Что такое терракота.


ТЕРРАКОТА (итальянск. - жженная земля), обожженные, но неглазурованные изделия из глины или глиняной массы с б. или м. тонким и окрашенным черепком из гончарно-черепичных и, реже, кирпичных глин. Терракота применяется гл. обр. в виде художественно-декоративного материала для облицовки зданий и для самостоятельной скульптуры. В прошлом терракота находила разнообразное применение и достигла высокого художественного качества (статуэтки древней Греции, т. н. танагры, архитектурные украшения во времена Ренессанса и пр.). В современной архитектуре исключительно широкое применение находит терракота в Америке. В России до начала 20 века терракота применялась мало (для украшения парков и некоторых зданий). В СССР развивающееся социалистическое строительство может использовать этот благодарный материал в оформлении фасадов гражданской архитектуры, в скульптуре парков, домов отдыха, клубов и т. п.

Терракота получается при обжиге глин, всегда содержащих железо , которое после обжига придает ей б. или м. красное окрашивание. Обжиг ведется при температуре около 1000°С, недостаточной для начала плавления. Черепок остается очень пористым. В глину можно добавлять отощающие вещества, но никогда - плавни. Главное значение терракоты это ее низкая стоимость, которая зависит, с одной стороны, от применения обычных, недефицитных материалов, а с другой - от слабого обжига, который имеет двойное преимущество: требует наименьшего расхода топлива и исключает шансы случайности, существующие у фарфора и у каменной массы с полусплавленным черепком. Количество каолинита должна заключаться между 25 и 35% от общего веса. При меньшем содержании изделия будут иметь слишком малое сопротивление, а при большем содержании будет большая усадка, которая дает трещины при высушивании. В качестве сырья применяют часто чернозем, который иногда имеет настолько подходящий состав, что м. б. пущенным в дело без всякой посторонней добавки. На севере Франции применяют иногда для той же цели поверхностные слои земли, годные к обработке, толщиной в несколько метров. Вследствие разнообразия применяемых сырых материалов состав терракоты очень изменчив. Содержание Са в массе перед обжигом может колебаться от 0 до 30% общего веса. Для обыкновенного производства берут такие почвы, которые содержат кусочки кремня или железистые вещества: первые после обжига дают белые пятна кремня, а вторые - черные пятна магнитной окиси железа. Если немного повысить температуру обжига, то этот окисел плавится, соприкасаясь с глиной, и образует впадинки, окруженные черной каемкой из силиката железа. Сопротивление терракотовых кирпичей раздавливанию (главное качество кирпича с точки зрения строительства) может колебаться от 50 до 200 кг/см 2 в зависимости от содержания каолинита и от температуры обжига. Иногда терракоте придают черную окраску. Это производство было в разных странах (например, в Швеции, Англии, Дании). При изготовлении копенгагенской терракоты берут слюдяную глину; при обжиге с избытком воздуха она принимает красный цвет, в полувосстановительной атмосфере окиси углерода - серый и в среде органических веществ - черный, для чего помещают в железный ящик вместе с обжигаемым предметом папоротник и вереск. Ле-Шателье получил терракоту черной окраски, нагревая железистые глины до температуры 450°С в атмосфере ацетилена. При соприкосновении с железом ацетилен разлагается и дает на черепке осадок углеродистого вещества буро-черного цвета. При дальнейшем обжиге «пропитанных» т. о. предметов в капсюлях, наполненных древесным углем, чтобы поддержать восстановительную атмосферу, эти углеродистые вещества разлагаются, оставляя на черепке осадок угля красивого черного цвета.

Терракоту в США вырабатывают из различных сортов глины, хотя в последнее время для изготовления ее стали употреблять тугоплавкие глины или смесь их с менее чистой глиной или глинистым сланцем, так как эта смесь дает лучший черепок при SK 6-8 (1200-1250°С), обычной температуре обжига терракоты. Отсутствие растворимых солей важно и желательно для всех глин, применяемых в производстве терракоты. Обычно предпочитают глины, принимающие при обжиге светло-жёлтый цвет, отчасти вследствие того, что они дают твердый черепок при требуемой температуре без опасений пережога. Цвет черепка не имеет большого значения, т. к. поверхность его м. б. покрываема краской любого цвета. В настоящее время в США при изготовлении терракоты почти не применяют низкосортных глин.

Из-за разнообразия глин, применяемых для изготовления терракоты, трудно составить таблицу их физических свойств, имеются лишь данные, полученные на практике. При производстве терракоты обжиг глины не доводится до температуры SK 10, т. к. можно опасаться, что глина будет коробиться; обжигается же она обычно при SK от 6 до 8, когда эта опасность отсутствует. Применяют для терракоты обычно глины с небольшим сопротивлением на разрыв. При обжиге до SK 8, т. е. до температуры, при которой обжигается терракота, некоторые глины делаются совершенно твердыми, в то время как другие остаются пористыми. Последние глины обладают незначительной усадкой. Вильсон дает нижеследующие требования, предъявляемые к терракотовым массам в США. 1) Отличная пластичность, позволяющая прессовать сложные формы и крупные изделия. Минимальное сопротивление на разрыв в пластичном состоянии д. б. 0,14 кг/см 2 . 2) Максимальная воздушная линейная, усадка до 5%. 3) Достаточная прочность в высушенном состоянии, позволяющая обрабатывать большие куски. Сопротивление на изгиб сухой массы д. б. около 25 кг/см 2 . 4) Кусок терракоты размером приблизительно 0,5 х 0,3 х 0,2 м должен высушиваться, не коробясь и не трескаясь при сушке, в течение 30 ч. в обыкновенной паровой сушилке или в течение 18 ч. в сушилке с многократным насыщением. Для кусков больших разменов требуется больше времени. 5) Полная усадка д. б. не выше 8,5%. 6) Хорошая прочность изделий д. б. достигнута при обжиге SK 6. Сопротивление на раздавливание терракотовых изделий варьирует в пределах от 245 до 950 кг/см 2 , давая в среднем около 560 кг/см 2 . 7) Водопоглощение д. б. от 8,0 до 22,0% или в среднем 14,3%. 8) Цвет обожженной глины д. б. светло-жёлтый, светло-серый или светло-коричневый. Глины, пригодные для производства терракоты, в США имеют широкое распространение; в наибольшем количестве используют для терракоты глины мелового возраста и каменноугольные глины, реже употребляют третичные глины.

Терракота (итал. terra — глина и cotta - обожжённая) - керамические изделия, изготовленные из цветной глины и декорированные без использования глазури. Используется этот материал для изготовления посуды, изразцов, мелкой пластики, игрушек, черепицы, плитки, некоторых архитектурных элементов.

История терракоты

Небольшие терракотовые статуэтки изготавливались еще в неолитический период. Достаточно широко распространен этот материал был в Древней Греции, у этрусков, в Древнем Китае, Древней Америке и Индии. Из него лепились статуи, скульптурки, саркофаги. Работали с терракотой и мастера Средневековья, как азиатские, так и европейские. В Средней Азии она использовалась в основном в зодчестве. Европейские мастера эпохи Ренессанса, помимо архитектурных элементов, выполняли из этого материала бюсты известных людей.

Известен этот материал был и на Руси. В декоративной отделке зданий терракота у нас в стране использовалась еще в XV в. В XVIII в. ее начали применять для изготовления скульптурных эскизов. В советском зодчестве широко использовалась терракотовая облицовочная плитка. В наше время этим отделочным материалом отделывают в основном камины и печи. Основным производителем такой плитки на данный момент является компания "Терракот".

Терракотовая армия

Одним из самых интересных памятников прошлого является так называемая терракотовая армия – захоронение 8099 статуй китайских воинов в полный рост вместе с боевыми лошадьми. Находится этот уникальный памятник неподалеку от города Сиань, рядом с могилой первого китайского императора Цинь Шихуанди. Считается, что эти статуи должны были стать его личной армией в загробной жизни. Обнаружен этот памятник был совсем недавно – в 1974 году местными крестьянами, решившими пробурить скважину недалеко от горы Лишань. Раскопки проводились в несколько этапов с 1978 года. Последний начался в 2009 году. Терракотовая армия выстроена в боевом порядке в параллельных склепах. На ее создание, по оценкам специалистов, ушло не менее 40 лет. Интересным является тот факт, что каждый такой глиняный воин индивидуален, то есть имеет отличные от других черты лица, его выражение и фигуру. Многие статуи облачены в настоящие доспехи и вооружены луками, стрелами, копьями и т.д. Ценность этого памятника прежде всего в том, что он позволил ученым изучать историю военного дела, культуры и экономики того времени. Эта находка является одним из самых значимых событий XX века. В 1987 г. терракотовая армия была внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня оценить искусство древних китайских мастеров, работавших с терракотой, может любой желающий. На месте раскопок открыт музей.

Способы изготовления терракотовой отделки

В отличие от обычных черепицы и стеновых материалов, производство терракоты до сих пор носит мелкосерийный либо штучный характер. Существует два способа изготовления такой отделки.

. Пластический. Является основным методом, используемым за рубежом.
Метод литья. В наше время практически не используется.
Техника полусухого прессования. Чаще всего применяется в экспериментальном порядке.

Формовка изделий производится на специальных прессах, ленточных или штамповочных. Мелкие партии или штучная продукция изготавливается вручную с использованием гипсовых форм. Обжиг производится в термокамерах при температуре в 1000°С.

Терракотовая плитка в современных интерьерах

В отделке современных помещений используется в основном три вида терракотовой плитки – выполненная вручную, серийная и глазурированная. Основными достоинствами этого материала являются необыкновенная устойчивость к воздействию ультрафиолета и способность выдерживать нагрев до 1100°С. Поэтому в основном используют его для облицовки печей и каминов. К недостаткам стоит причислить очень высокую цену. Плитка, изготовленная промышленным способом, стоит несколько дешевле выполненной вручную, но при этом она и не так эффектна. Высокая пористость терракотового материала делает его уязвимым для воды, а поэтому все элементы обязательно проходят специальную дополнительную обработку.

Монтируется терракотовая плитка на поверхность стены, камина или печи приблизительно так же, как обычный кафель. Для затирки при этом используется специальный состав.

К основным достоинствам этой плитки можно отнести:
морозостойкость;
экологическую чистоту;
небольшой вес;
эстетическую привлекательность.

В большинстве случаев терракотовая плитка в наше время – эксклюзивный штучный материал. Помимо облицовки стен и печей, материал используются для изготовления бордюров, обводов, каменных поясов и других подобных декоративных элементов.

Терракота (или терракот) - желтая или красная обожженная гончарная глина, а также всевозможные изделия из такой глины, такие как: терракотовые панели, плитка, черепица, горшки и статуэтки, не покрытые глазурью. Терракотовую глину – первичное сырье для производства изделий добывают в открытых карьерах и шахтным методом. В общем, терракота – это оттенок необожжённой глины, которую мы привыкли видеть лишь после обжига – оттенок от темно-красного до кремового.

Где ты, терракотовая глина?

Однако, в этом "общем" определении терракоты скрывается тот факт, что не всякая глина предназначена для производства терракотовых панелей для защиты и декорирования фасада здания. От месторождения - к месторождению составы глиняных масс существенно отличаются как по исходным сырьевым материалом, так и по их количеству.

Серьезной "головной болью" производителя терракотовых панелей, клинкера является неоднородность исходного сырья. Глины для гончарных изделий обычно содержат глинистые минералы, оксиды железа, полевой шпат, карбонаты кальция и магния, кварц, соединения щелочных металлов, растворимые соли, а присутствующие в глине органические вещества серьезно влияют на качество терракотовых изделий.

При приготовлении керамических масс в условиях производства необходимо вести постоянный контроль химического состава поступающего сырья и вносить необходимые корректировки в состав массы, тем более, если сырье привозное и закупается из разных источников. Все эти трудности обязательно сказываются на итоговом качестве готовых изделий, на его стоимости и на регулярности поставок терракотовых панелей. Известен факт, что, к примеру, в Европе большинство месторождений уже давно выработано и все сырье, что используют для производства изделий из терракоты – привозное и зачастую привозят его с других континентов.

Терракота Алюминстрой

Специалисты Алюминстрой несколько лет назад в сотрудничестве с ведущими специалистами нашей страны по керамике объездили множество месторождений и организованных на их базе производств с целью анализа качества исходного сырья, перспектив месторождения. Зная свойства терракотовой глины, опытные специалисты по составу массы определили, какие изделия и при каких условиях можно из нее изготовить, а также каковы объемы залежей исходного сырья в месторождении. После всестороннего лабораторного анализа специалисты пришли к выводу о том, что наиболее качественное сырье для производства терракоты присутствует в Китае и Украине. Российское сырье, зачастую, слишком не однородно и не является достаточно чистым для производства качественных изделий, с высоким требованием к стабильности параметров терракотовых панелей от партии - к партии.

Если говорить о Китае, то уникальная темно-красная глина в промышленных масштабах залегает недалеко от города Исин в КНР. Эта глина и легендарная техника гончарного производства позволили городу и целой провинции КНР стать столицей гончарного производства и искусства, мировым брендом, который знают все гончарные сообщества. Наша компания CN – Ceramic при производстве архитектурной терракоты использует природную окраску, что дает неоспоримое преимущество по сравнению с теми компаниями в Европе и России, которые добавляют в исходное глиняное сырье красители. Это также является ключевой причиной, почему продукция CN – Ceramic применяется по всему Миру, с которой с удовольствием работают строители и инвесторов, проектировщики и дизайнеры всего Мира.

Ученое слово «терракота», происходящее т итальянского «terracotta» то есть, «обожженная земля», обозначает всего-навсего изделие из обожженной глины. Например, простодушный глиняный кувшин можно называть терракотовым. Красиво и никакого отступления от правды жизни!

Глина – один из первых материалов, который начал служить человеку. Глина замечательна тем, что если ее залить водой, она становится пластичной. Влажной глине легко придать любую форму. Из глины можно вылепить посуду самого разного назначения: кувшин для воды, для вина или для зерна, чашки, тарелки, масляные лампы, даже детские игрушки-свистульки. Если после этого глиняное изделие обжечь при высокой температуре (от 1000 до 1500 градусов), оно станет водонепроницаемым, легким и звонким, словно сделанным из одного куска камня. Происходит это потому, что при высокой температуре из глины удаляется почти вся вода и ее частицы спекаются, объединяясь в монолитный материал.

Если глиняные изделия сушить на жарком солнце, посуда тоже затвердеет, но ее свойства будут несколько другими. Например, кувшины окажутся не вполне водоупорными. Вода сможет микроскопическими капельками просачиваться наружу и испаряться, отчего кувшин будет всегда прохладным. У гончаров много секретов!

Но кувшины, обожженные на солнце, терракотой не считаются. Терракота предполагает обжиг в гончарной печи. Обожженную в печи посуду могли после остывания покрывать глазурью. Глазурь, специальная минеральная краска не только делала посуду красивой и цветной, но также и совершенно водонепроницаемой.

Глиняные изделия не только издавна служили человеку. Благодаря тому, что глиняная посуда может веками пролежать в земле без всякого вреда для себя, она стала для нас своеобразным письмом из прошлого. На древних кувшинах, вазах, тарелках можно до сих пор различить рисунки и узоры, которые много скажут о культуре давно исчезнувших народов. Глиняные таблички были одной из первых сред для записи и передачи информации. Причем, как оказалось, прекрасной средой. До нашего времени дошли глиняные таблички, найденные в Междуречье в 3500 г. до н.э.

Посуду и изделия из терракоты изготавливали во всех странах древнего мира. В Древней Греции терракота широко применялась, как декоративный материал. Из терракоты делали водосливы и черепицу для кровель.

Особенно славились производством терракотовых скульптур этруски, загадочный народ, который жил в Италии еще до возникновения Древнего Рима. В Римской империи терракоту производили по всей территории, во всех провинциях, от южной Аравии до северных Британских островов. Искусством создания изделий из глины владели и индейцы Южной Америки еще до прибытия туда Колумба.

Самое известное в мире изделие из обожженной глины – изготовленная в Китае целая терракотовая армия. Почти 9 тысяч глиняных фигур воинов и лошадей были обнаружены в городе Сиань в 1974 году при раскопках гробницы первого китайского императора Цинь Шихуанди (259 до н. э. - 210 до н. э.) Использование статуй совсем не означает, что император отказался от принятых тогда человеческих жертв, сопровождавших правителя в мир иной. Вместе с ним убили и похоронили еще 70 тысяч подданных с их семьями.

В Европе искусство терракоты в Средние века было забыто и возродилось только во времена Возрождения. Изделия из обожженной и глазурованной глины стали применять для украшения храмов. В наше время терракоту также применяют для облицовки зданий. Терракота – очень удобный материал для этого: керамическая плитка легко чистится, и здание, даже самое высокое, легко привести в «первоначальное» состояние. Например, керамическая облицовка придает 23-этажному небоскребу, в котором в 1924 году размещалась Американская радиаторная компания, вид нарядный и аристократический. Недаром с 1990 года в этом здании разместился роскошный отель-бутик.

Очень популярна также терракотовая скульптура. Но при ее производстве возникают определенные сложности. Если скульптура имеет размер более полуметра, ее следует делать полой для того, чтобы стенки были примерно одинаковой толщины и при усадке в процессе обжига пропорции скульптуры не искажались или чтобы она вообще не треснула. Поэтому для изготовления терракотовых скульптур глину вжимают или вливают в форму из гипса или же из обожженной глины. Но технические трудности при обжиге скульптур из терракоты по-прежнему велики и не многие скульпторы решаются делать полноразмерные терракотовые скульптуры.

Большое количество терракотовой скульптуры производилось в Италии в эпоху раннего Возрождения. Терракотовая скульптура была дешевле скульптуры мраморной, а вид имела изящный и красивый. Размещали терракотовые скульптуры, как в городских церквях, так и на фронтонах зданий и в частных домах. Новый стиль глазурованной терракоты создал Лука делла Роббиа (ок. 1400–1482) . Покрытые белой глазурью фигуры он размещал на синем фоне и обрамлял их гирляндами ярких цветов и фруктов.

В наше время терракота – в первую очередь замечательный отделочный материал. Но наряду с этим во многих художественных салонах продаются изящные настольные статуэтки из терракоты. Художники все же предпочитают воплощать в обожженной глазурованной глине произведения небольшого размера.