Олимпиада по экологии 7 8. Вопросы муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии уч


Twitter WhatsApp Viber Google+ Facebook

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2018-2019

Для тех, кто интересуется экологией и принимает участие в данной олимпиде, можете ознакомиться с заданиями и ответами всероссийской олимпиады.

7-8 классы (задания, за который дают максимальный балл):

№4. (3 балла) Прочитайте описание биологии вида. Верно ли утверждение, сделанное на основе данного описания? Обоснуйте его правильность/ неправильность.

Описание биологии вида. Борщевик Сосновского – опасное сорное растение, занесённое с Кавказа (вид-интродуцент). Агрессивно внедряется в природные биотопы, вытесняет местные виды растений, разрушает сложившиеся экосистемы. На первый год это двулетнее растение образует розетку листьев, на второй год обычно плодоносит и погибает. Неплодоносившее растение может жить ещё несколько лет, но погибает после образования семян. Незрелые плоды борщевика обладают способностью дозревать, уже упав в почву. Растение способно давать новые побеги из почек на главном корне. Утверждение. На участке национального парка появился очаг борщевика Сосновского, состоящий из растений второго года жизни с плодами. Для борьбы с опасным сорным растением хороший эффект даёт скашивание борщевика. Ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести)

Правильный ответ: нет, утверждение неверное.

Обоснование: 1) зрелые плоды при кошении попадают в почву и становятся источником нового заражения; 2) незрелые плоды дозревают на поверхности почвы и способны к прорастанию.

Другой вариант ответа: да, эффективно, но только в том случае, если скашиваются растения с цветами или зелёными плодами.

Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, за правильное обоснование – 1–2 балла в зависимости от полноты обоснования

9 класс (задания, за который дают максимальный балл):

№18. (4 балла) Выберите правильный ответ, коротко опишите заслуги учёных из других пунктов. Кто из перечисленных учёных ввёл понятие «экосистема»?

а) В. Шелфорд

б) А. Тенсли

в) Э. Зюсс

г) В.И. Вернадский

Правильный ответ: б

В. Шелфорд (1913 г.) предложил закон толерантности.

В.И. Вернадский разработал учение о биосфере (1926) и обосновал понятие «ноосфера» (1944).

Э. Зюсс (1875 г.) ввёл понятие «биосфера».

Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, за каждое правильное описание заслуг учёных из других пунктов – по 1 баллу.

10-11 класс (задания, за который дают максимальный балл):

№18. (8 баллов) Обоснуйте все приведённые утверждения. Борщевик Сосновского – опасное сорное растение, занесённое с Кавказа (видинтродуцент). Он агрессивно внедряется в природные биотопы, вытесняет местные виды растений, разрушает сложившиеся экосистемы.

Объясните, как приведённые ниже биологические особенности борщевика Сосновского делают его трудноискоренимым интродуцентом (заносным видом) и придают устойчивость его популяциям.

а) При отсутствии возможности перекрёстного оплодотворения семена завязываются в результате самоопыления.

б) В среднем в одной популяции до 10 % растений цветут и завершают жизненный цикл, в то время как прочие сохраняются в вегетирующем состоянии до следующего года.

в) В популяции сохраняется 1–2 % особей, которые могут цвести более одного раза в течение жизни или вегетативно размножаться за счёт деления разросшегося растения на части.

г) В первый год прорастает основная масса (до 70 %) семян. 12 –15 % – на второй-третий год после посева. Некоторые плоды могут прорасти лишь через 5–6, в отдельных случаях даже через 12–15 лет.

Правильный ответ:

а) Благодаря этой способности одно изолированное растение борщевика, выросшее из одного семени может дать начало целой популяции.

б) За счёт неодновременности цветения растений одной популяции, популяции борщевика Сосновского способны переживать неблагоприятные для цветения и семенной продуктивности вегетационные сезоны.

в) Такая особенность увеличивает устойчивость популяции, поскольку даже в неблагоприятные для образования семян годы часть особей популяции может продолжить жить в данном биоценозе.

