Из каких природных материалов можно. Поделки из натуральной древесины


Для того чтобы создать в своем доме уютную атмосферу, каждая деталь, предназначенная для украшения интерьера, должна четко вписываться в его общую стилистику. Подчеркнуть достоинство интерьера, выделив преимущества и скрыв недостатки, поможет декоративное звучание различных аксессуаров. Одним из таких творений домашнего искусства — являются поделки из природных материалов изготовленные своими руками. Из нашей статьи вы узнаете, как с помощью незамысловатых вещей, которые нас окружают, можно создавать изысканные украшения и оригинальные предметы декора. Приведенные ниже мастер-классы с фото и пошаговым руководством, а также различные идеи для дома, дачи, школы и детского сада, помогут вам с лёгкостью справиться с этой задачей.

Красивые поделки: делаем быстро и легко (фото)

Канзаши, топиарий, декупаж, кашпо, оригами — мир хенд мейда неустанно будоражит фантазию рукодельниц.

Разнообразные поделки из дерева, стекла, ракушек, крупы, кофейных зерен, макаронных изделий, бумаги, камней, гальки и другого природного материала помогут создать неповторимый уют и легкое романтическое настроение в любом интерьере.

Совет! Создавать разнообразные запасы для изготовления поделок из природного материала можно абсолютно из чего угодно, просто оглянитесь вокруг, наверняка у вас дома имеется множество подходящих для этого вещей.

Лесной и кедровый орех, фасоль, гречиха, горох, кориандр, перец — являются отличным материалом для творчества

Совет! Чтобы рукодельное творчество доставляло вам исключительно положительные эмоции, а процесс заготовки материала превратился в настоящий праздник, можно совместить приятное с полезным.

  1. Будучи летом на море, запаситесь красивыми ракушками и меленькой галькой. Из них получаются отличные настенные украшение для дома.
  2. Прогуливаясь по осеннему парку, дайте ребенку задание насобирать желудей, каштанов, разноцветных опавших листьев. Изделия из природного материала изготовленные детскими руками наделены особым теплом и любовью.
  3. Ухаживая за собственным огородом, не поленитесь посеять семена сухоцветов. Они отлично хранятся зимой и станут идеальным подспорьем для творческих работ.

Поделки из натуральной древесины

Дерево — красивый и податливый материал, завоевавший популярность дизайнеров, архитекторов и простых любителей . Натуральный массив легко комбинировать с металлическим, стеклянным, пластиковым и каменным декором.

Деревянные поделки гармонично впишутся в уютную комнату стиля кантри, зададут тон брутальному стилю лофт, выгодно изменят классическую, скандинавскую, минималистичную обстановку.

Предлагаем просмотреть универсальную подборку интересных изделий из дерева, которые способны преобразить дизайн любого интерьера, став его красивым и ярким акцентом:

Ветки деревьев

– утонченный природный материал, позволяющий создать множество оригинальных вещей для дома своими руками: люстры, настенные светильники, подсвечники, фоторамки, вешалки, изголовья кроватей и многое другое.

  1. Окрашенные сухие ветки с множеством ответвлений придадут особого шарма гостиной, кухне, ванной комнате.
  2. Симпатично смотрятся столики, светильники, полки, вазы, отделанные спилом.
  3. Романтичное настроение зададут декоративные панно в виде сердца, птицы, звезды.
  4. Притягивают внимание золотые, серебристые, белые, черные прутья, размещенные в прозрачной вазе с камнями.




Древесные спилы

Спилы деревьев помогают создать более крупные поделки: вазы, часы, рамки, стилизованные венки. Гармонично впишутся в интерьер деревянные кадки для цветов, полки, подставки под горячее.

Проявив немного фантазии, умельцам несложно будет соорудить из этих кругляшей необычную столешницу, зафиксировав спилы дерева на фанерном листе, заполнив пустоты стружкой и вскрыв лаком.

Кора дерева

Кора — натуральный и доступный материал. Современные мастера используют кору березы для создания уникальных картин и аппликации. Кружки, корзины, туеса и короба из бересты прослужат не один десяток лет.

Поделки из природных материалов помогут не только раскрыть свой творческий потенциал, но и воплотить в реальность ваши интерьерные идеи.

Декоративный камень и галька

  • Декоративный камень — необузданная мощь стихии, обладающая сильным зарядом, что сказывается на общей концепции дизайна приусадебных участков, внутренней отделки помещений.

Сундуки, шкатулки, вазы, наполненные галькой разбавят рутинную обстановку городских квартир и служебных помещений. Мелкие камни украсят стены, зеркала, ручки дверей, подставки для инсталляций, а также бутылки. Посмотрите примеры на фото.

Интересным решением станет подсвечник из стеклянной бутылки , заполненной ракушками с разноцветной галькой. Не менее красиво будут смотреться красивые камешки приклеенные на стену.

Необычно и изящно смотрится декоративный коврик, обклеенный плоской галькой, посаженной на силикон или специальный клей. С ним ваше крыльцо будет выглядеть стильно и красиво.

Создавать оригинальные композиции из камней смогут даже дети. Только перед этим вам нужно провести для них пошаговый мастер-класс.

