Назначение огнепроводного шнура, марки шнура, устройство шнура, и порядок проверки скорости горения шнура, правила хранения и порядок обращения с ним. Фитиль, назначение и устройство


Огнепроводный шнур (схема)

Типы

Существует несколько типов ОШ - фитиль, стопи́н, виско, бикфордов шнур.

Фитиль представляет собой хлопчатобумажный или льняной жгут, пропитанный селитрой или крепкой щёлочью, что даёт ему возможность медленно и устойчиво гореть без пламени со скоростью 1 см за 1-3 минуты .

Пороховой скотч - липкая с одной стороны лента, к которой тонкой дорожкой приклеены зерна пороха. Распространение получил в середине 1990-х в качестве фитиля для запуска фейерверков. В основном применяется для одновременного или последовательного запуска наземных огненных фигур. Скорость горения от 1 до 3 метров в секунду, в зависимости от типа используемого пороха.

Стопиновый привод - стопин пороховой, заключённый в бумажную трубку. Служит для быстрой передачи огня поскольку скорость его горения более 1 метра в секунду.

Все названные типы шнуров очень уязвимы к влаге, кроме этого, дают слабый форс пламени.

История

Изобретение английским инженером Уильямом Бикфордом нового типа шнура позволило повысить надёжность передачи импульса. В бикфордовом шнуре стопин, покрытый пороховой мякотью, заключён в двойную текстильную оплётку, верхний слой которой для защиты от сырости пропитан битумом. Стопин обеспечивал устойчивость горения шнура, пороховая мякоть достаточную силу пламени, двойная оплётка гибкость и целостность сердцевины, битум, кроме защиты от сырости, также позволял пороховым газам при горении прорываться наружу, а кислороду поступать в зону горения . Собственного кислорода горючему составу не хватало, так как в нём было низкое содержание селитры - основного поставщика кислорода. Однако бикфордов шнур имеет ряд недостатков, не отвечающих современным требованиям надёжности и безопасности: он гаснет в воде, скорость горения нестабильна, битум при низких температурах трескается и теряет свои качества.

В современном огнепроводном шнуре стопин заменили направляющей нитью, скрученной из трёх хлопчатобумажных ниток, каждая из которых имеет различную пропитку. Это обеспечивает достаточно точное выдерживание скорости горения шнура. Пиротехнический состав, которым заполняется шнур, не нуждается во внешнем кислороде, поэтому шнур горит без открытого пламени и может гореть даже в воде.

Огнепроводный шнур

В СССР выпускали три марки ОШ:

  • ОША - с асфальтированной оплёткой
  • ОШДА - с дважды асфальтированной оплёткой
  • ОШП - с пластиковым покрытием

Наружный диаметр ОШ 4-6 мм. Скорость горения постоянна, всегда составляет около 1 см в секунду, что позволяет подрывникам установить время до взрыва по длине шнура. Передача горения между соприкасающимися отрезками шнуров невозможна.

В бытовой пиротехнике большое распространение получил китайский огнепроводный шнур виско (visco fuse). Он состоит из двух оплеток хлопчатобумажных ниток, внутрь которых заплетён химический состав. Сверху он покрыт нитролаком. Бывает очень много различных цветов - зелёный, красный и красно-бело-синий и.т.д. Цвет виско фитиля определяет его различные характеристики горения. К примеру скорость горения зелёного шнура 1 см/сек. Данный шнур хорошо держит горение, способен гореть под водой, а также передаёт горение между соприкасающимися отрезками. Наружный диаметр шнура 1/16 дюйма.

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

"Огнепроводный" или "Бикфордов" шнур? September 1st, 2018

В непрофессиональных источниках (газеты, журналы, художественная литература, кинофильмы, и даже некоторые военные издания) это средство взрывания обычно называют "бикфордов шнур". Однако, как правило, применение названия "бикфордов шнур" к современному средству передачи огневого импульса к капсюлю-детонатору неправомерно и ошибочно в принципе. С тем же правом можно автомобиль называть каретой, пистолет револьвером, многоквартирный дом избой, журнал газетой, буклет книгой и т.п.

Общее между современным "огнепроводным шнуром" и старинным "бикфордовым шнуром" только то, что они имеют одно и то же предназначение - передавать форс огня на капсюль-детонатор или пороховой заряд, некоторая схожесть конструкции и внешнего вида.

Прежде чем рассказать о конструкции и различиях обеих типов шнуров стоит несколько углубиться в историю, рассмотреть предысторию.