г) Благодаря этой особенности в почве надолго сохраняется банк семян, что может растянуть борьбу с борщевиком на определённом участке на многие годы.

Критерии оценивания: за правильное обоснование каждого пункта – 1–2 балла в зависимости от полноты обоснования.

Олимпиадные задания для 7 – 8 классов

по предмету экология (школьный тур)

Часть 1 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    Экология - наука о взаимодействии живых существ, в том числе человека, между собой и с окружающей средой.

    Охрана окружающей среды - комплекс мер по рациональному использованию природных ресурсов.

    Альтернативная энергетика - производство энергии, основанное на использовании возобновляемых энергетических ресурсов.

    Экологический туризм - это путешествия человека по охраняемым природным объектам.

    Кунгурская ледяная пещера - памятник природы, находящийся на территории Пермского края.

    Для сухопутных организмов лимитирующими факторами окружающей среды являются свет, температура и сила ветра.

    Лососи, идя на нерест, совершают длительные миграции из верховий рек в море.

    Борщевик Сосновского - зонтичное растение, достигающее 4-5 метров в высоту, контакт с которым у человека может вызвать отёк дыхательных путей и лёгких, ожёг кожных покровов.

    В условиях Севера и высокогорья многие кустарники и даже деревья приобретают стланиковую форму, стремясь укрыться от морозов и ветра.

    Недостаток растворённого в воде кислорода может привести к замору - массовой гибели рыб.

Часть 2. Вам предлагаются задания, в которых из четырёх предложенных организмов нужно вычеркнуть лишнее. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    Какие из перечисленных экологических проблем не относятся к глобальным:

    загрязнение окружающей среды

    сокращение генофонда биосферы

    опустынивание

    эвтрофикация

    Какие из перечисленных бытовых отходов не относятся к опасным:

    батарейки и аккумуляторы

    лаки, краски и косметика

    вещи из текстиля и шерсти

    медицинские препараты

  1. полиэтилена

  2. целлюлозы

    Территория, на которой запрещены какие-либо виды хозяйственной деятельности, называется:

    заповедник

    заказник

    памятник природы

    парковая зона

    Заповедник, находящийся на территории Пермского края:

  1. Кургальский

    Вепсский лес

    Баргузинский

    Какую среду обитания большинство учёных считают заселённой живыми организмами первой:

    наземную

    воздушную

    Какой из перечисленных факторов окружающей среды относится к антропогенным:

    атмосферное давление

    рельеф местности

    чрезмерная охота

    роза ветров

    После пожара в средней полосе России лес может восстановиться через:

    Модель «хищник-жертва» может быть применима при описании отношений:

    заяц-беляк - тимофеевка луговая

    серый (обыкновенный) волк - заяц-беляк

    тасманийский волк - заяц-беляк

    серый (обыкновенный) волк - тимофеевка луговая

    Какие птицы распространяют семена сосны:

    Взаимоотношения белки и лося относятся к типу:

    конкуренции

    хищник-жертва

    нейтрализма

    Способность живых организмов восстанавливать повреждённые участки тканей, органов, а иногда и целые органы называется:

    трансформацией

    рефлексией

    регенерацией

    мутацией

    Для того чтобы пережить неблагоприятные условия, простейшие способны образовывать:

    Подснежники, прострелы, крокусы относятся к группе:

    суккуленты

    эндемики

    консументы

    эфемеры и эфемероиды

    Какое из перечисленных растений не занесено в Красную книгу Ленинградской области:

    кувшинка белая

    прострел весенний

    ландыш майский

    ветреница лесная

    31 октября 2014 года завершилась всероссийская акция «Аллея России», где всем участникам предлагалось выбрать пять растений, которые будут являться «зелёными символами» каждого из регионов нашей страны. Какое из перечисленных растений вошло в пятёрку «символов» Пермского края и набрало больше всего голосов (52%):

    гинкго Билоба (динозавровое дерево)

