Назовите приемов создания проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации на уроке


Методы создания проблемной ситуации на уроке

Королёва Надежда Тихоновна

Слайд 2

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Шалва Амонашвили

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное. обучение.

C лайд3

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.

Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.

Слайд4

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Слайд 5

Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.

Слайд6

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением”

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

лайд 7

1. Проблемные ситуации “с удивлением”.

Приём 1. Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.

2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учитель : Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 - 3 + 4 = 9

Учитель : Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 - 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель : Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).

Ученики : Выражения одинаковые, а результаты разные.

Слайд8 Приём 2. Столкновение мнений уч-ся.

Урок русского языка, 3 класс «Сложные слова»

Исправить ошибки в словах, обозначить орфограммы, выделить корень - лесточек, мухолофка, сарока.

Какое слово можно назвать «лишним», почему?

Существуют ли слова с двумя корнями? Разберите слово мухоловка по составу.

Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом слове?)

Докажите что в этом слове два корня (Подбирают однокоренные слова)

Как можно назвать такие слова?

Почему их назвали сложные?

После столкновения двух разных мнений учащихся идёт побуждающий диалог. Далее нужно сравнить по учебнику.

Слайд9

Приём 3

«Окружающий мир» 3 класс

Учитель: Ученики:
- Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы - время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».
Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега - мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).

Слайд 10
Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением»

Прием №4 (невыполнимое задание)

Тема: Умножение
Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу

На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?

Вы смогли записать выражение к задаче?
- Почему?
- Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)

Слайд 11
Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим)

3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51

Что это за числа?
- Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7
- Вы смогли выполнить задание?
- Почему задание не получилось?
- Чем оно отличается от предыдущего?
- Какова тема сегодняшнего урока?
Здесь используется побуждающий диалог
Решение:
Работа в группах

Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе)

С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе)
- Из каких разрядных слагаемых состоит число 12?
Нельзя давать оценку ответов детей. Все ответы нужно принимать.

Слайд 12

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Слайд 13

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1. создания проблемной ситуации;

2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:

3. побуждения к формулированию учебной проблемы;

4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 14

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».

3. Развести различные представления учеников можно репликой:

«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

4.При осознание не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

Или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

5. Если проблема легко решается спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы . Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы . Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».

Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов

Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.

Слайд 15

(Занятие по окр миру. Тема «Фрукты»)

Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 - зеленое, 1 - желтое

В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)

Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)

В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

Слайд 16

Занятие математике Тема «Масса»

Перед детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)

Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.

В: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

В: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей

В: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия

В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

Слайд 17

Подводящий к теме диалог

Второй путь к учебной проблеме заключается... А хотите са-ми догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках

Учитель Ученики

— Спишите из упражнения слова

— «забег, поход, подкоп --записывают слова,

— Поставьте ударение. -ставят ударение

— Подчеркните безударные гласные. --подчеркивают безударные

Гласные

— Найдите безударные гласные,

— Обозначьте их. обозначают

— Какое правило о безударных

Гласных мы уже знаем?- — О безударной гласной в

корне

— В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке

— Значит, какая сегодня тема урока? — Безударные гласные в

Приставках

Слайд 18

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель рабо-тал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога —подводящим. Он пред-ставляет собойсистему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязатель-но будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Таким образом, второй способ постановки учебной пробле-мы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще перво-го. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводя-щий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.

Слайд 19

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тог-да подведем к теме урока от пройденного материала. А если на-чинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учи-телю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный тра-диционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве«яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Слайд 20

Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».

Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?

Слайд 21

Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?

(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК . Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)

Слайд 22

Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 23

Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.

Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 24

Рефлексия.

Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учиться обучая.

Ах, как я устал от этой суеты. (А я выберу себе вот эту табличку.)

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Слайд 25

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю - это ветвь яблони, то, что я передам ученику - это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!

Правила создания проблемных ситуаций - Для создания проблемной ситуации перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом соблюдается ряд условий.

а) задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

в) выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

4. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т. п.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе и дома. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, их анализу и синтезу. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.



Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научных проблем. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные других наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Следует отметить, что проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес, служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся, или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.

20. Особенности и виды проблемного обучения

Варианты проблемных заданий.

Тема 2.1. Проблемное обучение

Раздел 2. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в школе

Как отмечал М.А.Данилов, «активность и самостоятельность учащихся должна проявляться не только в классе, на уроке, но и в практической деятельности, в работе над собой и, в частности, в определении своего места, своей сферы и роли служения обществу». В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение.

Как показал опыт работы лучших учителей, проблемное обуче­ние, основой которого является создание и организация различ­ных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успеш­ному решению учебно-воспитательных задач, поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов.

Проблемные ситуации характеризуются условиями, когда человек не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания, для чего необходима активизация про­цессов его мышления. Проблемное задание - это задание прак­тическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос - это вопрос, опре­деляющий область тех неизвестных закономерностей или спо­собов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоен­ных знаний и достигнутого уровня способов действия.

При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, само­стоятельном выборе учащимся рационального способа действия, приема выполнения учебного задания, например, рисунка. Дан­ные положения необходимо учитывать в процессе обучения школь­ников изобразительному искусству, поскольку именно эти виды занятий часто характеризуются процедурами «репродуктивного» характера.

1. Самостоятельное определение наиболее правильного быстрого и эффективного пути анализа натуры и наиболее правильного и выразительного метода выполнения рисунка (с натуры), выбор материала.

2. Самостоятельное создание учащимся тематического рисунка, выразительного решения композиции, колорита.

3. Самостоятельное составление декоративной композиции, выбор материала.

4. Самоанализ произведения изобразительного искусства.

5. Анализ формы строения, пропорций, цвета и т.п. наблюдаемых объектов.


6. Самостоятельное и творческое использование теоретического материала по ИЗО: законов колера, светотени, цветоведения, перспективы.

7. Определение метода выполнения рисунка и выбора рисовального материала.

1. Необходимо строго соблюдать условия, которые характеризуют собой проблемный характер. (Например, снять таблицу или стереть рисунок с доски, чтобы ученики не срисовывали).

2. Включить хотя бы один неизвестный элемент, без овладения которым

невозможно успешное выполнение задания.

3. Учитывать индивидуальные способности учащихся, уровень знаний и навыков каждого ребёнка.

4. Выбор из нескольких известных правил, законов, способов, действий одного оптимального.

5. Установка на самостоятельное выполнение учебного задания.

Проблемное обуче­ние можно использовать не только в организации отдельных уроков, но в каждом уроке на разных структурных его этапах. В условиях часто повторяющихся проблемных ситуаций развивается самостоятельность, активность, целеустремлённость - характерные черты личности школьника.

Проблемное обучение воспитывает и развивает познание новых объектов, явлений, умений самостоятельно решать практические вопросы, творчески подходить к выполнению любого задания, оценивать красивое и безобразное в картинах, событиях, поступках, поведений людей.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, имп­ровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной са­мостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание школьников на главное, что обязательно и в первую оче­редь нужно изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ученик постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

Наряду с оказанием такой педагогически целесообразной помощи, необхо­димо стремиться к созданию на уроках изобразительного искусства условий, которые помогут детям правильно решить ту или иную практическую задачу. Например, чтобы избежать сильного нажима на карандаш, учащимся можно предложить порисовать хрупкими мелками. Полученный навык потом будет пе­ренесен на карандаш. Одним из приемов, позволяющих избежать фризового построения композиции, когда небо изображается узкой полоской вверху лис­та, а земля также полосой - внизу листа, является введение цветного фона.

Особая разновидность учебных задач - задачи на импровизацию, это - высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов про­изведений живописи, графики, народного и декоративно-прикладного ис­кусства, дизайна учащиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

Рассматривая разнообразные формы проблемных задач , следу­ет отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов, например, превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком. Другие про­блемные задачи могут быть направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (прогр. Неменского)

Методика - это и совокупность накопленного опыта, новые под­ходы, и поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя. И тогда методы обучения - это скорее всего система еди­ной деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной ча­сти содержания программы. Она реализуется приемами, конкретными дей­ствиями учителя и ученика, различными формами их общения.

Педагог Л.Б. Рылова из Удмуртского государственного университе­та определяет методику не как свод или совокупность приемов и спосо­бов преподавания, а как искусство моделирования диалога с конкрет­ными детьми.

Моделирование - всегда поиск, выбор вариантов из множества извес­тных или создание собственного варианта на основе опыта прошлого и

настоящего. Моделирование исходит из понимания, знания интересов ре­бенка, конкретного класса, сотворчества учителя и учеников; это «мостик» передачи знаний, социального опыта (содержания образования) учителя ученику. Как организовать сотворчество, что сделать, чтобы необходимые знания (опыт творческой деятельности, чувств, переживаний, эмоций), включенный в содержание образования, стал опытом и знаниями детей?

Если традиционное обучение базируется на ассоциативном мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в воспроизве­дении, обновлении когда-то уже бывших мыслей, то проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда уче­ник сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ дей­ствия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных спо­собностей. Мыслить человек начинает, когда надо понять что-то. Мышле­ние начинается с вопроса, удивления, недоумения.

В отличие от простой тренировочной и практической работы, проблем­ная задача должна содержать противоречие, требующее решения. Это могут быть новые условия, новые требования или подходы к решению-практической задачи, которые включают и более широкий круг ранее ус­военных знаний, личный опыт ученика. Связь проблемной задачи на уров­не эмоционального восприятия действительности и образного восприятия мира для предметов искусства очень важна.

Психологическая структура проблемного обучения включает познава­тельную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но доста­точное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллек­туальные возможности и творческие способности ребенка.

В основе создания проблемной ситуации лежат следующие положения современной психологии:

  • процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
  • проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
  • условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
  • закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Исходя из выше перечисленного, мы считаем, что создание проблемных ситуаций при обучении младших школьников решению задач будет способствовать развитию их мышления, а значит, и повышению правильности и осознанности умения решать задачи (если при этом соблюдать правила создания проблемных ситуаций, а также проводить эту работу в системе).

Правила создания проблемных ситуаций.

Правило первое . Для создания проблемной ситуации перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию, необходимо соблюдать следующие основные условия.

1. Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный элемент (отношение, способ или условия действия), потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания.

2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия.

3. Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Правило второе . Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Степень трудности предлагаемого проблемного задания можно оценивать по двум главным показателям: 1) по степени новизны подлежащего усвоению учебного материала и 2) по степени его обобщенности. Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и обобщенности могут быть подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.

Правило третье . Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Однако при отсутствии у учащихся достаточных сведений об изучаемом явлении или некоторых элементарных способов действия первым этапом в обучении будет этап сообщения учащимся таких сведений или обучение их таким действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации.

Следует различать учебный материал, необходимый для постановки проблемного задания (его сообщение должно предшествовать постановке самого проблемного задания), и тот учебный материал, который усваивается после постановки проблемного задания, после возникновения у учащегося потребности в этом учебном материале. При подготовке учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделять в нем 1) материал, который должен быть сообщен учащимся, и 2) тот материал, который должен быть усвоен ими творчески. К первому типу учебного материала относятся фактические сведения, описания процессов и т.п., а также необходимые умения. Ко второму типу учебного материала относятся общие закономерности, общие способы действия, общие условия выполнения усваиваемых действий.

Правило четвертое . В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи, б) вопросы" в) практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией. Оно может вызывать у учащихся проблемную ситуацию только при строгом соблюдении перечисленных выше условий.

Вопрос, поставленный учителем, не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем проблемной ситуации в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания. Формулирование вопроса учителем должно соответствовать тому реальному вопросу, который возникает у учащегося. В том случае, когда учитель формулирует вопрос, не соответствующий тому реальному вопросу, который возник у учащегося, такой вопрос не отвечает условиям проблемного обучения. Вопрос, формулируемый учителем, должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.

Правило пятое . Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Так, проблемная ситуация может быть вызвана с помощью теоретического проблемного задания, требующего объяснить или предсказать определенные события, процессы или действия. В этом случае постановке теоретического задания должны предшествовать демонстрация, описание или сообщение необходимых фактов. Теоретическое задание, вызывающее проблемную ситуацию, должно основываться на соответствующих фактах, составляющих условие постановки проблемного задания.

Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает проблемную ситуацию, центральным звеном которой становится потребность в новом неизвестном способе действия, в неизвестной новой закономерности.

Правило шестое . Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций.

Правило первое . Чтобы обеспечить проблемное усвоение более или менее сложной системы знаний и действий, необходимо создать последовательную систему проблемных ситуаций. При этом в каждой проблемной ситуации в качестве неизвестного выступает одно усваиваемое отношение, принцип действия или существенное условие его выполнения.

При подготовке учебного материала к проблемному обучению необходимо предварительно разработать такую систему заданий, которую учитель мог бы поставить перед учащимися для создания проблемных ситуаций при изучении соответствующего учебного материала.

Правило второе . Разрабатываемая система проблемных заданий, вызывающих проблемные ситуации, должна охватывать ту или иную изучаемую тему целиком. Система проблемных ситуаций должна обеспечивать последовательное развитие усваиваемых учащимся знаний и действий, развитие возможности теоретического анализа изучаемого учебного материала и возможности совершенствования усваиваемых действий.

Правило третье . В системе проблемных ситуаций на различных этапах усвоения системы знаний (темы) различные проблемные ситуации выполняют различные дидактические функции. Первая проблемная ситуация, которая создается в начале изучения темы, должна вызывать у учащегося познавательную потребность в усвоении общей закономерности, изучаемой в данной теме. Такие проблемные ситуации, которым предшествуют усвоение изучаемой системы знаний, называются основными или тематическими. Вся система последующих конкретных проблемных ситуаций служит дальнейшему раскрытию этого основного проблемного задания, вызывающего необходимость не в отдельном конкретном знании, а во всей системе усваиваемых знаний и действий. Проблемные ситуации, служащие усвоению тех или иных частных закономерностей, способов действия и условий их выполнения, составляют частные, вспомогательные проблемные ситуации.

Правило четвертое . Последовательные проблемные ситуации, вызываемые системой проблемных учебных заданий, составляют те последовательные шаги в процессе усвоения новых знаний и действий, которые должен осуществить каждый учащийся в обучении. Индивидуальные различия в возможностях учащихся определяют трудность тех шагов, которые они должны делать в процессе обучения. Чем большими возможностями обладает учащийся, тем меньшее число шагов необходимо ему для усвоения новой системы знаний и действий. Чем меньшими возможностями обладает учащийся, тем большее число шагов необходимо ему для усвоения новой системы знаний и действий. Соответственно информативность каждого шага усвоения в первом случае значительно выше, чем во втором, значительно выше при этом и достигаемая в каждом шаге ступень обобщения.

Правило пятое . При разработке системы проблемных ситуаций необходимо сначала выделить основные единицы подлежащих усвоению знаний и действий, определить степень их обобщенности (их уровень) и оптимальную последовательность, обеспечивающую возможности развития познавательной деятельности и усваиваемых действий. В соответствии с намеченной системой усваиваемых закономерностей и способов действия далее должна разрабатываться система проблемных заданий, обеспечивающих возникновение требуемых проблемных ситуаций.

Правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации

Правило первое . Объяснение (изложение) усваиваемого учебного материала должно следовать за возникшей проблемной ситуацией и отвечать возникшей познавательной потребности. Подлежащие усвоению знания и способы действия учащийся приобретает из уст учителя, из учебных предметов или с помощью специальных средств обучения (учебного кино, с помощью телевидения, программированных пособий и т.п.). Однако при проблемном обучении изложению учебного материала, демонстрации образцов усваиваемых действий предшествует создание проблемной ситуации.

Правило второе . Возможны различные типы сообщения усваиваемых сведений для учащихся с разной степенью подготовленности и с неодинаковыми творческими возможностями. В одних случаях, при большей подготовленности учащихся, можно ограничиться лишь отдельными подсказками, позволяющими учащемуся самостоятельно понять и сформулировать требуемую закономерность, найти нужный способ или условие действия. В других случаях, при меньшей подготовленности учащихся, необходимо помочь учащимся сформулировать усваиваемую закономерность, продемонстрировать усваиваемый способ действия, выполнить требуемое действие в новых условиях.

Правило третье. Учащийся должен использовать полученные сведения или требуемый способ действия для выполнения поставленного в начале обучения проблемного задания. В одних случаях использование усваиваемых сведений (закона) будет составлять объяснение некоторых фактов, в других выполнение нужных действий, определение искомого в случаях решения проблемных задач.

Правило четвертое . В случае большой трудности предлагаемого учебного задания оно может быть дано учащемуся в виде последовательной системы частных проблемных заданий, включающих в качестве неизвестного менее информативные и менее общие отношения. Так одно проблемное задание может быть представлено в виде двух или трех последовательно предъявляемых проблемных заданий.

Создание проблемных ситуаций требует от педагога владения специальными методическими приемами. Они имеют общую специфику в каждом учебном предмете. Некоторые приемы обобщенного характера предлагает В.Н. Максимова (Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе.- Л., 1973).

1. Предварительные домашние задания. Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.

2. Постановка предварительных заданий на уроке. Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию .

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях).

4. Решение экспериментальных и теоретических познавательных задач. Проблемно - познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания. Но условия задач могут быть составлены с расчетом на преимущественное овладение:

Основными понятиями и закономерностями науки и способами оперирования ими;

Мыслительными операциями и приемами умственной деятельности;

Навыками решения творческих задач, в том числе экспериментальных.

5. Задания с элементами исследования. Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

6. Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, использования задач с избыточными данными или выбора из нескольких способов наиболее рациональных.

7. Предложение выполнить практические действия. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

9. Использование межпредметных связей.

Итак, возможны различные методические приемы создания проблемных ситуаций, все они возбуждают познавательный интерес, вызывая познавательную потребность и познавательную активность учащихся. Каждый прием создания проблемных ситуаций имеет свои особенности и вносит дополнительные моменты, стимулирующие интерес к поиску нового и способствующие пониманию и решению возникающей в учебном процессе проблемы.

Наши наблюдения показывают, что сама проблемная ситуация, вызывая направление мысли, создает и определенный эмоциональный настрой учеников. Создавая проблемные ситуации, учитель должен находить приемы усиления мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме.

Итак, проблемная ситуация – это, прежде всего, особое психическое состояние субъекта. Основным способом ее создания является предъявление учащимся особого рода дидактических конструкций (задач, вопросов, упражнений, заданий), которые мы называем проблемными. Поскольку проблемная задача и проблемная ситуация – психолого-педагогические реальности, то их взаимоотношения пронизывают и дидактический, и психологический процессы. Развитие дидактического и психологического процессов осуществляется параллельно.

В ходе урока изучается объективная проблема, она предъявляется ученику в форме проблемной задачи, т.е. формулируется учебная проблема. В этот момент происходит включение проблемной ситуации. Дидактический и психологический процессы накладываются друг на друга.

На следующем этапе решение проблемной задачи (дидактический процесс) вновь накладывается на поиск неизвестного в проблемной ситуации (психологический процесс). Решение задачи может осуществляться в ходе проблемного изложения, или эвристической беседы, или исследовательского метода, в результате решения должен быть найден ответ задачи и происходит снятие проблемной ситуации.

Рассмотренные выше положения, данные экспериментов помогают раскрыть дидактический смысл применения в учебном процессе проблемной ситуации как психологической категории, характеризующей начальный момент мышления.

Во-первых, систематическое создание проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения.

Во-вторых, для того, чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнаружить противоречие, а это, как правило, пробуждает у школьников интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует познавательную самостоятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею.

В-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформулированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать ее.

Таким образом, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности учащихся.

Эти приемы создания проблемных ситуаций можно выразить в виде следующей таблицы

Проблемные ситуации и побуждающий диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

2. Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

Что удивляет? (Что интересного заметили? Какие видите факты?)

Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос?

Какой будет тема урока?

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание ученики не выполнили.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?


Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов.

Антонова С.А.учитель начальных классов МАОУ-СОШ №19 п. Пироговский.


  • « Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…» Д. А. Медведев

Педагоги прошлого:

  • Я. А. Коменский Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоции Ф. А. Дистервег К. Д. Ушинский
  • Я. А. Коменский
  • Ж. Ж. Руссо
  • И. Г. Песталоции
  • Ф. А. Дистервег
  • К. Д. Ушинский

Идеи проблемного обучения

Дж. Дьюи : в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Мысль индивида» движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы…

Дж. Брунер : в основе проблемного обучения лежат идеи структурирования учебного материала.

Дидакты М. А. Данилов и В. П. Есипов формулируютправила активизации обучения, которые отражают принципы

организации проблемного обучения.


Сущность понятия «проблемная ситуация»

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.


Цель создания проблемной ситуации

Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.


В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть :

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • поиск истины (способа, приема, правила решения);
  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • противоречия практической деятельности.

«Классические»

«Сокращенные»

«Мотивирующие»

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

1. Проблемная ситуация «с удивлением».

2. Проблемная ситуация «с затруднением».

1 . Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».



Классические» приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приемы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2 .Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

С затруднением

3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».

4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Между необходимостью выполнить задание учителя

5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

8. Доказать, что задание учениками не выполнено.


«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации

1.Побуждающий диалог - это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

Побуждения к созданию противоречия;

Побуждения к формулированию учебной проблемы.

2.Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов - «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».


«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации

1.«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.) : сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

3.«Актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.


Основные условия использования проблемной ситуации

Со стороны учащихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче.

Со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Пример приема «с удивлением»

Сущность приема : одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Урок математики, 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 способ

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 способ

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

Что вы замечаете?

Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

Почему получились разные ответы?

Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?

Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

Как вы определите цель нашего урока?


Пример приема «с удивлением»

Сущность приема : обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

  • Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

2. Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить.

3. На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?


Пример приема «с затруднением»

Сущность приема : противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики, 2 класс.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»

2+2+2+2=8 (ч)

«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»

Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

А почему, в чем затруднение?

Получается слишком длинная запись.

Значит, что нам надо сегодня открыть?

Надо придумать новый короткий способ записи.


Пример мотивирующего приема «яркое пятно»

Урок математика, 1 класс.

Тема: Числовой отрезок.

В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.

Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.


Демонстрация непонятных явлений.

  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  • - Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).
  • - Что нужно для того, чтобы они встречались?(Жить поблизости, в одном месте).
  • - Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Знать, где они живут).
  • - А где мы можем добыть такую информацию? (В учебнике).
  • Далее дети сами находят ответ на этот вопрос из учебника стр…
  • - Так кто же был прав, поднимите руку честно?

Пример мотивирующего приема «актуализация»

Урок математики.

Тема: Правило проверки решения уравнения.

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:

2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6

х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2

х = 8 х = 4 х = 3

- Почему сразу не можем ответить?

- Назовите тему урока.

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:

- проверить правильность, определяя части, целое;

- проверка вычисления;

- догадка – подставить число вместо х.


Алгоритм подготовки проблемного урока

1.Тема урока, новое знание (и его тип)

2Постановка проблемы:

  • *Побуждающий диалог от проблемной ситуации *Подводящий к проблеме диалог *Сообщение темы с приемом для ее принятия

3.Поиск решения

- Если проблема есть:

  • - Если проблема есть:

диалог

  • *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог
  • *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог

- Если проблемы нет:

  • - Если проблемы нет:
  • *Подводящий без проблемы диалог
  • *Подводящий без проблемы диалог

4.Продуктивные задания на воспроизведение знаний


Метод проектов (вид проблемного обучения).

Метод проектов – это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие исследовательской деятельности, создание учащимися конечного результата их собственной творческой деятельности.


Наши проекты

Детская площадка

Парк

Осень в нашем лесу

Окошко в лето


ВЫВОДЫ:

1.Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.

2.Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач.

3.Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.

4.Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.


«Ребёнок не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую следует зажеч ь »