Вообще, подрывное или минное дело появилось практически одновременно с изобретением пороха. Даже можно сказать, что подрывное дело появилось раньше огнестрельного оружия. История открытия пороха не описана достаточно достоверно в исторических источниках. Как одна из версий есть версия открытия пороха жителями северной Африки, где имелись выходы на поверхность селитры. Скотоводы разводили костры, после которых оставались угли. Дожди смачивали землю, растворяли селитру, которая в растворе пропитывала древесный уголь (остатки костров). Таким образом получался естественный порох. При попытке повторного разведения костра на таких углях происходил взрыв этого естественного пороха. Кто-то обратил на это внимание. Так появился порох. Впрочем это только версия. Достоверных письменных источников об изобретении пороха не имеется.

Достоверно известно, что в позднее средневековье порох применялся не только в огнестрельном оружии, но и для взрывания стен и башен замков. В русском войске в XVI веке существовали специальные подразделения для производства взрывов. Специалистов подрывного дела называли "горокопами" (от слова "горн" - подземная полость для размещения в ней порохового заряда). При осаде Казани в 1552 году русские горокопы сделали несколько подкопов под стены крепости и произвели несколько взрывов. Так 4 сентября они взорвали Муралеевы ворота казанского кремля, 2 октября взорвали стык стены кремля и крепости между Аталыковыми и Тюменскими воротами кремля, 2 октября стену у озера Гузеева и 3 октября стену между Ногайскими и Спасскими воротами крепости. Татары не смогли удержать оборону в проломах и Казань пала. В качестве взрывчатого вещества применялся черный дымный порох, а передача пламени осуществлялась по пороховой дорожке насыпанной от заряда на безопасное удаление.


Однако с развитием военного дела и все более широким применением минно-подрывных работ такой способ взрывания не мог удовлетворять потребностям. В подземных ходах обычно довольно сыро, не всегда возможно отсыпать сплошную дорожку пороха (например, из за ступенчатости выработки), сквозняки могли сдуть части дорожки. Способ установки на заряд горящей свечи был также ненадежен (свечу могло задуть) и крайне опасен (искра, упавший вниз тлеющий остаток фитиля могли вызвать преждевременный взрыв).

Первой попыткой усовершенствовать огневой способ взрывания (тогда единственный) было изобретение кожаного рукава. Из кожи сшивалась длинная трубка, которая набивалась порохом. Ее можно считать предтечей бикфордова шнура.

Несколько позднее был предложен так называемый "стопин", тонкий шнурок, пропитанный смесью селитры с порохом. Стопин нашел также широкое применение в освещении дворцов и театров. Перед началом спектаклей, балов требовалось одновременно поджечь большое количество свечей, да еще и размещенных на высоко подвешенных люстрах. В таких случаях фитили всех свечей соединяли между собой тонким стопином, а конец стопина опускали вниз. Достаточно было поджечь его, как огонек обегал все свечи, поджигая их.


Однако для всех этих изобретений общим недостатком оставалась доступность влаги к пороху и селитре. Селитра довольно активно впитывает воду из воздуха и теряет способность к воспламенению. Надежность и рукава с порохом и стопина были неудовлетворительны. Кроме того, стопин выдавал довольно слабый форс пламени.

Английский инженер Бикфорд (D.Bickford) во второй половине XIX века предложил объединить стопин с пороховым рукавом, кожу заменить текстильной оплеткой, а для защиты от сырости пропитать оплетку асфальтом. Так родился бикфордов шнур. На рисунке схематично представлена конструкция бикфордова шнура (без соблюдения масштаба и пропорций). Стопин обеспечивал устойчивость горения шнура, пороховая мякоть достаточную силу пламени, двойная оплетка гибкость и целостность сердцевины, асфальт защиту от сырости. Асфальт был предложен Бикфордом еще по одной причине. Когда огонь уходит далеко от начала шнура, то может не хватить кислорода для поддержания горения (образующиеся пороховые газы закрывают доступ кислороду извне). Плавящийся и прогорающий от высокой температуры асфальт, теряет прочность, что позволяет пороховым газам прорываться наружу, а кислороду поступать в область горения.


Бикфордов шнур использовался в подрывном деле до начала Второй Мировой войны. Массовое применений подрывных работ в ходе войны, особенно плохо обученным личным составом, ярко выявили ранее неприметные, но весьма существенные недостатки бикфордова шнура:
1. Шнур гаснет под водой из-за недостатка кислорода.

