Общая композиция картины троица. Икона Андрея Рублева «Троица» Символика образа


Есть образ единением звучащий,
Всегда непостижимый и родной:
Три странника за чашею одной
Безмолвно говорят о предстоящем.

"Троица" Андрея Рублева – одно из самых удивительных произведений древнерусской живописи. Рублев "взял краски для своей иконы не из сумрачной византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками".

Икона как зеркало Души, окно в иной мир, помогала людям понять основные законы мироздания.

Все едино и неделимо. Единосущность на иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно похожими и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит жезл – символ божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Триединство Святой Троицы открывает зрителю три ипостаси Бога: Отец, Сын и Святой Дух.

Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, изображенному слева, с чертами Бога-Отца, как творца мира. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам, его одежды имеют светло-лиловый цвет – все дает понять, что это первое лицо Святой Троицы. Одежда среднего ангела – это красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса – клав, в таких одеждах иконописцы изображали Христа. Дерево за спиной ангела – мамврийский дуб - как Древо жизни: Сын есть жизнь. Ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета; гора, расположенная за ним, – символ духовного возвышения - это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим.

Очень незаметно, легкими штрихами мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом все ангелы воспринимаются как одно целое, их единосущность постоянно присутствует. Удивительно тонко передана на иконе и нераздельность.

Наклон голов и фигур двух ангелов направлен в сторону третьего, а объединяет их между собой невидимый круг, в который вписаны все три фигуры ангелов, символ вечности, нераздельности. Но жесты рук всех ангелов направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, чаше. Жертвенная чаша – есть центр иконы. Центр, который помогает человеку на земле приобрести свою ось, дает внутреннюю силу и поддержку в понимании своего предназначения через удивительные знаки и символы, которые были понятны нашим предкам, живших в гармонии с природой. И когда мы начинаем видеть внутренним зрением, то есть сердцем, начинают открываться врата в мир иной, более чистый и светлый, не замутненный никакими мирскими проблемами. Мы видим, что три ангела Великого Совета Святой Троицы находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, когда Отец посылает своего Сына на страдания за человечество, и вместе с тем, мы видим готовность Сына пойти на страдания, принести себя в жертву людям.

Осознание величия жертвенной Любви как главной идеи Троицы помогает человеку преодолеть границу между миром земным и небесным. И от того, насколько мы сами готовы к этому Пути, чтобы приблизить себя к божественному, стать немного выше себя прежнего, зависит только от нас самих, ищущих мудрость в этих просветленных ликах, смотрящих на нас с икон.

Цель. Воспитание чувства гордости за Отечество.

Андрей Рублев «Троица»

Воспитание духовно-нравственных качеств.

Задачи. Рассмотреть икону Андрея Рублёва с точки зрения особенностей композиции и цветового решения.

В 2015 году день Святой Троицы будет праздноваться 31мая. Это великий христианский праздник.

Икона «Троица» была написана около 1411 года одним из святых учеников преподобного Сергия Радонежского Андреем Рублёвым (1370-1430) и находится в Москве в Третьяковской галерее. Икона писалась в то время, когда Русь находилась под игом монголо-татар, а русские князья постоянно воевали друг с другом. Не было согласия между ними, что еще больше ослабляло Русь.

Иконописцу удалось достичь впечатления согласия, покоя, гармонии. Ответим на вопрос: как ему это удалось?

Рассмотрим особенности композиции.

На иконе мы видим Трех Ангелов, сидящих рядом. Они склонились друг к другу. Боковые фигуры равноудалены от центральной фигуры.

Такой прием называется симметрия .

Уже с этого момента начинается удивительная красота, наполняющая икону чудодейственным светом.

Дело в том, что у древних народов, в том числе и христиан, число три ассоциировалось с кругом – символом жизни.

Повторяемость формы круга мы видим:

    вокруг ликов Ангелов (круги-нимбы),

    в жертвенной чаше,

    в круге на столе, образованном коленями Ангелов.

Перейдем к цветовому решению иконы.

Начнем с того, что всё мироздание древние народы делили на два мира:

мир Бога и мир Человека.

Эти 2 мира противостоят друг другу и в христианском религиозном искусстве. Каждому этому миру принадлежат свои предметы, числа, цвета. Поэтому не случайно выбраны иноком Андреем цвета на иконе.

В одеждах всех Ангелов встречается синий цвет . Синий означал божественность, веру, верность.

Хитон центрального Ангела коричневого цвета.

Коричневый хитон может быть только на Ангеле, который воплощает в себе божественное и земное начало, т.к. коричневый – это смесь синего (божественного) и красного (земного цвета).

Красный – земной человеческий цвет означал огонь, смелость, честность, красоту.

Центральный Ангел - это Иисус Христос, сын Бога и земной женщины Марии.

Он Бог-Сын и принадлежит двум мирам: Божественному и человеческому.

Хитоны боковых Англов синие. Они принадлежат божественному небесному миру.

Левый Ангел в розовом плаще . Розовый – это белый и красный.

Белый цвет – это безгрешность жизни, чистота, мир, правда, добро.

Красный – земной цвет. Этот Ангел - создатель земного мира.

Он Бог-Отец.

Правый Ангел в зелёном плаще.

Зелёный - цвет неувядающей молодости в каждом человеке.

Это Бог - Святой Дух.

За спиной Бог Отца возвышается здание, еще одно указание на то, что именно его волей с чистыми, безгрешными помыслами сотворён МИР.

Над Богом Сыном мы видим вечнозеленое дерево. Вечнозеленое дерево – символ вечной жизни, данной человечеству Иисусом Христом, принявшим смерть за всех нас.

Над Богом Святым Духом мы видим гору (символ высоких помыслов), уходящую в небесные выси, откуда нисходит на нас Святой Дух.

Сияют золотом венцы над головами Ангелов, их крылья тоже золотые. Золотой цвет у древних христиан - это символ Вечного Бога.

Лики Ангелов похожи, т.к. они представители единого Бога. И все-таки они разные, т.к. выражают разные особенности единого Бога:

    Бог Отец – создатель, основа всего,

    Бог Сын – воплощение совести, готов пожертвовать собой ради Человечества,

    Бог Святой Дух. Каждый человек жив силой духа, которая в нем есть.

На иконе изображен момент, когда Бог Сын продемонстрировал готовность пострадать за Человечество и благословил чашу со своей кровью, которая будет пролита в будущем.

Вывод.

Иконописцу с помощью симметрии, повторяемости формы круга и цветового решения удалось достичь впечатления согласия, покоя, гармонии.

Образы трех прекрасных Ангелов всем своим обликом выражают просветленную доброту, умиротворение, одухотворенность мысли. Вместе Ангелы воплощают духовное совершенство, к которому должен стремиться каждый человек

Возникла в Византии и не имела поначалу самостоятельного значения. Эта иконография получила окончательное осмысление в древнерусском иконописании. Образцом подобной иконографии служит совершенная и по богословию и по своим художественным достоинствам икона преподобного Андрея Рублева . Икона написана предположительно в 1423 — 1427 годах для иконостаса Троицкого собора Лавры преподобного Сергия показана на рисунке 1.

На иконе нет Авраама, Сарры и слуг, приготовляющих трапезу. Слева вверху показан лишь его дом. Справа ближе к центру нарисовано дерево.

Рис. 1. Изображение иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева. Троица Рублев Андрей Школа или худ. центр: Москва Ок. 1411 г. 142 × 114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия . Икона написана предположительно в 1423 — 1427 годах для иконостаса Троицкого собора Лавры преподобного Сергия. Основанием для иллюстративного описания места события иконы явился текст из книги «Бытие» : «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр во время зноя дневного» (т.е. рядом с домом в тени растущего неподалёку дуба). Поэтому элементами иконы являются древо, дом и скала (как указание на пустынное место). Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Центральное место отведено трем крылатым Ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья, характерное изображение стоп ног, палаты (дом Аврама), древо и горка на заднем плане — все это образует своеобразный композиционный круг. И выражение ликов Ангелов, и гармоничное единство всех элементов иконы, и ее колорит доносят до предстоящего перед образом ощущение покоя, Божественной упорядоченности и согласия. Это мир, где нет места хаосу.

Икона являет уже не сцену посещения Господом Авраама и Сарры, а предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия — Бога Слова, для спасения человечества от вечной смерти.

В центре иконы помещена стоящая на столе, а правильнее сказать — на престоле, чаша , с головой жертвенного тельца . Левый Ангел благословляет чашу правой рукой, центральный также совершает благословляющий жест (над чашей), который одновременно можно истолковать как жест нисхождения в саму чашу, а правый Ангел со склоненной головой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающееся на таинственном и непостижимом для людей совете Святой Троицы.

Традиционно считают, что облаченный в синий хитон и вишневый гиматий с клавом центральный Ангел символизирует собой Иисуса Христа.

На некоторых поздних повторениях рублевской иконы изображали даже крестчатый нимб вокруг головы центральной фигуры.

Однозначно сказать о том, кого именно из Лиц Святой Троицы представляют фигуры Ангелов, нельзя. Есть весьма распространенное и убедительно обоснованное мнение, что центральный Ангел символизирует и Бога Отца и воплощенного Богочеловека Иисуса Христа одновременно. К примеру, Ю. Малков в статье «Святая Троица преподобного Андрея Рублева» пишет: «…с достаточной уверенностью можно утверждать, что преподобный Андрей, стремясь передать неразрывное единство Ипостасей при обязательном Их различении, не мог не отразить в своей иконе… нераздельность-неслиянность . При этом он, в соответствии со всей святоотеческой традицией, сознательно представил образ Отца через образ Сына — по евангельскому слову: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1. 18)». Более того, Рублев, смог непосредственно иконографически-художественными средствами выразить эту символическую традицию восприятия Сыновнего образа как «замещающего» образ Отца, что, естественно, всегда подразумевалось православным сознанием…».

Стоглавый Московский собор 1551 года дал следующее определение по поводу подобных икон: «У Святой Троицы пишут перекрестье ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых писмах и в греческих подписывают «Святая Троица», а перекрестье не пишут ни у единого. А иные подписывают у среднего «IС ХС Святая Троица». И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, а подписывать «Святая Троица». А от своего замышления ничтоже претворяти (А от своих представлений ничего не дописывать)».

КОММЕНТАРИЙ:

Отметим несколько характерных особенностей для иконописи вообще, и для этой иконы, в частности .

«Первый пример отличия стилистики иконы от реалистической картины — изображение гор на православных иконах. … Горки на иконах имеют лещадки — своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы для подлинного духовного восхождения — восхождения не к безликому абсолюту, а к личностному и Единому Богу .

Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины — это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы и, например, рельсы на картине сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.

Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке — идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний . И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное — изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, — нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые …..

Рис. 2. А — пример прямой перспективы, В — пример обратной перспективы.

Отличие третье. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней . Икона светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов…»

Совместим изображение Иконы – Троица с матрицей Мироздания. На рисунке 3 показан результат такого совмещения. Из других наших работ, посвященных иконописи, и опубликованных на сайте мы уже знаем, что Каноном или правилом для написания икон для древних мастеров была матрица Мироздания. Причем именно при совмещении изображения иконы с матрицей открывался сакральный или тайный смысл исследуемой иконы.

Рис. 3. На рисунке показан результат совмещения Иконы Андрея Рублева — «Троица Ветхозаветная» с матрицей Мироздания. Пространство иконы расположилось в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы. В центре иконы показано положение священного символа – «Звезда Давида». Дуговой стрелкой А — показано расстояние от основания Тетрактиса на 4-ом уровне в Верхнем мире матрицы, до основания Тетрактиса на 4-ом уровне в матрице Нижнего мира. Тетрактисы – еще два священных символа, характеризующие место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы. Ключами для совмещения рисунка иконы с матрицей был вертикальный размер чаши — В, над которой простерлась рука среднего ангела в благословляющем жесте — ее вертикальный размер оказался равным половине расстояния между уровнями и второй ключ — С — направление копья в руке правого ангела, которое проходит через центральную позицию 7-го уровня Нижнего мира матрицы. D — Лучи обратной византийской перспективы, указывающие вниз на энергетические статусы пространства матрицы Нижнего мира . Боковые стороны иконы проецируются на 5-ый уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы. Из анализа положения чаши в матрице следует основной сакральный смысл иконы Троица. Так как основание чаши стоит на вершине пирамиды Верхнего мира, а голова жертвенного тельца в чаше совмещается со средней позицией 3-го уровня Нижнего мира матрицы, то это означает, что Мир Горний (Высший) жертвует Собой для одухотворения Нижнего материального мира. При этом копье правого ангела указывает на значимость 7-го уровня Нижнего мира матрицы. Кисть правой руки правого ангела опущена пальцами вниз и указывает также на Нижний мир матрицы. Остальные детали иконы и их места совмещения с матрицей Мироздания хорошо видны на рисунке.

Практически все детали иконы несут смысловую нагрузку и хорошо совмещаются с матрицей мироздания.

Из результатов наших исследований совмещения Иконы «Троица» с матрицей мироздания может быть сделан вывод, что Андрей Рублев, создавший эту икону, был посвящен в тайны Царствия Небесного!

Икону также можно рассматривать в качестве Священного символа, передающего эти знания. Причем собственно матрица мироздания и является Каноном, о котором мы говорили выше.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта .

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет - Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Дополнительный материал :

«На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, И сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего; И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошого, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Подробности жизненного пути Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Все же, тщательные исследования историков древнерусского искусства позволяют предполагать, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого он и написал свой шедевр. Вспомним, что и основатель монастыря, Сергий Радонежский, и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей, их борьбу с монголо-татарским игом. Но не прошло и полувека после Куликовской битвы, в которой соединенные русские силы разбили орду Мамая, как московская Русь оказалась на пороге кровавой феодальной усобицы. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь - вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного - прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы - «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890-1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение - «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу - явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего;

И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошаго, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца - прообраз агнца новозаветного. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» - «залог жизни будущей». П родолжение »

Единство мудрости,красоты и человечности- основной мотив творчества АР,хотя с др.стороны это самая высокая цель иск-ва,достичь которую удается редко кому. Вершиной Творчества АР и всего древнерусского иск-ва можно считать «Троицу». С огромной глубиной,силой выразил в ней мастер языком цвета,линий,форм,теней своё худож. кредо и сущность философ-религиоз.сознания чел-ка ДР во времена расцвета ее духовной культуры. По словам одного исследователя, в иконе не чувствуется действия,есть только неподвижное созерцание и три души,особая тишина пронизывает икону.

Ангелы слегка обращены друг к другу,но они не мешают друг друг и не разлучаются;они находятся в единстве,которое основано на любви.Тихая гармония Троицы вовлекает верующего в особый мир. Для чел-ка СВ Троица- это глубокий худож.образ откровения триединого Бога и символ Евхарстии(чаша с головой агнеца- средневековый символ евхаристической жертвы).

Для русских людей к.14-н.15вв. идея триединого бога была важна не только сама по себе,но и как символ общего единства и единения:небесного/земного,духов/материал,Бога/чел-ка,наконец,людей м/у собой.Это символ уничтожения вражды и разногласий,символ идеала бесконечной всепобеждающей любви.Не случайно икона написана в память Сергия Радонежского-борца за единство рус.зесель,ведь он один из вдохновителей объединения Руси вокруг Москвы.

Еще в этой иконе воплощен идеал чел-ка ДР: мудрого,добродетельного,нравственного;чел-к,который способен ксамопожертвованию,он духовно и физически прекрасен;выражена мечта каждого чел-ка о всеобъемлющей любви.

Сложно и глубокое духовное содержание Троицы,как и других произ-й АР,гениально выражено им с помощи линии,цвета,формы. Для худож.языка АР характеры ясность форм,гармоничность,просветленность,мягкий лиризм, задушевность,особая чистота цвета и музыкальность линий.

Структурную основу композиции Троицы,как и ряда других изображ-й АР,составляет круг. От главное круга, образуемого силуэтами крайних ангелов и в центре которого помещена евхаристическая чаша,ритмические круговые движения расходятся по всей иконе,создавая прочное единство всех элементов композиции. Очерки голов,нимбов,волос,подбородков,бровей,крыльев выполнены округлыми линиями. Круг- с древности, символ совершенства и единства.Это значение он сохр. и в изобр-ях АР,но под его кистью система круговых и параболических линий наполняется особым,не выразимым словами худож.богатством.

Краски Троицы- редчайший пример ярких цветов,объединенных в тонко прочувствованную гармонию взаимоотношений,построенная на сочетании легких оттенков розово-сиреневых, серых, золотистых, желтых. Небесный яркий голубец лазури был любимым цветом АР, и он умел очень тонко построить на его основе всю цветовую гамму,подчеркнув его глубокую худож.символику. Фигуры преображены легким сиянием,которое они излучают. Творчество АР оказало сильное влияние ивописцев ДР. Мастер Троицы стал образцом,каноном для русской иконописи 15-16в,что означало не только признание его гениальности современниками и ближайшими потомками,но и завершения периода активного развития древнерусской живописи.

Даже беглый взгляд на его искусство показывает, насколько глубока, философична была живопись, отражавшая основные тенденции древнерусского искусства. Таких высот духов­ности русской живописи уже не суждено будет достичь никогда. Да, собственно, таковым, безусловно, является «Троица» Рублева. Любое великое искусство преодолева­ет не только временные, но и пространственные границы.

19. ТВОРЧЕСТВО ДИОНИСИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ЕГО ЭПОХИ. Уже такой талантливый последователь Рублева, как Дионисий - третья крупнейшая фигура в древнерусском искусстве,- увлекшись, как справедливо отмечал В. Н. Лазарев, художественным языком своего кумира, утратил что-то от его глубокой содержательности. Дионисия отделяет от Рублева по­чти целое столетие. За это время существенно измени­лись и социально-политическая ситуация на Руси, и ду­ховная атмосфера. На смену идеалам Сергия Радонежско­го, которыми жил Рублев, пришли новые идеалы «осифлян» - последователей Иосифа Волоцкого, высоко це­нивших роскошные церковные украшения, культовое искусство в целом. И хотя с ними еще активно и не безрезультатно боролись «нестяжатели» во главе с высо­кодуховным подвижником Нилом Сорским и его последо­вателями, искусство ориентировалось на тех, кто его ак­тивно поддерживал, то есть на Иосифа Волоцкого и его сторонников.

Известно, что Дионисий был близок к Иосифу, а по­следний высоко ценил искусство Рублева и благосклонно относился к Дионисию.

Было бы, однако, неверно утверждать, что искусство Дионисия - это шаг назад по сравне­нию с Рублевым. Понятия «вперед-назад» вообще не­приемлемы для оценки искусства. Как Рублев не был шагом „перед по сравнению с Феофаном, но шагом со­всем в ином направлении, так и Дионисий- не отступление от высоких достижений Рублева, но движение в другом, актуальном для его времени направлении.

«В искусстве Дионисия много одухотворенности, нрав­ственного благородства, тонкости чувства, и это связывает его с лучшими традициями Рублева»,- писал М. В. Алпа­тов. Однако живопись Дионисия уже нельзя так же безоговорочно назвать философией в красках, как искус­ство Феофана или Рублева; точнее это эстетика в красках. Его не так непосредственно волновали глубинные миро­воззренческие проблемы своего времени, как его знамени­тых предшественников. Не самая сущность духовно-религи­озных исканий, не поиски умонепостигаемой истины, но формы ее выражения в культе и обряде занимали умы многих современников Дионисия, и он активно отклик­нулся своим творчеством на эту эстетическую потребность времени.

Предельная эстетизация культа и всей духовной куль­туры - характерное явление второй половины XV - на­чала XVI века. Высокого развития достигает в этот пери­од церковное пение. При этом намечается явная тенден­ция к его повышенной эстетизации. В словесности про­цветает утонченная эстетика, активно проявившаяся во введенном еще Епифанием Премудрым стиле «плетения словес». Живопись не осталась в стороне от общего движе­ния художественного мышления времени. Лучшим и са­мым высоким образцом в этом плане является творчество Дионисия.

Среди главных специфических особенностей его худо­жественного мышления следует в первую очередь назвать утонченную красоту, лиризм и музыкальность. Духовные ценности предстают у Дионисия в зеркале тончайших движении поэтического чувства, воплощенного в музыке линий и цветовых отношений.

Из мастерской Дионисия вышло большое количество икон, некоторые из них сохранились до нашего времени и дают ясное представление о стиле и характере его живописи. Из росписей история донесла до нас только один, зато полностью сохранившийся цикл- живопись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Это одна из последних работ мастера, выполненная первые годы 16 столетия совместно с учениками. Общий замысел, композиции,прориси фигур и выбор

цветового решения явно принадлежат самому Д и дают возможность почувствовать особенности его худож.языка.

Даже беглый взгляд на его искусство показывает, насколько глубока, философична была живопись, отражавшая основные тенденции древнерусского искусства. Таких высот духов­ности русской живописи уже не суждено будет достичь никогда.Любое великое искусство преодолева­ет не только временные, но и пространственные границы.