Что такое терракота? История технологии терракоты. Терракотовая рамия


обожженная земля - неглазурованные керамические изделия с пористым черепком обычно красного, коричневого, кремового цвета - облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда вазы и др. Известна с эпохи неолита.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Терракота

итал. terra cotta - обожженная земля)

фигурки и декоративные элементы архитектуры из обожженной глины в Греции, Этрурии и Риме. Этими изделиями славились Танагра, Коринф, Афины, в эпоху эллинизма - малоазийский г. Мирина; известны они и в городах Причерноморья.

Белов Г.Д. Терракота Танагры. Л., 1968; Бритова Н.Н. Греческая терракота. М., 1969; Терракоты Северного Причерноморья. М., 1970.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

1) грубая отформованная и обожженная глина, используемая для стенных орнаментальных покрытий, украшений крыши, плит пола и черепицы. Обычно имела красочное покрытие. Др.-гр. черепица известна двух типов: солены и калиптеры. Вся поверхность кровли выстилалась широкими плоскими соленами, узкими калиптерами накрывались продольные швы между ними. Ряды выкладывались от ниж. края к коньку крыши, где использовалась особая коньковая черепица. В ранних храмах облицовки из Т. применялись ко всем частям деревянных конструкций. Этот прием повторяется и в древнейших каменных постройках (сокровищница граждан Гелы в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта): облицовка из Т. применялась для карнизов и даже каменных блоков. Е. А. с.

2) Т. скульптурная (коропластика) - мелкая глиняная пластика, повсеместно распространенная в антич. Ее возникновение относится еще к первобытной эпохе (т. н. «глиняный период»), но наиб, совершенства иск-во Т. достигает в Греции IV - III вв. в мастерских Танагры (в Беотии). Изготовление фигурок из Т. состояло из следующих последовательных операций: 1) подготовка глиняного теста (отмучивание); 2) лепка от руки или формовка в форме-матрице (полые формы появляются в Греции во 2-й пол. VII в. до н. э., для изгот. одной статуэтки могло использоваться до 14 отдельных форм); 3) доработка перед обжигом (ретушь); 4) обжиг (после предварит, просушки); 5) раскраска.

Лит.: Бритова Н. Н. Греческая терракота. М., 1969; Денисова В. И. Коропластика Боспора. Л., 1981; Кобылина М, М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Терракота (итал. terra — глина и cotta - обожжённая) - керамические изделия, изготовленные из цветной глины и декорированные без использования глазури. Используется этот материал для изготовления посуды, изразцов, мелкой пластики, игрушек, черепицы, плитки, некоторых архитектурных элементов.

История терракоты

Небольшие терракотовые статуэтки изготавливались еще в неолитический период. Достаточно широко распространен этот материал был в Древней Греции, у этрусков, в Древнем Китае, Древней Америке и Индии. Из него лепились статуи, скульптурки, саркофаги. Работали с терракотой и мастера Средневековья, как азиатские, так и европейские. В Средней Азии она использовалась в основном в зодчестве. Европейские мастера эпохи Ренессанса, помимо архитектурных элементов, выполняли из этого материала бюсты известных людей.

Известен этот материал был и на Руси. В декоративной отделке зданий терракота у нас в стране использовалась еще в XV в. В XVIII в. ее начали применять для изготовления скульптурных эскизов. В советском зодчестве широко использовалась терракотовая облицовочная плитка. В наше время этим отделочным материалом отделывают в основном камины и печи. Основным производителем такой плитки на данный момент является компания "Терракот".

Терракотовая армия

Одним из самых интересных памятников прошлого является так называемая терракотовая армия – захоронение 8099 статуй китайских воинов в полный рост вместе с боевыми лошадьми. Находится этот уникальный памятник неподалеку от города Сиань, рядом с могилой первого китайского императора Цинь Шихуанди. Считается, что эти статуи должны были стать его личной армией в загробной жизни. Обнаружен этот памятник был совсем недавно – в 1974 году местными крестьянами, решившими пробурить скважину недалеко от горы Лишань. Раскопки проводились в несколько этапов с 1978 года. Последний начался в 2009 году. Терракотовая армия выстроена в боевом порядке в параллельных склепах. На ее создание, по оценкам специалистов, ушло не менее 40 лет. Интересным является тот факт, что каждый такой глиняный воин индивидуален, то есть имеет отличные от других черты лица, его выражение и фигуру. Многие статуи облачены в настоящие доспехи и вооружены луками, стрелами, копьями и т.д. Ценность этого памятника прежде всего в том, что он позволил ученым изучать историю военного дела, культуры и экономики того времени. Эта находка является одним из самых значимых событий XX века. В 1987 г. терракотовая армия была внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня оценить искусство древних китайских мастеров, работавших с терракотой, может любой желающий. На месте раскопок открыт музей.

Способы изготовления терракотовой отделки

В отличие от обычных черепицы и стеновых материалов, производство терракоты до сих пор носит мелкосерийный либо штучный характер. Существует два способа изготовления такой отделки.

. Пластический. Является основным методом, используемым за рубежом.
Метод литья. В наше время практически не используется.
Техника полусухого прессования. Чаще всего применяется в экспериментальном порядке.

Формовка изделий производится на специальных прессах, ленточных или штамповочных. Мелкие партии или штучная продукция изготавливается вручную с использованием гипсовых форм. Обжиг производится в термокамерах при температуре в 1000°С.

Терракотовая плитка в современных интерьерах

В отделке современных помещений используется в основном три вида терракотовой плитки – выполненная вручную, серийная и глазурированная. Основными достоинствами этого материала являются необыкновенная устойчивость к воздействию ультрафиолета и способность выдерживать нагрев до 1100°С. Поэтому в основном используют его для облицовки печей и каминов. К недостаткам стоит причислить очень высокую цену. Плитка, изготовленная промышленным способом, стоит несколько дешевле выполненной вручную, но при этом она и не так эффектна. Высокая пористость терракотового материала делает его уязвимым для воды, а поэтому все элементы обязательно проходят специальную дополнительную обработку.

Монтируется терракотовая плитка на поверхность стены, камина или печи приблизительно так же, как обычный кафель. Для затирки при этом используется специальный состав.

К основным достоинствам этой плитки можно отнести:
морозостойкость;
экологическую чистоту;
небольшой вес;
эстетическую привлекательность.

В большинстве случаев терракотовая плитка в наше время – эксклюзивный штучный материал. Помимо облицовки стен и печей, материал используются для изготовления бордюров, обводов, каменных поясов и других подобных декоративных элементов.

ТЕРРАКОТА (итальянск. - жженная земля), обожженные, но неглазурованные изделия из глины или глиняной массы с б. или м. тонким и окрашенным черепком из гончарно-черепичных и, реже, кирпичных глин. Терракота применяется гл. обр. в виде художественно-декоративного материала для облицовки зданий и для самостоятельной скульптуры. В прошлом терракота находила разнообразное применение и достигла высокого художественного качества (статуэтки древней Греции, т. н. танагры, архитектурные украшения во времена Ренессанса и пр.). В современной архитектуре исключительно широкое применение находит терракота в Америке. В России до начала 20 века терракота применялась мало (для украшения парков и некоторых зданий). В СССР развивающееся социалистическое строительство может использовать этот благодарный материал в оформлении фасадов гражданской архитектуры, в скульптуре парков, домов отдыха, клубов и т. п.

Терракота получается при обжиге глин, всегда содержащих железо , которое после обжига придает ей б. или м. красное окрашивание. Обжиг ведется при температуре около 1000°С, недостаточной для начала плавления. Черепок остается очень пористым. В глину можно добавлять отощающие вещества, но никогда - плавни. Главное значение терракоты это ее низкая стоимость, которая зависит, с одной стороны, от применения обычных, недефицитных материалов, а с другой - от слабого обжига, который имеет двойное преимущество: требует наименьшего расхода топлива и исключает шансы случайности, существующие у фарфора и у каменной массы с полусплавленным черепком. Количество каолинита должна заключаться между 25 и 35% от общего веса. При меньшем содержании изделия будут иметь слишком малое сопротивление, а при большем содержании будет большая усадка, которая дает трещины при высушивании. В качестве сырья применяют часто чернозем, который иногда имеет настолько подходящий состав, что м. б. пущенным в дело без всякой посторонней добавки. На севере Франции применяют иногда для той же цели поверхностные слои земли, годные к обработке, толщиной в несколько метров. Вследствие разнообразия применяемых сырых материалов состав терракоты очень изменчив. Содержание Са в массе перед обжигом может колебаться от 0 до 30% общего веса. Для обыкновенного производства берут такие почвы, которые содержат кусочки кремня или железистые вещества: первые после обжига дают белые пятна кремня, а вторые - черные пятна магнитной окиси железа. Если немного повысить температуру обжига, то этот окисел плавится, соприкасаясь с глиной, и образует впадинки, окруженные черной каемкой из силиката железа. Сопротивление терракотовых кирпичей раздавливанию (главное качество кирпича с точки зрения строительства) может колебаться от 50 до 200 кг/см 2 в зависимости от содержания каолинита и от температуры обжига. Иногда терракоте придают черную окраску. Это производство было в разных странах (например, в Швеции, Англии, Дании). При изготовлении копенгагенской терракоты берут слюдяную глину; при обжиге с избытком воздуха она принимает красный цвет, в полувосстановительной атмосфере окиси углерода - серый и в среде органических веществ - черный, для чего помещают в железный ящик вместе с обжигаемым предметом папоротник и вереск. Ле-Шателье получил терракоту черной окраски, нагревая железистые глины до температуры 450°С в атмосфере ацетилена. При соприкосновении с железом ацетилен разлагается и дает на черепке осадок углеродистого вещества буро-черного цвета. При дальнейшем обжиге «пропитанных» т. о. предметов в капсюлях, наполненных древесным углем, чтобы поддержать восстановительную атмосферу, эти углеродистые вещества разлагаются, оставляя на черепке осадок угля красивого черного цвета.

Терракоту в США вырабатывают из различных сортов глины, хотя в последнее время для изготовления ее стали употреблять тугоплавкие глины или смесь их с менее чистой глиной или глинистым сланцем, так как эта смесь дает лучший черепок при SK 6-8 (1200-1250°С), обычной температуре обжига терракоты. Отсутствие растворимых солей важно и желательно для всех глин, применяемых в производстве терракоты. Обычно предпочитают глины, принимающие при обжиге светло-жёлтый цвет, отчасти вследствие того, что они дают твердый черепок при требуемой температуре без опасений пережога. Цвет черепка не имеет большого значения, т. к. поверхность его м. б. покрываема краской любого цвета. В настоящее время в США при изготовлении терракоты почти не применяют низкосортных глин.

Из-за разнообразия глин, применяемых для изготовления терракоты, трудно составить таблицу их физических свойств, имеются лишь данные, полученные на практике. При производстве терракоты обжиг глины не доводится до температуры SK 10, т. к. можно опасаться, что глина будет коробиться; обжигается же она обычно при SK от 6 до 8, когда эта опасность отсутствует. Применяют для терракоты обычно глины с небольшим сопротивлением на разрыв. При обжиге до SK 8, т. е. до температуры, при которой обжигается терракота, некоторые глины делаются совершенно твердыми, в то время как другие остаются пористыми. Последние глины обладают незначительной усадкой. Вильсон дает нижеследующие требования, предъявляемые к терракотовым массам в США. 1) Отличная пластичность, позволяющая прессовать сложные формы и крупные изделия. Минимальное сопротивление на разрыв в пластичном состоянии д. б. 0,14 кг/см 2 . 2) Максимальная воздушная линейная, усадка до 5%. 3) Достаточная прочность в высушенном состоянии, позволяющая обрабатывать большие куски. Сопротивление на изгиб сухой массы д. б. около 25 кг/см 2 . 4) Кусок терракоты размером приблизительно 0,5 х 0,3 х 0,2 м должен высушиваться, не коробясь и не трескаясь при сушке, в течение 30 ч. в обыкновенной паровой сушилке или в течение 18 ч. в сушилке с многократным насыщением. Для кусков больших разменов требуется больше времени. 5) Полная усадка д. б. не выше 8,5%. 6) Хорошая прочность изделий д. б. достигнута при обжиге SK 6. Сопротивление на раздавливание терракотовых изделий варьирует в пределах от 245 до 950 кг/см 2 , давая в среднем около 560 кг/см 2 . 7) Водопоглощение д. б. от 8,0 до 22,0% или в среднем 14,3%. 8) Цвет обожженной глины д. б. светло-жёлтый, светло-серый или светло-коричневый. Глины, пригодные для производства терракоты, в США имеют широкое распространение; в наибольшем количестве используют для терракоты глины мелового возраста и каменноугольные глины, реже употребляют третичные глины.

Сегодня существует достаточное количество отделочных материалов, к которым предъявляются серьезные требования по практичности, износостойкости и удобной эксплуатации. Применяемые отделочные изделия должны так же отличаться завидными эстетическими характеристиками и хорошими показателями экологичности. Люди всегда старались найти наилучший материал отделки.

Поэтому еще с древних времен они использовали терракот. Материал отвечает всем перечисленным требованиям. В наше время широко используется терракотовая плитка. И сегодня речь пойдет именно о ней. так, мы расскажем вам о цене керамической терракотовой плитке для облицовки печей и других объектов, укладке терракоты и особенностях выбора затирки для ее швов.

Понятие

Под терракотой понимают неглазурованный, по структуре пористый продукт, изготовленный из цветной глины. Терракот используется в строительстве, в быту и в художественной деятельности.

  • Первый вид . Плитку изготавливают ручным способом. В качестве материала используют каолиновые сорта глины. После того как изделию придадут необходимую форму, его очень долго сушат на солнце, а только потом подвергают процессу обжига. В результате глина приобретает очень красивый, насыщенный цвет и необходимую пористую структуру. Именно ручная терракота ценится на рынке дороже всего. Найти такую терракоту достаточно сложно. Стоить она будет дорого. А последующий ремонт так же обойдется недешево.
  • Второй вид . Плитку изготавливают современными машинными технологиями. Форму изделие приобретает автоматически. После чего оно подвергается обжигу в печи при температуре 1000 Сº. При таком большом и быстром обжиге плитка красивую и богатую фактуру. Поэтому цена на такое изделие существенно ниже, чем на терракотовую плитку ручной работы.
  • Третий вид . Плитку получают машинным особым способом. Сверху изделие покрывают глазурью. Поэтому такая плитка получила название глазурованная. В результате особенной технологии плитка приобретает сверкающий блеск, хорошую влагостойкость и интересный несвойственный терракоте цвет. Именно такой вид плитки может иметь практически любой оттенок. Глазурованные плитки дополнительно делят на матовые и глянцевые. Подразделение на подвиды зависит от свойств используемой глазури.

Структура и состав

Из глины особенного сорта, воды и глазури (не всегда). Подготовленные изделия обжигаются при высокой температуре. Полученная плитка имеет хороший коэффициент водопоглощения и отличные огнеупорные характеристики.

Поверхность плитки может быть натуральной, а может быть покрыта глянцем. Натуральная плитка имеет шершавую структуру, напоминающую или . Терракотовая плитка имеет разнообразные цвета, которые зависят от сорта используемых глиняных масс.

Свойства и характеристики

Терракотовая плитка отличается следующими свойствами:

  • Экологичность;
  • Жаростойкость;
  • Негорючесть;
  • Небольшая стоимость;
  • Отличная эстетика;
  • Долговечность;
  • Легкость монтажа;
  • Морозостойкость;
  • Простота в уходе;
  • Нетоксичность.

