Чертеж косоуров лестницы из металла. Лестницы на косоурах прямые и с поворотом


Процесс устройства монолитной фундаментной балки делится на три основных вида работ (как и при устройстве любой другой железобетонной конструкции):

1) вязка арматурных каркасов и сеток балки (армирование),
2) установка опалубки балки и
3) бетонирование балки.

Такая балка получила свое название благодаря тому, что она опирается на фундаменты и служит основанием для наружных стен здания (либо для цоколя, когда нагрузку от стен воспринимают колонны).

Армирование монолитной балки (Бм) .
Изначально заготавливаем арматурные прутья требуемой длины и диаметра (как по чертежу). Вяжем из них пространственные каркасы (рабочая продольная арматура и хомуты из гладкой арматуры (А-I), которые обеспечивают требуемое положение рабочих стержней). Связанные каркасы должны иметь такую длину, чтобы опирание (опорная часть) каждой стороны балки на фундамент было минимум 150 мм.

До того, как установить готовый каркас в требуемое (проектное) положение, проконтролируйте, чтобы арматурные прутья не имели ржавчины. Это недопустимо. При необходимости обработайте арматуру средством от ржавчины (например, “Антиржавчиной”).

Проследите также, чтобы был обеспечен защитный слой бетона со всех четырех сторон монолитной балки (15…25 мм). На фото видно, что под нижние стержни каркаса подкладываются специальные фиксаторы защитного слоя (“стульчики”).

Итак, армирование фундаментной балки выполнено. После финишной проверки размеров и прочности вязки каркасов приступаем к следующему этапу.

Установка опалубки железобетонной балки .

Основные задачи – обеспечить правильную геометрию (высоту, ширину, длину балки), положение в плане и надежность закрепления опалубки. Наша балка имеет скромную высоту в 300 мм, поэтому мы воспользовались листами обычной ламинированной фанеры.

Крепление опалубки должно быть таким, чтобы уложенный бетон не нарушил геометрию балки (не раздул в нижнем, верхнем сечении или середине). В этом нам помогут тяжи (можно использовать обыкновенную гладкую арматуру 6 диаметра), бруски и саморезы.

При большой высоте балки рекомендую с шагом в пару метров поставить боковые подкосы. Лучше лишний раз перестраховаться, чем дать бетону разорвать опалубку и вылиться наружу (тем самым доставив массу хлопот). Не забывайте, что 1 м3 бетона весит 2,65 т.

Остается на опалубке сделать отметки уровня, до которого будем укладывать бетон. Очень практичным решением является закручивание (засверливание) саморезов на нужной высоте через каждые 0,5…1 м. Они и покажут нам уровень бетона (верх монолитной балки).

Плавно мы подошли к основному этапу, ради чего и были выполнены два предыдущих.

Бетонирование фундаментной балки .
Другими словами, укладка бетонной смеси в опалубку.

Заказав миксер с бетоном (автобетоносмеситель), позаботьтесь, чтобы техника могла беспрепятственно подъехать в нужно место. Если обеспечить это невозможно (например, кругом рвы и котлованы), то заранее подготовьте длинный лоток, по которому бетон будет перемещаться из бочки в конструкцию.

При бетонировании фундаментной балки главное – это хорошо провибрировать (проштыковать) уложенную смесь, чтобы исключить образование пустот в теле конструкции. Пустоты внутри балки ослабят ее прочность и несущую способность.

Бетон, уложенный до требуемого уровня (по высоте), остается загладить – убрать неровности по верхней грани (бугры, ямки). Ждем полного застывания бетонной смеси (обычно хватает суток) и снимаем опалубку. Демонтаж опалубки рекомендуется выполнять через трое суток. За это время в нормальных условиях бетон набирает 50% своей прочности. А 100% своей прочности конструкция наберет через 28 суток.

Бетонирование колонн . При высоких колоннах подачу бетонной смеси осуществляют через специальные бункеры, устроенные через каждые 3 м по высоте для устранения расслоения бетонной смеси при ее падении. Бетонную смесь в этом случае уплотняют послойно глубинными вибраторами, пропуская их гибкий вал через отверстия в опалубке, предназначенные для подачи бетонной смеси. При расположении над колоннами балок, прогонов или плит с густой арматурой, затрудняющей подачу бетонной смеси, разрешается бетонировать колонну до установки арматуры этих конструкций.

Для бетонирования слабоармированных колонн применяют малоподвижные бетонные смеси с осадкой конуса 1... 3 см, густоармированных колонн небольшого сечения – смеси с осадкой конуса 6... 8 см с предельной крупностью заполнителя 20 мм.

Перед началом бетонирования колонн в нижнюю их часть укладывают слой пластичного цементного раствора состава 1:2... 1:3 (цемент: песок) толщиной до 100 мм для того, чтобы обеспечить хорошее сцепление бетона колонны с ранее уложенным бетоном фундамента или подколонника. Бетонирование колонн ведут непрерывно на всю высоту независимо от их сечения и высоты.

В процессе бетонирования колонн наблюдают за состоянием опалубки и в случае необходимости прибегают к стягиванию ее дополнительными планками на проволочных скрутках во избежание выпучивания отдельных ослабленных мест.

Укладка бетона в колонны : 1 – опалубка колонны; 2 – арматурный каркас; 3- стяжные планки; 4 – приемный бункер для бетонной смеси; 5 – бадья с бетонной смесью; 6 – секторный затвор; 7 – бетонная смесь

Бетонирование балок, прогонов, плит перекрытий и монолитных покрытий . Непосредственно перед бетонированием очищают от мусора и смазывают щиты и отдельные доски опалубки, укладывают, сваривают или вяжут арматурные стержни, сетки и арматурные каркасы. При бетонировании перекрытий, опирающихся на монолитные железобетонные колонны, к работам по укладке бетона в перекрытие, балки или прогоны приступают не ранее чем через 2 ч после окончания бетонирования колонн.

Этот срок необходим для того, чтобы бетон колонн успел схватиться и дать первоначальную усадку.

Невысокие балки и прогоны (до 800 мм) бетонируют слоями высотой по 350... 400 мм одновременно с плитами. При большей высоте балок рекомендуется бетонировать их отдельно от плит, устраивая по высоте сечения рабочий шов. Смесь при этом укладывают непрерывно, а в случае необходимости сделать перерыв прибегают к устройству рабочих швов.

Укладку бетонной смеси в плиты выполняют сразу на всю высоту, которая обычно составляет в зависимости от требований проекта 100... 300 мм. Смесь укладывают в направлении второстепенных балок, т.е. балок меньшего сечения.

Уплотнение уложенной смеси в балках и прогонах производят глубинными вибраторами с гибким валом или вибробулавами, в плитах – виброрейкой, вибробрусом или площадочными вибраторами, перемещая их за гибкие проволочные тяжи с амортизаторами.

Бетонирование стен и перегородок . Технологию определяют толщина конструкций, их назначение и особенности армирования. В случае стен и перегородок толщиной свыше 150 мм и негустого их армирования бетонную смесь укладывают послойно с толщиной каждого слоя 800... 900 мм и уплотняют ее глубинным вибратором (или трамбуют каждый слой). При высоте стен до 2 м опалубку устанавливают сразу на всю высоту и смесь укладывают через верхний урез опалубки. При большей высоте стен опалубку выставляют с одной стороны на всю высоту, а со стороны подачи смеси – по мере бетонирования, ярусами высотой 1... 1,5 м каждый.

При малой толщине стен (до 150 мм) и густом армировании опалубку выставляют с одной стороны на всю высоту, а со стороны подачи смеси по мере бетонирования, ярусами высотой до 1 м из заранее подготовленных, подогнанных и поданных к месту работы щитов.

Производительность при укладке бетонной смеси в конструкцию определяется способом подачи бетона к месту укладки, видом и особенностями бетонируемых конструкций, их армированием, способом уплотнения бетонной смеси и т. д. Укладка бетонной смеси является заключительной и наиболее ответственной операцией во всем процессе устройства монолитных бетонных и железобетонных конструкций, поэтому поручать ее нужно наиболее опытным студентам, имеющим навык работы с механизмами, электрическими машинами и умеющим, в случае необходимости, пользоваться плотничным инструментом и вязать арматуру.

Укладка бетона в плиты перекрытий: 1 – бетонная смесь; 2 – бадья; 3- арматурный каркас; 4 – стойка; 5 – опалубка прогона; 6 – опалубка плиты

Укладку бетонной смеси в конструкции почти всех наиболее распространенных типов должны выполнять звенья, состоящие из двух бетонщиков 4 и 2 – го разрядов. При этом выработка в смену одного работающего составляет: 17... 30 м бетона, уложенного в массивы и отдельные фундаменты; 3... 34 м3 бетона, уложенного в ленточные фундаменты и элементы каркасных конструкций; 1,3... 12 м3 бетона, уложенного в стены и перегородки.

При укладке бетонной смеси в отдельные конструкции вручную в зависимости от объема конструкций и способа уплотнения выработка в смену, приходящаяся на одного человека, должна составлять 4... 11 м3.

К атегория: Бетонные работы

Бетонирование конструкций

Общие сведения. Перед началом бетонирования проверяют соответствие опалубки проекту, положение арматуры, закладных деталей, геометрические размеры опалубки, ее прочность и устойчивость, наличие приспособлений для безопасного и удобного ведения работ. Результаты проверки оформляют актом.

При укладке бетона на естественное основание проверяют правильность устройства подготовки основания.

Непосредственно перед бетонированием очищают опалубку от грязи и мусора, ликвидируют все зазоры и неплотности опалубки. За час до укладки бетона деревянную опалубку обильно смачивают, а металлические щиты смазывают специальными составами. Еще раз проверяют положение арматуры и приступают к укладке бетонной смеси. Массивные и протяженные бетонные и железобетонные конструкции бетонируют отдельными сопрягаемыми между собой участками. Такой участок называется блоком или картой бетонирования. Разбивают бетонируемую конструкцию на участки по конструктивным или технологическим признакам. Например, конструкцию плотины гидротехнического сооружения разбивают на температурные блоки.

Пространство между отдельными участками называют деформационными швами. Деформационные швы подразделяют на осадочные, температурные и усадочные.

Осадочные швы предназначены для отделения одних конструкций от других. Например, фундамент под оборудование отделяют от бетонного пола швом толщиной 7… 10 мм, чтобы нагрузка от оборудования не передавалась элементам пола.

Температурные швы предназначены для компенсации расширения или сжатия сооружений и конструкций при повышении или понижении температуры (например, при устройстве дорожных и аэродромных покрытий и т. п.) Расстояние между температурными швами и ширину швов определяют путем расчета.

Усадочные швы устраивают при возведении массивных и протяженных конструкций для предотвращения трещинообразо-вания при усадке твердеющего бетона.

Деформационные швы заполняют легко деформируемыми материалами (резинобитумными, битумно-полимерными мастиками, тиоколовыми герметиками).

При бетонировании конструкций неизбежны технологические перерывы (окончание смены, перерывы в доставке бетона, установка арматуры и др.). В этих случаях устраивают рабочие швы. Рабочим швом называется плоскость, по которой к ранее уложенному бетону прилегает свежеуложенный. В отличие от деформационных рабочие швы исключают перемещение стыкуемых поверхностей относительно друг друга и не должны снижать несущей способности конструкции. Расположение рабочих швов определяется проектом производства работ и указывается в рабочих чертежах. Местоположение рабочего шва назначается таким образом, чтобы в меньшей степени уменьшилась несущая способность конструкции. Так, при бетонировании колонн рабочие швы можно устраивать по высоте колонны на уровне верха фундамента, у низа балок, опирающихся на колонны, а также у низа подкрановых консолей.

При устройстве монолитных ребристых перекрытий рабочие швы устраивают в сечениях, где меньший изгибающий момент, т. е. нагрузки на конструкцию минимальны. Такие сечения расположены на расстоянии 1/3 от промежуточных опор (колонн) в одну и другую сторону. Бетонирование осуществляют параллельно балкам или прогонам.

В балках, прогонах и плитах рабочий шов располагают вертикально. Шов устраивают путем установки деревянного щита с прорезями для арматуры.

При перерыве в бетонировании более 2 ч возобновляют укладку только после набора прочности бетоном не менее 1,5 МПа. При прочности ниже 1,5 МПа дальнейшая укладка приведет к разрушению структуры ранее уложенного бетона в результате динамического воздействия вибраторов и других механизмов.

Рис. 1. Расположение рабочих швов при бетонировании: а-в - колонны, г - перекрытия при бетонировании в направлении, параллельном балкам, д - то же, перпендикулярно балкам; 1 - прогоны, 2 - балки, /-/….IV-IV- места возможных рабочих швов

Перед возобновлением бетонирования очищают поверхность бетона от пыли, грязи и строительного мусора.

Рис. 2. Устройство рабочих швов: а - в плитах, б, в, г - в стенах; 1-доска, 2- перегородка в опалубке стены, 3- медная гофрированная полоса

Фундаменты под оборудование и конструкции с динамическим режимом работы (опоры ЛЭП, фундаменты турбомашин, кузнеч-но-прессового оборудования, телебашен и др.), которые совершают колебания и передают их фундаментам, бетонируют непрерывно независимо от их размеров. Фундаменты, рассчитанные на статическую нагрузку, можно бетонировать с перерывами.

Укладывают бетонную смесь горизонтальными слоями, причем она должна плотно прилегать к опалубке, арматуре и закладным деталям сооружения. Слои укладывают в одном направлении и одинаковой толщины.

Толщину бетонируемого слоя устанавливают из расчета глубины вибрационной проработки: 30…50 см при ручном вибрировании и до 100 см при использовании навесных вибраторов и вибропакетов.

При возведении массивных конструкций рекомендуется ступенчатое бетонирование. Продолжительность укладки каждого слоя не должна превышать время схватывания в предыдущем слое. В каждом конкретном случае время укладки и перекрытия слоев назначает лаборатория с учетом температурных факторов и характеристик смеси.

При уплотнении укладываемого слоя глубинный вибратор должен проникать на 10… 15 см в ранее уложенный слой и разжижать его. Этим достигается более высокая прочность стыкового соединения слоев. Если при погружении вибратора в ранее уложенный слой образуются незаплывающие трещины, что свидетельствует об образовании кристаллизационной структуры бетона, то прекращают бетонирование и устраивают рабочий щ0в

При бетонировании сооружений систематически очищают арматуру, опалубку и закладные детали от налипшего раствора и предохраняют бетонную смесь от осадков.

Массивные конструкции бетонируют с использованием железобетонной опалубки, разборно-переставной из унифицированных элементов или блок-форм. Опалубочные панели большой площади, так же как и арматурные каркасные панели, монтируют с помощью кранов. Их крепление должно быть надежным и выдерживать технологические нагрузки от бетонной смеси, машин, механизмов и ручного инвентаря. Смонтированную и подготовленную к бетонированию опалубку принимают по акту.

Площадь бетонирования расчленяют на блоки. При послойном бетонировании в каждом блоке имеется три зоны: подачи, разравнивания и уплотнения бетонной смеси. Каждую зону обслуживает определенное число механизмов. Ведущим процессом, определяющим скорость бетонирования, является уплотнение. Кроме того, необходимую скорость бетонирования определяют также из условия, что каждая предыдущая порция бетонной смеси должна быть перекрыта последующей с проработкой вибрированием до начала схватывания бетона в обеих порциях.

С учетом толщины укладываемых слоев на внутренних щитах опалубки обозначают места укладки и уровень поверхности каждого слоя и расстояния между каждой порцией в ряду.

Подача бетонной смеси в массивные фундаменты осуществляется бетононасосами, пневмотранспортом, виброхоботом, ленточными конвейерами, автотранспортом, а также бадьями с помощью кранов.

При ступенчатом бетонировании сначала укладывают первый слой, затем второй и т. д. Ширина разрыва между каждым слоем 4…5 м. Зоны подачи, разравнивания и уплотнения последовательно переходят со слоя на слой. Например, при бетонировании массивов гидротехнических сооружений применяют технологию укладки бетонной смеси слоями толщиной 0,8… 1 м с использованием малогабаритных электрических тракторов 7, на которые навешивают комплект глубинных вибраторов (рис. 115, а). Смесь уплотняют полосами шириной до 2,5 м при скорости перемещения трактора 1… 1,5 м/мин. Смесь подают с эстакады через приемный бункер 2 и виброхобот 3 в бетоновоз 4, а из него разгружают на полосу бетонирования. Разравнивают слой бульдозером 6, нож которого навешивают на малогабаритный трактор, а уплотняют навешенным на другой такой же трактор пакетом глубинных вибраторов.

При больших объемах работ используют 2…3 трактора, которые перемещаются, перекрывая полосы бетонирования на 0,3…0,5 м.

В гидротехническом строительстве широко применяют самоходные электрические манипуляторы, на стрелы которых навешивают плоские или объемные пакеты вибраторов. Манипуляторы перемещаются по свежеуложенной бетонной смеси и уплотняют слои толщиной более 1 м. Использование пакета мощных вибраторов позволяет уменьшить потребность в подъемно-транспортных средствах и обслуживающем персонале.

При бетонировании блоков в бетонной опалубке используют козловые и башенные краны. Рельсовый путь козлового крана располагается на железобетонных стенах, выполняющих роль опалубки. Подают смесь бадьями 12, а уплотняют ее пакетом вибраторов. По окончании бетонирования блока или секции козловой кран перемещают на новую захватку, и процесс повторяется.

При использовании башенных кранов зона бетонирования в зависимости от радиуса действия стрелы крана составляет 10…30 м. Башенный кран располагают в соседнем ранее забетонированном блоке. Бетонную смесь подают бадьями, а уплотняют пакетом мощных вибраторов, навешиваемых на крюк крана. Бетонируют послойно (толщиной слоя до 1 м).

Высота ступенчатых фундаментов под колонны промышленных зданий в зависимости от глубины их заложения может достигать 3 м и более.

При высоте фундаментов до 3 м их бетонируют слоями. Первоначально заполняют опалубку ступенчатой части фундамента. Бетонную смесь подают бадьями или бетононасосом с рабочего настила. Каждый слой прорабатывают вибраторами. Открытые поверхности ступеней защищают щитами, что исключает утечку смеси, особенно при ее вибрировании. Затем продолжают укладку бетонной смеси в подколонник.

При высоте фундамента более 3 м в опалубку ступеней подают бетонную смесь из бадьи, а в опалубку подколенника- звеньевым хоботом.

Бетонируют слоями или непрерывно с обязательным вибрационным уплотнением каждого слоя ручными вибраторами.

Бетонная смесь при уплотнении оказывает большое гидростатическое давление на стенки опалубки, поэтому элементы опалубки должны быть укреплены во избежание перемещений и деформаций. Свежеуложенная бетонная смесь в начальный период твердения дает некоторую осадку. Если провести бетонирование фундамента сразу на всю высоту, то в зоне перехода ступенчатой части в подколонник возможно образование усадочных трещин, что снизит несущую способность и долговечность фундамента. Поэтому по окончании бетонирования ступеней устраивают технологический перерыв для набора прочности бетоном и некоторой его осадки. Затем бетонируют подколонник.

Закончив цикл бетонирования, открытые поверхности бетона заглаживают мастерками или лопатами. Размеры бетонируемого фундамента и его положение в плане должны соответствовать проектным, поэтому перед бетонированием тщательно проверяют соответствие осевых рисок осям фундаментов, правильность установки и крепления элементов опалубки, положение арматурного каркаса, опалубки стакана фундамента и его высоты установки. Ориентиром для укладки смеси служат маячные риски, которые наносят несмываемой краской на внутренние стенки опалубки.

Рис. 3. Схема бетонирования массивов гидротехнических сооружений: а - уплотнение слоев смеси пакетом вибраторов, установленных на тракторе, б - то же, манипулятором с пакетом вибраторов, в, г - то же, с использованием башенного и козлового кранов; 1 - автосамосвал, 2-бункер, 3-виброхобот, 4-бетоновоз, 7 РазгРУзка бетона, 6 - разравнивание электробульдозером, 7 - уплотнение пакетом вибраторов на электротракторе, 8 - манипулятор, 9 - б ашенный кран, 10 - козловой кран, 11 - пакет вибраторов, 12 - бадья с бетонной смесью

Рис. 4. Схемы бетонирования ступенчатых фундаментов: 1 - опалубка фундамента, 2 - бадья с бетонной смесью, 3 - рабочий настил с ограждением, 4 - вибратор, 5- звеньевой хобот

Обычно на строительной площадке возводят одновременно целую группу фундаментов, поэтому вопросы организации труда при выполнении опалубочных и бетонных работ имеют первостепенное значение.

Современное производство основано на поточной организации работ, когда выполнение работ по отдельным процессам производится со сдвигом во времени на некоторый срок, называемый шагом потока. Этот прием позволяет снизить сроки возведения конструкций и повысить качество за счет узкой специализации работ и комплексной механизации. Так, при возведении фундаментов можно выделить три потока. Первый поток - армирование фундаментов, второй - установка опалубки, третий - бетонирование.

Арматурные каркасы и щиты опалубки доставляют автотранспортом. Разгружают и монтируют их с помощью автомобильного крана. Транспортируют бетонную смесь автобетоносмесителями и автобетононасосом.

Сначала звено из 2…3 человек монтирует арматурные каркасы. С отставанием в 1…2 смены другое звено устанавливает опалубку. С отставанием в 2…3 смены от первого начинают бетонирование. Звено, устанавливающее опалубку, производит также распалубку.

Ведущий процесс в устройстве фундаментов - процесс бетонирования, поэтому число рабочих в каждом потоке рассчитывают таким образом, чтобы их работа не отставала и не опережала работы ведущего потока. При ритмичных поточных процессах время работы звеньев на каждом процессе должно быть одинаковым.

Рис. 5. Схема поточного производства работ при устройстве монолитных фундаментов стаканного типа: 1 - автомобильный кран, 2-арматурные каркасы, 3 - опалубочные блоки, 4 - автобетоносмеситель, 5 - автобетононасос

Для организации поточной работы весь объект разбивают на захватки. Захваткой может служить пролет, часть пролета или фундаменты одной оси. Каждое звено, выполнив работы на одной захватке, переходит на другую, а его место занимает звено следующего потока. Таким образом, последовательно переходя с захватки на захватку, выполняют весь объем работ.

При расчете потока следует учитывать сроки распалубки фундаментов, так как они определяют общую продолжительность работ и необходимое число комплектов опалубки. Для сокращения сроков распалубки применяют методы ускоренного твердения бетона (например, разогрев смеси перед укладкой, термоактивную опалубку, внесение добавок).

Для возведения монолитных железобетонных ленточных фундаментов используют различные механизированные комплексы. Производство работ начинают с разбивки осевых линий и определения высотных отметок. Затем производят армирование фундаментов путем укладки арматурных сеток подошвы фундаментов с помощью стрелового пневмоколесного крана. Арматурные сетки с приобъектного склада подают к месту укладки. Перед их установкой на них размещают фиксаторы для создания защитного слоя бетона. Фиксаторы устанавливают в шахматном порядке с шагом 1 м. Арматурные сетки устанавливают на заранее выполненное бетонное основание толщиной 8…10 см.

После укладки сеток устанавливают арматурные каркасы, которые выверяют, рихтуют и временно закрепляют с помощью фиксаторов, оттяжек или подкосов. Затем производят сваривание стержней арматурных каркасов с сеткой подошвы фундамента.

После окончательного закрепления каркасов временные крепежные устройства снимают.

Затем приступают к установке опалубки. Используется щитовая опалубка, которая собирается из отдельных щитов в укрупненные панели. Эта операция выполняется на специальной площадке 9 в зоне действия крана. Монтаж опалубки производят после окончательного закрепления арматурных каркасов в проектное положение. Сначала устанавливают и закрепляют опалубку ступенчатой части фундамента, затем опалубочные панели стен. Для обеспечения геометрической неизменяемости конструкций используются специальные средства: подкосы, струбцины и стяжки. Для объединения щитов применяют продольные схватки.

Бетонирование ведется захватками длиной 10…12 м. Первоначально укладывают бетонную смесь в ступенчатую часть фундамента, а затем после набора прочности более 1,5 МПа приступают к укладке бетона в стены. Наиболее производительным и менее трудоемким является подача и укладка бетонной смеси автобетононасосами. Бетонная смесь доставляется в автобето-смесителях, из которых выгружается в приемный бункер автобетононасоса, откуда по бетоноводу смесь подается в опалубку. Укладку производят слоями толщиной 40…50 см с обязательным вибрированием глубинными вибраторами.

Автобетононасос по мере выполнения работ на захватке перемещается по верху котлована на следующую стоянку. Стрела автобетононасоса с манипулятором имеет радиус действия 17 м, что позволяет с одной стоянки укладывать смесь в любую точку опалубки на расстоянии, не превышающем вылета стрелы. После укладки бетонной смеси на захватке производят перебазирование автобетононасоса на новую стоянку. Затем цикл повторяется.

Технологическая схема установки арматурных каркасов приведена на рис. 118, б, монтажа опалубочных щитов - на рис. 118, в. Процесс укладки бетонной смеси схематически изображен на рис. 118, г.

Выполнение всех видов работ осуществляется поточным способом, что обеспечивает ритмичное строительство. Комплект опалубки принимается таким образом, чтобы его было достаточно для непрерывного ведения работ. После укладки бетонной смеси на первой и второй захватках демонтируют опалубку с первой захватки и устанавливают на третьей. Затем демонтируют опалубку со второй захватки и устанавливают на четвертую и т. д. Распалубливание фундаментов производят после достижения бетоном распалубочной прочности. Демонтаж опалубки осуществляют в последовательности, обратной монтажу. Панели щитов разъединяют, освобождают от стяжек и домкратами отрывают от бетона. Затем с помощью крана панели снимают и перемещают на рабочее место для очистки и смазки. После этого демонтируют ступенчатую часть фундамента.

При выполнении работ следует особое внимание уделять правильности расположения опалубочных щитов относительно осевых линий, проектному размещению арматурных каркасов, соблюдению высотных отметок, обеспечению устойчивости опалубки, а также выполнению всех правил безопасного ведения работ.

Подготовки, полы и фундаментные плиты. Бетонные подготовки под полы укладывают на заранее спланированные участки основания в виде уплотненного грунта или щебеночного покрытия. При транспортировании бетона бетононасосами используют смеси с осадкой конуса 5…6 см, а при подаче бетона бетоновозами используют малоподвижные бетонные смеси с осадкой конуса 0…2 см.

Площадь бетонирования разбивают на полосы шириной 3…4 м. Устанавливают маячные направляющие доски. Верхняя грань доски должна находиться на уровне поверхности бетонной подготовки. Бетонную смесь разгружают на месте бетонирования непосредственно из автобетоновоза или подают с помощью бетононасоса, частично разравнивают вручную, а затем уплотняют виброрейками. Полосы бетонируют через одну, причем промежуточные - после затвердения бетона в смежных полосах. Перед бетонированием промежуточных полос маячные доски снимают.

Рис. 6. Схема устройства ленточных фундаментов: а - план объекта со схемами движения крана и автобетононасоса, б - схема монтажа арматурных блоков, в - схема монтажа панелей опалубки, г - бетонирование ленточного фундамента; 1 - арматурные сетки ступенчатой части фундамента, 2 - пнев-моколесный кран, 3-арматурный каркас, 4 - опалубочные щиты, 5 - ступенчатая часть фундамента, 6-автобетононасос, 7-автобетоносмеситель, 8 - зона складирования арматурных изделий, 9 - площадка для укрупнительной сборки щитов, чистки и смазки опалубки; СТ-положение стоянок стрелового крана и автобетононасоса

При бетонировании фундаментных плит, днищ резервуаров, отстойников и других конструкций толщиной 0,15… 1 м с густым армированием способы укладки и уплотнения бетона определяют с учетом их конструктивных особенностей. Фундаментные плиты большой площади разбивают на блоки бетонирования или карты. При большой толщине плит карты принимают шириной 5…10 м, оставляя между ними разделительные полосы шириной 1…Ц5 м. По краям блоков устанавливают деревянную опалубку.

Бетонную смесь подают кранами в бадьях или бетононасосом в направлении к ранее уложенному бетону. Карты бетонируют подряд одну за другой в один слой с использованием ручных или механизированных вибраторов. Выравнивают специальными гладилками.

При бетонировании плит и покрытий из подвижных смесей используют заглаживающее устройство (рис. 121), которое состоит из двух пустотелых валиков 1, соединенных между собой кронштейном 2. Поверхность валиков обтянута сеткой с ячейкой 10X10 мм. К оси одного из валиков крепится рукоятка 3. При возвратно-поступательном перекатывании устройства поверхность бетона выравнивается и становится гладкой и однородной.

Для заглаживания поверхностей из малоподвижных бетонных смесей применяют гладилки, полутерки, кельмы, скребки различной конструкции.

Стены и перегородки. Особенность бетонирования стен и перегородок зависит от их толщины и высоты, а также вида опалубки, используемой для их возведения.

При возведении стен в разборно-переставной опалубке бетонируют участками высотой не более 3 м. В стены толщиной более 0,5 м при слабом армировании укладывают бетонную смесь с осадкой конуса 4…6 см. При длине более 20 м стены делят на участки по 7…10, и на границе участков устанавливают деревянную разделительную опалубку. Бетонную смесь подают непосредственно в опалубку в нескольких точках по длине участка бадьями, виброжелобами, бетононасосами. При высоте стен более 3 м используют звеньевые хоботы. Бетон укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3…0,4 м с обязательным вибрированием смеси.

Рис. 7. Технологическая схема устройства бетонных покрытий из подвижных бетонных смесей: 1- автобетоносмеситель, 2 - вибратор, 3 - маячная доска, 4 - опоры для маячных досок, 5 - виброрейка, 6-вакуумные маты, 7-всасывающий рукав, 8 - дисковая затирочная машина СО-ЮЗ, 9 - заглаживающая машина СО-170, 10- вакуумный агрегат, 11-пульт управления, 12 - контейнер для хранения и перевозки матов, 13- промывочная ванна

Рис. 8. Заглаживающее устройство:

Рис. 9. Технологические схемы бетонирования стен толщиной 0,5 и высотой более 3 м (а), тонких стен (б) и послойное бетонирование стен с подачей смеси бетононасосами (в): 1 - опалубка, 2 - звеньевой хобот с воронкой, 3-вибратор с гибким валом, 4- шланг бетононасоса, 5 - разделительная опалубка, 6 - ранее забетонированный участок стены, 7 - наружный щит опалубки, 8-арматурный каркас, 9 - бадья с бетоном, 10 - направляющий щит, 11 - подмости для рабочих

Подавать смесь в одну точку не рекомендуется, так как при этом образуются наклонные рыхлые слои, снижающие качество поверхности и однородность бетона. В процессе бетонирования следят за положением арматуры и предотвращают ее смещение от проектного положения. Возобновляют бетонирование на еле-дующем по высоте участке после устройства рабочего шва и набора прочности бетона не менее 0,15 МПа.

В тонкие и густоармированные конструкции стен и перегородок укладывают более подвижные бетонные смеси (6… 10 см). При толщине стены до 0,15 м бетонирование ведут ярусами высотой до 1,5 м. С одной стороны опалубку возводят на всю высоту, а со стороны бетонирования - на высоту яруса. Это позволяет обеспечить удобство работы. Забетонировав первый ярус, наращивают опалубку следующего и т. д.

При возведении монолитных конструкций стен в крупнощитовой опалубке до начала бетонирования очищают опалубку от мусора и цементного раствора, проверяют положение каркасов, состояние оборудования, инвентаря и приспособлений, применяемых при укладке бетонной смеси.

Подают бетонную смесь к месту укладки автобетононасосом. При подаче на большую высоту автобетононасос подключают к магистральному бетоноводу. Для распределения бетонной смеси в опалубке предусматривают гибкие резиновые рукава длиной до 8 м. Начинают бетонировать с наиболее удаленного участка, что позволяет по мере освобождения постепенно демонтировать линию бетоновода.

Стены бетонируют участками, заключенными между дверными или оконными проемами. Смесь укладывают толщиной 30…40 см с обязательным вибрированием глубинными вибраторами.

При бетонировании наружных стен в объемно-переставной и крупнощитовой опалубках особое внимание уделяют качеству уплотнения подоконных участков. Для этой цели в верхней и нижней стенках проемообразователей предусмотрены отверстия, в которые пропускается вибратор (рис. 10). В нижнее отверстие устанавливается вставка, которая служит направляющей для вибратора. Она после окончания бетонирования и демонтажа опалубки извлекается. Верхнее отверстие после вибрирования закрывается пластиной 2. Особенно тщательно следует уплотнять бетонную смесь непосредственно у стенок опалубки, у дверных и оконных проемообразователей и вкладышей, в углах стен. Это повышает надежность конструкций, снижает трудозатраты на ликвидацию наплывов и усиление непро-работанных участков бетона. Получение плотных сопряжений внутренних и наружных стен повышает несущую способность здания.

Стены резервуаров, опускных колодцев и других подобных сооружений бетонируют слоями толщиной 0,4…0,5 м, равномерно распределяя бетон по всему периметру. Уложенный бетон уплотняют глубинными или навесными вибраторами. Слои бетона укладывают непрерывно один за другим.

При возведении стен в скользящей опалубке перед бетонированием подготавливают запас необходимых материалов (заготовок арматуры, закладных деталей, утеплителей, домкратных стержней и т. п.), средства механизации для транспортирования материалов и полуфабрикатов, надежное электроснабжение объекта, сварочное оборудование, средства для горизонтального перемещения бетона, арматуры и закладных деталей.

Рис. 10. Схема уплотнения бетонной смеси под оконными проемообразователями:
1 - наружная панель опалубки, 2 - пластина, 3-верхнее отверстие, 4, 5 - проемообразователь, 6 - внутренняя панель блочной опалубки, 7 - гибкий шланг, 8-вставка, 9- рабочая часть вибратора

Сначала бетонируют опорный ярус высотой 70…80 см. Бетон укладывают по периметру здания или сооружения слоями толщиной 30…40 см с обязательным виброуплотнением. После набора бетоном прочности 1,5…2 МПа плавно поднимают опалубку со скоростью 20…30 см/ч с одновременной укладкой слоя бетона толщиной 20…30 см. Скорость подъема опалубки назначают из условия набора прочности и твердения бетона. С учетом времени доставки и перегрузок бетонную смесь приготовляют на цементах с началом схватывания не менее 3 ч.

Бетон подают к месту укладки кранами в бадьях, а непосредственно к скользящей опалубке - мото- и ручными тележками, откуда его загружают в пространство между щитами опалубки, но наиболее эффективно использовать бетононасосы, что позволяет снизить трудоемкость и повысить качество работ.

Начальный период подъема опалубки наиболее ответственный. Требуется тщательно контролировать сохранение геометрических размеров опалубки, предотвращать оплыв бетона, деформации и потери устойчивости опалубки. Бетонную смесь равномерно укладывают по периметру опалубки слоем 20…30 см. Каж-дыи последующим слои укладывают до схватывания ранее уложенного.

Выходящий из-под опалубки бетон должен сохранять свою форму и обладать прочностью, достаточной для воспринятия нагрузок от вышележащих слоев. В то же время его прочность не должна быть более 1,5…2 МПа, так как в этом случае сцепление щитов опалубки с бетоном возрастает и при ее подъеме в бетоне могут образоваться разрывы. Поэтому перерывы между подъемами опалубки не должны превышать 8… 10 мин. При вынужденных более длительных перерывах для предотвращения сцепления бетона со щитами переводят гидродомкраты в режим работы «шаг на месте». Перед возобновлением бетонирования щиты опалубки и поверхность ранее уложенного бетона смачивают водой.

При уплотнении бетона вибраторы не должны касаться частей опалубки, так как передача ей колебаний может вызвать разрушение ранее уложенных слоев, имеющих недостаточно высокую прочность. Режим вибрационного воздействия зависит от вида используемого бетона. Так, при возведении наружных стен из бетонов на керамзитовом или перлитовом гравии требуется менее интенсивная вибрация. В этих случаях целесообразно использовать ручные механические или пневматические вибраторы с пониженной частотой (20…30 Гц) и увеличенной амплитудой. При использовании малоподвижных и умеренно жестких бетонных смесей на плотных заполнителях применяют вибраторы с частотой колебаний 100…200 Гц.

Особое внимание уделяют процессу уплотнения бетонных смесей с пластификаторами. Вследствие высокой подвижности таких смесей вибрационное воздействие должно быть кратковременным и с пониженной частотой колебаний (15…20 Гц), так как воздействие интенсивной вибрацией приведет к нарушению структуры бетона.

Для получения высокого качества поверхностей стен и предотвращения трещинообразования в свежем бетоне наружные и внутренние щиты опалубки должны иметь технологический уклон из расчета 4…5 мм на 1 м высоты опалубки. Такой уклон обеспечивает снижение сцепления между опалубкой и бетоном и предотвращает образование трещин в бетоне.

Возведение здания в скользящей опалубке - комплексный процесс, который включает в себя работы по армированию конструкций, наращиванию домкратных стержней, установке закладных деталей, оконных и дверных блоков или вкладышей, устройству специальных ниш, уходу за бетоном и др. Перечисленные работы должны быть увязаны во времени. Так, армирование стен не должно ни опережать укладку бетона, ни отставать от нее. Домкратные стержни следует наращивать по мере подъема опалубки. Вкладыши для образования проемов должны быть установлены до монтажа арматурных каркасов.

Каждый вид работ выполняет специализированное звено, а весь процесс - комплексная бригада. При этом соблюдают строгую технологическую последовательность ведения работ. Так как ведущими являются работы по укладке и уплотнению бетонных смесей, то принятой скорости бетонирования подчиняются все остальные процессы.

Для поточного ведения работ все здание разбивают на захватки. На каждой из них ведется определенный технологический процесс. По мере выполнения работ звено рабочих переходит с захватки на захватку, предоставляя другому звену фронт работ. Особое внимание уделяют состоянию средств механизации, так как выход из строя одного из механизмов приводит к нарушению ритма всего потока.

Бетононасосом бетонную смесь подают по бето-новоду к манипулятору, расположенному на рабочей площадке. Манипулятор снабжен стрелой, которая обеспечивает подачу смеси в любую точку опалубки. По мере возрастания высоты здания бетоновод удлиняют дополнительными звеньями.

Рис. 11. Схема возведения здания в скользящей опалубке: 1 - башенный кран, 2 - гидродомкрат, 3 - манипулятор, 4 - рабочая площадка, 5 -стрела манипулятора, 6 - скользящая опалубка, 7 - бетоновод, 8- бетононасос

Для подъема арматуры, домкратных стержней, закладных деталей, вкладышей и других материалов и конструкций используют башенный кран 1 с вылетом стрелы, обеспечивающим проведение этих работ на всей площадке здания. Башенный кран используют также при демонтаже опалубки.

Ответственный этап при возведении зданий в скользящей опалубке - устройство перекрытий. Перекрытия устраивают снизу вверх или сверху вниз. В первом случае их возводят с отставанием от бетонирования стен на 2…3 этажа; сразу после бетонирования стен на высоту этажа, после бетонирования стен на всю высоту здания.

После возведения стен на 2…3 этажа бетон приобретает прочность, позволяющую возводить перекрытие. Для устройства перекрытий используют разборно-переставную опалубку из щитов небольшого размера. Щиты 2 опалубки (рис. 125, а) устанавливают на раздвижные ригели /, расположенные на телескопических стойках. Стойки опираются на перекрытие 5 нижележащего этажа. После установки щитов перекрытие армируют, а затем бетонируют. Для обеспечения монолитного сопряжения перекрытия со стеной в стенах при бетонировании оставляют горизонтальные штрабы 3 (полости), в которые пропускают арматуру перекрытия. После приобретения бетоном перекрытия распалубочной прочности опалубку демонтируют: сначала ослабляют телескопические стойки, затем удаляют поочередно ригели и отрывают щиты опалубки.

Аналогично бетонируют перекрытие сразу после возведения стен на высоту этажа.

Если перекрытие бетонируют после возведения стен на всю высоту здания, то чаще используют разборно-переставную опалубку в комплекте с поддерживающими элементами в виде телескопических стоек, ригелей, кронштейнов. Опалубка состоит из набора унифицированных элементов щитов 2 различных типоразмеров: плоских, угловых, криволинейных. Набор плоских и угловых щитов позволяет собирать блоки опалубки для бетонирования ячеек перекрытия с размерами 4,2…7,2 м по длине и 2,7…7,2 м по ширине. Щиты опалубки располагают на ригелях 1 с телескопическими стойками и домкратами. Опалубка в зависимости от ширины перекрытия может иметь две, три и четыре телескопические стойки с наклонным или вертикальным опиранием в углы сопряжения перекрытия со стеной.

Опалубку перекрытия опирают на возведенные стены с помощью кронштейнов. Для этого при бетонировании в стены закладывают металлические трубы, через отверстия которых пропускают болты для крепления кронштейнов. На кронштейны укладывают ригели с телескопическими стойками, а по ним - балки, на которых располагают щиты опалубки. Выверяют положение опалубки с помощью винтов, расположенных на телескопических стойках. Для распалубки винты телескопических стоек опускают вниз, балки 8 со щитами 2 отрывают от бетона. Затем опалубку разбирают и устанавливают на новом месте.

Рис. 12. Схемы устройства опалубки перекрытий

Бетонирование перекрытий после возведения стен здания на всю высоту осуществляют сверху вниз с использованием подвесных подмостей на жестких подвесках. С внутренних сторон стен устанавливают крюки или кронштейны, на которые вдоль стен укладывают деревянные или металлические балки. На балки опирают опалубку на подвесных подмостях. После выверки проектного положения армируют и бетонируют плиту. При разборке опалубки сначала извлекают опорные балки 8, затем кронштейны 7, отрывают опалубку от бетона и опускают ее для устройства нижележащего перекрытия. Бетонную смесь подают через отверстия в стенах (оконные или дверные проемы), а также через технологические проемы, оставляемые в плитах перекрытия (например, лифтовые шахты).

В некоторых случаях используют сборные железобетонные перекрытия, которые предварительно складируют в виде пакета на уровне первого этажа и после возведения стен устанавливают соответственно с верхнего перекрытия до нижнего.

Колонны, балки, плиты. Наиболее массовыми конструкциями, возводимыми в монолитном железобетоне, являются колонны сечением 0,4X0,4…0,6X0,8 м, балки и плиты длиной 6…18 м. В зависимости от требуемой несущей способности они могут быть слабо и сильно армированы. Конструкции с густым армированием бетонируют смесью с осадкой конуса 6…8 см и крупностью заполнителя до 20 мм, со слабым армированием - смесью с осадкой конуса 4…6 см и крупностью заполнителя до 40 мм.

Колонны высотой до 5 м бетонируют непрерывно на всю высоту. Бетонную смесь загружают сверху с помощью бадьи или гибкого хобота манипулятора бетоновода и уплотняют глубинными вибраторами.

Если высота колонн более 5 м, смесь подают через воронки по хоботам, а уплотняют навесными или глубинными вибраторами. При использовании глубинных вибраторов в опалубке устраивают специальные окна с карманами 8, через которые уплотняют и подают бетонную смесь.

Иногда для подачи бетонной смеси опалубку колонн выполняют со съемными щитами, которые устанавливают после бетонирования первого яруса.

Балки и плиты, монолитно связанные с колоннами, бетонируют не ранее чем через 1…2 ч по окончании бетонирования колонн. Такой перерыв необходим для осадки бетона, уложенного в колонны. В густоармированные балки укладывают подвижную бетонную смесь с осадкой конуса 6…8 см. Балки высотой более 0,8 м бетонируют отдельно от плит с устройством горизонтального рабочего шва на уровне низа плиты. Плиты перекрытия бетонируют в направлении, параллельном главным или второстепенным балкам.

Рис. 13. Схема бетонирования колонн высотой до 5 м (а) и более (б), с густой арматурой балок (в), опалубки со съемным щитом (г): 1 - опалубка, 2 - хомут, 3 - бадья, 4 - вибратор с гибким валом, 5 - приемная воронка, 6 - звеньевой хобот, 7- навесной вибратор, 8, 9- карманы. 10 - съемный щит

При бетонировании плит с арматурным каркасом на него сверху укладывают легкие переносные щиты, служащие рабочим местом и предотвращающие деформацию арматуры.



- Бетонирование конструкций

Каркасные конструкции состоят из колонн, прогонов, балок и плит (при безбалочных перекрытиях — из ко-лонн, капителей и плит). Колонны бетонируют обычно ярусами, а балки и плиты — после бетонирования под-держивающих колонн с перерывом в 1 ... 2 ч для того, чтобы бетон получил необходимую осадку.

Если балки и прогоны имеют густую арматуру, не позволяющую бетонировать колонны сверху, бетони-рование последних разрешено выполнять до установки арматуры примыкающих балок. СНиП допускает бето-нирование сверху колонн высотой не более 5 м и с по-перечными размерами не менее 400X400 мм и не более 800X800 мм, если они имеют хомуты, охватывающие арматурный каркас только снаружи. Колонны меньших размеров, а также имеющие хомуты, которые разделяют пространство внутри колонны на ряд клеток, необходи-мо бетонировать сбоку участками высотой не более 1....2 м.

При бетонировании колонн сверху нижний слой тол-щиной около 300 мм укладывают из раствора или из бетонной смеси с мелким гравием (иначе внизу полу-чится бетон с раковинами). При сбрасывании следую-щей порции смеси наиболее крупный заполнитель вытапливается в первый слой, в результате чего обра-зуется смесь нормального состава. На высоте около 0,7 м от низа колонны в опалубке иногда оставляют смотровое отверстие, через которое наблюдают за уклад-кой и дополнительно штыкуют смесь железными шуровками. Смотровое отверстие заделывают, как только бе-тонная смесь дойдет до его уровня.

Бетонную смесь в колоннах уплотняют внутренними вибраторами с жестким или гибким валом.

Вибраторы с гибким валом со стержневыми нако-нечниками удобны для уплотнения бетонной смеси в колонне как сбоку, так и сверху даже при густой арма-туре. Кроме того, можно опускать в колонну на канате вибраторы с жесткой штангой.

В колоннах небольшого поперечного сечения или тонких стенках значительной высоты бетонную смесь раньше часто уплотняли наружными вибраторами. Од-нако этот способ ныне не применяют ввиду большой трудоемкости, неравномерности уплотнения и расстрой-ства стыков и креплений опалубки. В процессе бетони-рования для плотной укладки смеси полезно обстуки-вать стенки опалубки снаружи на уровне укладываемо-го слоя бетонной смеси (и несколько ниже) деревянным молотком «барсом». Особенно тщательно обстукивают углы форм.

Колонны, как правило, бетонируют на всю высоту этажа без перерыва. Рабочие швы устраивают только у самого низа колонн на уровне верха фундамента или перекрытия или вверху колонны на несколько сантимет-ров ниже уровня примыкания балок перекрытия. В поддерживающих безбалочные пере-крытия колоннах с капителями рабочий шов устраивают у низа капители, которую бетонируют одновременно с плитой перекрытия. Колонны промыш-ленных цехов могут иметь рабочие швы на уровне верха подкрановых балок либо на уровне низа консолей (вы-ступов), поддерживающих подкрановые балки.

Балки и прогоны бетонируют, как правило, одновре-менно с плитами перекрытия. Разрыв во времени может быть допущен в виде исключения только при очень высоких балках и прогонах (высотой 800... 1000 мм и более). В этих случаях рабочий шов устраивают в бал-ках на 30... 50 мм ниже уровня плиты.

Для образования защитного слоя в балках и прого-нах арматуру лучше всего устанавливать на специаль-ные подкладки, изготовленные из цементного раствора. Иногда при отсутствии подкладок для этой цели при-меняют обрезки арматурной стали («лягушки»). Одна-ко такая замена нежелательна, а для наружных и под-земных конструкций недопустима, так как способствует прониканию влаги и ржавлению арматуры.

Для образования защитного слоя в плитах арматуру по мере бетонирования слегка встряхивают металлическими крючьями, следя при этом за тем, чтобы ’ под арматурой образовался слой бетона необходимой тол-щины (обычно 10 мм). Более целесообразно уклады-вать арматурные сетки на специальные подкладки (из пластмассы или из цементного раствора, но не из арма-турной стали).

Очень важно выдержать в натуре проектную толщи-ну плиты, для чего применяют маячные рейки, слегка прибиваемые к опалубке. Верх рейки должен совпадать с проектным уровнем верха плиты. Рейки снимают по мере бетонирования, а углубления заделывают бетонной смесью одновременно с заглаживанием поверхности плиты.

При наличии верхней арматуры, уложенной на под-ставках из арматурной стали, уплотнение бетонной сме-си необходимо вести с переставных скамеек, чтобы не помять верхнюю арматуру и сохранить ее проектное положение.

Рабочие швы при бетонировании перекрытий устраи-вают в средней части балок и плит. При бетонировании ребристых перекрытий в направлении, параллельном балкам, шов устраивают в пределах средней трети пролета балок, а при бетони-ровании в направлении, перпендикулярном балкам,— в пределах двух средних четвертей пролета прогонов и плит. Нельзя устраивать рабочие швы у опор, так как впоследствии в местах швов могут возникнуть трещи-ны. Рабочие швы как в балках, так и в плитах должны быть вертикальными, поэтому в намеченных местах пе-рерыва бетонирования должны ставить: в плитах — рейки по толщине плиты, а в балках — щитки с выре-зами для пропуска арматуры. Бетонирование перекрытия лучше вести по направлению второстепен-ных балок. В этом случае в наиболее нагруженных прогонах перекрытия швов не будет, а в плитах швы пересекут только распределительную (а не рабочую) арматуру. Однако можно вести бетонирование и по направлению главных балок-прогонов с соблюде-нием указанных выше правил.

При бетонировании безбалочных перекрытий рабо-чие швы устраивают также в средней части пролетов плит.

Устройство температурных швов выпол-няют особенно тщательно. При установке спаренных колонн нужно следить за тем, чтобы не сбить при бе-тонировании вставленную в короб перегородку и обес-печить спаренным элементам одинаковые размеры. В температурных швах на консолях и швах с вклады-шами необходимо обеспечить высокую проч-ность консолей и возможность скольжения одной по-верхности по другой. Опорную поверхность выравни вают строго по уровню и затирают стальной теркой, не допуская бугорков и неровностей, после чего уклады-вают металлический опорный лист.

К бетонированию вкладыша можно приступать не ранее двух-трех дней после бетонирования консоли, когда бетон отвердеет. Предварительно надо тщательно проверить, как укреплены леса и стойки опалубки, за-тем натереть и присыпать графитом нижний опорный лист, уложить на него верхний опорный лист и обма-зать глиной вровень с ним полосу между краями листов и опалубкой.

Для создания зазора в шов следует заложить дощеч-ки, обернутые толем (для облегчения удаления их при распалубливании).

При возведении зданий методом подъема пакет же-лезобетонных плит перекрытий (по числу этажей зда-ния) изготовляют внизу, обычно на уровне верха фун-даментов здания. Плиты имеют размеры, соответствую-щие размерам и конфигурации здания в плане.

Технология бетонирования плит соответствует опи-санной выше. Особенностью работ является необходи-мость устройства специальных разделительных слоев между плитами. Для этой цели следует применять лакэтиноль и известковый шлам с добавлением казеинового клея или казеино-меловую пасту.

«Пакэтиноль набрызгивают краскопультом в два слоя общей толщиной до 1 мм с разрывом в 2 ч. После этого через 2 ч наносят слой известкового шлама с казеино-вым клеем. Казеино-меловую пасту наносят валиками.

Разделительный слой устраивают только в сухую по-году или под укрытием от дождя.

Если высокой прочности на истирание не требуется, то по бетонной подготовке устраивают цементный пол из слоя цементного раствора, приготовленного на круп-ном песке. Для придания бетону повышенной плотности применяют железнение его поверхности: механическое — при помоши лопастной затирочной машины или руч-ное— стальными кельмами.

Железнение заключается во втирании стальным ин-струментом сухого, тщательно просеянного цемента в поверхность только что схватившегося бетона до появ-ления на нем ровного блеска. Цемент насыпают ров-ным, очень тонким слоем, после чего его с силой расти-рают. Если поверхность бетона сухая, ее перед посып-кой цемента смачивают водой до насыщения.

При устройстве монолитных бетонных покрытий по-лов существенного повышения качества и экономиче-ского эффекта можно достичь, применяя метод вакууми- рования бетона, т. е. отсасывание из тела бетона с по-мощью вакуум-насоса избыточной воды затворения. Для этого по окончании виброуплотнения бетонной смеси на поверхность бетона укладывают отсасывающие маты (фильтры), соединенные с вакуум-насосом. При разре-жении (создании вакуума), составляющем 60... 70%, из бетона удаляют около 20% содержащейся в нем во-ды, что снижает водоцементное отношение и повышает прочность, износостойкость и другие качества бетона. Одновременно происходит дополнительное уплотнение бетонной смеси, так как вследствие разрежения в си-стеме маты — бетон на нее сверху действует нагрузка, равная разности атмосферного давления и давления в бетоне, достигающая 70... 80 кН/м 2 . Продолжитель-ность вакуумирования зависит от подвижности бетонной смеси и составляет 1...2 мин на 10 мм толщины слоя уложенного бетона. Отсасывающие маты необходимо регулярно промывать, не реже одного раза в смену. При вакуумировании необязательно применение жест-ких смесей с малой осадкой конуса; можно применять пластичные смеси подвижностью 8...Ю см. Нормо- комплект машин и оборудования для бригады включает виброрейку, вакуум-насос с рукавами, всасывающие маты, заглаживающую машину и вспомогательный ин-струмент и приспособления.

Технология монолитного бетонирования считается оптимальной при возведении фундаментов и несущих конструкций, при выполнении всех норм они выдерживают максимальные нагрузки и имеют долгий срок службы. Главным требованием является заливка бетона без перерывов, послойно, но единым монолитом, однако при большом объеме работ его крайне сложно выполнить. Минимально допустимое отклонение между бетонированием разных слоев составляет 5 часов, по его истечении раствор нижнего начинается схватываться и на месте стыка образуется потенциально слабый участок. Полученные швы называются холодными, единственной возможностью исключения риска деформации сооружений служит их специальное обустройство в нужных местах и правильная обработка.

Образование границ между залитыми в разное время слоями бетона бывает спонтанным или специально организованным. В первом случае прочность сцепления уступает забетонированным монолитным конструкциям и неизбежно ухудшается по ходу затвердевания и усадки. Рабочие швы обустраиваются при необходимости прерывания процесса бетонирования из-за окончания смены, вязки и монтажа каркаса для стен, перекрытий или пола, создания направленной (компенсационной) деформации на определенных участках (чтобы ознакомиться со всеми видами швов, рекомендуем изучить ). Допуски и места расположения холодных бетонных швов регламентированы:

  • На плоских плитах и перекрытиях их выполняют параллельно меньшему сечению, в центре пролета или на 2/3 от края.
  • В фундаментах – желательно по центу монолита.
  • На вертикальных стенах, балках и колоннах допуск разрешен исключительно на горизонтальное расположение, при этом забетонированный шов предусматривают на 20-30 см ниже стыка с перпендикулярными балками или плитами.
  • На ребристых перекрытиях – параллельно их второстепенным балкам.

Общий принцип: холодный шов бетонирования располагается в зонах минимального перерезывающегося усилия и не разрешен на участках, подверженным максимальным нагрузкам. Их закладка предусматривается и обозначается в проекте, отклонения от него недопустимы. В частном строительстве швы в обязательном порядке организовываются на участках стыка вертикальных и горизонтальных конструкций. Бетонирование монолитов с небольшим объемом (ленты или плиты фундамента бани, гаража, легкой постройки) рекомендуется провести в один этап.

Технология правильного обустройства стыков

Главное требование – будущие швы располагаются горизонтально или, в крайнем случае, вертикально. Их линия перпендикулярна оси колонн, стен или балок, плоскости полов, плит или перекрытий. Образования диагоналей (угловых холодных швов) при бетонировании избегают по ряду причин: от риска растрескивания всего монолита при незначительных вибрациях до сложностей при создании. Разметку ответственных объектов проводят согласно проекту, в частном строительстве он подбирается с учетом максимально возможного объема приготовленного и залитого раствора. Вне зависимости от типа конструкции: полов, стен или фундамента край делают ровным, допуски для закладываемых заранее швов регламентируют СНиПы.

Процесс обустройства грамотного холодного бетонного стыка проводится в следующей последовательности:

  • Выбор месторасположения будущего шва, заливка раствора до нужного уровня, трамбовка и выравнивание, набор прочности до 1,5 МПа. Обычно для этого требуется от 1 до 3 дней.
  • Очистка верхнего схватившегося слоя: металлической щеткой, фрезой или пескоструйным способом. Выбор метода зависит от имеющегося оборудования, самое чистое покрытие получается при обработке под давлением. Дешевле всего обходится очистка щеткой, но этот вариант подходит только для свежего бетона (в пределах недели).
  • Вымывание строительной пыли водой или с помощью компрессора. Перед следующим этапом шов должен хорошо просохнуть.
  • Усиление адгезийных свойств уже застывшей бетонной поверхности. Самый ответственный этап, лучшие результаты наблюдаются при совмещении нескольких методов обработки.
  • Заливка 2-3 см слоя бетона поверх шва для обеспечения лучшего контакта.
  • Бетонирование следующего участка (распределения раствора в опалубке до нужного уровня), при организации нескольких стыков все этапы повторяются.

Снятия выступившего цементного молочка недостаточно, без усиления адгезии застывшего бетона шов не выдержит нагрузок. Среди используемых способов и материалов выделяют:

  • Нанесение глубоких насечек по всей площади соприкосновения с помощью молотка, долота, болгарки или перфоратора. Этот метод выбирается при старых, давно схватившихся и ровных поверхностях. Такая ситуация возникает при возобновлении работ после длительного перерыва, бетонировании стяжки пола, пристраивании новой стены.
  • Обработка составами глубокого проникновения: грунтовкой, битумными или полимерными мастиками. Способ дорогой, но действенный.
  • Прокладка на стыке мелкоячеистой стальной сетки или иное армирование.
  • Размещение двухсторонней оцинкованной шпонки, выбирается при соединении двух массивных цельных участков.
  • Прокладка по горизонтали вдоль шва эластичной ПВХ ленты (гидрошкпонки) – рекомендуемая защита стен при бетонировании фундаментов, подземных конструкций, туннелей, гидротехнических сооружений и других объектов, постоянно контактирующих с водой.

Важно понять принцип – если необходимость в организации шва отсутствует, то стоит постараться его избежать. Забетонированные монолитные плиты или стены ленточного фундамента выдерживают более высокие нагрузки на разрыв как во время усадочных процессов, так и по ходу эксплуатации. При работе с большими объемами оптимальной считается техника ступенчатого бетонирования, согласно которой каждый слой заливается еще до схватывания предыдущего, с перерывом в пределах 2-5 часов (в жаркую погоду эти сроки сокращаются).

Многие проблемы решаются путем ввода добавок, замедляющих процесс гидратации, но их применение требует аккуратности.

При появлении незапланированного холодного шва вследствие ошибок при бетонировании проводится расшивка стыка и заделка полученного гидроизоляционными и герметичными материалами. Технология аналогична обустройству компенсаторных каналов на уже бывшей в эксплуатации поверхности: затвердевший бетон обрабатывается алмазными дисками до нужной глубины и тщательно расчищается перед закладкой эластичных шнуров или замазыванием мастиками. Оставлять их в исходном состоянии нельзя.

В любом случае закладка и обработка холодных швов заранее признана более эффективной, чем стягивание стыков забетонированной конструкции со слоями с разным временем схватывания уже в процессе эксплуатации. Большое внимание уделяется гидроизоляции краев, они нуждаются в защите от проникновения влаги. Избытки хорошо впитывают плотные материалы, такие как каучук, неопрен или пористая резина. Замазывать эти участки обычным цементным раствором недопустимо, чем эластичнее будет герметик, тем лучше.