сигнализатора аварийного давления. Отличие датчиков давления друг от друга.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Назначение системы кондиционирования воздуха (СКВ) самолета, определение состояния ее работоспособности. Описание устройства СКВ. Органы управления и индикация. Система подачи, рециркуляции воздуха. Работа систем регулирования давления и обогрева воздуха.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2015

    Классификация летательных аппаратов по принципу полета. Определение понятия "самолет". Этапы создания самолета. Аксиомы проектирования, типы фюзеляжей, крыла, оперения. Безопасность самолета, роль шасси и тормозной системы. Рейтинг опасности авиалайнеров.

    презентация , добавлен 04.11.2015

    Назначение, устройства автоматической системы регулирования температуры охлаждающей жидкости. Устройство, принцип действия и техническое обслуживание. Оборудование, инструменты, приспособления, приборы. Техника безопасности и уборка рабочего места.

    реферат , добавлен 28.03.2011

    Устройство и принцип действия механизмов: электропневматического контактора, электропневматического вентиля, действия выключателя цепей управления, двухпозиционного кулачкового переключателя, блокировочного контакторного элемента, контроллера машиниста.

    практическая работа , добавлен 01.12.2010

    Типы беспилотных летательных аппаратов. Применение инерциальных методов в навигации. Движение материальной точки в неинерциальной системе координат. Принцип силовой гироскопической стабилизации. Разработка новых гироскопических чувствительных элементов.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Обеспечение безопасности полетов. Анализ опасных сближений самолетов. Цифровой метод определения временного критерия опасности. Определение взаимного расположения летательных аппаратов в горизонтальной плоскости. Модуль динамической экспертной системы.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2012

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧАСТЬ 2. Выполнил студент группы СМ-07 -1 Куприн В. В.

Назначение дифференциально-минимального реле, и каковы его основные технические параметры. Дифференциально-минимальное реле служит для включения генератора с номинальным током до 400 А в бортовую сеть, когда его скорость вращения, повышаясь, достигает нижнего рабочего предела и он в состоянии принимать на себя нагрузку. Когда же скорость вращения, понижаясь, выходит за пределы рабочего диапазона и генератор не в состоянии нести нагрузку, это реле отключает генератор от бортовой сети. Кроме того, оно защищает генератор от обратных токов, которые могут быть опасными для него, а так же предотвращает включение генератора в сеть при неправильной его полярности. Основные технические параметры: Напряжение включения вспомогательного реле …. . ≤ 13÷ 20 В Напряжение отключения вспомогательного реле …. ≤ 4 В Напряжение включения поляризованного реле ……. 0. 3÷ 0. 7 В Обратный ток отключения поляризованного реле … 15÷ 35 А Напряжение включения контактора ……………. . 13. 5… 18 В Напряжение отключения контактора ……………. 3. 5… 5 В Внешний вид реле ММР-400 АМ Рабочий ток силовой цепи ……………………. . до 400 А 1 -поляризованное реле, 2 -контактор, 3 -вспомогательное реле, 4 -панель

Какие условия необходимо соблюдать для включения синхронных генераторов на параллельную работу? 1. Равенство напряжений генераторов перед их включением. 2. Правильная полярность генераторов. При этих условиях нагрузка между генераторами будит распределяться в зависимости от наклона их внешних характеристик.

Назначение автомата защиты от перенапряжения. Автоматы защиты и перенапряжений (АЗП) служат для защиты потребителей электроэнергии от резкого возрастания напряжения генератора, что может иметь место в случаях обрыва рабочей обмотки или спекания шайб угольного столба регулятора напряжения.

Какой вид имеет вольтамперная характеристика выпрямителя? С повышением обратного напряжения от нуля обратный ток, появляющийся за счет перехода через границу раздела неосновных носителей зарядов, растет, при небольшом напряжении U 1 он достигает тока насыщения Iнас. и при дальнейшем повышении напряжения – остается постоянным, так как скорость образования неосновных носителей не изменяется. По достижении напряжения U 2 начинают образовываться носители за счет ионизации полем внутри полупроводника, поэтому при повышении напряжения обратный ток начинает расти. Величина U 2 соответствует предельнодопустимому обратному напряжению на выпрямитель

Что называется коэффициентом трансформации? Коэффициент трансформации - это величина, выражающая масштабирующую (преобразовательную) характеристику трансформатора относительно какого-нибудь параметра электрической цепи (напряжения, тока, сопротивления и т. д.). Масштабирование напряжения Для трансформаторов с параллельным подключением первичной обмотки к источнику энергии интересует, как правило, масштабирование в отношении напряжения, а значит, коэффициент трансформации n выражает отношение первичного (входного) и вторичного (выходного) напряжений: где U 1, U 2 - входное и выходное напряжения соответственно ε- ЭДС наводимая в каждом витке любой обмотки данного трансформатора W 1, W 2 - число витков первичной и вторичной обмоток I 1, I 2 - токи в первичной и вторичной цепях трансформатора R 1, R 2 - активные сопротивления обмоток Если пренебречь потерями в обмотках, то есть R 1, R 2 считать равными нулю, то Такие трансформаторы еще называют трансформаторами напряжения.