Наряду с этим плитка имеет следующие технические характеристики:

  • Высота: 10-80 см
  • Длина: 40-200 см
  • Толщина: 10-60 мм
  • Водопоглощение: до 6%
  • Цвет: похож на цвет глины, натуральный.

Плитка терракота (фото)

Изготовление и применение

Перед тем как изготовить терракотовую плитку проводят тщательную подготовку используемого сырья. Для этого добытую в шахтах глину оставляют на воздухе продолжительное время. На это может уйти около года. Только по истечению этого времени глину можно пускать в производство.

На первом этапе производства глина проходит вальцевание, затем к ней добавляют 25 % воды и производят формовку. На следующем этапе заготовки просушивают на воздухе и повергают обжигу. Обжиг – это завершающий этап в процессе производства терракоты.

  • Благодаря тому, что плитка устойчива к большим значениям температур, . По огнеупорным характеристикам плитку из этого материала можно сравнить с обычным кирпичом, только она имеет более красивый и эстетичный вид.
  • Для бани (сауны) подходит глазурованная терракотовая плитка, обработанная специальным составам. Только она может защитить объект от проникновения воды. Обычная терракотовая плитка в данном случае не подойдет.
  • Описываемым материалом можно легко отделывать внешние стороны домов, гаражей, бань, сараев и прочих строений.
  • Внутренняя отделка терракотой тоже не знает границ. Предел возможного в применении ограничивается только фантазией дизайнера. Особенно часто терракотовую плитку используют для покрытия пола. Благодаря высокой прочности, можно не бояться, что плитка повредится от случайных ударов или тяжелой мебели.

Затирка для швов

Прежде чем приступить к монтажу терракотовой плитки, нужно не забыть приобрести в магазине специальную . При этом затирка обязательно должна быть огнеупорной.

  • Недорогие по стоимости затирки могут применяться для отделки каминов, которые могут нагреваться до 70º. При этом расстояние между уложенными плитками должно быть 0,5 см.
  • Для печей, которые нагреваются до 100ºС и имеют выложенные плитки с расстояниями между ними 0,7 см, используются сухие красители с белым клеем.
  • Для печей или каминов, которые нагреваются до температуры 120ºС используются красители сухого вида с огнеупорным клеем.

Про затирку швов терракотовой плитки расскажет данное видео:

Терракота I

(итал. terra cotta = жженая земля). В широком значении слова - всякого рода изделие из обожженной глины, в тесном же смысле - исполненное из такой глины неглазурованное художественное произведение, напр., архитектурное украшение, рельефное изображение какой-либо сцены, круглая фигура, бюст, выпукло орнаментированный сосуд и т. п. Изготовление Т. было известно еще в глубокой древности, возникнув почти одновременно с гончарным производством вообще. Мы видим ее уже существующею в Вавилоне, Халдее, Ассирии и Египте за много веков до Р. Хр. С берегов Нила или, быть может, с Востока через Малую Азию искусство ее изготовления перешло в Грецию, хотя греческое предание приписывало изобретение этого искусства афинянину Корёбу и коринфянину Гипербу. Здесь, у народа, щедро наделенного чувством изящного, Т. достигла высокой степени совершенства и получила обширное распространение: обработка его продуктов стала тоньше, формы их облагородились. Вылепленные из глины плиты и пластинки с рельефными орнаментами, обожженные и раскрашенные в различные цвета, исстари употреблялись у греков для украшения внутренности и внешности храмов, тезауров и других сооружений, будучи помещаемы в виде акротер, увенчивающих здание, на его гзымсе, в отделке кассетонов потолка и пр. Кроме того, из Т. изготовлялись вотивные приношения богам, вещи, клавшиеся в могилы покойников в изъявление любви и уважения к ним, разные предметы комнатного убранства, даже детские игрушки. Археологические раскопки, произведенные как в самой Греции, так и в ее колониях, доставили массу подобных изделий, которые в настоящее время составляют уже значительные собрания во всех главных художественно-исторических музеях. Из всех этих Т. особенно любопытны относящиеся к разряду произведений так наз. коропластики (от κόρος = дитя, кукла и πλάσσειν = лепить) - искусства лепить небольшие статуэтки. Хотя Т. этого рода были известны ученым и ранее, общий интерес к себе возбудили они лишь тридцать лет тому назад, после того, как были найдены в большом количестве превосходные их образцы в некрополе бывшего города Танагры в Беотии. Богатыми источниками их находок являются, сверх того, Мирина (в Мизии), о-в Родос и некоторые другие места. Одни из коропластических произведений изображают божества, преимущественно Афродиту и Эроса, другие простых смертных, по большей части молодых женщин. Независимо от своего чисто художественного значения первые интересны потому, что или представляют новые, бывшие еще неизвестными типы религиозных изображений, или же воспроизводят в малом виде те или другие знаменитые большие статуи; вторые драгоценны потому, что, имея вполне реалистический характер, так сказать, вводят нас в область обыденной жизни древних греков, наглядно знакомят с их интимным бытом, костюмами, занятиями, играми - словом, с тем, о чем не дают понятия идеалистические крупные изваяния. Фабрикация фигурок из Т. существовала в Греции еще тогда, когда ее искусство только что зарождалось, и не прекращалась до самого упадка эллинской цивилизации; поэтому вследствие ее близкой связи с монументальною скульптурою в ней отразились все фазы развития, пройденные этою последнею, от наивного архаического стиля до стиля эпохи диадохов. Самою цветущею порою коропластики были IV в. и начало III в. до Р. Хр. К ней относится большинство статуэток, найденных в Танагре, Коринфе, Фисбе и Авлиде. Самые богатые коллекции древностей этого рода имеются в Луврском, Берлинском, Британском и Афинском музеях, а также у нас в Имп. Эрмитаже, где, любуясь ими, наглядно убеждаешься в великой художественности греков, проявившейся даже в таких ничтожных, полуремесленных изделиях. В большом употреблении была Т. и у этрусков. Если верить Плинию, их научили ее производству выходцы из Коринфа Дамарат и его товарищи; но с большим вероятием можно предположить, что этруски умели ее делать уже при своем переселении из Малой Азии в Италию. Из Т. исполнялись у них группы и отдельные фигуры, украшавшие собою фронтоны храмов, акротеры и квадриги, помещавшиеся на их крышах, изваяния умерших на саркофагах, фигурные рельефы и более простые стенные орнаменты. Римляне познакомились с Т. благодаря этрускам, бывшим вообще их первыми наставниками по части художеств. При Тарквинии Приске один из вызванных в Рим этруских мастеров изготовил из обожженной глины статую Юпитера для капитолийского его храма, которая в торжественных случаях окрашивалась красною охрою; из Т. была сделана также квадрига, стоявшая на фронтоне этого святилища. Последующими учителями римлян явились греки. Плиний упоминает о двух греческих художниках, занимавшихся как леплением Т., так и живописью, Дамофиле и Горгасе, украсивших своими работами в 261 г. до Р. Хр. храм Цереры, Либера и Либерии в Риме, близ Великого Цирка. Из одного из писем Цицерона к Аттику видно, что обожженные глиняные рельефы в его время были сильно распространены в торговле; они шли на убранство домов и садов, служили надмогильными стелами, приносились в храмы как просительные или благодарственные exvoto. Из Италии в первые века нашего летосчисления производство Т. было занесено на Север, в Галлию, Британию, в прирейнские земли и на берега Дуная. В этих странах, равно как и в самой Италии, оно стояло на некоторой высоте до нашествия варваров и конечного разложения Западной Римской империи, а затем страшно понизилось в достоинстве: материал и техника Т. стали грубы, формы резки, сухи и безобразны. Тем не менее, архитекторы романского и готического стиля нередко пользовались Т. для наружной и внутренней отделки церквей и замков, составляя из орнаментированных ее плиток стенные фризы, увенчивая изготовленными из нее фантастическими фигурами устья водосточных желобов на крышах (гаргули) и т. д. Возрождение искусств в Италии снова возвело Т. на степень вполне художественного производства; талантливейшие из итальянских зодчих XV и XVI стол. видели в ней благородное средство с изяществом декорировать свои сооружения; знаменитые скульпторы исполняли из нее столь же охотно, как из мрамора и бронзы, барельефы и круглые фигуры, в особенности же портретные бюсты и медальоны. В это время она процветала преимущественно на севере Италии, и сделанные ею успехи в значительной мере отразились в работах французских и немецких мастеров. Затем, в XVII и XVIII стол., она находилась в пренебрежении и только в недавнее время заняла опять видное место среди декоративных искусств. Благодаря новейшим научным открытиям ее материал и техника усовершенствовались. Во многих местах возникли одна за другой фабрики, удовлетворяющие усилившемуся спросу на изделия из обожженной глины, имеющих как практически полезное назначение, так и чисто художественный характер. Архитекторы стали снова употреблять терракотовые орнаменты при отделке фасадов зданий. Во Франции скульпторы Дюбуа, Каррье-Беллёз и др. ввели в моду небольшие фигуры, бюсты и группы, легко размножаемые посредством механической формовки из глины и затем обжигания, и эта мода распространилась повсюду вследствие изящества и сравнительной дешевизны таких скульптур. Равным образом, в большом ходу теперь фигурные вазы из Т., служащие для убранства террас, балконов и садов. Лучше всего они фабрикуются в Вене, Силезии и Копенгагене. Ср. Combe, "Description of the collection of ancient terracottas in the British Museum" (Л.; 1810); Sérout d"Agincourt, "Recueil de fragments de sculpture antique en terre cuite" (П., 1814); Сатрапа, "Antiche opère in plastica" (Рим, 3842); Panofka, "Terrakotten des königl. Museum in Berlin" (Б., 1842); Кекуле, "Griechische Thonfiguren aus Tanagra" (Штутгарт, 1878) и "Die antiken Terracoten" (Штутг., 1880-84, 2 т.); Fröhner, "Terres cuites d"Asie Mineare" (П., 1879); Lecuyer, "Terres cuites" (П., 1882-85, 2 т.); Pottier, "Les statuettes de terre cuite" (П., 1890).