Мозаика, роспись, резка по камню — отличный способ развлечь детей, создавая магнитики, цветочные композиции, деревья, кактусы в декорированных горшочках.

Совет! Окрашивать морскую гальку в один тон лучше всего с помощью специальных баллончиков, а вот наносить на них рисунки и тонкие линии нужно используя кисти-лайнеры.

  • Из разноцветных камней делают декоративные панно, статуэтки. Облицовка галькой стен, пола, каминов и подоконников — основа , кухни, туалета.

Картина из камней — уникальный предмет интерьера

Летние поделки из фруктов, листьев и цветов

Формирование бережного и заботливого отношения к окружающей среде формируют занятия с природными материалами. Важным этапом работы становится сбор, обработка и подготовка к применению летних даров.

Делать детскими руками красивые и оригинальные аксессуары для дома можно из:

  • листьев;
  • тополиного пуха;
  • цветов;
  • семян.

Сухая трава, фрукты, цветы, плоды деревьев и семена растений позволяют создавать на осеннюю и летнюю тематику сложные объемные аппликации, уникальные и красочные композиции и прочие оригинальные арт-объекты.

Совет! Если для создания поделок из природного материала используется дерево (спилы, поленья, кора, веточки) перед началом работы его следует хорошенько просушить. Использование влажной древесины существенно сократит срок службы самодельных шедевров.

Идеи для создания осенних поделок

Осень — лучшее время для сбора фруктов, семян, овощей, а также жёлудей, шишек и каштанов. Опавшие листья, сухие цветы, трава послужат для создания необыкновенных букетов, венков, аппликаций.

Натуральные композиции хорошо смотрятся в обычных вазах, арбузной кожуре, скорлупе кокоса, оболочке тыквы. Оригинальный мастер-класс можно провести детям, научив их создавать поделки из природных материалов своими руками.

  1. Из шишек получится уютная корзиночка или венок, которые можно повесить на входную дверь.
  2. Кабачки украшенные ягодами и цветами, станет главной героиней садового участка.
  3. Калейдоскоп ярких красок тыквы, картошки, баклажан украсят дворовой ландшафт, если придумать им достойное применение.

Совет! В поисках идей создания поделок для детского сада, обратите внимание на чудесные домики из коры и веток деревьев.



Поделки на тему: «Море и подводный мир»

Морские поделки дарят яркие эмоции и радужное настроение даже холодной зимой. Если повезёт собрать коллекцию ракушек во время отдыха, поспешите стать авторами объемных аппликаций, картин, рамок, морского театра или аквариума.

  • Морские сокровища легко преобразуются в бусы, кулоны и подвески.
  • Холодный фарфор, соленое тесто помогут дополнить композицию морскими звездочками, кораллами, цветными камешками.
  • Океан в бутылке — целый подводный мир, позволяющий придумывать различные истории, изучать морских обитателей.
  • В прохладный день тёплые воспоминания о лете также подарят кораблики из подручных материалов.

Изготавливая декора на морскую тематику ничем себя не ограничивайте — творите, пробуйте, дерзайте

При изготовлении изделий на тему «море» можно использовать абсолютно любой природный материал

Перья для рукоделия

  • Перья птиц — используются мастерицами для создания мягких подушек, теплых перин, украшений для шляп, игрушек, необычных сувениров.

Ими также украшают интерьер, дополняя поделки пайеткиами, блестками, маленькими бантиками из лент и прочим декором.

Несмотря на то что перо — очень капризный материал, работать с ним достаточно просто и легко

Ловец снов — магический талисман притягивающий удачу

Важно! Перья птиц могут стать причиной сильной аллергической реакции у человека, поэтому будьте осторожны используя их в качестве декоративного украшение для дома.

Поделки своими руками (пошагово)

Создавать своими руками поделки из природного материала легко — главное заручиться необходимым инструментом и материалом. Приведенные ниже пошаговые инструкции по созданию универсального декора для дома и дачи помогут вам справиться с этим простым заданием.

Красочное панно

Панно – декоративное , фасадов. В настоящее время для его изготовления применят три основных жанра: скульптурный, мозаичный и аппликационный.

Интересным решением является художественное панно из природных материалов: сухих листьев, соломы, скорлупы орехов, сухоцветов. Его изготовление проходит в 3 простых действия:

  1. Для начала нужно сделать основание. Изготовить его можно из деревянных досок сбитых в щит или куска фанеры.
  2. Далее основание нужно обтянуть материалом из мешковины или сделать поверх него соломенную решетку, на которую будет наноситься аппликация. Сделать аппликацию можно из плоских элементов (листьев, зерен, семян), или получить рельефную поверхность, сочетая объемные детали. Необычным решением будет вплетение в соломенную сетку высушенных цитрусов, мха и листьев.
  3. Финальный этап — создание веревочной или проволочной петельки для крепления панно на стене. Оцените результат на фото!

Совет! При желании к получившейся композиции можно добавить обрамление из коряг либо веточек лозы. Это сделает вашу работу более изящной

Яичная скорлупа для комнатных растений

Создание небольших вазонов из яичной скорлупы требует особой осторожности, так как сама по себе скорлупа является довольно хрупким материалом и может легко повредиться при неосторожном движении.

Порядок действий:

  1. Надколите верхнюю часть сырого яйца и вылейте содержимое в емкость.
  2. Обработайте края до получения ровного среза или оставьте их надколотыми.
  3. Придайте устойчивости вазам, воспользовавшись подставкой или упаковкой для яиц. Альтернативным вариантам может стать пластилиновый жгутик, дополняющий дно скорлупы.
  4. Полученная емкость готова для рассады полевых цветов, зелени, мха, маленьких суккулентов.

Интересно знать! Яичная скорлупа также может стать изящным подсвечником, пасхальной поделкой или миниатюрной цветочной клумбой.

Чтобы создать свой собственный мини-сад, вам понадобится совсем немного времени, главное все делать аккуратно и придерживаться описанных выше правил.



Подсвечники из спила

Подготовка эксклюзивного подсвечника из пня или древесного спила займет минимум времени и сил. Заручитесь необходимым материалом и инструментами для выполнения следующих действий:

  1. Пропитайте деревянную основу составами, предупреждающими образование гнили, насекомых-вредителей.
  2. Используя дрель и специальную насадку, сделайте неглубокое отверстие по центру пня, для установки стандартной свечи. Чтобы края не представляли опасность, обработайте их наждачной бумагой.
  3. Украсте изделие мешковиной, подвязанной джутовой веревкой или красивой ленточкой.

Необычно будет смотреться деревянная подставка для 2-3 свечей, сделанная из простой коряги, закрепленной на стене, подвесах или опорах. Столь интересное рукотворное изделие станет лучшим атрибутом для романтических вечеров.

Часы для кухник

Часы для кухни из столовых приборов делаются очень быстро и просто. Для этого нам потребуется:

  • часовой механизм с красивым циферблатом;
  • одноразовые пластиковые ложки и вилки;
  • клей-пистолет.

Пошаговый мастер-класс

  1. Для начала нужно разобрать часы, отделив механизм от циферблата;
  2. Далее, используя клей-пистолет, приклеиваем импровизированные стрелки напротив каждой цифры таким образом, чтобы ложки и вилки чередовались и шли одна за другой. Так часы будут смотреться гораздо симпатичнее;
  3. Осталось дать клею высохнуть, установить циферблат на место и вставить в часы батарейку. Оригинальный и полезный готов!

Подводим итоги

Декор для дома, дачи, школы, детского сада своими руками сделать несложно, тем более если использовать для этого природный материал, работать с которым одно удовольствие.










Вам лишь нужно заручиться помощью родных и близких, подключить воображение, и смело творить! Пробуйте, экспериментируйте, ищите свое!

Любой творческий процесс всегда приходится с чего-то начинать. Работа с природным материалом начинается с того, что в Ваших планах проведения досуга появляются такие мероприятия, как походы в лес, в парк и на реку. Вы просто обязаны всей семьей выезжать на загородные прогулки. Иначе познания Вашего малыша будут скудными, даже если Вы заполните полки его комнаты иллюстрированными книгами. Гуляя по дикой местности, обязательно присматривайтесь ко всему, что Вас окружает. И где бы Вы ни находились, старайтесь возвращаться домой не с пустыми руками. Собирать природный материал можно и нужно круглый год.

Поделки из природного материала

Поделки из природного материала поражают своим разнообразием. Для их изготовления Вам пригодятся всевозможные «летучие» семена деревьев, высушенные листья, желуди и каштаны, ягоды рябины, замысловатые палочки и камушки. Обязательно запаситесь мхом, кусочками коры, шишками и речным песком. Съели арбуз или дыню – высушите семечки. Чем не материал для творчества! И чтобы эти богатства не залеживались, незамедлительно приступаем к работе. Мы подскажем Вам несколько направлений в изготовлении поделок из природного материала.

Бутылочка с разноцветным песком

Для ее производства в домашних условиях потребуется сухая бутылочка с широким горлышком и песок, а также воронка из плотного листа бумаги. Для того чтобы раскрасить песок, возьмите перетертые цветные мелки или пищевые красители. Песок нужно разделить на столько частей, сколько у Вас есть красителей. В каждой емкости хорошенько перемешайте песок с красителем. Насыпать его в бутылку следует через воронку. Постарайтесь слои песка доводить до толщины хотя бы один сантиметр. Чтобы получить не только горизонтальные слои, но также красивые вертикальные переходы, бутылку нужно держать под наклоном. Для этого можно подложить под ее дно что-нибудь достаточно устойчивое. Бутылку с песком нельзя трясти. Заполненную до верха емкость можно «запечатать» различными способами. Например, накройте горлышко свежим кленовым листом, а сверху обвяжите атласной лентой. Для начала потренируйтесь просто делать разноцветные слои. В следующий раз Вы можете в песочные слои добавить что-нибудь интересное. Располагайте красивые камушки, листочки, цветочки или другие украшения впритык к стенкам бутылки. Лишь бы они проходили через ее горлышко.

Оригинальная еловая шишка

Вы можете сделать поделку из природного материала в виде одной шишки или смастерить целую гирлянду для украшения комнаты к новогодним праздникам. Для этого Вам понадобится алюминиевая пищевая фольга и разноцветная фольга от конфетных фантиков. Научите малыша скатывать кусочки фольги в маленькие шарики. Когда таких шариков будет много, ими следует разукрасить шишки. Для этого Вам нужно каждый шарик осторожно вставить между чешуйками шишки. Чтобы подвешивать шишку, возьмите маленькую канцелярскую резинку, проденьте через нее ленточку для банта. Саму резинку закрепите на верхней части шишки за ее чешуйки, а потом завяжите бант.

