Рефлекторное стекло. Зеркальные окна – лучший способ создать комфорт в помещении


Ландшафтный дизайн способен творить чудеса. У вас, наверное, возникает вопрос, как неодушевленный земельный участок, засаженный растениями, усыпанный сплошь и рядом камнями, элементами декора может что-то творить? Очень просто. Сходите в городской парк или посетите главную достопримечательность какого-либо города. Какая там приятная атмосфера. Какие чувства у вас навевает такое место? Скорее всего, очень приятные и теплые. Это ли не чудо? Место, формы, цвета могут передать так много чувств и эмоций, рассказать о своем создателе, о его жизни и интересах. Известные и востребованные дизайнеры так проникнуты идеей, что способны создавать поистине впечатляющие объекты ландшафтного искусства.

Ландшафтный дизайн участка – это создание красоты и гармонии вокруг своего дома

В российских университетах готовят дипломированных специалистов дизайнеров. Но дизайн – это не наука, а творчество. Творчество, как всем известно, уникально и единственно в своих проявлениях. Другими словами – каждый человек, который создает объекты ландшафта, вносит каплю своей, уникальной и единственной в своем роде, души. Только слушая подсказки своего подсознания, известные дизайнеры творили исторические архитектурные композиции, сохранившиеся и по сей день. Но признаны они были не сразу, для этого должно было пройти время. Поэтому не нужно бояться проявлять инициативу в обустройстве своего участка. Порой, самые неординарные и странные решения создают уникальную атмосферу территории и раскрывают истинную красоту души человеческой.

Придется немало потрудиться, чтобы создать практичное место для отдыха всей семьей

Для того чтобы усвоить основные уроки ландшафтного дизайна, требуется предварительная подготовка. На этом этапе необходимо уделить время для изучения справочников, пособий и журналов, посвященных дизайну загородных участков и их садов. Благо, интернет как всегда щедр. В этих книгах вы найдете подсказки дизайнеров, которые поделятся с вами секретами, покажут самые распространенные ошибки новичков, и направят ваше стремление в нужное русло.

Начинайте всегда с малого и реализуйте свои задумки не спеша, наслаждаясь самим процессом, а не только его результатом

Конечно, ничего не заменит живого общения с человеком. Но если вы найдете подобающую книгу, написанную грамотным автором, то вберете в себя задатки истинного ландшафтного мастера.

Хороший дизайн сада имеет несколько композиционных центров, притягивающих внимание. Это может быть что угодно – дерево, кустарник, пруд или скамейка

Обычно две-три книжки, прочитанные в течение недели, воодушевляют новоиспеченного творца до такой степени, что он бежит в тот же час в ближайший магазин садово-огородной утвари, и скупает все, как ему кажется, необходимое. Начиная от элементов декора и заканчивая цветами и деревьями. Так делать категорически запрещено. Спешка не приведет к успеху, вы только забудете все то малое, что узнали. Сначала нужно разобраться с порядком, соблюдая который у вас получится правильно подобрать материал для забора и беседки. От этого зависит дальнейший выбор элементов малых архитектурных форм, деревьев, цветов и растений.

Начните свой путь к саду мечты с одной небольшой клумбы или миксбордера

Выходите в сад когда у вас есть время и желание, работайте и не старайтесь сделать всё сразу и в один день

Основные принципы ландшафтного дизайна

  1. Первым делом нужно провести анализ приусадебной территории и разобраться с рельефом участка. От этого во многом зависит дальнейшее обустройство.
  2. Разделение земли на зоны. Сюда входит разметка на плане зоны отдыха, сада (огорода) и малых архитектурных форм.
  3. Разметка приусадебных дорожек. Они должны обеспечивать удобство перемещения между зонами с учетом ширины проходов.
  4. Определение общей композиции зон и архитектурных форм. На этом этапе происходит выбор строительного материала, его цвета и формы, а также определение с цветом дорожек и материала их изготовления.
  5. Выбор зеленых насаждений и цветов. На данном этапе выбираются сорта деревьев (их формы) и цветов, а также территориальное расположение миксбордеров, альпийских горок.

Продумайте масштаб и визуализацию с учетом роста растений

Важным моментом в ландшафтном дизайне являются размеры приусадебного участка. От них зависит устройство цветочных композиций, а также выбор места посадки деревьев. На маленькой территории возникает необходимость ее визуального увеличения. Этот эффект может быть достигнут разными методами. Один из них является правильный подбор цвета забора и асимметричная посадка хвойных пород деревьев вдоль него. Здесь нужно понимать, что квадратная или прямоугольная форма забора создает некие рамки. Чтобы их убрать, забор красят в светлые тона, а деревья сажают группами по 4-5 штук в ряду.

Каждый элемент сада должен органично вписываться в общую ландшафтную композицию

Деревья обязательно нужно покупать выше забора хотя бы на полметра. За счет этого и создается визуальное расширение.

Живая изгородь из хвойников

Если хотите добавить глубины вашей живой изгороди, посадите деревья в шахматном порядке

Также устраивают альпийские горки, которые можно дополнять разноцветными каменьями. Хорошей идеей, позволяющей расширить территорию, будет устройство средней по высоте горки с ручьем. А у подножья ручейка выкапывается небольшой прудик, по берегу которого можно посадить влаголюбивый папоротник. Если говорить о зоне отдыха за домом, то такой объект лучше всего размещать около забора. На забор пускают вьющийся ковер плюща. Такой каскад архитектурных форм создаст эффект перспективы, то есть внешний наблюдатель при созерцании данной красоты будет ощущать глубину пространства, насыщенность и объем.

На фоне идеально постриженного газона хорошо смотрится дорожка из бетонных плит, пространство вокруг которых засыпано мелкой галькой

В статье упоминаются малые архитектурные формы. В интернете их можно еще найти под сокращенным названием МАФ. Для незнакомого с этим понятием человека ниже приводятся основные элементы МАФ, участвующие в ландшафтном дизайне.

  • Террасы, веранды и беседки.
  • Трельяжи, перголы и арки.
  • Садовые оградки, миксбордеры, фонтаны и скульптуры.
  • Водоемы, ручейки и мостики через них.
  • Прочие украшения, начиная от отдельно стоящих ваз с цветами и заканчивая садовыми гномиками.

Деревянный мостик через «сухой» ручей

Красивое декорирование глухого забора

Кроме этого, каждому человеку, живущему в городе, МАФ встречаются каждый день. Это автобусные остановки, телефонные будки, городские и парковые скамейки и многие другие элементы.

Террасы, беседки и перголы

Данные конструкции выполняют одинаковую роль в ландшафтном дизайне земельного участка. Они строятся для создания зоны отдыха, занятия любимыми делами и просто приятного времяпровождения. Их отличительными особенностями является место расположения относительно дачного дома, а также конструкция.

Открытая терраса с беседкой и местом для гриля

Пергола пришла в нашу страну из-за рубежа. Ее исторической родиной является Италия. Конструкция данного объекта проста: четыре или шесть опорных балок увенчаны горизонтальными перегородками на крыше. Чаще всего она выполняется из дерева, реже из металла.

Угловая пергола из дерева с диванчиком для уединенного отдыха

Металл нежелательно применять, так как он сильно нагревается на солнце и может испортить растения, обвивающие ее элементы.

Для создания затененности пространства под перголой используют вьющиеся растения. Предпочтительно выбирать густо стелющийся виноград. Он произрастает без цветения, зато имеет неоднотонный оттенок листа (от темно-зеленого до бордового и даже красного). Пространство под перголой обустраивают садовой мебелью, устойчивой к осадкам. Также под нее в некоторых случаях можно поместить бассейн. Такое решение удобно в очень жарких климатических районах.

Вьющимися растениями можно скрыть что угодно и где угодно

На открытой террасе практично использовать ротанговую мебель со съемными подушками

Место для отдыха можно обустроить как на мощенной камнем площадке, так и на деревянном помосте

Устройство террасы подразумевает расположение ее около дома, а точнее ее пристраивают к нему. Главным отличием такого сооружения от веранды является открытое размещение. То есть, навес или одна стена отсутствуют. Это характеризует сооружение как сугубо летний вариант отдыха. Если же планируется использование террасы зимой, то ее делают с откатными стеклянными дверями, что очень удобно. Но тогда это уже будет не терраса, а комбинированная веранда.

