Подросток и закон. методическая разработка (8 класс) на тему


Классный час "Подросток и закон"

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних;

объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

«Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход проведения классного часа:

Ведущий: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.) К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.

-Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление –это запрещенное Уголовным Кодексом РК деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых , отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых , вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

-А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают) .Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу.

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

совершение убийства;

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РК (статьи 78 и 79):

обязательные работы;

лишение свободы на определенный срок;

исправительные работы;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда наш страна будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества нашей республики всеми странами мира.

С рождения каждый человек имеет определённые права. По мере взросления он получает новые возможности, набираясь опыта, а значит, приобретает не только новые права, но и всё больше обязанностей. А они, как правило, связаны с ответственностью.

Если обязанности не выполняются - наступает ответственность, ответственность по закону. У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Но поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечёт ответственность в административном или даже уголовном порядке.

Именно об административной ответственности несовершеннолетних сегодня разговор с ответственным секретарём комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пучежского муниципального района Т.И. СТОРОЖИЛОВОЙ.

  • - Татьяна Ивановна, каковы возрастные критерии наступления административной ответственности подростков?
  • - За правонарушения административного характера до 16-ти лет ответственность за ребёнка несут родители, либо его законные представители. В 16-летнем возрасте ответственность по всем статьям Кодекса об административных правонарушениях несёт сам подросток. То есть, если ранее за разбитые окна и разрисованные стены зданий или драки и появление в общественных местах в пьяном виде штрафовали и наказывали родителей, то с этого возраста за свои правонарушения несовершеннолетние отвечают самостоятельно.
  • - Какие меры наказания предусмотрены за нарушение законодательства?
  • - В основном назначается административный штраф, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка. При отсутствии такового административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Комиссия по делам несовершеннолетних также может применить к подростку меры воспитательного характера: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить строгий выговор и другое.

Следует отметить, что применяемые административные наказания к подросткам, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель - восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений.

  • - В нашем районе проводится большая профилактическая работа с детьми и подростками, направленная на предупреждение правонарушений, совершения ими преступлений, общественно-опасных деяний: проходят профилактические операции, акции, месячники, всевозможные мероприятия. По сравнению с прошлым годом уменьшилось ли количество правонарушений, совершённых подростками?
  • - Употребляя спиртные напитки, подростки не только наносят огромный вред своему здоровью, но и несут за это административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. За 12 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года отмечено снижение количества несовершеннолетних, привлечённых к административной ответственности, с 26 до 21, в том числе повторно наказанных - с 8 до 5 человек.

Отрадно, что за 2011 год нет подростков, привлечённых по ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ - распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% в общественных местах. В 2010-м году по этой статье было привлечено 11 человек. Эта статья предусматривает штраф от 100 до 300 рублей.

Уменьшилось и количество привлечённых подростков за распитие алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов (ст. 20.20 ч.2 КоАП РФ) - с 4 до 2. По части второй указанной статьи наложение административного штрафа предусматривается в размере от 500 до 700 рублей.

Меньше рассмотрено административных дел о появлении подростков в пьяном виде в общественных местах (ст. 20.21 КоАП РФ) - 14, в 2010 году - 26. По этой статье наказание от 100 до 500 рублей.

Уменьшилось появление детей до 16-ти лет в пьяном виде, а равно распитие ими пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 20.22 КоАП РФ) - с 12 до 4. Штраф по этой статье накладывается на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не достигших 16-ти летнего возраста, в размере от 300 до 500 рублей.

К сожалению, увеличилось количество правонарушений, связанных с пребыванием подростков с пивом в общественном месте (ст.5.8 ч.1 Закона Ивановской области). Если в 2010 году по этой статье привлечён только 1 подросток, то за 2011 год комиссией рассмотрено 6 правонарушителей, где каждый получил штраф в размере 300 рублей. В случае повторного совершения этого правонарушения уже грозит наказание в размере 500 рублей.

Я считаю, что снижение совершения подростками административных правонарушений обусловлено систематической профилактической работой с детьми и подростками всех субъектов системы профилактики нашего района, которая, бесспорно, даёт положительные результаты. Но, конечно же, остаётся немало проблем, над которыми работа продолжается.

  • - И все-таки, имеет место быть употребление подростками спиртного. А где и как подростки его приобретают? Как нам известно, в соответствии с законодательством розничная продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим 18-ти летнего возраста, не допускается?
  • - Рассматривая административные дела, члены комиссии стараются помочь в решении проблемы, по возможности выяснить причину употребления алкоголя, а также где, а может быть, при помощи кого подросток приобрёл спиртное. К сожалению не редкость то, что спиртное детям по их просьбе покупают взрослые, и даже есть случаи, что и распивают совместно с подростками, заведомо зная, что они являются несовершеннолетними, тем самым, вовлекая детей в совместное распитие алкоголя.
  • - Татьяна Ивановна, что же получается? С одной стороны взрослые, заботясь о жизни и здоровье подрастающего поколения, борются с проблемой алкоголизации населения, а с другой стороны «добренькие» дяди и тёти преподносят детям спиртное на «блюде». Предусмотрено ли какое наказание таким «заботливым» взрослым?
  • - Несомненно, в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена ст. 6.10. - «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ». Она влечёт наложение административного штрафа от 100 до 2000 рублей. За неоднократность вовлечения несовершеннолетних в распитие пива и спиртных напитков взрослый может быть привлечён к уголовной ответственности по ст. 151 Уголовного кодекса РФ.

