Упрощенец выиграл госконтракт как быть с ндс. Госконтракт для "упрощенца"


Организация, находясь на основной системе налогообложения, заключила гос контракт на предоставление услуг. Цена предоставляемых услуг включает в себя НДС (прописано в контракте). С нового года организация перешла на упрощенную систему налогообложения.Должна ли организация прописывать в акте выполненных работ сумму НДС и выставлять счет-фактуру? Имеет ли право заказчик принять НДС у вычету?

Нет, не должна.

Общество на УСН плательщиком НДС не является, независимо от условий договора. Главное не выставлять по договору счет-фактуру. Если документ будет выставлен по требованию заказчика и условиям договора, то общество исчислит и уплатит НДС.

Следует указать, что выставлять счет-фактуру по договору с условиям и НДС организация на УСН не обязана. Основание – письмо ФНС России от 8 ноября 2016 г. № СД-4-3/21119@.

Обоснование

Из письма ФНС России от 8 ноября 2016 г. № СД-4-3/21119@
Вопрос: Об уплате НДС исполнителем госконтракта, применяющим УСН.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) налогоплательщиком - исполнителем государственного контракта, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 169 Кодекса установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Изложенная позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4.1 постановления от 03.06.2014 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб".

В связи с этим в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана "с НДС" и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает.

ФНС России также отмечает, что при рассмотрении вопроса о расчете (завышении) цены государственного контракта на выполнение работ в данной ситуации необходимо учитывать, что на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы НДС по товарам (работам, услугам), предъявленные лицам, не являющимся плательщиками этого налога, учитываются в стоимости этих приобретенных товаров (работ, услуг).

Одновременно сообщаем, что вопросы определения цены товаров (работ, услуг) при заключении государственных контрактов касаются гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов и не относятся к компетенции ФНС России.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд определено Министерство экономического развития Российской Федерации.

Ваш персональный эксперт Ольга Пушечкина.

В конкурсе на заключение госконтракта могут участвовать любые организации, в том числе и работающие на «упрощенке». Договор заключается с победителем по установленной им цене, корректировка которой не допускается. Что решает арбитражная практика по вопросу начисления НДС «упрощенцем» в рамках госконтракта?

Взыскать НДС по суду

Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме обусловлена в каждом конкретном случае спецификой конкурсной документации, а также условиями контрактов. Рассмотрим несколько примеров.

Так, например, заслуживает внимания Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2011 года № А40-131937/10-59-1153 (Определением ВАС РФ от 21.02.2012 г. № ВАС-1045/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Суть спора такова: поставщик-«упрощенец» заключил госконтракт, цена которого включала НДС. Заказчик оплатил товар в полном объеме, однако посчитал, что поставщик завысил стоимость реализуемой продукции, увеличив расходы на НДС (на момент подписания контракта последний находился на УСНО). Тогда заказчик обратился в арбитраж с иском о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Рассмотрев материалы дела, служители Фемиды установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС. Значит, полученные «упрощенцем» денежные средства являются неосновательным обогащением, и подлежат возврату.

Рассмотрев материалы дела, судьи установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС.

Примечательны также выводы, сформулированные в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2011 года № А40-17779/11-102-147. Спор возник после оплаты, когда на счет поставщика пришли не все деньги: сумма была сокращена на размер НДС. Арбитры изучили дело и поддержали госзаказчика, поскольку в проекте контракта, являющемся частью конкурсной документации, и в самом договоре было особое условие: в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена госконтракта снижается на сумму налога без изменения предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции.

В другом судебном разбирательстве ФАС Московского округа (Постановление от 20.09.2011 г. № А40-477/11067-4) арбитры снова встали на сторону госзаказчика. Предыстория спора такова. Победителем открытого аукциона в электронной форме была признана фирма, применяющая УСНО. При этом цена госконтакта была установлена с учетом НДС. В связи с применением спецрежима поставщик обратился к госзаказчику с предложением внести изменения в госконтракт и указать сумму оплаты без слов «с учетом НДС». Госзаказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) обращение о включении фирмы в реестр недобросовестных поставщиков, приложив к нему протокол об уклонении победителя торгов от заключения контракта. Компания, выигравшая тендер, была вынуждена заключить договор по цене с учетом НДС. Однако, выставив впоследствии первичные документы и счет-фактуру без учета НДС, «упрощенец» недополучил от заказчика всю ту же сумму налога. Обращение в суд ни к чему не привело. По мнению арбитров, задолженность, подлежащая взысканию, у госзаказчика отсутствует.

Как поступить с НДС?

НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу.

Допустим, в госконтракте выделена сумма НДС, но организация не готова к судебным тяжбам. В этой ситуации «упрощенец» поневоле становится налогоплательщиком НДС, так как по факту выполнения госзаказа оформляет все первичные документы, а также счет-фактуру с выделенной суммой этого налога. В свою очередь, выставленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств фирмы, применяющей УСНО (пп.1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Также фирме предстоит подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС (Письма Минфина РФ от 23.10.2007 г. № 03-07-11/512, УФНС РФ по г. Москве от 17.11.2009 г. № 16-15/120314).

Кроме того, НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу. Во-первых, учесть эту сумму сбора в составе расходов при расчете единого налога никак не удастся (Письмо УФНС РФ по г.Москве от 21.03.2011 г. № 16-15/026297@). Во-вторых, компетентные органы считают, что «упрощенцы», выставляющие в добровольном порядке покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, должны учитывать доходы от реализации с налогом. (Письма Минфина РФ от 14.04.2008 г. № 03-11-02/46, от 13.03.2008 г. № 03-11-04/2/51 и УФНС РФ по г. Москве от 02.11.2010 г. № 16-15/115179@). Хотя все же служители Фемиды категорически против такого подхода (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 г. № 17472/08).

Как определить налоговую базу по НДС при реализации товаров (работ, услуг). В каких случаях нужно выставить счет-фактуру покупателю. В каких случаях не нужно выставлять счета-фактуры - читайте в статье.

Вопрос: Наша компания на ОСНО. заключен госконтракт. Мы оказали услуги по пожаротушению. В контракте указана сумма без НДС. Должны ли мы выставить им счет фактуру, и если да то НДС мы должны сами как то начислить сверху и оплатить? Или как то без НДС?

Ответ: К сожалению, формулировка вопроса не позволяет сделать однозначный вывод. Вы указали, что в контракте сумма указана без НДС.

Любая организация на ОСНО, если она не воспользовалась освобождением от обязанностей налогоплательщика НДС по ст.145 НК РФ, обязана предъявить НДС покупателю дополнительно к цене при реализации товаров, работ, услуг (п.1 ст. 168 НК РФ). Цена обычно (если только речь не идет о контролируемых сделках), определяется по условиям договора. На основании п.3 ст.169 НК РФ, при совершении налогооблагаемых операций организация-продавец должна выставить покупателю счет-фактуру.

Таким образом, возможно 2 ситуации:

1. если в договоре указана стоимость, и далее написано, что цена не включает НДС, или что цена без НДС. В этом случае Вы должны будете, руководствуясь нормами налогового кодекса, начислить НДС сверх цены договора и предъявить сумму налога покупателю. Если покупатель откажется оплатить НДС, то у Вы можете или обратиться в суд, или уплатить этот НДС из собственных средств.

2. Если в договоре указана просто цена, а НДС никак не обозначен, тогда цена договора включает в себя НДС. Так считает суд (п. 17 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Согласен с такой точкой зрения и Минфин (). В этом случае выделите НДС из суммы договора по расчетной ставке 18/118. Составьте счет-фактуру с выделенной суммой НДС (но в счете-фактуре указывайте обычный порядок расчета налога с реализации, расчетную ставку используйте только для того, чтобы рассчитать сумму НДС и определить налоговую базу).

Обоснование

Как определить налоговую базу по НДС при реализации товаров (работ, услуг)

В каких случаях нужно выставить счет-фактуру покупателю

В каких случаях не нужно выставлять счета-фактуры

Не нужно выставлять счета-фактуры в следующих случаях:
- операции не облагаются или освобождены от НДС по Налогового кодекса РФ. Например, при выдаче денежных займов (). Исключение - реализация товаров в страны ЕАЭС (подп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ);
- покупатель (заказчик) не является плательщиком НДС (освобожден от уплаты такого налога) и продавец подписал с ним соглашение об отказе от оформления счетов-фактур. В такой ситуации счета-фактуры можно не выставлять, даже если совершенная операция облагается НДС. Например, если продавец - плательщик НДС получил аванс от покупателя на упрощенке, при наличии взаимного соглашения счет-фактуру на аванс составлять не нужно (письмо Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-07-09/13808). Кстати, требовать у покупателя документы, подтверждающие, что он не платит НДС на законном основании, продавец не обязан (письмо Минфина России от 30 марта 2016 г. № 03-07-09/17700);
- в сделках с взаимозависимыми лицами для целей налогообложения продавец увеличивает цену товаров, работ, услуг до рыночного уровня и корректирует налоговую базу по НДС (письмо Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-07-11/6175).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что «не нужно выставлять» - это не запрет. Если ваша организация продает товары или услуги, освобожденные от налогообложения, то вы вправе выставлять покупателям счета-фактуры. Просто в них надо делать пометку «Без налога (НДС)». Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 7 ноября 2016 г. № 03-07-14/64908 .

Как платить НДС, если в договоре нет суммы налога

Верховный суд уточнил, как платить НДС, если его не указали в договоре. Чиновники с расчетом судей согласились.

Когда стороны договора согласовали цену поставки, но не оговорили в контракте налог, возникает путаница. Неясно, по какой ставке считать НДС.

Мы подготовили безопасный алгоритм расчета налога по сделкам «без НДС». Также в статье — формулировки условий договора, которые помогут избежать разногласий с партнером и проблем с налогом.

В договоре специально не выделили НДС

Продавец обязан предъявить налог покупателю, если операция облагается НДС. Это его обязанность, а не право.

В договоре стороны не указывают НДС, например, когда поставщик освобожден от налога или товар вывозят из России. Но вспомнить о нем придется, если продавец утратил право на освобождение или ставку обнулили по ошибке. Для таких ситуаций специальных правил расчета налога нет.

Продавец. Когда продавец утратил право на спецрежим или на освобождение от налога, он должен пересчитать НДС задним числом — с начала квартала, в котором возникла обязанность платить НДС. Например, компания на упрощенке открыла филиал или начала продавать подакцизный товар.

По умолчанию НДС входит в цену договора. На это указал Пленум ВАС в пункте 17 постановления от 30.05.2014 № 33. Минфин подтвердил, что это правило действует и сейчас (письмо от 20.04.2018 № 03-07-08/26658). Поэтому продавец не может настаивать на том, чтобы покупатель заплатил НДС сверх оговоренной суммы.

Когда в договоре нет условия, что налог не включен в цену, продавец может исчислить его двумя способами — по расчетной или по обычной ставке.

В первом случае вы считаете налог по расчетной ставке 18/118 или 10/110. Тогда выделяйте его из цены договора и доход продавца по факту уменьшится.

Во втором — налог определяют по обычной ставке, то есть его прибавляют к цене договора. Но если покупатель откажется доплатить, продавец заплатит НДС за счет собственных средств. Принять к вычету его нельзя — это не входной налог. Чиновники не разрешают учесть его и в расходах (см. комментарий).

Продавец не сможет списать НДС, который сам заплатил

«Продавец не вправе отнести на расходы НДС, который он должен был предъявить покупателю, но заплатил за счет собственных средств. В пункте 2 статьи 170 НК закрытый перечень случаев, когда суммы НДС списываются на затраты по производству и реализации. Ситуация, когда налог продавец заплатил за счет своих денег, к таким случаям не относится. При этом в пункте 19 статьи 270 НК прямо сказано, что при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с кодексом покупателю»

Суды не разделяют подход чиновников. Они позволяют списать НДС, если продавец заплатил его за счет собственных средств. Ведь в таких ситуациях налог не предъявляется покупателю. А значит, и нормы пункта 19 статьи 270 НК, которые запрещают учесть налог в расходах, в таких ситуациях не действуют. Поэтому продавец может отнести НДС на расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК (постановления арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 24.05.2016 № Ф04-1802/2016 , Московского округа от 09.12.2015 № Ф05-16782/2015 , Волго-Вятского округа от 07.05.2015 № Ф01-942/2015 и ФАС Дальневосточного округа от 19.06.2014 № Ф03-2381/2014).

Но если не готовы к налоговым спорам, безопаснее заплатить налог за счет чистой прибыли. Иначе придется в суде отстаивать свое право на учет НДС в расходах.

Покупатель. Цену договора нельзя изменить в одностороннем порядке. Покупатель вправе принять новые условия или отказаться от них.

Выделить из цены договора НДС по расчетной ставке покупателю может быть выгодно. Ведь он сможет заявить налог к вычету. А значит, расходы на покупку уменьшатся.

В таких ситуациях счет-фактуру продавец выставит с нарушением пятидневного срока с отгрузки. Но вычету это не препятствует. Ведь из-за ошибок, которые не мешают идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, а также ставку и сумму НДС, инспекторы не вправе отказать в вычете. К простительным погрешностям Минфин относит и «опоздавший» счет-фактуру (письмо Минфина от 25.04.2018 № 03-07-09/28071).

Покупателю придется скорректировать бухучет и пересчитать налог на прибыль, поскольку выделенный налог раньше был стоимостью товара и его списали на расходы.

Прежде чем сдать в инспекцию уточненку, заплатите недоимку и пени. Тогда штрафа не будет (п. 4 ст. 81 НК).

Пример 1

Продавец применял упрощенку. Поэтому в договоре установили цену на товар — 350 000 руб. без НДС. Так как продавец утратил право на спецрежим, стороны договорились, что цена договора включает НДС. Продавец исчислил налог по расчетной ставке 18/118 — 53 390 руб. (350 000 ? 18: 118).

В документах для покупателя продавец укажет:

— стоимость товара без НДС — 296 610 руб. (350 000 - 53 390);
— НДС по ставке 18% — 53 390 руб.;
— итоговую стоимость — 350 000 руб.

Покупатель примет налог к вычету и подаст уточненку по налогу на прибыль за периоды, когда списал стоимость товара на расходы.

Если покупатель согласился на увеличение цены договора на НДС, налог он заявит к вычету. На доходах-расходах это не скажется. В учете корректировок проводить не надо — стоимость товара, по которой его приняли к учету, не изменилась.

Безопасный вариант. Если покупатель согласен уточнить условие о цене договора, заключите допсоглашение. В нем зафиксируйте новые договоренности.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Журнал "РАСЧЕТ"

Цена сотрудничества

Чтобы заключить выгодный договор, финансирование по которому осуществляется из бюджета, компании необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Госконтракту предшествует конкурс на право заключить его. Заказ размещают получатели бюджетных средств, в том числе государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, органы власти. Включиться в борьбу за тендер могут любые организации или частные лица, в том числе ИП (п. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ). При этом законодатель не устанавливает каких-либо ограничений по участию в торгах для лиц, применяющих специальный налоговый режим. Получается, что любой претендент на заказ, в том числе и "упрощенец", вправе участвовать в торгах. Такую точку зрения разделяет и Минэкономразвития России в своих Письмах от 14 ноября 2011 г. N Д28-565, от 12 октября 2011 г. N Д28-452, от 15 сентября 2011 г. N Д28-380.

При проведении тендера заказчик устанавливает в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта, а также требования к ее формированию. Например, условие отражения цены в заявке: с учетом налогов или без них (пп. 5 п. 4 ст. 22, пп. 7 п. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ). Как правило, заказчик требует указать цену с учетом НДС.

По итогам проведения торгов контракт заключается с победителем на условиях, указанных им самим, а также в конкурсной документации (п. 3 ст. 29, п. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). По общему правилу цена соглашения является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (п. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

Отсюда вполне обоснованным представляется вывод чиновников: госконтракт заключается по цене победителя торгов, при этом применение компании УСНО не влечет изменения условий договора, то есть не допускается корректировка заказчиком цены, предложенной "упрощенцем" при проведении тендера (Письмо Минэкономразвития России от 14.11.2011 N Д28-565). Возникает вопрос, что же делать с НДС компании на спецрежиме, если она выиграла тендер, но освобождена от уплаты НДС?

Мнение Минфина

К сожалению, разъяснения представителей финансового ведомства по данному вопросу весьма противоречивы. Не далее как в прошлом году Минфин утверждал, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, реализуют товары (работы, услуги) без учета НДС. Поэтому при заключении контрактов для муниципальных нужд цену следует рассчитывать без НДС (Письма от 22.08.2011 N 03-11-06/2/121, от 02.02.2011 N 03-07-07/02).

Напомню, "упрощенцы" признаются налогоплательщиками НДС только при импорте товаров, а также в рамках правоотношений по договору простого товарищества или доверительного управления имуществом, а также концессионному соглашению (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, "упрощенцы" уплачивают НДС при выполнении функций налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В других случаях этот налог не исчисляется.

Чиновники, излагая свою точку зрения, ссылались лишь на общие нормы Налогового кодекса. При этом специальные положения, регулирующие заключение госконтрактов, в принципе не принимались во внимание.

В этом году Минфин учел недоработку. Результат превзошел все ожидания - теперь изложена диаметрально противоположная позиция, согласно которой уменьшение цены госконтракта на сумму НДС не производится, а поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются заказчиком по цене, указанной в договоре (Письмо от 26.01.2012 N 03-07-11/21).

Что скажет суд?

Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме обусловлена в каждом конкретном случае спецификой конкурсной документации, а также условиями контрактов. Рассмотрим несколько примеров.

Так, например, заслуживает внимания Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2011 г. N А40-131937/10-59-1153 (Определением ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-1045/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Суть спора такова: поставщик-"упрощенец" заключил госконтракт, цена которого включала НДС. Заказчик оплатил товар в полном объеме, однако посчитал, что поставщик завысил стоимость реализуемой продукции, увеличив расходы на НДС (на момент подписания контракта последний находился на УСНО). Тогда заказчик обратился в арбитраж с иском о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Рассмотрев материалы дела, служители Фемиды установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС. Значит, полученные "упрощенцем" денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат возврату.

Примечательны также выводы, сформулированные в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2011 г. N А40-17779/11-102-147. Спор возник после оплаты, когда на счет поставщика пришли не все деньги: сумма была сокращена на размер НДС. Арбитры изучили дело и поддержали госзаказчика, поскольку в проекте контракта, являющемся частью конкурсной документации, и в самом договоре было особое условие: в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена госконтракта снижается на сумму налога без изменения предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции.

В другом судебном разбирательстве ФАС Московского округа (Постановление от 20.09.2011 N А40-477/11-67-4) арбитры снова встали на сторону госзаказчика.

Предыстория спора такова. Победителем открытого аукциона в электронной форме была признана фирма, применяющая УСНО. При этом цена госконтракта была установлена с учетом НДС. В связи с применением спецрежима поставщик обратился к госзаказчику с предложением внести изменения в госконтракт и указать сумму оплаты без слов "с учетом НДС". Госзаказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) обращение о включении фирмы в реестр недобросовестных поставщиков, приложив к нему протокол об уклонении победителя торгов от заключения контракта. Компания, выигравшая тендер, была вынуждена заключить договор по цене с учетом НДС. Однако, выставив впоследствии первичные документы и счет-фактуру без учета НДС, "упрощенец" недополучил от заказчика все ту же сумму налога. Обращение в суд ни к чему не привело. По мнению арбитров, задолженность, подлежащая взысканию, у госзаказчика отсутствует.

Сухой остаток

Допустим, в госконтракте выделена сумма НДС, но организация не готова к судебным тяжбам. В этой ситуации "упрощенец" поневоле становится налогоплательщиком НДС, так как по факту выполнения госзаказа оформляет все первичные документы, а также счет-фактуру с выделенной суммой этого налога. В свою очередь, выставленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств фирмы, применяющей УСНО (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Также фирме предстоит подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС (Письма Минфина России от 23.10.2007 N 03-07-11/512, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120314).

Кроме того, НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу. Во-первых, учесть эту сумму сбора в составе расходов при расчете единого налога никак не удастся (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2011 N 16-15/026297@). Во-вторых, компетентные органы считают, что "упрощенцы", выставляющие в добровольном порядке покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, должны учитывать доходы от реализации с налогом (Письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-11-02/46, от 13.03.2008 N 03-11-04/2/51 и УФНС России по г. Москве от 02.11.2010 N 16-15/115179@). Хотя все же служители Фемиды категорически против такого подхода (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08).

Один из самых актуальных вопросов при заключении государственного контракта - учет НДС в стоимости договора на выполнение работ, поставку товара или оказание услуг.

Согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником государственных торгов может стать любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. в форме индивидуального предпринимателя. Законом также не установлены ограничения для формы налогообложения, которую использует поставщик. Участниками госзаказа могут стать организации, находящиеся на специальных режимах налогообложения, т.е. УСНО, ЕНВД и т.д.

НДС - налог на добавленную стоимость, который включается в стоимость реализуемого товара, работы или услуги и уплачивается в пользу государства в федеральный бюджет.

Стандартная ставка налога равна 18%, но также существуют отдельные виды товаров для которых применяется ставка налога в 10% и 0%.

Видео: что делать если в контракте указан НДС?

44-ФЗ - НДС в стоимости контракта

Государственный заказчик, формируя начальную максимальную цену госконтракта, закладывает в нее также сумму НДС и в тендерной документации указывает НМЦК с учетом этого налога.

Некоторые заказчики учитывают, что в торгах могут принимать участие компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных режимах налогообложения, и прописывают в условие, что налог на добавленную стоимость учитывается, только если подрядчик является его плательщиком, т.е. дают возможность победителю заключить контракт без НДС.

Примечание: даже если заказчик отметил такое условие не специально и при заключении контракта с победителем на УСН требует заплатить налог, можно подать жалобу в ФАС. В практике антимонопольного органа уже рассматривали такие дела, и решение выносилось в пользу Поставщика. Например, жалоба № 197/КС , несмотря на то, что Заказчик обращался в Арбитражный суд, судьи так же признали решение ФАС обоснованным .

Естественно, в такой ситуации участники на УСН имеют преимущество перед участниками на ОСНО, т.к. согласно ч. 1 и ч. 2 ст 34 44-ФЗ договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением о закупке, а цена является твердой и определяется на весь срок исполнения.

Это означает, что сумма НДС в контракте по 44-ФЗ, которая обязательна к уплате участником на ОСНО, для участника на специальном режиме будет дополнительным доходом.

Но намного чаще встречаются ситуации, когда заказчик в документации просто указывает, что цена рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость. Нормативной базой для выбора метода определения НМЦК и проведения расчетов служит Приказ МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567, но в этом документе не регламентировано включение НДС в стоимость контракта. Однако заказчик формируя НМЦК должен учитывать условия планируемой закупки и, если предмет договора содержит товары, работы или услуги, облагаемые налогом на добавленную стоимость, сумму НДС необходимо включить в начальную (максимальную) цену.

В этом случае ситуация складывается иначе. Если заказчик в контракте установит условие выставить ему счет-фактуру, то опираясь на ту же статью 34 44-ФЗ, подрядчик будет обязан это сделать, т.к. это условие изначально было предусмотрено аукционной документацией. Как и в вышеописанном случае, победитель должен будет заключить госконтракт по цене, которую он предложил в ходе закупочной процедуры.

НДС в контракте для УСН

Если участник работает на УСНО и не является плательщиком НДС, то выполнять такие условия окажется довольно накладно. Т.к. согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками, покупателю товаров (в данном случае госзаказчику) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость - вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Во-первых, участников, которые не обратят внимание на то, что цена контракта указана с НДС, может ждать неприятный сюрприз при его заключении. Т.к. предложенная ими цена не будет предусматривать еще и уплату налога в 18%. В этом случае подрядчик может подписать договор и исполнить его себе в убыток.

Во-вторых, если победитель откажется от заключения договора на таких условиях, то он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков .

Практика ФАС и АС по контрактам с НДС

Поставщики, работающие на упрощенной системе налогообложения, сталкиваясь с контрактами 44-ФЗ с НДС, зачастую подают жалобы в ФАС: как максимум - с целью подписать договор без учета налога, и как минимум - отказаться от заключения без внесения в РНП.

Практика Федеральной антимонопольной службы, а также Арбитражных судов в этом вопросе неоднозначна. Многое зависит от позиции конкретного управления.

В своей рабочей практике мы присутствовали на заседаниях, где представители контролирующих органов признавали право заказчика требовать с победителя госзаказа выставления счета-фактуры. Таким образом, даже если поставщик находится на специальном режиме налогообложения, ему придется подать налоговую декларацию и заплатить НДС с цены госконтракта.

И в этом случае, организации-“упрощенцы” находятся в наименее выгодной ситуации, чем компании на ОСНО, т.к. компании с УСН не смогут принять сумму к данного налога к вычету, в отличие от компаний на общей системе налогообложения.

Если Вы работаете на специальном режиме налогообложения, то важно просматривать условия заключаемого госконтракта также в плане включения НДС в НМЦК. Ведь даже, если Вы выиграете тендер, исполнение которого предусматривает выставление счета-фактуры и уплаты налога в бюджет, и обратитесь в ФАС для защиты своих интересов, велика вероятность, что решение будет принято в пользу заказчика.

Из-за отсутствия единства в практике УФАС и Арбитражных судов, нельзя заранее предсказать итог заседания по вопросам НДС в контрактах по 44-ФЗ. Рациональнее всего будет изучить подобные дела в интересующем регионе и опираться уже на практику конкретного УФАС.

НДС в 2019 году

Правительство РФ приняло решение с 2019 года повысить ставку налога на добавленную стоимость до 20% . В связи с этим произойдет рост цен на товары.

Поэтому мы советуем поставщикам на специальных режимах налогообложения очень внимательно читать тендерную документацию и проект контракта, чтобы не попасть в ситуацию, когда 1/5 часть стоимости контракта придется уплатить в виде налога.

Изменение цены контракта при изменении ставка НДС

Законом № 303-ФЗ от 3.08.2018 устанавливается повышение с 1 января 2019 года размера ставки НДС) с 18 до 20 процентов. При этом не предусмотрено исключений в отношении ТРУ, реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019.

Однако, 44-ФЗ предусматривает возможность внесения изменений в госконтракты, в том числе при изменении ставки НДС: пунктами 2, 3 и 4 части 1 ст. 95 установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательстве порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением № 1186, и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам невозможно без изменения условий.

ПП № 1186 устанавливает следующие условия:

для контрактов на срок не менее 3-х лет для обеспечения федеральных нужд и нужд субъекта РФ, а также на срок не менее 1 года для обеспечения муниципальных нужд, установлены следующие размеры цены контракта:

  1. 10 млрд. рублей - для контракта на обеспечение федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ;
  2. 1 млрд. рублей - для контракта на обеспечение нужд субъекта РФ. Цена меняется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  3. 500 млн. рублей - для контракта на обеспечение муниципальных нужд. Меняется на основании решения местной администрации.

Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