Описание интерьеров в романе « Преступление и наказание. Интерьер и его значение в романе Ф.М


Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая
крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,


Комната Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание
В начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в «доме на канаве» в квартире портного Капернаумова (квартира № 9). Комната расположена на третьем этаже. Сонина комната было очень мало Мебели
на стенах — «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комната
неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно
острым» , другой — «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова,
потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит
на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Описание комнаты Сони Мармеладовой. Дайте описание комнаты Сони, сроно:)) Из Романа «Преступление и наказание»

Заходи и общайся - скучно не будет!

А в нете не поискать))? ? Пальцы отвалятся))?? ^

sprashivalka.com

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
  • Это сочинение списано 216 579 раз
  • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.

    Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

    Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

    Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

    После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

    Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

    Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

    Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

    Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

    Многогранный роман

    Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

    Главный герой романа

    Внешний вид

    Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

    Черты характера

    Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

    Идея Раскольникова

    Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

    Преступление и наказание героя

    В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

    После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

    Родион Раскольников и Соня Мармеладова

    Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

    Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

    Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

    Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

    • Произведение: Преступление и наказание
    • Это сочинение списано 72 788 раз
    • В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями. Интерьер дополняют ободранные старые стулья, софа и небольшой крашенный столик.

      Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

      Достоевский – тонкий психолог в описании обстановки. Так, комната старухи- процентщицы очень опрятна, предметы мебели и пол в ней блестят, свидетельствуя о чистоплотности, которая характерна для «злых и старых вдовиц».

      Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

      Мать Родиона Раскольникова с облегчением выходит из его коморки. Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам. Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично. Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.

      В доме Мармеладова глазами Раскольникова читатель видит ужасающую нищету. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

      Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Исследователь Бахтин М. М. отмечает, что вся жизнь героев романа проходит на лестнице, на виду. Раскольников разговаривает с Соней у дверей, так что весь разговор слышит Свидригайлов. Соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа. По дороге домой по лестнице навстречу Раскольникову поднимается священник.

      Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

      В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

      Интерьеры в романе «Преступление и наказание» играют важную роль, становятся не только фоном событий, но и элементом композиции, идейного звучания романа.

      • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья […]
      • Подать заявление развод астана ЗАГС СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКой области (плюс часть КОКЧЕТАВСКОЙ) САЙТ МИНЕСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ республики КАЗАХСТАН http://www.minjust.kz/ru/node/874 XV. департамент юстиции СКО150010, г. […]
      • Продажа квартир - Чебоксары 5 359 объявлений Агентство отмечено «Знаком качества» Domofond.ru Пожаловаться на объявление Ваши отзывы важны для нас. Пожалуйста, заполните форму, это поможет нам улучшить качество […]
    Раскольников на Сенной площади. Иллюстрация Дементия Шмаринова. Из фондов Музея-квартиры Ф. М. Достоевского Фотохроника ТАСС

    Роман начинается следующей фразой:

    «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

    Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе-тербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

    В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие собы-тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

    — 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про-буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

    — 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

    — 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

    — 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

    — В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас-кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ-ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.

    В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

    «Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало-сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

    Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста-рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

    Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

    2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

    Соня Мармеладова. Иллюстрация Дементия Шмаринова.
    1935-1936 годы
    De Agostini Picture Library / Getty Images

    Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

    «…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

    Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин-ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу-чали по 30-50 копеек за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

    Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото-рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Со-не-чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри-гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

    3. Тайна франта с папиросой

    В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его как-то вмешаться в ситуацию:

    «Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты-вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

    Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув-ствием к девушке, или его смутило что-то в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен-ных местах.

    Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф-ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто-личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку-менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко-воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7-20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци-альным нарушителям уже присматриваются.

    4. Тайна канавы

    Канал Грибоедова. 1969 год РИА «Новости»

    После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба-виться от украденных вещей:

    «Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

    Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ-ле-нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули-цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ-ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас-шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

    Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер-бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы-ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер-буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся-тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора-жи-вающих процедур канал какое-то время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис-пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери-нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер-бургских трущоб.

