Творческого потенциала и стремление к. Современные проблемы науки и образования


Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент есть несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3) умственные способности.

Р. Стернберг (58) указывает, что процесс творчества возможен при наличии трех специальных интеллектуальных способностей:

Синтетической способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления;

Аналитической способности, позволяющей оценивать стоят ли идеи дальнейшей разработки;

Практически-контекстуальной способности убедить других в ценности идеи.

Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух остальных может привести к ярко представленным, но «недоброкачественным» идеям. Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния.

Креативность, с точки зрения Стернберга, предполагает способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность (терпимость) к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук (25), опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1) способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3) способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4) способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5) способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7) гибкость мышления;

8) способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9) способность включать вновь воспринятые сведения в имеющиеся системы знаний;

10) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11) лёгкость генерирования идей;

12) творческое воображение;

13) способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников (20), основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1) реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;

2) умение видеть целое раньше частей;

3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать, а самостоятельно создавать альтернативу;

4) экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Педагоги-ученые и практики Г.С. Альтшуллер, В.М. Цуриков, В.В. Митрофанов, М.С. Гафитулин, М.С. Рубин, М.Н. Шустерман (14; 16; 17; 20; 30; 48; 53; 54), занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1) способность рисковать;

2) дивергентное мышление;

3) гибкость в мышлении и действиях;

4) скорость мышления;

5) способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

6) богатое воображение;

7) восприятие неоднозначности вещей и явлений;

8) высокие эстетические ценности;

9) развитая интуиция.

В.И. Андреев (3) предложил структурную модель, позволяющую выделить следующие укрупненные компоненты (блоки) творческих способностей личности:

1. мотивационно-творческую активность и направленность личности;

2. интеллектуально-логические способности личности;

3. интеллектуально-эвристические, интуитивные способности личности;

4. мировоззренческие свойства личности, способствующие творческой деятельности;

5. способности личности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности;

6. коммуникативно-творческие способности личности;

7. результативность творческой деятельности.

На наш взгляд методики данных ученых больше подходят для детей старшего школьного возраста. Поэтому рассмотрим, какие способности выделили другие ученые.

У Л.Д. Столяренко (43) выделены следующие способности, характеризующие креативность: пластичность (способность продуцировать множество решений), подвижность (быстрый переход от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения), оригинальность (порождение неожиданных, небанальных, нетривиальных решений).

Известный американский психолог Д. Гилфорд (28) выделил 16 таких интеллектуальных способностей. Среди них: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией), законченность (способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид).

Дальнейшее развитие проблема получила в работах П. Торренса (58). Его подход основывается на том, что к способностям, обусловливающим творчество, относятся: легкость, которая оценивается как быстрота выполнения задания, гибкость, оцениваемая как число переключений с одного класса объектов на другой, и оригинальность, оцениваемая как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В этом подходе критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность: беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки заданий. По мнению Торренса максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании триады факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации.

В психологии принято связывать способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческое мышление характеризуют ассоциативность, диалектичность и системность.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления. Еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность, т.е. способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ряд ученых (15; 27; 37; 55; 57; 58) основывается на связи творческого мышления с ассоциациями. С. Медник отмечает, что мышление считается тем более творческим, чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, они должны в свою очередь отвечать требованиям задачи и характеризоваться полезностью. Путями креативных решений, основанных на ассоциациях, являются: интуитивная прозорливость, нахождение сходства межу отдельными элементами (идеями), и опосредование одних идей другими.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности. Многие из исследователей выделяют в творческом поведении мотивацию, ценности, личностные черты индивида. Под влиянием мотивации показатели креативности возрастают.

К.М. Гуревич, Е.М. Борисова (1) отмечают, что существуют точки зрения на мотивацию креативности как на стремление к риску, к проверке предела своих возможностей и как на попытку наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные виды деятельности, применить новые способы деятельности.

А.М. Матюшкин (30) полагает, что для творчества необходима мотивация достижений. Согласно Я.А. Пономареву (36), в основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира. Особенности мотивации творческой личности усматриваются им в удовлетворении не столько достижением результата творчества, сколько в самом процессе, стремлении к творческой деятельности.

Существует также особый подход, который связывает уровень интеллекта и уровень творческих способностей на совершенно иной основе. Согласно этому подходу, представленному М.А. Воллахом и Н.А. Коганом (28), личностные особенности ребенка-школьника зависят от различного сочетания уровней интеллекта и креативности.

Мы в своем исследовании придерживались мнения, что для оптимального проявления творческих способностей когнитивная и мотивационная сферы личности должны взаимодействовать как органичное целое.

Нельзя не учитывать социальную среду, в которой формируется личность. Более того, ее необходимо активно формировать. Поэтому развитие творческих способностей зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени имеется у каждого человека. Вся окружающая среда должна способствовать развитию творческих способностей. В.Н. Дружинин отмечает, что «формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде» (17,231). Например, М. Волах и Н. Коган (28) высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа. По их мнению, для проявления креативности нужна непринужденная, свободная обстановка, обычные жизненные ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.

Д.Б. Богоявленская (7,64) выделила единицу измерения творческих способностей, названную «интеллектуальной инициативой». Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в «продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком».

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей показал, что до сих пор не выработан единый подход к оценке творческих способностей. Несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как обязательные компоненты творческих способностей. В качестве критерия выступает создание нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др. Практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации, способность к постановке собственной цели.

Исходя из анализа различных подходов к проблеме развития творческих способностей, мы выделяем основные направления в развитии творческих способностей младших школьников: применение методов организации и мотивации творческой деятельности, развитие воображения и развитие качеств мышления.

Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.

Характерной чертой творческого потенциала личности является его избыточность по отношению к реализации, наличие "запаса" возможностей. Последнее является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы.

Каждый человек рождается с уникальными способностями, определенными склонностями к каким-то видам деятельности и талантам. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Творческое начало рождает в сознании человека воображение, фантазию. Это начало есть ничто иное, как стремление всегда развиваться, идти вперед, достигать совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, преобладания бессознательного над сознанием и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно породить гениальность в человеке.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления (в зависимости от условий как детского, так и дальнейшего развития, может или развиваться, или притупляться), его физические данные и темперамент.

Составляющие творческого потенциала

Базовой составляющей творческого потенциала являются:

1) специальные знания

2) широта кругозора

3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству.

Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный творческий процесс. Иногда для решения какой-либо задачи необходимо просто "подтянуть" базовые знания. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся "пусковым механизмом" творческого процесса.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

1. Коммуникативным.

2. Аксиологическим.

3. Гносеологическим.

4. Творческим.

5. Художественным потенциалом.

В педагогике активное изучение творческого потенциала началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил. Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения.

Исходя из работ Л.А. Даринской, творческий потенциал - это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности». Творческий потенциал учащегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:

стремление значимости собственной личности (самореализацию);

творческий подход к учебной деятельности; творческую активности в учебной деятельности;

способность к самовыражению;

рефлексию собственной жизнедеятельности;

ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве.

В справочнике «Культура и культурология» дается следующее толкование понятию «творческий потенциал»: «Творческий потенциал- совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности».

Если мы обратимся к «Большому толковому социологическому словарю» то найдем следующее определение: «Творческий потенциал (creativity) - аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач. Творческая способность предполагает дивергентное мышление, обычно требуя как можно большего числа ответов на простую ситуацию».

Из этого следует вывод, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует.

В контексте данной работы целесообразно использовать толкование «творческого потенциала»,которое дает нам «Энциклопедический словарь по психологии и педагогике»: Творческий потенциал (общеславянск. «творъ» - вид, существо, творение потенциал) - аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному мышлению.

Формированию творческого потенциала следует уделять внимание с раннего возраста. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное. Большую роль в формирование творческого потенциала играет школа.

Педагог-психолог Наумова Н.Е выделяет следующую структуру творческого потенциала у школьников.

Творческий потенциал включает компоненты:

  • -мотивационно-целевой;
  • -содержательный;
  • -операционно-деятельностный;
  • -рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

Развитие творческого потенциала учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Но « ключевым» моментом в развитие творческого потенциала младшего школьника является внеклассная работа. Именно об этом и пойдет речь в третьем пункте работы.

Таким образом, совокупностью качеств, с помощью которых осуществляется развитие творческого потенциала, обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода.

  1. Противоречия
  2. Актуальность проблемы
  3. Цель и задачи
  1. Основная часть
  1. Диагностика развития творческого потенциала учащихся
  1. Ожидаемые результаты
  1. Основные задачи для достижения результатов
  2. Планируемые образовательные результаты
  1. Заключение
  1. Введение

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: мы должны учить креативности точно так же, как и чтению, математике и другим предметам.

  1. Противоречия

В современных научно-методических и практических исследованиях не определена эффективная модель образовательного процесса по развитию творческого потенциала учащихся, не выявлены оптимальные механизмы ее реализации. Нет достаточно четких, систематизированных условий оптимизации заявленной педагогической системы в учебном процессе, который ориентирован на требования новой личностной парадигмы образования, ставящей во главу угла развитие личности ребенка; отсутствуют программы по развитию творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления интеллектуально-творческой деятельности.

Таким образом, в настоящее время сложились противоречия :

Между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений;

Между нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность и неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития, способствующих воспитанию необходимых установок в деятельности ребенка по осознанию ценности обретения творческого опыта в интеллектуальной сфере деятельности и необходимостью проведения этой работы в связи с требованиями, предъявляемыми к современной школе;

Между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно, и отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы не формированию у учащихся нормативных знаний, а формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств, обеспечивающих возможность реализации интеллектуально-творческого потенциала.

1.2. Актуальность проблемы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.

Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. Но сегодняшняя система образования испытывает острый дефицит в опыте творческой деятельности , и возникает необходимость в создании новых педагогических программ и методик, которые будут содержать компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста. А так же, следует уделить особое внимание развитию индивидуальных творческих способностей подрастающего поколения.

Решение этой проблемы предполагает увеличение числа классов с углубленным изучением отдельных предметов в области гуманитарных, естественно-математических, технических дисциплин, дифференциацию учебно-воспитательного процесса во всех школах страны, внедрение методик развития творческих способностей у учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам.

  1. Цель работы - обзор средств и методик развития творческого потенциала учащихся среднего звена (5-9 классы) на уроках по культурологическим дисциплинам (музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществоведение и т.д.).
  1. Основная часть
  1. Творческий потенциал и его развитие .

Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в обучении. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно, реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Развитие творческого потенциала учащихся включает в себя следующие компоненты:

  • расширение общего кругозора и эрудиции детей, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;
  • овладение учащимися умственными и практическими умениями;
  • диагностика творческих способностей личности;
  • контроль знаний и умений со стороны учителя;
  • актуализация знании, умении, творческих способностей личности.

Исходной предпосылкой для развития способностей у учащихся начального и среднего звена служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии соответствующих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах (отсутствие должного внимания со стороны родителей и учителей, небольшая практика, поверхностные теоретические знания и т.д.). Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, (но не при полном) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов - создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно.

  1. Структура творческого потенциала

Творческий потенциал включает компоненты:

Мотивационно-целевой;

Операционно-деятельностный;

Рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

Мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

Мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности.

Операционно-деятельностный компонент основан на организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

  1. Использования средств и методик для развития творческого потенциала личности на уроках по культурологическим предметам

Для успешного развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам я применяю ряд основных методик организации учебного познавательного процесса:

Основные методики организации учебного процесса

Виды работы/деятельности

работа с текстом

а) пересказ, поиск ответов на поставленные вопросы, и составление вопросов к тексту;

б) пересказ «от первого лица», при котором ученику предлагается рассказать историю от собственного имени;

в) разыграть текст «по ролям» (театрализованное представление песни - клип);

г) в 7-9 классах работа с дополнительным источником при написании рефератов, выступлений, проектов.

работа с письменными заданиями различного типа

а) различные типы тестов: закрытые, полуоткрытые и открытые, когда ученик сам дописывает правильные варианты ответов

б) задания типа «Допишите по смыслу» и «Вставьте пропущенные слова», «Дайте определение понятию» или «Подберите к определению соответствующий термин»

в) задания на построение логических цепочек: вставить недостающее звено, достроить логический ряд, определение личности, понятия или термина по описанию или примеру

г) задания на определение логических пар и соотношение: «Соедините по смыслу», «Подберите соответствие», «Определите тождество понятий»

д) задания на подбор синонимов, антонимов, паронимов, рифмы к словам

е) составление из одного сложного слова нескольких мелких простых слов, решение шарад из слов

ж) игра в «Поле чудес»

з) заполнение таблиц

и) разгадывание ребусов, кроссвордов, сканвордов и т.д.

работа с иллюстративным материалом и художественное творчество

а) создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов;

Б) работа в специальных рабочих тетрадях;

в) создание графиков, диаграмм, статистических развёрток, визуальных моделей по графикам

Большая роль уделяется методике работы с техническими средствами обучения. По своему назначению и особенностям использования в обучении учебно-информационные материалы подразделяются на:

  • демонстрационные (диафильмы, диапозитивы, видеозаписи и др.);
  • контрольно-проверочные (тесты, стандартизированные вопросы и задачи, контролирующие программы и др.);
  • контрольно-обучающие (обучающие программы, программы тренажа);
  • алгоритмизирующие.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Таким образом, необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизульных средств могут воздействовать на различные органы чувств, является несомненной.

Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умению работать с первоисточниками.

Исследовательские работы часто требуют родительского участия, но при этом важным условием является разъяснение сути методов проектов и его значимости для развития личности детей. Родителям необходимо раскрыть основные этапы проектной деятельности и формы их возможного в ней участия, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций.

Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

Исследовательский метод даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях, формирует лидерские черты творческой личности и является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературно - музыкальных вечеров. Ребята делятся на группы, распределяют обязанности, самостоятельно подбирают музыкальное оформление, готовят театральные постановки (сказки народов Поволжья), с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют. Такая работа способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения.

  1. Диагностика развития творческого потенциала учащихся.

Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми.

КРЕАТИВНОСТЬ определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и. наконец, формулирования и сообщения результата решения (1974 г.). Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок.

В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

(приложение №1)

  1. Ожидаемые результаты

3.1. Основные задачи для достижения результатов

Развивать у учащихся:

1) стремление к получению новых знаний на уроках по культурологическим предметам;

2) способность к самостоятельному добыванию знаний и исследованию научных фактов;

3) умение использовать полученные знания на практике;

4) творческие способности и инициативу.

3.2 . Планируемые образовательные результаты

1. Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности.

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

3. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей.

4. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

5. Создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если:

Будут найдены педагогически стимулирующие факторы и новые методические подходы, адекватные особенностям возрастного развития и интеллектуальному опыту учащихся, повышающие продуктивность мышления;

За счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности;

Учебная информация будет рассматриваться педагогом и учащимся как культурно-образовательный материал, отражающий интеллектуальное и научное наследие человечества и имеющий открытый характер;

Учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества;

Результат интеллектуального труда будет оцениваться им самим и педагогом как самоценный продукт, отражающий динамику его мыслительной деятельности, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития.

  1. Заключение.

При выборе средств и методов работы по развитию творческого потенциала учеников среднего звена на уроках по культурологическим дисциплинам педагог должен опираться на простые универсальные методики работы с текстом, иллюстративным материалом и др.

Существенным минусом современной системы образование является противоречие, связанной с основной целью образовательного процесса: с одной стороны, школа должна готовить будущих специалистов в различных областях, прежде всего обучать и давать необходимый объём знаний, а с другой стороны формировать личность ребёнка, которая может развиваться самостоятельно, самостоятельно познавать и воспринимать окружающий мир.

Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании, интеграции содержания и подходов, использование новых технологий развивающего обучения, специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении, создании постоянных и проблемных творческих групп (лабораторий) для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.

  1. Список используемой литературы

1.Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.

2.Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие / Т.Б. Алексеева. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. - 301 с.

3.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

4.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

5. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.

6. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.

Электронные ресурсы:

1. Материалы сайта http://www.allbest.ru/ ;

2.Материалы сайта http://www.prescol.km.ru/

3.Материалы сайта lib.direktor.ru

4.Материалы сайта www.vestniknews.ru

Приложение №1

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.

Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость» - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

· рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

· рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

· осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

· Субтест 1 - оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом - рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

· Субтест 2. - обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1. - цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. - буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3. - цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4. - буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5. - цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. - ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. - цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. - цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. - цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. - цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

· Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» - выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

· 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

· 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект - «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

· 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

· 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

· 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

· 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

· 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность » - отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

· 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков - все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

· 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе - одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

· 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет - по одному новому баллу за каждый цвет.

· 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Подписи к слайдам:

Средства развития творческого потенциала учащихся средней ступени на уроках по культурологическим предметам Выполнила: Даньшина Алёна Ивановна, у читель музыки и ИЗО ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г. о. Новокуйбышевск

содержание 1 . Введение 1.1. Противоречия 1.2. Актуальность темы 1.3. Цель и задачи 2. Основная часть 2.1. Творческий потенциал и его развитие 2.2. Структура творческого потенциала 2.3. Использования средств и методик для развития творческого потенциала личности на уроках по культурологическим предметам 2.4. Диагностика развития творческого потенциала учащихся 3. Ожидаемые результаты 3.1. Основные задачи для достижения результатов 3.2. Планируемые образовательные результаты 4. Заключение 5. Список используемой литературы

Противоречия между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств И И И

Актуальность проблемы система образования испытывает острый дефицит в опыте творческой деятельности, и возникает необходимость в создании новых педагогических программ и методик, которые будут содержать компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста Решение этой проблемы предполагает внедрение методик развития творческих способностей у учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам.

Цель работы – обзор средств и методик развития творческого потенциала учащихся среднего звена (5-9 классы) на уроках по культурологическим дисциплинам (музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществоведение и т.д.).

Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. компоненты:  расширение общего кругозора и эрудиции детей, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;  овладение учащимися умственными и практическими умениями;  диагностика творческих способностей личности;  контроль приобретениями навыков стороны учителя;  актуализация знании, умении, творческих способностей личности

Структура творческого потенциала мотивационно-целевой; содержательный; операционно- деятельностный; рефлексивно-оценочный Методики организации учебного познавательного процесса работа с текстом работа с письменными заданиями различного типа работа с иллюстративным материалом и художественное творчество работы с техническими средствами обучения и сследовательский метод в неклассная работа

Диагностика развития творческого потенциала учащихся (тест П. Торренса) Ожидаемые результаты Основные задачи для достижения результатов Развивать у учащихся: 1) стремление к получению новых знаний на уроках по культурологическим предметам; 2) способность к самостоятельному добыванию знаний и исследованию научных фактов; 3) умение использовать полученные знания на практике; 4) творческие способности и инициативу. Планируемые образовательные результаты 1. Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности. 2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству. 3. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей. 4. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. 5. Создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Заключение При выборе средств и методов работы по развитию творческого потенциала учеников среднего звена на уроках по культурологическим дисциплинам педагог должен опираться на простые универсальные методики работы с текстом, иллюстративным материалом и др. Существенным минусом современной системы образование является противоречие, связанной с основной целью образовательного процесса: с одной стороны, школа должна готовить будущих специалистов в различных областях, прежде всего обучать и давать необходимый объём знаний, а с другой стороны формировать личность ребёнка, которая может развиваться самостоятельно, самостоятельно познавать и воспринимать окружающий мир.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