Как отвечать на требования о пояснениях по ндс. Электронный формат для дачи пояснений по ндс Кто сдает пояснения по НДС в электронном формате


Налогоплательщики НДС представляют декларацию по этому налогу в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если от налоговой получено требование о представлении документов (информации), исполнить его необходимо в течение 5 рабочих дней со дня получения такого требования или в этот же срок сообщить налоговой инспекции об отсутствии запрошенных документов или информации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Причем с 01.01.2017 пояснения налогоплательщик должен представлять только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ , Приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). При этом электронный ответ на требование по НДС, содержащий пояснения к НДС-декларации, должен быть только формализованным. В неформализованном виде можно отправить лишь дополнительную информацию к уже сданным формализованным пояснениям, если налоговый орган или налогоплательщик сочтут их представление необходимым.

Какой ответ на требование ФНС считается формализованным

Формализованным ответом на требование ФНС считается ответ, содержащий документы в формате XML. В этом формате документы можно сформировать, например, при использовании бухгалтерской программы.

Перечень документов, которые могут быть предоставлены в налоговую инспекцию в формате xml-файла, следующий (Табл.4.8 к Приказу ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@):

  • счет-фактура;
  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • журнал полученных и выставленных счетов-фактур;
  • дополнительный лист Книги покупок;
  • дополнительный лист Книги продаж;
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • документ о передаче товара при торговых операциях;
  • документ о передаче результатов работ (об оказании услуг);
  • счет-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передачи имущественных прав (документ об оказании услуг), включающий в себя счет-фактуру;
  • корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающий в себя корректировочный счет-фактуру;
  • ответ на требование о представлении пояснений.

Неформализованные документы в дополнение к ответу на требование ФНС

Налоговое ведомство разрешает отправлять в электронном виде документы и в ином формате. Неформализованные документы, прикладываемые к ответу налоговой по НДС, включают в себя документы в виде скан-образов в формате tif, jpg, pdf или pgn.

В виде скана по ТКС можно отправить такие документы (Табл.4.9 к Приказу ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@):

  • счет-фактура;
  • товарно-транспортная накладная;
  • акт приемки-сдачи работ (услуг);
  • грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;
  • добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации;
  • спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • дополнение к договору;
  • договор (соглашение, контракт);
  • корректировочный счет-фактура;
  • отчет НИОКР.

Отправлять в налоговую инспекцию иные документы в виде сканированных копий налогоплательщик не вправе (

Подавая в налоговую инспекцию декларацию по НДС, плательщик налогов должен быть готов к тому, что у проверяющих инспекторов могут возникнуть некоторые вопросы. Поэтому, все плательщики данного налога должны знать, как дать формализованный ответ на требование налоговой по НДС.

Законодательством установлено, что налоговики имеют право по итогам камеральной проверки отчетности по НДС, потребовать пояснение к этой отчетности. Такое право инспектора используют в таких случаях:

  • Не схождение в отчете контрольной информации;
  • В отчете выявлены ошибки;
  • Слишком большие вычеты;
  • Сведения из разной отчетной документации не сходятся.

Получение требования и ответ на него

Налоговики отправляют требование в электронном виде, посредством диспетчера электронного оборота документации. Плательщик налогов должен дать ответ на требование ИФНС по НДС также в электронном формате.

Порядок его действий следующий:

  1. Отправление квитанции. В течение шести дней с того момента, как плательщик налогов получил требование, он должен отправить налоговой службе квитанцию, подтверждающую получение. Если квитанция не будет отправлена вовремя, в течение следующих десяти дней налоговые инспектора имеют право заблокировать банковский счет плательщика налогов.
  2. Проверка претензий налоговой службы. Инспектора прикладывают к своему требованию списки операций, по которым они установили не схождения между своими сведениями и сведениями плательщика налогов. Делается это для того, чтобы плательщик налогов мог увидеть свои ошибки.
  3. Предоставление ответа на требование по НДС. С момента получения от налоговой требования, у плательщика налогов есть пять дней на проверку отчетности, а также на отправку формализованного ответа. В некоторых случаях налоговики могут дать на это больше времени.

Как дать правильный ответ (образец)

Плательщики налогов имеют право составить пояснение к отчетности в произвольном формате. Однако образец ответа на требование по НДС все же существует. Он приведен ниже.

Документ включает в себя несколько таблиц, в которых указываются учетные сведения, реквизиты бумаг и причины несоответствий. Каждая таблица предусмотрена для каждого отдельного случая.

Перед тем, как заполнять табличную часть ответа на требование пояснений по НДС, нужно сформировать вводную записку. В ней должно быть прописано, кем и за какой период отчета дан формализованный ответ. Также, прописывается, на скольких листах представлен ответ.

Коды ошибок

Также, перед составлением ответа нужно понять, что хотят налоговики. Для этого используются специальные коды:

  • 1 – этот код может значить следующее:
    • Налоговая декларация не имеет записи об операции;
    • Плательщик налогов не отчитался по НДС за период отчета;
    • Ошибки, которые были допущены в отчетности, не позволяют распознать счет-фактуру.
  • 2 – имеется несоответствие данных между восьмым и девятым разделом отчетности.
  • 3 – ошибка посредника. Он значит, что в 10 и 11 разделе отчетности имеются несоответствия.
  • 4 – совершена ошибка в каком-либо столбце таблицы. Номер графы с ошибкой указывается в скобках после кода.

После объяснения всех выявленных несоответствий, ответ на требование пояснений по НДС можно отправлять в ИФНС.

С 1 января 2017 года ответ на требование о пояснениях по НДС придется представлять только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается не представленным. Это прямо предусмотрено статьей 88 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ. За непредставление (или несвоевременное представление) пояснений предусмотрен штраф в размере 5000 рублей.

В рамках камеральной налоговой проверки НДС-деклараций инспекция может направить плательщикам требование пояснить какую-либо информацию, отраженную в декларации.

С 1 января 2016 года налогоплательщиков, которые представляют декларации в электронном виде, обязали обеспечить прием требований налоговиков (п.5.1 ст.23 НК РФ). Если этого не сделать, не исключена приостановка операций по счетам в банке (п.3, п.1.1 ст.76 НК РФ). С 1 января 2017 года ответы на требования должны направляться в электронном виде.

Какие требования сейчас актуальны

Cуществует три вида требований о представлении пояснений по НДС, формат которых формализован ФНС (то есть разработан и нормативно закреплен электронный формат документа):
  • по контрольным соотношениям;
  • по расхождениям с контрагентами;
  • о не включенных в книгу продаж сведениях ().
Требования о пояснениях после сдачи НДС-деклараций могут поступить и по другим основаниям, но их формат налоговой службой пока не формализован.

После получения требования у плательщика есть шесть рабочих дней на отправку квитанции о приеме требования, затем еще пять рабочих дней для ответа на требование (не учитываются выходные и государственные праздники).

Рассмотрим детальнее, что следует предпринять, если получено требование.

Пояснения по контрольным соотношениям

Если налоговый орган рассчитает контрольные соотношения в декларации и обнаружит неточности.

Как быстро придет. В течение 1-2 дней после отправки. Теоретически, требование может поступить в течение всех трех месяцев проверки, но на практике налоговые органы справляются с задачей за день-два после отправки деклараций.

В каком формате придет. В виде pdf-файла.

Какую информацию содержит. В требование о пояснениях по контрольным отношениям войдут такие сведения:

  1. Номер контрольного соотношения (например, 1.27).
  2. Формулировка нарушения (например «завышение суммы НДС, подлежащей вычету»).
  3. Ссылка на норму законодательства (НК РФ ст. 171, 172).
  4. Контрольное соотношение (ст.190 р.3 + сумма стр. 030 и 040 р.4 + ст.080 и 090 р.5 + ст.060 р.6 + ст. 090 р.6 + ст. 150 р.6 = ст.190 р. 8 + [ст.190 прил.1 к р.8 — ст.005 прил.1 к р.8] если левая часть равенства > правой).
  5. Данные, отраженные в декларации (1781114.00<=3562595.75).
В ответе на требование налогоплательщик должен указать номер контрольного соотношения, к которому дается пояснение и привести само пояснение в произвольной форме.

Пояснения по расхождениям с контрагентами

В каком случае придет требование. Данные по счетам-фактурам покупателей и продавцов автоматически сверяются в информационной системе налоговой инспекции. Для этого в нее заложены специальные алгоритмы. Если в ходе сверки контрагент не найдется или обнаружатся расхождения в данных (например, в НДС), то ФНС направит компании требование представить пояснения по расхождениям.