Оригинальная терраса с местом отдыха внутри

Закрытая беседка для зимнего отдыха

Устройство беседки подразумевает наличие садовой мебели, камина и барбекю.

При установке беседки необходимо обращать внимание на наличие подветренной стороны. Если таковая имеется, то одну стенку нужно сделать глухой, или посадить вьюны.

Глухую стену беседки размещают с подветренной сороны

  1. При организации общего стиля ландшафта, все зоны должны перекликаться между собой. Плавные линии дорожек и крон деревьев дополняются прямоугольными формами беседки или других строений.
  2. При сравнительно небольшой территории используйте методы визуального увеличения пространства.
  3. Установка вазонов в несколько уровней позволит сэкономить место, а также упростить ежедневный уход за цветами и растениями.
  4. Если приусадебный участок располагается на склоне, что подразумевает проведение большого объема земельных работ, можно воспользоваться этим в пользу дизайна. Устройте декоративные подпорные стенки с использованием естественного камня. Также в этом случае на самых низких отметках земли устраиваются альпийские горки, бассейн или пруд.
  5. При особо больших перепадах уровня земли, необходимо организовать участок в несколько уровней, отделенных между собой подпорными стенами. С точки зрения ландшафтного дизайна, на таких участках получается устроить неординарные и очень красивые архитектурные композиции. Единственным минусом являются приличные денежные вложения.
  6. На больших земельных владениях открывается возможность установки фонтана и больших цветочных композиций. Если финансы не позволяют приобрести фонтан, то можно своими руками изготовить декоративные элементы, такие как лодочки, мельницы, или многоуровневые цветочные композиции. Также отличным решением будет организация большой альпийской горки.
  7. Перед выбором того или иного варианта дизайна нужно пересмотреть разные комбинации и сочетания архитектурных элементов. Для визуального представления композиционных решений воспользуйтесь компьютерными программами, позволяющими скомбинировать МАФ и предварительно оценить ваше представление. Плюсом данного программного обеспечения является наличие подсказок и уже готовых образов и решений.

Камни различного размера и формы создают эффект горного пейзажа

Цвет в ландшафте – самое главное правило для создания нужного эффекта. Основной всегда зеленый, но большую выразительность придают вкрапления других оттенков

Многолетние цветы и кустарники требуют меньше ухода, чем однолетники, их и нужно использовать для основы озеленения

Занятие ландшафтным дизайном – дело очень интересное и благодарное дело. Вы получите массу положительных эмоций и прекрасно проведете время в кругу семьи.

Низкорослые цветы высаживают по краям клумбы, а крупные – ближе к центру цветника

Благоустройство загородного участка – процесс длительный, занимающий несколько лет

Видео: как изменить дизайн узкого участка

Фото ландшафтного дизайна и садовых декораций

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются - в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его "сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами". При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии , которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

Многие люди обожают облагораживать свой сад или дачный участок, но ландшафтный дизайн для начинающих осваивают лишь единицы, а остальные путем проб и ошибок стараются создать неповторимые пейзажи на своих территориях. Безусловно, что элементарные знания ландшафтного дизайна позволяют грамотно и красиво благоустроить цветник или создать альпийскую горку. Психологи утверждают, что счастлив тот, кто сумел сделать свое хобби любимой работой.

Обучиться данной науке можно не только на специальных курсах, но и выполнить это самостоятельно, знакомясь с теорией и отрабатывая практику на своем собственном участке. Ведь на самом деле это не так уж и сложно, главное — иметь немного свободного времени, желание и стремление. Создавать необыкновенный и красивый дизайн под силу не только профессионалам, но и каждому желающему, ведь окончательный продукт данной деятельности — это личное мироощущение и восприятие прекрасного в самой природе. В данном деле знания необходимы для того, чтобы грамотно выращивать растения, соблюдать правила их соседства и видеть, как проект будет выглядеть через несколько лет. Ведь для ландшафтного дизайна важна не сиюминутная картинка, а длительный процесс развития и кульминации.

С чего начать обучение ландшафтному дизайну

Специалисты рекомендуют начать самостоятельное изучение с основ проектирования и детального освоения участка. Составлять проекты лучше всего изначально на бумаге, но некоторые легко и довольно быстро осваивают специальные компьютерные программы. Сделать это не так уж сложно, но для работы с данными электронными продуктами необходимо параллельно освоить и тонкости изучения используемой территории. Это и наличие грунтовых вод, и вид преобладающего микроклимата, и роза ветров, и качество почвы. Все эти данные необходимы для грамотного создания ландшафта.

