Высокодекоративная художественная отделка сграффито для интерьера и фасада. Штукатурка сграффито - техника выполнения


Многоцветные штукатурки получают последовательным нанесением друг на друга тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать, выцарапывать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис. 158).


Многоцветная штукатурка «сграффито» проста по выполнению, не требует сложных инструментов.
Растворы для штукатурок «сграффито». Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора и его состав может быть различный. Составы растворов для многоцветных штукатурок следующие (в объемных частях):

Растворы для многоцветных штукатурок

Белый


Песок белый.................. 3

Желтый



Охра..................................0,2

Красный

Известковое тесто............... 1
Песок белый................. 3
Мумия......................................0,4

Синий

Известковое тесто............... 1
Песок белый....................................3
Ультрамарин..................................0,3

Коричневый

Известковое тесто............... 1
Портландцемент........... ..... 3
Песок белый....................................3,5
Охра золотистая. . ..........................0,3
Умбра..........................................0,1

Розовый

Известковое тесто................ 1
Песок белый....................................2,5
Кирпич молотый................................0,3

В этих растворах количество пигмента определяется цветом и тоном раствора.
Подготовка поверхностей. Многоцветные штукатурки выполняют в небольших количествах и стоимость их довольно высока. Кроме того, эти штукатурки трудно поддаются ремонту. Чтобы получить долговечные штукатурки, не требующие ремонта, следует не только хорошо приготовить раствор и правильно нанести, но и очень хорошо подготовить поверхность. Подготовка включает тщательную очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.
После подготовки производят провешивание, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Грунт наносят из того же раствора, который приготовляется под декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают.
Нанесение цветных слоев. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой. Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных цветных слоев.
Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола. Намазывать раствор можно также непосредственно с сокола или полутерком.
Каждый нанесенный слой раствора тщательно разравнивают и одновременно хорошо уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка. Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм , так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм , последующие слои - третий, четвертый и т. д.- могут быть такой же толщины.
Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм . Раствор обычно наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.
Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и гладко разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет - третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, обязательно хорошо затирают, даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.
Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего хорошо загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти.
Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его следует хорошо смочить водой и только после впитывания им воды наносить последующие слои.
Инструменты и приспособления. Для нацарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 159). Одни резцы применяются для подрезания раствора, другие для его выбирания, третьи для зачистки и т. д.

Устройство трафарета и нанесение припороха. Трафарет и тампон для нанесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.
Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу, обычным рисованием по клеточкам, увеличивая или уменьшая размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм , кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и хорошо просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.
Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой, просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента или мела выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.
Изготовленный трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, от чего получается рисунок - припорох в виде точек (рис. 160). Затем трафарет переносят на другое место, где повторяется та же операция.

Выцарапывание. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения. На пересохшей штукатурке почти невозможно выцарапывание, потому что раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное выше время.
Для этого поверхности разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.
К полученным контурам рисунка - припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60° (рис. 161).

После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет. Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями; листья - темно-зеленые, желуди - желтые, а чашечки, в которых находятся жёлуди,- светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуются четыре слоя: нижний, темно-зеленый - для листьев, второй, желтый,- для желудей, третий, светло-зеленый,- для чашечек, четвертый, синий,- поле, на котором расположен орнамент.
При выполнении рисунка чашечки приходится прорезать неглубокую бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняется рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при выполнении рисунка листьев. Выполнять можно в любой последовательности, т. е. начинать или с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого рисунка.
Срезают и соскабливают раствор осторожно, так чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.
При мелкорельефной цветной штукатурке «сграффито» на нижний подкладочный слой наносят не толстый, штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
Работа по выцарапыванию выполняется звеньями из 4-5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.
Выполнение «сграффито» по шаблонам. Этот способ называется имитацией. Выполненные по этому способу рисунки могут быть выпуклыми и углубленными - вдавленными. Для выполнения рисунка такой формы изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, они могут изготовляться из картона, жести, фанеры.
С помощью шаблонов можно получить любой рисунок. Отделка по этому способу производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Так как для выполнения выпуклого, вдавленного, углубленного рисунка нужны шаблоны, отличающиеся от описанных выше, то рассмотрим технику их изготовления на конкретном примере.
Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для изготовления шаблонов на куске фанеры вычерчиваем звезду в середине с серпом и молотом. Затем пилой-лобзиком выпиливаем звезду и в середине серп и молот.
После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды - форма и лекало в виде звезды. В лекале звезды выпиливаем изображение серпа и молота, просвет от которых будет тоже формой, а оставшаяся фанерная часть - лекалом серпа и молота.
Таким образом получим две формы и два лекала (рис. 162). Форма будет применяться для выполнения выпуклого рисунка, а лекало - углубленного. Так как один шаблон, т. е. лекало или форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).



форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).
Чтобы во время работы форма и лекало легко вынимались и не делали рваными кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки форм и лекал надо срезать на фаску (или на лоск), а шероховатости зачистить. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибить ручки.
Изготовив формы и лекало, можно приступить к выполнению рисунка. Для выполнения указанного рисунка нужно приготовить сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого. Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом (рис. 164).
Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т. е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона. На выполненный пятиугольник устанавливают форму звезды так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду (рис. 165).


К звезде прикладывают форму серпа и молота так, чтобы серп н молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон формы снимают, и форма оставляет серп и молот (рис. 166).


Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Выполняют рисунок следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают (рис. 167). После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.

Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают, и получается красная звезда с золотым серпом и молотом (рис. 168).


На звезду устанавливают лекало пятиугольника так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность (рис. 169). После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 170).


При намазывании раствора вокруг каждого лекала его следует наносить на площадь несколько большую, чем она занимает. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется смазывать какой-либо смазкой.
Имитацию такого «сграффито» можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора совершенно не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.
Имитацию «сграффито» обычно выполняют два человека - штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.
Выполнение «сграффито» по трафарету. С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.
Для изготовления трафаретов берут плотный картон толщиной в 1 мм . На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску, берут нож с острым концом и вырезают рисунок. Вырезать следует так, чтобы форма не отделялась от лекала, для чего между ними оставляют мостики, которые соединяют между собой узоры. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет.
После изготовления трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. После каждого дня работы или перед обеденным перерывом трафареты следует класть под груз и выпрямлять, а также просушивать.
Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.
Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения «сграффито» путем выцарапывания, но только он должен быть менее густой.
До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав возможность воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой раствора полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. Затем на только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Чтобы трафарет был на одной прямой, по раствору следует пробить намеленным шнуром линии.
Набивать рисунок по трафарету лучше всего вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, а другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти необходимо перемешивать, а смоченную кисть отжимать с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Кистью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя тем самым вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.
Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора следует наносить отдельной кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под местами мостиков могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.
Если набивается многоцветное «сграффито» с применением нескольких трафаретов, трафареты следует накладывать так, чтобы рисунки совпадали один с другим. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафарета во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями. При набивке рисунка по трафарету следует помнить следующее правило. Нельзя производить набивку рисунка способом закрашивания, что приводит к затеканию раствора под трафарет. Если появляются затеки раствора, их следует счистить отрезовкой или ножом.
После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, это подчеркивает резкость рисунков.
Набивкой можно получить красивый рисунок, ничем не отличающийся от рисунка, выполненного способом выцарапывания.
Техника безопасности. При подготовке поверхностей, т. е. очистке, насечке, выборке швов, следует работать в защитных очках или респираторах и рукавицах.
Все инструменты должны быть насажены на прочные, гладкие ручки и хорошо заклинены.
Работая с кислотами, необходимо соблюдать следующие правила. Кислоту переносят только вдвоем и хранят в соответствующем месте. Приготовляя раствор, кислоту следует лить в воду малыми порциями и все перемешивать. Работать надо в резиновых перчатках и респираторах.