    5. Тайна географии Петербурга


    «План столичного города С. Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году. Исправлен по 1865 год» (фрагмент). 1865 год На плане указаны границы полицейских частей, участков и околотков. etomesto.ru

    На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то части старуху-то убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

    «Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе-жались. Раскольников повторил свое показание».

    Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской. Значит, он дол-жен был оказаться в разных конторах и общаться с разными полицейскими Всего в Петербурге было 12 полицейских частей, каждая из них делилась на несколько районов со своими полицейскими конторами. Они занимались расследованием разного рода нарушений и преступлений на подве-домственной им территории. .

    Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев-ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли-цейские части.

    Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников дол-жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли-цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере-ходил символическую водную границу.

    Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл. В середине 1860-х Достоевский сам жил недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части. В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений Писатель должен был предоставить ему но-вый, ранее нигде не публиковавшийся роман. Это произведение должно было стать визит-ной карточкой нового собрания сочинений и привлечь покупателей. Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и До-стоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Эта возмож-ность всецело перешла бы к Стелловскому. . Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места Раскольников возвращается к себе после убийства. Этим же путем летом 1865 года писатель ходил от издателя и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта.

    6. Тайна Алены Ивановны и процентов

    Раскольников и Алена Ивановна. Иллюстрация к роману РИА «Новости»

    Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

    «Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

    Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы-вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото-рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме-сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду-преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени. Ста-рушка становится выразителем новой эко-номической реальности и этим вызы-вает у своих клиентов негодование.

    7. Тайна белой горячки и ипохондрии

    Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

    «…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

    Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра-жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не меди-цинской, а «достоевской» ипохондрией.

    Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас-кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли-вом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе-сам, — достаточно популяр-ный ветхозаветный образ. Он используется приме-нительно к страшным зло-деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

    По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

    «Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

    В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз-ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре-мени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецен-зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред-ставителя моло-дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

    Источники

    • Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Книга для учителя.
    • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. Т. 7.
    • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. Книга-комментарий.

    Введение …………………………………………………………….…2

    1 Основные теоретические положения и понятия исследования

    1.1Слово как основное лексическое средство ………………………3

    1.2 Лингвистический анализ художественного текста: сущность и методы

    2 Анализ лексических средств, использованных Ф.М. Достоевским в

    описании жилища в романе «Преступление и наказание» ……….7

    2.1 Описание квартиры Алены Ивановны (старухи - процентщицы) …7

    2.2 Описание жилища Сони Мармеладовой ……………………….8

    2.3 Описание комната Родиона Раскольникова ……………………10

    2.4 Описание жилища семьи Мармеладовых………………………10 Выводы………………………………………………………………..11

    Список использованной литературы и словарей ………………….13

    Введение

    Изучение литературы нельзя считать процессом, направленным только на получение специфических знаний, воспитание души и расширение читательского кругозора, – это, прежде всего, проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – «одного из самых великих творений человечества». По мнению Л.Новикова, язык – «важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль».

    Актуальность – современный читатель выбирает книги развлекательного характера, глотая их и не понимая порой смысла. Моё исследование говорит о том, что прочитать и понять мало – нужно уметь заглянуть «между строк». Наш читатель лишает себя многого.

    Гипотеза – лексические средства помогают лучше проанализировать и глубже понять замысел автора.

    Объектом исследования выступают лексические средства как компоненты его семантической структуры.

    Предмет изучения составляют семантика и функция лексических средств в художественном прозаическом тексте.

    Цель работы - рассмотреть проблему лексических средств в теоретическом аспекте и определить роль этих лексических единиц в семантической структуре художественного текста на материале текста романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

    Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

    Уточнить содержание понятия «лексические средства художественного текста», охарактеризовать основные текстовые функции этих лексико-семантических единиц.

    Выявить методические подходы, используемые при анализе художественного текста и использованных в нем лексических средств.

    Определить некоторые характерные особенности лексических средств использованных Ф.М. Достоевским при описании жилища в романе «Преступление и наказание».

    Методы исследования : частично-поисковый (выяснить, какую схему или план можно применить, чтобы более полно проанализировать сетку текста), исследовательский (при помощи эпизодов из романа показать, что слово несёт гораздо более глубокий смысл, и что в тексте «много информации»).

    Глава 1 Основные теоретические положения и понятия исследования

    1.1Слово как основное лексическое средство

    Слово - центральная единица языка. Слово представляет собой структурно-семантическую двустороннюю единицу языка, обладающую формой (планом выражения) и значением (планом содержания).

    Большинство слов в русском языке многозначно.

    Многозначность (полисемия) возникает в языке в результате переноса названий с одного предмета на другой на основании сходства по форме (вкусное яблоко - глазное яблоко, рукав пиджака - рукав реки), функции (строгий дворник - дворник (стеклоочиститель) машины, стержень поршня - стержень исследования) и связи между предметами (светлый класс -дружный класс, черствый хлеб - черствый человек).

    В многозначных словах различают основное (прямое) значение и вторичное (переносное). Так, прямое значение слова павлин - «птица из семейства фазановых с нарядным оперением»; переносное - «человек, который пытается казаться важнее, чем есть на самом деле, и потому смешон».

    Группа слов, объединенных синонимическими отношениями, образует синонимический ряд.

    Наиболее употребляемое и стилистически нейтральное слово синонимического ряда называется стержневым словом или доминантой. Так, в синонимическом ряду отнять, отобрать, лишить, забрать, выхватить, вырвать стержневым словом следует считать «отнять» как наиболее употребительное и стилистически нейтральное.

    Между рядами предметов, действий, качеств, обозначаемых словами , существуют разнообразные взаимодействия и соотношения. Предмет, названный словом , может оказаться звеном разных функциональных рядов, разных сторон действительности, включенных в общую широкую картину жизни. Слово помогает осмыслить и обобщить эти отношения.

    Всякий раз, когда новое значение включается в лексическую систему языка, оно вступает в связь и во взаимоотношение в другими элементами сложной и разветвленной структуры языка. Только на фоне лексико-семантической системы языка, только в связи с ней определяются границы слова , как сложной и вместе с тем целостной языковой единицы, объединяющей в себе ряд форм, значений и употреблений.

    В зависимости от того, какой тип значения вступает в соотношения с другими словами в пределах словосочетания (т.е. условий, факторов, определяющих сочетаемость), различают три типа синтагматических функций слова-синтагмы: лексическую, лексико-грамматическую и лексико-синтаксическую.

    Лексико-семантическая функция. Здесь лексическое значение одного слова соотносится с лексическим значением другого, т.е. сочетаются лексические значения: зеленый - лист, трава, деревья, резать - бумага, ткань, кожа, пить - вода, квас, молоко.

    Лексико-грамматическая функция. Здесь лексическое значение одного слова соотносится с грамматическим значением другого, т.е. соединяются лексические и грамматические значения: играть во что - в футбол, в карты, в хоккей; играть на чем - на скрипке, на гитаре, на рояле; играть кого - Гамлета, Отелло, Ивана Грозного.

    Лексико-синтаксическая функция. Здесь лексическое значение слова связано с его синтаксической функцией, т.е. с ролью в предложении, т.е. соединяются лексическое и синтаксическое значения: Ср. Ему не везет (безл.) или Вы, сударь, камень, сударь, лед (сказ.). Однако эти три функции разграничиваются лишь теоретически, т.к. в реальной речи они все соотносятся друг с другом одновременно, имеют единый лексико-грамматический

    Таким образом, вследствие сложности смысловой структуры слова , вследствие многообразия его отношений и живых взаимодействий с другими лексическими звеньями языковой системы бывает очень трудно разграничить и передать все значения и оттенки слова даже в данный период развития языка, представить со всей полнотой и жизненной конкретностью роль слова в речевом общении и обмене мыслями между членами общества.

    1.2 Лингвистический анализ художественного текста: сущность и методы

    Лингвистический анализ как метод изучения художественного текста предполагает поуровневую работу с языковыми изобразительно-выразительными средствами: выяснение фонетико-интонационных особенностей текста, особенностей его графического, орфографического, пунктуационного оформления; анализ экспрессивных средств словообразования, лексических средств; определение грамматических средств усиления изобразительности текста, при этом учитывается неразрывная связь всех уровней языковой системы.