2. Скорость горения шнура нестабильна из-за особенностей пороховой мякоти (различная степень влажности различных участков, различная плотность разных участков), из-за чего трудно рассчитать длину шнура для подрыва заряда через заданные промежуток времени).

3.Открытые концы шнура необходимо защищать от сырости, иначе при поджигании шнур может дать отказ.

4.Асфальт при низких температурах растрескивается и не обеспечивает герметичности шнура, и защиту его от сырости.

5.В шнурах, изготовленных во время войны, из-за снижения качества резко участились случаи так называемого "прострела", т.е. мгновенной передачи пламени на какой-то части шнура, что вело к преждевременным взрывам зарядов ВВ.

Эти существенные недостатки бикфордова шнура уже во второй половине войны побудили инженеров к созданию нового типа шнура для огневого способа взрывания. В результате сначала частичных изменений в конструкции, а затем и более радикальных появился новый тип шнура, который получил название "Огнепроводный шнур".


Прежде всего отказались от пороховой мякоти. Ее заменил пиротехнический состав на основе нитроглицеринового пороха. В процессе горения состава вырабатывается кислород, что обеспечивает устойчивое горение шнура и под водой на глубинах до 5 метров (реально и на гораздо больших глубинах). Стопин заменили направляющей нитью, скрученной из трех хлопчатобумажных ниток, каждая из которых имеет различную пропитку. Это обеспечивает достаточно точное выдерживание скорости горения шнура, предотвращает затухание горения и препятствует явлению прострела. Тип оплетки сменился с радиального на диагональное, причем смежные слои оплетки имеют разное направление плетения, что обеспечивает более высокую прочность, гибкость шнура. Число слоев оплетки стало не два, а три или пять. Асфальт стал покрывать не только верхний слой оплетки, а и промежуточные. Шнур, имеющий пять слоев оплетки стал именоваться "шнур двойного асфальтирования". Несколько позднее, в середине пятидесятых годов внешний слой асфальта заменили пластиком.

Огнепроводный шнур, пока не нарушена целостность направляющей нити, в отличие от бикфордова шнура, погасить невозможно. Это невозможно в принципе.

В СССР (а теперь в России) огнепроводный шнур выпускается трех основных типов:

*ОША - огнепроводный шнур асфальтированный с хлопчатобумажной оплетке. Цвет его темно-серый. Скорость горения 1см. в сек (плюс минус 7%). Диаметр 4.8-5.8 мм. Поставляется в бухтах длиной 10м.
*ОШДА - огнепроводный шнур двойного асфальтирования с хлопчатобумажной оплетке. Цвет его темно-серый. Скорость горения 1см. в сек (плюс минус 7%). Диаметр 5-6 мм. Поставляется в бухтах длиной 10м.Рекомендован для применения в сырых местах и под водой.
*ОШП - огнепроводный шнур в пластиковой оболочке. Цвет его белый. Скорость горения 1см. в сек (плюс минус 5%). Диаметр 5.0 мм. Поставляется в бухтах длиной 10м. Рекомендован для всех случаев. Выпускается также его модификация со скоростью горения 0.278 см. в сек. Такой шнур имеет цвет оболочки синий.

источники


Огнепроводный шнур или ОШ, иногда бикфордов шнур, служит для передачи на расстояние импульса в виде луча пламени. Огнепроводный шнур представляет собой гибкую оплетку из хлопчатобумажных (льняных) нитей или из полимерного материала (пластиката), содержащую слабоспрессованную сердцевину из мелкозернистого дымного пороха. Оплетка покрывается влагонепроницаемым составом.

Основными типами огнепроводного шнура являются:

— ОШП, огнепроводный шнур пластикатный (покрыт полихлорвиниловым пластиком) имеет белый цвет оболочки.
— ОШДА, огнепроводный шнур двойной асфальтированный (серо-черный).
— ОША, огнепроводный шнур асфальтированный (серо-черный).

Огнепроводный шнур имеет наружный диаметр 5.6 мм, скорость горения при атмосферном давлении около 1 см/с (под водой шнур горит быстрее). Шнуры ОШП и ОШДА имеют усиленную влагоизоляцию и применяются для работы во средах и под водой. Шнур ОША имеет менее надежную влагоизоляцию и поэтому применяется только в сухих местах.

Огнепроводный шнур ОШП.

Для выполнения подрывных работ с помощью огнепроводного шнура применяются зажигательные трубки, состоящие из лучевого (обычно №8) и вставленного в него отрезка огнепроводного шнура.

Огнепроводный шнур ОШДА.

При поджигании огнепроводного шнура используются обыкновенные или специальные и механические воспламенители. При использовании спичек свободный конец шнура срезается наискось (под острым углом). Перед применением обязательно проверяется скорость горения огнепроводного шнура на отрезке длиной 60 см, который должен сгорать за 60-70 секунд.

Стопин, назначение и устройство.

Стопины применяются для передачи луча пламени в артиллерийских снарядах со специальным снаряжением (например в зажигательных снарядах). Стопин состоит из хлопчатобумажных нитей, пропитанных калиевой селитрой. Снаружи нити покрываются пороховым тестом, состоящим из гуммиарабика, воды и пороховой мякоти. Нити склеиваются в виде ленты шириной 2,5-3 мм. Скорость горения стопина на открытом воздухе около 3.5 см/с.

Фитиль, назначение и устройство.

Фитиль применяется как средство для зажигания огнепроводного шнура. Серцевина фитиля состоит из льняных нитей, пропитанных раствором калиевой селитры. Скорость горения фитиля составляет 1.2 см/с.

Детонирующий шнур, назначение и устройство.

Детонирующий шнур (ДШ) предназначен для передачи на расстояние взрывного импульса. Детонирующий шнур представляет собой гибкую оболочку из тройной нитяной оплетки или полимерного материала, содержащую прессованную сердцевину с детонирующим составом из бризантного взрывчатого вещества. Оболочка покрывается влагоизолирующей массой.

Для снаряжения детонирующего шнура применяются тэн, тетрил и другие бризантные взрывчатые вещества в порошкообразном виде (слабоуплотненные) или в виде прессованных таблеток (таблетированные детонирующие шнуры).

В военном деле применяется тэновый детонирующий шнур марок ДШ-Б и ДШ-В. Шнур ДШ-В имеет усиленную влагоизоляцию и может применяться для работ в воде и сырых местах. Оболочка его имеет красный цвет. Шнур ДШ-Б имеет менее надежную влагозащиту и применяется в сухих местах. В оболочку шнура ДШ-Б вплетены красные нити.

Наружный диаметр штатного детонирующего шнура 5.6 мм, скорость детонации 6500-7000 м/с, масса взрывчатого вещества 11-13 грамм на 1 метр длины. Детонирующий шнур подрывается или , привязываемым к свободному концу шнура. Одним капсюлем-детонатором можно взорвать до шести концов отрезков детонирующих шнуров. На концах отрезков шнура, вставляемых в шашки подрывных зарядов, должны быть капсюли-детонаторы.

Детонаторы, назначение и устройство.

Детонаторы являются средством усиления взрывного импульса в тех случаях, когда мощности импульса первичного капсюля-детонатора недостаточно для надежного взрыва основного заряда. Они применяются во взрывателях, снарядах и других и состоят, как правило, из одного бризантного взрывчатого вещества, помещенного в стакан, чашечку и т.п. устройство.

Часто для более надежного срабатывания детонатора в системах используется промежуточный передаточный заряд, который размещается между капсюлем-детонатором и основным детонатором.

По материалам книги «Взрывчатые вещества и пороха».
А.Н. Каляженков, Д.П. Мальгин.

При изготовлении разнообразных пиротехнических устройств без хорошего запала не обойтись! Некачественный фитиль может не только потухнуть, не обеспечив срабатывание устройства (бомбочка, петарда и т.д.), но и сгореть быстрее, чем планировалось, поставив под угрозу безопасность! Поэтому к изготовлению фитиля своими руками следует подойти с полной серьезностью и ответственностью.

Идеальный фитиль обладает устойчивым и равномерным горением, прострелы и самопроизвольное затухание отсутствуют. Весьма желательно, чтобы фитиль был лёгок в изготовлении, но надёжен и обеспечивал требуемую водостойкость.

Все фитили, изготавливаемые в домашних условиях, можно примерно разделить по надёжности на две основные группы: ненадёжные и надёжные. Рассмотрим эти группы поподробнее.

Ненадёжные фитили

Тут всё понятно сразу из названия. Это насколько простые в изготовлении фитили, настолько и ненадёжные. Основные представители этой группы: серная полоска и селитрованная бумага.

Серная полоска

Серная полоска изготавливается из спичечных головок. Отрезается плоска бумаги шириной полтора-два сантиметра. Затем тщательно отделяем спичечные головки в количестве двух коробков. Важно следить чтобы сера не крошилась и не отваливалась от спички. И, одну за одной, вплотную выкладываем их в ряд на подготовленной бумаге. В конце, там где серная полоска будет контактировать с пиротехническим устройством, нужно положить больше спичечных головок. Закрываем сверху такой же полоской бумаги и заклеиваем с обеих сторон узким канцелярским скотчем.
Недостаток серной полоски состоит в том, что скотч при горении плавится и может перекрыть распространение огня. Опыты показали, что это происходит примерно в 3 случаях из 10. 70% надежности… решайте сами использовать серную полоску или нет, а пока мы относим её к группе ненадёжных фитилей.

Селитрованная бумага

Пожалуй, один из самых простых вариантов фитилей. Здесь мы не будем останавливаться на ней подробно, ведь её описанию посвящена отдельная статья на нашем сайте: Селитрованная бумага . А пока укажем основной недостаток селитрованной бумаги — она очень гигроскопична, проще говоря, сильно впитывает влагу из окружающего воздуха, поэтому очень важно, во-первых, правильно хранить селитрованную бумагу, а во-вторых, использовать её только в сухую погоду. Похожим образом изготавливается селитрованный шнур. Берется насыщенный раствор калиевой или натриевой селитры и в нём около 10 секунд замачивается шнур. Потом сушится и хранится также как селитрованная бумага, при этом обладает своими достоинствами: легко сгибается и почти не ограничен длиной, в отличие от бумаги.

Надёжные фитили

Наиболее приемлемые в самодельной пиротехнике фитили. Все они почти одинаково хороши, какой выбрать — нужно смотреть по ситуации. Посмотрим как изготовить надёжный запал.

Охотничьи или походные спички

Особые спички, отличаются от обычных более крупной головкой и обмазаны специальным горючим материалом, который не дает спичке потухнуть, по всей своей длине. Такая спичка горит с постоянной скоростью, не тухнет, время сгорания около 20 секунд. Прекрасно подойдёт как короткий, но надёжный фитиль.

Зажигательный шнур

Зажигательный шнур изготавливается из куска бельевой веревки нужной длины. Также понадобится немного чёрного пороха. Приготовим из него кашицу, постепенно добавляя воду в порох и перетирая получающуюся смесь. Должна получится смесь консистенции сметаны средней жирности. Этой кашицей тщательно обмазывается веревка и сушится вдали от открытых источников огня.
Такой запал горит очень стабильно, но быстро, поэтому следует делать фитили длиной не менее полуметра.

Зажигательная трубка

Зажигательная трубка — лучший фитиль, ведь он способен выполнить свою задачу в любых погодных условиях и даже под водой! Устройство зажигательной трубки тоже достаточно простое. Он представляет собой любую трубочку небольшого диаметра, внутрь которой набивается чёрный порох. В качестве трубочки можно использовать соломинку для коктейлей, один конец которой закупорен каплей клея. Порох следует набивать достаточно плотно, по частям и трамбуя каждую засыпку. Такой фитиль имеет стабильное горение и почти не зависит от внешних условий. Опыты показали, что 20 сантиметров зажигательной трубки сгорают примерно за минуту, т.е. длиной трубки легко варьировать нужное время замедления.

Огнепроводный шнур

Огнепрово́дный шнур (ОШ) - средство для передачи огневого импульса на капсюль-детонатор или пороховой заряд.

Существует несколько типов ОШ - фитиль, стопин, виско, бикфордов шнур.

Фитиль представляет собой хлопчатобумажную верёвку, пропитанную раствором ацетата или нитрата свинца. Скорость горения его лишь 1 см за 2-3 минуты.

Стопин пороховой - пучок хлопчатобумажных нитей, пропитанных калиевой селитрой и обмазанный снаружи сметаноподобной смесью пороховой мякоти с клеем. Скорость горения ~ 4 см/сек. Стопин был изобретён для быстрого зажигания люстр с большим количеством свечей на балах , в театрах и т.д.

Пороховой скотч - липкая с одной стороны лента, к которой тонкой дорожкой приклеены зерна пороха. Распространение получил в середине 90-х гг.XX века в качестве фитиля для запуска фейерверков. В основном применяется для одновременного или последовательного запуска наземных огненных фигур. Скорость горения от 1 до 3-х метров в секунду, в зависимости от типа используемого пороха.

Стопиновый привод - стопин пороховой, заключённый в бумажную трубку. Служит для быстрой передачи огня поскольку скорость его горения более 1 метра в секунду.

Все названные типы шнуров очень уязвимы к влаге, кроме этого, дают слабый форс пламени.

Изобретение английским инженером У. Бикфордом нового типа шнура позволило повысить надёжность передачи импульса. В бикфордовом шнуре стопин, покрытый пороховой мякотью, заключён в двойную текстильную оплётку, верхний слой которой для защиты от сырости пропитан битумом. Стопин обеспечивал устойчивость горения шнура, пороховая мякоть достаточную силу пламени, двойная оплётка гибкость и целостность сердцевины, битум, кроме защиты от сырости, также позволял пороховым газам при горении прорываться наружу, а кислороду поступать в зону горения. Собственного кислорода горючему составу не хватало, так как в нём было низкое содержание селитры - основного поставщика кислорода. Однако бикфордов шнур имеет ряд недостатков, не отвечающих современным требованиям надёжности и безопасности: он гаснет в воде, скорость горения нестабильна, битум при низких температурах трескается и теряет свои качества.

В современном огнепроводном шнуре стопин заменили направляющей нитью, скрученной из трёх хлопчатобумажных ниток, каждая из которых имеет различную пропитку. Это обеспечивает достаточно точное выдерживание скорости горения шнура. Пиротехнический состав, которым заполняется шнур, не нуждается во внешнем кислороде, поэтому шнур горит без открытого пламени.

Огнепроводный шнур (схема)

Современный огнепроводный шнур представляет собой многослойный шнур, сердцевина содержит дымный шнуровой порох с центральными направляющими нитями, каждая из которых имеет различную пропитку - это обеспечивает достаточно точное выдерживание скорости горения шнура. Оплётка из хлопчатобумажных или льняных нитей покрыта или пропитана водоизолирующей массой. Шнур при горении не нуждается во внешнем кислороде и может гореть даже в воде.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Огнепроводный шнур" в других словарях:

    Бикфордов шнур, шнур Словарь русских синонимов. огнепроводный шнур сущ., кол во синонимов: 2 бикфордов шнур (2) … Словарь синонимов

    - (бикфордов шнур) средство передачи огневого импульса для возбуждения взрыва капсюля детонатора. Представляет собой шнур, сердцевина которого изготовлена из слабо спрессованного пороха с направляющей нитью и заключена в оболочку, покрытую… … Морской словарь

    - (бикфордов шнур) служит для передачи теплового импульса капсюлю детонатору через строго определенный промежуток времени. Слабоспрессованную сердцевину изготавливают из зерен дымного пороха, оплетки покрывают водоизолирующей мастикой … Большой Энциклопедический словарь

    ОГНЕПРОВОДНЫЙ ШНУР - ОГНЕПРОВОДНЫЙ ШНУР … Большая политехническая энциклопедия

    - (a. safety fuse, blasting fuse, Bickford fuse; н. Zundschnur; ф. meche, cordeau bickford; и. mecha) предназначен для инициирования капсюля детонатора при огневом взрывании. Состоит из сердцевины из слабо спрессованного дымного пороха c… … Геологическая энциклопедия

    огнепроводный шнур - — Тематики нефтегазовая промышленность EN Bickford fuseblasting fuseigniting fusesafety fusetime delay fuse … Справочник технического переводчика

    - (бикфордов шнур), предназначен для передачи при огневом взрывании теплового импульса капсюлю детонатору через строго определённый промежуток времени. Сердцевину изготавливают из слабоспрессованных зёрен дымного пороха; оплётки покрывают… … Энциклопедический словарь

    огнепроводный шнур - padegamoji virvutė statusas T sritis chemija apibrėžtis Lėtai deganti parako šerdis, esanti nedegiame nešlampančiame apvalkale. atitikmenys: angl. Bickford rope rus. Бикфордов шнур; огнепроводный шнур ryšiai: sinonimas – Bikfordo virvutė … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

    огнепроводный шнур - Шнур с пороховой сердцевиной, служащий для передачи искры взрывчатому веществу … Словарь многих выражений

    - (Бикфордов шнур) шнур, служащий для передачи теплового импульса (пучка искр) капсюлю детонатору через строго определённый промежуток времени. Представляет собой слабоспрессованную сердцевину из зёрен дымного пороха, окруженную внутренними … Большая советская энциклопедия