Из чего и как куют мечи. Изготовление деревянного меча домашних условиях Схемы крутых мечей из дерева


Если покупка готового меча вам не по карману или вы просто хотите сделать самодельный меч для маскарадного костюма или тренировок, то его можно изготовить из дерева. Для выполнения данного проекта хорошо подойдет деревянный брусок необходимой длины с сечением 5х10 см, который вполне доступен для приобретения. Определите подходящую вам длину меча. Выточите из бруска меч нужной формы. Проведите финишную обработку меча, затерев его грубые углы наждачной бумагой, чтобы меч приобрел гладкий вид профессионально изготовленного изделия.

Шаги

Часть 1

Определение идеальной длины меча

    Встаньте прямо. Держите спину прямо, а плечи отведите назад. Руки при этом должны свободно свисать по бокам. Кисти рук и пальцы также должны быть расслаблены и направлены к полу.

    Определите свою преобладающую руку. Термин "преобладающая (ведущая) рука" относится к той руке, которой вам удобнее всего выполнять точные манипуляции. Обычно это равнозначно определению руки, которой вы пишете, держите инструменты или бросаете мяч.

    • Но в некоторых случаях меч удобнее держать не в той руке, которой вы пишете или держите инструменты.
    • Чтобы определить ведущую руку для меча, попробуйте подержать прямую деревянную палку или какой-нибудь иной подручный предмет похожей формы. Длина палки должна приблизительно равняться длине предплечья руки. Та рука, в которой вам удобнее всего держать палку, и будет преобладающей рукой для меча.
  1. Измерьте расстояние от впадины между большим и указательным пальцами руки до глаза. Если развести пальцы руки, то между большим и указательным пальцами образуется V-образная впадина. Все еще поддерживая руку в расслабленном состоянии с пальцами, обращенными к полу, измерьте расстояние между основанием V-образной впадины ведущей руки и ближайшим глазом.

    • Без посторонней помощи точно снять эту мерку может оказаться трудно. Поэтому можно попробовать привлечь на помощь друга или члена своей семьи.
  2. Округлите мерку до целых сантиметров. Обычно, если в результате измерения вы получили мерку, оканчивающуюся на 5, 6, 7, 8 или 9 мм, то ее необходимо округлить вверх до следующего сантиметра. Когда же результат измерения оканчивается на 1, 2, 3 или 4 мм, то мерка округляется вниз до ближайшего сантиметра.

    Срежьте лишнюю древесину, чтобы выточить контуры лезвия меча. Лучше всего использовать для этих целей специальный острый нож для деревообработки, но также можно взять и любой другой прочный острый нож. Срежьте им лишнюю древесину, чтобы выточить лезвие меча.

    • У меча с односторонней заточкой лезвие должно сужаться в сторону "острого" края, образуя треугольное сечение. При этом меч должен становится толще с противоположного тупого края.
    • У меча с двусторонней заточкой поперечное сечение лезвия напоминает собой вытянутый ромб. Самая толстая часть лезвия будет проходить по центру меча, а оба его "заточенных" края будут тонкими.
  3. Выточите рукоять меча и гарду. Лучше всего сделать рукоять меча немного овальной формы в сечении, при этом она должна быть несколько уже самого лезвия. Гарда также должна представлять собой узкую горизонтальную перемычку между лезвием меча и рукоятью.

    Скорректируйте вес меча до необходимого. Возьмите меч в руку. Если он кажется вам тяжелым, продолжайте работать ножом и стачивать лишнюю толщину древесины с лезвия и рукояти.

    • Некоторые сорта древесины тяжелее других. Чтобы придать мечу из тяжелой древесины комфортный вес, необходимо выточить очень тонкое лезвие и рукоять.
    • Знайте, что слишком тонкое лезвие или рукоять меча могут сказаться на его прочности.

Часть 3

Финишная обработка меча
  1. Обработайте наждачной бумагой лезвие меча, рукоять и гарду. Используйте наждачную бумагу со средним размером зерна (от 60 до 100), чтобы сгладить грубые углы и неровности на поверхности древесины. Когда обрабатываете наждачной бумагой древесину, давите на нее достаточно сильно.

  2. Обмотайте рукоять меча. Так меч будет смотреться более стильно и дополнительно обеспечит вам лучший захват рукояти при использовании меча. Для обмотки рукояти используйте изоленту.

    • При отсутствии обмотки пот вашей руки в сочетании с силой удара мечом обо что-то может привести к тому, что меч просто выскользнет из захвата.
    • В качестве альтернативы вместо изоленты для обмотки рукояти меча можно взять герметизирующий скотч. Этот скотч бывает различной текстуры и цвета, которые можно выбрать по своему усмотрению.
  3. Обработайте гарду напильником, чтобы сделать ее выделяющейся. Напильник позволит вам сделать более четкие и глубокие углубления непосредственно над рукоятью и в основании лезвия меча. Возьмите напильник и сточите им часть древесины прямо над и под гардой.

    • Применение напильника позволит более явно отделить гарду от рукояти и лезвия меча.

Сложно назвать изобретение, которое бы оказало такое значительное влияние на развитие нашей цивилизации, каким может похвастать меч . Его нельзя рассматривать, как банальное орудие убийства, меч всегда был чем-то большим. В разные исторические периоды это оружие представляло собой символ статуса, принадлежности к воинской касте или благородному сословию. Эволюция меча как оружия неразрывно связана с развитием металлургии, материаловедения, химии и горного дела.