    Существующаяметодика анализа художественного текста выделяет три уровня аналитической деятельности: лингвистическое комментирование, лингвистическое толкование и лингвопоэтическое толкование.

    Лингвистическое комментирование - начальный этап анализа текста. Суть в том, что цель комментирования – «объяснить» непонятные слова, ситуации и т.д.

    Необходимость лингвистического комментирования мотивируется тем, что в тексте мы часто встречаемся «с такими словами и выражениями, с такими формами и категориями, которые для нашего обыденного общения совершенно не характерны». Следовательно, «в центре лингвистического комментирования должны быть… такие языковые явления, которые по тем или иным причинам непонятны современному читателю».

    Основная цель лингвистического комментирования – «изучение использованных в художественном тексте языковых явлений в их значении и употреблении, поскольку они связаны с пониманием литературного произведения как такового».

    Лингвистический анализ текста содержит следующие элементы:

    1. Лингвистический комментарий, то есть объяснение непонятных

    слов, выражений, ситуаций и т.п.

    2. Лингвистическое толкование.

    а) Стилевая отнесённость текста (текст как явление художественного стиля.

    б) Строфика текста.

    в) Стилистика текста.

    Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).

    Другие составляющие текста (каламбур, палиндром, анаграмма).

    3. Фоника.

    4. Синтаксис.

    Работа с текстом помогает увидеть функционирование морфологических и синтаксических единиц в живой речи, а лингвистический анализ художественного текста дает возможность “побывать” в творческой лаборатории писателя, увидеть, как средствами языка создаются средства художественной выразительности.

    Таким образом, анализ лингвистических средств в предполагает как общий анализ самого текста, так и его лексических элементов.

    Глава 2 Анализ лексических средств, использованных Ф.М. Достоевским при описании жилища в романе «Преступление и наказание»

    В романе представлены четыре описания жилища: комната старухи, комната Раскольникова, жилье семьи Мармеладовых, комната Сони Мармеладовой. Рассмотрим детально каждый фрагмент.

    2.1 Описание квартиры Алены Ивановны (старухи - процентщицы)

    Во фрагменте описана квартира одной из главных героинь - одного из основных мест действия романа. В квартире несколько комнат, но детально описывается только одна. Ключевое слово «комната» характеризуется прилагательным «небольшая» (в значении «незначительная), описательными фразами «ярко освещена заходящим солнцем», «не было ничего особенного», «всё было очень чисто». Можно выделить тематические группы слов: «мебель» - диван, стол, с туалет; «детали» – картинки с изображением немецких барышень, зеркало, лампада, герани, занавески. Мебель вся очень старая – отражает возраст хозяйки; из жёлтого дерева; овальной, либо круглой формы (не любит проблем, обходит их). Присутствие жёлтого цвета (обои, рамки, солнце, лампада) говорит о властности старухи. Ещё одна тематическая группа слов является характеристикой хозяйки - «чистота» (очень чисто, оттёрты, лоск, блестело, ни пылинки нельзя было найти). Старуха ценит чистоту, но автор говорит о ней, как о старой и злой. ««Лизаветина работа, - подумал молодой человек» - это говорит о том, что работу она делает не сама, а пользуется чьим – то трудом, т. е не её заслуга.

    Роль символов выполняют «заходящее солнце», т.е то, которое зашло; слово «лампада» употребляется с глаголом «горело» в форме прошедшего времени; «птицы в руках» у барышень напоминают тех, которые вот-вот улетят. В описании употреблено много глаголов в прошедшем времени

    (была, окинул, покосился, состояла). Всё говорит о том, что жизнь чуть-чуть теплится. Время постепенно замирает (в эту минуту). Окно и двери являются связующими звеньями с другим пространством, но с этим пространством она не сообщается, поскольку на окнах кисейные занавески, на дверях – ситцевые. Она загородилась от мира и живёт по своим правилам.

    Описание комнаты старухи-процентщицы является весьма показательным - демонстрирует застывшую, неподвижную картину дома.

    Это достигается отсутствием глаголов в синтаксических формах: в тексте очень мало глаголов обозначающих действие (15%), фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей и их качества. Эту же функцию выполняют и причастия (4,2%), которые, по сути, так же обозначает признаки (освещена, заходящим, выгнутой, изображавших, оттерты) – они тоже в прошедшем времени.

    Функцию усиления также несут наречия, их почти 15% от всего объема слов.

    Даже упоминание о том, что «перед небольшим образом горела лампада», не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки, напоминая покойника.

    Использование сложноподчиненных предложений, в которых фактически перечисляются предметы с их свойствами, способствует образу статичности.

    2.2 Описание жилища Сони Мармеладовой

    Описание жилья Сони также статично со стандартным набором мебели. Как и предыдущем фрагменте, сохраняются пропорции количества глаголов (16,6%), существительных (31,8%), и прилагательных (13,4%).

    Однако, Достоевский, великий мастер слова, очень умело подбирает символы, для каждого жилого помещения героев, если для Алены Ивановны ключевым словом, была «старость», то в описании жилище Сони автор берет за основу слово «уродливость», и умело, подбирая, к нему синонимический ряд, описывает подробно греховность, и страдания ее искалеченной души. Также нужно заметить, что старуха живёт в квартире, а Соня только в комнате, да и ту снимает.

    Комната Сони характеризуется прилагательным «большая», т. е «значительная по величине, длине, ширине, объёму; превосходящая по размерам ряд однородных предметов» - не говорит ли это о том, что героиня особенная, не похожая на других - однородных представителей Петербурга да и всего рода человеческого. Усиливает уникальность Сони слово «единственная». Но далее следует противопоставление «чрезвычайно низкая» (чрезвычайно – исключительно, низкая – малая по высоте, имеющая небольшое протяжение снизу вверх). Скрытый смысл в том, что душа у героини широкая, но она не может «взлететь», потому что грешна. Автор сразу же использует противопоставление, чтобы показать её мучения, показать, как много противоречий в её жизни, как много углов. Углы знаменательны не только прилагательными (острый, тупой), но и наличием усиливающих восприятие наречий (ужасно, слишком, безобразно), а также метафора «угол убегал» говорит о том, неживые обстоятельства сильнее живой Сони.

    Связь с другим пространством происходит через три окна, правда в них видно только канаву; запертая дверь символизирует невозвратность пути. В пространстве нет занавесок – героиня открыта миру.

    Жилище заполняют неясные цвета, скорее это цвета нищеты, но как проблеск упоминается «синенькая скатерть» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом, придающим жалкий вид), да «желтоватые обои»

    (в значении неполноты), которые почернели.

    Описание жилища Сони уместилось в 12 предложениях. Случайна ли эта цифра?! Может быть таким образом автор даёт ей надежду – одна жизнь прожита, пора начинать новую. Интересен фоновый рисунок: повторение звука [ р ] в начале, и шипящих в конце (жизнь Сони страшна и наполнена словно шипящими змеями, жалящими её из темноты и пустоты).

    2.3 Описание комнаты Родиона Раскольникова

    Жилище Раскольникова автор называет даже не комнатой, а клетушкой (клетушка – маленькая комнатка. Сразу понятно, что жить в таком пространстве невозможно, в нём можно только существовать, поместиться на время. Время употреблено прошедшее (была, спал, стоял).

    Опять же стандартный набор мебели. Кругом нищета, неудобства и запустение,

    Автор использовал графические омонимы. С их помощью он подчеркнул символ для Раскольникова - символ отрицания. Фрагмент просто переполнен отрицательными частицами: н Изкая, не совсем, не сколько, ни чья, не касалась, не уклюжая, не всю, не й, не раздеваясь, без просты ни.

    Комната Раскольникова описывается пятью предложениями, из них только 1 является простым и имеет пояснительную функцию. Остальные предложения имеют сложносочиненный характер, в них производится перечисление, предметов интерьера, снабженных краткими характеристиками. Прозаические строфы, описывающие жилище, напоминают скупые канцелярские строчки полицейского протокола: «три старых стула», «крашенный стол в углу», «софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты» . Также следует заметить, что Достоевский использует в этом описании числительное «шесть», возможно он намекает на то, что герой только в середине пути.

    2.4 Описание жилища семьи Мармеладовых

    Описание интерьера жилья семьи Мармеладовых статично только на первый взгляд. Экспрессия причастий (со значением глаголов) «разбросано», «отворена», «протянута» говорят об бушующих здесь страстях. Напряжение добавляют местоимения «всю», «всё», «всего». («..всю ее было видно из сеней..», «..Все было разбросано и в беспорядке..», «..было всего..»). Символична лестница – как предел времени, которое заканчивается.

    Особенность этого описания – символ конца, края «На краю стола стоял догоравший сальный огарок». Герои не только живут на краю бедности, но и на краю жизни. О бедности рассказывают слова закоптелая, в конце, тряпьё, дырявая, ободранный, некрашеный, догоравший).

    Своеобразно и построение описания. Во фрагменте 8 предложений, из них простых 6, сложносочиненных 2. Краткостью фраз Достоевский как бы показывает – все, осталось мало времени. Создается впечатление, что он боится не успеть рассказать этот сюжет, все вот-вот все закончится.

    Анализ текстов, описывающих жилища героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», выявил следующие особенности:

    1. Все описания объединяет статичность. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. Имеющиеся глаголы (17,1%) употребляются в несовершенной форме, прошедшего времени, что еще более подчеркивает состояние статичности.

    2. Все описание жилищ отличаются композиционной однообразностью. Для создания зримой картины, и подчеркивая такую деталь как стандартный набор мебели у всех героев, автор использует имена существительные (35,6%): стол, комод, стулья, диван (он же - софа).

    3. Ненормальность и стесненность пространства показаны прилагательными (14,6%), которые способствуют детальной обрисовке внешности героя, используются для создания психологического портрета персонажа; при описании его привычек, уклада жизни.

    4. Неопределенные местоимения создают в тексте экспрессию загадочности, таинственности.

    5. Наречия (17,3%) усиливают качественные характеристики предметов, явлений и действия.

    6. Простые предложения в тексте составляют 39,5%, остальную долю текста, а это 60, 5% составляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Большинство предложений являются безличными и служат для передачи тексту канцелярской окраски.

    7. Прямая речь используется только в одном описании – квартиры Алены Ивановны. Здесь автор использует прием прямой речи, как канал передачи информацию, необходимую для развития сюжета, выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя.

    Таковы общие лексические особенности описаний жилищ в романе Достоевского «Преступление и наказание».

    Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ – это не просто набор действующих лиц и событий, это уникальная материя, сплав мыслей, проникновение в глубины которых является восхождением к высотам Языка – «одного из самых великих творений человечества». Читайте не торопясь, читайте, заглядывая «между строк»

    Список литературы и словарей

    1. Апресян Ю.Д. Язык. Семиотика. Культура. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.:Языки славянских культур, 2002. – 912с.;

    2. Борисоглебская Э.И. Гурченкова В.П. Курбыко А.Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 1998. - 445 с.;

    3. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. – 312с. (С. 162-189);

    4. Валгина Н.С. Розенталь Д.Э. Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. - 528 с.;

    5. Захаров В.Н. «Слово и курсив в «Преступлении и наказании»» Слово и курсив в "Преступлении и наказании // Русская речь. - 1979. - № 4. - С. 21-27.;

    6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 9-е изд., испр. и доп. - М.: 1972; 21-е изд. М.: 1981.;

    7. Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: В 4 т. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 19

    Публикации раздела Литература

    В Санкт-Петербурге Федор Достоевский прожил 28 лет. В его книгах угрюмый мрачный город стал фоном для печальных судеб и одним из главных героев. В романе «Преступление и наказание» Достоевский описал многие места Петербурга , в которых побывал Родион Раскольников: Сенную площадь, улицы, переулки и даже отдельные дома. «Культура.РФ» приглашает вас пройтись дорогами Раскольникова, а если немного заблудитесь - сверяйтесь с картой в конце материала.

    Сенная площадь

    Сенная площадь. Санкт-Петербург. Фотография: Дмитрий Нейман / фотобанк «Лори»

    Начнем прогулку с Сенной площади. Именно здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Он подслушал разговор ее сестры - Лизаветы Ивановны - и узнал, что «старуха… ровно в семь часов вечера останется дома одна» .

    Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца» - он вновь пришел на Сенную. Он встал на колени посреди площади и поцеловал «эту грязную землю с наслаждением и счастием» . Однако внимание прохожих не дало ему вслух сознаться в убийстве.

    «Он вошел на Сенную.
    <...>
    Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» . Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю».

    Кокушкин мост

    Кокушкин мост. Канал Грибоедова. Санкт-Петербург. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

    С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

    Гражданская, 19. Дом Раскольникова

    Дом Раскольникова. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

    От Кокушкина моста к дому Раскольникова - желтому четырехэтажному зданию - ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.

    «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С–м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К–ну мосту».

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

    Однако Федор Достоевский описал многие детали дома и его окрестностей. Например, 13 ступеней в верхнем пролете лестницы, каморку, которая сегодня напоминает большой чердак, и дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор. После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского. Один из них, Даниил Гранин, писал о любви автора к мелким деталям: «В этом было своеобразие его метода. С какого-то момента он переставал сочинять и начинал жить, воплощаясь в своих героев» .

    В 1999 году на фасаде разместили горельеф с изображением странника и надписью, которую составили Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества» .

    Казначейская, 7. Дом купца Алонкина

    Дом купца Алонкина. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

    К дому старухи-процентщицы Раскольников шел по Столярному переулку. Он проходил мимо здания, где в 1864–1867 годах жил сам Достоевский - доходного дома купца Ивана Алонкина.

    Здесь писатель работал над «Преступлением и наказанием», «Записками из подполья» и романом «Игрок», который под его диктовку писала стенографистка Анна Сниткина - будущая жена Достоевского. Сегодня дом Ивана Алонкина объявлен памятником истории и архитектуры.

    «Четвертого октября, в знаменательный день первой встречи с будущим моим мужем, я проснулась бодрая, в радостном волнении от мысли, что сегодня осуществится давно лелеянная мною мечта: из школьницы или курсистки стать самостоятельным деятелем на выбранном мною поприще.
    <...> В двадцать пять минут двенадцатого я подошла к дому Алонкина и у стоявшего в воротах дворника спросила, где квартира №13. Он показал мне направо, где под воротами был вход на лестницу. Дом был большой, со множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками. Он мне сразу напомнил тот дом в романе «Преступление и наказание», в котором жил герой романа Раскольников.
    Квартира №13 находилась во втором этаже. Я позвонила, и мне тотчас отворила дверь пожилая служанка в накинутом на плечи зеленом в клетку платке. Я так недавно читала «Преступление», что невольно подумала, не является ли этот платок прототипом того драдедамового платка, который играл такую большую роль в семье Мармеладовых».

    Анна Достоевская, «Воспоминания»

    Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы

    Дом старухи-процентщицы. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался.
    <...>
    С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.».

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

    В доме было два выхода: на Среднюю Подъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал, считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.

    Вознесенский мост

    Вознесенский мост через канал Грибоедова. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    Обратно Родион Раскольников мог вернуться через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

    «Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении... Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их…».

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

    Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой

    Дом Сони Мармеладовой. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, мы подходим к дому Сони Мармеладовой - «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова (до 1923 года - Екатерининский). В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату. Главная особенность здания - тупой угол.

    «А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.
    <...>
    Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

    «Преступление и наказание», Федор Достоевский

    Набережная канала Грибоедова, 67. Полицейская контора

    Канал Грибоедова. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    Еще один адрес, по которому побывал Раскольников, - набережная канала Грибоедова, 67. Здесь, как полагают исследователи, находилась контора квартального надзирателя, куда Раскольникова вызвали за неуплату долга хозяйке квартиры - почти сразу после убийства. В эту же контору в конце романа Раскольников пришел с повинной.

    «Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в четвертый этаж. На прежней квартире он был когда-то мельком, но очень давно.
    <...>
    Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

    Во времена Достоевского здесь действительно размещалась полицейская контора 3-го квартала Казанской части (к этой части относился дом Раскольникова в Столярном переулке).

    Маршрут Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»