    ольха чёрная

    берёза бородавчатая

    купальница европейская

    Какое из этих растений относится к растительному сообществу «болото»:

  1. фиалка опушённая

    мышиный горошек

    лещина обыкновенная

    купальница европейская

    Выберите вариант в котором растения принадлежат к одному ярусу:

    хвощ, лещина, ель

    сосна, ель, лещина

    ландыш, лещина, хвощ

    берёза, сосна, ель

    Для спор бактерий наиболее губительно воздействие:

      замораживания

      кипячения

      ультрафиолетового излучения

    У насекомоопыляемых растений пыльца:

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания, в котором нужно не просто выбрать ответ, но обосновать его. За каждый ответ максимум 3 балла. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Весной одними из первых в родные края возвращаются грачи, скворцы, а ласточки прилетают позже. Чем вызвано это отставание во времени?

    Дальностью перелёта.

    Меньшим размером ласточек.

    Недостатком корма.

    Теплолюбивостью ласточек.

________________________________________________________________________________________

2. В современном городе люди борются с тараканами, поселяющимися в квартирах, с помощью различных ядов и химикатов. А в крестьянской Руси использовали более экологически чистый биофизический метод. Люди уходили из своих домов, оставляя их на несколько дней пустыми. Тараканы пропадали потому что:

  1. им становилось нечего есть

    они погибали от холода

    их истребляли пришедшие мыши и крысы

    они уходили в другой жилой дом

Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

3. Почему высшие грибы считаются неотъемлемой частью биоценоза леса?

    Шляпочные грибы используются в пищу животными и человеком.

    Шляпочные грибы являются основой для образования плодородного слоя почвы.

    Шляпочные грибы являются симбионтами для большинства высших растений.

    Шляпочные грибы являются продуцентами органического вещества биоценоза.

Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Перевод автомобилей на газомоторное вместо бензинового топлива позволяет:

    повысить экологичность транспортных средств

    увеличить срок эксплуатации двигателей

    повысить безопасность дорожного движения

    повысить проходимость транспортных средств

Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ:

Часть 1. 10 баллов (За каждое правильно подчёркнутое слово – 1 балл).

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

Часть 2. 2 0 баллов (За каждое правильное задание - 1 балл).

Часть 3. 1 2 баллов (3 балла за каждый ответ с пояснением: 1 балл за выбранный ответ и 2 балла за пояснение).

Правильный ответ

Пояснение

Грачи и скворцы находят корм на земле, а ласточки ловят насекомых на лету. Летающие насекомые появляются позже.

Правильный ответ

Пояснение

Тараканы холоднокровны и теплолюбивы. При температуре ниже -5ºС они погибают за 30-40 минут. Люди уходили из домов в зимнее время, и избы промерзали. Уйти в другие дома насекомые не могли из-за низкой температуры на улице.

Правильный ответ

Пояснение

Грибы улучшают водный обмен и минеральное питание высших растений.

Правильный ответ

Пояснение

При сгорании газового топлива происходит значительно меньший выброс токсичных веществ в атмосферу (в 5-10 раз снижается выброс угарного газа и сажи, в 1,5-2 раза окислов азота, в 2-3 раза ароматических углеводородов) и снижения уровня шума работы двигателей.

Максимум – 42 балла.

1 место – 34 – 42 балла

2 место – 27 – 33 балла

3 место – 21 – 26 баллов

«Один из четырёх»

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

1. Экология – наука, изучающая:

А) влияние загрязнений на окружающую среду

Б) влияние загрязнений на здоровье человека

В) влияние деятельности человека на окружающую среду

Г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания, в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами

2. В непосредственной близости от автозаправочной станции лучше всего располагать:

А) зеленые растения в) дом отдыха

Б) школу г) военный склад

3.Атмосферный воздух наименее загрязнён:

А) возле котельных в) в лесу

Б) у автодорог г) возле промышленных предприятий

Предприятий

4. Из перечисленных деревьев хвойными являются:

А) берёза в) осина

Б) сосна г) тополь

5. Детский оздоровительный лагерь лучше всего располагать:

А) в лесу в) в центре города

Б) рядом с оживлённым шоссе г) на территории промышленного

Предприятия

6. Связь растений со средой их обитания проявляется:

А) в поглощении воды и минеральных солей из почвы

Б) в передвижении веществ в растении

В) в движении цитоплазмы в клетке

Г) в расположении органелл в клетке

«Собрать названия растений и животных»

«Вставь пропущенное слово»

Впишите пропущенное слово (или слова), исходя из содержания вопроса

8 . Издание, включающее список и характеристику видов растений, животных и грибов, которым угрожает уничтожение, называется …………………… ………………. .

9 . Особо охраняемая природная территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, называется ……………………………. .

10. Определите доминантные (наиболее многочисленные) виды в следующих растительных сообществах:

А) ельник-

Б) березняк-

В) дубрава-

Г) сосновый бор-

Д) смешанный лес-

« Подбери пару»

11 . Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности:

1)Бумага и картон-

2)Пластиковые бутылки-

3)Полиэтиленовые пакеты-

4)Металлолом-

5)Пищевые отходы-

6)Стеклянные бутылки-

Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву):

«Задание с обоснованием»

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

Обоснуйте развёрнуто выбор правильного ответа.

12. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:

А) снижение количества дорожно-транспортных происшествий

Б) улучшение работы дорожных служб

В) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

Г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

Ответы на задания для 7 класса

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

10-11 класс

Задания 1.

Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов

(правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов)

Общая экология

1.Учёные, которые внесли существенный вклад в развития научных основ экологии – это…

а) Ю. Одум +

б) Ф. Реди

в) Л. Пастер

г) В. Шелфорд +

д) Т. Морган

2.Виды животных, в наибольшей мере страдающие при изменении мест обитания в результате хозяйственной деятельности человека – это…

а) виды, использующие небольшое число пищевых объектов +

б) виды, питающиеся разнообразной пищей

в) оседлые виды +

г) виды, совершающие миграции

д) виды, популяции которых находятся в центре ареалов

е) виды, быстро осваивающие новые территории

3.Динамическими показателями популяции являются…

а) численность

б) плотность

в) смертность +

г) рождаемость +

д) возрастная структура

е) половая структура

4. Компонентами биоценоза являются…

а) зооценоз +

б) биотоп

в) микробоценоз +

г) экотоп

д) экотон

е) ценопопуляция

5. К абиотическим факторам среды относятся:

б) хищничество

в) рельеф +

г) сведение лесов

е) загрязнение

6. Выживание вида обеспечивается …

а) генетической однородностью

б) слабым воздействием внешних условий +

в) генетическим разнообразием +

г) сильным воздействием внешних условий

д) экстремальной ситуацией

е) экспансией других видов

7. Какова роль растений в экологических системах?

а) создают органические вещества +

б) связывают неорганические вещества

в) участвуют в круговороте двуокиси углерода и +

е) полностью обеспечивают круговорот кислорода

8. Назовите причины, по которым согласно правилу экологической пирамиды, каждого из последующих уровней уменьшается примерно в 10 раз

а) обмен веществ потребителей слишком интенсивный

б) пищи должно быть меньше, чем требуется потребителям

в) биомасса предыдущих уровней не полностью перерабатывается последующими +

г) биомасса предыдущих уровней полностью перерабатывается последующими уровнями

д) часть пищи расходуется на удовлетворение физиологических потребностей организма – дыхание, передвижение, размножение +

е) пищи потребителям не хватает

д) озона +

е) фосфора

Социальная экология

12. Выберите явления, относящиеся к глобальным экологическим проблемам, решение которых зависит от человека

а) парниковый эффект +

б) вырубка просеки под высоковольтную линию

г) усовершенствование технологий нефтедобычи

д) снижение биологического разнообразия организмов +

е) ураганы и наводнения

13.Укажите стратегические задачи, которые определила для мирового сообщества Конференция ООН, проходившая в 1992 году в Рио-де-Жанейро:

а) ограничение роста производства и потребления в развитых странах +

б) ограничение потребления во всех странах

в) увеличение роста производства в «бедных» странах

г) предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами +

д) разумное увеличение роста населения развитых стран

е) совершенствование производственных технологий

14. Рекреационные ландшафты – это…

а) ландшафты, имеющие разное функциональное назначение

в) ландшафты для отдыха городского населения +

г) ландшафты природных лесохозяйственных угодий

д) ландшафты, обеспечивающие восстановление здоровья населения +

е) ландшафты, являющиеся результатом хозяйственной деятельности

Прикладная экология

15. Какое усовершенствование автотранспорта является наиболее перспективным в целях уменьшения загрязнения атмосферы выхлопными газами…

а) внедрение более совершенных конструкций

б) перевод на газовое топливо

в) добавление к топливу различных присадок

г) применение электрического двигателя +

д) использование такого топлива как биодизель +

е) увеличение мощности двигателя

16. Мониторинг окружающей природной среды – это…

а) система многочисленных кратковременных наблюдений

б) система долгосрочных наблюдений +

в) оценка и прогноз состояния природной среды +

г) оценка и прогноз хозяйственной деятельности

д) ограничение хозяйственной деятельности

е) система экспериментальных данных

17. К сооружениям механической отчистки сточных вод относятся…

а) биологические пруды

б) метантенки

в) песколовки +

г) аэротенки

18. Экологическую ситуацию в каждом отдельном регионе в значительной степени определяют:

а) характер размещения производства

б) уровень территориальной концентрации производства +

в) специфика отраслевой структуры промышленности +

г) природные условия региона

д) характер градостроительной застройки

е) характер ландшафтной планировки

19. Современный уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики определяется выбросами…

а) предприятий металлургии и +

б) предприятий промышленности

г) автотранспортом +

е) авиационным транспортом

20. В Хакасии наиболее эффективная охрана экосистем достигается путем создания…

национальных парков

а) заказников +

б) резерватов

в) заповедников +

г) памятников природы

д) ботанических садов

е) дендрологических парков

Задание 2.

Верно ли утверждение ("да" - "нет") ? Обоснуйте свой ответ.

21. Сброс неочищенных сточных вод в водоём приведёт к его эвтрофикации (да).

Обоснование правильного ответа: Сброс сточных вод в водный объект приводит к загрязнению водоёма такими загрязнителями как фосфаты, нитраты, органические вещества, обуславливая интенсивное развитие микроорганизмов. Это снижает содержание растворённого кислорода в воде, вызывая развитие процессов загнивания.

22. Для стабилизации численности населения Земного шара каждая семья должна иметь 2-3 ребёнка (да).

Обоснование правильного ответа: Семья представлена 2 человеками. Для воспроизводства необходимо иметь 2 ребёнка.

23. Агроэкосистемы более устойчивы, чем естественные экосистемы (нет).

Обоснование правильного ответа: Агроэкосистема характеризуется преобладанием монокультур. Это упрощает межвидовые отношения. Круговорот веществ в агроэкосистеме незамкнутый, в результате агроэкосистема не может существовать без внесения из вне.

24. Начальным источником энергии почти во всех экосистемах служит энергия Солнца (да).

Обоснование правильного ответа: Существование экосистем обусловлено постоянным круговоротом вещества, который, в свою очередь, поддерживается постоянным притоком солнечной энергии. Энергия солнечных лучей поглощается зелёными растениями, являющимися продуцентами. Именно, продуценты являются начальным звеном трофической структуры экосистемы.

25. Эрозия почв это – процесс разрушения почвенного покрова в результате взрывных работ, рытья каналов, строительства дорог (нет).

Обоснование правильного ответа: Эрозией называется процесс смыва почвы текущей водой, либо производимый ветром. В этом случае, процесс называется . При взрывных работах, рытье каналов, строительстве дорог почва, как правило, изымается полностью.

26. Замещение соболя куницей в биоценозе леса существенно его не изменит (да).

Обоснование правильного ответа: Соболь и куница питаются как животной, так и растительной пищей, одинаковой для этих животных пищей. Соболь и куница, живущие в одном лесу, могут конкурировать за среду обитания. В результате замещение в лесном биоценозе соболя куницей существенно не изменит его.

Задание 3.

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

27. Если обработать пестицидами поля Западной Европы, то наиболее вероятен следующий результат:

а) пестициды не распространяться за пределы полей

б) все пестициды перейдут в растения

в) следы пестицидов могут быть обнаружены на других континентах +

г) все пестициды останутся в почве

Ответ в) является правильным. Пестициды – наиболее опасные загрязнители биосферы. Большинство из них – это трудно разлагающиеся соединения, при этом используется по назначению лишь приблизительно5 % от внесённого. Остальная часть рассеивается по компонентам природной среды, создавая сложные экологические проблемы, особенно при систематической обработке больших площадей.

28. Роль продуцента и консумента в экосистеме одновременно может выполнять…

а) инфузория туфелька

б) эвглена зелёная +

в) амёба обыкновенная

г) лямблия печёночная

Ответ б) является правильным. Эвглена зелёная имеет миксотрофный (смешанный) тип питания. Наличие хлорофилла в хроматофорах даёт ей возможность осуществлять фотосинтез и выполнять роль продуцента. Питаясь органическими веществами, имеющимися в воде, она может быть в водной экосистеме как консументом, так и редуцентом. В связи с этой ролью эвглена зелёная используется при диагностике сапробности воды.

29. В результате уничтожения растительности возникают нарушения водного баланса территории. К каким последствиям приведёт вырубка древесной растительности в береговой зоне :

а) произойдет осушение береговой зоны

б) произойдет заболачивание береговой зоны +

в) последствий для береговой зоны не будет

г) в береговой зоне водоёма вырастит новая более густая древесная растительность

Ответ б) является правильным. Растения играют большую роль в регулировании водного режима территории. Вырубка лесов может привести к разным последствиям: в условиях избыточного увлажнения и высокого уровня залегания грунтовых вод в результате вырубки произойдет снижение расходов воды на транспирацию в итоге приходная часть водного баланса территории превысит расходную. Накопление избыточной влаги приведет к заболачиванию территории.

30. В истории человечества выделяют ряд экологических кризисов. Современный кризис называют…

а) «кризисом продуцентов»

б) «кризисом консументов 1 порядка»

в) «кризисом редуцентов» +

г) «кризисом консументов 2 порядка»

Ответ в) является правильным. Современный кризис называют так потому, что природные редуценты уже не успевают очищать биосферу от антропогенных отходов или потенциально не способны это делать в силу чуждого характера выбрасываемых синтетических веществ – ксенобиотиков. В результате биосфера теряет способность к самовосстановлению.

Задание 4.

Выберите несколько правильных ответов из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему эти ответы Вы считаете правильными. Обоснуйте и неправильные ответы.

31. Какова роль растений в круговороте веществ в биосфере?

а) участвуют в круговороте углерода +

б) участвуют в круговороте азота +

в) участвуют в круговороте воды +

г) участвуют в процессах минерализации

Ответ а) является правильным. Из атмосферы двуокись углерода поступает в организм растения, где участвует в фотосинтетических реакциях. В процессе дыхания углерод вновь поступает в атмосферу в виде двуокиси углерода.

Ответ б) является правильным. Азот поступает в растение вместе с удобрениями и в результате действия нитрифицирующих бактерий, которые, разлагая органические соединения, делают его доступным для растений.

Ответ в) является правильным. Растения поглощают воду из почвы и испаряют её в атмосферу в процессе транспирации, а также участвуют в разложении воды, осуществляя процесс фотолиза.

Ответ г) является неправильным. Процессы минерализации – это процессы разложения органического вещества. В экосистемах данные процессы выполняются редуцентами – микроорганизмами, грибами и, частично, другими формами.