Что называется коэффициентом трансформации? Масштабирование тока Для трансформаторов с последовательным подключением первичной обмотки к источнику энергии вычисляют масштабирование в отношении силы тока, то есть коэффициент трансформации n выражает отношение первичного (входного) и вторичного (выходного) токов: Кроме того эти токи связаны еще одной зависимостью где I 1, I 2 - токи в первичной и вторичной цепях трансформатора W 1, W 2 - число витков первичной и вторичной обмоток I 0 - ток "холостого хода", состоящий из тока намагничивания и активных потерь в магнитопроводе Если пренебречь всеми потерями намагничивания и нагрева магнитопровода, то есть I 0 считать равным нулю, то Такие трансформаторы еще называют трансформаторами тока.

Что означает марка инвертора ПО-750 и ПТ-125 Ц ПО-750: Преобразователь однофазный преобразует постоянный ток в однофазный переменный. П - преобразователь; О – однофазный; 750 – мощность равная 750 В*А. ПТ-125 Ц: Преобразователь трехфазный преобразует постоянный ток в трехфазный переменный. П – преобразователь; Т – трехфазный; 125 – мощность равная 125 В*А; Ц – для централизованного питания потребителей.

Устройство статического инвертора. если Рвых 2 к. ВА, то – на тиристорах. Удельный вес γ=3÷ 8 кг/к. ВА. КПД η=0, 8÷ 0, 85. Статический инвентор не имеет вращающихся частей, следовательно он более пригоден; нет скользящих контактов, следовательно нет ограничений по высоте; низкий уровень радио- и магнитных помех. Недостаток: большая чувствительность в зоне радиационного фона. ПОС-750, ПТС-1000. Статические инвенторы на транзисторах представляют собой усилитель с глубокой положительной связью, приводящей его к самовозбуждению. Транзистор работает в режиме переключения. На больших мощностях применяют инвенторы на тиристорах, который основан на поочередном открытии с частотой, формирующейся схемой управления, 1 и 3, а затем 2 и 4 тиристоров и т. д.

Устройство электромашинного умформера. Умформеры преобразуют постоянный ток низкого напряжения в постоянный ток высокого напряжения. Электромашинные умформеры Ø РУ-300 (320, 450, 750, 1000, 1500) где РУ – радиоумформер; 300 – выходная мощность. РУК – радиоумформер комбинированный. Недостатки: большой удельный вес; низкий η=50%; ограниченный срок эксплуатации, ток как они не обслуживаются; ограниченная высотность применения; высокие радио- и магнитные помехи.

Основные типы стабилизаторов. o Релейные стабилизаторы напряжения В релейных стабилизаторах напряжения используется принцип ступенчатого регулирования напряжения посредством переключения обмоток силового автотрансформатора при помощи силовых реле. Основными достоинствами стабилизаторов релейного типа являются: Высокая скорость стабилизации. Повышение или снижение напряжения до уровня установленнго ГОСТом осуществляется за доли секунды; Относительно небольшие габариты и малый вес по сравнению со стабилизаторами других типов; Возможность стабилизировать напряжение в широком входном диапазоне от 140 до 270 В; Устойчивость при длительной работе с перегрузками до 110%; Возможность работы при отрицательных значениях температур: -20…+40 С; Не искажают форму синусоиды тока на выходе; Устойчивы к частым перепадам входного напряжения; Долговечные и малошумные; Относительно низкая цена по сравнению со стабилизаторами других типов. Конечно, релейные стабилизаторы не лишены недостатков. Негативное влияние принципа ступенчатого регулирования напряжения проявляет себя при использовании стабилизаторов с точностью стабилизации более 2 -3% (3 -10%).

Основные типы стабилизаторов. o Электромеханические стабилизаторы напряжения Стабилизация напряжения в электромеханическом стабилизаторе осуществляется при помощи щеточного узла (поворотные токосъёмные щетки с сервоприводом). Основными преимуществами стабилизаторов электромеханического типа является высокая точность стабилизации, плавная регулировка напряжения и отсутствие помех в электросети. Прочие преимущества электромеханических стабилизаторов: Широкий диапазон входных напряжений; Не искажают форму синусоиды тока на выходе; Устойчивость к перегрузкам; Устойчивость к искажениям формы и частоты тока, помехам и колебаниям напряжения на входе. Недостатком электромеханических стабилизаторов является применение в их конструкции движущихся частей. Замена токосъёмных щеток может потребоваться через 3 -7 лет. А через 5 -10 лет может потребоваться замена или ремонт сервопривода щетки. Еще к минусам эксплуатации электромеханических стабилизаторов можно отнести: Относительно невысокая скорость стабилизации по сравнению с релейными стабилизаторами напряжения; Нельзя использовать при низких отрицательных температурах окружающей среды (не ниже -5 С); Работа сервопривода может сопровождается непродолжительным характерным звуком.

Что обозначают марки проводов БПВЛ, БПДО и МГШВ(Э) ? o o o БПВЛ – бортовой провод с виниловой изоляцией, лакированный, в хлопчатобумажной оплетке. БПДО – бортовой провод с двойной изоляцией, облегченный. МГШВ(Э) – монтажный, гибкий, с шелковой и виниловой изоляцией (экранированный). Работают при температурах -600 С до +80 (+100)0 С. Фторопласт выдерживает температуру до +2500 С (+4000 С кратковременно).

Что обозначают марки приводов БИН, БИФ, МГТФЛ? o БИН - бортовой, износоустойчивый, износонагревостойкий. o БИФ – бортовой, износоустойчивый, с фторопластной изоляцией. o МГТФЛ- мягкий, гибкий, теплостойкий