Троица религиозный праздник. Детям о празднике святой троицы


Праздник Троицы имеет огромное значение в христианской традиции. Он отмечается на пятидесятый день после празднования Светлой Пасхи. В 2017 году Троица будет отмечаться 4 июня. И многих наверное интересует: «Что означает праздник Троица». Этот двунадесятый праздник неразрывно связан с тремя главными ипостасями – это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Вот что такое святая Троица. От этого праздник и получил свое название.

Троица: история праздника

В церковной традиции принято отмечать день сошествия с небес Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Празднование Святой Троицы приходится на следующее за ней воскресение. В настоящее время христианские учения говорят нам о том, что Бог Отец – это наш создатель, творец неба и земли, он сотворил все из ничего, создал мир из пустоты, затем послал на землю своего Сына Иисуса Христа, а потом и Духа Святого. Именно поэтому в храмах и в сердцах верующих людей происходит прославление Бога в его трех ипостасях. В Библии говорится о том, что благодать, которую даровал Святой Дух апостолам, пришла к ним именно в этот день. История происхождения праздника Троица насчитывает несколько тысячелетий и уже утратила свои традиции.

Как отмечается праздник Троицы

Троица празднуется три дня с соблюдением традиционных обрядов. Во всех храмах пол церквей украшают свежескошенной травой, иконы и храмовую утварь – веточками березы. Это символ животворящей силы Святого Духа. Зеленый в православии означает обновление. К этому цвету также приравниваются белый и золотой. Это день по-другому называют Зеленое воскресение. На Троицу проводится поминовение родственников. На следующий день после Троицы наступает Клечальный понедельник. Проводится утренняя литургия, после которой читаются молитвы на урожайный год, просят у Господа Бога помощи. Во вторник наступает Богодухов день. В это время на Руси освящалась колодезная вода, которая очищалась от злых сил. На улицах проводились народные гуляния с разными угощениями, хороводами, соревнованиями и играми.

В современных традициях перед празднованием Троицы, как и перед Великой Пасхой, очищают дома, готовят разные угощения на стол. Жилища и дворы украшают скошенной травкой, веточками березы и цветами. Особое внимание уделяют иконам, а также дверям и окнам, трава защищает от проникновения в дом нечистой силы. К сожалению, празднование Троицы в современном обществе утрачено, традиции утеряны, но праздник для верующих остается одним из самых значимых в году.

Теперь Вы знаете, что означает святая Троица, что это за праздник. Более детально про приметы и обряды, Вы можете прочитать

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Христианский праздник Троица является одним из православных двунадесятых праздников, который отмечается на 50 день после Пасхи, в воскресенье. Церкви западной традиции отмечают в этот день сошествие на апостолов Святого Духа, Пятидесятницу, а саму Троицу – в следующее за ней воскресение.

Значение праздника Троицы

В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день. Благодаря этому людям было показано третье лицо Бога, они приобщились к таинству: единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух. С этого дня весть проповедуется по всей земле. В целом, значение Троицы как праздника в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу. В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына, Иисуса Христа, а затем и Духа Святого. Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.

Традиции празднования Троицы

Святая Троица, история празднования которой исчисляется тысячелетиями, сегодня тоже отмечается широко. Народ празднует Троицу на протяжении трех дней. Первым днем является Клечальное или Зеленой воскресение, когда людям надо было быть предельно осторожными из-за агрессивности русалок, мавок, потерчат и другой мифической нечисти. В селах праздник русской Троицы отмечается с соблюдением традиций и определенных обрядов. Пол церквей и домов украшали травой, иконы – ветками березы. Зеленый цвет символизировал обновляющую и животворящую силу Духа Святого. К слову, в некоторых православных Церквях таким же значением наделены золотистый и белый цвета. Девушки на Зеленое воскресенье гадают с помощью плетеных венков. Если пущенные по воде веночки сойдутся, то быть в этом году молодухе сосватанной. В этот день на кладбищах поминали усопших родственников, оставляя на могилах угощения. А вечерами скоморохи и ряженые развлекали селян.

Утром наступает Клечальный понедельник. После службы в церкви священнослужители отправлялись на поля и читали молитвы, прося у Господа защиты для будущего урожая. Дети в это время участвовали в интересных играх-забавах.

На третий день, Богодухов день, девушки «водили Тополю». Ее роль исполняла самая красивая незамужняя девушка. Ее до неузнаваемости украшали венками, лентами, водили по сельским дворам, чтобы хозяева щедро ее угощали. Вода в колодцах в этот день освящалась, избавляясь от нечистого духа.

Христианская западная традиция

Лютеранство и католичество разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы. Цикл открывает Пятидесятница, через неделю отмечают Троицу, на 11 день после Пятидесятницы – праздник Крови и Тела Христа, на 19 день – Пресвятое Сердце Христа, на 20 день – праздник Непорочного Сердца Святой Марии. В Польше и Беларуси, католических церквях России в эти дни храмы украшают березовыми веточками. Государственным праздником считается Троица в Германии, Австрии, Венгрии, Бельгии, Дании, Испании, Исландии, Люксембурге, Латвии, Украине, Румынии, Швейцарии, Норвегии и Франции.

Троица и современность

В наши дни Троицу особенно празднуют в сельской местности. Перед этим днем хозяйки обычно наводят порядок и в доме, и на подворье, готовят праздничные блюда. Собранными рано утром цветами и травой украшают комнаты, двери и окна, веруя в то, что они в дом нечистую силу не пустят.

Утром в храмах совершаются праздничные богослужения, а вечером можно посетить концерты, народные гуляния, поучаствовать в веселых соревнованиях. Большая часть традиций, к сожалению, утеряна, но праздник по-прежнему остается одним из главнейших для верующих.

В этом году православная церковь отмечает праздник Троицы 27 мая. В жизнь верующих — это один из значимых праздников в календаре, когда стоит пойти в церковь, обратится молитвой к Всевышнему, пересмотреть свои поступки и покаяться. Историю и суть Троицы необходимо понимать каждой православной семье, чтобы передавать эти знания своим потомкам.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: история возникновения праздника

День Святой Троицы является одним из важнейших праздников в христианстве. Он выпадает на пятидесятый день после Пасхи. Следовательно, каждый год, как и Светлое Воскресение, дата празднования Троицы отличается от предыдущей.

Как известно, каждому верующему из Святого Писания на 40 день после чудесного Воскресения произошло вознесение духа Иисуса Христа на небо, а на десятый день после этого события на его апостолов снизошел Святой Дух. Праздник Святой Троицы происходит ровно через семь недель после Пасхи.

Святое писание повествует о чуде, которое произошло с апостолами Иисуса Христа. В тот день все ученики Спасителя вместе с Богородицей Марией собрались в одном доме в Иерусалиме. В городе было много представителей еврейского народа из разных стран, которые собрались по случаю праздника Пятидесятница, который посвящен дню, когда иудеям было дарованы Торы на горе Синай при исходе из Египта.

Внезапно апостолы услышали сильный шум, напоминающий ветер и идущий прямо с неба. В комнате появились языки пламени, которые замерли над каждым из верных учеников Христа. Апостолы наполнились Духом Святым и обрели неведомые ранее знания языков мира, чтобы прославлять имя и дела Спасителя для разных народов.

По еврейскому счету времени произошло это чудо в три часа дня, для верующих нашей страны на часах было десять утра.

Когда гости города услышали необыкновенный шум, то с любопытством собрались у дома с апостолами. Многие евреи из других стран были поражены услышать речь на своем родном языке. Кто-то из толпы предположил, что вышедшие из дома ученики Иисуса не трезвы. Тогда апостол Петр поведал собравшимся, что сбылось предсказание пророка Иоиля и на них снизошел Дух Святой, чтобы нести слово Божье и прославлять Иисуса Христа.

Слова проповедей просветленных апостолов на разных языках мира так взволновали слушавших, что многие приняли веру и приняли крещение. Около трех тысяч человек в тот день стали частью Церкви Христовой.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: значение этого дня для верующих

Когда Дух Святой снизошел на апостолов, это подтвердило им тройственность Бога, о которой проповедовал Иисус Христос своим ученикам при жизни. Суть Троицы лежит в понятии, что Бог един в трех своих проявлениях: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Каждый верующий знает, что все молитвы заканчиваются словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа."

Языки пламени, которые освятили верных последователей учения Иисуса несут свой особый смысл. По словам Иоанна Златоуста "огонь служит знаком обилия и силы". Сила огня способна опалять грешные дела, очищать мысли и сознание, согревать и освящать души пришедших к вере людей.

Языки пламени и огонь можно интерпретировать как источник света и тепла, уничтожение всего плохого и очищение места для нового.

День схождения Духа Святого на апостолов считается началом образования Новозаветной апостольской церкви.

Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: отображение в иконописи

Привычный сюжет на иконе, который известен верующим как Троица, отображает другую историю из Писания. В 18-й главе книги Бытия описывается встреча праотца Авраама с тремя ангелами, которые были приглашены в дом и за столом поведали ему и его жене Сарре о чудесном рождении сына Исаака и том, что от Авраама произойдет "народ великий и сильный".

Три ангела, которые по мнению многих христиан и являются прообразом пресвятой и единосущной Троицы, изображены за трапезой за столом в доме Авраама.

Икона, которая передает суть приближающегося праздника, имеет другой сюжет. Иконописцы изображают апостолов, а в верхней части иконы — лучи света и пламени, которые опускаются на головы учеников Спасителя. Икона с такими символами называется "Сошествие Святого Духа."

Праздник Троицы очень почитаем церковью и истинно верующими людьми. В этот день дома украшаются зелеными веточками деревьев и цветами, как символом жизни и цветущих плодов добродетелей, а так же в память в той роще, где Авраам встретил трех ангелов. В церкви после воскресной литургии традиционно совершается вечерня с чтением коленноприклонных молитв о даровании верующим Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.

Праздник Троицы - один из красивейших праздников в православии. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины.

У Троицы нет фиксированной даты празднования. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики

получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа. Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаи и традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.

Ветхозаветный праздник Пятидесятница является еврейским праздником, который отмечается на 50 день после иудейской Пасхи. По преданиям, в этот день народ Израиля обрел Синайский закон. Традиционно в честь празднования организовываются развлечения для народа, массовые гуляния, жертвоприношения. Пророк Моисей на горе Синай даровал своему народу Закон Божий. Это произошло на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Пятидесятницу (или Шавуот) начали отмечать каждый год. В Израиле в этот же день отмечается праздник первого урожая и плодов.

Когда в христианстве появилась Троица?


Обычаи и традиции празднования берут начало от ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы уединились, чтоб отметить иудейскую Пятидесятницу. Спаситель, до своей мученической смерти, пообещал им чудо - приход Святого Духа. Поэтому каждый день они собирались в одной из Сионских горниц. На 50 день после Воскресения они услышали шум, который заполнил небольшое пространство домика. Появились языки пламени, и сошел Святой Дух на апостолов. Он явил им три ипостаси - Бога-Отца (Божественный Ум), Бога-Сына (Божественное Слово), Бога-Духа (Святой Дух). Это триединство - основа христианства, на которой прочно стоит христианская вера. Люди, находившиеся недалеко от горницы, услышали странный шум - апостолы говорили на разных языках. Ученики Иисуса получили удивительные способности - исцелять, пророчествовать и проповедовать на разных диалектах, что позволяло им нести слово Божие во все концы мира. Апостолы посетили Ближний Восток, Индию, Малую Азию. Побывали в Крыму и Киеве. Все ученики, кроме Иоанна, приняли мученическую смерть - были казнены противниками христианства.

Единым Богом является Святая Троица.

Обычаи церковного праздника начинались с самого утра. Вся семья шла в храм на богослужение. После чего люди возвращались домой. Устраивали торжественный обед, ходили в гости, поздравляли знакомых со светлым праздником, дарили подарки.

В нашей стране праздник Троицы стали отмечать только спустя 300 лет после крещения Руси. До этого славяне были язычниками. Но и сегодня существуют обряды, приметы, которые зародились в те времена. До Троицы этот день считался границей между весной и летом. Его название - Семик (Зеленая неделя), или Триглав. По языческой религии, три божества управляли всем человечеством - Перун, Сварог, Святовит. Последний - хранитель света и человеческой энергии. Перун - защитник правды и воинов. Сварог - создатель Вселенной. В Семик люди устраивали веселые гуляния, водили хороводы. Дома украшали первой зеленью, из которой потом готовили лечебные настойки и отвары. Так из языческого торжества возник церковный праздник - Троица.

Обычаи, приметы тех давних времен до сих пор актуальны в народе. Например, зелень, которой была украшена церковь на Пятидесятницу, забирали домой и сушили. Ее зашивали в холщовые мешочки. Такое саше служило оберегом дома.

Традиции празднования

Как проходит праздник Троицы? Обычаи большинства праздников начинаются с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшали комнаты зелеными ветвями, цветами. Они - символ плодородия, богатства. Хозяйки готовили праздничный стол - стряпали пироги и пряники, варили кисель. В этот день нет поста, поэтому православным позволяется любая пища. В храмах на Троицу совершается Божественная литургия, а сразу после нее - вечерняя.


Во время нее читаются коленопреклоненные молитвы. Священнослужители просят о даровании благодати всем присутствующим, о ниспослании премудрости и разума верующим.

После богослужения люди садятся за праздничный стол, приглашают гостей, дарят подарки и поздравляют друг друга. По традиции, в этот день было принято свататься. Считалось, что если сватовство произойдет на Троицу, а свадьба на Покров - молодую семью ждет счастливая жизнь.

Как отмечается в других уголках мира Троица?

Традиции, обычаи, обряды разных стран объединяет праздничное богослужение. А в Англии даже проводятся религиозные шествия в этот день. В Италии разбрасывают лепестки роз из-под потолка храма. Во Франции во время богослужения дуют в трубы, что символизирует сошествие Святого Духа.

Народные обычаи на Троицу

По народным преданиям, на Пятидесятницу просыпаются русалки.


В связи с этим у деревенских жителей существует несколько обычаев. В селах делали чучело русалки, водили вокруг него хороводы во время гуляний. Затем его разрывали на мелкие части и разбрасывали их по полю. Перед сном женщины пробегали по селу с помелом, чтоб уберечься от русалок. Одну девушку переодевали русалкой, выводили ее в поле и бросали в жито. После чего все разбегались по своим домам.

Какими еще народными практиками славна Троица? Традиции, обычаи, обряды заключались в том, чтоб отогнать нечистую силу от ворот дома. По легенде, в этот день просыпался водяной, и деревенские жители жгли костры вдоль берега, чтоб отвадить нечисть.


Народные обычаи на Троицу

Большое внимание уделялось украшению дома. Только ветки клена, березы, рябины, дуба могли защитить людей, даровать им силу и здоровье. Еще один обычай заключался в том, чтоб оросить своими слезами ветви и цветы, которые находились в храме. Девушки и женщины старались посильнее расплакаться, чтоб капли слез попали на зелень. Такой способ помогал предкам избавиться от летней засухи и осеннего неурожая. Все праздничные мероприятия делились на 3 дня.

Первый именовался Зеленым воскресеньем. В этот день иконы украшались ветками берез, произносилась специальная молитва на Троицу. Народные гуляния устраивались в лесах, полях.


Люди водили хороводы, играли, пели песни. Девушки плели венки и спускали их по реке.



Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год.

Люди поминали усопших родственников. На кладбище обметали кресты и памятники березовым веником - чтоб отогнать злых духов. Оставляли на могилках угощение почившим.


В эту ночь, по народным сказаниям, снились вещие сны.

Второй день Клечальный понедельник - второй по счету день празднования Пятидесятницы. Люди с утра торопились в церковь.


После богослужения батюшки ходили по полям с благословениями. Это делалось для того, чтобы защитить урожай от засухи, ливней и града.

Третий день Богодухов день больше всех отмечают девушки. Они устраивают гуляния, игры, гадания. По народной традиции, проводится забава - «Водить Тополю». Самую красивую девушку наряжали, украшали зеленью и венками - она играла роль Тополи. Затем молодежь водила Тополю по домам, и каждый хозяин одаривал ее вкусным угощением или подарком. На Руси было принято почитать березу в праздник Троицы.


Обычаи Пятидесятницы тесно связаны с этим деревом. Вокруг березы водились девичьи хороводы. Ею украшали дома, первые листья сушили для защиты от сглаза. До сих пор существует обряд завивания березы.

Кумление на Семик-Троицу. XIX в.

Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше - таким образом привязывая к себе его мысли и думы. праздник троица обычаи приметы Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, влетали в нее цветы.


После хороводных песнопений срубали ее и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям. Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая и защиты у духов. На Троицу собирали раннюю росу - она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Что запрещалось делать на Пятидесятницу

В этот праздничный день категорически запрещалось работать в огороде или по дому. Поэтому рачительные хозяйки проводили генеральную уборку до Троицы. А в сам праздник только украшали дом и готовили обильное угощение.

Какие еще существуют запреты? Что нельзя делать в Троицу? Все ремонтные работы по дому лучше всего оставить на другой день. Нельзя шить. Запрещается мыть, стричь или красить голову. В этот день нельзя думать о плохом или говорить о ком-то в негативном ключе. Запрещено купаться - иначе в ближайшее время ослушника ждет смерть (по одной из версий, его защекочут русалки). А тот, кто остался живым после купания на Троицу, объявлялся колдуном. Не стоит обижаться, ругаться в этот день - светлым праздником является Троица. Приметы и обычаи (что нельзя и что можно делать) - все сводится к молитве и добрым словам. Троица - праздник обновления жизни, поэтому только позитивом следует окружать себя в этот день.


Родительская суббота

За день до Троицы начиналась родительская суббота. Люди ходили на кладбище, поминали усопших родственников.



С давних времен в родительскую субботу готовился поминальный ужин - для почившего ставили столовый прибор. Умершего приглашали на угощение. В этот день топили баню. А после того, как вся семья помылась, оставляли воду и веник для почивших. В Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц, просят упокоения их душам. Читается поминальная молитва на Троицу. Но Святая церковь утверждает, что это заблуждение - самоубийцы не смогут найти упокоения после смерти. Поэтому только в домашней молитве можно просить о них.

Приметы на Пятидесятницу

Поверьями и приметами богата Троица. Обычаи и традиции праздника несут в себе множество проверенных веками предзнаменований. Дождь на Пятидесятницу - к обилию грибов и близкому теплу. Если береза на третий день после праздника свежа - к мокрому сенокосу. На Троицу сватаются, на Покров женятся - к любви и согласию в семье. Для привлечения богатства в дом надо обмести несколько могил на кладбище. Жара на Троицу - к засушливому лету. Вся неделя празднования называлась Русальной неделей.


Особенно важным считался четверг - в этот день русалки старались заманить людей в воду. Поэтому по вечерам люди старались не выходить из дома. Запрещалось купаться всю неделю. И обязательно следовало носить с собой полынь - эта трава отпугивала нечисть. В наши дни на природе, с песнями и весельем, отмечается праздник Троица. Обычаи, приметы давних времен становятся неактуальными и постепенно исчезают. Но до сих пор люди украшают зеленью свои жилища, чтобы царили в нем мир, покой, счастье, здоровье и достаток.

А девушки несут венки к водоемам и, затаив дыхание, пускают их на воду: куда поплывет веночек, оттуда и суженого ждать, а коли к берегу прибьется - знать, не судьба в этом году замуж выйти...




Источник текста: