Кельма в руках мастера превращается в мастерок. Выбор и применения мастерка каменщика


Для строительных, ремонтных и отелочных работ нужны разные кельмы-мастерки, строительные правила, гладилки и терки. Эти простые приспособления намного облегчают и ускоряют работы. Используют их при кладке кирпича и строительных блоков, для выравнивания бетонной стяжки, расшивки швов, штукатурке, укладке плитки и массе других работ. Важно только правильно подобрать инструмент.

Еще оговоримся, что кельма и мастерок — это одинаковые приспособления, просто «мастерок» — чаще используется в разговорной речи, а «кельма» — в технических описаниях и нормативах. Инструментов много, и все они разные. Будем разбираться, какой для чего нужен.

Состоит это приспособление из стальной пластины и приваренной под углом ручки. Вот именно форму пластины, ее толщину и вес и подбирают для каждого вида работ. В то же время выбор индивидуален, хотя прислушаться к советам мастеров стоит.

Форма стальной лопатки мастерка может быть:

  • треугольной;
  • прямоугольной;
  • трапециевидной;
  • каплевидной;
  • овал.

Кроме того есть специальные мастерки штукатура для выведения внутренних и внешних углов, а также кельмы для газобетона.

Инструменты штукатура

Штукатурная кельма должна иметь ровные грани — так удобнее выравнивать поверхности. Потому выбирают обычно прямоугольную или трапециевидную форму. По размерам лопатки — самые ходовые у отделочников — от 12 см.

Но это далеко не все инструменты, которые необходимы для штукатурных работ. Прежде всего, требуется забрасывать поверхность раствором. Мастерок, даже большой, много не возьмет, а если приходится штукатурить большие площади, то набрасывать нужно сотни килограммов. Для этих целей делают специальные штукатурные ковши.

Они имеют полусферическую или цилиндрическую форму с небольшим плоским дном. Внутренние стенки хорошо отполированы, так что при резком движении раствор слетает практически без остатка. Ручка у ковша сделана из пластика или древесины.


При штукатурке по маякам для выравнивания раствора используют правило. Это длинная ровная планка из древесины или металла. Если говорить о профессиональном инструменте, то он обычно делается из алюминиевого сплава. Так как металл этот мягкий, рабочий край часто усиливают стальной полосой. В сечении правило для штукатурки может быть трапециевидным или иметь вид буквы «h». Есть еще правило с уровнем, но его чаще используют на горизонтальных поверхностях — может такой инструмент пригодиться при . Особенно полезен он будет при формовании уклона в сторону слива в моечной или парилке бани. Так что — возьмите на вооружение.

Отдельно стоит сказать про строительные гладилки и терки. Терками называют небольшие пластиковые или деревянные дощечки с ручками, которыми удобно выравнивать — затирать оштукатуренные поверхности. Есть еще полутерок — это аналогичный по форме инструмент, но большего размера.

Есть еще штукатурная гладилка — это уже металлическая пластина с наваренной верху ручкой. Она также используется для выравнивания поверхностей, но небольших размеров. Еще для штукатурных работ используют широкие шпатели — длина лезвия такого инструмента может быть от 10 до 80 см.

При выравнивании поверхности шпателем часто остаются полосы, которые остаются от уголков. Это беда строителей-любителей, которые просто не могут знать некоторых тонкостей. Чтобы такие полосы не оставались, необходимо чуть согнуть лезвие, подогнув уголки в нерабочую сторону. А еще многие шпатели имеют заранее подогнутое лезвие. Так что это не брак, а подготовленный к работе инструмент.

Инструмент каменщика

При кладке кирпича часто приходится подбирать излишки раствора. Удобнее это делать, если лопатка имеет форму треугольника. Потому мастерок каменщика треугольный, с ровными гранями. Край лопатки при этом может быть прямым или скругленным — это дело привычки. Так же как и толщина рукоятки и размеры рабочей поверхности — подбираете «под себя».

По ГОСТу (9533-81):

  • для печных и каменных работ подходит инструмент с длиной лопатки 160 мм, шириной в основании 100 мм;
  • для бетонных и каменных работ — 200 мм длины и 160 мм ширины.

Так что и стандарт не поможет — выбор за мастером. Но второй вариант хорош тем, что захватить можно солидную порцию раствора, хотя вес самого орудия, да еще и с раствором очень немалый. Так что для работы большим мастерком сила в руках требуется богатырская.

