Чем отличается поребрик от бордюра. Поребрик это или бордюр


Каждый задавался вопросом о том, в чём отличия между поребриком и бордюром. Пора наконец-то узнать это раз и навсегда! Поребрик и бордюр, отличия которых не так существенны, всё же имеют несколько принципиальных особенностей.

Изначально идея бордюра воплощалась в жизни при помощи растений, которые специально выращивали возле храмов и церквей. Интересно, что впервые каменные бордюры можно было встретить в середине XIX века во Франции. В современном мире специалисты по ландшафтному дизайну делают деревянные, пластиковые, кирпичные и металлические бордюры.

Чем поребрик отличается от бордюра

Есть устоявшееся мнение о том, что тротуары, поднятые над проезжей частью и равные с ней, имеют определенные различия. Из этого следует, что поднятые над проезжей частью тротуары получили название поребриков, но не бордюров. Следует понимать, что поребрик и бордюр сделаны из единого материала - «бортового камня» или «бордюрного камня». Решающая роль того, что получится в итоге – бордюр или поребрик, зависит от того, каким способом камень будет уложен.

Бордюр является просто разделителем проезжей части и тротуара, которые находятся на одном уровне. Он не выходит за уровень брусчатки, а идёт на одной высоте с ней. Бордюр помогает разделить несколько зон, но он не преграждает путь пешеходам и даёт возможность беспрепятственно переходить из одной зоны в другую (в отличие от поребрика). Поребрик применяют для того, чтобы разделить пешеходную и проезжую часть. Он может быть также изготовлен из бетонных цельнолитых блоков. В таком случае камень кладется «поребриком» и немного возвышается над проходящей снизу плоскостью. В некоторых случаях поребрик может быть установлен под углом для украшения и окаймления набережной или центральной улицы. Общие черты поребрика и бордюра состоят в том, что они разделяют зоны улицы, предотвращают наезд автомобилей на тротуары и усиливают дороги по краям.

Техника производства бордюров и поребриков очень проста и заключается в литье обычного бетона. Изготовление может выполняться в виде длинных блоков или коротких элементов. От этого зависит выбор типа укладки кирпича: ручной или при помощи крупной строительной техники. Срок службы чистого литого бетона равен примерно 2 годам. Начинается процесс укладки с разметки дороги: очень важно, чтобы линии были параллельны друг другу. После этого можно начинать копать не слишком глубокую траншею или канаву. Затем натягивается над рвом нитка, а на дно засыпается песок для того, чтобы получилась мягкая подушка под камень. Далее следует выровнять и утрамбовать песок, чтобы потом залить его цементным раствором. Сверху устанавливается камень, а ров закрывается грунтом.

Города и бордюры

Обсуждаемым вопросом интересовались даже наши предки. Поребриком на Руси именовали кирпичный орнамент, который использовался только для украшения храмов и церквей. В любом городе есть свои маленькие традиции установки бордюров и поребриков. В Санкт-Петербурге их зачастую изготавливают из гранита. Поребрики украшают не только набережную, но и многие старинные улицы города. Иногда архитектурные власти используют в качестве материала для поребриков могильные плиты, за которыми на кладбище уже давно никто не ухаживает. Есть даже определенные городские правила по этому поводу: если по истечению трёх лет владелец могильной плиты не объявится, то она становится собственностью города.

Важно понимать, что бордюр и поребрик, отличия которых мы рассмотрели, не противоречат друг другу, а являются разновидностью укладки бордюрного камня.

Поребрик - тип орнаментальной кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу) . Использовался древнерусскими архитекторами, в частности был популярен в Великом Новгороде и Пскове . Поребрик следует отличать от бегунца , вместе с которым он часто использовался.

В современном дорожном строительстве

Поребрик и решётка ливневой канализации

В дорожном строительстве - способ укладки профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

Таким образом, для границы между тротуаром и проезжей частью, в случаях, когда тротуар приподнят над поверхностью проезжей части, а профильный разделитель уложен под углом к поверхности тротуара и дороги, верно название «поребрик». В случае же, когда тротуар и проезжая часть находятся на одном уровне и бордюрный камень уложен «заподлицо», верно наименование «бордюр »

Поребрик в авто- и мотоспорте

Поребрики на картодроме

На гоночной трассе поребриком называют невысокий бордюр, ограничивающий границы трассы в поворотах. Поребрики располагаются на внешней стороне трассы, на траектории входа-выхода из поворота, а также на внутренней стороне поворота, обычно там, где располагается апекс . Они бывают разной формы, от ровных, практически не выступающих над уровнем покрытия, до волнистых, в форме «стиральной доски». На ровный поребрик легко заехать и немного срезать таким образом поворот, либо выйти из него шире. Высокие и волнистые поребрики лучше не атаковать, так как это может снизить скорость прохождения поворота и даже вызвать повреждения гоночного болида.

Поребрики повышают безопасность гонок и защищают полотно от разрушения в тех местах, в которых автомобили чаще всего съезжают с трассы.

Обычно поребрики окрашивают в чередующиеся полосы двух разных цветов; чаще всего в белый и красный .

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Поребрик и бордюр" в других словарях:

    Петербуржский и новосибирский заменитель слова бордюр, являющийся одним из самых характерных различий в речи петербуржцев (см. статью). В речи жителей Новосибирска поребрик появился, предположительно, благодаря ссыльным декабристам петербуржцам,… … Википедия

    бордюр - Москва прилегающий к мостовой край тротуара, обычно выложен бордюрным камнем Москва идет, Москве дорогу! Бордюры вдоль дороги той, Северо западную ногу Сломав, волочишь за собой. И проклинаешь эти дебри Из камня, нефти и стекла… Каким был… … Языки русских городов

    А; м. 1. Окаймление края тротуара, отделяющее проезжую часть от пешеходной дорожки; бордюр (2 зн.). Ехать вдоль поребрика. П. тротуара. 2. Орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной… … Энциклопедический словарь

    поребрик - Петербург, Карелия, Новосибирск прилегающий к мостовой край тротуара, обычно выложен бордюрным камнем Поребрик: Проза петербургских писателей. (заголовок сборника) Идет укладка поребрика. (подпись к иллюстрации в газете «Карелия») Syn: бордюр,… … Языки русских городов

    А; м. [франц. bordure] 1. Цветная полоска, обрамляющая края чего л.; кайма. Б. двора. Обои с бордюром. Пустить б. по краям рисунка. / О декоративном обрамлении чего л. (обычно из цветов, гравия и т.п.). Б. клумбы, газона. Вдоль аллеи идёт… … Энциклопедический словарь

    М. 1. Цветная полоска, обрамляющая край ткани, ковра и т.п.; кайма. отт. Декоративное обрамление чего либо. 2. Барьер из плит, камней и т.п., отделяющий проезжую часть от тротуара; поребрик. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    бордюр - а; м. (франц. bordure) см. тж. бордюрный, бордюрчик 1) а) Цветная полоска, обрамляющая края чего л.; кайма. Бордю/р двора. Обои с бордюром. Пустить бордю/р по краям рисунка … Словарь многих выражений

    поребрик - а; м. 1) окаймление края тротуара, отделяющее проезжую часть от пешеходной дорожки; бордюр 2) Ехать вдоль поребрика. Поре/брик тротуара. 2) Орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной… … Словарь многих выражений

    поребрик - Бордюр, разделитель между проезжей частью и тротуаром. «Не ходи по поребрику!» Питерский сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    Редкий случай: «московский» бордюр плавно переходит в «петербургский» поребрик Различия речи москвичей и петербуржцев это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых ор … Википедия

В повседневной жизни мы встречаемся с терминами, значение которых схожи. Время не стоит на месте, и смысл знакомых нам словосочетаний меняется. Возьмем, например, два слова: поребрик и бордюр. Отличия между ними, на первый взгляд, невелики. Но если взять техническую часть укладки этих двух элементов дорожного строительства - разница налицо.

Бордюр и поребрик: разница

Отличия между поребриком и бордюром закреплены в ГОСТе . Оба строительных элемента, которыми благоустраивают разделение между тротуаром и проезжей части, состоят из бортового камня. Продолговатый прямоугольник имел типичные для стран бывшего союза размеры : 1000 x150 x300 мм . Сейчас ситуация изменилась, и заказчик может заказать бортовой камень любого размера.

  • Поребрик . Применяется для деления двух уличных зон (проезжая и пешеходная части, или автостоянка и газон). Бортовой камень укладывается специальным образом, чтобы выступающая часть возвышалась над граничащей плоскостью. Поребрик ставится непосредственно на проезжую часть.
  • Бордюр . Используется для обрамления пешеходной зоны, но уровень мощения идет вровень с газоном или брусчаткой. Основная особенность этого архитектурного элемента - он не мешает пешеходам пересекать линию разделения двух зон. Часть бордюра, при установке, уходит под землю.

Ходит мнение, что один и тот же элемент в Санкт-Петербурге называют поребриком , а например москвичи или сочинцы - бордюром . Как видно разница есть .

Именно разница в благоустройстве городских улиц делит дорожные ограничители на два разных термина.

Бортовой камень

И поребрик и бордюр изготавливают из бортового камня . Строительное изделие прямоугольной формы может состоять из разных материалов, иметь различные цвета и физические свойства.

Материал для бортового камня:

  • Бетон . Наиболее часто встречаемый материал. Благодаря своей стоимости (бетон, мелкий щебень и арматура) именно такие бордюры можно встретить на наших улицах.
  • Гранит . Из этого элитного материала изготавливают поребрики для оформления скверов, парковых зон или частных коттеджей.

Большую цветовую вариацию имеют бортовые камни из гранита: красный, серый, желтый, белый или серый. При изготовлении бордюров из бетона, обычно в строительную конструкцию не добавляют красящие вещества, хотя оттенки могут довольно сильно и отличатся.

Производство бордюр и поребриков: свойства и характеристики

Любой строительный элемент должен отвечать тем или иным ГОСТам и нормам. Бордюры и поребрики, несмотря на простоту своей конструкции, не стали исключением. По своему производству, бортовой камень изготавливают технологиями вибролитья и вибропрессования.

Вибролитье

Вибропрессование

Геометрия

Правильная форма, четкие размеры.

Неприятный внешний вид, небольшие трещины и сколы.

Прочность

Мелкопористая структура бетона увеличивает уплотнение элемента, и его прочность.

Внутренние пустоты не только уменьшают прочность конструкции, но и понижают морозостойкость элемента.

Качество внешней поверхности

Конструкция состоит из двух частей: внутренняя и облицовочная. Последний слой придает строительному элементу элегантность.

Нет эстетичного вида, и бордюр не радуют глаз. Единственный плюс, который имеет значимый вес - это низкая стоимость конструкции.

Исходя из своих свойств и характеристик, бортовой камень маркируется:

  • БкР - форма изделия имеет радиус и предназначена для дорожного полотна имеющего поворот.
  • БкУ - для устройства пешеходной части и велосипедных дорожек.
  • БкК - строительная конструкция специальной конусной формы.

Предназначение поребрика и бордюра

Для пешеходов разницы между этими уличными элементами не существует. Но если строго поддерживаться строительными нормами, можно узнать много интересного о поребрике и бордюре.

  • Бордюр . Разделяет части городских улиц, укрепляет края дорожного полотна, предотвращает наезд на пешехода и другие оградительные конструкции, создает упор для газона или уложенной плитки. Высота конструкции должна быть не менее 30 сантиметров в высоту (часть установленного бордюра визуально не видна).
  • Поребрик . Разделяет пешеходную часть от газона, обрамляет дорожки для велосипедистов, создает боковой упор для асфальта, повышает высоту пешеходной дорожки, исполняет эстетическую функцию. Высота поребрика начинается от 35 сантиметров, а ширина, как правило, меньше чем у бордюра.

5 интересных факта про бордюры и поребрики

  1. В Древней Руси, поребриком называли орнамент из кирпича , который выкладывали при строительстве церквей.
  2. Первые бордюры появились во Франции в середине 19 века.
  3. Первые природные бордюры, из растений, начали выращивать в садах вокруг монастырей из кервеля.
  4. Современные бордюры ландшафтного дизайна изготавливают из пластика, металла, дерева или кирпича.
  5. Петербуржцы разделительную часть улицы называют поребриком, а москвичи бордюром. Хотя эти строительные конструкции присутствуют в этих городах практически в одинаковой пропорции.

Теперь вы знаете, что такое поребрик и бордюр. Отличия минимальны, зато и те и другие: делят части городских улиц, укрепляют края дорог и предотвращают наезд транспорта на пешеходную часть.

Разница состоит только в одном - бордюр укладывают вровень с ограниченной поверхностью, а верхняя часть поребрика на несколько сантиметров превышает брусчатку.

Видео: бордюр лучше, чем поребрик?

В архитектуре

Поребрик - тип орнаментальной кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу) . Использовался древнерусскими архитекторами, в частности был популярен в Великом Новгороде и Пскове . Поребрик следует отличать от бегунца , вместе с которым он часто использовался.

В дорожном строительстве

Бордюр (иногда называемый поребриком) и решётка ливневой канализации

В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень». Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании услуг с названием «устройство поребриков», с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.

Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик - это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бордюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются "Островки безопасности", должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427 .
Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.
4.2.5. Островки безопасности
Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

Таким образом, согласно данному ГОСТу, верх бордюра находится на одной высоте с самим островком (10 см), то есть выглядит он точь-в-точь как край любого тротуара.

Поребрик в авто- и мотоспорте

Поребрики на картодроме

На гоночной трассе поребриком называют невысокий бордюр, ограничивающий границы трассы в поворотах. Поребрики располагаются на внешней стороне трассы, на траектории входа-выхода из поворота, а также на внутренней стороне поворота, обычно там, где располагается апекс . Они бывают разной формы, от ровных, практически не выступающих над уровнем покрытия, до волнистых, в форме «стиральной доски». На ровный поребрик легко заехать и немного срезать таким образом поворот, либо выйти из него шире. Высокие и волнистые поребрики лучше не атаковать, так как это может снизить скорость прохождения поворота и даже вызвать повреждения гоночного болида.

Поребрики повышают безопасность гонок и защищают полотно от разрушения в тех местах, в которых автомобили чаще всего съезжают с трассы.

Обычно поребрики окрашивают в чередующиеся полосы двух разных цветов; чаще всего в белый и красный .

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • .303 British
  • Кис, Алишия

Смотреть что такое "Поребрик" в других словарях:

    Поребрик - вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Поребрик. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская… … Художественная энциклопедия

    поребрик - кладка Словарь русских синонимов. поребрик сущ., кол во синонимов: 3 бортик (4) выступ … Словарь синонимов

    ПОРЕБРИК - вид орнаментальной кирпичной кладки, ряд кирпичей, уложенных под углом к наружной поверхности стены … Большой Энциклопедический словарь

    поребрик - Форма орнаментальной кирпичной кладки, выполняемой путём установки кирпича на ребро под углом к наружной поверхности стены [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительные и монтажные работы… … Справочник технического переводчика

    Поребрик - разновидность орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Поребрик (указан стрелкой) в кладке юго западной башни и примыкающей к ней стены (всё 17… … Большая советская энциклопедия

    поребрик - а; м. 1. Окаймление края тротуара, отделяющее проезжую часть от пешеходной дорожки; бордюр (2 зн.). Ехать вдоль поребрика. П. тротуара. 2. Орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной… … Энциклопедический словарь

    поребрик - Петербург, Карелия, Новосибирск прилегающий к мостовой край тротуара, обычно выложен бордюрным камнем Поребрик: Проза петербургских писателей. (заголовок сборника) Идет укладка поребрика. (подпись к иллюстрации в газете «Карелия») Syn: бордюр,… … Языки русских городов

    ПОРЕБРИК - разновидность орнаментальной кирпичной кладки, при к рой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены (см. рис.) … Большой энциклопедический политехнический словарь

    ПОРЕБРИК - форма орнаментальной кирпичной кладки, выполняемой путём установки кирпича на ребро под углом к наружной поверхности стены (Болгарский язык; Български) зигзагообразна фасадна зидария (Чешский язык; Čeština) «porebrik»; acoltello; zubový vlys… … Строительный словарь

    Поребрик - разновидность орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. * * * 1. Орнаментальная горизонтальная полоса на фасаде, образованная одним рядом кирпичей, одинаково… … Архитектурный словарь

Книги

  • Поребрик , . В сборник включены рассказы петербургских писателей: Н. Фе­дорова, Д. Григорьева, А. Бузулукского, С. Коровина, Н. Подольско­го, С. Носова и две главы из нового, находящегося в работе романа…

Неотъемлемой частью любой архитектуры в городе либо за городом, является бортовой камень, он бывает нескольких разновидностей, но, по большому счёту, не профессионалу оба варианта кажутся идентичными. Отчасти, это действительно так, но отличия скрываются даже не столько в самой форме и внешнем виде, а по большей части в особенностях производства и конкретных характеристиках. В целом, вы должны понимать, что бортовой камень разделяется на две подгруппы, в зависимости от геометрии и варианта монтажа - это бордюр и поребрик. Как мы уже говорили, большая часть людей, не разделяет эти два понятия, считая камни абсолютно идентичными. Но на самом деле это далеко не так, поэтому название статьи так и звучит «Поребрик и бордюр: отличия».

Поребрик и бордюр - отличия и сходства

Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:

  1. Бордюр - предназначен для разделения двух или даже более зон (площадок), к примеру, проезжую часть или тротуар, газон и тому подобное. По внешнему виду и характеру представляет собой что-то среднее между поребриком и подступенным камнем на лестницах. Изначально установка бордюра влечет за собой подготовку основания, создание некоторого углубления в почве, так называемое «корыто». Но вверху камень обязательно должен идти вровень с землей, плиткой, асфальтом или любым другим материалом.
  2. Поребрик - он же бортовой камень, отличие от бордюра в том, что при его монтаже не обязательно создавать «корыто», то есть уплотнение и углубление. То есть нижняя часть поребрика в принципе не должна утапливать в грунт, а вот верхняя, наоборот, выступает над обеими разделяемыми зонами.

То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон - это поребрик.

Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.

Характеристики и свойства поребрика и бордюра

Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:

  • вибропрессовение;
  • вибролитье.

Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:

  1. Вибролитье подразумевает правильные размеры и геометрию. За счёт такого типа производства удается повысить плотность бетона, уменьшив содержание пористой структуры. Конструктивно изделие состоит из двух частей, внутренней и непосредственно лицевой части.
  2. Вибропроссование отличается наличием сколов и трещин, а также в целом неказистым внешним видом изделия. По технологии пористость бетона повышается, из-за чего прочностные свойства материала никудышные, к тому же значительно ухудшаются морозостойкостные характеристики. Конструктивно бордюр не привлекательный, простой, ввиду чего примечателен только низкой стоимостью изготовления.

Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:

  1. БКУ - предназначается для обустройства велосипедных дорожек, а также пешеходных тротуаров.
  2. БКР - предназначен для обустройства дорог в тех местах, где имеется поворот дороги или тротуара.
  3. БКК - применяется при необходимости декоративного выделения территории, имеет конусообразную верхнюю поверхность.

Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Материалы для бордюра и способы установки

Если брать в целом понятие бордюр, то под него можно «подогнать» самый разнообразный материал для производства, вплоть до пластика и резины. Но, если говорим о классических бордюрах, то естественно, что они могут изготавливаться из:

  1. Металла.
  2. Кирпича.
  3. Натурального (природного) камня.
  4. Бетона.

Что касается способов установки, то о каком-то разнообразии говорить сложно, потому что сама технология единая, исключения могут быть только в типе устроенной «подушки», она, безусловно, отличается.

Подготавливаем площадку, то есть копаем канаву или траншею нужной глубины, тут уже на своё усмотрение, но можно придерживаться правил - для тротуаров 20 см, для дорог не мене 30 см. Трамбуем грунт, засыпаем щебенку, снова трамбуем и засыпаем слой песка. Заливаем всё водой и тщательно снова трамбуем. Далее готовим цементный раствор, на который собственно и будет «посажен» бордюр. Для раствора понадобится:

  • 2.5 части песка;
  • две части щебня (мелкого);
  • часть цемента;
  • две части воды.

Раствор важно ровно распределить по утрамбованной траншее. Далее устанавливаем бордюр, попутно выводя горизонт, чтобы была ровная площадка. Для дополнительной прочности образованные пустоты можно также залить цементным раствором той же консистенции.

Материалы для поребриков и способы установки

В этом разделе ничего нового по существу не увидите, технология, да и выбор материалов для производства тот же. То есть подойдет как бетон, кирпич, так и натуральный камень, тут уже вопрос в широте фантазии.

Технология абсолютно идентичная, также необходимо изначально подготовить «подушку», она же основание. Но, учитывая, что поребрики не углубляют, глубина траншеи может быть меньше, к примеру, 10 см. На эту высоту засыпается щебень, песок трамбуется, и на раствор такой же консистенции ставится поребрик. Чтобы он держался крепче, пустоты и по краям можно аналогично заливать раствором.

Установка своими руками

Вопросов, как установить самостоятельно бордюр или поребрик много, но по существу ничего сложного нет, главное немного разбираться в технологи. Можно подвести небольшой этап работы, когда речь идёт об установке поребрики или же бордюра своими руками. Итак:

  1. Выбираем местность, желательно предварительно всё изобразить схематически, а потом уже перенести с листа на «землю».
  2. Определились со схемой, переносим на участок, вбиваем колышки и натягиваем веревку или леску, таким образом, формируя будущее расположение бордюрных камней.
  3. Выкапываем траншею на выбранную глубину, если речь идёт о садовом участке, то, естественно, что полуметровую траншею копать не нужно. Исключения только при необходимости обустроить дренаж.
  4. Засыпаем необходимый слой щебня и песка и трамбуем, тщательно поливая водой.
  5. Готовим цементный раствор соответствующей консистенции, состав, сколько чего нужно добавить, указали выше.
  6. Устанавливаем бортовой камень, выравнивая горизонт по леске или уровню, попутно постукивая резиновым молотком.
  7. Как только уровень выставлен, можно заливать пустоты, попутно ещё раз проверяя, ровно ли стоит бордюр.

На этом собственно всё, дальше можно приступать к другим работам по обустройству участка, к примеру, кладке плитки, хотя кто-то считает, что нужно сначала выкладывать плитку. Но по технологии не зависимо от предназначения территории асфальт, где двигаются машины, или тротуар, сначала устанавливается бордюрный камень, причём дается время на застывание. А дальше уже проводятся следующие работы.