Изделия из керамики Дорошенко Татьяна Николаевна

Техника «сграффито»

Техника «сграффито»

При использовании техники «сграффито» изделие полностью покрывают ангобом или наносят его широкой полосой. После подсыхания легко нанесите карандашом какой-нибудь орнамент или рисунок, а затем по этим линиям процарапайте ангоб до основы черепка вязальной спицей. Это и будет сграффито (рис. 69).

Из книги Ванная и санузел автора Сухинина Наталья Михайловна

Бытовая техника Домашние электроприборы не зря носят такое название. Это именно приборы, которые требуют к себе бережного и технически грамотного отношения. Их надо оберегать от влаги, поскольку наличие на приборе воды может привести и к несчастному случаю, и к выходу

Из книги Вся поплавочная снасть автора Балачевцев Максим

Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Техника слепой печати Такая печать выполняется с помощью штампов. Существует 2 способа штамповки кожи: горячий и холодный. Для горячей штамповки необходимо нагреть штамп с деревянной ручкой до такой степени, чтобы при попадании на него капли воды происходило шипение.

Из книги Внутренняя отделка. Современные материалы и технологии автора

Техника покраски При окрашивании потолков и стен обратите внимание на направление падающего из окна света. Если вы будете производить покраску кистью, предпоследний слой краски обязательно нанесите против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе после

Из книги Вышитые пейзажи. Цветы и деревья, вышитые крестиком автора Ращупкина С. Ю.

Техника вышивания А теперь ознакомимся с техникой вышивания:1) если вы делаете стежки сверху вниз, то 1-й ряд следует выполнять в направлении справа налево;2) затем нужно выполнить 2-й ряд стежков слева направо (завершая таким образом стежки, выполненные ранее);3) если вы

Из книги Сварочные работы. Практический справочник автора Серикова Галина Алексеевна

Техника газовой сварки Газовая сварка – способ универсальный, но при ее выполнении необходимо помнить, что нагреванию подвергается достаточно большой участок вокруг сварного соединения. Поэтому нельзя исключить возникновение коробления и развитие внутренних

Из книги Практичная мебель для летней дачи автора Серикова Галина Алексеевна

Техника «декупаж» Почти на каждой даче найдется такая мебель, которая уже давно сослужила свою службу, но выбросить ее жалко. Мало кто знает, что таким предметам можно дать вторую жизнь и сделать их яркими и необычными. В этом вам поможет техника «декупаж».Дизайн старой

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Техника склеивания Столярные изделия должны изготовляться из древесины с влажностью не выше 12 %. При повышенной влажности качество склейки снижается и клей может загнивать в изделиях.Намазав склеиваемые части изделия клеем, им дают простоять примерно три минуты, чтобы

Из книги Современный квартирный сантехник, строитель и электрик автора Кашкаров Андрей Петрович

Техника строгания При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой древесины, очень важно определить направление волокон, чтобы древесина не задиралась. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Техника «резерваж» Резерваж – способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазурованием. В пчелиный воск добавляют скипидар и нагревают до растворения. С помощью кисточки накладывают состав на места, не

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Техника шпаклевания Берут немного шпаклевки на шпатель и наносят ее на поверхность стены мазками средней толщины, затем нажимают на лезвие шпателя чуть сильнее и разравнивают шпаклевочный слой движениями по вертикали.Шпаклевку разравнивают до получения очень тонкого

Из книги Справочник мастера столярно-плотничных работ автора Серикова Галина Алексеевна

Техника покраски При окрашивании потолков и стен обращают внимание на направление света, падающего из окна. Если покраска производится кистью, предпоследний слой краски обязательно наносят против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе, после

Из книги автора

Техника безопасности Каждый профессиональный электрик, перед тем как переходить непосредственно к практике, сдает специальный экзамен по технике безопасности. В этот экзамен входят вопросы по эксплуатации электроустановок и способам работы с ними, которые были бы

Из книги автора

Из книги автора

Техника безопасности Ручными столярными и плотничными инструментами надо уметь владеть, но в том случае, когда нужно не только хорошо, но и быстро выполнить работу, необходимо воспользоваться электрическим инструментом, который в 5–10 раз производительнее. Но перед этим

Многоцветная рельефная декоративная штукатурка сграффито предназначена для нанесения на поверхность сложного орнамента или яркого рисунка, который бывает двух типов: заглубленный и набивной. Рисунки первого типа получают путем выцарапывания штукатурки, второго - приемом малярной отделки.

Выполнение штукатурки сграффито способом выборки раствора

Переводить рисунки на оштукатуриваемую поверхность лучше всего при помощи трафаретов из картона или плотной бумаги и марлевого тампона, которые легко сделать в домашних условиях.

Тампон готовят следующим образом: марлевый лоскут складывают в несколько слоев, чтобы получился квадрат, и в центр его насыпают пигмент. Углы квадрата соединяют и завязывают. Рекомендуется выбирать для работы пигмент, контрастный цвету накрывочного слоя штукатурки. Рисунок для трафарета переносят на картон при помощи кальки, а если возникнет желание, можно создать на трафарете и собственное «произведение искусства». По контуру готового рисунка штопальной иглой прокалывают сквозные отверстия. Чтобы трафарет не пострадал от воздействия влаги, содержащейся в растворах штукатурки, его пропитывают олифой, сушат и кладут под груз между фанерными листами.

Но, прежде чем наносить рисунок, поверхность необходимо подготовить . Для этого огрунтованную выдержанную поверхность увлажняют и оставляют на некоторое время, дав возможность воде впитаться. После этого можно приступать к нанесению накрывки. Необходимо сказать, что накрывка штукатурки сграффито имеет несколько слоев из растворов разного цвета. Толщина первого слоя, который располагается непосредственно на огрунтованной поверхности, составляет 7-8 мм, у остальных она колеблется от 2 до 5 мм. Каждый слой наносится с сокола или намазывается штукатурной лопаткой, затем разравнивается полутерком и уплотняется. Последний слой затирается теркой или заглаживается мастерком.

Более прочная штукатурка получается в том случае, когда максимальное число накрывочных слоев соответствует 5. При необходимости остальные слои наносят кистью, методом фресковой живописи - известковой краской или жидким раствором осуществляют роспись по сырой штукатурке. Толщина каждого выполненного кистью слоя не должна превышать 1 мм. Между наложением каждого слоя накрывки должно пройти 15-30 минут. За это время раствор только немного схватится, но не затвердеет окончательно.

При оштукатуривании способом сграффито поверхность делят на захватки, размер которых определяется опытным путем: на участок размером, например, 1 х 1 м наносится штукатурный раствор, засекается время и начинается процесс оштукатуривания. Зная временные затраты на обработку одного квадратного метра поверхности, легко определить размер захватки на 5-6 часов работы. В течение этого времени раствор остается подвижным и пластичным, т. е. пригодным для обработки.

Завершив подготовительные работы, на оштукатуриваемую поверхность переводят рисунок: накладывают трафарет и по всему контуру рисунка простукивают тампоном с мелом или цветным пигментом. Проходя через наколотые сквозные отверстия, мел или пигмент переносят рисунок трафарета на штукатурку. Заполнив одну захватку рисунками или частью большой картинки, переходят к следующему этапу работы. Тонким резцом делают бороздку по контуру рисунка, а внутри него скоблилками удаляют раствор. В случае необходимости поверхность рисунка обрабатывают жидким раствором.

