Терракот материал. Что такое терракотовая плитка (терракота) и каких видов она бывает


Терракота (или терракот) - желтая или красная обожженная гончарная глина, а также всевозможные изделия из такой глины, такие как: терракотовые панели, плитка, черепица, горшки и статуэтки, не покрытые глазурью. Терракотовую глину – первичное сырье для производства изделий добывают в открытых карьерах и шахтным методом. В общем, терракота – это оттенок необожжённой глины, которую мы привыкли видеть лишь после обжига – оттенок от темно-красного до кремового.

Где ты, терракотовая глина?

Однако, в этом "общем" определении терракоты скрывается тот факт, что не всякая глина предназначена для производства терракотовых панелей для защиты и декорирования фасада здания. От месторождения - к месторождению составы глиняных масс существенно отличаются как по исходным сырьевым материалом, так и по их количеству.

Серьезной "головной болью" производителя терракотовых панелей, клинкера является неоднородность исходного сырья. Глины для гончарных изделий обычно содержат глинистые минералы, оксиды железа, полевой шпат, карбонаты кальция и магния, кварц, соединения щелочных металлов, растворимые соли, а присутствующие в глине органические вещества серьезно влияют на качество терракотовых изделий.

При приготовлении керамических масс в условиях производства необходимо вести постоянный контроль химического состава поступающего сырья и вносить необходимые корректировки в состав массы, тем более, если сырье привозное и закупается из разных источников. Все эти трудности обязательно сказываются на итоговом качестве готовых изделий, на его стоимости и на регулярности поставок терракотовых панелей. Известен факт, что, к примеру, в Европе большинство месторождений уже давно выработано и все сырье, что используют для производства изделий из терракоты – привозное и зачастую привозят его с других континентов.

Терракота Алюминстрой

Специалисты Алюминстрой несколько лет назад в сотрудничестве с ведущими специалистами нашей страны по керамике объездили множество месторождений и организованных на их базе производств с целью анализа качества исходного сырья, перспектив месторождения. Зная свойства терракотовой глины, опытные специалисты по составу массы определили, какие изделия и при каких условиях можно из нее изготовить, а также каковы объемы залежей исходного сырья в месторождении. После всестороннего лабораторного анализа специалисты пришли к выводу о том, что наиболее качественное сырье для производства терракоты присутствует в Китае и Украине. Российское сырье, зачастую, слишком не однородно и не является достаточно чистым для производства качественных изделий, с высоким требованием к стабильности параметров терракотовых панелей от партии - к партии.

Если говорить о Китае, то уникальная темно-красная глина в промышленных масштабах залегает недалеко от города Исин в КНР. Эта глина и легендарная техника гончарного производства позволили городу и целой провинции КНР стать столицей гончарного производства и искусства, мировым брендом, который знают все гончарные сообщества. Наша компания CN – Ceramic при производстве архитектурной терракоты использует природную окраску, что дает неоспоримое преимущество по сравнению с теми компаниями в Европе и России, которые добавляют в исходное глиняное сырье красители. Это также является ключевой причиной, почему продукция CN – Ceramic применяется по всему Миру, с которой с удовольствием работают строители и инвесторов, проектировщики и дизайнеры всего Мира.

обожженная земля - неглазурованные керамические изделия с пористым черепком обычно красного, коричневого, кремового цвета - облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда вазы и др. Известна с эпохи неолита.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Терракота

итал. terra cotta - обожженная земля)

фигурки и декоративные элементы архитектуры из обожженной глины в Греции, Этрурии и Риме. Этими изделиями славились Танагра, Коринф, Афины, в эпоху эллинизма - малоазийский г. Мирина; известны они и в городах Причерноморья.

Белов Г.Д. Терракота Танагры. Л., 1968; Бритова Н.Н. Греческая терракота. М., 1969; Терракоты Северного Причерноморья. М., 1970.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

1) грубая отформованная и обожженная глина, используемая для стенных орнаментальных покрытий, украшений крыши, плит пола и черепицы. Обычно имела красочное покрытие. Др.-гр. черепица известна двух типов: солены и калиптеры. Вся поверхность кровли выстилалась широкими плоскими соленами, узкими калиптерами накрывались продольные швы между ними. Ряды выкладывались от ниж. края к коньку крыши, где использовалась особая коньковая черепица. В ранних храмах облицовки из Т. применялись ко всем частям деревянных конструкций. Этот прием повторяется и в древнейших каменных постройках (сокровищница граждан Гелы в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта): облицовка из Т. применялась для карнизов и даже каменных блоков. Е. А. с.

2) Т. скульптурная (коропластика) - мелкая глиняная пластика, повсеместно распространенная в антич. Ее возникновение относится еще к первобытной эпохе (т. н. «глиняный период»), но наиб, совершенства иск-во Т. достигает в Греции IV - III вв. в мастерских Танагры (в Беотии). Изготовление фигурок из Т. состояло из следующих последовательных операций: 1) подготовка глиняного теста (отмучивание); 2) лепка от руки или формовка в форме-матрице (полые формы появляются в Греции во 2-й пол. VII в. до н. э., для изгот. одной статуэтки могло использоваться до 14 отдельных форм); 3) доработка перед обжигом (ретушь); 4) обжиг (после предварит, просушки); 5) раскраска.

Лит.: Бритова Н. Н. Греческая терракота. М., 1969; Денисова В. И. Коропластика Боспора. Л., 1981; Кобылина М, М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ученое слово «терракота», происходящее т итальянского «terracotta» то есть, «обожженная земля», обозначает всего-навсего изделие из обожженной глины. Например, простодушный глиняный кувшин можно называть терракотовым. Красиво и никакого отступления от правды жизни!

Глина – один из первых материалов, который начал служить человеку. Глина замечательна тем, что если ее залить водой, она становится пластичной. Влажной глине легко придать любую форму. Из глины можно вылепить посуду самого разного назначения: кувшин для воды, для вина или для зерна, чашки, тарелки, масляные лампы, даже детские игрушки-свистульки. Если после этого глиняное изделие обжечь при высокой температуре (от 1000 до 1500 градусов), оно станет водонепроницаемым, легким и звонким, словно сделанным из одного куска камня. Происходит это потому, что при высокой температуре из глины удаляется почти вся вода и ее частицы спекаются, объединяясь в монолитный материал.

Если глиняные изделия сушить на жарком солнце, посуда тоже затвердеет, но ее свойства будут несколько другими. Например, кувшины окажутся не вполне водоупорными. Вода сможет микроскопическими капельками просачиваться наружу и испаряться, отчего кувшин будет всегда прохладным. У гончаров много секретов!

Но кувшины, обожженные на солнце, терракотой не считаются. Терракота предполагает обжиг в гончарной печи. Обожженную в печи посуду могли после остывания покрывать глазурью. Глазурь, специальная минеральная краска не только делала посуду красивой и цветной, но также и совершенно водонепроницаемой.

Глиняные изделия не только издавна служили человеку. Благодаря тому, что глиняная посуда может веками пролежать в земле без всякого вреда для себя, она стала для нас своеобразным письмом из прошлого. На древних кувшинах, вазах, тарелках можно до сих пор различить рисунки и узоры, которые много скажут о культуре давно исчезнувших народов. Глиняные таблички были одной из первых сред для записи и передачи информации. Причем, как оказалось, прекрасной средой. До нашего времени дошли глиняные таблички, найденные в Междуречье в 3500 г. до н.э.

Посуду и изделия из терракоты изготавливали во всех странах древнего мира. В Древней Греции терракота широко применялась, как декоративный материал. Из терракоты делали водосливы и черепицу для кровель.

Особенно славились производством терракотовых скульптур этруски, загадочный народ, который жил в Италии еще до возникновения Древнего Рима. В Римской империи терракоту производили по всей территории, во всех провинциях, от южной Аравии до северных Британских островов. Искусством создания изделий из глины владели и индейцы Южной Америки еще до прибытия туда Колумба.

Самое известное в мире изделие из обожженной глины – изготовленная в Китае целая терракотовая армия. Почти 9 тысяч глиняных фигур воинов и лошадей были обнаружены в городе Сиань в 1974 году при раскопках гробницы первого китайского императора Цинь Шихуанди (259 до н. э. - 210 до н. э.) Использование статуй совсем не означает, что император отказался от принятых тогда человеческих жертв, сопровождавших правителя в мир иной. Вместе с ним убили и похоронили еще 70 тысяч подданных с их семьями.

В Европе искусство терракоты в Средние века было забыто и возродилось только во времена Возрождения. Изделия из обожженной и глазурованной глины стали применять для украшения храмов. В наше время терракоту также применяют для облицовки зданий. Терракота – очень удобный материал для этого: керамическая плитка легко чистится, и здание, даже самое высокое, легко привести в «первоначальное» состояние. Например, керамическая облицовка придает 23-этажному небоскребу, в котором в 1924 году размещалась Американская радиаторная компания, вид нарядный и аристократический. Недаром с 1990 года в этом здании разместился роскошный отель-бутик.

Очень популярна также терракотовая скульптура. Но при ее производстве возникают определенные сложности. Если скульптура имеет размер более полуметра, ее следует делать полой для того, чтобы стенки были примерно одинаковой толщины и при усадке в процессе обжига пропорции скульптуры не искажались или чтобы она вообще не треснула. Поэтому для изготовления терракотовых скульптур глину вжимают или вливают в форму из гипса или же из обожженной глины. Но технические трудности при обжиге скульптур из терракоты по-прежнему велики и не многие скульпторы решаются делать полноразмерные терракотовые скульптуры.

Большое количество терракотовой скульптуры производилось в Италии в эпоху раннего Возрождения. Терракотовая скульптура была дешевле скульптуры мраморной, а вид имела изящный и красивый. Размещали терракотовые скульптуры, как в городских церквях, так и на фронтонах зданий и в частных домах. Новый стиль глазурованной терракоты создал Лука делла Роббиа (ок. 1400–1482) . Покрытые белой глазурью фигуры он размещал на синем фоне и обрамлял их гирляндами ярких цветов и фруктов.

В наше время терракота – в первую очередь замечательный отделочный материал. Но наряду с этим во многих художественных салонах продаются изящные настольные статуэтки из терракоты. Художники все же предпочитают воплощать в обожженной глазурованной глине произведения небольшого размера.

ТЕРРАКОТА (итальянск. - жженная земля), обожженные, но неглазурованные изделия из глины или глиняной массы с б. или м. тонким и окрашенным черепком из гончарно-черепичных и, реже, кирпичных глин. Терракота применяется гл. обр. в виде художественно-декоративного материала для облицовки зданий и для самостоятельной скульптуры. В прошлом терракота находила разнообразное применение и достигла высокого художественного качества (статуэтки древней Греции, т. н. танагры, архитектурные украшения во времена Ренессанса и пр.). В современной архитектуре исключительно широкое применение находит терракота в Америке. В России до начала 20 века терракота применялась мало (для украшения парков и некоторых зданий). В СССР развивающееся социалистическое строительство может использовать этот благодарный материал в оформлении фасадов гражданской архитектуры, в скульптуре парков, домов отдыха, клубов и т. п.

Терракота получается при обжиге глин, всегда содержащих железо , которое после обжига придает ей б. или м. красное окрашивание. Обжиг ведется при температуре около 1000°С, недостаточной для начала плавления. Черепок остается очень пористым. В глину можно добавлять отощающие вещества, но никогда - плавни. Главное значение терракоты это ее низкая стоимость, которая зависит, с одной стороны, от применения обычных, недефицитных материалов, а с другой - от слабого обжига, который имеет двойное преимущество: требует наименьшего расхода топлива и исключает шансы случайности, существующие у фарфора и у каменной массы с полусплавленным черепком. Количество каолинита должна заключаться между 25 и 35% от общего веса. При меньшем содержании изделия будут иметь слишком малое сопротивление, а при большем содержании будет большая усадка, которая дает трещины при высушивании. В качестве сырья применяют часто чернозем, который иногда имеет настолько подходящий состав, что м. б. пущенным в дело без всякой посторонней добавки. На севере Франции применяют иногда для той же цели поверхностные слои земли, годные к обработке, толщиной в несколько метров. Вследствие разнообразия применяемых сырых материалов состав терракоты очень изменчив. Содержание Са в массе перед обжигом может колебаться от 0 до 30% общего веса. Для обыкновенного производства берут такие почвы, которые содержат кусочки кремня или железистые вещества: первые после обжига дают белые пятна кремня, а вторые - черные пятна магнитной окиси железа. Если немного повысить температуру обжига, то этот окисел плавится, соприкасаясь с глиной, и образует впадинки, окруженные черной каемкой из силиката железа. Сопротивление терракотовых кирпичей раздавливанию (главное качество кирпича с точки зрения строительства) может колебаться от 50 до 200 кг/см 2 в зависимости от содержания каолинита и от температуры обжига. Иногда терракоте придают черную окраску. Это производство было в разных странах (например, в Швеции, Англии, Дании). При изготовлении копенгагенской терракоты берут слюдяную глину; при обжиге с избытком воздуха она принимает красный цвет, в полувосстановительной атмосфере окиси углерода - серый и в среде органических веществ - черный, для чего помещают в железный ящик вместе с обжигаемым предметом папоротник и вереск. Ле-Шателье получил терракоту черной окраски, нагревая железистые глины до температуры 450°С в атмосфере ацетилена. При соприкосновении с железом ацетилен разлагается и дает на черепке осадок углеродистого вещества буро-черного цвета. При дальнейшем обжиге «пропитанных» т. о. предметов в капсюлях, наполненных древесным углем, чтобы поддержать восстановительную атмосферу, эти углеродистые вещества разлагаются, оставляя на черепке осадок угля красивого черного цвета.

Терракоту в США вырабатывают из различных сортов глины, хотя в последнее время для изготовления ее стали употреблять тугоплавкие глины или смесь их с менее чистой глиной или глинистым сланцем, так как эта смесь дает лучший черепок при SK 6-8 (1200-1250°С), обычной температуре обжига терракоты. Отсутствие растворимых солей важно и желательно для всех глин, применяемых в производстве терракоты. Обычно предпочитают глины, принимающие при обжиге светло-жёлтый цвет, отчасти вследствие того, что они дают твердый черепок при требуемой температуре без опасений пережога. Цвет черепка не имеет большого значения, т. к. поверхность его м. б. покрываема краской любого цвета. В настоящее время в США при изготовлении терракоты почти не применяют низкосортных глин.

Из-за разнообразия глин, применяемых для изготовления терракоты, трудно составить таблицу их физических свойств, имеются лишь данные, полученные на практике. При производстве терракоты обжиг глины не доводится до температуры SK 10, т. к. можно опасаться, что глина будет коробиться; обжигается же она обычно при SK от 6 до 8, когда эта опасность отсутствует. Применяют для терракоты обычно глины с небольшим сопротивлением на разрыв. При обжиге до SK 8, т. е. до температуры, при которой обжигается терракота, некоторые глины делаются совершенно твердыми, в то время как другие остаются пористыми. Последние глины обладают незначительной усадкой. Вильсон дает нижеследующие требования, предъявляемые к терракотовым массам в США. 1) Отличная пластичность, позволяющая прессовать сложные формы и крупные изделия. Минимальное сопротивление на разрыв в пластичном состоянии д. б. 0,14 кг/см 2 . 2) Максимальная воздушная линейная, усадка до 5%. 3) Достаточная прочность в высушенном состоянии, позволяющая обрабатывать большие куски. Сопротивление на изгиб сухой массы д. б. около 25 кг/см 2 . 4) Кусок терракоты размером приблизительно 0,5 х 0,3 х 0,2 м должен высушиваться, не коробясь и не трескаясь при сушке, в течение 30 ч. в обыкновенной паровой сушилке или в течение 18 ч. в сушилке с многократным насыщением. Для кусков больших разменов требуется больше времени. 5) Полная усадка д. б. не выше 8,5%. 6) Хорошая прочность изделий д. б. достигнута при обжиге SK 6. Сопротивление на раздавливание терракотовых изделий варьирует в пределах от 245 до 950 кг/см 2 , давая в среднем около 560 кг/см 2 . 7) Водопоглощение д. б. от 8,0 до 22,0% или в среднем 14,3%. 8) Цвет обожженной глины д. б. светло-жёлтый, светло-серый или светло-коричневый. Глины, пригодные для производства терракоты, в США имеют широкое распространение; в наибольшем количестве используют для терракоты глины мелового возраста и каменноугольные глины, реже употребляют третичные глины.

Терракота I

(итал. terra cotta = жженая земля). В широком значении слова - всякого рода изделие из обожженной глины, в тесном же смысле - исполненное из такой глины неглазурованное художественное произведение, напр., архитектурное украшение, рельефное изображение какой-либо сцены, круглая фигура, бюст, выпукло орнаментированный сосуд и т. п. Изготовление Т. было известно еще в глубокой древности, возникнув почти одновременно с гончарным производством вообще. Мы видим ее уже существующею в Вавилоне, Халдее, Ассирии и Египте за много веков до Р. Хр. С берегов Нила или, быть может, с Востока через Малую Азию искусство ее изготовления перешло в Грецию, хотя греческое предание приписывало изобретение этого искусства афинянину Корёбу и коринфянину Гипербу. Здесь, у народа, щедро наделенного чувством изящного, Т. достигла высокой степени совершенства и получила обширное распространение: обработка его продуктов стала тоньше, формы их облагородились. Вылепленные из глины плиты и пластинки с рельефными орнаментами, обожженные и раскрашенные в различные цвета, исстари употреблялись у греков для украшения внутренности и внешности храмов, тезауров и других сооружений, будучи помещаемы в виде акротер, увенчивающих здание, на его гзымсе, в отделке кассетонов потолка и пр. Кроме того, из Т. изготовлялись вотивные приношения богам, вещи, клавшиеся в могилы покойников в изъявление любви и уважения к ним, разные предметы комнатного убранства, даже детские игрушки. Археологические раскопки, произведенные как в самой Греции, так и в ее колониях, доставили массу подобных изделий, которые в настоящее время составляют уже значительные собрания во всех главных художественно-исторических музеях. Из всех этих Т. особенно любопытны относящиеся к разряду произведений так наз. коропластики (от κόρος = дитя, кукла и πλάσσειν = лепить) - искусства лепить небольшие статуэтки. Хотя Т. этого рода были известны ученым и ранее, общий интерес к себе возбудили они лишь тридцать лет тому назад, после того, как были найдены в большом количестве превосходные их образцы в некрополе бывшего города Танагры в Беотии. Богатыми источниками их находок являются, сверх того, Мирина (в Мизии), о-в Родос и некоторые другие места. Одни из коропластических произведений изображают божества, преимущественно Афродиту и Эроса, другие простых смертных, по большей части молодых женщин. Независимо от своего чисто художественного значения первые интересны потому, что или представляют новые, бывшие еще неизвестными типы религиозных изображений, или же воспроизводят в малом виде те или другие знаменитые большие статуи; вторые драгоценны потому, что, имея вполне реалистический характер, так сказать, вводят нас в область обыденной жизни древних греков, наглядно знакомят с их интимным бытом, костюмами, занятиями, играми - словом, с тем, о чем не дают понятия идеалистические крупные изваяния. Фабрикация фигурок из Т. существовала в Греции еще тогда, когда ее искусство только что зарождалось, и не прекращалась до самого упадка эллинской цивилизации; поэтому вследствие ее близкой связи с монументальною скульптурою в ней отразились все фазы развития, пройденные этою последнею, от наивного архаического стиля до стиля эпохи диадохов. Самою цветущею порою коропластики были IV в. и начало III в. до Р. Хр. К ней относится большинство статуэток, найденных в Танагре, Коринфе, Фисбе и Авлиде. Самые богатые коллекции древностей этого рода имеются в Луврском, Берлинском, Британском и Афинском музеях, а также у нас в Имп. Эрмитаже, где, любуясь ими, наглядно убеждаешься в великой художественности греков, проявившейся даже в таких ничтожных, полуремесленных изделиях. В большом употреблении была Т. и у этрусков. Если верить Плинию, их научили ее производству выходцы из Коринфа Дамарат и его товарищи; но с большим вероятием можно предположить, что этруски умели ее делать уже при своем переселении из Малой Азии в Италию. Из Т. исполнялись у них группы и отдельные фигуры, украшавшие собою фронтоны храмов, акротеры и квадриги, помещавшиеся на их крышах, изваяния умерших на саркофагах, фигурные рельефы и более простые стенные орнаменты. Римляне познакомились с Т. благодаря этрускам, бывшим вообще их первыми наставниками по части художеств. При Тарквинии Приске один из вызванных в Рим этруских мастеров изготовил из обожженной глины статую Юпитера для капитолийского его храма, которая в торжественных случаях окрашивалась красною охрою; из Т. была сделана также квадрига, стоявшая на фронтоне этого святилища. Последующими учителями римлян явились греки. Плиний упоминает о двух греческих художниках, занимавшихся как леплением Т., так и живописью, Дамофиле и Горгасе, украсивших своими работами в 261 г. до Р. Хр. храм Цереры, Либера и Либерии в Риме, близ Великого Цирка. Из одного из писем Цицерона к Аттику видно, что обожженные глиняные рельефы в его время были сильно распространены в торговле; они шли на убранство домов и садов, служили надмогильными стелами, приносились в храмы как просительные или благодарственные exvoto. Из Италии в первые века нашего летосчисления производство Т. было занесено на Север, в Галлию, Британию, в прирейнские земли и на берега Дуная. В этих странах, равно как и в самой Италии, оно стояло на некоторой высоте до нашествия варваров и конечного разложения Западной Римской империи, а затем страшно понизилось в достоинстве: материал и техника Т. стали грубы, формы резки, сухи и безобразны. Тем не менее, архитекторы романского и готического стиля нередко пользовались Т. для наружной и внутренней отделки церквей и замков, составляя из орнаментированных ее плиток стенные фризы, увенчивая изготовленными из нее фантастическими фигурами устья водосточных желобов на крышах (гаргули) и т. д. Возрождение искусств в Италии снова возвело Т. на степень вполне художественного производства; талантливейшие из итальянских зодчих XV и XVI стол. видели в ней благородное средство с изяществом декорировать свои сооружения; знаменитые скульпторы исполняли из нее столь же охотно, как из мрамора и бронзы, барельефы и круглые фигуры, в особенности же портретные бюсты и медальоны. В это время она процветала преимущественно на севере Италии, и сделанные ею успехи в значительной мере отразились в работах французских и немецких мастеров. Затем, в XVII и XVIII стол., она находилась в пренебрежении и только в недавнее время заняла опять видное место среди декоративных искусств. Благодаря новейшим научным открытиям ее материал и техника усовершенствовались. Во многих местах возникли одна за другой фабрики, удовлетворяющие усилившемуся спросу на изделия из обожженной глины, имеющих как практически полезное назначение, так и чисто художественный характер. Архитекторы стали снова употреблять терракотовые орнаменты при отделке фасадов зданий. Во Франции скульпторы Дюбуа, Каррье-Беллёз и др. ввели в моду небольшие фигуры, бюсты и группы, легко размножаемые посредством механической формовки из глины и затем обжигания, и эта мода распространилась повсюду вследствие изящества и сравнительной дешевизны таких скульптур. Равным образом, в большом ходу теперь фигурные вазы из Т., служащие для убранства террас, балконов и садов. Лучше всего они фабрикуются в Вене, Силезии и Копенгагене. Ср. Combe, "Description of the collection of ancient terracottas in the British Museum" (Л.; 1810); Sérout d"Agincourt, "Recueil de fragments de sculpture antique en terre cuite" (П., 1814); Сатрапа, "Antiche opère in plastica" (Рим, 3842); Panofka, "Terrakotten des königl. Museum in Berlin" (Б., 1842); Кекуле, "Griechische Thonfiguren aus Tanagra" (Штутгарт, 1878) и "Die antiken Terracoten" (Штутг., 1880-84, 2 т.); Fröhner, "Terres cuites d"Asie Mineare" (П., 1879); Lecuyer, "Terres cuites" (П., 1882-85, 2 т.); Pottier, "Les statuettes de terre cuite" (П., 1890).

II (хим.)

см. Гончарное производство, Фаянс.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Терракота" в других словарях:

    - (итал. terra земля, глина и cotta обожжённая), керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и… … Художественная энциклопедия

    - (terra cotta жженая земля). 1) всякого рода изделия из обожженной глины. 2) неглазурованное художественное произведение из этой глины: бюст, рельефное изображение какой либо сцены и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    Фарфоровая масса особаго приготовленія. Ср. Терракотовый изъ терракота. Ср. Она разбила въ дребезги терракотовую ручку. Лѣсковъ. Духъ г жи Жанлисъ. Ср. Terre cuite. Ср. Terra cotta (ит.) вареная земля. Ср. Coquor (лат.) варю … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Глина, изделие, керамика Словарь русских синонимов. терракота сущ., кол во синонимов: 3 глина (38) изделие … Словарь синонимов

    Терракота - – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Терракота известна со времен неолита … Словарь строителя

    - (итал. terrа cotta букв. обожженная земля), неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета): облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда, вазы и т. д. Известна с эпохи неолита … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕРРАКОТА, терракоты, мн. нет, жен. (итал. terra cotta, букв. обожженная земля). 1. Масса желтокрасного цвета из обожженной глины, идущая на различные пластические изделия. 2. собир. Пластические изделия из такой массы, не покрытые глазурью… … Толковый словарь Ушакова Терракота - – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Известны со времен неолита. [Словарь архитектурно строительных терминов ] Рубрика термина: Керамика Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов