Мифы и легенды о растениях. Старинные легенды и предания о растениях


Старинные поверья о весенних цветах становятся актуальными в преддверии наступления весны, поскольку являются кладезем информации об особенностях растений, о нюансах выращивания и ухода за оными. Формирует цветочные легенды и мнение, какой экземпляр удачно впишется в дизайн весеннего цветника, с какими сородичами цветкам будет комфортно, от каких следует отказаться.

Первые цветы как символ весны

Попробуйте мысленно представить образ весны: в воображении появится силуэт юной длинноволосой красавицы с вплетенными в локоны разнообразными цветами и травами. Быть может, вы узрите красивый лесной пейзаж с ручейком, проталинками и первыми, пробивающимися из оголившейся почвы подснежниками.

Кого-то ассоциативный ряд приведет к видению яркого праздничного события - любимого прекрасной половиной 8 марта, а кто-то даже почувствует дуновение ветерка, несущего ароматы возрождающихся после зимы трав.

Определенно, без цветов ваша виртуальная картинка не обойдется. А сможете ли вспомнить названия представителей флоры, распускающихся первыми? Проверьте себя и близких!

Стремление познать природу мироздания и приблизиться к творцу побуждает человечество двигаться вперед и потрясать мир все новыми научными открытиями, в числе которых достижения по искусственному выращиванию диких растений без привязки к времени года.

Однако как бы далеко не зашли люди в своих опытах, они всегда радуются появлению первых цветков, которые пробились без их участия, а придуманные о дикорастущих экземплярах легенды подогревает всеобщий интерес к весенней природе.

Красивая легенда о появлении подснежника связана с первой влюбленной парой – Адамом и Евой. Она гласит, что когда изгнанные из рая несчастные влюбленные брели зимой по заснеженной пустыне, Ева не выдержала, и расплакалась от раскаяния. Сердце Господа дрогнуло, и, чтобы утешить дочь свою, он превратил ее слезы в живые белые цветы, которые росли вопреки холоду.

Есть сказочная история, в которой подснежник выступил помощником для снега. Богиня Флора устроила бал для цветов, а снег захотел попасть на него. Подснежник сжалился над незваным гостем и пронес его, спрятав под хитоном. Теперь серебристый друг всегда согревает растение в мороз.

Трагические легенды в фольклоре не редкость, есть подобная и про подснежник. Подлый Змей когда-то украл солнце, не желая, чтобы наступала весна. Однако нашелся смельчак, молодой юноша, который не побоялся спуститься в логово аспида и сумел освободить огненную звезду. Ценой освобождения стала жизнь молодца - он скончался от ран, полученных в бою с гадом. Капельки его крови просочились сквозь снег в почву и на их месте выросли белые, напоминающие чистую душу парня, цветы.

Как только народ не называет желтый первоцвет: баранчик (из-за волнистости и пушистости листков), ключик от лета (из-за формы соцветия, похожей на связку ключей и его солнечного цвета).

Происхождение примулы объясняет средневековое предание. Как-то Апостол Петр - бессменный страж врат рая, выронил связку золотых ключей, открывающих волшебный вход, услышав весть, будто какой-то грешник без разрешения пытается проникнуть в Царство небесное. Отпечаток ключного набора остался на земле, куда он упал, и там проросли первые цветы. Они стали живыми ключами, отпирающими двери теплу и лету.

А еще говорят, будто примула способна показывать скрытые клады.

Если вам доведется увидеть на поле женщину в белых одеяниях с золотым сияющим ключом, поспешите сорвать растущие перед вами первоцветы, пока ее образ не пропал. Эти цветки помогут отыскать даже закопанное глубоко в землю сокровище. Их можно использовать неоднократно.

Англичане поныне считают, что под лепестками удивительного растения прячутся феи, гномы и сказочные эльфы. Если услышать доносящееся из-под шапочки цветка пение, можно .

Древние греки верили, что примула обладает лечебным свойством и помогает восстанавливаться парализованным людям. По легенде этот цветок - олицетворение прекрасного юноши Паралисоса, умершего от любви.

А в скандинавских сагах «primus» - это ключи богини плодородия Фрейи, падающие из ее радужного ожерелья и открывающие весну.

С чем только не ассоциируют разнообразные легенды нежные цветки ландыша:

  • слезами морской царевны Волхвы,отвергнутой знаменитым былинным героем Садко;
  • каплями божественного пота древнеримской воительницы Дианы, упавшими на траву во время ее побега от влюбленного Фавна;
  • бусинами рассыпавшего ожерелья красавицы белоснежки;
  • местом жительства лесных эльфов;
  • горючими слезами матушки Богородицы, которые она проливала под крестом распятого сына;
  • жемчужинами, в которые превратился счастливый смех влюбленной Мавки, сказочного лесного существа.

Многие сказания связывают ландыш с любовными переживаниями, поэтому он веками считается символом любви у разных народов.

Заслуживает внимание легенда древних кельтов, согласно которой редкое растение является сокровищами эльфов, рассыпанными по миру.

Однажды, молодые охотники случайно заметили волшебного человечка в лесу с драгоценной ношей и проследили за ним. Их взору предстала целая гора жемчужин, лежащая под раскидистым деревом. Когда один охотник прикоснулся к жемчужному холму, тот рассыпался. Забыв предосторожность, вся группа бросилась собирать перламутровые шарики, и своим шумом привлекла эльфийского короля. Увидев бесчинство, он превратил все перлы в душистые серебристые цветы…

Эльфы по сей день натирают ландыши сотканными из лунного блеска салфетками и мстят алчным представителям человечества.

Легенды и , интересуют начинающих садоводов и селекционеров. Ведь они помогают лучше распознать суть диковинного растения и понять, как правильно за ним ухаживать.

Ирис считают одним из первых растений, появившихся на земле. Первый «петушок» своей красотой привлек всех зверей, насекомых, птиц. Залюбовались им ветер и вода, благодаря которым семена чудесного цветка развеялись по свету, проросли, и дар природы завоевал любовь всех жителей Земли.

Ирис украшает герб цветущей Флоренции, поскольку вокруг нее испокон веков росли эти прекрасные цветы. А название свое они заполучили от Гиппократа, сравнившего растение с радугой, по которой сходила на землю богиня Ирида. С тех пор про ирисы говорят не иначе, как про цветы Ириды.

Древнеримские и древнегреческие мифы неоднократно упоминают «касатика» как радужный цветок, дарящий людям надежду. Египтяне считали «хохлатика» символом красноречия. Арабы называли его цветком скорби и высаживали его разновидность с белыми соцветиями на могилах усопших родственников.

В поверьях древних славян ирисы выросли в местах, куда попала молния во время гнева Бога-громовержца Перуна, народное название «перуник» сохранилось и сейчас.

У японцев вокруг многолетника возведен культ - вся страна славится своими ирисовыми садами. Одинаковым иероглифом обозначаются слова «ирис» и «дух воина», любованию цветком даже посвящен отдельный день – 5 марта. Мальчикам делают магические ирисовые талисманы, из смеси соцветия растения и померанца готовят целительный отвар – майский жемчуг. Вся бытовая утварь украшена изображениями остроконечных лепестков радужного цветка.

С названием цветка дождя связано древнегреческое повествование. Гиацинт был богом, однако слава его померкла в лучах красоты Аполлона. Гиацинт и бог красоты Аполлон были друзьями, и часто соревновались в ловкости и спортивных умениях.

Однажды Аполлон неудачно метнул диск и попал в Гиацинта, нанеся сопернику по играм смертельное ранение. Кровь юноши брызнула на траву и впоследствии из почвы проросли кроваво-красные ароматные цветы.

Связывают появление цветка скорби и с Троянской войной. Якобы в те времена два сильных воина Аякс и Одиссей заявили права на обладание оружием Ахилла (Ахиллеса) после его гибели. Предмет спора старейшины отдали Одиссею, а обиженный Аякс пронзил себя мечом, не выдержав оскорбления. Растение, появившееся из кровавых каплей смертника по форме напоминает первые буквы его имени - Α (альфа), Υ (Ипсилон).

Восточные поэты (Навои, Фирдуоси) воспевали гиацинт как «локоны гурий» из-за мягкости и бахромы его лепестков.

Представить весенний сад без этого цветка невозможно, ведь издавна разведение тюльпанов считалось занятием достойным знатных, ясновельможных особ. Легенды о нем посвящены окраске.

Например, красный тюльпан считается символом верной любви таджикской девушки Ширин и бедного каменотеса Фархада.

Когда для Ширин пришло время замужества, она поставила ультиматум, что отдаст себя тому, кто за ночь выроет канал от реки к ее дому. Фархад устремился выполнять задание и почти закончил дело, однако подлый царевич, претендующий на руку девушки, обманул бедолагу, сказав, что уже согласовал дату свадьбы с Ширин. В отчаянии Фархад убил себя, ударившись головой об кирку, а из почвы, орошенной каплями его крови, выросли алые тюльпаны. Ширин же осталась девой, любя Фархада до кончины.

Многие пытаются проверить суеверие о желтом тюльпане: «Если раскрыть его бутон, то получишь счастье». Говорят, такое действие лишь единожды удалось ребенку, который просто искренне удивился красоте невиданного цветка. Тюльпан сам раскрыл малышу лепестки - и тот был счастлив!

Англичане верят, что разными оттенками тюльпаны когда-то наделили поселившиеся в саду у старой женщины феи. Когда она увидела маленьких гостей, мирно спящих в бутонах, не поленилась и высадила еще несколько рядов растений.

Видя заботу, окрасили тюльпаны и подарили им непревзойденный аромат. После смерти старушки сад неоднократно уничтожали ее алчные родственники. Феям пришлось убираться из негостеприимного места, а как только они улетели, цветы перестали благоухать.

Цветы выращивают с древнейших времен, для каждого народа они играли особую роль. Прекрасные бутоны вдохновляли людей на создание увлекательных легенд и мифов. Благодаря им каждое растение имеет свою неповторимую историю. К счастью, великое множество легенд сохранилось до нашего времени и у нас есть возможность ознакомиться с ними.

ФИАЛКА

Фиалка окутана огромным количеством легенд и историй. Мифы Древней Греции связывают происхождение цветка с богами Олимпа. Однажды к Зевсу обратилась за помощью одна из дочерей Атласа. Её преследовал Аполлон. Девушка просила Зевса спрятать и защитить её. Великий громовержец превратил её в цветок – прекрасную фиалку, и укрыл в тени кустов. Фиалка стала зацветать каждую весну и наполнять небесные леса благоуханием. И с тех пор стала символом весны и оживающей природы. Так бы она там и осталась, если бы не случай.

Попали фиалки на землю, когда в лесу дочь Зевса Персефону, собирающую их, похитил владыка царства мертвых. Вот как это было. Персефона обнаружила фиалки, растущие на склоне, и, поддавшись их очарованию, решила сорвать себе несколько цветков. Бог подземного царства мёртвых, Аид, проходя мимо, залюбовался красавицей Персефоной и против воли унес её в своё мрачное царство. Деметра, мать Персефоны, долго ждала свою дочь, и, не дождавшись, бросилась на поиски. Фиалки, которые уронила Персефона, найденные несчастной матерью у входа в подземное царство Аида, открыли ей тайну похищения дочери. Взмолилась Деметра, прося Зевса освободить дочь из царства мертвых, но Зевс не хотел ссориться с суровым Аидом и решил, что две трети года Персефона станет жить с матерью, наслаждаясь солнцем и светом, а оставшуюся треть, как царица мира мертвых, проводить со своим мужем.

После греков фиалка пользовалась популярностью у древних галлов, для которых она была символом невинности и скромности. Любовь перешла к потомкам галлов – французам. У них высшей наградой в поэтических соревнованиях была золотая фиалка.

ГИАЦИНТ

По древнегреческой легенде, юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что своей красотой затмевал богов Олимпа. Однажды он со своим другом Аполлоном состязался в метании диска. Аполлон метнул диск и случайно попал им в Гиацинта. А, может, и не случайно. Ведь это бог южного ветра Зефир так сильно подул, что диск отлетел в юношу Гиацинта. Удар оказался смертельным, и Аполлон, опечаленный трагической смертью друга, превратил капли его крови в прекрасные цветы – гиацинты. Есть более поздняя легенда, повествующая о временах Троянской войны, когда Аякс и Одиссей одновременно заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, и это настолько поразило Аякса, что он заколол себя мечом. Из капель его крови вырос гиацинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса - альфу и ипсилон.

ОРХИДЕЯ

Легенда об орхидеях берет свое начало из Новой Зеландии. Там жили племена маори, которые были уверены в божественном происхождении этих цветов. Еще до появления людей, повествует легенда, единственными видимыми частями Земли были заснеженные пики гор. Снег таял от солнца, и вода бурным потоком спускалась с гор, образуя водопады. Водопады неслись бурным потоком в моря и океаны, испаряясь, образуя облака. Эти облака совсем заслонили солнцу вид на землю. Солнце решило разрушить эту облачную стену. Пошел дождь, после которого образовалась радуга. Бессмертные духи – обитатели Земли, слетались к радуге, каждый нашел себе местечко на этом разноцветном мостике. Под их тяжестью радуга рассыпалась на огромное количество искорок. Искры, которые на лету были пойманы деревьями, превратились в орхидеи.

РОЗА

В древнегреческой культуре роза являлась символом богини красоты и любви Афродиты. Из мифов следует, что Афродита появилась на свет из морской пены. Именно из этой пены возник цветок – роза с белоснежными лепестками. Боги обрызгали цветок нектаром, который придал лепесткам чудесный аромат. А как же появилась красная роза? Афродита узнала, что ее любимый Адонис ранен смертельно. Богиня побежала к нему и не заметила, что бежала по острым шипам роз. Капли ее крови сделали цветок красным.

Есть еще индуистская история, которая рассказывает о том, как спорили боги Вишну и Брама. Причиной их разногласий были цветы, – какой цветок самый красивый? Брама, никогда не видевший розу, восхищался лотосом, а Вишну – нежной розой. Но когда Брама увидел розу, он согласился, что прекраснее этого цветка нет на свете.

ГЕРАНЬ

Восточная легенда о герани гласит, что давным-давно герань была ничем не примечательным цветком. Люди ее не любили, считали, что она не приносит никакой пользы, и даже радости от герани нет. Но однажды пророк Магомед повесил на этот цветок свою мокрую накидку, а герань подставила ее под теплые лучи солнца и быстро высушила. В знак своей благодарности Магомед покрыл растение благоухающими и хрупкими цветками.

АНТУРИУМ

По легенде, красный антуриум – это юная красавица, которая превратилась в цветок. А дело было так. Когда люди жили племенами, ими правил жестокий вождь. И захотел он взять в жены молоденькую девушку, однако избранница ему отказала. Но правитель, не привыкший к отказам, напал на деревню, где жила девушка и силой привел ее к себе. В день торжества в своем свадебном красном платье девушка бросилась в костер. Боги пожалели несчастную невесту и превратили ее в красный цветок антуриума. А ее деревню – в непроходимый тропический лес.

КАКТУС ЛОФОФОРА

Честно скажу, это название слышу впервые, хотя по виду этот кактус многим знаком. О нем рассказывает легенда индейского племени Тарахумары из Мексики: «…одинокий человек шел через пустыню и изнывал от жары, жажды и усталости. Вдруг он услышал голос, исходящий от земли. Человек увидел пейотль (кактус Лофофора – прим. автора) и услышал: «Я твой Бог, возьми меня и съешь». Человек взял этот кактус, съел и почувствовал, что силы вернулись к нему, и он благополучно дошел до своего племени». Вот такой цветок-спаситель.

ЦИКЛАМЕН

Легенда о цикламене связана с царем Соломоном. После того, как царь построил храм, он долго раздумывал над тем, как будет выглядеть его корона. Ему предлагали самые различные формы, но ни одна из них не нравилась. Однажды Соломон, отправившись на прогулку, обратил внимание на розовый цикламен, который притаился среди скал. Царь был восхищен красотой и скромностью этого растения и заказал корону, подобную форме цикламена. «Он будет напоминать мне о мудрости и простоте – качествах, необходимых для того, чтобы править государством», - решил Соломон.

  • В книге "Великан на поляне" (с. 101 - 103) найди и прочитай легенды о растениях, которые в народе называют "кукушкины слёзки" и "одолень-трава". Почему появились эти названия?

КУКУШКИНЫ СЛЁЗКИ

На лесной полянке сидел маленький Саша. Он рассматривал травинки, наблюдал за крошечными букашками, которых так много здесь и все такие разные.
Раздвинув стебли трав, Саша приятно удивился. Перед ним возникло растение, которого он никогда раньше не видел. Внизу у него были сочные зелёные листья, а наверху - много ярких розовых цветков.
Саша замер, рассматривая замечательную находку. Порадовавшись красавцу цветку, он не сорвал его, пожалел. И очень хорошо поступил. Ведь ему посчастливилось встретить редкое растение - ятрышник. В природе живут разные виды ятрышников. Все они очень красивы. Обитают ятрышники в лесах, зарослях кустарников, на лугах, по окраинам болот. Сильно страдают они от людей, которые рвут их, не жалея. Большой вред им приносит и скашивание травы.
Если тебе встретится ятрышник, не срывай его, пожалей красивый цветок, как пожалел его маленький Саша. Лучше рассмотри повнимательнее его длинные листья. Возможно, ты увидишь на них кое-что интересное - множество тёмных пятнышек. Они есть у некоторых видов ятрышников. Эти пятнышки люди заметили ещё в давние-давние времена. И тогда появилось поверье, что это не просто пятнышки, а следы от кукушкиных слёз. Кукушка, мол, не просто грустно кукует, она ещё и плачет, роняя горькие слёзы в траву. От её слёз будто бы и появляются пятнышки на листьях ятрышника. Из-за этого поверья ятрышник получил в народе ещё одно название - «кукушкины слёзки».
Впрочем, не только из-за этого. В народе верили, что и сам цветок появился на свет из кукушкиных слёз. Вот что рассказывает старинная легенда. У одной бедной женщины было трое сыновей, но таких ленивых и беззаботных, что она не захотела с ними жить, обратилась в птицу-кукушку и улетела в лес. Опомнились дети, побежали за матерью, зовут её назад. Но она не слушает, не хочет возвращаться. Так и не вернулась. А потом, когда обида прошла, стала горевать, жалеть покинутых детей и горько плакать. И там, где падали её слёзы, вырастали цветы - кукушкины слёзки.
Грустная история. Но сам ятрышник вряд ли о ней знает. И стоит себе, радостно глядя на мир яркими глазами- цветками. Давайте и мы порадуемся встрече с ним, одним из самых замечательных украшений нашей природы.

КАК ОДОЛЕЛИ «ОДОЛЕНЬ-ТРАВУ»

Наши предки-славяне называли кувшинку одолень-травой. Они верили, что это растение помогает одолевать беды, болезни и даже нечистую силу. Отправляясь в дальний путь, человек прятал у себя на груди кусочек корневища кувшинки. «Одолень-трава! - просил путешественник, - одолей ты злых людей... Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колоды...»
А теперь перенесёмся из далёкого прошлого в наше время.
По реке плывёт лодка. В ней отдыхают взрослые. Хорошо им. Ведь как это интересно и приятно - путешествовать на лодке. Но вот люди, плывущие в лодке, замечают недалеко от берега крупные белые цветки. Кувшинка! Цветков всего несколько, а как они украшают реку.
Подплыв к цветам, отдыхающие с весёлым смехом срывают их и направляются дальше.
И сразу как-то скучно становится в этом месте реки, пусто, неуютно без этих дивных цветков.
Печальна их судьба, так как вскоре, оставшись без воды, оторванные от материнского растения, они завянут и погибнут. А люди даже не подумают о том, что сделали что- то не очень хорошее, не совсем то, что можно и нужно. Не надо было срывать кувшинки. Вполне можно было бы просто полюбоваться ими и плыть дальше...
Кувшинка - растение замечательное! Она живёт в реках и речках с медленным течением. На дне спрятано корневище кувшинки, а крупные листья, словно отдыхая, лежат на воде.
Самое чудесное у кувшинки - цветок! Он большой, и в нём множество чистых, белоснежных лепестков.
Мало того, что цветки крупные и красивые, они ещё и ведут себя необыкновенно. В первой половине дня раскрываются, а к вечеру, между 16 и 19 часами, закрываются и погружаются в воду. В дождливую погоду цветки обычно вообще из воды не показываются.
Когда цветение заканчивается, цветок снова погружается в воду, где на его месте созревает удивительный плод. Он напоминает кувшин с очень коротким горлышком. Именно из-за него кувшинка получила своё необычное название.
Растение это уже стало редкостью. Можно прожить долгую жизнь, но так никогда и не увидеть белоснежную красавицу. А ведь за свою красоту кувшинка получила от народа высочайший титул - «царица вод». Ещё её называют водяной лилией, хотя, если разобраться, цветки кувшинки совсем не похожи на цветки настоящих лилий. Их объединяет только одно - необыкновенная, волшебная красота.
Может быть, и вправду кувшинка помогала нашим предкам одолевать разные беды. Но сейчас по вине людей она сама попала в беду. И теперь мы должны помочь исчезающему цветку.

  • Придумай сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое тебе нравится.

Легенда о винограде

Однажды ветер занёс в сад одного старика семечко дикого винограда. Прошло несколько недель и старик заметил в своём саду незнакомый росток. Он принёс воды, полил его и через некоторое время росток разросся и его новые молодые побеги стали стелиться по земле. Старик принёс ветки сухого дерева и сплёл ограду вокруг винограда. Растение окрепло, стало тянуться к солнцу и ему захотелось вырваться на свободу. Тогда Виноград обратился к Ветру: "Смог бы ты, друг Ветер, сломать мою ограду и выпустить меня на свободу?" Ветер гулял повсюду и видел много растений, которые растут без ограды, сами по себе, и решил исполнить просьбу Винограда. Он подул с такой силой, что сломал ограду и выпустил Виноград на свободу. Побеги вновь упали на землю, почувствовав свободу. Но недалеко от дома старика паслись коровы, они увидали зелёные побеги винограда и пришли попробовать молодое растение. В это время старик возвращался с поля и увидел, что нет его ограды, и что коровы хозяйничают на его участке. Он побежал и стал отгонять коров, которые вытоптали уже почти весь виноград. Старик принёс новые сухие ветки и смастерил новую ограду, прочнее прежней и подвязал оставшиеся ветки винограда к ограде. На следующее утро налетел ветер, стал трепать листья Винограда, но Виноград попросил его утихнуть, чтобы тот не сломал ограду. Ветер удивился и напомнил ему, что тот совсем недавно молил о свободе. Виноград ответил, что, когда о тебе есть кому позаботиться, это ценнее всякой свободы.

Ответы на вопросы с. 71

1. Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие - культурными.

Растения, которые растут в природе сами по себе, называются дикорастущими. Растения, которые выращивают люди, называются культурными.

2. Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

Люди выращивают культурные растения для своего питания (томат, картофель), для изготовления тканей (лён, хлопок), для животных (овёс), для красоты (розы, хризантемы).

3. Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?

↓ ↓ ↓

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Есть растения, что будут хорошо цвести в тяжелых условиях - хоть дома хоть на дворе. Понимая к какой разновидности относится цветок, надежно организовать надлежащий климат. Все известные цветы разделяются на классы. Иные возможно выращивать только на улице. Иные цветы получится развести исключительно в домашних условиях без улицы. Критичные условия выращивания складываются из контроля влажности атмосферы, интенсивности поступления воды в грунт и контроля безопасной температуры. Освещение есть одним из критичных составляющих.

Про то, как пришли на Землю цветы

“Сказка - ложь, да в ней намек”, - говорит народ.Во мраке и стуже будто-бы лежала когда-то Мать Сыра Земля - нигде не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило (бог солнца, весны и плодородия у древних славян): "Взглянем сквозь тьму кромешную, хорошо ль, пригожа ль она, придётся ль по мысли нам?" Он пронзил пламенем взора своего слои мрака, что лежали над спавшей Землёй. Сразу воссияло красное Солнце, полились жаркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля и нежилась в юной своей красе, будто невеста на брачном ложе. Жадно пила щедрые солнечные лучи, набираясь до полных краёв живоносной силой. Молвил тогда Ярило, посветлев мудрыми очами: "Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми..." Вот так будто бы и появились на нашей Земле цветы.

По древнеславянскому поверью, каждую весну пробуждается Ярило от долгого зимнего сна, садится на коней своих - на сизые тучи, хлещет золотой вожжой, палючей молнией Мать Сыру Землю. Мать-Земля от того просыпается, молодеет, красит лицо своё цветами и злаками, пышет силой, здоровьем. Всё оживает - и поля, и луга, и рощи, и дремучие леса. Ликует всё живое на Земле!

Про то, как пришли на Землю цветы, в народе вот еще что сказывают... Возвращался будто бы Иван-Царевич от Бабы Яги. Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону - радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые - от следов Ивана-царевича, а другие, злые и ядовитые, - это там, где Баба Яга ступала...

"Знаете ли вы, как растет трава? Много раз слышала я от стариков, рассказывающих бывальщины, что стоит припасть ухом к земле - и услышишь, как поднимается и шелестит, и скрипит, и стонет, набирает сил крохотный росток. Если крепко спишь на зорьке – этого не увидишь, не услышишь. Человеку трудно дается привычка вставать с солнцем. Но коль уж воспитал он в себе эту привычку, то будет вместе с зеленью, вместе с цветами радоваться утреннему пробуждению природы, и любой цветок – даже самый крохотный и самый неказистый, что поднялся у него на глазах, станет ему близок и дорог, он не сорвет его бездумно, чтобы тут же затоптать в пыли…Потому что сам будет причастен к великому таинству волшебницы Флоры."

По материалам книги В.С.Моложавенко "Тайна красоты" Легенды о цветах

Нарцисс.

О происхождении нарцисса существует миф. У речного бога Кефисса был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нём остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая ещё раз полюбоваться собою в воде.

Издали ирисы кажутся маленькими маячками, указывающими путь морякам. Проросли они, согласно поморской легенде, из слёз рыбачки, которая часто оплакивала разлуку с мужем.

В японских семьях в традиционный праздник мальчиков из цветов ириса готовят магический талисман, который должен вселить в душу юноши отвагу.

Там было много ярких роз

Редчайшей красоты.

Я удержать не в силах слёз,

Как вспоминаю те цветы.

По древней легенде роза родилась из пены,покрывшей тело Афродиты, выходившей из моря после купания. Боги обрызгали прекрасный цветок нектаром, придавший ему чудесный запах. Роза была белой, пока Афродита не узнала о своём раненом возлюбленном Адонисе.По пути в рощу Пифона, где умирал её любимый, Афродита поранила ноги о шипы розы. Капли крови окрасили белые розы в ярко-красные.

В другой легенде говорится о розе, созданной богиней Флорой.Флора,поражённая стрелой Амура, воспылала к нему любовью.Но Амур-Эрос избегал Флору. Тогда она решила сотворить цветок, сочетавший бы в себе смех и слёзы, грусть и радость.Увидев сотворённый прекрасный цветок , Флора пыталась выкрикнуть имя Эроса, но успела произнести только: "рос". Цветы, ростущие кругом, подхватили это слово. С тех пор цветок безответной любви называется РОЗОЙ.

Следующая легенда гласит о том, что роза появилась благодаря богине охоты Диане. Диана, приревновавшая Эроса к нимфе Розалии,лишила её жизни в колючем терновнике. Найдя нимфу, эрос безутешно оплакивал возлюбленную, и слёзы капали на терновник, растущий рядом. Куст расцвел белыми цветами.

Есть легенды, связанные с Амуром.Во время танца Амур опрокинул вино на белые розы и те окрасились в красный цвет.Когда Амур нюхал розу, его ужалила пчела. В гневе бог любви выстрелил в цветок, и у розы появились шипы из стрелы Амура.

Другая легенда гласит о том, что шипы появились на розе в тот момент, когда Вакх пытался овладеть нимфой.

Людям, которые увлекаются выращиванием цветов, будет интересно узнать, какие свойства приписываются тому или иному растению, какие легенды окружают тот или иной цветок.

Цветы с древних времен радовали человека, использовались лекарями, служили для украшения алтарей и для многих других целей. Не удивительно, что каждый цветок получал свою историю и наделялся сверхъестественными свойствами.

Так, легенда о розе гласит, что этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах, а лепестками усыпали путь победителей.

О лилиях также сложено много историй, мифов и легенд . Ее называют повелительницей цветов и всегда связывали с чистотой и невиностью. Свое имя она получила от древних слов, означающих «белый-белый». В средние века в Европе считали, что этот цветок способствует превращению металлов в золото.

Кувшинка — не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.

Легенда рассказывает, что в бутоне тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться. Только детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

На Востоке хризантему называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце, но не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю.

«Когда я радостен — пишу орхидеи. когда сердит — пишу бамбук», — говорил один буддистский монах. Тонкость и чувствительность человека поэтически сравнивалась с тонкими листьями орхидеи , реагирующими на малейшее дуновение ветра.

Существует легенда, что папоротник цветет только раз в году в ночь на Ивана Купала, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдет волшебный цветок папоротника , станет мудрым и счастливым в жизни.

Есть легенды и о происхождении цветов в целом. Согласно одной из них, цветы жили в Раю, но однажды заметили, что горе и печаль одолевают людей. Спустившись на Землю, они усеяли ее таким разнообразием, что эти чудесные краски и упоительное благоухание стало приносить утешение людям.

Конечно, все это плод человеческой фантазии, но, согласитесь, приятно знать, что у цветка, который растет на вашем садовом участке , такое богатое, уходящее корнями в глубину веков, прошлое.

Греческие мифы это повествование о богах и героях, о жизни и смерти, о животных и цветах , пришедшие к нам из глубины веков. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Мифы древней Греции представляют собой куда более широкую область применения, чем мы привыкли считать. Они являются не только уникальным феноменом древней литературы, имеют близкую связь с историей и искусством, а так же показывают процесс развития человека. Внимательно исследовав мифологию, не сложно отследить эволюцию сознания человека, совершенствование его культуры, философии и даже прикладной ежедневной деятельности.

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Деметры в окружении цветов , о которых сложено множество мифов , Афины Паллады воительницы, относятся к древнейшему хтоническому периоду. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы гомеровской мифологии. В дальнейшем приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать ее географическое распространение (так называемая географическая мифология) и исторические особенности тех или иных местностей, к которым приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене к Спарте и др. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора греческой мифологии получает то или иное оформление и использование.

Философы древности, понимая под богами те или иные философские категории, строили на них целую систему философии. Платон и Аристотель рассматривали греческую мифологию в качестве художественной формы или одной из форм наивного народного мышления. Для стоиков греческая мифология имела также аллегорический смысл. Для эпикурейцев боги особого рода существа, возникшие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной, безоблачной жизни. Скептики, отрицая познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологических существ.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов.

Будучи в течение тысячелетий формой осознания бытия и природы, мифология Древней Греции рассматривается современной наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, ее страданиях и радостях.