Способом выборки раствора можно выполнить любой рисунок, например, растительный орнамент, состоящий из веточек земляники с ягодами и цветками. Для нанесения такого рисунка используется пять разноцветных слоев штукатурки. Их наносят в такой последовательности: нижний, толщиной 7-8 мм - зеленого цвета - предназначен для листьев, стеблей и плодоножек ягод; затем идет слой красного цвета - для ягод (2-5 мм); белого - для лепестков цветков (2-5 мм); лимонного (фоновый, толщина которого 2-3 мм) и желтого - для выполнения серединок цветков. Последний слой наносят методом фресковой живописи после выцарапывания всего рисунка.

Трафареты располагают на поверхности в один ряд на произвольном расстоянии друг от друга. Затем резцом делают контур орнамента: зеленые фрагменты рисунка проявляются после прорезания штукатурного слоя на глубину 8-14 мм, ягоды располагаются на глубине 5-9 мм, лепестки цветков - 4-5 мм. Прорисовав контуры всего рисунка, скоблилками удаляют с него лишний раствор. Последний этап работы - очищение обработанной поверхности мягкой щеткой или кистью. Важно помнить, что при нанесении штукатурки сграффито способом выборки раствора любое неточное движение может испортить весь рисунок.

Нанесение штукатурки сграффито способом набивки

Малярная отделка позволяет получить на штукатурке набивной рисунок. Этот способ также предполагает использование трафаретов . На лист плотного картона переносят контуры рисунка и вырезают его, оставляя поддерживающие узоры перемычки.

Каждому цвету в многоцветном рисунке соответствует свой трафарет. Перед началом работы их олифят, просушивают и кладут под груз для распрямления. Затем ту сторону трафарета, которая будет прикладываться к оштукатуриваемой поверхности, обрабатывают керосиново-стеариновой смазкой.

Далее на огрунтованную увлажненную поверхность наносят накрывочный слой фонового цвета , разравнивают его, затирают и после того, как раствор начнет схватываться (примерно через 20-30 минут), переходят к набивке рисунка. Трафарет прикладывают к стене или потолку, кисть смачивают в растворе нужного цвета, а затем выполняют торцующие удары по вырезанным отверстиям. Заполняя их, раствор образует набивной рисунок .

В ходе работы трафарет перемещают по обозначенным мелованным шнуром линиям. Чтобы раствор не расслаивался, его периодически перемешивают. Для получения четкого и качественного рисунка смоченную кисть слегка отжимают о край штукатурного ящика. С этой же целью рисунок на трафарете набивают, а не закрашивают. Если после набивки всего рисунка под трафаретом остаются незакрашенные места, в ход идет маленькая кисточка, которой и наносится цветной раствор.

Отрезовкой (если рисунок крупный) или ножом (если рисунок мелкий) удаляют затекший под трафарет раствор. Причем делают это сразу же, пока рисунок не успел затвердеть. Закончив отделку раствором одного цвета, работу приостанавливают до тех пор, пока раствор не схватится. Кисть в это время готовят для дальнейшей работы - тщательно промывают и сушат. В конце работы поверхность обметают кистью или мягкой щеткой.

Способом малярной отделки можно нанести на поверхность любой набивной орнамент, который послужит украшением для всякого помещения. Например, можно оформить стену «под цветущий луг» : на светло-зеленом фоне располагаются розовые и голубые цветы с темно-зелеными листьями. Готовят три трафарета - для голубых, розовых цветов и для листьев. Светло-зеленым (фоновым) цветом выполняется накрывка.

Для изготовления трафаретов используют кальку, размер которой соответствует размеру захватки. На нее наносят полноцветный фрагмент рисунка. На лист картона переводят голубые цветы и острым ножом вырезают их, то же самое проделывают с остальными элементами рисунка. Только переводят их на другие картонные листы.

Примерно через 20-30 минут после затирки раствора накрывочного слоя на поверхность по отбитым линиям устанавливают трафарет и кистью выполняют набивку голубых цветов. После того, как рисунок подсохнет, по этим же линиям размещают следующий трафарет и приступают к набивке розовых цветов. Последний фрагмент рисунка - темно-зеленые листья - наносят жидким раствором после высыхания предыдущего цветного слоя.

Последний этап набивки такого рисунка - его корректировка: тонкой кисточкой наносят раствор подходящего цвета на незакрашенные промежутки и удаляют ножом затекший под трафарет раствор.

Сам термин с итальянского означает «процарапанный» и представляет собой особую технику декорирования наружных и внутренних стен зданий, известную еще со времен средневековья.

Сграффито является , которая состоит из нескольких слоев разноцветных накрывочных слоев, нанесенных поверх грунта, с процарапанным рельефным рисунком. По определению – это направление в монументально - декоративной живописи.

Благодаря своим высоким художественным свойствам и довольно приемлемым техническим характеристикам современных материалов, сграффито не выходит из моды. Спрос на украшение сложным орнаментом архитектурных элементов возрастает, и специалисты, подвизавшиеся в этом направлении, чувствуют себя весьма комфортно. К слову, стоимость сграффито зависит от количества накрывочных слоев, рисунка, качества проработки деталей и стартует от 125 у.е. за кв.м.


В чем, собственно, состоит техника сграффито? В принципе, освоить ее может каждый, проявив терпение и аккуратность. Основное требование к качеству штукатурки. Для ее приготовления используется известковое тесто, чистый кварцевый песок, цемент. Еще понадобятся красящие пигменты для окрашивания штукатурки. Чтобы изготовить штукатурку, имитирующую природный камень, понадобится портландцемент, крошка мрамора, гранита или керамики фракции 3-5 мм.

Для придания цвета декоративной штукатурки «под камень» используют охру, железный сурик, цветной цемент и другие светостойкие и щелочеустойчивые пигменты.

Различают два способа нанесения сграффито.


Для выполнении сграффито способом выборки раствора потребуется изготовить трафарет. Шилом или достаточно толстой швейной иглой в картоне делаем отверстия. Поверхность перед нанесением сграффито подготавливаем, смачиваем ее водой. Когда воды впитается, наносим грунт, насекаем его, выдерживаем. После этого его вновь надо увлажнить и нанести на него необходимое количество накрывочных слоев штукатурки.

Все слои должны быть разглажены и уплотнены. Для лучшей прочности граффито оптимально нанесение не менее 5 слоев. Первый накрывочный слой делают толще последующих, обычно 5 мм, а последующие слои толщиной 1-2 мм. Далее необходимо выждать время от 2 до 4 часов, затем наложить трафарет и простучать его марлевым тампоном с мелом.

Теперь непосредственно приступаем к выполнению сграффито, вырезая фрагменты рисунка на глубину накрывочного слоя необходимой окраски. Начинать вырезать надо с самого нижнего слоя. Для этой ответственной операции понадобятся соответствующие инструменты - ножи, скальпели, набор резцов. Пересохший раствор режется плохо, поэтому важно выполнить сграффито до высыхания штукатурки. Затем поверхность обметают щеткой.


Можно выполнить сграффито путем набивки рисунка. Орнамент уже не вырезают, а последовательно набивают на стене разноцветными накрывочными слоями. Понадобятся изготовить для каждого из элементов рисунка различных цветов . Элементы рисунка на трафаретах вырезают полностью, оставляя необходимое количество перемычек.

Итак, выравниваем и затираем верхний слой штукатурки. Он начнет схватываться, тогда прикладываем трафарет и кистью торцовыми ударами набиваем раствор нужного цвета. Как подсохнет этот слой, поверх него набиваем следующий элемент. Требуется аккуратность, чтобы не выйти за пределы трафарета. Штукатурку, расплывшуюся за края, немедленно удаляют ножом пока она схватится. Тонкой кистью поправляют не закрашенные части рисунка.

Ухаживая за сграффито, достаточно периодически чистить поверхность щетинной щеткой. Если предстоит ремонт сграффито, то следует обновить целиком поврежденный элемент орнамента.


Декоративными штукатурками отделывают фасады и интерьеры зданий. Отделанная декоративной штукатуркой поверхность не требует последующей окраски. В современном строительстве чаще всего применяют штукатурку сграффито, тонкослойную синтетическую, декоративную штукатурку с каменной крошкой и тонкослойную на основе цементно-коллоидного клея. Декоративная штукатурка от обычной отличается составом накрывочных растворов, методом их нанесения и обработки.

Штукатуркой сграффито в основном отделывают фасады зданий, архитектурные элементы. Сграффито – цветная декоративная штукатурка, в которую входят грунт и два или более накрывочных цветных слоев с процарапанным силуэтным рисунком. Штукатурку сграффито приготовляют из тех же материалов, что и обычную цветную известково-песчаную штукатурку, но с более высоким качеством. Главными компонентами штукатурки сграффито являются известковое тесто, кварцевый песок в чистом виде, пигменты, цемент (в качестве добавки в количестве десяти-пятнадцати процентов от объема теста из извести). Сграффито выполняют не только процарапыванием верхних штукатурных слоев, но и нанесением пластичного раствора штукатурки по шаблонам-трафаретам.

Штукатуркой сграффито оштукатуривают следующим образом. Сначала поверхность подготавливают, затем на нее наносят грунт, раствор для грунта берут из того же раствора, приготовленного для оштукатуривания всей площади поверхности. Слой грунта нацарапывают, после перед тем как нанести накрывочные слои его выдерживают, а потом смачивают водой. Слой накрывки намазывают или набрасывают. Чтобы не образовывались пустоты, каждый нанесенный растворный слой тщательно разравнивают и уплотняют. Накрывочный слой штукатурки стены внутри обрабатываемого помещения или всего здания и верхний отделочный цветной слой штукатурки сграффито должны располагаться в одной плоскости. Толщина первого цветного слоя, наносимого на грунт, должна быть не меньше пяти миллиметров. Последующие слои можно делать толщиной в один-два миллиметра, их иногда наносят кистью, не используя полутерки.

При нанесении кистью поверхность окрашивают жидким раствором с мукой из мрамора. После того как цветные накрывочные слои затвердеют примерно через два-четыре часа, приступают к процарапыванию штукатурки граффито инструментами различных форм. Выполнив процарапывание, всю поверхность прочищают щеткой или обметают кистью.

Декоративные штукатурки с каменной крошкой имитируют твердые породы камней. Готовят декоративный раствор непосредственно на рабочем месте из портландцемента , гранитной, мраморной или керамической крошки, имеющего фракцию три-пять миллиметров. На цвет отделки влияют цветовое сочетание дробленого камня и цвет декоративного раствора, используют для этих целей различные пигменты или цветные цементы. Заполнители бывают и со светлыми тонами, например, как, высевка цветного гранита или мрамора. Добавляют в декоративные растворы щелоче- и светостойкие пигменты – окись хрома, охра, сурик железный и др.

Когда устраивают штукатурку, намет выполняют из сложного раствора по маякам или под правило. Декоративная штукатурка создается обрызгом и тщательно выровненным грунтом. Чтобы накрывочный слой лучше сцепливался с грунтом, последний следует нарезать бороздками, пересекающимися друг с другом. Перед тем как нанести декоративный слой подготовительный слой высушивают. Высохший грунт перед нанесением раствора отделочного слоя смачивают водой через краскопультную удочку или из рукава. При отделке фасадов в жаркую солнечную погоду поверхность слоев штукатурки закрывают рогожей или влажными мешками. Нанесение цветного слоя штукатурки производят непрерывно в пределах, ограниченных элементами архитектуры. Отделанную поверхность спустя сутки промывают рассеянной водяной струей до стекания чистой воды, не имеющей примесь цементного молока. Промывка удаляет цементную пыль и образует чистую поверхность, на которой резко выражена фактура крошки.