Как быстро придет. Как правило, в течение 2 недель после отправки декларации.

В каком формате придет. В формате pdf + xml .

Какую информацию содержит. В требование о предоставлении пояснений по расхождениям включаются список счетов-фактур, по которым найдены расхождения, требующие пояснений, а также коды ошибок. Коды найденных ошибок могут быть такими:

  • 1 — запись об операции отсутствует у контрагента;
  • 2 — несоответствие данных об операциях между книгой покупок и книгой продаж. В частности, между данными раздела 8 (сведения из книги покупок) или приложения 1 к разделу 8 (сведения из дополнительных листов книги покупок) и разделом 9 (сведения из книги продаж) или приложением 1 к разделу 9 (сведения из дополнительных листов книги продаж) декларации налогоплательщика;
  • 3 — несоответствие данных об операциях между разделом 10 (сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур) и разделом 11 (сведения из журнала учета полученных счетов- фактур) декларации налогоплательщика;
  • 4 (a, b) — не исключена ошибка в графах a, b (указывается номер граф, в которых допущены ошибки)
Требование пояснений по расхождениям имеет несколько важных особенностей. Так, в него могут попасть ошибочные счета-фактуры сразу из нескольких разделов декларации по НДС. В рамках камеральной проверки одной декларации может прийти несколько требований данного вида. Наконец, требование о пояснениях в отношении того или иного счета-фактуры одновременно направляется и покупателю, и продавцу.

Что указать в электронном ответе. Чтобы не возникло проблем в дальнейшем, разумно дать пояснение по каждому счету-фактуре, указанному в требовании. А чтобы разобраться, какое именно пояснение дать, необходимо поднять оригиналы счетов-фактур, упомянутые в требовании. И сверить данные — от итогов сверки зависят дальнейшие действия:

  • данные оказались верными. Подтвердите правильность данных, не помешает приложить скан счета-фактуры или оригинал в электронном формате (хml). Не забудьте включить в опись прилагаемые документы;
  • выявлена ошибка в реквизитах счета-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или других). Внесите правку в ответе на требование (кроме суммы НДС);
  • ошибка в сумме налога. Придется подать уточненную декларацию, при этом уложившись в отведенный пятидневный срок после отправки квитанции.

Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж

Официально утвержденного порядка реагирования на требования такого рода не существует. Здесь мы приводим экспертные рекомендации.

В каком случае придет требование. Требование пояснить сведения, не включенные в книгу продаж, направят налогоплательщику в том случае, когда покупатель отразит в декларации сделки с продавцом, а продавец своей книге продаж этого не сделает.

Как быстро придет. Теоретически такие требования могут поступать в течение все тех же трех месяцев проверки, но более вероятно, что требование поступит в двухнедельный срок со дня отправки декларации.

В каком формате придет. В формате pdf-файла.

Какую информацию содержит. В такое требование включают наименование, ИНН и КПП покупателя, который отразил данные сделки, а также номера и даты счетов-фактур.

Что указать в электронном ответе. Данные должны попасть в разные таблицы ответа не требование в зависимости от условий, приведенных ниже.

  1. Сделка подтверждается, то есть счет-фактура в декларации есть, но с данными, отличными от данных покупателя. Тогда счет-фактура попадает в таблицу, поясняющую расхождения. В таблице достаточно указать номер, дату и ИНН контрагента, дополнительные сведения указывать не обязательно.
  2. Сделка не подтверждается, то есть данный счет-фактуру продавец покупателю не выставлял. Счет-фактура включается в таблицу, содержащую данные по неподтвержденным сделкам. В таблице нужно отразить такие сведения:
    • номер счета-фактуры
    • дату счета-фактуры
    • ИНН покупателя.
  3. Счет-фактура, упоминаемая в требовании, у плательщика есть, но он забыл отразить его в книге продаж. В этом случае советуем включить счет-фактуру в дополнительный лист книги продаж и отправить уточненную декларацию. На это дается пять рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования.

Требование о пояснениях по другим основаниям

В каком случае придет требование. Основания могут быть любыми. Пояснять данные декларации в таком случае нужно в произвольной форме, но в электронном виде.

В каком формате придет. В виде pdf-файла.

Что указать в электронном ответе. Итак, с 1 января 2017 года электронный формат пояснений становится обязательным. Однако соответствующий документ пока что окончательно не утвержден (см ниже). Вероятность утверждения документа очень высока. Таким образом, в ответе может быть по сути любое пояснение, одно или несколько сразу. Иначе говоря, это могут быть пояснения по расхождениям, по контрольным соотношениям, по сделкам, не вошедшим в книгу продаж, а также все прочие пояснения в произвольной форме.

Если же ничего не изменится, то формат ответа в электронной форме подразумевает на сегодня только пояснение по расхождениям.

Готовимся к новому формату пояснений

На общественное обсуждение вынесен проект приказа ФНС о новом формате представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме (http://regulation.gov.ru/projects#npa=53377). Документ успешно прошел стадию так называемой оценки регулирующего воздействия. Новый формат предусматривает:
  1. Возможность включения в ответ пояснений по контрольным соотношениям.
  2. Возможность включения в ответ пояснений по сделкам, не включенным в книгу продаж.
  3. Возможность включения в ответ любых других пояснений в произвольной форме.
Елизавета Булавина , эксперт системы Контур. Экстерн компании СКБ Контур

действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля. С 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, изменившие порядок исполнения налогоплательщиками требований налогового органа о представлении пояснений. Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений и ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с экспертом.

- В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) - это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

- Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этой ситуации относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

- Есть еще основания у налогового органа истребовать пояснения?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

Можно истребовать пояснения о применении не любых налоговых льгот, а только льгот по налогам, объектом налогообложения по которым являются операции или имущество. Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка - это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

- Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами, и соответственно, в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции. Пунктом 14 указанного Постановления названы примеры льгот: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

Единообразный подход относительно применения освобождения по статье 149 НК РФ отсутствует. Суды признают освобождение операций займа не налоговой льготой, а специальным правилом налогообложения операций. Это означает запрет на истребование пояснений и документов об этих операциях по пункту 6 статьи 88 НК РФ.

Вопрос признания налоговыми льготами освобождений, установленных для операций, которыми изначально занимаются только определенные категории лиц, является неурегулированным.

- Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?

Истребование пояснений - по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений.

Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08).

Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений.

В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений.

Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то возможность истребования документов по основаниям, указанным в пункте 8.1 и пункте 8.3 статьи 88 НК РФ, у него отсутствует.

- Ограничены ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?

Срок направления требований о представлении пояснений ограничен сроком камеральной проверки.

Количество направляемых требований о представлении пояснений Налоговым кодексом не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС.

- Как налогоплательщик представляет пояснения?

Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который такие пояснения запрашивает.

Пояснения представляются в течение 5 рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.

До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким-то определенным способом не было.

С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность.

- Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?

Налоговый кодекс не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.

- Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?

Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.

Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена.

- Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?

Данный вопрос является неоднозначным.

Согласно пункту 5 статьи 88 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе ее проведения (пункт 1 статьи 100 НК РФ).

Таким образом, по смыслу указанных положений установление факта совершения нарушения происходит после процедуры истребования пояснений и отражается в акте налоговой проверки.

В ином случае представление уточненной декларации в ответ на требование о даче пояснений теряет смысл, поскольку налогоплательщик фактически признается в совершении правонарушения без возможности освобождения от штрафа по статье 122 НК РФ.

Но существует судебная практика, согласно которой если налогоплательщиком подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику, основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности отсутствуют.

- Значит, избежать ответственности нельзя?

Представляется, что выводы судов не носят универсального характера.

В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2013 № А27-3428/2013 было установлено, что налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в результате неприменения коэффициента-дефлятора, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику.

В Постановлениях АС Московского округа от 17.06.2016 № Ф05-7756/2016, от 21.06.2016 № Ф05-7777/2016, от 06.05.2016 № Ф05-4971/2016 содержатся положения об отсутствии оснований для освобождения организации от ответственности при представлении уточненной декларации после получения от налогового органа сообщения об ошибках. Но основанием к принятию решений о привлечении к ответственности послужили выводы о преднамеренном и систематическом занижении в декларациях по акцизам данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок по сравнению с данными о ее отгрузках, отраженными в ЕГАИС. В адрес налогоплательщика были направлены соответствующие сообщения о выявленных расхождениях. Передавая в ЕГАИС одни данные об объемах отгруженной алкогольной продукции, и, отражая в налоговых декларациях по акцизам иные данные, существенно ниже содержащихся в ЕГАИС, общество не могло не осознавать, что совершает налоговое правонарушение, занижает налоговую базу с целью уменьшения своих налоговых обязанностей.

Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.

Иные случаи, когда налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер, то есть без описания в требовании фактов нарушения законодательства, не должны служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ. На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

- А если налогоплательщик не выявил никаких ошибок?

Об этом следует сообщить налоговому органу.

Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

- Что изменилось в процедуре истребования пояснений в рамках камеральных проверок по НДС с 1 января 2017 года?

Лица, представляющие налоговую декларацию по НДС в электронной форме:

  • представляют пояснения по декларации по НДС;
  • представляют пояснения только по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • представляют такие пояснения по формату, утвержденному ФНС.

Пояснения по декларации по НДС на бумажном носителе не считаются представленными.

До введения формата ответа на требование о представлении пояснений налогоплательщик, желающий представлять пояснения по ТКС, мог использовать рекомендуемую ФНС форму ответа (приложение № 2.11 к письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ утвержден формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.01.2017). Возможно толкование, что указанный формат применяется с 24 января 2017 года.

Вместе с тем, положения статьи 5 НК РФ распространяются на издаваемые в пределах компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты ФНС. Это означает, что приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ не может вступить в силу ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть 14 февраля 2017 года.

Отказ инспекции в приеме пояснений на бумаге до истечения указанного срока может быть обжалован.

- Если просуммировать нормы пункта 3 статьи 88 НК РФ, какие есть основания для запроса пояснений в рамках камеральной проверки декларации по НДС…

Поводом для направления требования о представлении пояснений при проверке декларации по НДС признаются:

  • ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных в налоговый орган документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • изменение показателей налоговой декларации при представлении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 № ЕД-4-15/20890@).

- Как происходит рассмотрение представленных пояснений?

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ).

Если налоговый орган не получил пояснения или посчитал их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.

- Какая ответственность установлена за непредставление пояснений?

С 1 января 2017 года за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5000 рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Штраф взыскивается за непредставление пояснений по требованиям, направленным согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ налоговым органом после 31 декабря 2016 года. Новые правила касаются деклараций (расчетов), проверки которых продолжаются в 2017 году (осуществляются с 2017 года), то есть, в том числе деклараций, представляемых за налоговые периоды, предшествующие 2017 году. В частности, по НДС за 3 и 4 кварталы 2016 года, а также уточненных деклараций.

- Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?

Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно, представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган в течение 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений.

Вместе с тем, права и обязанности налогоплательщика определяются статьями 21 и 23 НК РФ соответственно. При этом ни статьей 23 НК РФ, ни какой-либо иной статьей Налогового кодекса представление пояснений, включая пояснения относительно декларации по НДС, не закреплено в качестве обязанности налогоплательщика. Для пояснений по декларации по НДС установлена обязательная форма представления - это положение можно толковать таким образом, что законодатель в рассматриваемом случае разрешил налоговым органам «не учитывать» пояснения, представленные на бумаге.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок определяет в качестве права налогоплательщика, в отличие, например, от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.

Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность налогоплательщика представить пояснения».

При буквальном толковании изменений, внесенных в Налоговый кодекс, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена.

Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ и статьи 106 НК РФ может быть признано неправомерным.

- Установлена ли Налоговым кодексом ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?

Налоговым кодексом не установлена ответственность:

  • за непредставление пояснений об имуществе (операциях), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);
  • за непредставление пояснений в рамках выездной налоговой проверки или пояснений, истребованных налоговым органом при вызове налогоплательщика в налоговый орган.

- Существует административная ответственность в процедуре получения пояснений?

Часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Закрепление законодателем административной ответственности за указанное противоправное действие направлено на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных, в частности, Налоговым кодексом (Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2630-О).

В качестве санкции за неявку возможно предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей.

Аналогичная ответственность может применяться и при непредставлении пояснений, истребованных в случаях, установленных пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

Что изменилось с 2017 года в порядке представления в налоговую инспекцию пояснений по декларации по НДС? Как теперь сдавать пояснения в ходе камеральной проверки? Обязательно ли теперь передавать пояснения в электронном виде? Ответы на эти и другие вопросы, а также образец пояснений, вы найдете в данной статье.

Когда запросят пояснения

После получения декларации по НДС налоговая инспекция могут выявить с ней (п.3 ст. 88 Налогового кодекса РФ):

  • ошибки;
  • противоречия с документами;
  • несоответствия сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

В такой ситуации налоговая инспекция вправе запросить пояснения от организации или ИП, представивших декларацию по НДС. В этих целях налоговики направляют требование о предоставлении пояснений (приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).

Как представить пояснения: пошаговая инструкция 2017 года

Предположим, что в 2017 году вы получили от налоговиков требование о представлении пояснений по декларации по НДС. Допустим, что налоговики обнаружили в декларации какие-либо противоречия. Как действовать? Поясним в инструкции и приведем образец пояснений.

Шаг 1. Передайте квитанцию о приеме требования

В первую направьте налоговикам электронную квитанцию о приеме требования о предоставлении пояснений (п. 14 Приложения к Приказу ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149).
Квитанцию передайте в течение шести рабочих дней со дня отправки требования (п. 5.1 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Если квитанцию в указанный срок не передать, то в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока налоговики будут вправе заблокировать банковские счета, а также переводы электронных денежных средств (п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23, пп. 2 п. 3, пп. 2 п. 11 ст. 76 НК РФ).

Шаг 2. Разберитесь с выявленными противоречиями

Выясните, по каким из отраженных в декларации операций инспекция обнаружила противоречия (несоответствия). Перечень таких операций должен прилагаться к полученному требованию (Приложение к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395). По каждой записи данного перечня налоговой инспекцией справочно указывается один из четырех кодов возможной ошибки, расшифровка которых приведена в Приложении к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Шаг 3. Перепроверьте декларацию по НДС

Перепроверьте правильность заполнения налоговой декларации по НДС по выявленным несоответствиям. Так, в частности, может потребоваться сверить записи декларации со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание на правильно заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж).

Шаг 4. Представьте пояснения или уточненную декларацию

После того, как вы перепроверили декларацию по НДС у вас есть два варианта дальнейших действий, а именно:

  • представить в ИФНС уточненную налоговую декларацию с правильными сведениями (если выявлены ошибки и они привели к занижению суммы НДС к уплате);
  • представить в ИФНС пояснения (если выявленные ошибки или противоречия не повлияли на сумму НДС или если ошибок, на ваш взгляд, вообще не было).

Пояснения либо уточненную налоговую декларацию по НДС нужно представить налоговикам в течение пяти рабочих дней с даты получения требования.

С 2017 года пояснения только в электронном виде

С 2017 года пояснения по декларации по НДС можно представлять исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При представлении пояснений на бумажном носителе такие пояснения с 2017 года не считаются представленными. То есть, сдавать пояснения «на бумаге» совершенно теряет всякий смысл. Это предусмотрено новым абзацем 4 пункта 3 статьи 88 НК РФ.

Заметим, что до 2017 года ФНС России полагала, что пояснения по декларации по НДС можно представлять в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (Приложение к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395). С 2017 года «бумажный» вариант полностью отпадает.

Формат пояснений, который будет предназначен для передачи пояснений в 2017 году утвержден приказом ФНС от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-15/682. (абзац 4 пункта 3 статьи 88 НК РФ). Минюст зарегистрировал приказ 13 января. Он вступил в силу через 10 дней – 24 января 2017 года. В связи с этим, при формировании пояснений по такому формату могут быть некоторые особенности. Однако, в целом, образец пояснений по декларации НДС, которые может потребоваться передавать в ИФНС в 2017 году, может выглядеть так:

Новый штраф с 2017 года

Если в рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговики запросили пояснения (п.3 ст. 88 НК РФ), то их нужно представить в течение пяти дней. Однако прежде налоговое законодательство не содержало никакой ответственности за неисполнение требования о представлении пояснений. И некоторые налогоплательщики попросту игнорировали запросы налоговых инспекций.

С 1 января 2017 года ситуация изменится. За непредставление (несвоевременное представление) пояснений введен штраф в размере 5000 рублей, а за повторное нарушение в течение календарного года – 20 000 рублей. Это предусмотрено новой редакцией статьи 129.1 НК РФ, которая введена пунктом 13 статьи 1 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ.