Что относят к природным материалам. Шишки и хвоя деревьев


Начало осени – лучшее время для сбора природных диковин для детского творчества. Часто в начале учебного года воспитатели детского сада или учителя начальной школы просят принести природный материал для занятий по природоведению или уроков труда. Однако, интересные листья, семена и ветки не найти возле дома, за ними нужно отправляться в парк или лес. Такую прогулку с ребенком можно превратить не только в полезное занятие, но и сделать ее настоящим праздником.

Почему так важно собирать природный материал?

Только в парке и или на лесной опушке можно найти много веточек, красивых листьев, коряг, цветов, шишек и разнообразных семян. А значит, природные материалы лучше всего собирать во время маленького лесного путешествия. В сборе природного материала и последующей работе с ним есть много пользы.

  • Ребенок учится видеть особенности листьев и веток, а ощупывая и манипулируя, узнает, какой разной может быть фактура. Некоторые листья гладкие на ощупь, а другие – шершавые. Одни семена бывают совсем крошечными, а другие, как у каштана, большие.
  • Только в практической деятельности ребенку становится понятно, насколько тот или иной природный материал прочен. Всегда бывает, что часть собранных листьев или коряжек приходится дома выкинуть – не все удается донести в целости и сохранности. И будет большой ошибкой - ругать ребенка за сломанную ветку или цветок. Познание мира без этого не обходится.
  • Прогулка по лесу и поиск интересных листиков и коряг – приятное и увлекательное занятие и для вас, и для вашего малыша. Не часто ли мы в последнее время лишаем себя приятных вещей? Гуляя с малышом, не забудьте остановиться, оглянуться вокруг и пронаблюдать сезонные изменения в природе. Поговорите с ним об осеннем разноцветье. Послушайте, как шуршит листва под ногами, и почувствуйте ее пряный запах. Вместе найдите высохшую траву, которая уже «легла спать» на зиму. Осенний лес – особенный. В нем почти не слышно птиц и совсем не видно насекомых.
  • Чтобы найти действительно необычные семена, листья и ветки, часто нужно уйти подальше, обследовав не только ближайшую опушку, но и более удаленные лесные уголки. Пользу пешей прогулки для здоровья трудно переоценить. Наши «приросшие» в гаджетам дети гиподинамичны, а и мы сами тоже. Поэтому пока тепло, стоит оторвать ребенка от любимого планшета или компьютера и сходить в лес.
  • Мы собираем природный материал, для того, чтобы дома, в садике или школе ребенок имел возможность заняться творчеством. Но не нужно забывать, что любой творческий процесс начинается еще в лесу. Идеи, как применить ту или иную веточку или шишку, рождаются почти сразу, во время лесной прогулки. Как ожидать от ребенка интересной поделки, если он ее не «обдумал» заранее?

Вместе, а не вместо

Самая частая ошибка, которую допускают родители – сбор природного материала без участия детей. Как обычно бывает? Воспитатель или учительница в школе сказала принести на следующей неделе природный материал, и ответственная мама после работы забегает в ближайший парк или сквер и собирает первое, что под руку попалось. Дома разберемся!

Будем откровенны, мы вообще нередко пытаемся жить «вместо» детей и принимать решения без учета их мнения. И удивляемся потом ответному равнодушию и неудовольствию. А ведь это – просто зеркало нашего отношения.

Те листья и цветы, которые будут использоваться для аппликаций, можно высушить под прессом. Перед сушкой у листьев удаляют крупные черешки. Разложенные растения в 3-4 слоя перекладывают газетами, и сверху помещают тяжелый груз. Газеты ежедневно меняют. И через 5 дней сушка будет закончена. Более быстрый способ – проглаживание утюгом, через листы бумаги. Но не всегда при этом удается сохранить первоначальный цвет.

Другой интересный, но более долгий метод сушки листьев и цветов – в чистом песке или манной крупе. Растения аккуратно раскладывают в коробке и бережно засыпают песком или крупой. Потом закрывают крышку, чтобы сыпучий материал не увлажнялся, и оставляют коробку при комнатной температуре на 2-3 недели.