Поделки детей из природного материала

Поделки детские из природного материала обогащают, вдохновляют и просто поднимают настроение. Ими можно украшать детскую комнату. А также их можно дарить родственникам и друзьям.

Всевозможные букашки

Они не обязательно должны повторять живые оригиналы. Для соединения всех частей «букашки» нужен разноцветный пластилин. Сначала выложите «букашку» из составных частей без их соединения. Это поможет Вам с ребенком добиться соразмерности и симметричности. «Телом» может послужить каштан, желудь, половинка скорлупы от грецкого ореха. Эту основу возьмите в кольцо из пластилина. К нему крепится «голова» – шапочка от желудя, ягода рябины или небольшой кусочек пластилина разной формы. «Лапками» становятся тоненькие палочки или сосновая хвоя. Концы «лапок» должны заканчиваться маленькими пластилиновыми шариками. «Крылышки» получаются из всевозможных сочетаний семян ясеня, клена, вяза, сосны. Их предварительно можно раскрасить красками и покрыть лаком. Маленькие засушенные листья ивы, тополя или клена тоже подойдут на эту роль.

Зеленая мордашка

Вам понадобится пластиковая бутылка, семена травы для кошек, небольшой объем почвы, акриловые краски, каштаны, желуди и пластилин. Отрежьте нижнюю часть бутылки. Заполните ее земельной смесью на две трети от объема. Высыпьте семена травы достаточно плотным слоем. Сверху присыпьте их еще небольшим слоем почвы. Хорошо полейте. Теперь остается только красками нарисовать веселую мордочку, а желуди или каштаны при помощи пластилина прикрепить по всей остальной поверхности бутылки. Пусть Ваш малыш не забудет регулярно поливать свою поделку. Когда начнут появляться зеленые росточки, это вызовет восторг у ребенка. И он наверняка захочет сделать еще одну такую забавную мордашку.

Чтобы поделки детей из природного материала не оказались забытыми, Вы можете сделать архив работ, фотокнигу и даже фотовыставку. Масштаб этих мероприятий зависит только от Вас. Особый восторг дети получают от возможности видеть результат своего труда – готовую поделку или игрушку. Отведите особое место композиции поделок из природного материала на всеобщем обозрении. Тяга к творчеству в раннем возрасте требует поощрения!

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду.

Шишки . Плоды хвойных деревьев - шишки - пре­красный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для из­готовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

Хвоя. Для поделки игрушек, например, ежа, лапок паука и когот­ков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.

Орехи . В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фиста­шки.

Лесные орехи распространены в лесах средней полосы. Их используют в качестве материала для изготовления головок игру­шечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (го­лова петушка, зайца и т.д.). Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно при­менять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках.

Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать.

Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный ма­териал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человеч­ков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) использу­ется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе поло­винки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.

Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев. Эту работу нужно делать только воспи­тателю.

Земляные орехи очень удобны в работе по изготовлению игрушек; они легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки жи­вотных (собачка, кошка). Хранить орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании.



Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую бле­стящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хра­нить каштаны желательно в прохладном месте.

Желуди . Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся ча­шечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует соби­рать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хо­роший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке).

Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природ­ного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в каче­стве шапочек для них.

Желуди хранят в прохладном и влажном месте.

Кора . Она различается по внешнему виду (цвету, тол­щине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении раз­личных сценок и отдельных игрушек из природного материала. По­мимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки-плоскодонки.

Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает осо­бенно красивый оттенок.

Березовая кора - береста, один из самых кра­сивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.

Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20-25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой.

Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полос­ки бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.

Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горя­чую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручи­ваться.

Ветки . Разнообразные ветки используются при изготовле­нии некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью луч­ше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток - работа, требующая времени, терпения, аккуратно­сти. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корни . Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают раз­личных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д.

Множество старых корней или их отростков можно найти у бере­гов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с уме­ренной влажностью.

Листья . Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять.

Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.

Шиповник, рябина . Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.

Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками.

Дляхранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твер­деют итеряют форму.

Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др.

Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.

Кукурузные початки . Для изготовления игрушек исполь­зуют и кукурузные початки.

Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен!

Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для ра­боты лучше использовать початки в период созревания кукурузы, то­гда все необходимые операции дети смогут выполнить самосто­ятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек ста­новится нежелательным.

Листья, отделенные от початков, также пригодятся в работе. Они мягкие и легко поддаются обработке. Из них можно сделать зайца, мышку, стрекозу, куклу, а также разнообразные сумочки, пояски, ленты, отделки для платья куклы, закладки для книг и т. д. Перед ра­ботой листья просушивают, закатывают в мокрую отжатую ткань (листья раскладывают при этом тонким слоем) на 2 - 3 часа, после чего вынимают то количество, которое необходимо для изготовления игрушки.

Солома . С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, па­хучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имею­щимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.

Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, прогла­женной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упа­ривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому акку­ратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя про­светов. В результате получают целые куски соломы. На них каранда­шом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ ра­боты с соломой. Для получения более художественного изображения контур избранной фигурки наносят на бумагу. После этого изображе­ние складывают по частям с учетом основных рельефных линий, что достигается путем варьирования направлений соломки. (С помощью воспитателя дети выполняют все виды работы.)

Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только на­правление волокон, но и оттенки.

Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо на­клеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, кра­сочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи ска­зок и др.

Рогоз . Многие жители юга хорошо знают яркое, коричне­вое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распростра­нены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза - интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются за­бавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы.

Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.

Декоративные тыквы . Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатыва­ется и, высыхая, хорошо сохраняется.

Трава . В качестве дополнения к поделке можно использовать раз­личные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.

Мох . При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко при­клеивается различным клеем.

Птичьи перья . В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные перья, утиные, гу­синые, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья про­мывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых инте­ресны по внешнему виду, оригинальны по форме - овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.

Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Су­хие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.

Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у Чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.).


26. Бумага и картон: производство, виды, особенности работы с бумагой .

Бумага и картон - самые доступные материалы. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

Газетная бумага - наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.

Писчая бумага в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Чертежная бумага - самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.

Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов - мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.

Папиросная бумага, тонкая, прозрачная, также будет полезна для некоторых работ.

Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном. Сорта картона можно различить по его цвету.

Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.

Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.

Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.

Цветной картон - тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.


27. Конструирование из бумаги: понятие, виды. Конструирование из бумаги в разных возрастных группах детского сада.

Конструирование из бумаги относится к ху­дожественной деятельности. Дети в основ­ном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжет­ных, театрализованных), поделки для украше­ния интерьера и т.п. Это могут быть как лите­ратурные персонажи ("Колобок", "Баба-яга", "Царевна-лягушка" и т.п.), так и придуманные образы ("солнечный человек", "вакса-клякса", "корзинка с волшебными цветами" и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бума­гой: сминание, разрывание, разрезание, сги­бание. Последние две являются более слож­ными и одновременно более распространен­ными в педагогической практике, и, начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими. А та­кую технику конструирования, как смина­ние и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше – в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки - бан­тик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами ("ори" – сгибать, "гами" – бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие – подарок.

Близка к этой технике и другая, также при­шедшая к нам из Японии, - киригами. Она включает в себя складывание бумаги и выре­зание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура – еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги - заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конст­рукции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Главными условиями разви­тия творческого конструирования из бума­ги являются:

1. Использование разной техники, начи­ная с более простых ее видов (сминание, раз­рывание).

2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овла­дения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).

В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной за­дачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные спосо­бы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструиро­ванию с использованием даже сложных ви­дов техники.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Обучение трехлетних детей необходимо начинать во второй половине учебного года. Прежде всего их нужно познакомить с разными свойствами бумаги.

Она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, глад, кой, шершавой и всевозможной окраски, и с ней можно по-разному действовать: мять, рвать клеить и создавать разные формы. С этой целью организуются игровые занятия для практи­ческого экспериментирования с бумагой.

На первом занятии детям раздают разную цветную бумагу (в основном, мягкую): гоф­рированную, писчую, газетную, столовые салфетки, рулоны туалетной бумаги (тоже разных цветов), папиросную и т.п. При этом обращают их внимание на особенности каж­дой и предлагают ее пощупать, помять, порвать, пошуршать ею и определить, какая бу­мага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и т.п.

Дети, как правило, занимаются этим с удо­вольствием. Они наслаждаются производи­мым шумом, изменением формы бумаги. В результате одни дети рвут из мягкой бумаги длинные полоски, другие – скатывают из нее маленькие комочки, третьи – пытаются сде­лать большой ком, сминая плотную бумагу, но он распрямляется и образует какую-то фигуру и т.п.

В конце занятия воспитатель вместе с деть­ми рассматривает результаты деятельности с целью их "опредмечивания".

Например, трое детей нарвали много длинных полосок разной ширины, и воспита­тель, подойдя к ним, спрашивает: "Что это та­кое? Может быть, это макароны, вот эти то­ненькие?" И, давая тарелочку (картонный кру­жок), предлагает их сюда положить. "А вот эти полоски потолще, они пригодятся для пост­ройки забора". И вместе с ребенком наклеи­вает их на серый картон, изображая забор. В распрямившемся белом комке воспитатель помогает детям увидеть птичку, сжав один ко­нец в форме хвоста, а другой - в форме клю­ва; пингвина, дорисовав глазки и сделав лап­ки, и т.п. Мячики других детей складывает в коробку и т.д.

На втором занятии дети из мягкой цветной бумаги (гофрированной, газетной, салфеточ­ной) делают путем сминания разные по вели­чине шарики (величина задается размером бумаги). Готовые разноцветные шары воспи­татель подвешивает на ниточках. Дети под­прыгивают, пытаясь дотянуться до них, дуют вслед за воспитателем на игрушки и любуются тем, как они вертятся.

На третьем занятии дети украшают одежду клоуна, делают для него разные предметы: султанчики, шары и т.п. Очень важно, что целостную форму, которую они создавали ра­нее, дети используют здесь в качестве дета­лей общей композиции.