II (хим.)

см. Гончарное производство, Фаянс.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Терракота" в других словарях:

    - (итал. terra земля, глина и cotta обожжённая), керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и… … Художественная энциклопедия

    - (terra cotta жженая земля). 1) всякого рода изделия из обожженной глины. 2) неглазурованное художественное произведение из этой глины: бюст, рельефное изображение какой либо сцены и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    Фарфоровая масса особаго приготовленія. Ср. Терракотовый изъ терракота. Ср. Она разбила въ дребезги терракотовую ручку. Лѣсковъ. Духъ г жи Жанлисъ. Ср. Terre cuite. Ср. Terra cotta (ит.) вареная земля. Ср. Coquor (лат.) варю … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Глина, изделие, керамика Словарь русских синонимов. терракота сущ., кол во синонимов: 3 глина (38) изделие … Словарь синонимов

    Терракота - – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Терракота известна со времен неолита … Словарь строителя

    - (итал. terrа cotta букв. обожженная земля), неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета): облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда, вазы и т. д. Известна с эпохи неолита … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕРРАКОТА, терракоты, мн. нет, жен. (итал. terra cotta, букв. обожженная земля). 1. Масса желтокрасного цвета из обожженной глины, идущая на различные пластические изделия. 2. собир. Пластические изделия из такой массы, не покрытые глазурью… … Толковый словарь Ушакова Терракота - – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Известны со времен неолита. [Словарь архитектурно строительных терминов ] Рубрика термина: Керамика Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов