Профессия ландшафтный дизайнер. Что такое ландшафтный дизайн


Ландшафтный дизайн – это искусство, состоящее из: архитектуры, ботаники, истории культуры и философии.
Мир несет много стресса, особенно в больших городах: бесконечные потоки машин. Толпы людей. Все куда-то спешат, всем что-то надо. И только в метро в 8 утра мы синхронно спим стоя. Приходя домой в улей под названием «многоэтажка» мы мечтаем о своем уютном домике. Встречающий пёс у калитки, уютный тихий дворик. Ну и, конечно же, сад, где можно посидеть, набраться сил, и отдохнуть. Последнему уделим отдельное внимание.
Для начала необходимо подобрать стиль сада. Стилем в ландшафтном дизайне называется трактовка основных правил планировки сада, оборудования, тип мощения, растительность, сама форма и дизайн сада, и многое другое. Сады делятся на 2 основных, базовых, стилях: формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный).
Формальный стиль появился в конце XVII века при Людовике XIV и был неотъемлемым атрибутом при дворцах и замках. Стиль основан на правилах симметрии при закладке, поэтому прекрасно подойдет к особнякам, или поместьям. Отличный способ подчеркнуть торжественность, величие.
Ландшафтный дизайн требует меньше территории, предусматривает свободную планировку размещения строений и растений. Более того, время и культура внесли свои корректировки, что позволило появится на свет целому множеству стилей, построенных по географическому принципу:
Английский стиль. Появился в противовес французскому. Главным правилом которого – казаться природным, естественным. Но при этом предусматривается возможность исправления ландшафта. Объекты разные по величине и форме, создают впечатление равновесия в природе. Извилистые дорожки. Цветов мало, в основном сад имеет более практичную сторону: фруктовые деревья, лечебные травы. Поздней эти сады набрали огромную популярность в США.
Итальянский стиль. Создается по законам регулярного стиля. Характерен для участков малой площади. Изгородь приукрашается зеленью: так называемые «зеленые комнаты», что создает прекрасную обстановку нахождения в саду даже на очень маленькой площади. В середине главным атрибутом является фонтан или скульптура. Мощеные дорожки, патио, все это переносит нас в эпоху ренессанса.
Японский стиль. Бывает разных видов: сад камней, мхов, деревьев, времен года, и другие. Японским садам характерны вода, скамейки, мостики, каменные светильники, разные приспособления, характерные для восточного региона.
Модерн. Принципиально новый стиль, в котором много свободного пространства. Отсутствуют прямые углы, украшения. Сад разделен на зоны, центром которого — сам дом. Прямые линии, простые ограждения, контрастные цвета. Также особенностью стиля является повторяемость мотивов: некоторые элементы могут многократно встречаться в разной форме.

Профессия дизайнера ландшафтов предполагает нечто большее, нежели уход за садом. Прежде чем остановиться именно на этой специальности, следует точно определить, чем именно занимается дизайнер ландшафтов, какими качествами и способностями он должен обладать и на что он может рассчитывать в будущем?

Еще совсем недавно существовало четкое разделение ландшафтных объектов на масштабные озелененные места общественного пользования (парки, скверы, аллеи и т.д.) и частные владения сравнительно небольших размеров. Для обустройства парков и скверов привлекались дендрологи, озеленители , архитекторы и инженеры. Дачными же участками и придомовыми территориями, как правило, занимались их владельцы-садоводы, которые стремились сделать площадь не столько красивой, сколько полезной.

Однако времена изменились, и сегодня благоустройством ландшафтов (как больших, так и маленьких, как общественных, так и частных) занимается специалист, который разбирается и в архитектуре, и в инженерных коммуникациях, и в дендрологии, и в растениеводстве. Ландшафтных дизайнеров стали приглашать как крупные предприятия для облагораживания мест общественного пользования, так и владельцы небольших участков, которые поняли, что придомовая территория должны быть не только полезной, но и красивой.

Профессия дизайнера ландшафтов предполагает нечто большее, нежели уход за садом. Специалист по дизайну - это не только профильное образование, но и множество личностных качеств, которые позволят ему достичь успехов в карьере. Прежде чем остановиться именно на этой специальности, следует точно определить, чем именно занимается дизайнер ландшафтов, какими качествами и способностями он должен обладать и на что он может рассчитывать в будущем?

Кто такой ландшафтный дизайнер?

Специалист, занимающийся обустройством (облагораживанием) садовых, парковых и приусадебных участков. Он умеет сочетать простоту с прекрасным, создавать функциональные и гармоничные зоны отдыха, скрывать изъяны ландшафта и подчеркивать архитектурный стиль здания с помощью всевозможных элементов декора.

Название профессии произошло от немецкого landschaft (вид местности, образ края) и английского design (проектировать, чертить). То есть, в самом названии скрыта основная задача любого ландшафтного дизайнера - разработка проекта по благоустройству той или иной местности.

Изначально озеленением замков и дворцов занимались садовники, которые ухаживали за зелеными насаждениями королей и вельмож. Но с течением времени это искусство переросло в нечто большее, чем садоводство и уже в двадцатом веке ландшафтный дизайн приобрел массовый характер.

Причиной выделения садовников в отдельную более узкую специализацию послужил период индустриализации в Германии и Англии, где производства начали переполнять города, поэтому люди занялись масштабным облагораживанием аллей и парков.

Ландшафтный дизайн в том виде, к которому мы все привыкли, включает в себя сразу три направления:

  • инженерное (проектирование, архитектура, строительство) - специалисту по ландшафтному дизайну не нужно быть инженером, однако при проектировании систем коммуникаций и освещения, знания из этой области позволят функционально правильно разместить тот или иной элемент
  • биологическое (растениеводство, ботаника) - ландшафтный дизайнер не садовник и не занимается высадкой растений, но он непременно должен знать периоды цветения, особенности роста, какие растения могут сочетаться друг с другом, а какие нет;
  • историческое (история культуры, философия) - познания в истории позволяют с легкостью выявить архитектурный стиль здания и грамотно дополнить/подчеркнуть стилистику сооружений и ландшафтные особенности местности .

В обязанности квалифицированного специалиста входит множество функций:

  • определение предпочтений заказчика;
  • выявление особенностей ландшафта: размер, тип грунта, климатические условия, наличие подземных вод и пр.;
  • проектирование дизайна территории на основе имеющихся данных и с учетом стиля здания, вокруг которого планируется благоустройство;
  • разработка систем коммуникации: водоотлив, канализация, отстойники и пр.;
  • озеленение участка и создание оросительной системы;
  • размещение осветительных приборов и декораций.

Какими личностными качествами должен обладать ландшафтный дизайнер?

Специалист по дизайну - в первую очередь, человек, обладающий творческим мышлением. Именно этот фактор позволяет подходить к работе креативно, создавая уникальные пейзажи. Кроме того, ландшафтный дизайнер должен обладать такими личностными качествами:


Еще одним важным умением ландшафтного дизайнера является знание специальных компьютерных программ для разработки дизайн-проектов (AutoCad, 3ds Max). Он также должен уметь хорошо рисовать, чтобы подготавливать зарисовки проектов и, при необходимости, корректировать их в процессе работы.

Преимущества профессии ландшафтный дизайнер

На сегодняшний день профессия ландшафтного дизайнера достаточно востребована. Квалифицированные специалисты могут рассчитывать на трудоустройство в строительных компаниях, которые занимаются возведением офисных зданий и коттеджных поселков, а также в студиях дизайна и архитектуры.

Заработная плата колеблется в пределах 25-60 тысяч рублей (при этом талантливый дизайнер, успевший зарекомендовать себя на рынке, может быть задействован в больших проектах с оплатой до 300 000 рублей).

У специалистов по ландшафтному дизайну прекрасные перспективы для работы на "вольных хлебах", что позволяет специалисту самостоятельно регулировать:

  • количество заказов;
  • уровень оплаты;
  • рабочий график;
  • количество и персоны помощников.

Недостатки профессии ландшафтный дизайнер

Самым главным недостатком профессии ландшафтного дизайнера является тот факт, что молодым специалистам, которые только окончили ВУЗ, не всегда легко выгодно трудоустроиться. Это обусловлено тем, что большинство компаний стремится сотрудничать исключительно с опытными людьми.

Единственная возможность заявить о себе и получить "выгодное" место - сформировать хорошее портфолио с оригинальными идеями. Кроме того, начинающий дизайнер может получить место помощника специалиста, чтобы почерпнуть необходимые практические навыки и в дальнейшем работать самостоятельно.

Работа ландшафтного дизайнера - это, прежде всего, удовольствие, которое человек получает от реализации собственных задумок. Тем не менее, она не предполагает карьерного роста. Здесь все зависит только от опыта, желания и навыков специалиста.

Также при выборе этой профессии нужно учитывать сезонность спроса на услуги (как правило, летом густо, а зимой - пусто) и необходимость выполнения грязной работы (например, при обустройстве альпинария или клумбы).


Где можно получить профессию ландшафтный дизайнер?

Чтобы стать дизайнером ландшафтов , не обязательно получать профильное образование в высшем учебном заведении. Большой популярностью

Садово-огородных культур), ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой , зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.

История

С древних времён сады являлись традиционной формой организации окружающего пространства с помощью зелёных насаждений. Особую популярность они получили при дворах правителей и вельмож стран Востока. Далее садоводство как искусство распространилось практически повсеместно. При этом долгое время важную роль играла утилитарность садоводства (потребление фруктов и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов. Но ни фруктовые деревья, ни цветы не имеют столь широкого распространения в современном ландшафтном дизайне, особенно в его современной урбанистической форме. Ландшафтный дизайн - понятие собственно XX века. Термин возник в Западной Европе, в первую очередь в густонаселённых и индустриально развитых странах: Великобритания, Германия, где массовая индустриализация и рост пригородов быстро привели к давлению на окружающую среду.

Основные положения

  • Простота
  • Удобство и практичность

Проектирование и планировка участка

Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:

  • Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.
  • При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.

Компоненты ландшафтного дизайна

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:

  • Сами здания , формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого - сгладить неестественность геометрически правильных конструкций , смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор , замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.
  • Газонное покрытие, формируемое разного рода травами .
  • Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад , клумба , рабатка и т. д.)
  • Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска , светильник, свечи и т. д.)

Зелёные насаждения

Зелёные насаждения -это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории

Основа и главный фон всех насаждений ландшафтного дизайна - газон или газонное покрытие. Различаются:

  • Английский газон - составлен из осоки и родственных злаковых трав; имеет правильный, подстриженный, но несколько неестественный вид, быстро «надоедает» глазу, больше подходит для индустриально-деловых и профессионально-спортивных секторов.
  • Мавританский газон - в его состав, помимо трав, входят и полевые цветы, имеет асимметричный и довольно яркий, нарядный вид, косится лишь пару раз в год, больше подходит для застроек частного сектора с индивидуальной планировкой для рекреационно-развлекательных целей.

Деревья

Дерево - это связный ациклический граф. Связность означает наличие путей между любой парой вершин, ацикличность - отсутствие циклов и то, что между парами вершин имеется только по одному пути.

Кустарники

Кустарники - это растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. Обычно кустарники растут в засушливых и жарких районах, и поэтому у многих из них мелкие и жесткие листья, из которых не так быстро испаряется влага, и корни, уходящие глубоко в землю, способны добывать воду из самых нижних слоев почвы, где она сохраняется во время засухи.

Вода

Водоёмы

При создании водоема особое значение играют материалы, из которых он изготовлен. Можно выделить гибкие изоляционные покрытия и жесткие формы, отличающиеся друг от друга сроком службы, технологией установки (укладки) и дальнейшей эксплуатации. В качестве основных материалов для создания водоемов используют:

  • полиэтилен;
  • стеклопластик;
  • пленку из ПВХ;
  • бутилкаучуковую резину.

Пруды из полиэтилена отлично подходят для создания декоративного водоёма небольшого размера и объёма (130-4200 л). Жесткие формы из пластмассы удобны в установке и устойчивы к вредному воздействию УФ-лучей и низких температур. Срок службы таких прудов более 10 лет. В качестве недостатка выступает неравномерная толщина стенок (неравномерность зависит от применяемой при изготовлении технологии и соблюдения производителем контроля качества готовой продукции).

Пруды из стеклопластика идеально подходят для создания водоёмов небольшого объёма (от 350 до 1200 л). В установке они также просты, как и формы из пластмассы, но они более устойчивы к вредному воздействию окружающей среды. Срок службы таких форм до 30 лет. К достоинствам пруда из стеклопластика можно отнести возможность его ремонта и выбор разных цветов при изготовлении. Встречаются пруды из стеклопластика и большего размера (до 4000 л), но их установка требует высокого уровня профессионализма.

Пленка из ПВХ отличается тем, что с помощью данного материала можно создать водоём любой формы и любого размера. Для прудов площадью менее 15 кв.м. и глубиной не более 0,7 м используется плёнка толщиной 0,5 мм. Для водоёмов большей площадью и глубиной до 1,5 м используется плёнка толщиной 1 мм. Срок службы - не менее 10 лет, пленка подлежит ремонту.

Бутилкаучуковая резина (EPDM мембрана) - материал сходен с пленкой ПВХ, но имеет более высокие показатели по прочности и надёжности. Особенно идеально подходит для создания водоёмов большого размера. Срок службы 10-30 лет, ремонт осуществляется с помощью специальных лент и клеёв. Сейчас стало модно устраивать искусственные водоемы в саду. Любой даже не большой водоем привлекает к себе внимание и делает сад неповторимым. Как правило водоем украшают естественным камнем. А также вокруг водоема садят многолетние растения, которые создают плавный переход от газона к воде. Летом водоем является источником свежести и охлаждающей влажности воздуха. Поэтому он притягивает к себе человека. Чтобы пруд выглядел хорошо нужно тщательно подобрать растения, которые создадут тень для водоема, не давая ему перегреваться.

Ручьи и каскады

Ручей - небольшой водоток, обычно шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Обычно длина ручья не превышает несколько километров, а глубина редко превышает 1,5 метра. Скорость ручьёв как правило достаточно велика (несколько метров в секунду).

Фонтаны

Фонтан - (итал. fontana, от лат. fons, fontis - источник, ключ) - сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Фонтаны были излюбленным украшением городских площадей в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии. В 16-18 вв. создавались грандиозные системы фонтанов на виллах и дворцово-парковых комплексах. Современным фонтанам придается декоративный характер, который усиливается электрической подсветкой и музыкой в вечерние часы (Барселона).

Садовые аквариумы

Садовый аквариум - это современное решение для ландшафтного дизайна. Садовым аквариумом является небольшой искусственный водоем правильной геометрической формы, предназначенный для выращивания декоративных и промысловых рыб (карпов кои , карасей, осетров и др.) и любования ими. Площадь водного зеркала составляет от 5 до 15 м2, глубина от 150 до 250 см. Дно устраивается с конусным уклоном примерно 5° к месту расположения донного слива. Садовый аквариум может иметь стеклянные грани для наблюдения за рыбами и место для кормления рыбы.
Так как садовый аквариум предназначен для разведения рыб, к качеству воды предъявляются повышенные требования. Необходимо использовать Уф-лампы для обеззараживания воды, прудовые фильтры или полноценные системы фильтрации воды соответствующие размерам водоёма.

Малые архитектурные формы

Понятие малых архитектурных форм (коротко МАФ) возникло давно, и под ним понимают сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы внешнего благоустройства, дополняющие основную застройку населённых мест. К МАФ относят светильники наружного освещения (или как их сейчас модно называть - ландшафтные светильники), садово-парковые сооружения, фонтаны, обелиски, мемориальные доски, городскую уличную мебель, урны и т. д. К современным малым формам при производстве и покупке предъявляются следующие требования:

  • Экономичность. Оценивается дешевизна малых архитектурных форм, это требование экономического характера.
  • Эстетичность МАФ. Они должна учитывать архитектурные, композиционные, художественные закономерности пространства городской среды.
  • Безопасность малых форм, то есть они должны обладать низкой травмоопасностью.
  • Функциональность МАФ. Заранее должны быть определены габариты, подбраны материалы, разработаны определённые конструктивные решения с учетом назначения и возможных особенностей использования малых форм.
  • Технологичность МАФ. То есть должны быть учтены особенности применяемых материалов и технологии процесса изготовления.
  • Ещё можно назвать универсальность малых форм. В них должен быть минимум деталей, чтобы эти изделия могли собрать даже не подготовленные люди.

Организация освещения

Создание ландшафтного освещения начинается с плана участка где указываются все размеры и наносятся: часто посещаемые места (зоны активности), точки привлечения внимания (интенсивно освещенные участки), места которые должны быть подсвечены (дорожки, ступеньки, мосты, лавочки), точки питания электроэнергией.

Существуют несколько основных приемов ландшафтного освещения:

  • подсветка сверху вниз
  • подсветка снизу вверх
  • подсветка путей (пешеходные дорожки, подъездные пути)
  • задняя или контражурная подсветка (используется для создания силуэтов, теней)
  • точечное освещение (используется для привлечения внимания)
  • подводное освещение

Другие приемы освещения (например, колыхающиеся «пламя», анимированные проекции) обычно носят декоративный характер, основываются на особенностях ландшафта и ограниченны в использовании.

См. также

Примечания

Литература

  • Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 313 с. - (Строительство и дизайн). - ISBN 5-222-06328-3 - УДК 71(035.3)
  • Доронина Н. Ландшафтный дизайн. - Фитон+, 2006. - 144 с. - ISBN 5-93457-088-9

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ландшафтный дизайн" в других словарях:

    ландшафтный дизайн - Проектирование фрагментов архитектурно ландшафтной среды в целях их наилучшего приспособления к потребностям человека … Словарь по географии

Ландшафтный дизайн придет на помощь не только для того, чтобы придать более привлекательный внешний вид приусадебному участку, но и станет отличным способом значительно увеличить его стоимость. Это настоящее искусство, которое полностью преобразит сад и сделает его пригодным для отдыха после трудного дня всей семьей. Кроме этого будет возможность принимать в нем гостей и устраивать всевозможные празднества.

Видео — что из себя представляет ландшафтный дизайн

Что такое ландшафтный дизайн

Включает в себе огромное количество изменений:

  • возведение всевозможных малых архитектурных форм утилитарного либо же декоративного характера;
  • , а также дорожек;
  • озеленение (цветники, газоны, альпийская горка) и многое другое.

Подобными вещами должны заниматься только специалисты, и даже самые сумасшедшие проекты будут вполне осуществимы. Неопытным садоводам-любителям зачастую трудно разобраться во всех нюансах предстоящей работы, ведь существует инженерная, а также ботаническая аспекты ландшафтного дизайна.

Основные требования к разработке дизайна

Для начала стоит составить проект, который должен до мельчайших подробностей учитывать все особенности будущего строительства. Необходимо составить точный план зеленых насаждений, учитывающий их быстроту роста, вид грунта, его кислотность и т.д. После этого идут работы по внедрению , а также освещения.

Разнообразие стилей и их характеристика

Ландшафтный дизайн является одновременно и работой, и в то же время настоящим искусством. Он может полностью отображать стиль хозяина сада и быть источником его вдохновения. Существует несколько самых распространенных стилей:

  • пейзажный;
  • японский;
  • классический;
  • деревенский.

Все они существенно отличаются друг от друга и имеют свои «изюминки». Например, пейзажный стиль характеризуется плавными переходами и линиями, а при его обследовании будет казаться, что все это было создано самой природой.

Сад в японском стиле полон символов, которые отображают вкусы его владельца. В участвуют разнообразные миниатюры, выполненные из камня, гальки, карликовых растений, а также мха.

Классический стиль появился еще во времена Римских императоров и характеризуется своей строгостью в комплексе с правильными линиями и формами. Он не перегружен мелкими деталями и одновременно крайне изящно смотрится.

Деревенский стиль на первый взгляд кажется неухоженным, но поразил многих своей практичностью. Неприхотливые, а также яркие цветы, виноград и различные могут создать настоящий райский уголок.

Выбирая стиль для сада, следует руководствоваться только собственными предпочтениями. Тогда он станет превосходным , а также наполнит дом красотой и гармонией.

Введение

Дипломная работа разработана по теме "Благоустройство и озеленение загородного участка. Малые архитектурные формы для искусственных водоемов"

Актуальность данной работы обусловлена высокой популярностью и востребованностью ландшафтного дизайна. В работе использованы современные материалы в области проектирования различных в функциональном отношении объектов.

Данная работа посвящена ландшафтному проекту, созданному в процессе учебного дизайн-проектирования.

Целью работы является анализ и обобщение разработанного ландшафтного дизайн-проекта по благоустройству прилегающей территории загородного дома.

Ландшафтный дизайн

Определение ландшафтного дизайна

Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат -- проект. Вместе с известным из географии термином "ландшафт" ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом. Ландшафтное проектирование - научное направление, создавшееся из художественного синтеза и взаимодействия географии, истории, искусствоведения, философии, городского строительства и т.д. Ландшафтный дизайн включает в себя обустройство городских парков, самих городов, озеленение, садоводство. Перед началом обустройства окружающего пространства любого объекта, будь то дачный сад, или городской парк, нужно знать, что любой ландшафт и каждая отдельная его часть таит в себе не только возможности, но и ограничения.

Необходимо не только выделить основные художественные особенности, но и учитывать естественные законы развития ландшафта.

Создание ландшафта и способы формирования его композиции, прежде всего, зависят от природных условий: климата, который создает условия для комфортного отдыха и определяет выбор растительности; рельефа, который обуславливает решения технического и художественного плана (из-за особенностей рельефа формируется природное разнообразие и культурный ландшафт); почвы и растительности - они обуславливают возможности озеленения и т.д.

Именно поэтому оценка геоморфологического состояния почвы и вероятности изменений на раннем этапе работ - обязательное условие для организации правильного дизайна участка. На стадии проектирования должен быть создан подробный анализ ландшафта участка. Должны быть детально рассмотрены все элементы, расположены и на проектируемой территории, и в пограничной территории. Во время процесса надо изучить почву и флору окрестностей. И только выполнив все исследования, можно начать проектирование ландшафта.

Основные принципы ландшафтного проектирования

Выбор "идеи".

Проектирование любого ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. В наиболее известных историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей обязательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителю эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными ландшафтами. Этот прием ландшафтного дизайна позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену картин. Что актуально даже при проектировании маленького участка, т.к. даже будучи ограниченным размером, дизайнер, проводя грамотное зонирование должен придерживаться какой-либо идеи (например, средиземноморского сада или классического французского сада "a la Versaille", но ту важен размер участка), либо сада "natural garden".

Организация пространства.

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:

· планировочных (аллеи, тропинки, площадки и т.п.)

· объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы)

· плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.)

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия.

К ним относятся:

Закон линейной перспективы. Как правило, предметы выглядят лучше, если расположены, либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.

Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Свет и тень.

В ландшафтном дизайне особое значение имеют данные по освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы, но особенно важна их роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. Следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток.

Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей степень оттеняют все особенности формы предметов. Поэтому чтобы использовать эффект от освещения утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу, западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем золотятся и плохо читаются формы. Поэтому обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения, следует спроектировать от наблюдателя на юг и восток.

Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека.

Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления.

Важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.

Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие.

Цвет и свет.

Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном - служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.

Внесение цветового пятна, эффекта "света-тени" может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна - это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы.

Контраст.

Контраст - сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам - по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени.

Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким.

В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11.

При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками - схожесть по плотности кроны и цветению.

Симметрия и асимметрия.

В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов - симметрии и асимметрии.

Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично).

Необходимо разнообразие в ландшафтной архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.

Основные стилевые направления ландшафтного дизайна

Стиль - это, прежде всего использование определенных растительных элементов и сочетание отдельных растений, вид декоративной отделки. Он должен хорошо сочетаться со стилем дома. Выбирая стиль, также надо учитывать и разнообразие моды, национальные особенности, традиции, природные условия земли. Также важны особенности территории, внимательно обдумать детали и позаботиться об экологии.

Различаются формальный (геометрический) и свободный (пейзажный) стили.

Формальный стиль.

Этот стиль в наше время не столь популярен, как раньше. Его характерные черты: строгость линий, регулярность, геометричность форм и участков и симметричность. Подрезание деревьев и кустов придет им различные геометрические формы. Формальный стиль обычно придает территории строгий, благородный вид, ощущение порядка и организации. Но особенно строгий стиль может перерасти в излишнюю помпезность.

Пейзажный стиль.

Создается на востоке, позже распространяется по всей Европе. Особенность стиля - сохранение естественности (гармония дикой природы). Например, наблюдая водоем свободных очертаний, в голову не придет мысль, что это - создание рук человека. Такой ландшафт создавать сложно потому, что изменение необходимо как можно больше приблизить к самой природе. Симметрическое расположение объектов гармонично входит в естественный пейзаж. Свободный стиль придает участку романтичности. На такой территории господствуют свобода и гармония.