Веточки, розы и сухоцветы обычно связывают в пучки и высушивают в подвешенном состоянии. Каштаны, желуди, лесные орехи и другие семена, а также плоды нужно не забыть разложить на открытом, проветриваемом месте. Собранные в осеннюю пору, они достаточно влажные и в закрытой коробке, а тем более полиэтиленовом пакете, покроются плесенью и просто сгниют.

Как использовать

Чаще всего высушенные природные материалы родители хранят «подальше» от ребенка. Сколько было вложено труда – найти, принести, высушить! А вдруг сломает или испортит?

Однако, чтобы пробудить творчество и желание экспериментировать – нужно создать среду, когда творчество и эксперименты возможны! Природный материал, хотя бы менее ломкий, обязательно следует хранить в доступном для ребенка месте. Чтобы он мог, когда есть желание, открыть коробку и попробовать сделать что-то самостоятельно.

В чем роль родителей? Она, пожалуй, двояка.

Во-первых, важно показать, как можно с найденными лесными диковинками манипулировать, то есть, родители должны научить сгибать, отрезать ненужное, очищать кору… Стоит показать ребенку, что плоские листья можно приклеить на цветную бумагу. Коряжки - связать ниткой или мягкой проволокой. Желуди – соединить друг с другом при помощи пластилина или куска спички. Создание поделок для детей, помимо развития воображения, – отличная возможность обучиться применять клей, ножницы и другие инструменты. Кроме того, это верный способ развить мелкую моторику руки, а значит, и речь.

Предыдущие статьи из серии «Знакомство ребенка с природой»

  • Находилки и Занималки от издательства «Манн, Иванов и Фербер»

    Обзор идей и поделок

    1. Окаменелости

    Эту идею я «вывезла» из наших азиатских путешествий. В Таиланде и на Бали очень часто в дизайне любых строений используются залитые бетоном отпечатки растений. Совершенная красота! Ощущение, будто это окаменелости со следами древних папоротников. Всегда хотела что-нибудь подобное привнести и в свой дом. Пока же только с детьми попробовали сделать поделки по этой технологии.

    В любую посудину необходимо набрать влажного песка, плотненько его примяв. Затем листиками, цветочками, или лучше даже чем-то более фактурным, например, шишками и ветками елочек, сделать отпечатки в песке.

    В отдельной посудине развести гипс и залить получившимся раствором песок с отпечатками. Оставить на несколько часов, а лучше сутки, для застывания гипса. Мы с обратной стороны еще подписали где чьи работы, т.к. дети весьма ревностно относятся к собственности =)

    Можно использовать получившиеся гипсовые формы в дизайне своего дома, особенно если делать более аккуратно. С песком, конечно, вариант получается «черновой», просто для детских игр, для дома же делать лучше «чистовик». Для этого, вместо песка, можно использовать мягкий пластилин или соленое тесто, например. Намазать его на дно посудины, сделать на нем отпечатки растений, а затем залить гипсом. Результат будет более аккуратным и четким. Гипс я всегда использую, кстати, вот этот , покупаю уже десятое ведерко и не нарадуюсь:)

    А с нашими окаменелостями мы решили обойтись иначе, чем просто украшать ими дом, о чем в следующем пункте;)

    2. Археологические раскопки

    Я закопала эти окаменелости в землю, можно в песочницу, например, и дала ребенку набор юного археолога — лопату и кисть:) Мишутка с удовольствием копал и аккуратно кисточкой очищал найденные «древности» =)

    Можно усложнить задачу, нарисовав, например, карту раскопок и учиться с ребенком ориентироваться на местности. Но это, я думаю, для детей от 5-6 лет, мы с Мишуткой обошлись простым вариантом копания в земле:)

    3. Древние ледники

    Еще один интересный вариант — замораживать свои природные находки. Для этого возьмите любые пластиковые формы, положите туда растения или цветы и залейте водой комнатной температуры. Последнее условие обязательно! Лед получится чистым и прозрачным только если вода будет комнатной температуры. Аккуратно поставьте формочки в морозилку. Через несколько часов, а лучше сутки, можно достать готовые ледышки.