На пятом году жизни продолжается знаком­ство с разными свойствами бумаги. К мягким, уже знакомым видам бумаги, добавляет­ся бумага более плотная: ватманская, бархат­ная, глянцевая, фольга.

Спектр пробующих действий с бумагой значительно расширяется. Детям дают фло­мастеры, краски в баночках и кисти, воду в та­зике. И дети путем практических действий оп­ределяют, какая бумага быстрее намокает, на какой краски и следы фломастеров расплыва­ются, а на какой – нет и т.п.

Затем дети, сминая, скручивая в жгуты и разрывая бумагу, сами делают разные фор­мы и вместе с воспитателем "опредмечива­ют" их. Они наклеивают их на чистые листы бумаги и дорисовывают красками, фломасте­рами. Например, желтый комочек – цыпле­нок (ребенок рисует палочку – клюв, воспи­татель дорисовывает лапки); другой желтый комочек – одуванчик, к которому ребенок вместе с воспитателем приклеивает стебе­лек, сделанный из скрученной в жгутик бумаги.

Все детские работы (листы с наклеенными и дорисованными фигурками) вывешиваются на ленте в групповой комнате, и воспитатель вместе с детьми рассматривает их. Дети гордятся своими работами, и задача воспитателя – поддержать каждого, дополнив созданный в совместной деятельности со взрослым образ словесным кратким и инте­ресным для детей описанием.

На следующем занятии перед детьми рас­полагаются силуэты корзинки и дерева, сде­ланные из скрученной мягкой бумаги. И воспи­татель говорит детям, что она приготовила де­рево, которое может стать красивой яблоней, если дети постараются и сделают для нее лис­точки и яблочки, а под ней – травку и корзинку для красивых цветов, которые дети могут сделать сами.

Затем дети решают, что бы они хотели сде­лать, сами выбирают цвет и размер бумаги. Потом, сминая и разрывая бумагу, готовят детали общей композиции. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает. А далее он вместе с детьми составляет вначале одну композицию "Корзина с цветами", а затем и другую компо­зицию - "Яблоня". Обе композиции использу­ются для украшения групповой комнаты, вес­тибюля и др.

На четвертом и пятом занятиях дети, исполь­зуя разную бумагу и разную технику работы с ней, а также элементы рисования, создают об­щие композиции на темы "Зима" и "Лето", как бы оживляя предварительный рассказ воспитателя.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Обучение детей шестого года жизни ходит в три этапа.

Первый этап. Его основной целью является продолжение освоения детьми уже известной им техники (оригами и киригами) и новой: "объемная (бумажная) скульптура".

Дети осваивают три новых способа техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (по лученного из квадрата) к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам; и один наиболее простой для них способ новой техникиобъемная фигура – закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.

Все эти новые способы конструирования включают в себя операции, усвоенные детьми ранее. Так, первый и четвертый – основыва­ются на способе складывания квадрата попо­лам с совмещением противоположных сторон и углов, а второй и третий – на способе скла­дывания квадрата по диагонали. Это значительно облегчает детям процесс усвоения бо­лее сложных способов.

Чтобы дети овладели новыми способами, необходимо провести не менее четырех заня­тий по общей схеме.

Так, вначале для знакомства детей с новыми способами конструирования используют игровую ситуацию типа "Загадочные превращения квадрата", которая модифицируется примени­тельно к каждому из отобранных способов.

Далее дети сначала выполняют способ кон­струирования и получают определенную гео­метрическую фигуру, а затем им предлагают задачи, решение которых способствует введе­нию способов в процесс изготовления разных поделок.

Для этого воспитатель показывает детям дополнительные бумажные детали разной формы, величины, цвета, предлагая им рас­смотреть их и соотнести с полученной фигу­рой, назвать, какую игрушку из этого можно сделать. После этого дети создают названные ими поделки.

Для получения разнообразных и вариатив­ных поделок детям раздают различные набо­ры деталей, объединение которых с одинако­выми геометрическими фигурами дает воз­можность получить разные образы.

Дополнительные детали, используемые на первых занятиях, носят конкретный характер (листочки, ушки разных форм, крылышки, ко­лючки из мягкой бумаги и т.п.) и в определен­ной степени подсказывают образ. На последующих занятиях детям дают более абстрактные детали (мелкие полоски, кружки, овалы и т.п.). Их соединение с исходной фигурой требует от детей активного включения воображения.

На первом занятии дети на основе сделан­ной ими фигуры (прямоугольника с отогнуты­ми к центру сторонами) и включения допол­нительных деталей создают такие поделки, как: телевизор, кроватка, стол, корзиночка, домик.

На втором занятии на основе сделанной другой фигуры (треугольника с отогнутыми к соответствующим сторонам углами) и ис­пользования новых деталей дети создают вы­разительные мордочки разных животных (за­яц, волк, медведь, лиса), цветы тюльпаны и др.

На третьем занятии полученная детьми но­вая фигура – треугольник с отогнутыми к про­тивоположным сторонам углами и дополни­тельные детали дают им возможность сделать разноплановые конструкции: шапочку, ведро, чашку, чайник, лейку, колокольчик и др.

На четвертом занятии дети, закручивая пря­моугольник в цилиндр и добавляя детали по своему выбору, получают бусы, божью коровку, бабочку, дерево, фонарик и др.

Для того чтобы цилиндр получился ровным, квадрат можно разрезать пополам (по линии сгиба) и каждый из прямоугольников перед склеиванием предварительно либо намотать на карандаш, либо провести по краю стола. Вторым путем можно и выпрямлять скручен­ную бумагу.

Таким образом, дети, на каждом занятии используя одну и ту же основу и дополнитель­ные детали, сами создают разные поделки. При этом одни из них строят образ путем толь­ко мысленного объединения основы и дета­лей, а другие – путем практического примеривания, прикладывания разных деталей.

Процесс построения образа у многих детей сопровождается речью: "Ой, я сразу узнала, что это зайчик, вот его ушки, а это глаза, голу­бые и круглые, зайчик чего-то испугался..." Та­кие речевые высказывания имеют важное зна­чение для понимания и передачи характера со­здаваемых образов. Они также помогают ре­бенку эмоционально включиться в практичес­кую деятельность. Некоторые дети уже на этом этапе пытаются самостоятельно видоизменить полученную основу, чтобы поделка стала более выразительной. Так, одни дети обрезают верх­ние углы для получения округлых ушей медве­дя, другие – надрезают стороны прямоугольника для получения резных ножек стола и т.п.

Располагая по-разному одни и те же дета­ли, дети могут получать новые образы. Все это говорит о творческих проявлениях детей.

Природный материал
в работе с детьми

Природный материал в работе с детьми.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Все природные материалы можно разделить на две основные группы: растительные и минеральные. К растительным относятся листья деревьев и кустарников, кора, цветы, соломка, шишки, жёлуди, каштаны, цветы и т.п.; к минеральным – песок, ракушки, камушки и т.д.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Но также необходимо на каждом занятии, во время экскурсий напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски бережно относиться к природе - оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с младшими классами и особенности некоторых природных материалов, сбор, хранение и приёмы работы.

Шишки . Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных или человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки усиков бабочки, юбочки для куклы и т.д. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зелёную хвою.

Орехи . При изготовлении игрушек можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные орехи, кедровые орешки, фисташки.

Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков (например, “Весёлый человечек”), животных (голова петуха, зайца, и т.д.)

Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе месяце вместе со шляпкой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твёрдая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому нежелательно их использование.

Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа (чтобы нож не соскальзывал, его необходимо зажать в маленьких тисках или держать с помощью плоскогубцев). Раскалывать орехи можно только учителю.

Земляные орехи . Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупа у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка и т.д.) Хранить орехи нужно в сухом помещении, т.к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана модно использовать для изготовления головы или туловища куклы. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

Жёлуди . Плоды дуба – жёлуди – бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнение к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления игрушек из желудей желательно использовать свежие желуди, т.к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

Также при работе используют такие природные материалы, как кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок, при изготовлении задних планов и отдельных игрушек.

Кроме того, используются разнообразные ветки, корки, листья, семена.

Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких, как: зорянка, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза для животных ил человека.

Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, овощей, например, семена клёна или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыб. Собирать семена лучше осенью.

Листья . Листья являются интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек. Они могут быть разнообразной формы и расцветки. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбы. Из листьев дети делают различные узоры (аппликации). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между газетными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу между листьями следует время от времени менять.

Ветки . Ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т.д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корки . Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала следует также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Также можно использовать в работе с детьми такие природные материалы, как мох с целью создания фона, изображения растительности и т.п.

Птичьи перья . Перья могут быть разные – куриные, утиные, голубиные, разного качества и состава. Их применение зависит от фантазии автора. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . Ракушки можно собирать различной формы – ракушки-домики, овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т.д. Сбор ракушек - при наличии возможности – производится детьми вместе с учителем во время экскурсий или летнего отдыха детей. Ракушки после сбора моются маленькой щёточкой (можно использовать старую зубную), после чего раскладываются и сушатся. Хранение производится при любой температуре.

Тематика работ из природного материала разнообразна. В силу особенностей развития дети семилетнего возраста не всегда могут найти сюжет для своей работы. Учитель должен помочь, подсказать интересную мысль, посоветовать при выборе материала к данному изделию. Уроки с природными материалами способствуют развитию образных представлений, зрительной памяти, фантазии, помогают вырабатывать первоначальные умения обработки материалов.

На уроках, когда дети получают первоначальные навыки изготовления поделок из природного материала, учителю следует выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся должны следить за действиями учителя и перенимать приёмы и способы первоначальной обработки материалов. После освоения детьми начальных приёмов им можно предоставить возможность самостоятельной деятельности. Дети сами выбирают сувенир и вид материала, с которым они будут работать.

В начале дети выполняют аппликацию из листьев, эта работа проходит обычно осенью, когда листья наиболее красивы по цвету. Далее дети делают работы “Бабочка”, “Стрекозы”, “Жуки”.

Также учитель предлагает детям сделать такие сувениры, как “Золотая рыбка” или “Петушок”, “Цапля”. Для этих сувениров нужен различный материал, например орех – для туловища, листья для плавников, семена - для глаз. Кроме этого, дети делают животных из природного материала: собачка “Бобик”, мышка, кот, медведь, птичка, лиса и т.д.

Шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов служат основой для изготовления различных игрушек, сувениров и сказочных героев. Ветки деревьев служат хорошим материалом для изготовления отдельных деталей (рук, лапок, ног, шеи).

Следует учитывать, младшие школьники не всегда может найти сюжет для своей работы. Учитель должен подсказать интересную мысль, посоветовать какой лучше подобрать материал.

Дети выполняют не только отдельные игрушки, а и целые композиции. Моно выполнять индивидуальную композицию или групповую, в паре. Выполняют такие композиции из природного материала: “Ворона и лисица”, “Космонавты у ракеты”, “Лебедь на озере”, “Новогодняя ёлка”, “Рыболов” и др. Очень интересные работы получаются из ракушек, например попугай, павлин, зайка, петушок, парусник и т.д. Чем разнообразнее будет материал, тем разнообразнее будет тематика.

Способы соединений частей,
установка фигур.

Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом.

Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.).

Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя.

Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей.

Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке.

Безопасность в работе
с природными материалами.

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

  1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
  2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
  3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
  4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
  5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
  6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
  7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
  8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
  9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

Хранение работ

Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

Список литературы:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала М., 1991
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов
    М., 1985
  3. Гусакова М.А. Аппликация М., 1977
  4. Мальцева О.В. Работа с использованием природного материала
  5. Машинистов В.Г. Пособие для учителя 1-3 класс
  6. Панфилов Т.Р. Весёлые самоделки М., 1996
  7. Ромашина В.И. Дидактические игры по трудовому обучению 1-3 класс М., 1996

Практическая работа.

Изготовление работы из природного материала
“Рыболов”

Материал : пробка, жёлуди, спички, нитки, мох, зелёная бумага, картон, веточка, краски, ножницы, шило, кисти.

Ход работы:

Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги. Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку. Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.


Огромен, богат и разнообразен растительный мир нашей страны, поэтому невозможно дать полную характеристику всем поделочным материалам, которые он предоставляет любознательному умельцу. Мало усилий составляет процесс искания местных природных материалов, надо ведь найти им полное применение на уроках трудового обучения.

Труд с использованием лесных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В жёлуде, в шишке, в головке чертополоха таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей, мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто игрушку, забавную поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – исключительно важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.

При работе с использованием природного материла необходимо заранее произвести заготовку нужных материалов и приобрести необходимый инструмент. Необходимо учитывать последовательность перехода от простого к более сложному, от отдельных предметов, фигур к композициям. Так, проводя работу с жёлудями, шишками, орехами и т. д., для соединения отдельных частей, деталей изделий в 1 классе рекомендуется использовать пластилин, глину, в 1 классе нежелательно использовать колющий и режущий инструмент (нож, шило, сверло).

Труд с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования образца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки. Одну и ту же поделку можно сделать по- разному: например, рыболова один ученик сделает весёлым и озорным, другой – опечаленным неудачником, третий – дремлющим, сидя около удочек на реке и т. д.

Выискивая и собирая материалы, необходимо заранее продумать, наметить, что из них будет создаваться на уроках труда.

Можно посоветовать заготовить следующие природные материалы: жёлуди; орехи грецкие и лесные; шишки сосновые, еловые, кедровые, пихтовые; стержни от еловых шишек, обгрызенных белками. Желательно собрать головки-соцветия чертополоха, репейника. Необходимы семена – крылатки клёна, ясеня, семена липы. В коллекции надо иметь солому, мелкие кукурузные початки; древесные грибы; мелкие сучья определённой толщины и угла изгиба; дикие и декоративные каштаны; мох, кору, бересту; глину; морские и речные ракушки.

Имея в запасе эти материалы, практически можно изготовить любые фигурки и композиции к сказкам.

Каждый из природных материалов имеет свои особенности: внешний вид, фактуру, физические свойства и т. д.

Жёлуди и каштаны


По форме жёлуди и каштаны очень удобны для изготовления из них фигурок людей, животных, различных деталей.

Хранить жёлуди и каштаны лучше в прохладном и не очень сухом помещении.

В зависимости от формы шишки можно использовать для изготовления различных поделок, главным образом фигурок забавных лесных человечков, зверей, птиц.

Чтобы нераскрывшаяся шишка сохранила свою форму, необходимо её покрыть тонким слоем столярного клея.

Лесные орехи являются широко распространённым, удобным и красивым поделочным материалом. Их форма и приятная окраска делают орех готовым материалом для изготовления голов человечкам.

Кедровые орехи могут пригодиться для изготовления кулачков лесных человечков.

Грецкие орехи могут быть использованы как материал для самостоятельных работ и для изготовления отдельных деталей. Хранят орехи в сухом месте.

Древесные грибы

Они растут на дереве. Древесные грибы особенно хороши для создания из них подставок под фигурки, могут быть использованы и для изготовления фигурок, например, лягушки, паука, черепахи.

Соцветия репейника и чертополоха

Головки репейника идут на изготовление шапочек или на изготовление фигурок животных. Соцветия чертополоха можно использовать для изготовления головных уборов, оригинальных голов к фигуркам. Сохранять головки этих растений лучше в нераскрывшемся состоянии, для этого их надо покрыть столярным клеем.

Литература:

Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда М. Просвещение,1971.