Как называются домики в китае. Китайский домик в россии


November 20th, 2013

По количеству памятников культурного наследия ЮНЕСКО Китай соперничает, пожалуй только с Европой. Великая Китайская стена, Терракотовая армия, гробницы Мин и Цин, Запретный город и Храм Неба, резерваты гигантской панды, «Желтая гора» Хуаншань и многие-многие другие.

Провинции Гуандун, на юге Китая «досталось» не так много достоприечательностей, одна из них - дома-башни дялоу (碉楼) в уезде Кайпин (开平). В список объектов мировой исторической значимости эти сооружения попали относительно недавно - в 2007 году. Случилось это благодаря стараниям нескольких историков-исследователей, написавших немало легенд о происхождении и значимости этих потемневших от времени и плесени особняков. И разбойники там, и коровы, и вернувшиеся из-за морей и океанов с несметными сокровищами трудолюбивые китайские крестьяне. Рассказывают, что заработавших на золотой лихорадке в Америке китайцев однажды неумолимо потянуло обратно на историческую родину, где остались их родственники и друзья.

Времена были тяжелые, смутные, поэтому в родных краях им пришлось защищать себя и своих близких от мародеров и бесчинствующих банд разбойников именно таким образом – строительством мощных укрепленных башен дялоу. С окнами-бойницами, решетками, коваными дверьми, каменными бочками на крышах, в которых хранилось растопленное масло и плавился свинец. И в самые тяжелые времена всем селом они прятались в этих башнях, выливая масло на головы приближающихся разбойников и забрасывая их горящими шашками. А в мирное время было очень удобно наблюдать за тем, как на равнине растет рис и пасутся коровы. Резная мебель из черного дерева и колонны в римском стиле – отличный атрибут современного пастуха.

Верить сказкам или нет - вопрос отдельный. Но, нельзя не согласиться, что высокие коробки с башенками, колоннами и балюстрадами посреди китайских рисовых полей выглядят весьма странно и необычно. Разумеется, мы никак не могли обойти вниманием это загадочное место.

Всюду по округу Кайпин в Китае рассеянны сотни укрепленных многоэтажных башен под названием дяолоу. Построенные из камня, кирпича, или бетона, эти здания представляют сложный и яркий сплав между китайскими и Западными архитектурными стилями. Во время династии Цин 19-х и ранних 20-х столетий эти здания использовались в качестве временного убежища для жителей, и как укрепленные защитные часовые башни. В течение 1920-х и 1930-х было больше чем три тысячи этих структур. Сегодня 1,833 Diaolou сохранилось в Кайпинге и приблизительно 500 в Тяйшане. 20 из самых символических башен находятся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Область, которая является теперь Кайпином, традиционно принадлежала людям Юэ и ханьскому народу, который пришел от Центральных Равнин Китая и смешался с местным населением. Они выращивали рис и ловили рыбу. С середины 16-ого столетия много сельских жителей начали участвовать в торговле на соседнем побережье, отправляясь в деревянных лодках в Юго-Восточную Азию. К началу 19-ого столетия эти бедные фермеры начали добираться и до Америки, приманенные золотой лихорадки. Поскольку 19-ое столетие приблизилось к концу, китайское сообщество начало накапливать большие сбережения, и после Первой мировой войны, с быстрым подъемом экономики во многих странах, состояния зарубежных китайцев устойчиво росло. Их мечты стали связанными с содействием в благосостоянии их родных деревень, или возвращении домой.

Приток богатых людей привлек внимание бандитов, которые совершали набеги, грабили и похищали. В ответ на увеличение набегов бандитами, входящими с севера в область вдоль рек, сельские жители построили укрепленные башни. Из 1833 диалу в Кайпинге 1648 были построены между 1900 и 1931, составляя чуть менее, чем 90% общего количества. В тот же самый период большинство деревень было построено, или восстановлено.

Депрессия 1930-х, война против Японии и Тихоокеанская война 1940-х остановили развитие этих башен. После учреждения Китайской Народной Республики в 1949, был остановлен бандитизм. С этим исчезла роль Diaolou, а в 1980-ых после повторного открытия Китая, много сельских жителей переехали. Теперь много башен пусты, поддерживаются смотрителями, но все еще расцененный зарубежными китайцами, как их духовный дом, к которому они возвращаются в семейных случаях или переводят деньги для молитв. Некоторые из них все еще содержат всю их оригинальную мебель и детали.

Добраться сюда можно автобусом из Гонконга, Чжухая, Гуанчжоу и, конечно, Шеньчженя. От автовокзала в Лоху автобус уходит каждые 50 минут. Поездка займет 3 часа и облегчит кошелек на 100 юаней.

Уже на подъезде к Кайпину можно будет увидеть возвышающиеся над остальными домами башни с маленькими окнами. В самом Кайпине несколько мест - кластеров дялоу - где они водятся в большом количестве. Из почти трех тысяч дялоу до наших дней дожили всего 1833, в той или иной степени сохранности. Конечно, увидеть все, и уж тем более попасть внутрь, удастся далеко не во все. Путеводители и разные карты рекомендуют посетить основные шесть: 赤坎 Chikan, 三门里Sanmenli, 自力村 Zilicun, 锦江里 Jinjiangli, 马降龙 Majianglong и 立园 Li Garden. Чтобы посетить все шесть мест придется запастись большим количеством времени и хорошенько отдохнуть накануне.

Поездка займет весь день и часть пути придется пройти пешком. Конечно, можно сильно облегчить себе задачу и договориться с таксистом где-нибудь на станции в центре Кайпина. Но обойдется это никак не меньше 300, а то и 500 юаней. Плюс готовьте деньги на входные билеты. Вход в Zilicun, Jinjiangli и Majianglong обойдется в 50 юаней с человека (150 итого за три деревни), Li Garden стоит вдвое дороже – целую сотню. Можно сэкономить и купить общий билет за 180.

Основными материалами для строительства дялоу были камень, кирпич и бетон. Все сооружения представляют собой пример сложного смешения восточной и западной культур. Дялоу предназначены были не только для проживания, но и защиты. На сегодняшний день в районе Кайпин сохранилось более 1800 дялоу. По некоторым версиям такие мощные сооружения были необходимы для защиты от грабителей и других нечистых на руку. После отмены иммиграционного контроля в США и Канаде, многие покинули насиженные места. А с образованием КНР, защита и вовсе не требовалась. Поэтому, дялоу и превратились в памятники архитектуры.

Итак, продолжаем разговор проБашни дялоу.Исторически так сложилось, что Кайпин был одним из мест, откуда местные жители начали уезжать на заработки ажно в шестнадцатом веке. Потянулись средневековые гастарбайтеры за длинным американским и канадским рублем в надежде на светлое будущее своих потомков. Искали и мыли золото, строили железные дороги, лапшой торговали. Многие уехавшие так и обосновались там – женились-учились-родились… И из-за моря обеспечивали родственников – всячески помогали материально. А кто-то предпочел вернуться на малую родину, и с нажитыми несметными богатствами начать новую счастливую жизнь. И для новой красивой жизни строили во славу свою и честь вот такие дома, давая им имена. Вторая волна эмиграции пришлась на конец 19го века, опиумные войны, смутное время.

Прежде, чем отправиться непосредственно на прогулку по деревням и весям Кайпина, внимательно изучаем карту и решаем, откуда начнется наше путешествие. Займет оно целый день. Несмотря на то, что все шесть деревень расположены по одной дороге и ехать можно на одном автобусе, кое-где придется идти пешком. Мацзянлун (马降龙 Majianglong) например, находится в одном километре от дороги, по которой ездит общественный транспорт. А до Цили (自力村 Zilicun) от остановки автобуса топать придется уже все шесть – сначала два км до Сада Ли (立园 Li Garden), а потом еще четыре до самих рисовых полей со сторожевыми башнями. Туристические автобусы по пути не останавливаются, попутчиков не подбирают.

Договориться можно наверно только с таксистами на мопедах, благо они здесь водятся в изобилии. Ближе всего к центру города расположена деревня Саньмень (三门里 Sanmenli) – здешние дялоу являются самыми древними из ныне существующих. Большинство туристических маршрутов начинаются именно отсюда. Мы решили пойти другим путем и отправной точкой стала самая дальняя деревня на карте – Цзиньцзяньли, поселок в бамбуковых зарослях, где находится самая высокая из сохранившихся башен – Жуйшилоу (瑞石楼 Ruishilou). А теперь запоминаем цифру 13 – это номер автобуса, на котором мы будем сегодня кататься.

Стоимость проезда дифференцированная, от двух до семи юаней, в зависимости от расстояния. Поездка от автовокзала до Цзиньцзяня (остановка Сянган, 蚬冈 Xiangang) стоит шесть юаней. Короткие отрезки Цзиньцзянь – Мацзянлун, Мацзянлун – Чикан, Чикан – Гунфутин (Gongfuting – поворот на Цили и сад Ли) стоят по два юаня. Итак, отправляемся от автовокзала на 13 автобусе в сторону памятников. Показываем водителю визитку с надписью 蚬冈 Xiangang - 锦江里 Jinjiangli, опускаем в коробку по 6 юаней и едем, периодически поглядывая по сторонам.

То тут, то там из-за серых плоских крыш показываются высокие башни с балконами, колоннами и куполами. Проникаться колоритом можно начинать уже сейчас. Большинство дялоу стоят пустыми – видимо, владельцы все же променяли романтику на комфорт. Деревня Цзиньцзянь находится чуть в стороне от трассы, пройти можно через поле и бамбуковые заросли, через мостик и речку, мимо рисовых болот и пасущихся коров. Вход в деревню стоит 50 юаней. Кроме одно-двух этажных домов и крытых соломой сараев здесь есть три башни: Шенфенлоу, Цзиньцзяньлоу и Жуйшилоу, 1922, 1918 и 1923 годов постройки соответственно.

Без билета в башню 升峰楼 Shengfenglou не пустят, а самая маленькая и невзрачная 锦江楼 Jinjianglou для посещений и вовсе закрыта. Осмотр 瑞石楼 Ruishilou в общий билет не входит и оплачивается отдельно, непосредственной владелице – женщине лет сорока, которая утверждает, что является пра-пра-правнучкой того самого Жуйши, который и построил эту башню для своей многочисленной семьи.

Задерживаться здесь нет смысла, выходим на трассу и ловим автобус под счастливым номером 13. Показываем визитку с надписью 马降龙 Majianglong, оплачиваем 2 юаня в коробочку (запаситесь мелочью заранее, сдачи могут и не дать) и едем минут пять, пока водитель не даст команду на выход. Указатель коричневого цвета (важная достопримечательность) будет по правой стороне. Мацзянлун – поселок на берегу реки, состоящий из трех условных деревень. Здесь есть несколько башен, но вход в них закрыт. Интерьер, выцветшие фотографии и мебель из черного дерева показывают всего в двух виллах. Туристический маршрут по деревне проложен между бамбуковыми зарослями, пальмами и карамболами.

Желтые фрукты иногда норовят упасть на голову, надо быть осторожнее. Билет снова стоит 50 юаней. Следующим ближайшим пунктом для посещения будет Чикан (赤坎 Chikan). От Мацзянлун нужно будет вернуться к трассе, поймать автобус и показать визитку с названием. Особо достопримечательного в этом поселке – набережная с постройками начала 20 века и киностудия. Вход на студию оплачивается отдельно – 30 юаней. На студию попасть нам не удалось: как ни странно, там снимали фильм, поэтому вход для праздных посетителей был закрыт. Больше делать здесь нечего, поэтому если есть ограничение по времени, лучше проехать мимо, прямо до Гунфутин (Gongfuting), откуда дорога ведет в сад Ли и в деревню Цили (поворот на трассу X555).

В сад Ли, находящийся в четырех километрах от Цили зайти можно. Если не жалко 100 юаней, остались еще силы и время. Здесь «духом древности» и не пахнет – все вылизано и вычищено в лучших традициях туристической индустрии. Интерактивный музей, фотографии счастливых воссоединившихся семей, хвалебные песни и оды отцам-основателям, бронзовые памятники и монументы первых владельцев сада – в общем, все самое лучшее для ностальгирующих англоязычных китайцев, приехавших в экскурсионный тур на родину предков из своей родной Северной Америки. И по правилам современного мерчандайзинга – выход из парка только через магазин сувениров и кожгалантереи. В поселении Цили (自力村 Zilicun), расположенном дальше по дороге, самое большое количество отдельно стоящих башен посреди ровных зеленых рисовых полей. Для осмотра, правда, доступны только три из них. Внутренняя обстановка во всех виллах и башнях примерно одинакова, но виды, открывающиеся с крыши – везде разные и по-разному завораживающие.

К сожалению, потратив драгоценное время на лакированный сад имени Ли, в Цили и Саньменьли мы уже не успели. Риск опоздать на последний автобус домой перевесил желание поглазеть на оставшиеся башни. Сэкономить время можно, если: передвигаться на такси вместо общественного транспорта, есть и пить на ходу, не останавливаться на посидеть-поглазеть-отдохнуть. Либо ехать сюда на два дня, что кажется наиболее разумным. Вопреки ожиданиям, толп туристов и галдящих групп под предводительством громогласных экскурсоводов мы почти не встретили. Только один раз столкнулись с кучкой людей в одинаковых кепках, которые возмущенно махали руками возле закрытых ворот киностудии в Чикане. Наверно, знай мы заранее, что стоимость входных билетов настолько высока, поехали бы куда-нибудь в другое место. Для сравнения: двухдневный входной билет в парк Улинъюань в Чжанцзяцзестоит те же 250 юаней.

Согласно учению фен шуй, все в этом мире взаимосвязано. Поэтому в помещении очень важно расставлять предметы так, чтобы они не препятствовали движению всемирной космической энергии под названием «ци». Если эта самая «ци» сможет беспрепятственно циркулировать по дому, то покой, достаток и благоденствие в нём гарантированы.

Ключевыми составляющими описываемого стилевого течения считаются:

2. Правильное расположение самого дома на земле (например, нельзя дом строить на пересечении дорог).

3. Наличие ширм и тумбочек, расписанных художниками.

4. Красивые стилизованные картины. На сайте можно подобрать модульные картины, подходящие под ваш стиль.

5. Фарфор и принадлежности для чайных церемоний.

Декоративно-отделочные средства, которые тут применяются, это:

  • бамбук, тростник, дерево;
  • каменные плиты;
  • благородный мрамор чёрных, белых или розовых видов расцветки, который в основном использовался в богатых китайских домах (дворцах);
  • шелк, хлопок, муар, вельвет, бархат, органза;
  • для потолков используются обычно деревянные накладные перекладины;
  • сейчас в тренде и натяжные потолки;
  • богатая позолота для мебели.

Цветовая гамма, которая тут применяется:

1. Традиционные китайские цветовые сочетания – красный плюс чёрный.

2. Красная гамма с контрастом из зелёного цвета.

3. Красная гамма, которая дополняется контрастным голубым или жёлтым с чёрными деталями.

4. Полностью чёрная палитра обстановки, которую оживляют богатой позолотой.

Кому подойдет этот дизайн:

Любителям экзотики;

У кого в родословной были китайцы;

Тем, кто не суеверен, и не считает, что чёрный цвет в помещении – зло;

Тем, кто не ассоциирует красный цвет с цветом крови (китайцы считают красный цвет цветом благоденствия);

Тем, кому надоел европейский дизайн, и кто захотел удивить гостей необычным видом своего дома.

Поскольку практически все китайцы воспитывались на учении фен шуй, они даже и на зарядку по утрам выходят не по одному, а большими группами, как диктуют законы фен шуй. Эта оздоровительная гимнастика «цигун». Таким образом, энергия «ци» аккумулируется в китайской стране. А что остаётся бедным европейцам? Нельзя ли хоть чуть-чуть и себе достать этой замечательной энергии? Нет ничего проще. Надо оформить свое жилище так, чтобы потоки могущественной Энергии «ци» хлынули и в их в дом, то есть создать истинно китайский стиль оформления жилищ в интерьере.

Европейцы начали «бредить» Китаем после путешествий Марко Поло. Уже тогда, во времена Средневековья, в Поднебесной существовали интерьерные традиции. Дом для китайца был не просто крышей над головой и набором необходимых предметов, а вещественным отражением его отношения к миру и жизни…

История: от рококо до авангарда

Острый интерес к китайскому быту захлестнул Европу в конце XVII века, когда пресыщенная знать открыла для себя фарфор, привозимый первыми купцами. Тончайшая посуда была не только необычной на вид, но и гигиеничной, ведь фарфоровую чашку, в отличие от серебряной, достаточно было ополоснуть.
Пристрастие к фарфору повлекло за собой увлечение всем, что напоминало о далекой, манящей стране. Так появился шинуазри – китайское .
Аристократы приказывали зодчим проектировать беседки в виде пагод, а покои украшались шелковыми ширмами, веерами и вазами.
Впрочем, о Китае в те годы знали очень мало, поэтому стиль носил поверхностный характер – с немалым налетом фантазии.

Вторая волна моды на китайский интерьер накрыла Европу в начале XX века и… держится до сих пор. Культура Поднебесной стала более открытой, теперь, обставляя дом на китайский манер, его хозяин не ограничивается декором, а соблюдает правила фэншуй, чтит китайские обычаи. Тем самым он привносит в жилище не только экзотический колорит, но и микроклимат.

Концептуальные особенности китайского стиля в интерьере

Простота и выразительность – первое, с чем ассоциируется китайское жилище.

Ему присущи:

  • негромоздкая, низкая мебель;
  • применение интарсии – деревянной инкрустации, которой украшают поверхности
  • комодов и шифоньеров;
  • наличие раздвижных ширм-перегородок
  • продуманность и сдержанность в выборе аксессуаров.

Придерживаясь этих критериев, китайскую обитель нетрудно создать в любом уголке планеты.

Отделка: господство дерева

К которым относится китайский, «не любят» ультрасовременных материалов и технологий.
Стены квартиры в китайском стиле покрывают либо бамбуковыми, либо тканевыми шпалерами.
Не запрещаются бумажные обои, придуманные некогда в Китае; возможна и роспись на штукатурке: цветущие ветки, горные ландшафты, диковинные птицы.

Каждый из рисунков – символ, привлекающий в дом определенную энергию, поэтому к узорам нужно отнестись серьезно.
Если комната небольшая, одну из стен уместно покрыть деревянными панелями темного цвета, это визуально увеличит помещение, придаст ему чеканности, картинности.

На полы, если вариант с бамбуковым паркетом, увы, недосягаем, подойдут как крупная плитка, так и древесина с насыщенной текстурой.

Самое сложное в отделке китайского дома – пожалуй, потолки. Они обычно многоуровневые, что создает иллюзию небес над головой. Для этого используют прямоугольные, украшенные резьбой конструкции из дерева, которые оснащены подсветкой и контрастируют со стенами.

Цветовое решение: ярко и смело

Китайцы верят, что красный цвет привлекает удачу. Редко какой дом обходится без фрагментов киноварного оттенка: это может быть стена, обивка, ковер на полу. А самая популярная цветовая триада – сочетание красного, черного и золотого.
Основной тон, а в современном китайском жилище это может быть не только красный, но коричневый, бордовый, даже зеленый, часто разбавляют желтыми акцентами.


Солнечный цвет в Поднебесной символизирует благородство и широко использовался при оформлении дворцов.

Стилевая мебель

Безусловно, она деревянная. В приоритете:
маньчжурский орех;
▫ дуб;
▫ сандаловое;
▫ красное дерево;
▫ бамбук;
▫ ротанг.
Часто можно увидеть и предметы из фанеры, покрытой алой краской, расписанной иероглифами и типичным орнаментом.
Китайская мебель на вид немассивная и ниже европейской. Приземистость – характерная черта шкафов-стеллажей, этажерок, лежаков и кресел.

В богатых гостиных мебель, большей частью, лакированная, с ажурной фанерной интарсией, со вставками из перламутра, черепахового панциря, благородной древесины.


Обстановка квартиры в китайском стиле – воплощение достоинства: все предметы изящны, функциональны, но их немного. Низкий диван, бамбуковое кресло, столик для чая круглой или овальной формы порой составляют весь ансамбль главной комнаты.
Излишне добавлять, что меблировка китайского дома осуществляется согласно принципам фэншуй: одни предметы располагаются попарно, другие симметрично.

Аксессуары: сказочное богатство

Интерьер в китайском стиле не перегружен безделушками. Однако выбор их огромен. Это, например:

  • вазы, статуэтки, посуда из фарфора;
  • коврики, веера, салфетки из бамбука;
  • фигурки, куклы, чашечки из керамики;
  • живые хризантемы и пионы в вазах, мини-деревья бонсай.

Кроме рациональной, декоративную роль играет и ширма: она может быть расписана пейзажами или же украшена картиной.


Эффектным, завершающим аккордом обстановки станут пара бронзовых колокольчиков, бумажные фонарики и ароматические палочки.
Украшение комнаты в китайской стилистике требует не только безупречного вкуса, но еще и знаний. Ведь каждая деталь – цветок лотоса или фигурка дракона – исполнена тайного смысла.

Освещение: естественно и лаконично

В Китае не принято занавешивать окна. Их прикрывают раздвижными матовыми экранами или резными, в характерный квадратик решетками. Впрочем, сегодня для защиты окон можно применять рулонные шторы или бамбуковые ролеты.
Лампы тоже редко оснащают колпаками и плафонами. Однако не редкость – торшер под абажуром из тонкой рисовой бумаги. Центр гостиной, спальной, столовой часто украшают люстрой в китайском стиле.



Интерьер в китайском стиле — фото







Интерьер спальни в китайском стиле

Еще фото:

Все те, кто побывал в Китае и участвовал в различных экскурсиях по этой стране, на простой вопрос о том, как называются китайские дома, вряд ли смогут дать однозначный ответ. Причина в том, что в Поднебесной, как в многонациональном государстве, существуют различные виды сооружений. Они созданы в соответствии со строительными традициями того или иного народа, живущего в Китае. Каждый из этих типов зовется по-особенному. Это в основном зависит от того материала, из которого строятся эти жилища, или от местности, на которой они расположены. Например, некоторые названия домов переводятся как "глиняные", "деревянные", "бамбуковые", "камнетесные", "земляные" и т. д.

Как называются китайские дома?

1. “Пекинский дворик”. Это жилище является наиболее популярным видом китайского дома. Оно состоит сразу из нескольких объединенных построек, которые образуют прямоугольник. Фасад каждого из них смотрит внутрь двора. Пекинский дворик предназначен для проживания сразу нескольких поколений одного рода. Чаще всего он состоит из четырех сооружений. Этот жилой комплекс по-китайски произносятся как "сыхэюань", то есть Как называется каждое из четырех помещений - неизвестно. Во всех источниках они рассматриваются под общим названием "дворик". В большом и главном помещении живет старшее поколение. Эта постройка стоит на северной стороне, а фасад ее смотрит на юг. В боковых домах располагается молодежь. По системе сыхэюань часто строились усадьбы. Замкнутая прямоугольная постройка располагалась в центре, а вокруг нее находились хозяйственные и технические помещения.

2. Фанза. Именно так звучит на китайском название китайского дома с кирпичными или саманными стенами. Это сооружение, как правило, бывает одноэтажным и имеет двускатную соломенную или Оно имеет прямоугольную форму и состоит из двух, максимум трех комнат. Такие жилища строились в Китае примерно в VII-X веках.

3. Тулоу . Как называются китайские дома крепостного типа из глины, наверняка знает каждый. Тулоу были распространены в и Фудзянь. Они имеют либо квадратную, либо круглую форму. Эти замкнутые сооружения имеют вид
крепости. Они строились таким образом, чтобы в них можно было защититься от внешних врагов. Круглые тулоу имели в диаметре 70 и более метров. Толщина их гладких стен достигала двух метров. Вместо окон были вырублены небольшие узкие бойницы.

4. Яодун. Так называются фермерские пещеры, которые вырыты в небольших холмах. У них стены, потолок и пол сделаны из утрамбованной земли. То есть для строительства этих домов хозяевам нужно было только приладить дверь и сделать небольшие оконные проемы. Такие землянки были удобны как в плане экономии, так и с точки зрения комфортной температуры, поскольку летом в этих домах-пещерах было прохладно, а зимой - тепло. Для их строительства нужен был минимум строительных материалов. Потолок в этом жилище, естественно, был дугообразным, поскольку он располагался под самой верхушкой холма.

5. Свайные сооружения на воде или на склонах гор вспомнит каждый при упоминании китайской деревеньки, однако не все смогут точно вспомнить, как называются китайские дома данного типа. Дяо цзяо лоу - вот какое у них сложнопроизносимое имя. Они зачастую строились на юге страны.

6. И кэ инь . Еще один вид восточного дома в виде китайской печати. Их в основном можно было встретить в провинции Юньнань.

Китайский домик (Chinese House) в России от АСБ Карлсон & К .

Олег Карлсон построил в Подмосковье три деревянных дома с похожими планировками, основанными на общем модуле. Несмотря на подобие планов и сходство размеров дома очень разные – можно даже сказать, что каждый из них представляет собой одну эпоху в истории архитектуры.

Третий дом был построен еще позднее в парке «усадьбы Модерн». Это «китайский домик» для дочери хозяев. Здесь центрическая тема плана разыграна полностью: пять квадратов складываются на плане в равноконечный крест, в центре устроена высокая двусветная гостиная с открытым очагом посередине. Хорошее место, чтобы посидеть у костра, но под крышей (вспоминаем дом в Хлюпине, там было похожее решение, место посидеть на террасе, но под стеклом). Дом получается выстроенным вокруг очага – тема классическая до архетипичного. Надо, правда оговориться, что гостиная несколько шире центрального квадрата, т.е. схема плана не слишком жестко влияет на объем.

То, что это китайский дом, угадывается с первого взгляда: яркий, окруженный балконами с ажурными деревянными сетками, с загнутой на углах массивной кровлей; в окружении красных китайских мостика, ворот и беседки (у всех трех есть аутентичные прототипы) – дом издалека можно с легкостью опознать как «китайский». Однако стилизация «под Китай» в данном случае тоже не стремится к буквализму: сам автор признается, что специфические китайские консоли воспроизводить не стали, сделали похожие. Скорее, мы здесь имеем дело с разновидностью «шинуазри», или «китайщины». Увлечение восточными мотивами расцвело в Европе в XVIII веке, и в России конца этого столетия оно тоже было модным. В китайском стиле оформляли интерьеры, строили парковые павильоны – а в конце XIX века на Мясницкой архитектор Роман Клейн (тот самый, который построил ГМИИ им. Пушкина) построил чайный магазин с очень китайским фасадом. Китайский домик в усадьбе Модерн, построенный Олегом Карлсоном – типичное усадебное шинуазри, яркое, узнаваемое, но намеренно неточное в деталях – в конце концов, это «парковая затея», а не ученый трактат. Поэтому он особенно уместен в «усадьбе»: наличие китайского домика делает ее парк завершенным.








Название: Китайский домик (Chinese House)
Расположение: Жуковка, Московская область, Россия
Архитектура: Олег Карлсон, Александр Куликов, Алексей Карлсон, Марат Лукманов, АСБ Карлсон & К
Проектирование: 2003-2009
Строительство: 2003-2009
Общая площадь: 200 м2
В том числе площадь 1 этажа: 111,0 м2
Площадь 2 этажа: 89,0 м2
Текст: Юлия Тарабарина