Практически во все исторические периоды меч был оружием элиты. И дело здесь не столько в статусности этого оружия, сколько в его высокой стоимости и сложности производства качественных клинков. Изготовление меча, которому можно было доверить свою жизнь в бою, было не просто трудоемким процессом, а настоящим искусством. А кузнецов, занимавшихся этой работой, можно смело сравнить с виртуозами-музыкантами. Недаром с древнейших времен у разных народов существуют предания о выдающихся мечах с особыми свойствами, изготовленных настоящими мастерами кузнечного дела.

Цена даже среднего клинка могла достигать стоимости небольшого крестьянского хозяйства. Изделия известных мастеров стоили еще дороже. Именно по этой причине наиболее распространенным видом холодного оружия эпохи Античности и Средневековья является копье, но никак не меч.

На протяжении столетий в разных регионах мира сформировались развитые металлургические центры, продукция которых была известна далеко за их пределами. Они существовали в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Японии. Труд кузнеца был почитаем и весьма хорошо оплачивался.

В Японии кадзи (это кузнец-оружейник, «мастер мечей») в общественной иерархии находился на одном уровне с самураями . Неслыханное дело для этой страны. Ремесленники, к которым, по идее, и должны относиться кузнецы, в японском табеле о рангах находились даже ниже крестьян. Более того, самураи иногда и сами не гнушались браться за кузнечный молот . Чтобы показать, насколько уважаемым Японии был труд оружейника, можно привести один факт. Император Готоба (правил в XII веке) объявил, что изготовление японского меча – это работа, которой могут заниматься даже принцы, никак не умаляя своего достоинства. Готоба и сам был не прочь поработать около горна, сохранились несколько клинков, которые он изготовил своими руками.

Сегодня в СМИ много пишут о мастерстве японских кузнецов и качестве стали, которая использовалась для создания традиционной катаны. Да, действительно, изготовление самурайского меча требовало огромного мастерства и глубоких познаний, но можно ответственно заявить, что европейские кузнецы практически ни в чем не уступали своим японским коллегам. Хотя о твердости и прочности катаны ходят легенды, но изготовление японского меча принципиально не отличается от процесса ковки европейских клинков.

Человек стал использовать металлы для изготовления холодного оружия еще в V тысячелетии до нашей эры. Сначала это была медь, которую довольно быстро заменила бронза, – прочный сплав меди с оловом или мышьяком.

Кстати, последний компонент бронзы очень ядовит и нередко превращал древних кузнецов и металлургов в калек, что нашло отображение в легендах. Например, Гефест, греческий бог огня и покровитель кузнечного дела, был хромым, в славянских мифах кузнецы также нередко изображаются увечными.

Железная эра началась в конце II – начале I тысячелетия до нашей эры. Хотя, оружие из бронзы использовалось еще многие сотни лет. В XII веке до н. э. кованое железо уже использовали для изготовления оружия и инструментов на Кавказе, в Индии и Анатолии. Примерно в VIII веке до н. э. сварное железо появилось в Европе, довольно быстро новая технология распространилась по континенту. Дело в том, что количество месторождений меди и олова в Европе сравнительно невелико, зато запасы железа значительны. В Японии железный век начался только в VII столетии новой эры.

Изготовление меча. От руды до крицы

Очень продолжительное время технологии получения и обработки железа оставались практически на одном месте, они не могли должным образом удовлетворить постоянно растущий спрос на этот металл, поэтому изделий из железа было мало и стоили они дорого. Да и качество инструментов и оружия из этого металла было крайне низким. Удивительно, но на протяжении практически трех тысяч лет металлургия не претерпела никаких принципиальных изменений.

Прежде чем перейти к описанию процесса изготовления холодного оружия в древности, следует дать несколько определений, связанных с металлургией.

Сталь – это сплав железа с другими химическими элементами, прежде всего с углеродом. Он определяет основные свойства стали: большое количество углерода в стали обеспечивает ее высокую твердость и прочность, снижая при этом пластичность металла.

Основным способом получения железа в эпоху Античности и в Средние века (до XIII века) был сыродутный процесс, названный так из-за того, что в печь вдували неподогретый («сырой») воздух. Главным методом обработки полученного железа и стали была ковка. Сыродутный процесс был очень неэффективным, большая часть железа из руды уходила вместе со шлаком. Кроме того, полученное сырье не отличалось высоким качеством, и было очень неоднородным.

Получение железа из руды происходило в сыродутной печи (сыродутный горн или домница), которая имела форму, напоминающую усеченный конус, высотой от 1 до 2 метров и диаметром основания 60-80 см. Такую печь делали из огнеупорного кирпича или камня, сверху обмазывали глиной, которую потом обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, его нагнетали с помощью мехов, а в нижней части домницы находилось отверстие для отвода шлаков. В печь загружали большое количество руды, угля и флюсов.

Позже для подачи воздуха в печь стали использовать водяные мельницы. В XIII веке появились более совершенные печи – штукофены, а затем блауофены (XV век). Их производительность была гораздо выше. Настоящий прорыв в металлургии состоялся только в начале XVI века, когда был открыт передельный процесс, в ходе которого из руды получалась качественная сталь.

Топливом для сыродутного процесса служил древесный уголь. Каменный уголь не использовали из-за большого количества вредных для железа примесей, которые он содержит. Коксовать уголь научились только в XVIII столетии.

В сыродутной печи происходит сразу несколько процессов: пустая порода отделяется от руды и уходит в виде шлаков, а оксиды железа восстанавливаются, вступая в реакции с угарным газом и углеродом. Оно сплавляется и образует так называемую крицу. В ее состав входит чугун. После получения крицы, ее разбивают на мелкие куски и сортируют по твердости, в дальнейшем с каждой фракцией работают отдельно.

Это сегодня чугун является важнейшим продуктом черной металлургии, раньше было иначе. Он не поддается ковке, поэтому в древности чугун считался бесполезным отходом производства («свиным железом»), непригодным к дальнейшему использованию. Он значительно снижал количество сырья, полученным в ходе плавки. Чугун пытались использовать: в Европе из него делали пушечные ядра, а в Индии гробы, однако качество этих изделий оставляло желать лучшего.

От железа к стали. Ковка меча

Железо, полученное в сыродутной печи, отличалось крайней неоднородностью и низким качеством. Нужно было приложить еще массу усилий, чтобы превратить его в прочный и смертоносный клинок. Ковка меча заключала в себе сразу несколько процессов:

  • очистку железа и стали;
  • сварку разных слоев стали;
  • изготовление клинка;
  • тепловую обработку изделия.

После этого кузнецу необходимо было изготовить крестовину, головку, рукоять меча, а также сделать для него ножны.

Естественно, что в настоящее время сыродутный процесс не используется в промышленности для получения железа и стали. Однако силами энтузиастов и любителей старинного холодного оружия он был воссоздан до мельчайших подробностей. Сегодня эта технология изготовления меча используется для создания «аутентичного» исторического оружия.

Полученная в печи крица состоит из низкоуглеродистого железа (0-0,3% содержания углерода), металла с содержанием углерода 0,3-0,6% и высокоуглеродистой фракции (от 0,6 до 1,6% и выше). Железо, в котором мало углерода, отличается высокой пластичностью, но оно очень мягкое, чем выше содержание углерода в металле, тем больше его прочность и твердость, но одновременно сталь становится более хрупкой.

Для придания нужных свойств металлу кузнец может либо насыщать углеродом сталь, либо же выжигать его избыток. Процесс насыщения металла углеродом называется цементацией.

Перед кузнецами прошлого стояла серьезная проблема. Если изготовить меч из высокоуглеродистой стали, то он будет прочным и хорошо держать заточку, но одновременно слишком хрупким, оружие из стали с низким содержанием углерода вообще не сможет выполнять свои функции. Клинок одновременно должен быть и твердым и эластичным. Именно это была ключевая проблема, которая стояла перед мастерами-оружейниками на протяжении многих сотен лет.

Существует описание использования длинных мечей кельтами, сделанное римским историком Полибиосом. По его словам, мечи варваров были изготовлены из такого мягкого железа, что становились тупыми и гнулись после каждого решительного удара. Время от времени кельтским воинам приходилось исправлять их клинки с помощью ноги или колена. Однако и очень хрупкий меч представлял огромную опасность для своего хозяина. Например, сломавшийся меч едва не стоил жизни Ричарду Львиное Сердце – английскому королю и одному и самых прославленных бойцов своего времени.

В ту эпоху сломавшийся меч означал примерно то же самое, что отказавшие автомобильные тормоза в наши дни.

Первой попыткой решить эту проблему было создание так называемых ламинированных мечей, в которых мягкие и твердые слои стали чередовались друг с другом. Клинок подобного меча представлял собой многослойный сендвич, что позволяло ему одновременно быть и прочным и эластичным (при этом, правда, большую роль играла правильная тепловая обработка оружия и его закалка). Однако с такими мечами была одна проблема: при затачивании поверхностный твердый слой клинка быстро стачивался и меч терял свои свойства. Ламинированные клинки появились уже у кельтов, по мнению современных экспертов, такой меч должен был стоить раз в десять дороже обычного.

Еще одним способом сделать прочный и гибкий клинок было поверхностное цементирование. Суть этого процесса заключалась в науглероживании поверхности оружия, изготовленного из сравнительно мягкого металла. Меч помещали в сосуд, наполненный органическим веществом (чаще всего это был уголь), который затем ставили в печь. Без доступа кислорода органика обугливалась и насыщала металл углеродом, делая его прочнее. С цементированными клинками была такая же проблема, как и с ламинированными: поверхностный (твердый) слой довольно быстро стачивался, и лезвие теряло свои режущие свойства.

Более продвинутыми были многослойные мечи, изготовленные по схеме «сталь-железо-сталь». Она позволяла создавать клинки отменного качества: мягкое железо «сердцевины» делало клинок гибким и упругим, хорошо гасило колебания при ударах, а твердая «оболочка» наделяла меч отличными режущими свойствами. Следует отметить, что вышеприведенная схема компоновки клинка является наиболее простой. В Средние века кузнецы-оружейники часто «строили» свои изделия из пяти или семи «пакетов» металла с различными характеристиками.

Уже в раннем Средневековье в Европе образовались крупные металлургические центры, в которых выплавлялось значительное количество стали и производилось оружие достаточно высокого качества. Обычно такие центры возникали около богатых месторождений железной руды. В IX-X столетии хорошие клинки делали в государстве франков. Карлу Великому даже пришлось издавать указ, согласно которому продавать оружие викингам строго запрещалось. Признанным центром европейской металлургии была область, где позже возник знаменитый Золинген. Там добывали железную руду отличного качества. Позже признанными центрами кузнечного дела стала итальянская Брешиа и испанский Толедо.

Любопытно, но уже в раннем Средневековье клинки известных оружейников нередко подделывали. Например, мечи знаменитого мастера Ульфбрехта (жил в IX веке) отличались великолепным балансом и были выполнены из отлично обработанной стали. Они отмечались личным знаком оружейника. Однако кузнец просто физически не мог сделать всех клинков, которые ему приписываются. Да и сами клинки уж очень сильно отличаются по качеству. В период позднего Средневековья золингенские мастера подделывали продукцию кузнецов из Пассау и Толедо. Остались даже письменные жалобы последних на такое «пиратство». Позже стали подделывать мечи самого Золингена.

Подобранные полосы нагревают, а затем с помощью ковки сваривают в единый блок. Во время этого процесса важно выдержать правильную температуру и не пережечь заготовку.

После сварки начинается непосредственно ковка клинка, в ходе которой формируется его форма, изготавливаются долы, выделывается хвостовик. Одним из основных этапов ковки является процесс уплотнения лезвий, который концентрирует слои стали и позволяет мечу дольше сохранять свои режущие свойства. На этой стадии окончательно формируется геометрия клинка, определяется расположение его центра тяжести, задается толщина металла у основания меча и у его острия.

У средневековых кузнецов, естественно, не было термометров. Поэтому необходимая температура высчитывалась по цвету накала металла. Чтобы лучше определять эту характеристику, раньше кузницы обычно затемнялись, что еще больше добавляло мистики в ауру кузнецов.

Затем начинается тепловая обработка будущего меча. Этот этап крайне важен, он позволяет изменить молекулярную структуру стали и добиться от клинка необходимых характеристик. Дело в том, что кованая сталь, сваренная из различных кусков, имеет грубую зернистую структуру и большое количество напряжений внутри металла. С помощью нормализации, закаливания и отпуска кузнец должен максимально избавиться от этих недостатков.

Первоначально клинок нагревают примерно до 800 градусов, а затем подвешивают за хвостовик, чтобы металл не «повело». Этот процесс называется нормализация, для разных типов стали данную процедуру проводят несколько раз. После нормализации следует мягкий отжиг, в ходе которого меч нагревают до коричнево-красного цвета и оставляют остывать, завернув в изолирующий материал.

После нормализации и отжига можно приступить к наиболее важной части процесса ковки – закаливанию. Во время этой процедуры клинок нагревают до коричнево-красного цвета, а затем быстро охлаждают в воде или масле. Закаливание как бы замораживает структуру стали, полученную в ходе нормализации и отжига.

Дифференцированное закаливание. Это техника характерна для японских мастеров, она заключается в том, что разные зоны клинка получают различное закаливание. Чтобы добиться такого эффекта, перед закалкой на клинок наносились слои глины различной толщины.

Абсолютно понятно, что на любом этапе описанного выше процесса кузнец может допустить ошибку, которая будет фатальной для качества будущего изделия. В Японии любой кузнец, дорожащий своим именем, должен был безжалостно ломать неудавшиеся клинки.

Чтобы улучшить качество будущего меча нередко применяли метод нитрования или азотирования, то есть обработку стали соединениями, содержащими азот.

В саге о Виланде-кузнеце описан довольно оригинальный способ нитрования, который позволил мастеру создать настоящий «супермеч». Чтобы повысить качество изделия кузнец спилил меч в опилки, добавил их в тесто и скормил голодным гусям. После этого он собрал птичий помет и проковал опилки. Из них получился меч «…настолько твердый и крепкий, что трудно было на земле сыскать второй такой». Конечно, это литературное произведение, но подобный способ мог вполне иметь место. Современные «азотистые» стали имеют высочайшую твердость. Во многих исторических источниках сообщается, что мечи закаливали и в крови, что наделяло их особыми качествами. Вероятно, что подобная практика действительно имела место, и здесь мы имеем дело с еще одним способом нитрования.

Сразу после закалки клинок еще раз отпускают. После окончания процесса тепловой обработки начинается шлифовка, причем она проводится в несколько этапов. Во время этого процесса меч должен постоянно охлаждаться водой. Шлифовкой и полировкой меча, а также установкой на него крестовины, рукояти и навершия в Средние века обычно занимался не кузнец, а специальный мастер – швертфегером.

Естественно, что перед началом работы над мечом, кузнец до мелочей продумывал его будущий дизайн и конструкцию. Будет ли он боевым или предназначается больше для «представительских» целей? Как в основном будет сражаться его будущий владелец: в пешем или конном строю? Против каких доспехов предположительно будет использоваться? Ну и, конечно же, во время изготовления меча учитывались особенности самого воина: его рост, длина рук, излюбленная техника фехтования.

Дамасская сталь и булат

Каждому, кто хотя бы раз в жизни интересовался историческим холодным оружием, известно словосочетание «дамасская сталь». Оно и сегодня очаровывает своим налетом таинственности, экзотики и мужественности. На самом деле, дамасская сталь – это еще одна попытка решить вечное противоречие между хрупкостью стали и мягкостью железа. И надо сказать, что данная попытка получилась одной из самых удачных.

Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль соединить воедино большое количество слоев мягкой и твердой стали, но этого человека можно смело назвать гением кузнечного дела. Хотя, сегодня историки считают, что подобная технология была независимо разработана в разных регионах мира. Уже в начале нашей эры оружие из дамасской стали изготавливали в Европе и Китае. Ранее считали, что этот вид стали был изобретен на Ближнем Востоке. Однако сегодня доподлинно известно, что он был придуман европейскими мастерами. Да и вообще, пока не найдено никаких доказательств, что Дамаск когда-либо был серьезным центром изготовления оружия.

Дикий дамаск получался, если исходную заготовку разрубывали пополам, половинки накладывали друг на друга и опять проковывали. Подобную операцию обычно проводили несколько раз, постоянно удваивая количество слоев металла, улучшая тем самым его свойства. Несложный математический расчет показывает, что заготовка, перекованная семь раз, получает 896 слоев высокоуглеродистой и низкоуглеродистой стали.

В Средние века в Европе был популярен так называемый крученый дамаск. Во время его получения бруски из разных сталей перекручивались спиралью и сваривались ковкой. Этот процесс повторялся несколько раз. Обычно из такой стали изготавливалась центральная часть клинка, на которую затем наковывались лезвия из обычной твердой стали.

Клинки из дамасской стали в средневековой Европе ценились так высоко, что их нередко дарили королям.

Булат или вутц – это сталь, изготовленная особым образом, благодаря которому она имеет своеобразную внутреннюю структуру, характерный узор на поверхности и высочайшие характеристики по прочности и упругости. Его изготавливали в Иране, Средней Азии и Индии. Эта сталь имела большое содержание углерода, близкое к чугуну (около 2%), но при этом сохраняла способность к ковке и значительно превосходила чугун по прочности.

Об этом материале существует множество легенд. Долгое время считалось, что секрет изготовления булат утрачен, хотя сегодня множество мастеров утверждают, что они владеют тайнами производства настоящего вутца. Одним из способов его получения основан на частичном расплавлении частиц железа или низкоуглеродистой стали в чугуне. Общее количество добавок должно составлять 50-70% от массы чугуна. В результате получается расплав, имеющий кашицеобразную консистенцию. После охлаждения и кристаллизации получается булат – материал с высокоуглеродистой матрицей, в которую вкраплены низкоуглеродные частицы.

Есть информация и о других способах получения булатных сталей в наши дни, вероятно, и древности их существовало несколько. Современные методы связаны с особыми способами ковки и термической обработки металлов.

Одним из достоинств любого меча из узорчатой стали, будь то дамаск или булат, специалисты называют микроволнистость его лезвия. Оно автоматически возникает из-за неоднородности слоев или волокон металла, из которых состоит клинок. По сути, режущая кромка такого оружия является «микропилой», что значительно повышает его боевые свойства.

О дамасской стали сложено огромное количество мифов. Первый из них связан с самим названием металла. Сегодня известно, что город Дамаск особого отношения к изобретению и производству этой стали не имел, хотя некоторые историки считают его важным торговым центром, где оружие из дамаска продавали. Также до сих пор бытует мнение, что дамасская сталь стоила «на вес золота» и резала доспехи словно бумагу. Это не соответствует действительности. Клинки из дамаска действительно прекрасно сочетают в себе твердость и упругость, но никакими необыкновенными свойствами они не обладают.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Многие люди стремятся осуществлять свои детские мечты. Превратить одну из них в реальность можно, узнав, как сделать меч. Ведь кто из нас не представлял себя героем сказок или популярных фильмов с шикарным клинком в руках? Воплотить эту фантазию совсем несложно. Вам всего лишь нужно собрать необходимые материалы и инструменты и выкроить немного своего свободного времени для работы.

Хотите узнать, как сделать меч своими руками в домашних условиях? Для начала определитесь, для каких целей он вам нужен. Если любите участвовать в реконструкциях рыцарских сражений, вам подойдет деревянный клинок. При организации детского праздника пригодятся поделки из продолговатых шариков. А любители фантастики по достоинству оценят сияющее оружие джедаев.

Деревянный меч

Как сделать меч из дерева? Для начала найдите подходящий материал и определитесь с формой своего будущего оружия. После этого можете смело браться за дело. Распилите доску с помощью ножовки, задав изделию необходимую длину.

После этого придайте заготовке очертания, которые вам нравятся, и закруглите все углы. У вас должна получиться дуга, размер которой будет составлять примерно три-пять миллиметров.

В процессе работы обратите особое внимание на то, в каком направлении распиливаете древесину. Ведь как сделать меч против волокон материала? Ответ элементарный - никак. Двигайтесь вдоль них и следите за тем, чтобы поверхность получалась идеально гладкой, на ней не образовывались сучковатости, неровности и какие-либо трещины. Это условие - залог долгой службы изделия. Если вы его не выполните, клинок очень быстро сломается.

Удобно и красиво

Когда вы формируете лезвие, займитесь также созданием рукояти. На этой стадии определяется, насколько удобно будет держать меч в сражении. Обратите внимание! Ни при каких обстоятельствах не придавайте держаку округлую форму! Лучше отдайте предпочтение овальной или прямоугольной.

Это залог того, как сделать меч удобным. Ведь на практике вы будете использовать орудие в двух боевых плоскостях, а круглая ручка создаст излишний дискомфорт при этом и даже может послужить причиной травмы. Чтобы клинок стал еще более безопасным, следите за тем, чтобы на рукояти не было острых либо выпирающих фрагментов, которые при контакте с ладонью могут ее повредить.

Как сделать деревянный меч оригинальной формы? Для этого заранее вырежьте с помощью ножовки или электрического лобзика желаемые контуры. Только после этого можно переходить к обработке поверхности, используя нож или рубанок. Когда будете придавать ему окончательные очертания, следите за правильным соблюдением пропорций. Центральную часть делайте более толстой, а острие - тонким.

Для придания изделию дополнительной прочности покройте его эпоксидной смолой. После завершения отточки и шлифовки нанесите несколько ее слоев на поверхность. Финальный слой можете разбавить краской. Она придаст изделию завершенности и сделает его более красивым.

Нюансы работы

Как сделать меч из дерева похожим на боевой? В этом деле вам поможет использование гарды, вырезанной из резины. Если у вас мало опыта в сражениях, делайте ее большой и круглой, чтобы лучше защитить руку во время схватки. Данная деталь фиксируется внизу лезвия в месте, где начинается рукоять. Закрепить ее можно, используя проволоку, покрытую изолентой.

На этой стадии работы определяется уровень балансировки клинка. Как сделать деревянный меч более удобным в данном плане? Для этого вам понадобятся грузы из свинца, которые необходимо спрятать под слоем обмотки. Она делается с применением ниток из капрона, мокрых кожаных шнуров или обычной ткани. Эти материалы сводят скольжение ладони по поверхности к минимуму и добавляют удобности в использовании орудия.

Теперь вы знаете, как сделать меч из дерева, и сможете в любой момент побаловать себя новой игрушкой. Такой клинок больше подходит для взрослых, а детям массу радости может принести менее увесистое оружие. Процесс его создания рассмотрим далее.

Клинок из шарика

Как сделать меч из шарика? Для этого вам нужно всего две вещи: сам материал и ручной насос для его накачки.

Перед началом работы вы должны знать, что для ее выполнения необходимо обладать ловкостью рук и терпением. Потому, если планируете, например, сделать много таких орудий для детского праздника, заранее потренируйтесь их скручивать. Также будьте готовы к неприятным инцидентам, когда надувные палочки лопаются у вас в руках, ведь далеко не все они обладают достаточным уровнем прочности и податливости.

Базовые правила

Как сделать меч из шарика? Запомните основные требования к рабочему процессу.


Пошаговая инструкция

Как сделать меч в домашних условиях, используя шары? Это совсем не сложно. На его изготовление вы потратите около десяти минут. Следуйте инструкции - и у вас обязательно все получится.

  1. Надуйте шарик с помощью насоса. При этом его необходимо придерживать большим и указательным пальцами. Завяжите его и примерно через 20 сантиметров от кончика согните.
  2. Сверните заготовку еще раз, чтобы у вас получилась фигура, похожая на змею.
  3. Найдите центр трубочки и аккуратно, но сильно, надавите на все ее части.
  4. Перекрутите игрушку еще несколько раз и осторожно расправьте. Так вы сделаете удобную рукоять будущего клинка. Длинная часть трубки послужит острием меча.

На этом работа над поделкой завершается. Можете смастерить сколько угодно таких игрушек и устроить для своего малыша прекрасную пиратскую или рыцарскую вечеринку. Дети гарантированно будут в восторге от ваших поделок.

Превращаемся в джедаев

Культовый фильм «Звездные войны» будоражит умы своих фанатов по всему миру вопросом о том, как сделать лазерный меч. Чтобы фантазия стала реальностью и вы ощутили в своих руках мощь сияющего джедайского клинка, вам нужно проделать довольно несложную работу.

Сначала соберите необходимые для создания оружия материалы. Вам понадобятся:

Поликарбонатная прозрачная или матовая трубка на острие меча;

Свернутый в рулон полиэтилен для рассеивания света;

- "Оракал" для отражения сияния;

Покрытая никелем мебельная ножка, чтобы сделать рукоять;

Кнопка-выключатель;

Сильный цветовой диод (примерно три ватта мощности);

Держатель под три батарейки;

Резистор.

Процесс работы

Как сделать лазерный меч? Для начала отмерьте нужную длину острия и отпилите трубку. Затем определитесь с параметрами рукояти и с помощью лобзика укоротите мебельную ножку до необходимого размера.

После этого вставьте диод и рулон полиэтилена в лезвие клинка. Отдельно вырежьте из клеенки кружок и расположите его в верхней части заготовки. В освоении того, как сделать меч джедая, незаменимым помощником станет материал "Оракал", который будет выполнять функции светоотражателя. Его нужно закрепить внутри поделки.

Теперь сделайте в ручке дыру для кнопки включения. В этом вам поможет напильник. Далее соедините резистор, держатель батареек и выключатель между собой и вставьте их в рукоять. Прикрепите к ним диод.

Финальная стадия

Обмотайте кончик поликарбонатной трубки изолентой (на это уйдет пара мотков), чтобы она еле помещалась в ручку. Между образовавшимися слоями приклейте гайку, а в рукояти проделайте отверстие для болтика, с помощью которого будет фиксироваться лезвие.

Запаяйте трубку крышкой, прикрутите ее к ручке, украсьте последнюю, как душа пожелает - и ваш джедайский клинок готов. Можете смело отправляться с ним на войну против Дарта Вейдера.

Комментариев:

Украшение стены холодным оружием издревле считается весьма эффектным способом декорирования помещения. Шпаги или сабли можно повесить на красивый шелковый ковер. Это привнесет в интерьер восточные, экзотические нотки. Шлем или арбалет украсят поверхность, выложенную искусственным и натуральным камнем. Такой декор подойдет для комнат, принадлежащих молодым мужчинам. Очень интересно смотрятся композиции, составленные из холодного оружия. Обычно ими украшают стены над каминами, низкими стеллажами или диванами.

Разновидности мечей.

Сейчас без особого труда можно купить декоративные сабли, топоры или доспехи. Но такие предметы интерьера обычно стоят недешево. К тому же, что может лучше подчеркнуть мужественность владельца помещения, чем оружие, изготовленное самостоятельно? Тем более что сделать меч своими руками не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Но, конечно, начальные навыки по обработке металла вам понадобятся.

Подготовительный этап работ

Чтобы изготовить меч своими руками, вам понадобятся следующие материалы:

  1. Полоса металла. Его толщина зависит от типа оружия, которое вы хотите изготовить. Люди, занимающие исторической реконструкцией, обычно используют в этих целях бывшие в употреблении автомобильные рессоры толщиной от 5-10 мм.
  2. Древесина для рукояти. Для этих целей используют прочные породы, например, бук или дуб. Но если вы изготавливаете декоративное оружие, то подойдет любой материал.
  3. Полоски кожи для обмотки рукояти.
  4. Оголовье и гарда меча. Их можно вырезать из того же металла, из которого вы будете делать лезвие, или отлить, например, из свинца. Конечно, такие элементы слишком мягкие и легко деформируются. Но для меча, чья главная функция заключается в украшении интерьера, они вполне подойдут. Кроме того, свинцу можно легко придать любую, даже очень вычурную и сложную форму.
  5. Эпоксидный клей или заклепки для крепления рукояти.

Для обработки деталей необходимые инструменты разумнее подготовить заранее. Это:

  • угловая шлифовальная машина (болгарка);
  • набор отрезных, шлифовальных и полировочных кругов;
  • дрель и набор сверл по металлу;
  • столярные инструменты.

Не забудьте о сантиметровой рулетке и угольнике. Они пригодятся для определения размеров будущего меча. А размечать металл можно с помощью обыкновенного маркера. Такие метки легко сотрутся и не испортят внешний вид вашего оружия.

Вернуться к оглавлению

Чертеж декоративного оружия

Перед тем как сделать меч, тщательно продумайте его будущий внешний вид и составьте чертеж с указанием всех необходимых размеров. Это поможет вам избежать ошибок, которые будет сложно исправить.

На изображении 1 приведен чертеж простого меча, прототипом которому послужило нормандское оружие. Это достаточно простая конструкция, которую несложно повторить самостоятельно.

Если вы хотите сделать меч в фэнтэзийном стиле, то можно усложнить форму лезвия, например, заузив его посередине или прорезав в полотне сплошные узорные долы (но эта работа потребует наличия некоторых навыков).

При изготовлении декоративного оружия мастера большое внимание уделяют гарде.

Ее делают фигурной, с несколькими «хвостами». Иногда этот элемент сваривают из нескольких полос или плетут из достаточно прочной проволоки.

Рукоять меча можно обмотать полосками кожи или украсить резными деревянными накладками. В первом случае оружие будет больше похоже на реальные аналоги. Оголовье или, как его еще называют, «яблоко» клинка, можно сделать плоским или придать ему форму шара. Популярны мечи с оголовьем в виде дракона или волчьей морды. Но в целом внешний вид оружия зависит только от вашей фантазии и умения.

Вернуться к оглавлению

Изготовление декоративного оружия

Информации о том, как сделать меч, достаточно много. Но большинство материалов описывает изготовление реконструкционного оружия. А подобные технологии подразумевают закалку металла. Для декоративного меча этого не требуется.

Очистите металл, из которого будет вырезано лезвие, от загрязнения и ржавчины. Если для изготовления оружия вы используете рессору, то вам надо предварительно вырезать из нее кусок необходимой длины. Дело в том, что данная автомобильная запасная часть имеет изогнутую форму и неоднородна по толщине, что не добавит будущему мечу красоты.

Разметьте маркером контуры будущего клинка. Не забывайте о том, что лезвие вырезается вместе с хвостовиком, на который впоследствии крепится рукоять и гарда. Этот хвостовик должен быть тонким и коротким, иначе меч могут посчитать не декоративным, а холодным оружием. Его длина не должна превышать ½ длины рукояти, а ширина — 1/5 ширины лезвия.

После того как контуры меча размечены, клинок нужно вырезать с помощью болгарки. Точно таким же образом вырезается гарда и оголовье. Далее всем деталям необходимо придать окончательную форму. Для этого их тщательно шлифуют, устраняя все неровности и подрезы. При шлифовке обычно снимают не менее 2-3 мм металла, и если материал достаточно мягкий, то это нужно учесть при раскрое элементов оружия. Поверхность обрабатывают до тех пор, пока она не станет абсолютно гладкой. Кончик лезвия нужно закруглить.

В этой статье я попытался показать, как сделать новую деревянную обкладку черенка рукояти, и обложить её кожей и для надежности обмотать нитью. Для удобства в дальнейшем эту деревянную обкладку будем назвать просто ручкой. О том из чего состоит рукоять меча написано в статье Анатомия меча, шпаги, сабли .

Этот проект состоит из двух частей. Часть I имеет дело с добавлением новых деревянных деталей, а в часть II имеет дело с обертыванием черенка рукояти кожей.

Часть I данного проекта занимается рукоятью меча типа XIV по Оакешотту. Меч пришел с крестовиной, которая была был немного неровной, так что я решил исправить её и в то же время настроить черенок-ухват по своей руке. Картинка ниже показывает, рукоять на мече, и вы можете видеть, что крестовина была установлена не правильно, не много в стороне от дола. Также меня не устаивало то что крестовина довольно обычная, и немного мала как на мой вкус.

Черен не выглядит слишком плохо, но мне этого мало, и я хочу уничтожить её чтобы исправить меч. Чтобы изменить эту рукоять так как я хочу – мне нужно будет на удалить кожу и деревянный сердечник и начать сначала.

Разборка рукояти меча


Я снял кожу, а затем расколол древесину и выбросил её прочь. Деревяшка была клееной из нескольких частей, но держалась крепко. Можно было её аккуратно снять сняв навершие, но для этого пришлось бы стачивать кончик хвостовика и расковыривать навершие, а мне не хотелось дополнительных повреждений.

Потом я немного постучал молотком по навершию и оно скользнуло вниз, как показано на рисунке ниже. Как вы видите, на верху у хвостовика было немного металла и он расширялся к клинку. Снять навершие, так чтобы не повредить его не расколов перед этим деревяшку черена было невозможно.

Следующая картинка показывает только навершие и в кончик хвостовика. Отверстие в навершии проходит весь путь до конца, и у них было нанесено немного клея в нижней части.

Сборка рукояти меча

в начало

После того как я переделал крестовину, я расширил отверстие в навершии, и укоротил хвостовик чтобы обеспечить его упрочнение, и сделал дополнительное углубление в верхней части навершия.

Прежде всего, я получил крестовину выровненную с долом меча. (См. рисунок ниже) .. выглядит намного лучше.


Я также заново сделал черен с деревянной обкладкой и покрыл его кожей, но подробнее будет описано позже. Ниже на снимке первоначальное состояние навершия.


Следующий снимок показывает, навершие после того как я разточил потайную область для хвостовика.


Следующая иллюстрация показывает, навершие после того как я установил его (видно уродливую ляпуху). Я, вероятно, слишком сильно прибил, но оно действительно получилось прочно. Я уверен, что все сделано очень плотно.


Ниже на снимке навершие и хвостовик зачищены, так выглядит и держится надежно на данный момент!


Ниже на снимке отполированные хвостовик и навершие. Кончик хвостовика еле-еле виден.


Ниже снимок показывает готовый меч с новой рукояткой. Я очень доволен тем, как все это получилось. Все сидит очень плотно и теперь у него есть намного больше металла хвостовика в навершии.

Деревянные детали рукояти меча

в начало

Я удалил старые деревянные детали рукояти и у меня есть несколько маленьких кусочков древесины тополя под рукой, чтобы сделать новую ручку. Я отрезал первый кусок немного больше, чем будет окончательный размер детали. Это некоторое позволение для обработки и шлифования. Я положил хвостовик на деревяшку и разметил, нарисовав некоторые линии на дереве. Затем я взял несколько небольших кусков тополя которые будут в конечном итоге сторонами ручки. Они будут 6 мм (1/4") толщиной, в то время как верхний и нижний куски 13 мм (1/2") толщиной.


На картинке выше показано как я приклеил (используя любой хороший древесный клей) два 6 мм куска дерева снизу. Зажал их и дал им высохнуть в течение часа.


На рисунке выше показаны две боковые части, приклеенные к верхней части, идентичной нижней части, они вырезаны и готовы быть склеенными.


Я в общем был в состоянии сформировать цельную деревянную ручку и одеть её на хвостовик, но при этом могут возникнуть проблемы при подгонке её по хвостовику. Гораздо проще прикрепить ручку если она состоит из двух частей. Поэтому я использую старый трюк плотников: склейки двух кусков (верхнего и нижнего) через также лист бумаги между ними. Это делается для сильного нажима и позволяет мне подогнать форму и размеры ручки, а затем разделить ручку перед установкой на хвостовик.. Картинка выше показывает как лист бумаги наклеивается на дно. Лучший использовать что-то немного плотнее, чем стандартная бумага. Здесь я использую кусок картона.


Ранее я упоминал, что два куска были 6 мм (1/4") толщиной. Но хвостовик на этом мече был ближе к 4.7 мм (3/16"), поэтому я обстругал часть нижней стороны так чтоб зазор был лишь немного больше, чем 4.7 мм, чтобы было некоторое пространство для эпоксидного клея, которым мы будем приклеивать ручку к навершию. Медленно здесь.. не снимайте слишком много дерева..лучше снять слишком мало чем немного больше!

Нанесите немного клея на другой стороне бумаги и в верхней части ручки. На рисунке выше показаны все части зажатыми, так они должны держаться около часа. Использовать здесь только столярный клей.

Если у вас все склеено вместе, то вы теперь готовы выточить из заготовки хорошим округлые ручки из квадратной заготовки. Опять же, действуйте медленно здесь. Шлифовальный станок реально удобен для вытачивания, но это можно сделать и вручную. Я пытался вытачивать так, чтобы верхняя и нижняя части ручки соответствует толщине хвостовика и крестовины. После тщательного вытачивания у меня получилась ручка. Я отшлифовал её, чтобы она была довольно гладкой. Вы должны будете сделать окончательную шлифовку после того, как наклеите на хвостовик, но по большей части вы можете закончить её на этом же этапе.

На картинке выше я просто показал что получается в конце. Опять же, повторюсь: я пытался сделать так чтоб ручка соответствововала толщине навершия в верхней части, и крестовине в нижней. Кроме того, я уверен что я сделал комфортную для своей руки ручку.

Если ваше навершие еще не склепано с хвостовиком убедитесь что ручка подходит очень уютно и оказывает равномерное давление на хвостовик, крестовину и навершие.

Я доволен формой и отделкой ручки, и я теперь готов разделить ручку на две половинки. Просто вставьте отвертку и аккуратно приподнимите две части друг от друга по линии на бумаге. Когда вы разделите на две части, то вы должны будете немного ошлифовать, чтобы удалить бумагу, которая осталась на дереве. На рисунке выше показано что мои мучения подходят к концу и что это все будет работать!


Я 5 минут выдерживаю заготовку склеенную эпоксидным клеем, так чтобы деревянная ручка равномерно приклеилась к хвостовику. Убедитесь, что хвостовик чист и свободен от любых масел. Смешайте и нанесите эпоксидку на хвостовик и обе части ручки. Убедитесь, что вы не выстругали слишком большой промежуток с боков или концов. Убедитесь в том, когда вы зажимаете их, что они не выпадают и правильно выровнены. Возможно, вы захотите, чтобы проверить их несколько раз, чтобы они остались выровнены в то время как клей сохнет. Эпоксидный берется приблизительно 20 минут.

Также убедитесь, что ручка прилегает вплотную гарду поэтому она не будет болтаться. Я обычно добавляю немного эпоксидки вокруг гарды для хорошей меры.

Моя рукоять была разобрана, и я немного расширил кончик хвостовика. Эпоксидка остается немного гибкой в течение нескольких часов, поэтому после склеивания, я присоединил навершие к хвостовику. Таким образом, навершие также должно сидеть прочно и удерживать ручку. Окончательно все застынет в течении нескольких дней.

На рисунке выше показано готовый меч. Вам, вероятно, нужно подправить шлифованием клей, который, возможно, просочился, или только для окончательной очистки. Только будьте осторожны, чтобы не поцарапать металлические детали делая это.

И вот теперь вы можете взять меч в руку. Но это еще не все.