По толщине металла для кельмы каменщика: толщина лопатки должна быть не меньше 1 мм. Так она не «играет» и не прогибается при работе. Некоторые каменщики предпочитают работать тяжелым инструментом толщиной не менее 2-3 мм. Такой в магазинах вы не найдете, его нужно или делать самому или заказывать у кого-то. Почему нужны для каменщиков тяжелые кельмы? Чтобы быстрее — одним-двумя ударами — выставлять кирпичи или блоки по уровню. Но это — снова-таки дело индивидуальное и нужна сила и сноровка — ворочать такую «лопату».

Есть некоторые нюансы по ручке. Их делают из дерева, пластика и из резины высокой плотности. Самые ходовые — деревянные. Они хороши тем, что их при необходимости можно обточить «под руку». Но некоторые более удобными считают прорезиненные — они хорошо ложатся в руку и держать их удобнее.

Есть мастерки, в которых стальной стержень проходит ручку насквозь, и заканчивается расплющенным «пятаком». При осаживании им стучат по кирпичу. Некоторых звук, который при этом раздается, раздражает, и они не используют такие мастерки. Но есть другой выход — надеть на железо резиновую пробку. И работать удобно, и звуков почти нет.

Наклон ручки — это тоже дело индивидуальное. Угол меняется просто — подогнули немного в нужную сторону и все. Важную роль при кладке кирпича или блоков играет высота, на которой эта ручка находится. Желательно чтобы она была не менее 4-5 мм. При таком расстоянии при постукивании по кирпичу рукояткой, оставшийся на лопатке раствор падает не вам на руки, а пролетает мимо.

Инструмент каждый подбирает «под себя», но ориентируясь на правила и рекомендации

Нужно еще разобраться с металлом, из которого изготавливают лопатку. Есть инструмент из нержавеющей стали, есть из черной. Особенность нержавейки в том, что пока инструмент новый, с его поверхности раствор слетает. Пока приспособишься, много приятных слов произнесешь… Черный металл некоторые не любят за то, что он ржавеет. Но, после окончания работ, все инструменты каждый день моются и насухо вытираются. При правильном уходе ржаветь им просто некогда.

На что стоит обратить внимание, так это на то, чтобы место соединения рукоятки и лопатки было хорошо отполировано, чтобы там не было ямок и неровностей: именно в этом месте тяжело вымывать раствор, а если еще и огрехи в обработке поверхности есть, то чистить действительно тяжело.

Инструмент для газобетона

Газобетонные блоки хороши тем, что резать их можно при помощи обычной пилы по дереву. Главное только чтобы зубья у нее были закаленные.

При кладке газобетонных блоков используют не цементно-песчаный раствор, а специальный клей. Наносить его нужно ровным тонким слоем 3 мм. Делать это обычными мастерками не совсем удобно. Потому есть специальные инструменты для газобетонных работ: это каретка или специальная пластиковая или металлическая кельма.

Каретка — это металлический ящик, в который наливается клей для газобетона. Одна его стенка подвижная, ее низ оформлен в виде зубчиков. Размеры устройства подогнаны под габариты блоков. Устанавливаются они на блок, наливается клей, потом устройство протягивается по поверхности, распределяя состав ровным слоем. Как происходит укладка газобетона с кареткой, смотрите в видео.

Положительный момент: при работе с газобетонными каретками не нужно постоянно подбрасывать клей, он распределяется ровно. Если протяженность стен большая, скорость укладки блоков увеличивается — быстрее наносится состав. Остается только очищать и укладывать блоки.

Минусов больше:


Один из вариантов каретки простой конструкции для газобетона, изготовленной своими руками умельцами можно увидеть в видео.

Кельма для газобетонных работ — это пластиковый или металлический ковш удлиненной формы с ручкой. Нижний край емкости оформлен зубчиками. По ширине она точно соответствует габаритам блоков, так как устанавливается сверху.

Установленный на блок ковш с клеем протягивается по поверхности. При этом нужно немного приподнимать ручку, чтобы состав выливался на стену. Ровного слоя тут без помощи мастерка не добиться. Для выравнивания используют шпатель с зубчиками, который обычно применяют при плиточных работах.

Для укладки газобетонных блоков понадобится еще резиновая киянка — ею подбивают блок по уровню. Вертикальность стен контролируют . Что еще нужно, так это ручной штроборез. Для того чтобы здание было прочным, стены усиливают . Так как слой клея всего 3 мм, «утопить» их не получится. Потому в газобетоне вырезают штробы. Делать это можно при помощи электроинструмента или с использованием ручного штробореза. Устройство несложное и работать с ним легко: это округлой формы лезвие, закрепленное на металлических трубах с ручками.

Увидеть все инструменты для работ с газобетоном в действии можно в видео.

Инструменты для отделочных работ

При строительстве бани отделочные работы — это в основном древесина. Что еще встречается — это . Для нанесения клея на плитку обычно используется кельма с закругленными концами (и возле ручки тоже). Эта форма называется еще «овал». Размеры ее чаще небольшие — до 10-12 см. Но, как и любой ручной инструмент, каждый подбирает его для себя.

Иногда удобнее наносить клей на плитку прямоугольным или трапециевидным мастерком. Это не совсем по правилам, но правила ни при чем, когда речь идет об удобстве.

Что еще используют при укладке плитки — зубчатый шпатель. Им разравнивают клей по поверхности. Величина «зуба» подбирается в зависимости от необходимой толщины клея и размеров плитки. Величина зуба шпателя в зависимости от размеров плитки приведена ниже:


Все большую популярность набирают декоративные штукатурки. Смотрятся они отлично, могут мыться щеткой, некоторые имеют водоотталкивающие свойства. В банях и саунах применяются редко из-за очень уж высокой цены на подходящие по характеристикам составы. Но все-таки не помешает знать, что для их нанесения используются пластиковые кельмы. Их форма и размер, как и техника нанесения, рекомендуются под каждый вид штукатурки.

Что как называется из одежды...

Как еще называется футболка с длинным рукавом?
Что такое лонгслив?
Чем отличается кофта от свитера, джемпера и полувера?
Что такое бадлон?
Что общего у мастерки и олимпийки? Или это одно и тоже?
А у Вас была регби куртка?

Предлагаю разобраться и узнать много для Вас интересного!

Футболка — предмет одежды , обычно не имеющий пуговиц, воротника и карманов, с короткими рукавами, закрывающий туловище .

Футболка надевается через голову . Её рукава обычно доходят до середины плеча .

Лонгслив заимствованное слово и в переводе с английского означает long - длинный, sleeve - рукав, а все вместе - футболка с длинным рукавом.

Сам термин относится к одежде, которая напоминает футболку, но с длинными рукавами. Это может быть тренировочная одежда, нижнее белье, которое зимой носят под рубашкой и.т.д.

Еще на футболки с длинным рукавом говорят - Фуфайка , только как я понимаю не каждую футболку с длинным рукавом назовешь фуфайкой.. Но термин фуфайка присутствует в класификации ГОСТ.. потому частенько встречаются этикетки с чуть смешним сейчас дял нас словом фуфайка:)


Википедия нам говорит , что: фуфа́йка — преимущественно тёплая нательная одежда, закрывающая туловище и руки. По действующему ГОСТу, фуфайка может иметь как длинный, так и короткий рукав, может быть изготовлена из лёгкой, в том числе и синтетической, ткани.Таким образом, под определением «фуфайка» ГОСТ подразумевает также и футболку , а на практике лёгкая фуфайка часто именуется футболкой с длинными рукавами.

У слова фуфайка несколько толкований, но почему-то среди современных обывателей особенно прижился этот: «Стёганая ватная куртка; ватник». Но и в словаре Ушакова и словаре Ожегова есть еще один - «Тёплая вязаная рубашка без рукавов или с рукавами, надеваемая вниз для тепла или надеваемая сверху».

Если рукав у футболки, лонгслива или фуфайки выкраивается вместе с плечевой частью переда и спинки еще говорят - реглан .

Но, исходя из Википедии , реглан это не вид одежды, а вид кроя рукава, потому называть регланом футболку с длинным рукавом не очень то и правильно...

Регла́н — вид покроя рукава одежды, при котором рукав выкраивается вместе с плечевой частью переда (полочки) и спинки изделия.


У меня вопрос: вот такой вид одежды как лучше всего назвать, что бы всем было понятно?


Футболка с длинным рукавом? длинновато как-то.. но зато все и всем понятно:)
Или может уже всем лонгслив привычнее? Хотя многие еще не привыкли к такому названию..

Еще пару интересных терминов: водолазка, банлон (бадлон), битловка, гольф
Если термин водолазка и гольф для нас привычные и узнаваемые, то банлон и битловка, лично для меня что-то новенькое.

Водолазка (банлон, битловка, гольф) — тонкий обтягивающий свитер с воротом, закрывающим шею. Название произошло от того, что данный элемент одежды надевался водолазами под водолазный скафандр.

В 1960—1980-е годы диалектно использовалось также слово «банлон» (а также искажённые «бадлон» и «бодлон»), предположительно произошедшее от наименования марки полиамидного синтетического волокна Bonlon.

Может иметь вязаную или трикотажную текстуру, используется в качестве как повседневной, так и праздничной одежды.

Далее у нас идет...
Кофта ... и Википедия нам говорит, что

Кофта — предмет шерстяной вязаной одежды для верхней части тела с застежкой снизу доверху спереди. Кофта стала основой для появления остальных предметов плечевой вязаной одежды — свитеров , пуловеров , джемперов , жакетов . Стоит отметить, что даже если у кофты высокий застёгивающийся ворот, её правильнее называть кофтой, а не свитером.

Нашла еще описание: Кофта — это один из элементов шерстяной вязаной одежды с застежкой спереди по всей высоте изделия.Кофта как вид одежды популярна уже много веков. Их носили в Европе еще в 13 веке как утепляющий слой одежды. Свитера, пуловеры появились позже, и кофту можно смело называет их прародительницей.

Какое отличие между кофтой, свитером, полувером, джемпером?

Опять же обратимся к Википедии..

Сви́тер (англ. sweater от to sweat — «потеть», мн.ч. сви́теры, допустимо свитера́) — предмет вязаной одежды для верхней части тела без застёжек, с длинными рукавами и характерным высоким двух- или трёхслойным воротником, облегающим шею. Свитер вяжется из толстой или средней толщины шерстяной или полушерстяной пряжи на спицах или крючком, реже на вязальних машинах


То есть свитер - это кофта без застежек.

Пуло́вер (англ. pull over — тащить сверху, надевать сверху) — трикотажное плечевое изделие, надеваемое через голову. Фактически, разновидность джемпера с V-образным вырезом, плотно облегающего фигуру.

Тоесть полувер, это уже не вязаная одежда? Правильно? И у полувера V-образный вырез?

Джемпер
Например : д
жемпер (от англ. jumper - «прыгун») - разновидность свитера; вязаное или трикотажное изделие без горловины , надеваемое через голову. Может быть мужским, женским и детским. Вырез: круглый или квадратный.
Застежка: обычно отсутствует, но у горловины могут располагаться пуговицы или молния, длиной не более 10 см.
Материалы: шерстяная, хлопковая, акриловая, кашемировая или смесовая пряжа, трикотажное полотно.

Та же самая красненькая кофточка может быть джемпером если она сшита из интерлока?


Или на джемпер больше похоже вот это изделие? Например из вязаного трикотажа, из ангоры?

Батник

1. Батник — верхняя мужская рубашка или женская блузка с застежкой на планке… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)

2. Батник — приталенная рубашка или кофта с отложным воротником и застёжкой на планке. … (Толковый словарь Ожегова)


Если чесно я представляла совершенно другое изделие...
А как у Вас? Что у Вас подразумевается под словом батник?

Толстовка .

Википедия нам говорит , что т олстовка (известна в мире как англ . Tolstoy blouse, Tolstoy shirt или фр. blouse à la Tolstoï) — вид одежды, названной по имени писателя Л.Н. Толстого , хотя сам писатель носил косоворотку — рубашку без капюшона .

Исходно «толстовка» — это просторная, длинная, иногда на кокетке с густыми сборками мужская рубашка из разнообразных гладкокрашеных тканей, носившаяся навыпуск. Получив распространение среди поклонников и последователей Л. Н. Толстого, покрой и применение толстовок претерпели значительные изменения, и в качестве современной одежды «толстовка» — это блуза из плотного трикотажа, надеваемая поверх нательного белья. Основное назначение — способствовать сохранению тепла. К толстовкам относятся как изделия с длинным рукавом, так и жилеты. Толстовка является на сегодня одним из самых распространенных видов утепляющей одежды в холодное время.

Для производства толстовок используются следующие материалы:

флис — трикотажное полотно из полиэстера с начесом или без него с плотностью от 180 до 450 г/м²; и футер

— трикотажное полотно из хлопка с полиэстром или из вискозы с лайкрой с плотностью от 180 до 600 г/м²; бывает двух- или трехниточный.

А Вы знали что толстовка названа по имени писателя Л.Н. Толстого? Я нет:))


Вопрос?

Если изделие сшито из футера (двухниточного или трехниточного) не имеет застежек, оно тоже называется толстовкой?

Например такое?


В определении толстовки присутствует определение блуза. Предлагаю уточнить что такое блуза?


Блузка (от фр. Blouson — куртка) — женская легкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки. Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застегивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки.

Блуза — просторная рубаха, которую носят без пояса. Одежда как мужчин, так и женщин.

Кенгурушка. Кенгуру

Кенгуру - разновидность толстовки, которая имеет капюшон и большой накладной карман. Название этот вид одежды получил по аналогии с австралийскими сумчатыми, которые переносят своих детенышей в специальных карманах. Такие модели одежды надеваются через голову и не имеют застежек.

В последнее время стали популярными такие изделия: худи, свитшоты, бомберы. Все это тоже разновидности толстовок.

Свитшот - толстовка без замков и ремешков с карманом на уровне живота.

Изначально свитшот — это часть спортивной формы, спортсмены носили его до и после тренировок, а также во время перерывов между ними. Задачей свитшота было впитать пот и не дать телу чрезмерно охладиться.

Чуть интересностей:)

Первые свитшоты шили из специального трикотажа, произведенного на круговязальной машине (loopwheel cotton). Такие машины работали очень медленно и производили всего метр ткани в час. Зато благодаря тому, что хлопоквые нити не подвергались лишнему напряжению, ткань получалась очень мягкая, толстая и долговечная, а вещь из нее не усаживалась после стирки, как это было с первыми свитшотами. До сих пор можно найти отлично сохранившиеся кофты, произведенные в 40-60-х годах в США. Большинство тех машин уже давно списаны, но некоторые фирмы пытаются и сейчас производить свитшоты по старым технологиям, в основном в Японии.

Под линией воротника в центре есть треугольник, который образуется пересекающимися между собой двумя швами. Сейчас он носит чисто декоративный характер, но раньше в область этого треугольника вставляли подкладку из рифленого материала, чтобы стекающий с шеи пот не намочил весь свитшот, а впитался в этот треугольник. Также главной особенностью свитшота является круглый вырез горловины. Свитшоты могут иметь карманы (прорезные или кенгуру), а также капюшон.


Читайте подробнее на Passion.ru http://style.passion.ru/modnyi-slovar/t/tolstovka.htm

Худи - удлиненная кофта с капюшоном. Худи немного длиннее стандартных кофт- обычно его длина около 70 см (оно немного закрывает бедра).

Ху́ди (англ. hoodie, от англ. hood — «капюшон») — аналог толстовки (кофты) из мягкого хлопчатобумажного трикотажа, с капюшоном-анораком(имеющим стойку спереди, защищающую от ветра). Характерные элементы — большие накладные карманы спереди и капюшон.

Бомбер - толстовка на замке и с воротом-стойкой.

Регби куртки (их также называют колледж куртки, толстовки бомберы или американские толстовки ) появились в США в середине двадцатого столетия, и стали популярны в семидесятых-восьмидесятых годах среди студентов американских колледжей. Отсюда и название - "колледж куртка". Другое название - "регби куртка" говорит о том, что этот вид одежды связан с америанким футболом.

Действительно, студенты колледжей часто носили американские куртки колледжа с вышивкой команды регби, за котоую болеют, и, соответственно, родного университета.

Колледж куртки, мужские или женские, имеют один и тот же фасон. Отличитеьная черта этого вида одежды: рукава обычно сделаны в одном цвете, а сама толстовка бомбер - в другом. Колледж куртку отличает также застежка в виде металлических кнопок, и наличие карманов. Надписи с логотипами ВУЗов на толстовках американках выполнялись изначально методом вышивки, однако сейчас доступны и другие варианты нанесения изоражения: например, печать с помощью термопленки. Толстовка бомбер с буквой на груди стала своего рода классикой. Классическим вариантом считается красная или синяя регби куртка с серыми рукавами.

"Мастерка", или верхняя часть спортивного костюма, блузон из эластика на молнии...

Это шутка. Плоскую стальную лопатку с хитро изогнутым кронштейном, на который насажена деревянная (пластиковая) ручка все профессиональные каменщики, печники и штукатуры называют именно кельмой. Так уж повелось. А мастерками они называют несколько иной ручной инструмент.

Видов кельм на сегодняшний день предостаточное количество. Форма каждой из них обусловлена тем или иным видом работ, для которых она предназначена. Например, кельма каменщика имеет треугольную лопатку со скругленными углами (ее плоской боковой частью снимается излишек раствора в процессе кладки кирпичей и блоков), а кельма штукатура имеет острый носик, чтобы удобно было работать внутри углов.

Ниже я перечислю основные виды кельм, а в конце статьи дам несколько советов как ими правильно начать работать. Итак, кельмы бывают:

  • . Применяется для выравнивания поверхности бетона или кладочного раствора во время кладки, подрезки раствора, выступившего между кирпичами (блоками). Торец ручки закрыт металлическим колпачком (грибком), для ее защиты во время подбивки кирпича. Можно, конечно, подбивать и молотком-кирочкой , но с кельмой кладка идет быстрее.

  • . Используется так же, как предыдущая, плюс, при кладке печных и вентиляционных каналов. Ручка тоже защищена металлом.

  • Применяется так же, как штукатурная, плюс, дополнительные отделочные операции.

  • Применяется для нанесения и выравнивания раствора при выполнении плиточных работ.

Это основные виды. Есть еще много разных подвидов, удобных при выполнении некоторых конкретных операций: кельмой-шпателем удобно замешивать шпатлевку в коробе и заделывать стыки листов гипсокартона; овальной кельмой набрасывают раствор на стену прямо из ведра, так как у нее нет цепляющихся углов и прочая и прочая, всего не перечислишь (особенно, если не знаешь).

Теперь немного о мастерках, совсем немного. Так, как именно мастерков я знаю только два вида: мастерок для внутренних углов и мастерок для наружных углов. Способ их применения очевиден из их конструкции - ведем вдоль угла и разравниваем раствор.

Раз уж речь зашла о применении инструментов, расскажу, как учился работать мастерком сам. Опытный штукатур мне подробно рассказал и показал, как нужно пользоваться штукатурной кельмой, набрасывая раствор на стену и отошел подальше. И не напрасно. Вот, что значит опыт. Беру кельмой (для меня тогда еще мастерком), раствор, размахиваюсь и плюхаю его на кирпичную стенку. Брызги полетели в разные стороны, а блин раствора благополучно отвалился и упал на пол. Повторяю с меньшей силой - результат тот же самый.

Пока я не прочувствовал силу кистевого движения, проку не было. Секрет оказался прост: кельму нужно держать градусов под 45 к горизонту и вести ее по восходящей дуге, и только в самом конце движения чуток поддернуть кистью вверх, чтобы раствор соскользнул с плоскости мастерка. Тогда он прилипнет к кирпичу. Конечно, много зависит от крепости и пластичности штукатурного раствора. Сколько не набрасывай сухую смесь, она все равно отвалится.

В конце концов, освоив такой, незатейливый на первый взгляд, мастерок (теперь уже кельму) вы поймете, насколько проще стало делать штукатурные и другие строительные и .

Для постройки, отделки и ремонта необходим такой инструмент, как строительный мастерок. Как оказалось, они бывают нескольких видов. Их используют в кладке блоков и кирпича, для штукатурки, выравнивании стяжки, для укладки плитки и не только. Стоит только понять, какой инструмент выбрать.

Многие интересуются, а какая разница между кельмой и мастерком? Это один и тот же инструмент, только в народной речи его называют мастерком, а в техническом описании – кельмой.
Данный инструмент довольно прост в использовании. Напоминает плоскую металлическую лопатку с ручкой. Полотно мастерка изготавливают из стали или нержавеющей стали, которое проходит специальную термообработку, что делает его особенно устойчивым к механическим воздействиям, а также обеспечивает твердость, прочность и ударную вязкость.

Соединение полотна мастерка с рукояткой благодаря современным технологиям осуществляется методом лазерной сварки. Это позволит выдерживать большие постоянные нагрузки и такой инструмент прослужить вам достаточно долго. В процессе работы рукоятка может отпасть, если сварка некачественная.

Сама же рукоять может быть двухкомпонентной или деревянной, реже всего можно встретить пластик. Она должна быть максимально удобной, чтобы гарантировать тщательность и точность в выполнении работ. Деревянная ручка проходит специальную обработку для того, чтобы не подвергалась деформации при работе с мокрыми смесями, была стойкой к ударам и перетиранию. Двухкомпонентные рукоятки также достаточно удобны, они устойчивы к воде и ударам и не скользят, если вы работаете в перчатках.

Основные виды инструмента

Рассмотрим разновидности мастерков:
  • каменщика
  • отделочника
  • бетонщика
  • плиточника
  • штукатурщика
  • угловые
  • печника

Мастерок каменщика используют, к примеру, для кирпичной кладки. Им достаточно удобно перемешивать раствор и собирать излишек цемента. Он отлично справляется с работами в труднодоступных местах. Длина такого инструмента - до 200мм.

Мастерок отделочника мастер использует для перемешивания и нанесения различных смесей или раствора на рабочую поверхность. Самый удобный размер – от 120 до 180мм.


Мастерок бетонщика напо минает треугольник, с помощью которого вы быстро и качественно сделаете кладку кирпича. Благодаря зауженному концу будет удобно снимать излишек цемента со швов.

Мастерок плиточника предназначен для удобного размешивания и нанесения нужного количества раствора на поверхность плитки.

Мастерок штукатура обладает достаточно большой площадью для большего нанесения штукатурной смеси на стену, а достаточно острый носик необходим для формирования углов.

Кельма угловая предназначена для нанесения и разглаживания раствора в углу стен. Они бывают как для внутренних, так и для наружных углов. Думаю, вы согласитесь, что сделать угол ровным обычным мастерком очень сложно и долго.

Мастерок печника используют при выкладке камина или печи, отсюда и пошло название. Он довольно узкий не более 100 мм., так как печные каналы достаточно узкие и никакой дугой инструмент тут не подойдет.

Мастерок строительный должен обладать идеально гладкой поверхностью, чтобы материал легко с него сходил. Поэтому поверхность подвергается автоматизированной шлифовке, чтобы легко и удобно было, как перемешивать материал, так и наносить его на стену. Немало важен правильно выровненный угол рукоятки с кончиком лопатки. Производители стараются предусмотреть все моменты для удобной работы.

Другие названия и виды

Можно встретить также английскую кельму. Это название получено, потому что впервые была опробована в Англии. Еще есть французский, итальянский, португальский мастерок и не только.

Некоторый затирочный инструмент так же называют кельмой. Он используется в качестве гладилки для разравнивания поверхностей и может быть, как с ровными краями, так и зубчатыми. Но это уже тема для другой статьи.

Когда появился первый мастерок – вопрос спорный, но возраст сооружений, где применялся, впечатляет. Одно из них – храм в Ульсе (Великобритания), построенный 900 лет назад.

С тех пор форма инструмента менялась и сегодня приобрела множество вариантов. Разные страны, различное применение – разные формы.

Все зависело откуда и куда переезжали мастера по каменной кладке. Так, у двух стран (Англии и Америки) общее прошлое и во многом схожи и современные мастерки из этих мест. Но совершенно другим инструментом работают в Союзе и Вьетнаме. Это закономерность.

Выяснять какой инструмент лучше, нет смысла. Все определяет привычка. Чтобы приобрести новые навыки с другой формой кельмы, нужно время и терпение. Никто это делать не станет – затратное решение для мозгов. Проще доказать себе, что твой выбор лучший.

Но все, же есть некоторые преимущества в определенной форме и для конкретной работы.

Каменщики работают любым из мастерков на фотографии ниже. Все зависит от привычки и назначения.

Для тонких перегородок и узкого камня больше подходит форма английского инструмента (1) . Но чем больше лопатка у инструмента, тем большую нагрузку испытывает кисть руки. Поэтому на объемных стенах возможен другой подход: использовать мастерок с меньшими размерами, но для подачи раствора применять лопату или ковш:

Преимущество лопаты или ковша в том, что можно набирать более жидкий раствор и в большем объеме. Сухой кирпич быстро вытягивает из смеси лишнюю влагу. Раствор становится удобным в работе. Такая технология дает и более прочную кладку.

Форма мастерка у каменщика еще зависит от того как организована подача раствора. Если в ведрах – то острие инструмента не подходит для этого случая. Английскими мастерками работаю из прямоугольных ящиков.

Общей отличительной особенностью кельмы каменщика можно считать ровную боковую грань лопатки.

Автоматически предлагать форму кельмы каменщика для устройства печек или камина нельзя. В продаже (в каталогах) представляют кельму печника такой –(3) . Но они ошибаются.

Прежде чем показать кельму для печных работ, нужно разобраться в особенностях работ по созданию очага:

  1. Печные каналы узкие (12см и меньше). Поэтому ширина инструмента должна быть не более 10 см.
  2. В печных дымоходах швы, между кирпичами, должны быть полностью заполнены и лишний раствор обрезан заподлицо. Для таких работ нужен мастерок с продолговатой формой лопатки.
  3. Кроме того, для подрезки раствора, боковая и торцевая сторона должна быть прямой.
  4. Швы печные тонкие (3-5 мм). Для накладывания раствора не нужно большое полотно.

Мастерок для кладки газоблоков.

Этот мастерок занимает особое место. Это первая попытка объединить несколько инструментов (ковша и зубчатой гребенки) в одно целое. При работе с газоблоками проблема сильно впитывающей поверхности стоит еще сильнее, чем на кирпичной кладке. Отсюда такое решение. Похожее можно применить и для кладки толстых кирпичных стен.

Мастерок плиточника.

Удачный инструмент должен выполнять несколько функций одновременно, как ковш для газоблоков. Чем больше возможностей, тем удачней конструкция. Неудачное решение компенсируется набором из нескольких инструментов.

Мастерок плиточнику нужен, чтобы:

  • Набирать смесь из ведра. То есть, размеры его должны позволять брать достаточный объем клея (хотя – бы на среднюю плитку).
  • Замешивать затирку в небольшой емкости и доставать ее оттуда. То есть, края и торец плоские, углы закругленные, а ширина лопатки не более 10 см.
  • Очищать стенки и дно ведра от клея. То есть, торец и боковые стенки ровные или с небольшим скосом.
  • Подрывать только что уложенную плитку. То есть, крепление ручки очень прочное .
  • Периодически (в течении дня) очищать зубчатый шпатель и сам мастерок от клея. То есть, торец острый, плоский и прочный из нержавеющей стали. Поверхность гладкая, без царапин и выступов, за которые цепляется клей.

Все требования похожи и указывают на кельму печника, за исключением возможности поднимать свежеуложенную плитку. В общем, это так и есть. О креплении ручки отдельно.

Короткий отрывок из ролика американского плиточника Sal DiBlasi дает полное представление каким должен быть мастерок плиточника:


Качество мастерков и кельм.

Большинство мастерков из массовой продажи одноразовые. На одну небольшую работу такого инструмента достаточно, но в профессиональном использовании нет. Дорого.

Если сравнить ряд кельм (мастерками их нельзя назвать, мастерок от слова мастер), то даже неопытному человеку заметно отличие их от «древнего» сородича. Последний, возможно, отслужил нескольким поколениям. Современные не могут продержаться на стройке больше года.

Слабое звено у них – крепление ручки к полотну. Крепление выполнено точечной сваркой. Обычно это две точки касания. За день, при работе, мастерок подвергается тысяче микро движений в районе крепления. Если еще добавить удары при колке кирпича или постукивание от застывшего раствора, то срок службы еще меньше.

Самая распространенная поломка мастерка.

Если отпавшую ручку, заново приварить электросваркой, то хватает ненадолго. Электрическая дуга пережигает металл. Ручка, со временем, начинает ломаться за гранью сварки.

Если это сделать газосваркой, то служить будет дольше, но не в разы. Если кельма из нержавейки, то это дополнительные сложности при восстановлении. Необходим сварочный аппарат постоянного тока, специальные электроды, а эффект будет тот же, как и в случае с черным металлом.

Но есть дин способ крепления, который дает надежный результат, причем на многие годы.

Как дать кельме вторую жизнь.

Надежное крепление ручки и полотна можно добиться с помощью заклепок. Они скрепляют и, в тоже время, не препятствуют свободному изгибанию двух частей, при работе. Заклепку можно сделать из гвоздя диаметром 3 мм.

Порядок работ:

  • Просверлить два отверстия в ручке мастерка. Если ручка из нержавейки, нужно хорошее сверло. Лучше два. Периодически придётся их затачивать.
  • По центру полотна, приложив ручку, разметить первое отверстие и просверлить.
  • Вставить шпонку и немного заклепать. Крепление нужно для точного сверления второго отверстия.
  • Окончательно заклепать обе шпонки.
  • Сточить все выступающие частицы.

Крепление на заклепках может прослужить 10 лет, даже на облицовочных работах, когда приходится периодически поднимать плитку. Второй способ крепления, а по надежности первый, можно позаимствовать у древних мастеров. Когда основание ручки и полотно изготовлены из единого куска или соединены в кузне, при ковке.

P.S.

Небольшая деталь относительно формы и места крепления ручки к полотну. Считается, что линия ручки (у мастерков А. и В.) должна пересекать полотно на конце. А «S» форма ручки уменьшает нагрузку на кисть руки при работе.

Похожую мысль я нашел у каменщика из Киева, фаната делать инструмент самостоятельно:

Интересные моменты из статьи:

“- Чтобы соединение было крепким, мастера заклепками крепят колено, которое соединяет ручку с рабочей поверхностью.

При изготовлении кельм мужчина использует закаленную сталь 6-Г и нержавейку. Тщательным образом выбирает металл, потому что перекаленное железо ломкое. Мужчине приходилось делать кельмы из титана - они легкие и крепкие, но дорогие.

Ручка самодельной кельмы отличается от фабричной. Внутри деревянного древка есть опилки твердых пород деревьев, перемешанные с клеем ПВА. Если вместо него использовать эпоксидную смолу, со временем металлический стержень расшатается. Сзади ручки мужчина приладил металлический шип. Им удобно сбивать ледовую корку, когда приходится класть кирпич зимой.”