Опоры, которые мы выбираем: психологическая опора. Как найти точку опоры в себе


«Быть, существовать в этом мире уже означает иметь с ним отношения. И так же, как мы относимся к миру вообще, мы относимся ко всему, что нас окружает. Ведь и родители, и люди знакомые и незнакомые, и все предметы, и животные – часть мира. Но просто существованием в заданных обстоятельствах дело не ограничивается. Отношения с миром – это в первую очередь постижение правил игры, которая называется жизнь.

Удивительно, но в философии эту тему разработал лишь Мартин Хайдеггер – в начале ХХ века*. Он описал такие правила, назвав их «экзистенциалами». Это условия, на которых мы существуем в мире, «данности нашего существования». Ведь мы приходим в ситуацию, которую не выбираем. Пол и эпоха, родители и национальность, социальный слой и даже, например, город, в котором мы живем, – ничто из этого мы не выбираем. Следовательно, наша задача – эти данности принять. И пусть мы планируем переехать в другой город или хотим пробиться в другой социальный слой или даже сменить пол – для начала мы должны принять, что сейчас живем именно в этом городе, родились мужчиной или женщиной... Дальше можно понять, что это нам не подходит, и пытаться изменить, но все начинается с принятия. Хайдеггер видел суть принятия в том, чтобы перестать бояться своих обстоятельств, научиться смотреть на них спокойно.

Наши отношения с миром формируются в первые семь лет жизни. Второе семилетие посвящено нашим отношениям с другими людьми. В третьем мы строим отношения с собой. Сначала ребенок открывает мир и учится с ним взаимодействовать. Образцом для такого взаимодействия становятся его отношения с матерью: для младенца мать и есть мир. После полутора лет включаются и другие факторы: доверие к миру возникает не только благодаря родителям. В конце концов, отношения с ним – личное решение каждого из нас. У нас есть свобода довериться миру.

Слово «доверие» здесь не случайно. Вспомните, как познает действительность маленький ребенок. Он то прижимается к маме, то, убедившись, что он в безопасности, отправляется исследовать мир. И расстояние этих «челночных экспедиций» с каждым разом все увеличивается. Ребенок узнает, что земля твердая и по ней можно ходить, что соседская собака – добрая и не укусит, что качели во дворе – крепкие и не оборвутся. Он учится доверять: матери, природе, людям и своим силам.

Как переживается фундаментальное доверие? Вот как: я возложил часть своих проблем на что-то или на кого-то, на некую опору – и опора выдержала! Причем тут нет обязательной любви и радости, есть лишь опыт отношений с людьми, которые меня принимали. Значит, я могу быть и мне дают быть!

Вся наша жизнь, наши отношения с миром – это поиск и создание опор, на которые можно возложить часть груза своей жизни. Мы находим друзей, осваиваем профессию, создаем семью. Опорой может быть и структура, в которой мы работаем, и отношения с коллегами, и наши способности и интересы, люди и группы людей… Одна из важнейших опор – наше собственное тело. Мы чувствуем себя хорошо укорененными, когда у нас много опор.

Решение о доверии также связано с реалистичностью нашего восприятия. Чем ближе к реальности наша оценка той или иной опоры, тем меньше разочарований и больше доверия к людям и самому себе. Подводят опоры обычно того, кто не соглашается принять реальность, кто хочет переделать ее по своему усмотрению и не воспринимает то, что не соответствует его ожиданиям. Мир вообще не укладывается в схемы и теории. (Единственное надежное утверждение о нем – он ничего не гарантирует никому из нас.) Спасти может только открытая позиция доверяющей любознательности.

Кстати, истории про обиды, которые могут быть изжиты, преодолены прощением – это всегда истории про опору, не оправдавшую ожиданий. И одна из практик прощения как раз заключается в том, чтобы помочь человеку понять: мог ли тот, кто оказалася ненадежной опорой, выдержать возложенный на него груз? Благодарность же, напротив, – переживание, связанное с тем, что моя опора меня не подвела.С любым из нас в любой момент может случиться все что угодно – это одно из главных правил игры. И это – самая большая проверка наших отношений с миром. Когда все опоры рухнут, останется ли что-то? Как я тогда смогу быть в мире? И смогу ли быть? Или провалюсь в эту бездну ужаса и отчаяния, потому что опор больше нет?