Итак, тем, кто начинает с нуля постигать азы ландшафтного дизайна, стоит изучить следующее:

  • как провести анализ почвы на определенном участке;
  • как определить микроклимат;
  • как определить преобладающее направление ветра на данном участке;
  • как уточнить уровень грунтовых вод.

Эти элементарные знания просто необходимы для того, чтобы приступить к работе на исследуемом участке. После того как будет проведен основательный анализ территории, можно приступить к созданию непосредственно дизайна.


Перед планировкой запаситесь инструментами и терпением!

Для того чтобы выполнить проект, любому дизайнеру необходимо осуществить ряд действий и запастись инструментами, среди которых следующие:

  1. Создать карту необходимо на миллиметровой бумаге формата А3 или больше. Кроме того, нужно запастись карандашами, ручкой, ластиком и маркером.
  2. Для фиксации точек основного вида требуется выполнить их фото, поэтому без фотоаппарата никак не обойтись.
  3. Компас.
  4. Две рулетки: одна мягкая, другая металлическая.
  5. Шпагат тонкий, плотный и колья для его фиксации.
  6. Спиртовой уровень.

Теперь, когда все инструменты подготовлены, можно приступить к выполнению замеров участка.

Выполнение замеров участка

У многих возникнет вопрос о том, с чего начать измерение. В первую очередь нужно перенести на свой план все неизменяемые точки и постройки на рабочей территории (это могут быть беседки, дом, баня и другие постройки), а также стоит учесть и зафиксировать деревья и кустарники, которые будут оставаться на участке. После того как элементарные наброски будут сделаны, необходимо перейти к выполнению замеров. Алгоритм действий следующий:

  1. Используя мягкую рулетку, необходимо измерить общую площадь рабочей территории.
  2. Если двор или садовый участок будет делиться на разные зоны, то нужно выполнить замеры каждого сектора в отдельности. Стоит знать, какой свободной площадью вы можете пользоваться в работе. Важно измерить каждый свободный сектор, не упуская из виду ни малейшей детали.

При помощи металлической рулетки нужно измерить неизменные объекты, их высоту и ширину, расстояние, на котором они находятся от точек отчета. Кстати, важно изначально, перед тем как начнете выполнять замеры, определиться с отправными точками. Это может быть постройка или другой важный ориентир. Профессиональные дизайнеры называют такие измерения «кроком», в них стоит, помимо расстояния, учитывать направленность света, именно для этого нужен в работе компас.


Не забудьте измерить не только ширину, но и высоту объектов

Составление базового плана

На следующем этапе стоит изучить, как составляются планы на бумаге. Здесь необходимо вспомнить геометрию и черчение из школьной программы. Для работы понадобятся: линейка, циркуль и треугольник. Все данные, полученные при замерах рабочей территории, переносят на миллиметровую бумагу. Важно не упустить ни одной детали. Схема составляется в крупном масштабе, приблизительно 1:50 или 1:100.

Начиная переносить рабочие кроки на бумагу, стоит соблюдать определенную последовательность:

  1. Изначально чертим общие границы участка. Переносим наличие построек на схему.
  2. Фиксируем неизменные элементы, такие как деревья, пруд или изгороди.
  3. Обязательно стоит обозначить на плане направленность ветров.
  4. Требуется не забывать о дорожках и тропинках, их в обязательном порядке фиксируем на бумаге и указываем их направленность.

План должен быть максимально подробным, тогда молодым учащимся дизайнерам можно будет избежать большинства ошибок в работе. Этот этап является очень важным. Хотя для большинства творческих натур он покажется весьма скучным и нудным, но без такой базы выполнение грамотного ландшафтного дизайна просто невозможно.


Составление плана — важная часть проектирования

Теперь стоит достать свои цветные карандаши и маркеры. На данном этапе необходимо выполнить зарисовку таких параметров, как:

  • участки земли с повышенной влажностью;
  • солнечные, открытые или затененные зоны;
  • почвенные зоны.

Опытные специалисты рекомендуют каждый такой участок запечатлеть на отдельном листе кальки. Этот лист изначально прикладывают к основной схеме, переносят границу и данную территорию (и так каждую зону по отдельности). В совокупности эти листы будут являться картой участка.

Рисуем план участка с помощью компьютерной программы (видео)

Стоит сказать, что параллельно можно обучаться работать с графическими программами, а их существует немалое количество, но, выполнив несколько раз базовую схему вручную, намного легче и проще понимать суть изображений на компьютерной карте. Необходимо вникнуть и понять, каким образом выполняется представление каждого сектора на рабочем участке. Профессиональным дизайнером используется в работе 2 вида программ: это графические, для изготовления базовой схемы, и позволяющие создавать трехмерные изображения. С их помощью на карту переносится и забивается весь набор ландшафтных форм и растительных единиц.


Двухмерное планирование участка с помощью компьютерной программы

Последними программами пользуются на завершающих этапах работы. Изучения данных систем намного облегчит работу и позволит до мелочей проработать свою дизайнерскую концепцию. Выполнение замеров участка, создание базовой схемы и карты территории — это есть самый первый шаг на пути создания ландшафтного дизайна. Многие профессионалы до сих пор предпочитают выполнять свои карты вручную. Это кропотливый труд, но который является фундаментальным в создании красивого дизайнерского проекта. Молодым и начинающим дизайнерам стоит набраться терпения и овладеть азами данной работы.

Создание дизайнерской концепции

Данный этап работы самый интересный и творческий, именно на нем формируется основная дизайнерская концепция. А именно, определяется стиль для дизайна, производится подбор материала и соответствующих растений. На бумагу переносятся все идеи и замыслы, прорабатываются и вписываются размеры деталей и растительных форм. При этом стоит учитывать следующее:

  • скорость роста того или иного растения;
  • максимальная высота и ширина растений;
  • допустимые соседства среди культур.

Для создания ландшафтного дизайна для начала стоит выбирать более простые, но красивые растения. Начинающему садоводу будет довольно сложно ухаживать и выращивать экзотические культуры. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на таких растениях, как:

  • можжевельник;
  • , сосновые виды растений;
  • боярышник;
  • барбарис;
  • калина;
  • разновидности древовидных пионов;
  • хризантемы;
  • розы разных видов;
  • юкка садовая;
  • примула;
  • люпин.

И это далеко не весь допустимый список растений для новичка, который поможет создать необычный красивый дизайн на своем участке. Уход за этими растениями довольно прост и позволит увидеть свои труды во всей красоте за короткие сроки.


Для начала выбирайте растения, которым нужен минимальный уход

При выборе материалов стоит отдавать предпочтение более натуральным и экологически чистым продуктам — это дерево, камни и гравий разного размера.

Важно выполнять работу в перспективе, так как большинство растений являются долголетними и планировка выполняется не на один сезон. Поэтому требуется учитывать все нюансы и в первую очередь необходимо продумать цветовое решение проекта.

Выбор цвета для ландшафтного дизайна

Научиться ландшафтному дизайну — это овладеть новыми знаниями в геометрии, геодезии, биологии и в изобразительном искусстве. Художественные навыки — далеко не все, что требуется. Необходимо изучить основу цветовой палитры, как грамотно соединять тона, какая гамма будет базовой, а какая — дополнительной, при этом необходимо уметь выставлять яркие акценты в общей картине.


Заранее продумайте о цветовом решении вашего участка

Определение цвета будет исходить из выбранного стиля, ведь у каждого есть свой основной тон и допустимые оттенки для его создания.

Выбирая растения, стоит рассматривать их в перспективе, то есть нужно учитывать, какого они будут цвета и размера, чем их можно в случае необходимости заменить, не нарушая при этом общего решения всего ландшафта.

На данном этапе поможет изучение разновидностей растений, в какой сезон стоит высаживать цветы или кустарники, а кроме того, необходимо знать все тонкости и секреты выращивания и ухода за выбранными культурами.

Секреты красивого дизайна

  1. Любой участок будет смотреться гармоничным, если в нем достаточно простора, а лишняя загроможденность и перегруженность будет восприниматься тяжело и некомфортно. Поэтому для создания большего пространства профессионалы используют такие хитрости, как многоуровневые зоны. Это могут быть небольшие насыпи с декоративными ступенями или определенная часть участка, которая отдана под газон. Именно такой шаг позволит визуально расширить общий вид и дать представление объемной территории.
  2. На участке должен быть центровой элемент. Это может быть беседка, альпийская горка, фонтан или мини-пруд. Не обязательно располагать данный «центр» в строгом геометрическом расположении на территории, главная задача — дать этому декоративному элементу роль фигуры или формы, которая будет выглядеть основной.

Выполнить красивый дизайн у себя на участке под силу каждому желающему. Получить необходимые знания для этого возможно и самостоятельно, главное — желание, терпение и достаточное количество свободного времени, чтобы пройти обучение.

Речь пойдет о таких вещах, о которых мы часто не задумываемся, а профессионал начинает с них. Простые люди создают свой дизайн по собственному желанию и восприятию часто не обращая внимания на такие вещи как совместимость, уместность, размер. Но есть еще и другие важные аспекты, с которыми обязательно работают профи ландшафтного дизайна.

  1. Ограда как проекция чувства защиты в своем собственном природном комплексе

Первое правило – это не просто одно из правил ландшафтного дизайна участка, а корень, в который зрит вся композиция. Ограда – это рамка, завершающая всю картину. Ну возьмите и на Рембранта нацепите самую простую пластиковую тоненькую рамку. Вопиющее зло! Так и сад, вместе с домом хотят своего обрамления. Заборы – это не просто способ оградить свою территорию, а и эстетическое удовольствие. Одни вписывают их сад (но это не частое явление, и, скажем, не дешевое), другие «подбирают под дом», а потом заселяют остальную территорию растениями, третьи выходят из своих возможностей (в большинстве случаев), а на дачах – это вообще необязательно (бабушки и дедушки не всегда считали нужным их присутствие вокруг участка).

Ограда позволяет создавать многоуровневые композиции, вводит в сад вертикали, становится фоном для зеленых насаждений. Она может быть металлической, каменной, кирпичной, гладкой, структурированной, разной высоты, комбинированной по материалам и т. д. и т. п. В общем, у фантазии нет предела, лишь бы она не упиралась в денежку. Хотя…

Единственное правило для ограды в спокойном и уютном саду – это гармония между ею и другими элементами. Помните только, это Ваш собственный уютный мир, где Вы отдыхаете или работаете в свое удовольствие, отрешась от окружающей из вне суеты.

  1. Регулирующие линии

Очень важное правило для любого стиля сада — будь то итальянский , французский или супер современный сад с техническими новинками. Линии помогают увидеть композицию по частям и целом, скорректировать. Они соединяют дом и сад, переходят с дома в сад и наоборот.

Линии создаются деревьями, растениями, архитектурными формами, водоемами, ограждениями и домом. Они бывают простыми и сложными, прямыми, горизонтальными, вертикальными, диагональными. С помощью растений жесткие прямые линии дома в стиле модерн можно смягчить растениями, характерными для японского сада — сакурой, кленами, хризантемами.

При высаживании молодых растений важно помнить о том, как они будут изменятся во времени. Ведь вся композиция создана для Вас и должна во всех своих ипостасях доставлять радость созерцания именно Вам.

  1. Правило «золотого сечения»

Это правило ландшафтного дизайна участка настолько внедрилось в жизнь человека, что пользуясь им, он этого не замечает. Во всех сферах науки, техники и искусства присутствуют пропорции, симметрии и асимметрии подчиняются ему.

Правилом «золотого сечения» пользовались древние создавая пирамиды, Парфенон и, как Вы видите, стоят до сих пор и будут еще стоять. Более поздним примером может послужить знаменитый рисунок человека от Л. Да Винчи. Он как ученый исследовал это понятие. Оно помогало правильно и помогает распределить не только нагрузку физическую, а и эстетическую.

«Золотое сечение» — неотъемлемая часть жизни человека и его самого. Так и сад нуждается в нем. Грамотный ландшафтный дизайн участка проектируется основываясь во многом на нем. Суть в том, что площадь разбивается на сегменты (сегменты, а не части потому, что не только размеры разные, а и формы тоже разные). Работает это приблизительно так: меньшая часть относиться к большей, как большая ко всему целому. В процентах вот так: 62% на 38%.

  1. Обращение к работам известных ландшафтных дизайнеров

При самостоятельной работе над своим проектом стоит обратится к работам уже состоявшихся дизайнеров. Это значительно облегчит работу и даст возможность воспользоваться уже готовыми приемами. Вот первая десятка мировых гуру ландшафтного дизайна участка.

  • Кристофер Ллойд – мастер по совмещению классики и новинок.
  • Роберто Бурль Маркс – символист, график, способный перенести картину на участок.
  • Жан-Поль Ганем – дизайнер, который подойдет тем, кто хочет воссоздать у себя сельский пейзаж.
  • Чарльз Дженкс – мастер-график и философ, способный воплотить самые смелые космические фантазии при помощи самых обычных вещей.
  • Андре ле Нотр – босс французского стиля.
  • Ланселот Кейпебилити Браун – король английского садового направления.
  • Пит Удольф – мастер по использованию местных растений.
  • Коичи Курису – дизайнер ландшафта в японском стиле.
  • Мери Рейнолдс – любительница природных ландшафтов.
  • Патрик Бленк – если не знаете, как создавать вертикали в саду, обратитесь к его работам.
  1. Соразмерность архитектурного наполнения сада

Мы часто говорим, что лучше больше, чем меньше. В саду же идеально, когда основные архитектурные формы сбалансированы и не имеют никакого отношения к выше сказанному. Мы понимаем, что Вам хочется похвалится перед соседями и друзьями, например, таким: а у нас большой пруд или большая беседка … Но при этом участок небольшой и эти конструкции занимают почти всю площадь. Так вот, большой пруд требует много усилий и затрат по уходу за ним, а большая беседка трудно декорируется растениями и редко используется по полной. Большие вещи – большим садам.

Если же Вы все-таки готовы к крупным размерам, то пруд делайте неправильной формы с мостиками и маленькими тихими заводями, а беседку наполните контейнерными растениями — стоячими и висячими.

  1. От большого к малому

Оно больше относится к растениям, но и к строениям тоже применимо. Однако, удачная посадка – успех всего сада. Здесь стоит обратиться к трем небольшим указаниям, существенно упрощающим в дальнейшем уход за садом.

  • Начинать высаживать растения надо с крупномеров, далее кусты, кустарники и цветы. Напоследок следует оставлять травяной покров.
  • Прежде чем сажать растения надо вычислить площадь, которая понадобится им для нормальной жизнедеятельности
  • Количество растений не должно уходить в бесконечность.

Последний пункт важен, ибо часто-густо наши сады – это коллекции, занимающие минимальную площадь и создающие массу проблем (не цветет, не растет, часто гибнет…). Он также связан и с остальными. В первом случае мы «втуливаем» растение в неподходящие места (ну оно ж так понравилось и так захотелось его у себя иметь). Во втором чаще всего о нем просто не помнят в момент посадки, а потом, во время роста, пытаемся понять и «вылечить или уничтожить» от болезней и насекомых (беда загущенных посадок: растения заражаются друг от друга, а мошка просто мигрирует себе туда-сюда).

  1. Групповые посадки

Групповые посадки на участке не просто явление, а закон ландшафтного дизайна. Сады и одинокие растения – несовместимые понятия. Их наполненность зависит от стиля сада и в той или иной мере какое-то растение будет доминировать. Это может быть как многолетник, так и однолетник. В первом случае меньше хлопот, второй предполагает при желании хозяина смену настроения каждый сезон.

В групповых посадках также следует придерживаться правила «от большего к меньшему». Исключением станут клумбы с определенным рисунком, рабатки , бордюры, живые изгороди. Для них сразу-же и высоту прогнозируют (она тоже может быть частью рисунка).

  1. Доступность

Это самое простое и понятное правило. Оно больше всего заботится о хозяине сада. Пренебречь им могут не все. Его суть в заботе о кошельке владельца с периода, когда сад только закладывается и работает всю его жизнь, немного корректируя периодически его (кошелька) вместимость.

Доступность – это такой подбор растений, где учитываются цена, зонированость и уход. Если захотелось экзотики, а климат местный не позволяет, то купите себе это удовольствие, только держите в горшке и вовремя пересаживайте.