    Играть с ними можно совершенно разнообразно. Например, мы устроили «пингвиний мир», где ледышки служили нам частицами среды обитания.

    Можно поиграть, например, в ледниковый период с динозаврами. Или из замороженных во льду цветов сделать ледяные гирлянды . Зимой они будут смотреться очень эффектно! В общем, все зависит от фантазии мамы и ребенка;)

    4. Штамповки

    Простой, но весьма занимательный, вариант игры — делать штампы собранными листочками. Можно просто штамповать, делая отпечатки разными цветами, можно собирать это в единый продуманный композиционный рисунок, а можно на обратной стороне обоев делать оберточную бумагу к праздникам, штампуя листьями в определенном цветовом ритме.

    Ребенок просто красит листья в разные цвета, а потом прикладывает их к бумаге. Получаются разнообразные отпечатки.

    Несмотря на всю простоту идеи, детям было очень интересно делать отпечатки самых разных листочков.

    5. Трафареты

    Этот способ показывала нам моя любимая учительница начальных классов. Мой результат тогда вышел настолько потрясающим, что запал не только в память, но и в мою душу, навечно =) На простой белый лист бумаги вы выкладываете разные листочки, прижимаете их чем-нибудь тяжелым, чтобы они не сдвинулись случайно. Затем берете кисть, а еще лучше старую зубную щетку, обмакиваете ее в краску и начинаете брызгать ею. Кистью просто трясете над бумагой, а в случае с зубной щеткой необходимо по ее волоскам проводить какой-нибудь палочкой туда-сюда. Во все стороны несутся цветные брызги.

    Берите разные цвета один за другим, в любом порядке и концентрации. Забрызгивайте им все пустоты на листе, чтобы белых пятен совсем не оставалось. Чем лучше вы покроете брызгами краски лист, тем отчетливее и красивее будет результат.

    Листья можно разместить на бумаге вразнобой, как Мишутка на фото выше, а можно сложить из них какой-нибудь рисунок, как Сашуля. Такая вот у нее получилась бабочка.

    Можно было бы дорисовать элементы бабочки, но мы оставили все как есть, теперь такая красота висит на нашей доске «почета»:)

    6. Аппликации

    Уже после наших аппликаций я случайно наткнулась в Интернете на информацию, что этот вид творчества очень популярен в Японии, и носит название Осибана. Надо же! А мы-то просто с детьми надумали составлять из листочков и веточек какие-нибудь фигурки, приклеивая их на бумагу =)

    Мишутке просто нравился процесс мазюкания клеем, т.е. его работа получалась скорее спонтанной, нежели чем-то продуманным. А вот Саша сделала по-моему очень красивую птицу, мне представляется какой-нибудь журавль с длинной шеей =)

    Пока готовила эту статью, почитала про осибану и нашла такие вот интересные примеры.

    По-моему как раз детский вариант – сделать этакий зоопарк. Животные получились очень симпатичными =)

    7. Гербарий

    Старый добрый гербарий по сей день не теряет своей актуальности. Ребенок может превратиться буквально в юного натуралиста, собирая и засушивая различные листочки и растения, вклеивая их в альбом и подписывая названия, а также другие подробности.

    Наверняка многие помнят как его делать, но я все равно напишу:) Просто собираете различные листья, цветы, веточки, в общем самые разнообразные растения. Кладете их между страниц толстой книги и оставляете до лучших времен. Обычно на несколько недель. Растения засыхают в плоском состоянии, потому их легко потом вклеить в тетрадку или блокнот, отчего получается этакая книжка по ботанике.

    А можно и вот так вот оформить гербарий в рамках, украсить свой дом этими стильными «картинами».

    8. Отпечатки

    В этой игре результат, как видите, у нас получился страшноватый, в оригинале же выходят весьма красивые картинки. Но видимо мое отсутствие энтузиазма сказывалось и на детях. Я, по правде сказать, против такого «развлечения», но все-таки предложила Саше с Мишой и такой вариант «поделки».

    Основывается этот способ отпечатка на выделении сока растений. Именно сок и окрашивает белый лист бумаги. Ну а чтобы настолько выдавить сок из цветка, необходимо долбить по нему молотком. Я не фанатик-гринписовец, но как-то неправильно сначала учить детей уважать природу, читать книги о ней, а потом жестоко долбить по ней молотком. Потому мы и траву-то взяли уже скошенную ранее, а не свежие сочные цветочки, вот и результат получился так себе.

    Но я объективно понимаю, что это лишь мое мировоззрение, а мы все разные. Потому, если же все-таки вы решите попробовать, то необходимо взять бумагу для акварели, аккуратно разложить на ней небольшой букет из цветов, затем накрыть сверху листом простой бумаги, и по этому листу постучать молотком. Когда его уберете, получите красивый отпечаток. Единственный плюс этого упражнения для меня заключается в том, что так можно ребенку объяснить, что сок разных растений можно использовать в качестве красок. Вспомнить и историю, как делали раньше натуральные красители. Здесь это видно очень наглядно.

    9. Трехмерные раскраски

    Любые природные материалы можно раскрашивать! Вы скажете, что это банально и вообще чушь какая-то, но я так совсем не считаю. Тем более важно, что́ именно вы делаете. Не просто дать ребенку раскрасить найденную сухую палку, а предложить ему сделать человечков из этих палочек и пусть каждый будет в своей одежде. Или вот зимой мы разукрашивали шишки в разные цвета, чтобы потом привязать к ним ниточки и повесить их в качестве игрушек на новогоднюю елку.

    «Трехмерные раскраски» подойдут как для подросших детей, так и для самых маленьких. Например, вот эти ракушки Мишутка у меня раскрашивал еще в 1,5 года, когда мы жили в Краби . Утром собирали ракушки на море, а после тихого часа сидели творили вот =)

    Или тоже из ракушек и красок такой вот вариант рыбок в море. Сами ракушки мы не раскрашивали, но наклеили их картонку, почпокав на ней предварительно гуашью. Самим же ракушкам приклеили глазки (продаются такие в творческих магазинах). Ниже я сделала подборку товаров, что мы использовали для всех этих поделок, среди которых есть и глазки, может и вам пригодится;) А картинку эту Миша делал тоже года в полтора, может даже чуть пораньше.

    И буквально на днях объектом наших раскрашиваний стали самые разные камни, с ними вообще много чего можно придумать, дабы использовать позже это в играх. Вот у нас дома из камней для наших настольных игр, которые мы одну за другой придумываем и рисуем мелом на графитовом столе.

    Об этом столе и что с ним можно делать я еще обязательно расскажу, вы можете , дабы узнать первыми, когда выйдет пост.

    Отмечу, что для самых маленьких такой вариант раскрасок идеален. Дело в том, что малышам сложно раскрашивать стандартные картинки, не выходя за границы. Потому им лучше разукрашивать какие-нибудь реальные предметы, например, глиняные горшки, деревянные кубики или игрушки (продаются в магазинах для творчества) или любые подходящие природные материалы. Согласитесь, ребенку, возрастом 1-2 года, легче почувствовать границу на каком-то предмете, нежели на бумаге. Потому не нужно рано просить детей раскрашивать обычные разукрашки, давайте им раскрашивать объемные предметы. Не забывайте, что лучше всего для этого подойдут акриловые краски, а не акварельные или гуашь.

    10. Пластилиновые вазы

    Еще один простой, но увлекательные способ использовать природные материалы типа ракушек, мелких камушек или каких-нибудь семечек (арбузные, тыквенные и др).

    Возьмите любую бутылку или вазу или, как мы вот, глиняный горшочек и попросите ребенка обмазать его пластилином. Это очень развивает моторику, ведь нелегкий труд =) А затем вместе с ребенком к этому пластилину приклеивайте свои подобранные природные материалы, придавливая их пальцем. Малышам следует помогать. Мишутка также делал такую поделку еще в 1,5 года. Я не стала наседать на него, чтобы он обложил ракушками всю поверхность горшка, т.к. для маленького ребенка это сложно. Он сделал из ракушек только каёмку, но по-моему уже получилось неплохо =)

    Затем мы посадили в этот горшок цветок, ребенок тоже «работал» сам, а после подарили этот цветочек прямо в хендмейд-горшке Мине, тайской девочке, на день рождения которой нас пригласили. Об этом я писала в своей статье Как Тигра на день рождения тайской подружки ходил :)

    Конечно, вариаций игр с природными материалами масса. Я осветила лишь их маленькую толику, но даже этот десяток игр привнесет в ваши летние занятия разнообразие, детский интерес и стремление к познанию природы и окружающего мира.

    Товары для творчества

    Помимо природных материалов, которые можно не просто собирать, а искать через игры-находилки , для этих поделок вам могут также пригодиться товары для творчества, которые я использовала в этих играх.

  • Что сказать про виноград?

    То, что соком он богат,

    То, что сок его волшебный,

    Не простой он, а целебный.

    (В. Степанов)

    Нам понадобится: желуди, проволока, фиолетовый лак для ногтей, зеленая гофрированная бумага.

    Собираем много-много желудей и некоторое время просушиваем их дома. Потом надо проделать в каждом желуде продольное отверстие диаметром около миллиметра. Мы попросили папу просверлить дырочки, так как кожура у желудя твердая и просто так ее не проткнешь.
    Нанизали желуди на проволоку.

    Потом самое интересное. Красим каждый желудь лаком для ногтей, фиолетовым или зеленым цветом. Маше так понравилось это занятия, что она красила желуди аж 3 раза.

    С острого конца желудя закрепляем проволоку, делаем маленький крючочек. Собираем в гроздь и скрепляем проволокой. Вырезаем из бумаги листочки. Зеленой бумагой обматываем веточку и крепим листочки.


    Виноград готов!

    По материалам с сайта:

    сайт 1

    Походная солонка с крышкой. Набор солонок

    В основе этого занятия тоже изучение углов, как и в предыдущей статье, но только теперь рассмотрим плетение сужающих углов и образование узкого горлышка. Эти элементы довольно часто используются в изготовлении плетеных бытовых предметов из бересты.

    Так создаются сосуды для хранения сыпучих продуктов (соли, сахара, чая и прочих). Экологически чистая береста бесспорно и сегодня подходит для изготовления предметов для хранения продуктов питания. Солонка с крышкой подходит, например, для того, чтобы взять различные сухие продукты в поход на природу. Так как это изделие с крышкой или пробкой, то ни соль, ни сахар не просыплются в ваш рюкзак.

    Для полного набора солонок нам не хватает еще несколько видов изделий, и мы продолжаем их накапливать. Теперь к настольной открытой солонке прибавим солонку с крышкой.

    Начало плетения как обычно:

    ·Коврик;

    ·Образование углов;

    ·Стаканчик.

    Определитесь с высотой будущей солонки на свое усмотрение. Далее вам нужны две пересекающиеся ленты, которые будут образовывать угол строго над углом донца. Теперь нужно обрезать верхнюю ленту. После этого вторую полоску пустите в направлении донца поверх обрезанной ленты и проплетите под несколькими поперечными ячейками для закрепления. Таким способом аккуратно сплетите три оставшихся угла.


    Если все нормально и принцип плетения не нарушен, тогда приступим к образованию горлышка. Иначе необходимо вернуться на несколько шагов назад и найти ошибку в плетении.

    Обратите внимание, что сужающие углы образуют плечики. Так вот величина этих плечиков в представленном изделии будет всего в одну клетку шириной.

    На первый взгляд при сужении все кажется сложным, куча переплетенных лент, некоторые из них стыкуются и не сразу понятно, что и куда девать. На рисунках довольно наглядно изображено, какие встречающиеся ленты нужно переплести, чтобы образовалось горлышко.

    Попробую немного прокомментировать образование горлышка нашей солонки. Напротив каждого плечика переплетаются две ленты, которые принадлежат двум соседним плечикам и исходят со стороны, которая обращена к выбранному сужающему углу. Если бы мы не захотели образовывать горлышко, то одна из этих лент должна была быть сокращена, а вторая пройти поверх обрезанной ленты. Однако в таком случае мы получили бы замкнутую систему и солонка с крышкой у нас бы не получилась. Переплетя эти ленты без сокращений, мы поднимаем новую стенку.

    Далее у нас идет плетение более узкого стаканчика и после нескольких хитросплетений можно образовывать край. На прошлой лекции рассказывалось, как заплетать простую кромку, здесь необходимо использовать ее же. Затем оплести все изделие лицевым слоем наружу. Наращивание лент рассматривалось на прошлом занятии и вопросов с этим у вас быть не должно.

    Чтобы сплести крышку для солонки, ленты той же ширины уже не подойдут, для этого нужно взять более широкие полоски и сплести стаканчик по принципу открытой солонки. Размер коврика в нашем случае 2Х2. Либо использовать более узкие ленты и размер коврика 4Х4.

    Еще возможен вариант использования не крышки, а пробки. Ее строгают из несмолистых пород древесины (лучше из березы для сохранения стиля!) кубической формы. Затем на ней вырезают неглубокий желобок и обвязывают лентой сыромятой кожи или бечевки, чтобы пробка не проваливалась внутрь солонки.

    Теперь наш набор состоит из закрытых и открытых солонок. Подобные солонки можно плести различных диаметров и размеров и применять не только для соли. Самым важным аспектом является плотность плетения и примыкания крышки к солонке, чтобы сыпучий продукт не растрясся по дороге через дырки и щели.

    Поделки из веток

    Из любой, на первый взгляд, обыкно­ венной ветки, можно смастерить ориги­ нальную поделку. Присмотритесь, не затаилось ли в ее хитром изгибе какое-ни­ будь фантастическое существо. Обратите внимание на поломанные ветки. Их излом может придать поделке неповторимое оча­ рование.

    Мышонок

    сайт 1

    Начнем с простой игрушки, сделанной из цельного куска ветки. С заготовки ак­ куратно снимите кору. Один конец ветки заострите в виде конуса и зачистите мел­ козернистой наждачной бумагой.

    Сделайте ножом или стамеской два надреза. Получившиеся отщепы слегка приподнимите. Это «уши» мышонка. Та­ ким же способом сделайте «лапы».

    «Хвост» - ивовый прутик закрепите в отверстии, проколотом шилом.

    Подставку вырежьте из небольшого кус­ ка толстой ветки.

    Кот

    Для изготовления этой игрушки вам по­ надобятся ветки разной толщины. Из од ной, диаметром 30 мм, можно сделать ту­ ловище и голову. Из более тонкой - лапы и хвост.

    Чтобы соединить детали, на каждой шилом сделайте отверстия в месте креп ления. Вставьте спички и склейте.

    Веточку - «хвост» обрежьте с одной сторо­ ны углом и приклейте к «туловищу».

    «Уши» отщепы сделайте стамеской и приподнимите. Глаза и рот нарисуйте фломастером.

    Поделки из листьев



    По материалам сайтов:


    Поделки из корней



    По материалам сайта:

    Поделки из плодов:


    По материалам сайта:

    Поделки из травы:

    По материалам сайта:

    Поделки из мха:


    По материалам сайта:

    Работы из материалов животного происхождения:

    Поделки из кожи:

    По материалам сайта:

    былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия , матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу .
    Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки.Природа учит, воспитывает . Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом".
    Человек - хозяин своей земли , именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.
    Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки , широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.
    Все природные материалы можно разделить на две большие группы : растительные и минеральные . К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен , поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.
    При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.
    Хранение природного материала не представляет трудности . Технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал «навалом». Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.
    Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом . Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями, иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом .
    Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе . Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке .

    Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени (до первого снегопада). Мастерить же можно и долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о природных материалах.

    В разных природных зонах нашей страны произрастают многие растения, плоды, листья, корни и семена которых можно использовать для поделок. Но некоторые растения, которые вы найдете на этом сайте, встречаются только за пределами России, поэтому, путешествуя на каникулах, не забывайте о своем хобби. Не стесняйтесь попросить ваших друзей и знакомых привезти из зарубежных поездок необходимые для творчества заготовки. Коллекция разнообразных природных материалов позволит вам смело фантазировать, создавать новые оригинальные поделки.

    Прежде чем приступать к заготовке, нужно обязательно узнать, как и когда собирать, где хранить и чем предварительно обрабатывать тот или иной материал.

    В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму, сморщиться и потерять внешнюю привлекательность.

    Заготовить некоторые природные материалы можно, даже не выходя из квартиры, если вы будете оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и папайи и других обычных и экзотических плодов.

    Всюду, где бы вы ни находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных природных материалов для создания интересных поделок. Стоит только внимательно присмотреться к окружающей нас природе! Это - шишки и орехи, плоды и травы, корни и кора деревьев, речные и морские раковины.

    Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы все в лесу и поле будет занесено снегом и вы уже не сможете отыскать желудь для задуманной поделки. Кроме того, надо учитывать и неизбежные отходы - испорченные в процессе работы материалы.

    Отправляясь на каникулах или в выходные в поездки и походы, обязательно возьмите с собой небольшую пилу-ножовку, острый нож, туристский топорик и большую корзинку или сумку для находок.

    Для поделок, представленных на сайте Сделай САМ , вам понадобятся следующие природные материалы:
    ШИШКИ : еловые, сосновые, кедровые, пихтовые, ольховые, лиственницы, кипариса, можжевельника, тиса ягодного;
    ЖЕЛУДИ дуба с плюсками (чашечками у основания плодов);
    КАШТАНЫ : сладкие (съедобные) и декоративные (несъедобные). Незрелые каштаны имеют зеленую колючую оболочку;
    ОРЕХИ : фисташки, миндаль, лесные орехи, буковые орешки (с колючей оболочкой), кедровые орешки, орехи грецкие, фундук, маньчжурский орех, арахис;
    КОСТОЧКИ : персиковые, абрикосовые, вишневые, кизиловые, сливовые, от хурмы;
    ДРЕВЕСНЫЕ ГРИБЫ : березовые, еловые, осиновые, сосновые, дубовые;
    ВЕТКИ различных деревьев и кустарников;
    КОРНИ деревьев и кустарников;
    КОРА деревьев: сосновая (старая - толстая и молодая - тонкая, золотисто-красная), дубовая, еловая, осиновая и кора березы - береста;
    ЛУКОВИЦЫ растений;
    КЛУБНИ растений (например, картофеля);
    КОЖУРА лука репчатого и чеснока;
    СЕМЕНА деревьев (например, семена-крылатки клена, ясеня, липы); трав и злаков
    СОЛОМА пшеницы, овса, ржи;
    ЦВЕТЫ садовых и дикорастущих растений (например, соцветия чертополоха и репейника (лопуха);
    РАКУШКИ речные и морские;
    РАКОВИНЫ садовых (наземных) улиток;
    РЫБА чешуя, кожа, плавники, хвосты и жаберные роговые пластинки морских и речных рыб;
    ПЕРЬЯ лесных и декоративных (канареек, попугаев, павлинов) птиц, домашних уток, гусей, кур и индюков;
    МХИ и ЛИШАЙНИКИ : разнообразные мхи и лишайники, стебли плауна (ликоподиума).

    Кроме того, вам понадобятся семечки арбуза, тыквы и подсолнечника (они пригодятся в качестве дополнительного материала для изготовления отдельных деталей), кукурузные початки (с зернами и листьями); плоды желтых водяных лилий (кубышки); плоды декоративной тыквы, картофель, яблоки, яичная скорлупа и многое-многое другое.

    Для изготовления картин и композиций из семян запаситесь крупами, используемыми в домашнем хозяйстве: гречневой, овсяной, рисовой, пшеничной, манной, пшеном, чечевицей, а также зернами кофе.