В экзистенциальном анализе есть понятие «основы бытия». Речь о переживании, укорененном, как правило, в предыдущем опыте. Переживании того, что даже если все опоры рухнут, что-то все равно останется. Эта очень сложная философская конструкция тем не менее интуитивно понятна каждому, кто довольствуется фразой: «Никогда так не было, чтобы никак не было». Это и есть основа нашего бытия.

Мне очень нравится образ мира как натянутого над пропастью батута. Можно в ужасе смотреть сквозь сетку в пропасть. А можно сфокусировать взгляд на переплетениях самой этой сетки, понимая, что она не раз уже нас выдерживала. Да, подбрасывала – так, что мы неуклюже падали на нее. Но она выдерживала. И выдержит снова. Человек с таким фокусом зрения, с таким отношением к миру хорошо устроен в жизни – вне зависимости от всего остального. Это предельное переживание доверия люди часто называют Богом. Но это не вопрос веры в конкретных богов. Это вопрос наших отношений с миром».

* М. Хайдеггер «Бытие и время» (Академический проект, 2013).

«Не дай Вам Бог жить в Эпоху перемен» (китайская мудрость).

Кризис, тревожные новости по телевизору, растущее напряжение в мире… Сложный период, когда легко потерять устойчивость. Возросший стресс приводит к повышению уровня тревоги и агрессии, нарушению сна, психосоматическим заболеваниям, конфликтам с близкими людьми… Как не потерять себя в этом хаосе? В чем наша психологическая опора и как ее развить?

Перемены не всегда зависят от нас, будь то изменения к лучшему или к худшему. Мы не властны над многими обстоятельствами. В любой момент привычная система внешних опор может уйти из-под ног. И тогда приходится рассчитывать только на себя и на опоры внутренние.

Что такое внутренняя опора.

Опора — то, что дает ощущение устойчивости, надежности, а значит — безопасности. Основа, символическая «земная твердь». Наша внешняя система опорности — это, в первую очередь, близкие люди, на которых мы “опираемся”, то есть чувствуем их поддержку. Даже когда их нет рядом, мы знаем, что они есть в нашей жизни, и от этого становится легче. Но близкий человек может вольно или невольно подвести: в трудную минуту предать или просто не смочь придти на помощь. Это может стать настоящей трагедией, если внутренняя система опорности недостаточна.

Наша внутренняя опорность — умение найти опору в себе. Рассчитывать на себя и собственные ресурсы. Именно она позволяет не теряться в самых сложных ситуациях, во время этапов перемен. Помните игрушку “ванька-встанька”? Правильно расположенный центр тяжести помогает игрушке выровняться, что бы ни случилось. Это хорошая метафора нашей внутренней устойчивости: если внешний стресс чрезмерен, он может нас опрокинуть. Самое главное — потом выровняться, и сделать это можно засчет внутреннего баланса.

Есть люди, которые прежде всего рассчитывают на внешнюю опору, то есть на кого-то еще. А кто-то - надеется, в первую очередь, на себя.
Конечно, для взрослого человека правильней — рассчитывать именно на себя. Но и это становится проблемой, если полагаться только на себя. Нам нужен баланс: стоять на собственных ногах, но и уметь, в случае необходимости, обратиться за помощью.

Как и когда формируется наша опорность.

Наша внутренняя система опорности, самодостаточность формируется как отображение опорности внешней. Происходит это в детстве и подростничестве. Сперва есть внешняя фигура, на которую ребёнок рассчитывает. В первую очередь это — родители, но также и другие взрослые члены семьи, учителя, потом — друзья… Происходит процесс символического “впитывания” этой системы поддержки. По ее образу и подобию формируется система самоподдержки уже во взрослости: как о ребенке заботились, так он заботится о себе в дальнейшем.

Какой была внешняя опора, такой станет внутренняя.

Нарушения.

Если окружение было в меру поддерживающим и заботливым, то во взрослости мы умеем рассчитывать на себя.
Чрезмерная забота инфантилизирует: такой человек и дальше будет полагаться только на других.

Недостаток заботы, опоры в детстве приводит к двум крайностям: или к инфантильности и беспомощности, как в предыдущем примере. Или к неправильной, чрезмерной самостоятельности: такой человек полагается только на себя, но при этом не умеет о себе заботиться.

Нарушение внешней опорности в детстве мешает сформироваться внутренней опорности.

Как развить свою систему опорности.

Важно развить умение опираться на себя, сохранять внутреннюю устойчивость.

Если внешняя опора непредсказуема, то внутренняя — всегда с нами. Поэтому взрослому человеку необходимо прежде всего развивать самодостаточность.

Мы предлагаем несколько упражнений из телесно-ориентированной психотерапии, направленных на развитие внутренней опорности. Они помогут вам, подобно игрушке ванька-встанька, выравниваться даже в стрессовых ситуациях.

1 “Магнит”. Во время выполнения этого упражнения ходите по комнате, желательно — босиком. Представьте, что Вас буквально примагничивает к полу. Вам приходится медленно отрывать стопу, вы перекатываете ее по полу. Потом она с силой вжимается в пол. Ощутите устойчивость земли, ее надежность. Напитывайтесь этим ощущением. Старайтесь максимально ощущать свои ноги. Время выполнения: около 10 минут. 2 “Ось” . Устойчиво встаньте. Представьте, что через Ваш позвоночник проходит ось, прямо через центр вашего тела. Она начинается наверху, над головой, А потом уходит в землю. Это Ваш символический внутренний стержень. Опора, которая всегда с вами. Начните вращаться вокруг этой оси, медленно, и по часовой стрелке и против, в разных направлениях. Сохраняйте образ стержня, на который вы опираетесь, вокруг которого вращаетесь. Почувствуйте, как Вы успокаивается. Делайте упражнение около 10 минут. 3 “Ванька-встанька”. Встаньте, поставьте ноги примерно на ширине плеч, они должны быть мягкими и устойчивыми, сохраняя свою силу, как лапы пантеры. Положите руки на низ живота — там находится наш центр тяжести, равновесия. Вообразите его как некий шар. Начните раскачиваться всем телом, медленно, при этом аккуратно увеличивая амплитуду. Ваша задача — чувствовать свой шар, то, как он помогает вашему телу сохранять устойчивость, несмотря на покачивание. Даёт выравнивание. В сложных ситуациях вы потом сможете возвращаться к образу этого шара в низу живота, и он будет помогать вам сохранить психологическое равновесие. Время выполнения упражнения: 5-7 минут. 4 “Представьте свой скелет”. Это упражнение делается лёжа на спине в свободной раскрытой позе: руки и ноги свободно раскинуты. Представьте, что вы смотрите на себя со стороны волшебным рентгеновским зрением и видите свой скелет внутри тела. Рассмотрите внимательно, какой он устойчивый, единый, все его части взаимосвязаны. Это — ваша опора, которая всегда с вами. Теперь ощутите его внутри своего тела. Если по какой-то причине возникший образ не полный, и Вы в каких-то частях тела меньше ощущаете свой скелет, постарайтесь все же сделать его полным, почувствовать все-все свое тело. Время: около 10 минут. 5 “Напитывание”. Лягте на спину, положите руки на низ живота. Представьте там центр тяжести, центр равновесия как некий шар. Какого он цвета? С каким цветом у вас ассоциируется опора и равновесие? И теперь представьте, как этот цвет разливается из шара по всему телу. Напитывает его, наполняет опорностью и устойчивостью. Почувствуйте, как тело расслабляется. Упражнение выполняется около 15 минут. 6 “Корни”. Устойчиво встаньте. Представьте, что Вы — росток, прорастающий в землю. Из ваших стоп в землю идут корни, позволяя вам быть устойчивым растением, напитываться соками земли, расти ввысь. Хорошо представьте корни, идущие от каждой стопы. Если образ вам не нравится (корни, к примеру, слабые), трансформируйте его силой активного воображения. Постарайтесь довести свой образ до оптимального для себя. Наслаждайтесь ощущением устойчивости. Около 15 минут. 7 “Змея”. Фоном можно поставить ритмичную музыку. Устойчиво сядьте, оптимальное всего — по-турецки (если вам так удобно). Представьте, что Ваш позвоночник — змея. И змея танцует: извивается. Двигайте спиной под музыку, повторяя плавные движения этой “змеи”. Сверху вниз включите в танец всю спину. Ощущайте свой позвоночник гибкий, прочным, здоровым. Получаете удовольствие от его танца.

Регулярное выполнение этих упражнений помогает улучшить саморегуляцию, повышает адаптивность, развивает систему внутренней опорности.

Эмоциональные опоры – сложная и тонкая материя. Не имея их, мы склонны прилипать и сливаться со всеми, кто нам симпатичен. Например, большинству понятно, что материально опираться необходимо все-таки на себя или хотя бы стремиться к этому, правда же? Но почему-то эмоциональная сфера многими воспринимается как то, что необходимо с кем-то непрерывно разделять.

Что делает девушка, не чувствующая ни своих границ, ни своих опор, в отношениях с мужчиной? Она , с которым ее связывает, например, приятное обстоятельство или ситуация, раскручивает до масштабов влюбленности (в своей голове), а дальше тянет внимание из жертвы, ни о чем не подозревающей. Девушке хочется разделять все, что она видит вокруг своей оси, с новым приятелем, ей хочется оповещать его о радостях и печалях, она требует поддержки и понимания, и между строк ясно, что ей не хватает принятия себя, она ищет помощи у окружающих, даже не задумываясь, что они не несут за это ответственность.

В подобной эйфории легко потерять ориентиры и перейти грань. Так часто новая, едва зародившаяся симпатия исчезает на корню, потому что вам никто ничего не должен и ваш «богатый внутренний мир» еще никому не стал интересен. Интересен он бывает тем, кто вас любит, – самым близким, все остальные довольствуются своими мирами и поначалу держатся обособленно, что нормально.

Чем отличаются внутренние опоры от внешних? Внешние относятся к работе, вашим увлечениям и окружению. Но как бы прекрасны они ни были, их нельзя считать последней инстанцией или спасательным кругом. Друзья имеют право не давать нам того, в чем мы нуждаемся, поэтому в сложных обстоятельствах так важно уметь ориентироваться на себя, чтобы потом не разочаровываться в отсутствии реакции других.

Что представляют из себя эти внутренние опоры? По большому счету это ваши ценности и ориентиры по жизни. Если вы хорошо себе их представляете, имеете перед собой обязательства, ориентируетесь на свои представления о нравственности, то это и есть система, которая всегда поможет выстоять в самых противоречивых случаях и будет питать энергией. Опора на себя – чудодейственный источник для самооценки. Так вы меньше зависите от настроения и обещаний других, больше следуя собственным предписаниям. Вы слышите собственный внутренний голос, а не пытаетесь отгадывать мысли других. Но не стоит и перегибать: опора на себя не предполагает тотального отказа от помощи. Она про то, что вы не ждете, что кто-то будет вас опекать или решать текущие проблемы. В первую очередь вы займетесь ими сами, а если ресурсов окажется уже недостаточно, попробуете обратиться к близким.

Что мешает распознать свои внутренние опоры? Конечно, инфантилизм в первую очередь! Это такое разрешение себе не вырастать, быть маленькой девочкой, неспособной управлять собственной волей. Инфантильные девушки всегда страдают и легко делятся с окружающими своими священными проблемами. Они нескромно заявляют об этом как о каком-то своем таланте – страдать и мучиться. Все вокруг черствые и молчаливые, а они – люди с тонкой душевной организацией, которую все так и норовят задеть. Вместо того чтобы остановить процесс растворения в собственной слабости, инфантильные барышни залипают и концентрируются на ней. Это замкнутый круг, выйти из которого можно только усилиями и действиями. То есть не купаться в этих переживаниях вместе со всеми подругами, а просто выйти из той темы и уйти в другую. В любимое занятие, в работу, в нормальную, полезную дружбу.

Слабая личность всегда сливается с окружающими, потому что при первой же проблеме она не способна опереться на себя, а способна лишь тревожиться и кричать миру о своей беде. Поэтому опоры – это еще и про силу духа и характера. Самое интересное, что идея «стать собой» на самом деле является тем же самым, что и «стать сильной личностью». Поэтому не ищите себя в бесконечных советах и мотивирующих книжках, лучше ищите опоры и внутренний стержень – это и есть вы.

Еще один вопрос, помогающий почувствовать реальную опору: «Что я должен?» Он несет в себе невидимый терапевтический эффект и остужает пыл. Почему-то в современном обществе стало принято заявлять: «Я никому ничего не должен», но корни этого убеждения лежат в манипуляциях другими людьми. Мы живем не в изолированном мире, и очень важно понимать то, что мы по-настоящему должны – обществу, семье, близким друзьям. Важно уважать и принимать свою причастность к окружающим и искать баланс между своими и чужими ценностями. Человек, отрицающий свой долг, не будет счастлив, он будет изолирован не только от внешних, но и от внутренних опор. Вы же помните, что последние формируются благодаря полезной деятельности и умению брать на себя ответственность? Ну и, конечно, подумайте над тем, без чего вы действительно не можете обойтись.

Эта необходимость часто не осознается. Например, вам кажется, что вам необходима свобода, но, столкнувшись с ней, вы чувствуете панику, а значит, неготовность взять ответственность за эту свободу. Подумайте об этом: практически любой наш выбор будет прекрасным тогда, когда мы понимаем, что нам он действительно нужен и мы способны согласовать внутри себя все возникающие противоречия. И главное, что стоит еще сказать: не обвиняйте родителей в отсутствии ваших внутренних опор и наличии зависимостей от других. Только мы сами в силах воспитать себя и опираться на истинную силу духа, а не на свое эго. И эти силы есть у каждого!

По неврологии.ярковыраженное ВСД(подробно не буду описывать т.к. долго),по этому мама и сестра меня недолюбливали,я стала изгоем и козлом отпущения для самых близких людей.Мама очень слабый человек,психологически не справилась с больной дочей и навешала на меня комплекс вины,что я порчу ей жизнь,и "все проблемы придумываю".Её жизненная позиция-убегать от проблем т.е.и от меня..Она"не замечала"явных неврологических отклонений и сделала меня"тираном"для себя с моего младенчества,а себя бедной несчастной матерью..Я была белой вороной в социуме,больше всех меня гнобила родная сестра,которая лидер по натуре и её все любили и уважали.Вместо защиты и помощи,которая была необходима в моём слабом состоянии я получила пинки.В 19 лет встретила б.мужа,который оказался тираном,это был единственный"близкий" человек в моей жизни,который предал меня,дальше я осталась одна с ребёнком...от мужа ушла сама.В жуткой депрессии ,из которой не смогла выбраться за несколько лет,до сих пор.У меня больше нет сил жить.Нет друзей,близких,работы,образования,здоровья.. Нет никакой точки опоры,я совсем одна.Родственники строят дачи,ездят заграницу...им не до меня..изредка дают подачки,тк им важно чувствовать себя "хорошими людьми"из чувства долга,но в моей ситуации их"доброта"никак не повлияет на мою жизнь и выход из депрессии,нет близких дружеских отношений.Я просила помощи и говорила в какой ж..пе нахожусь,но всем пофиг.Даже не пофиг,а меня все осуждают..Денег на платные мед.услуги нет.,на фитнесы,курсы..тоже.Я в вакуме.Психологической литературы много прочитано,но главная проблема-я одна,совершенно без сил.Как справится с презрением и отвержением окружающих.

Нина! Да ваше состояние понятно, это очень тяжело находится в одиночестве, без посторонней поддержки, понимания и помощи. Поэтому тут действительно стоит ориентироваться на себя и постепенно менять свою судьбу. В вашем описании сквозит какая-то обреченность и безысходность, и только вы сами сможете выбраться из этого! Тому что происходит сейчас с вами есть объяснение - это ваше прошлое, там были какие-то ситуации, что в результате этого психотравмирующего момента вы ведете себя сейчас так, как ведете и воспринимаете себя соответствующим образом. Сейчас существует много психотехнологий, которые позволяют осуществлять быстрые изменения, перерабатывать старый негативный опыт, и вы станете такой какой хотите стать. На чистую голову придут и правильные мысли и станет ясно как лучше поступить тут. Эта работа с вашей линией жизни, когда перезаписывается память, и проблменость значительтно уменьшится. Можете зайти на мой сайт, там много примеров,основанных на реальной работе с клиентами, в разделе *Статьи*, в т.ч. по личным проблемам, и с самыми разными состояними. Бывают в жизни такие ситуации, когда в нас накопися какой-то негативный опыт, или ваша психика что-то не смогла переработать и справиться с этим, отсюда нет мотивации к действиям, злоба, агрессия, ил , хотя причина тут несколько в другом.Быть может что-то было в вашем прошлом такого негативного, что память заамнезировала для вас эти истории, но след от этого остался. У меня на сайте есть статьи по самым разным страхам .Вероятно у вас потерян где-то смысл жизни. И в жизни бывает так, что на свое проблемное состояние мы можем получать какие-то неприятные события в жизни. Со всем этим и стоит разбираться, убирая то, что сейчас в вас накопилось и выводить вас на новые позитивные состояния и изменения. На моем сайте есть материал по самым разным проблемам, можете почитать. Я думаю, это поможет вам что-то понять для себя.Давайте я вам сброшу одну из своих статей))Удачи!)

Стать и быть уверенным в себе человеком. Опубликовано в Статьи | Март 20, 2015

Если учесть, что абсолютное большинство людей имеет заниженную самооценку, а остальная часть имеет фрагментарно (я бы так сказала) заниженную самооценку — только в какой-то области реализации себя, то на первое место работы психолога , психотерапевта и сексолога как раз и выходит работа по уверенности в себе во всех сферах жизни.

И в качестве примера хочу вам привести небольшую работу с клиенткой из Москвы, девушкой 23-х лет, где среди прочих проблемных состояний была заявлена неуверенность в себе, и заниженная самооценка.

Стоит отметить, что в основе проблем всегда лежит какой-то прошлый негативный опыт, начиная с далекого детства. Так было и на этот раз.

Первое воспоминание - это ранний возраст, когда пил отец, в семье были постоянные скандалы, девочке уделялось мало внимания. Она в целом росла недолюбленным, и не очень счастливым ребенком, отсюда возникли и первые проблемы с самооценкой. Я помогла ей изменить эту ситуацию, и клиентка заполнила себя самоуважением, любовью к себе и внутренним светом.

Следующее воспоминание о сложностях во взаимоотношениях с одноклассниками. Клиентка рассказала о том, что ее *гнобили*(слова девушки) с 4 по 9 класс, пока она не перешла в другую школу, где ситуация стала гораздо лучше. Тут до ее осознания мы довели информацию о том, что она никогда уже не будет школьницей, и жить с проблемами тех лет, ухудшая качество своей жизни здесь и сейчас - не имеет никакого смысла.

Далее - шла история о проблемах с мальчиками в подростковом возрасте. Как-то не складывались отношения, и клиентка поняла для себя: «Я им, наверное, не нравлюсь, я хуже других». К тому же, тогда был парень, который ей очень нравился, но когда они познакомились чуть ближе, то он сказал, что девушка подходит ему только для секса , но никак не для отношений. И от этого самооценка опять поползла вниз.

Проблемное состояние было в виде серой пелены, и мы заменили это на уверенность в себе. Пришло понимание, что на тот момент это были только первые пробы, и не у всех они бывают удачные, по самым разным причинам, а вовсе не потому, что она хуже других.

Следующая история имела более-менее благополучный вид, Но, все-таки представляла для клиентки определенную проблему. Она несколько лет была уже замужем, но очень ревновала своего мужа. В его окружении (на работе) были девушки модельной внешности , а клиентка считала себя самой обычной девушкой. Здесь мне пришлось также поработать как опытному психологу, сексологу и психотерапевту. Мы задействовали *образ себя*.

Образ модели был таким: «она выше меня, худее. А я стою, и чувствую свою зажатость (мы поменяли это на уверенность в себе и внутреннюю силу)». Далее шла скованность, она символизировала собой цепь, а измененным состоянием стала - раскрепощенность. Затем - сравнение себя с другими. Проблемное состояние имело вид зеркала, мы его также убрали, и заменили на осознание, что *я лучше*. И ведь на этот счет были основания. Среди всех прочих девушек, муж выбрал именно ее. И когда мы стали проверять - насколько проблема была решена, то девушка увидела изменившуюся картинку и сказала: «сейчас я вижу, что стою выше нее (той модели, которую она видела вначале)».

И далее, чтобы закрепить ее позитивные изменения я задала ей вопрос: *****Что тебя выделяет среди других девушек, что есть в тебе, но нет в них? И она ответила следующее: душевность, забота, тепло, нежность и ласка.

В каждом из нас есть что-то, за что нас можно любить, и чем мы отличаемся от других. Но когда у нас проблемы с самооценкой и неуверенностью в себе, то все это остается в тени, а на передний план выходит наша проблема, закрывая все самое лучшее в нас.

Так что, делайте выводы, господа!

Афанасьева Лилия Вениаминовна, психолог Москва

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

И о том, как я присваивала отщепленные части своей личности.

Я хорошо помню, как была отщеплена, к примеру, сексуальность.

Моя подростковость была прожита в атмосфере табу на темы секса и сексуальности. Узнать об этих отношениях было негде, поговорить не с кем.

Невозможно было с кем-то принимающим обсудить изменения в теле, сексуальное влечение, интерес к мальчикам; негде было получить совет, опереться на мудрость поколений.

Взрослые выглядели как напуганные подростки и монахи в одном лице: они порицали сексуальные отношения и запугивали последствиями сексуальных связей. Чувственная любовь была опутана ощущением непристойности, грязи, страха и стыда.

Были женщины, считавшиеся "доступными" и вызывавшие, одновременно зависть и отвращение; сама, я, конечно, собиралась оставаться "порядочной" и асексуальной, увы.

Помимо сексуальности были вытеснены мои лидерские качества – ибо плохо быть выскочкой, исчезла спонтанность и творчество, ибо нужно было быть правильной. Весь фокус с ощущения себя, своих нужд и чувств, был смещен вовне, на других людей. Их оценка, их суждения, оказались самыми важными и значимыми, и нужно было стремиться к тому, чтобы понравиться им. Опоры не было.

Как ощущает себя человек, у которого нет опоры на свои качества, на свои права, на свои чувства? Который не умеет их узнавать? У которого все части, кроме тех, которые обеспечивают долженствование, вытеснены?

Он ощущает себя как утлое суденышко, которое выбросило в открытый океан, и которое мечется между гигантскими волнами, в поисках укрытия и покоя.

Чужая оценка – самое ненадежное пристанище. Сегодня Другой бодр, а завтра уныл, а послезавтра в своей нужде, и ему не до тебя. И в таких условиях добиваться его постоянно хорошего расположения все равно что строить песчаный замок, который смоет первая набежавшая волна.

Настоящая опора – это глубинное принятие себя, своих достоинств, своих преимуществ и слабостей, своих нужд и чувств.

Когда я принимаю свое лидерство как хорошее, ценное качество, когда без стыда позволяю себе быть спонтанной, сексуальной, или, напротив, разрешаю себе тупить время от времени, не быть полезной, огрызаться, если достали, быть твердой, если ждут то, что я не готова отдать, и все это, невзирая на оценку, суждения, я опираюсь на себя, и это самая надежная опора.

Как происходит присвоение теневых, некогда стыдных и непризнанных частей?

Исходная точка – стыд, полное непринятие, желание спрятать стыдное от людских глаз, за маской, за ширмой, за защитами.

Присвоить теневое качество, и, в конечном итоге, опору, можно только в одном случае: преодолевая стыд и страх, предъявлять себя, делая то, что страшно и стыдно.

Помню, как я переживала стыд, если мне указывали на ошибки в текстах, или переживала злость, когда обсуждали мой опыт, вместо того, чтобы делиться своим. Помню стыд от того, что я истерю, если я в панике или вымотана, а "должна" быть образцом выдержки и спокойствия.

Вторая точка – это поддержка. Сначала мне очень помогала поддержка терапевта, и поддержка других людей. Например, реакция моих детей на некоторые мои проявления, как на нормальные, хотя я сама в этом сомневалась (например, на мои границы или мою злость), Непринятие и оценка, конечно, мешали, но речь сейчас не об этом.


Не так давно в сети был открыт еще один способ поддержки: когда я читаю о том, как тот или иной человек прожил трудную для меня ситуацию, это может иметь эффект "разрешения", поддержки. "Мне тоже так можно".

Следующий шаг – поверить в то, что то, чего ты стыдился – вовсе не ужас, а зарытый в грязи ресурс, нуждающийся в том, чтобы его отмыли от страха и стыда, и придали ему пристойный вид.

"Да, я такая, даже если это кому-то не нравится". Да, я истеричка, да, я – лидер, я люблю секс, я грубая и агрессивная, если от меня ждут, чтобы я была принимающей мамочкой и т.д. и т.п.

После пары десятков "обкаток" освоенного качества, появляется спокойное ощущение права и обладания: "Эта часть меня – моя, родная, я на нее опираюсь, когда возникают необходимые обстоятельства".

Чем больше присвоенных частей личности, тем больше опоры на себя, и меньше оглядок по сторонам в поисках одобрения и подтверждения права на существование.

Утлое суденышко без руля и ветрил становится ледоколом, уверенно прокладывающим свой путь в нужном направлении.