Вовлечение в распитие возможно различными способами: угощением или предложением, обманом, введением в заблуждение, обещанием каких-либо выгод и другими. Административной ответственности по этой статье подлежат как любые лица, достигшие 18-ти летнего возраста, так и родители или законные представители несовершеннолетних, а также лица, на которых возложены обязанности по их обучению и воспитанию. В 2010 году за это правонарушение двум родителям назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей. В этом году таковых родителей не выявлено.

Рассмотрим ситуацию. Три друга: 18-ти летние Иванов и Петров, а также семнадцатилетний Сидоров уселись на детской площадке покушать водки. На них набрёл наряд полиции. Трое молодых людей совершили правонарушение - распитие спиртного (ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ). Каждому штраф от 500 до 700 рублей. К тому же Иванов и Петров вовлекли в употребление спиртного несовершеннолетнего Сидорова и не важно, что они старше его на пару месяцев. На каждого составлен административный протокол по ч.2 ст. 6.10 КоАП РФ, штраф от 500 до 1000 рублей.

За 2011 год к ответственности по этой статье привлечено 10 взрослых, что на 13 меньше, чем в 2010 году.

  • - Взрослые, а в первую очередь родители, обязаны прививать детям уважение к моральным и правовым нормам. Но для этого они сами должны знать и соблюдать требования законодательства. Татьяна Ивановна, сколько родителей либо законных представителей привлечено к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей за 2011 год?
  • - К сожалению, количество родителей-правонарушителей продолжает расти. Если в 2010 году к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ(неисполнение родительских обязанностей) было привлечено 43 родителя, то в 2011 году эта цифра составила 64 правонарушителя. В основном, одной из причин наказания родителей является злоупотребление спиртными напитками и как следствие - ненадлежащий контроль за поведением, обучением, времяпрепровождением своих, зачастую, малолетних детей. Имеются и такие родители, которые уже попали в категорию злостных правонарушителей. К ним приняты более серьёзные меры воздействия - лишение родительских прав.
  • - Согласно статистике большинство правонарушений совершается в вечернее и ночное время. Установление порядка пребывания детей в вечернее время - ещё одно звено в системе мер профилактики и защиты детей. Закон Ивановской области «Об административных правонарушениях» способствует повышению ответственности юридических лиц, допускающих пребывание детей в развлекательных учреждениях и родителей за судьбу своих детей. Имеются ли нарушения этого закона?
  • - За вечернее пребывание детей в общественных местах без сопровождения законных представителей к ответственности привлечено 5 родителей, в 2010-м - 6.
  • - А ещё за какие правонарушения в течение прошлого года наказывались подростки?
  • - Вот, например, несовершеннолетний К., находясь у одного из домов по улице Ленина города Пучежа, справлял естественную нужду в общественном месте, чем выразил явное неуважение к обществу. Таким образом, подросток совершил правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 ч. 1 КоАП РФ, а именно мелкое хулиганство. Постановлением КДН и ЗП юноше назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
  • 17-летняя гр. Г. в магазине «Магнит» совершила мелкое хищение одной пачки жевательной резинки и упаковки ватных дисков на общую сумму 41 рубль 40 копеек. Это также является административным правонарушением, предусмотренным ст. 7.27 КоАП РФ, а именно мелкое хищение. (За хищение в более крупных размерах грозит уже уголовная ответственность). За это подростку назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. За 2010 год по этой статье несовершеннолетних правонарушителей не выявлено, а вот в 2011 году наказано 2 подростка.
  • - Татьяна Ивановна, спасибо за такую подробную разъяснительную беседу. Будем надеяться, что кто-то эту информацию примет к сведению и законопослушных пучежан станет намного больше.














1 из 13

Презентация на тему: Подросток и закон

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Несовершеннолетний имеет право: жить и воспитываться в семье (знать кто является его родителями, на проживание совместно сними, кроме случаев, когда это противоречит его интересам, на заботу с их стороны, на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением, на обеспечение его интересов родителями (ст. 54 СК РФ). на общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК РФ).на защиту прав и законных интересов, защиту злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). (ст. 56 СК РФ). выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ).на имя, отчество и фамилию (ст. 58СК РФ).

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних Гражданско-правовая ответственность - применение к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (организации) установленных законом мер воздействия, влекущих для него невыгодные последствия имущественного характера, возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда.

№ слайда 5

Описание слайда:

В Гражданском кодексе РФ этот вопрос регулируется статьями 1073, 1074: Ст. 1073 ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. За вред, причиненный малолетними, ответственность возлагается целиком и полностью на родителей или лиц, их заменяющих, в установленном законом порядке. Ст. 1074 ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. В случае, когда у несовершеннолетнего, находящегося в этом возрасте нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей его части родителями или иными законными представителями.

№ слайда 6

Описание слайда:

Административная ответственность несовершеннолетних Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена Административным кодексом РФ или законами субъекта Российской Федерации административная ответственность.Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ).За правонарушения, совершенные несовершеннолетними до 16 лет, несут ответственность родители или иные законные представители, а несовершеннолетние ставятся на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и (или) в подразделения по делам несовершеннолетних при ОВД.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Уголовная ответственность несовершеннолетних Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.Преступление - это правонарушение (общественно опасное деяние), запрещённое уголовным законом под угрозой наказания

№ слайда 9

Описание слайда:

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ст.20 УК РФ). Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, перечень которых установлен ст. 20 УК РФ, к ним относятся: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213) и др.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Принудительные меры воспитательного воздействия Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия:предупреждения;передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;возложения обязанности загладить причиненный вред;ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Старорямово.

«Подросток и закон»

Выполнила работу:

ученица 9 класса

Денисовец Алена

Петрова Т.Ф.

2009-10 учебный год

1. Актуализация темы

3. Сроки давности

4. Условия трудового договора

Заключение

1. Актуализация темы

У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Еще более странной оказывается в подобных ситуациях позиция некоторых взрослых. «Ничего особенного не натворил», «Совсем мальчик», «В таком возрасте детей нельзя судить» - эти доводы родителей подсудимого, по всему видно, не случайны. За ними - неумение справедливо оценить поведение своего ребенка, понять сущность закона, предусматривающего ответственность за противоправное поведение.

Родители сами должны показывать детям пример поведения. Поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечет ответственность в административном или даже в уголовном порядке. Значит, надо помочь родителям воспитать у подростка уважение к установленным правилам, к нормам права. Юристы считают, что «правосознание подростков зависит от правосознания их родителей, ровесников, широко распространенного общественного мнения по вопросам права. Поэтому изменение неверных правовых взглядов и убеждений несовершеннолетних может быть эффективным часто только за счет одновременного воздействия на взгляды и убеждения их родных и близких». Именно родители в первую очередь обязаны прививать своим детям уважение к моральным и правовым нормам. Но для этого они сами должны знать требования законодательства.

Согласно принципам, провозглашенным в Уставе ООН, о равных и неотъемлемых правах всех членов общества, что является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, Конвенция о правах ребенка 1989 г. признала право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

В этих целях все государства-участники данной Конвенции:

1) устанавливают минимальный возраст для приема на работу;

2) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня;

3) определяют необходимые требования к условиям труда;

4) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящих условий.

2. Уголовный кодекс в отношении подростков

Вызывает по меньшей мере недоумение позиция некоторых подростков, не достигших 14 лет. Они считают, что в этом возрасте они уголовно не наказуемы и могут делать все, что хотят. Но это не так. По решению суда за неоднократные кражи и вымогательство один подросток был направлен в специализированную школу закрытого типа для детей с девиантным поведением. Но сейчас уровень подростковой преступности заметно снизился. Немаловажным фактором для этого стало и видеонаблюдение в школах, и профилактическая работа с подростками, которую проводят школьные инспекторы: беседуют, посещают семьи, а если подросток злоупотребляет алкоголем - подключают нарколога. Но если родители подростка не принимают участия в его воспитании, то только беседы инспекторов должного воздействия не возымеют. Главный воспитательный фактор формируется исключительно в семье.

К сожалению, ни один из нас не застрахован от ошибок, недоразумений и проблем, связанных с нарушением (вольным или невольным) норм и правил, установленных действующим законодательством РФ. Отмечено, что не зная действующих законов несовершеннолетние часто попадают в неприятные истории с далеко идущими последствиями. При этом, дети, подростки и их родители оказываются в данной ситуации беспомощными, в силу того, что совершенно не владеют информацией о своих гражданских правах

Преступления, за совершение которых подросток может быть привлечен к уголовной ответственности с 14 - летнего возраста: Убийство; Умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью; Похищение человека; Изнасилование, насильственные действия сексуального характера;

Кража; Разбой; Грабеж; Вымогательство; Умышленное уничтожение или повреждение имущества, имеющего особую ценность; Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения; Хулиганство при отягчающих обстоятельствах; Терроризм; Вандализм; Заведомо ложное сообщение об акте терроризма; Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления (или административного правонарушения).

Основания для этого могут быть следующие: если подросток задержан непосредственно при совершении преступления; если на него указывают очевидцы происшествия или пострадавшие; если при нем (на него вещах) есть следы, указывающие на его причастность к преступлению, или есть другие основания подозревать его в совершении преступления. По одному (или нескольким) из этих оснований его задерживают и доставляют в дежурную часть органов внутренних дел.

В течение 12 часов должен быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела по данному факту. Если в течение 12 часов принято решение о возбуждении уголовного дела, то подросток может остаться в изоляторе временного содержания до 72 часов (с момента задержания). По их истечении принимаются решение о применении меры пресечения (в этом случае возможен и арест, но только санкционированный прокурором).

Родителям сразу сообщают о задержании незамедлительно. Подростка даже не имеют права допрашивать без присутствия законного представителя (это родители или опекуны)

Если подростку свое поведение не кажется предосудительным, то это не значит, что это так.

Участие подростков в несанкционированных митингах, запрещенных демонстрациях и прочие тому подобные действия, подпадающие под действие административного законодательства для подростков являются поводом для задержания и привлечения к ответственности.

Внешний вид подростка (рокерская, панковская атрибутика, оппозиционная символика) не может стать поводом для его задержания.

Но имейте ввиду: если на замечание работника милиции о внешнем виде несовершеннолетний начинает пререкаться, грубить, он может подвести себя под административную ответственность.

Перечень наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних, существенно ограничен. Согласно ст.88 УК РФ видами наказаний, назначаемых данной категории лиц, являются:

Лишение права заниматься определенной деятельностью,

Обязательные работы,

Исправительные работы, арест,

Лишение свободы на определенный срок.

Несовершеннолетним не могут назначаться: лишение права занимать определенные должности; лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по воинской службе; конфискация имущества; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы;

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может применяться к несовершеннолетним. Оно назначается осужденным на срок не свыше десяти лет.

Из этого же срока необходимо исходить и при определении наказания несовершеннолетнему по совокупности преступлений или по совокупности приговоров. Во всех случаях максимальная продолжительность лишения свободы несовершеннолетних не может превышать десяти лет. Назначенное несовершеннолетнему наказание должно быть в максимальной степени подчинено целям его исправления, предупреждения новых преступлений.

Несовершеннолетним лишение свободы может быть назначено лишь в случаях, когда, исходя из конкретных обстоятельств дела и данных о личности виновного, суд придет к выводу о невозможности избрания иного наказания.

Необходимо в полной мере использовать предоставленные законом возможности для применения к ним видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

В этих целях следует выяснить условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на его поведение взрослых лиц, учитывать все иные обстоятельства, влияющие на ответственность виновного. Лишение свободы - наименее желательное наказание в отношении несовершеннолетних.

3. Сроки давности

Указанные основания в отношении их не предусматривают каких-либо исключений. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст.94 УК РФ, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

Один год после совершения преступления небольшой тяжести;

Три года после совершения преступления средней тяжести;

Пять лет после совершения тяжкого преступления;

Семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

Освобождение от наказания подростков.

Несовершеннолетние могут быть освобождены от наказания по основаниям, общим для всех категорий осужденных. К ним могут быть применены:

Условно-досрочное освобождение от наказания (ст.79 УК РФ);

Замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.80 УК РФ);

Освобождение от наказания в связи с болезнью (ст.81 УК РФ);

Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, малолетних детей (ст.82 УК РФ);

Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст.83 УК РФ).

Еще подростка могут освободить от наказания:

В связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);

В связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);

В связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ).

Трудовой кодекс в отношении подростков.

Зачастую учащиеся школ и студенты учебных заведений подрабатывают в летние, зимние каникулы или после учебы. Иногда работу им предоставляют их собственные учебные заведения. Например, лаборантами, вожатыми в лагерях отдыха, курьерами и т.д. Большинство из этих ребят еще не достигли совершеннолетия. Поэтому в силу специфики особенностей строения организма и восприимчивости к нагрузкам у подростков трудовое законодательство предусматривает различные ограничения в применении их труда.

В соответствии с Генеральной Конвенцией Международной Организации Труда, созванной в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшейся 6 июня 1973 года на свою 58 сессию, был принят ряд предложений о минимальном возрасте для приема на работу.

Каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков. Конвенцией было принято, что минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет.

Минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже восемнадцати лет.

В Российской Федерации основным законодательным документом, регламентирующим условия труда подростков, является Кодекс Законов о Труде (КЗоТ).

В главе XII “Труд молодежи” КЗоТ РФ находится комплекс основных норм по труду молодежи, которые образуют особую охрану ее труда, особенно несовершеннолетних до восемнадцатилетнего возраста. Особая охрана труда подростков до 18-летнего возраста защищает их растущий неокрепший организм от производственных вредностей, а также еще не сложившийся их характер от пагубного влияния алкогольных напитков, если не запретить допуск к работе с ними. В этой главе помещены специальные нормы - льготы по труду молодежи, относящиеся к различным институтам трудового права (обеспечению занятости, трудовому договору, рабочему времени, охране труда и др.).

В Российской Федерации возраст, с которого допускается прием на работу, определен в статье 173 КЗоТ, в которой указывается, что не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет.

4. Условия трудового договора

Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными настоящим Кодексом и другими актами трудового законодательства Трудовые льготы несовершеннолетним направлены на охрану их неокрепшего физически и нравственно-психически организма от производственных вредностей.

Требования к условиям и видам работ для труда подростков.

Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые классы условий, определенные в соответствии с "Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".

Трудовой договор может быть заключен с подростком, достигшим возраста 14 лет, но при следующих условиях:

а) он является учащимся;

б) работа должна выполняться лишь в свободное от учебы время и не нарушать процесс обучения;

в) работа относится к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью;

г) необходимо получить согласие одного из родителей, а при их отсутствии - опекуна, попечителя, а также органа опеки и попечительства.

Предельно допустимые величины показателей тяжести.

Несовершеннолетним работникам до 18 лет ограничены предельные нормы переноски и передвижения тяжестей, поскольку их позвоночник еще не окреп, хрящеобразный и от перенапряжения тяжестями он может искривиться, заболеть. Лица до 18 лет не должны назначаться на работы, связанные только с переноской и передвижением тяжести хотя бы и в небольших их размерах свыше 4,1кг. Поэтому они не должны использоваться на погрузочно-разгрузочных работах.

Предельные нормы переноски и передвижения несовершеннолетними тяжестей утверждены еще постановлением НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. Согласно этим предельным нормам подросткам от 16 до 18 лет они установлены 16,4 кг, для девушек - 10,25 кг. Как видим, предельная норма для девушек превышает новые нормы для взрослых женщин (10 кг и с учетом подъема на высоту, что нет для девушек). Поэтому указанные предельные нормы несовершеннолетним подлежат пересмотру и как можно быстрее, поскольку прием на работу теперь с 15-летнего возраста и даже с 14-летнего учащихся во внеучебное время (см. ст. 173 и комментарий к ней) . Ныне и 16-летним юношам, не привыкшим с детства к переноске тяжестей, трудно бывает даже поднять 16,4 кг, не говоря уже о их переноске. До 16-летнего возраста этот предел ограничен 4,1 кг.

Предельные нормы переноски и передвижения несовершеннолетними тяжестей на работе предусматривают также, что их работа по переноске и передвижению тяжестей должна быть не постоянной, а занимать не более одной трети рабочего дня. Гигиенические критерии допустимые для труда подростков Согласно статье 175 КЗоТ РФ запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список работ, указанных в части первой настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации. По указанному списку для лиц до 18 лет запрещены около 500 видов тяжелых, вредных и опасных работ при какой бы форме собственности и организационно-правовой форме производства они не производились.

Даже если сам подросток до 18 лет просит использовать его труд на этих видах труда, администрация не имеет право это делать, иначе она несет ответственность за нарушение трудового законодательства (дисциплинарную, административную, а при тяжелых для подростка последствиях, может нести и уголовную ответственность). Поэтому уже при приеме подростка до 18-летнего возраста администрация обязана ориентироваться на список запрещенных для него работ.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с 14-летним подростком может быть получено как в устной, так и в письменной форме. В комментируемой норме ничего не сказано о форме согласия. Однако сложившаяся практика свидетельствует о том, что такое согласие, как правило, подтверждается письменно (либо непосредственно на заявлении подростка делается отметка о согласии на заключение трудового договора, либо в иной произвольной форме - заявление, письмо, подписанные одним из родителей (опекуном, попечителем) и руководителем (или уполномоченным им) органа опеки и попечительства).

Приему на работу подростка должен предшествовать медицинский осмотр.

В соответствии со ст. 19 Закона "Об образовании" по решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение лиц, достигших 14 лет. Таким образом, трудовой договор может быть заключен с 14-летним подростком в случае исключения его из образовательного учреждения.

Об исключении из образовательного учреждения сообщается в 3-дневный срок в органы местного самоуправления. В течение месячного срока эти органы совместно с родителями (опекуном, попечителем) принимают меры по трудоустройству подростка или продолжению его обучения в другом образовательном учреждении.

В Перечень, запрещающий труд подростков до 18 лет, включено более 2000 профессий.

Помимо этого, Трудовым кодексом Российской Федерации перечислены и другие случаи, когда лицо моложе 18 лет не может стать участником трудовых отношений (работником), т.е. не может быть принято на работу:

Характер которой требует заключения с работником договора о полной материальной ответственности (ч. 3 ст. 242);

В религиозную организацию (ч. 2 ст. 342);

По совместительству (ч. 6 ст. 282);

Выполняемую вахтовым методом (ст. 298).

В соответствии с другими нормативными правовыми актами это лицо не может быть принято на работу и:

В ведомственную охрану (Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране");

На государственную службу (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");

На муниципальную службу (Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации");

В профессиональные аварийно-спасательные службы (Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей");

Можно и нельзя подростку с 14 до 18 лет

Подросток имеет право:

Зарегистрировать индивидуальное предприятие (с согласия родителей);

Устроиться на работу без испытательного срока по трудовому договору;

Работать по сокращенному графику:

во время каникул - не более 36 часов в неделю для тех, кому от 16 до 18 лет, не более 24 часов в неделю для тех, кому от 15 до 16.

Во время учебы не более 18 часов в неделю для тех, кому от 16 до 18 лет, не более 12 часов в неделю для тех, кому от 15 до 16 лет. Зарплата, как у взрослых той же квалификации за полный рабочий день.

Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних или в суд, если администрация предприятия решила уволить по собственной инициативе;

Вступать в наследство с помощью своих представителей (родителей, опекунов, законных представителей);

Обращаться в суд (с 16 лет) с заявлением об объявлении полностью дееспособными и нести в этом случае самостоятельную финансовую ответственность;

Не имеет права:

Приобретать сигареты и спиртные напитки;

Получать водительские права и управлять автотранспортом;

Трудиться на тяжелых работах с вредными или опасными условиями, а также на работах, связанных со спиртным;

Поднимать и переносить в процессе работы тяжести (максимальные грузы: для девушек 15 лет - 5 кг, 16 лет - 8 кг, 17 лет - 9 кг. Для юношей 15 лет - 8,2 кг, 16 лет - 12 кг, 17 лет - 16, 4 кг).

Работать ночью (с 22 часов до 6 часов утра), сверхурочно, в выходные дни.

Заключение

Воспитать подростка, так чтобы он понимал и уважал законы, получается не у каждых родителей, это очень сложно. Не все родители обладают правовой грамотностью и правовой культурой. Хотя в последние годы формированию правовых знаний помогает телевидение. Появилось много телепередач, где в игровой форме, с привлечением десятков профессиональных (и не очень профессиональных) актеров, обыгрываются разнообразные судебные процессы. Здесь есть все: и «бытовуха», и мелкие мошенничества, и хулиганства, и супружеские измены с разводами, и тяжкие преступления (как умышленные, так и неумышленные) и т. д. это так же помогает понять законы. Для подростков главным источником правовых знаний является школа. Подростки изучают некоторые законы на уроках обществознания, что помогает им лучше понять их и использовать в дальнейшей жизни, защищать себя, свой труд. Школа прививает уважение к законам, стремясь, чтобы правовые знания стали не просто знаниями, а нормой поведения каждого человека.

Список прилагающейся литературы

1. Обществознание для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. Матвеев А.И. 2008г.

2. К закону с уважением. Лавренов В.Г. Загвязинский В.И. 1981г.

3. Юноша и закон. Свердловск Средне-Уральское книжное издательство 1980г.

5. Конвенция Международной Организации Труда N 138 о минимальном возрасте для приема на работу.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Подобные документы

    Сущность и процессуальные особенности задержания. Основания задержания лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Право граждан на захват лица, совершившего преступление. Основания и порядок освобождения задержанного.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2013

    Процессуальное положение лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Цели, основания, мотивы и процессуальный порядок задержания подозреваемого. Освобождение задержанного подозреваемого в совершении преступления и его реабилитация.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2011

    Соотношение задержания с иными мерами уголовно-процессуального принуждения. Процессуальный порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Основания освобождения задержанного. Процессуальные действия, выполняемые при задержании.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Понятие, основания и виды задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Мероприятия по подготовке задержания. Тактические особенности разных видов задержания: вооруженного преступника или группы преступников, на улицах и в общественных местах.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2010

    Меры процессуального принуждения в системе мер государственного принуждения. Основания задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальная процедура избрания меры пресечения. Сроки содержания под стражей, порядок их продления.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2011

    Понятие, цели, мотивы, условия и основания задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Процессуальное положение задержанного. Процессуальное оформление задержания подозреваемого в совершении преступления, его освобождение и реабилитация.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Комплексный смысловой анализ содержания ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь "Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления". Обзор основных причин возникновения подозрения с основаниями задержания.

    реферат , добавлен 13.08.2012

    Характеристика мер уголовно-процессуального принуждения, закрепленных в УПК РФ, их суть, содержание и основания применения. Условия задержания лица по подозрению в совершении преступления; понятие и порядок избрания мер пресечения, их изменение и отмена.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2013

    Понятие и виды мер процессуального принуждения и цели их применения. Основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления. Порядок, понятие и основания избрания заключения под стражу и домашнего ареста в качестве меры пресечения.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2011

    Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения. Процессуальный порядок задержания по подозрению в совершении преступления. Специфические признаки, основания и условия применения мер пресечения. Наложение ареста на имущество, денежное взыскание.

«ПОДРОСТОК И ЗАКОН».

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания подростков.

Задачи: - познакомить с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление»;

Сформировать представление о видах правонарушений и мерах ответственности за них;

Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.

Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки синего, красного и желтого цвета для игры, административный кодекс, устав школы, УК РФ.

Ход занятия:

Добрый день, уважаемые участники мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Эпиграфом к нашему занятию взяты слова Л.Н. Толстого (на экране): «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами «Все так делают».

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

Уже в раннем возрасте некоторые подростки, сами того не ведая, совершают такие поступки, по которым мы можем сказать, что они начинают протаптывать тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Попробуйте назвать эти поступки. (По каким поступкам мы можем сказать, что эти ребята могут нарушить закон?) Ответы детей.

Если человек сразу не встанет на путь исправления, то в дальнейшем его поступки будут носить более тяжелый характер, и он должен будет ответить за них, т.е. понести наказание.

Почему же люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем не менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н.Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему, казалось бы, невинные шалости превращаются в правонарушения? (Подростки не осознают, что нарушают закон и за этим последует наказание) .

А что такое правонарушение? (Определения на экране)

Найдите соответствие понятий и определений..

ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это общественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: дисциплинарная ответственность, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность.

Сейчас на конкретных примерах мы разберемся в понятиях: Проступок, Правонарушение и Преступление и видах ответственности.

Рассмотрим следующую ситуацию: (Семиклассница Ирина не возвращается вовремя в реабилитационный центр с каникул, пропускает занятия в школе, говорит, что многие так делали, а ей что - нельзя.)

Как можно расценивать поведение Ирины, как проступок, правонарушение или преступление?

Что же она все-таки нарушила тем, что не посещала уроков в школе?

Ответы детей.

Нарушение любого пункта устава школы будет считаться проступком. Приведите примеры проступков из вашей жизни или из жизни друзей, знакомых.

Предусмотрено ли наказание за проступок? Какое? Ответы обучающихся.

Рассмотрим административные правонарушения – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок.

Какие административные правонарушения вы можете назвать? Приведите примеры . (Подростка задержали на улице в 23 часа 20 минут без сопровождения взрослых, нарушение тишины в ночное время с 23.00 до 6.00, нецензурная брань в общественных местах, нарушение правил дорожного движения: превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии; правил пожарной безопасности, распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный проезд и др.)

Рассмотрим следующую ситуацию : (Девочки-подростки распивают пиво на крыльце здания столовой, курят)

Итак, какие правонарушения совершили подростки в данной ситуации и какое наказание им за это грозит?

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде» (Ст. 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а ровно распитие ими спиртных напитков влечет за собой наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

С какого возраста начинается ответственность за административные правонарушения? (С 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.)

Кто несет ответственность за ваши действия, если вам ещё нет 16 лет? (Родители)

Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Чаще всего преступления совершают под воздействием алкоголя. Алкоголь - причина безнравственного поведения, безрассудных поступков, многих болезней.

Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь. (На экране картинки с изображением позитивных ситуаций и ситуаций с поведением пьяного человека)

В жизни многих людей бывают ситуации, когда им предлагали выпить какой-нибудь алкогольный напиток, и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях.

Если вам предложат выпить, обычно в качестве повода приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, а затем отказаться от предложенного напитка: объяснить причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышали, просто сказать «нет» и уйти. Трудней всего отказаться в первый раз под давлением более старших товарищей, но если вы наберетесь, смелости и откажетесь с первого раза, то в дальнейшем вам не будут предлагать, так как будут знать вашу позицию.

Административные правонарушения несовершеннолетних:

Употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;

Нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;

Мелкое хищение; мелкое хулиганство;

Деятельность и поступки, составляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;

Безбилетный проезд;

Управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;

Нарушение правил дорожного движения;

Заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;

Пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;

Появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных или наркотических препаратов,

Курение в общественных местах.

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказание к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, можете привести примеры гражданско-правовых нарушений?

Ответы учащихся.

А за правонарушения сажают в тюрьму? А за что сажают в тюрьму?

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. А с какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет)

Ознакомимся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки с 14 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ.

Преступления, за которые осуждаются подростки с 14 лет:

Совершение убийства (ст.105);

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111);

Изнасилование (ст.131);

Похищение человека (ст.126);

Разбой (ст.162), грабеж (ст.161), кража (ст.158);

Вымогательство (163);

Угон транспорта (ст.166);

Умышленное уничтожение и похищение чужого имущества (ст.167);

Вандализм (ст.214);

Хищение оружия, взрывчатых веществ (ст.226);

Приобретение, хранение наркотиков (ст.228);

Терроризм (ст.205), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207).

За все другие преступления наказывают с 16 лет.

Ребята, как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

Рассмотрим следующую ситуацию.

(В реабилитационном центре дети вместе с воспитателем выходят из учебной комнаты и идут в столовую на полдник. Один подросток задерживается и крадет деньги из сумки воспитателя.).

Какое преступление совершил подросток, и какое наказание ему за это придется понести? (Кража, наказывается штрафом, либо лишением свободы Ст. 158 УК РФ)

2. - Среди школьников всегда найдутся лентяи, которые не хотят учиться.

Рассмотрим следующую ситуацию. (Разговор двух подруг:

Как надоели мне эти уроки, сегодня контрольная, а я вчера весь вечер в «одноклассниках» просидела. Теперь точно двойку за контрольную получу.

А хочешь, я сделаю так, что у вас сегодня не будет контрольной?

Конечно хочу! А как?

Смотри. (Достает телефон, звонит) Алло, это полиция? В ….. школе заложена бомба! (Кладет телефон в карман) Вот и все! А ты боялась! Контрольная отменяется!)

Ребята, как вы оцениваете этот поступок: это преступление или шутка?

За подобные «шутки» человек отвечает по всей строгости закона с 14 лет. Кроме этого, родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура района может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. В статье УК предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом или исправительными работами, либо арестом, либо лишением свободы до 3-х лет. То же самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи. Ведь потом может случиться так, что когда по-настоящему потребуется помощь, уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии. Так что, помните, с законом шутки плохи!

  1. -Очень часто подростки выясняют отношения друг с другом, нередко эти разборки переходят границы закона. Поговорим ещё б одной ситуации. (Девочку-подростка избивает группа девушек)

Ребята, какое преступление совершила данная группа подростков?

Избиение.

Целью избиения (статья УК РФ 116) является стремление причинить физическую боль потерпевшему. Уголовная ответственность за побои наступает с 16 лет. Для возбуждения уголовного дела по данной статье первое, что необходимо сделать потерпевшему, например, после драки (статья УК РФ 116) – обратиться в отделение полиции, где подать заявление и получить направление на прохождение медицинского освидетельствования. Врач во время освидетельствования записывает в карточку потерпевшего все результаты обследования. В заявлении обязательно необходимо указать место и время драки (статья УК РФ 116) (других событий), время и место обращения за медицинской помощью, причину событий, какой вред был причинен. В случае присутствия свидетелей – указать их ФИО и контактные данные (телефоны и адреса). Потом потерпевшим пишется просьба о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности. Рассмотрение дела по данной статье происходит в мировом суде. Заявитель после подачи заявления ожидает вызова в суд. На процессе мирового суда со стороны обвинения присутствует частный обвинитель и свидетели пострадавшего.

116 статья УК РФ предусматривает в качестве наказания :
штраф в размере дохода осужденного за период до 1 месяца или в размере заработной платы;
штраф в размере до 100 минимальных окладов оплаты труда;
исправительные работы на срок до 6 месяцев;
обязательные работы на срок 120 – 180 часов;
арест на срок до 3 месяцев.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ: штраф, обязательные работы; лишение свободы на определенный срок; исправительные работы; арест; лишение права заниматься определенной деятельностью.

Судом предусмотрена ещё такая мера наказания, как условное осуждение. Виновному дается испытательный срок (от одного до пяти лет), в течение которого он должен доказать, что сделал для себя правильные выводы из приговора суда и больше не нарушит закон. В течение испытательного срока виновный находится под контролем правоохранительных органов и, если не совершит нового преступления, наказание погашается. Если подросток продолжает совершать преступления, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. Закон становится суровым к тем, кто не встал на путь исправления.

Игра «Проступок. Правонарушение. Преступление».(Приложение №1)

Нередко подростки переходят грань закона, находясь под отрицательным влиянием взрослых, имевших в прошлом судимости. Культурно-образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей обычно невысок. Они не отличаются трудолюбием, интересы носят односторонний характер: собраться компанией, выпить пива, а затем бродить по улицам в поисках приключений. У них ослабленное чувство стыда за свои действия, искаженное представление о дружбе, смелости. Часто они объединяются в группы, где верховодят ребята, уже совершавшие антиобщественные поступки.

Попробуем разобраться, по каким причинам происходят преступления, чтобы помочь самим себе и тем, кто стоит на грани совершения преступления. Что толкает ребят пойти на преступление?

Ответы детей.

Все правильно, причин много. Но самая важная – человека некому было остановить, помочь решить проблемы. Что делать, если у подростка возникла какая-то проблема?

Поговорить с родителями или лицами, их заменяющими.

Обратиться к одноклассникам.

Телефон доверия.

Обратиться к психологу.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой. Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые! Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

Анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях (таких ситуация сегодня на занятии мы обсудили много), вы научитесь делать свой выбор и можете избежать много ошибок. Да, действительно, на подростков может быть оказано сильное отрицательное влияние ребят по-старше, обстановка в семье – невыносимой, но все-таки в конечном итоге, как поступить, выбирает сам подросток. Ведь ему надо будет нести ответственность за свои решения. Никто не имеет права снять с него ответственности за его поступки. Закон суров к тем, кто его нарушает.

- Посмотрим репортаж с мест лишения свободы малолетних преступников.

(просмотр видеосюжета, взятого с интернета) .

Ребята, я никому не желаю оказаться в таких местах.

А как самим не стать жертвой преступлений?

Раздача памятки. (Приложение № 2)

При явной опасности зовите на помощь.

Делаем выводы: в начале занятия мы вспомнили слова Л.Н.Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами «Все так делают». Никогда не повторяйте чужих глупых поступков. Каждый из вас – человек, личность, а не часть стада!

Большинство людей обладают духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение её слушать, обладание внутренним миром.

Человек без души – животное. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый - от радости.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы сделает для себя выводы и будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая правонарушения, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

И в завершении нашего занятия прослушаем песню «Дорогою добра»

Комитет образования администрации

Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский»

Балаковского района Саратовской области

413805, Саратовская область, Балаковский район, п. Новониколаевский, ул. Советская 28, тел. /8 8453/ 65- 26-38

Разработка

профилактического мероприятия «Подросток и закон»

для обучающихся 6-8 классов

Приложение №2

Памятка

  • Всегда предупреждайте родителей, если куда-нибудь отправляетесь.
  • Не разговаривайте с незнакомыми людьми.
  • Возвращаясь вечером, идите по освещенным, многолюдным улицам.
  • Если вам навстречу идет группа подростков, а поблизости нет людей, то перейдите на другую сторону.
  • Нельзя носить «нескромную» одежду.
  • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомым людям.
  • Нельзя открывать дверь незнакомым людям.

Приложение №1

Игра «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Предлагаю вам поиграть в игру «Проступок. Правонарушение. Преступление». У вас на столах лежат синие, желтые и красные карточки. Я зачитываю ситуацию, а вы определяете, что это – проступок, правонарушение или преступление. Проступок – синяя карточка, правонарушение – желтая, преступление – красная.

Ситуация 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь им гулять нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.

Дети поднимают карточки.

Ситуация 2. Татьяна одна вечером возвращалась после волейбольной секции. К ней подошла группа подростков, её окружили, вырвали из рук сумочку, сорвали с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они её найдут и разберутся с ней.

Дети поднимают карточки.

Ситуация 3. Группа ребят из 9 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили в туалете, затевали драки.

Дети поднимают карточки.

Ситуация 4. Вечером на школьной дискотеке от Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору.

Дети поднимают карточки.

Ситуация 5. В школе прозвенел последний звонок. Ученики 9 класса, решив оставить после себя память для школы, выйдя на улицу краской из баллончика написали на стене школы: «2013 год. 9 класс – мы лучшие.»

Дети поднимают карточки.