Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе_62977. Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Посуда Игра «Четвертый лишний»


Коррекционно-образовательные задачи.

  • Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.
  • Уточнение и расширение словаря по теме.
  • Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным.

Коррекционно-развиваюшие задачи. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, общей моторики, зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование.

  • Предметные картинки с изображениями посуды.
  • Сюжетная картина "Накрываем стол".
  • Разрезные картинки.
  • Схема-опора по составлению описательного рассказа.
  • Мольберт.
  • Плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Перед каждым из них кладется предметную картинку.

Сначала сядет тот, у кого чашка.

Ребенок садится.

Теперь сядет тот, у кого чашки.

Ребенок садится.

Можно сесть тому, у кого нож.

Ребенок садится.

А теперь - тому, у кого ножи.

Ребенок садится.

Убирается картинки со стола.

Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете.

Дети перечисляют названия посуды.

Для чего нужна посуда?

Дети отвечают на вопрос.

2. Игра "У Валя в гостях".

Обыгрывание ситуации "Валя ждет гостей".

Кого вы видите около стола?

Давайте подберем ей имя, оно должно начинаться со звука [в]? (дети предлагают варианты имен)

Валя ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол.

- :возьми желтый чайник и поставь его на стол.

Ребенок выбирает посуду.

Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник?

Заваривать чай.

- :.возьми красную чашку и поставь ее перед чайником.

Ребенок выбирает посуду.

Хорошо. Для чего нужна чашка?

Пить чай.

- ::возьми белую вазу и поставь ее за чайник.

Ребенок выбирает посуду.

Правильно. Зачем нужна ваза?

Ставить цветы.

-:.. возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника.

Ребенок выбирает посуду.

Верно. Для чего нужна сахарница?

Насыпать сахар.

Молодцы! Вы очень хорошо помогали Вале. Она благодарит вас.

3. Игра "Что изменилось?"

Оставшиеся предметы убираются со стола.

Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Со стола убирается желтый чайник и ставится на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Красный чайник.

Чего не стало?

Желтого чайника.

Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убирается сахарница и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Зеленый молочник.

Чего не стало?

Синей сахарницы.

Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.

4. Пальчиковая гимнастика "Помощники".

Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и
Так мы маме помогали. хлопают в ладоши.

5. Упражнение "Что купили?"

Приглашаю детей к мольберту, перед которым полукругом стоят стульчики. На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды.

Что вы видите на картинках? Перечислите.

Дети. Вазы, тазы, бидоны, стаканы, кастрюли.

Давайте протопаем эти слова: "ва-зы", "та-зы", "би-до-ны". "ста-ка-ны", "каст-рю-ли". (Произносит слова по слогам, одновременно протопывая ритмический рисунок.) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и протопывать название.

6. Динамическая пауза . Игра "Обезьянка".

Дети выходят на коврик.

Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

Показываю, как надо выполнять движения и позы, а дети повторяют.

Молодцы! Теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.

Дети по показу выполняют движения.

Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось.

7. Игра "Разбитая чашка". [Приложение]

Детям раздаются конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним.

Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но "разбитые". Помогите мне "склеить" их. Сложите части картинки правильно.

На данном этапе осуществляется индивидуальный подход, часть детей собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения.

8. Игра "1, 2, 5".

Я буду называть число, а вы добавлять к числу слово чашка (стакан, кастрюля, бидон, блюдо).

Одна чашка.

Две чашки.

Пять чашек.

9. Упражнение "Подуем на чай".

Дети вcтают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

10. Игра "Что лишнее?"

На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.

Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

Что здесь лишнее и почему?

Лишний мяч. Он - игрушка.

А все остальное?

Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставится на наборное полотно новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

Что лишнее и почему?

Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

А из остальной посуды?

Можно пить.

Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)

11. Обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Приглашаю к себе детей по одному и показываю каждому из них предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.

Посмотри на картинку, ::. Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

Ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?

Эта тарелка.

Молодец. Ты правильно составил(а) загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Аналогично составляют загадки остальные дети. Оказываю им необходимую помощь.

12.Окончание занятия.

Оценка работы детей.

Литература.

И. А. Морозова, М. А. Пушкарева "Ознакомление с окружающим миром". Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет; М., Издательство "Мозаика-Синтез", 2007 г.

Н. В. Нищева "Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР". Санкт - Петербург, Издательство "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2007 г.

О.И. Крупенчук "Научите меня говорить правильно".

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко "Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР". М., Издательство "Гном и Д", 2004 г.

Таня Сосонная
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Посуда»

Программное содержание : Активизировать словарь по теме "Посуда ". Развивать умения употреблять существительные во множественном числе, изменять существительные во множественном числе в родительном падеже. Закрепить умения образовывать относительные прилагательные. Знакомство со словами омонимами. Формирование навыка пользования простым предложением. Развивать внимание , память, речь.

Словарь : стеклянная, деревянная, металлическая, фарфоровая, кофейная, чайная, кухонная, хозяйственная, пластмассовая, керамическая, эмалированная, носик, горлышко, ручка, донышко, стенки.

Оборудование : магнитофон, иллюстрация "Болото", предметные картинки по теме "Посуда ", разрезные картинки "Чайники", д\и "Что без чего".

В.: Сядет тот, кто назовет посуду .

(Раздается плач, входит Федора)

В.: Федора, что случилось?

Ф.: Ой, горе-то, горе. От меня убежала посуда . Что же мне делать?

В.: Дети, помогите найти посуду . Иди домой, приведи себя в порядок и дом, а мы тебе поможем найти посуду .

Водяной : Это кто собрался помогать Федоре. Не отдам ей посуду . Она мне самому нужна.

В.: Ой, а ты кто?

Водяной : Я, Водяной.

В.: Нет, Водяной, так нельзя. Как же Федора будет без посуды ? Ни чай вскипятить, ни борщ сварить.

Водяной : Ну так и быть, отдам. Но если вы не побоитесь, выполните все мои задания.

В.: А как же нам найти тебя?

Водяной : Я живу в болоте, больше ничего вам не скажу, я спать хочу.

В.: Ну, что дети, пойдем к болоту. Сам погибай, но товарища выручай. К болоту мы с вами пойдем по кочкам. А вот и болото. А как же нам найти Водяного? Давайте, попросим лягушку-квакушку. Она здесь живет и знает все. Лягушка и достанет из болота все задания Водяного.

А вот и первое задание :

Здесь много разной посуды . Нужно назвать столовую посуду .

А как называется посуда для чая ? А для кофе? А вот эта посуда какая ? (кухонная) .

А бидон, банка, ведро, бак - это посуда какая ? (хозяйственная) .

Посуда , сделанная из стекла - это посуда какая ?

Посуда , сделанная из металла - это посуда какая ?

Посуда , сделанная из пластмассы - это посуда какая ?

Посуда , сделанная из дерева - это посуда какая ?

Посуда покрыта эмалью - это посуда какая ?

В.: Справились с этим заданием. Лягушка дает нам второе. Я буду говорить про один предмет, а тот у кого этих предметов много, будет говорить про много предметов.

А теперь скажите, чего у Федоры было много?

(Много ведер, блюдец, тарелок и т. д.)

Лягушка ждет нас на третьей кочке. А здесь загадка.

Из горячего колодца, через нос водица льется.

Дети, что-то здесь не так. Видно чайник разбился и его склеили неправильно. У вас на столах есть разбитые чайники. Давайте их склеим.

В.: Вот какие красивые чайники получились. А теперь назовите части чайника.

(Носик, ручка, крышка, донышко, стенки) .

Физминутка : Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара (присесть)

Закричала :"Ква-ква-ква!".

В.: Наша лягушка уже на следующей кочке. Здесь такое задание. У того, что здесь нарисовано, есть части, которые называются одинаково. Попробуйте отыскать и назвать эти части.

Носик у девочки и носик у чайника.

Горлышко у девочки и горлышко у кувшина.

В.: А вот и следующая кочка. Лягушка, давай нам следующее задание. Нужно назвать без чего?

Кастрюля без ручки. Сахарница без крышки. Чайник без носика. Ковш без ручки. Чашка без блюдца.

В.: Вот и последнее задание. Чтоб посуда вернулась к Федоре , скажем про посуду хорошие слова . Какая посуда ?

(Красивая, блестящая, прозрачная, новая, чистая и т. д.)

Водяной : Ой, какие вы молодцы, да какие умные. Я не спал и все слышал. Так и быть верну посуду Федоре . А вы приходите ко мне еще. А теперь я действительно уже сплю.

Ф.: Ой, дети, спасибо вам за помощь. Я вам за это угощенье принесла.

В.: Дети, давайте скажем Федоре, что нужно делать с посудой , чтобы она снова не убежала.

Дети : Посуду нужно мыть .

Посуду нужно беречь .

Посуду нужно чистить .

Посуду нужно ставить на место.

Публикации по теме:

Цель:развитие связной речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: расширить и закрепить представления о посуде, её назначении, деталях и.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Посуда» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Посуда» Цель: Формировать представления о свойствах посуды.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной» Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о.

Конспект НОД по развитию речи «Жила-была посуда» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Жила-была посуда…» Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы.

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по развитию речи «Посуда» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чучковский детский сад №1 муниципального образования –Чучковский муниципальный район.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Федорина посуда» Цель: повышение познавательной активности детей посредством организации различных видов детской деятельности, эмоциональной мотивированности.

Нина Малышева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Посуда»

Цель : расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Посуда » .

Задачи :

Расширять знания детей о окружающем мире, уточнять представления о посуде ,

Закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Закреплять умения согласовывать существительные и числительные в числе и падеже,

Учить составлять простые распространённые предложения,

Воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки, закреплять навык образования сложных слов.

Оборудование : компьютер, песочный стол, предметные картинки с изображением посуды .

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята.

О чём говорится в загадке?

Сама не ем,

А людей кормлю (посуда ) .

Сегодня мы с вами поговорим о посуде .

1. Посмотрите за окно, какое сейчас время суток?

Дети : утро.

Какие вы знаете части суток ещё?

Дети; день, вечер, ночь.

Правильно, сколько всего?

На протяжение всего дня мы с вами пользуемся посудой :

утром- …. на завтраке

днём - … за обедом

вечером – за ужином.

2. Назовите, какую вы знаете посуду ?

Для чего делают посуду ?

Где делают посуду ?

Из чего делают посуду ?

3. Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду называть посуду , а вы мне назовите, из чего она сделана :

Стакан из стекла - стеклянный

Кастрюля -

Сковорода-

4. Посмотрите как много у меня картинок, я буду вам показывать картинки, а вы мне назовёте ласково :

Показываю картинки :

чашка - чашечка

кастрюля-

5. Физкультминутка.

Вы наверное устали и надо нам немножко отдохнуть

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)

Только стукни - разобьются. (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес . (сделать большой круг)

6. Дид. игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных) .

Какой суп из. (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свёклы, грибов, овощей?

Какая каша из. (пшена, геркулеса, манки.?

Какое варенье из. (яблок, сливы, абрикоса, малины.?

Какой сок из. (моркови, груши, апельсина.?

7. А сейчас мы с вами поиграем в игру на песочном столе, игра наша необычная : я буду вам загадывать загадку, а вы мне нарисуете ответ на песке :

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)

В шахту спустится шахтер,

Принесет воды во двор. (Ведро)

Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет. (Чашка)

Неприступная на вид, подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри, угощение возьми. (Сахарница)

Чистопородный

Боярин дородный

Всему народу

Отпускает воду. (Самовар)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её(Кастрюлей)

Молодцы, посмотрите, сколько посуды у нас на песке .

8. Дид. игра «Чего не стало?»

Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды .

Затем просит детей закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Дети называют отсутствующий предмет.

9. Игра по формированию понимания предлогов «Ложка и стакан»

Перед взрослым и перед ребёнком стоят стаканы с ложками. Взрослый демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их : «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку на стакан. Я положила ложку за стакан».

После этого дети самостоятельно демонстрируют и комментируют свои действия.

10. Развитие связной речи «Писатель»

Цель : закрепление умения составлять описательный рассказ по плану :

Что это?

Из каких частей состоит?

Материал.

В какое время суток используют?

11. Задания для самокоррекции

-«Склеим чашку» - собрать картинку чашки из 2-3 частей.

Дорисовать фломастером посуде недостающие детали .

Итог :

Мы сегодня с вами поговорили о посуде , из чего бывает сделана, для чего нужна, продолжим наш разговор о посуде на занятиях по лепке, рисованию и аппликации.

Молодцы, вы сегодня все очень хорошо работали.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе «Посуда бывает разной» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД по развитию речи, лексическая тема «Посуда», с играми на развитие мышления во второй младшей группе Цель: Познакомить детей со словообразованием в названных предметов посуды. Задачи: учить детей правильно согласовывать слова в предложении;.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у зайчика». Посуда Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. «В гостях у зайчика» Цель: познакомить детей со словообразованием в названиях предметов.

Конспект НОД по развитию речи «Жила-была посуда» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Жила-была посуда…» Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Крыловский район. Конспект.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Посуда» Программное содержание: Активизировать словарь по теме "Посуда". Развивать умения употреблять существительные во множественном числе, изменять.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Посуда» Цели: 1)Закрепить с детьми название посуды; 2) Учить образовывать имена прилагательные,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе комбинированной направленности к презентации

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Все работы хороши. Повар»
для детей подготовительной к школе группы.

Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Описание работы:
Конспект занятия по развитию речи «Все работы хороши. Повар» адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» предназначен для проведения в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет). Длительность: 25-30 минут.
Цель: Развивать интерес к различным профессиям.
Задачи: Продолжать расширять представления о труде взрослых, о профессии повара, о значении их труда для общества.
Учить узнавать и называть трудовые действия повара: готовить, варить, жарить, заваривать.
Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение согласовывать существительные с глаголами,слова в роде, числе, падеже.
Закреплять умение детей составлять рассказы по плану.
Продолжать расширять кругозор детей, активизировать словарь детей.Воспитывать уважение к людям труда.
Словарная работа: повар, готовит, кухня, посуда.
Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Пособия: иллюстрации с изображением овощей, фруктов, продуктов питания, посуды, изображение Незнайки на слайде.
Ход:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о профессии человека, который работает в детском саду, а о ком именно вы узнаете, если отгадаете загадку.
Слушайте внимательно.
1.Отгадай загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? Ответ: Повар
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это повар.
2.Загадывание загадок.
Воспитатель: Отгадайте загадки, и узнаете основные блюда, которые готовит для вас повар каждый день.
воспитатель загадывает загадки.
1.Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак... (каша)
2.Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названием... (щи)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.
Вы знаете о том, кто такой повар, что он делает, и для кого.
А вот мой друг, Незнайка тоже решил стать поваром, только он о профессии повара знает очень мало. Поможете ему узнать о профессии повара побольше, получить ответы на интересующие его вопросы?
2.«Составь рассказ»
Воспитатель: А что вы знаете о профессии повара, что можете рассказать Незнайке? Расскажем, всё что знаем, по небольшому плану.
1.Кто такой повар, 2.Где работает? 3. Что делает повар? 4. Какие инструменты или оборудование нужно для работы? 5.Во что повар одет, есть ли у него специальная одежда? 6.Кому приносит пользу его труд, чем важна профессия повара?
Ответы детей.
3.«Закончи предложение»
Воспитатель: Незнайка немного знает о том, что может приготовить повар. Договорите, закончите предложение, которое я начну говорить, и тогда Незнайке узнает о тех блюдах, которые может приготовить повар на кухне.
«Повар нарезал …» (овощи)
«Повар нашинковал…» (капусту)
«Повар отварил…» (картофель)
«Повар пожарил…» (котлеты)
«Повар посолил…» (суп)
«Повар заварил…» (чай)
«Повар сварил…» (кашу)
Ответы детей.
4. «Чего не хватает»
Воспитатель: Решил Незнайка сам приготовить обед, но забыл, что нужно класть в некоторые блюда. Помогите, подскажите.
Незнайка готовит компот: сахар, яблоки и (вода)
Незнайка готовит салат соль, сметана и …(огурец, помидор, лук)
Незнайка готовит макароны: вода, соль и (макароны)
Ответы детей.
5.Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Будем мы варить компот».
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «помешивать») Будем яблоки крошить
Грушу будем мы рубить
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. (Загибать пальчики по - одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ. (Имитация движений «помешивают»)
6.«Найди картинку»
Воспитатель: Незнайка принёс с собой картинки с изображением посуды, а что для чего не знает. Поможем ему разобраться. Попробуйте найти ответ на мой вопрос на картинке.
(воспитатель задаёт вопрос, а дети находят картинку – ответ, изображение соответствующего предмета).
Чем режет? (ножом)
На чем режет? (на доске)
В чём варят? (в кастрюле)
В чём заваривают? (в чайнике)
Чем разливают? (половником)
7.«Назови посуду»
Воспитатель: Незнайка затруднятся в выборе посуды. Подскажите ему, какую надо взять посуду, чтобы приготовить блюдо и подать на стол.Слушайте внимательно, отвечайте быстро.
Котлета (сковорода, тарелка)
Суп (кастрюля, тарелка)
Компот (кастрюля, чашка)
Салат (миска, салатник)
Макароны (кастрюля, тарелка)
Чай (чайник, чашка)
Ответы детей.
8.«Что не так?»
Воспитатель: Торопится Незнайка, хочет всё сделать побыстрее. Спешит и что-то делает не так. Догадайтесь, в чём он ошибается?
Для супа почистил морковь, макароны, лук (ошибка - макароны)
Сварил котлеты (ошибка - котлеты жарят)
Пожарил суп (ошибка - суп варят)
Ответы детей.
9.«Один – много»
Воспитатель: Много друзей у Незнайки, всех хочет угостить, накормить, для всех приготовить, одним не обойдешься, много надо. Поможем, подскажем, что бывает много, а что один или одна.
одна котлета а, много …(котлет)
один огурец, а много…(огурцов)
один пирог, а много…(пирогов)
один сырник, а много…(сырников)
10.Подведение итогов.
Воспитатель: спасибо ребята, что помогли Незнайке. Теперь он запомнит: что делает повар? (Повар готовит еду), что нужно повару, чтобы приготовить пищу? (Посуда), для кого повар готовит? (Для людей).

Уважаемые коллеги и родители дошкольников!

Материал по лексической теме "Посуда" может пригодиться воспитателям, логопедам, дефектологам и родителям для занятий с детьми дома и в детском саду. Здесь подобраны лексический материал, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, загадки и задания по развитию связной речи для подготовки детей к школе.

Всего Вам доброго! Успехов и взаимопонимания с детьми!

Маковеева Галина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «ПОСУДА».

Учим правильно называть посуду и её части, рассказывать какая она бывает, что с ней можно делать. Сходите на экскурсию в магазин «Посуда». Обратите внимание на части посуды и материалы, из которых она сделана. Рассмотреть чайную, столовую и кухонную посуду, знать, какие предметы посуды относятся к каждому из этих видов. Знать и уметь называть части посуды (крышка, носик, донышко, ручка, горлышко, стенки) итд.

1.Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Вилка, ложка, нож, тарелка, блюдце, чашка, кружка, стакан, чайник, кастрюля, сковорода, кувшин, хлебница, маслёнка, солонка, поварёшка, крышка, носик, донышко, ручка …

2.Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)
Новая, старая, чистая, грязная, дырявая, белая, красная, синяя, удобная, красивая, деревянная, железная, стеклянная, пластмассовая, хрустальная, серебряная, фарфоровая, фаянсовая, эмалированная и т.д.

3. Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать?):

Ставить, чистить, мыть, вытирать, сушить, варить, жарить, пить, есть, покупать, дарить, готовить и т.д.

4.Проиграть игры «Раздели слова на слоги!», «Один-много», «Нет чего?», «Много чего?», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!» (слова-антонимы),

«Какой, какая, какие?», «Что делает? Что можно сделать?».

Предложите вспомнить названия посуды, состоящие из одного слога (ковш, нож), из двух слогов (лож-ка, вил-ка, чаш-ка), из трех слогов (та-рел-ка, каст-рю-ля), из четырех слогов (по-ва-реш-ка). Пусть попробует сделать звуковой анализ слов: ковш, чашка.

Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы посуды,

Ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам .

Ложки (какие?) – серебряные.

Тарелки (какие?) – фарфоровые.

Кастрюля (какая?) – эмалированная.

Ваза (какая?) – хрустальная.

Нож (какой?) – металлический.

Поднос (какой?) – пластмассовый.

Кувшин (какой?) – стеклянный.

Блюдо (какое?) – фаянсовое.

5. Учим разгадывать загадки, мыслить, чувствовать рифму.

Чашки, ложки, чайник и блюдо -

Имя их общее - это … (посуда)

Помогать всегда я буду

Нашей маме мыть … (посуду)

Суп нам варит в ней бабуля,

На столе стоит … (кастрюля)

Котлеты с корочкой всегда

Поджарит нам …. (сковорода)

Суп и кашу нам немножко

Прямо в рот доставит … (ложка)

Чтоб в работе был хорош,

Наточили остро … (нож)

Очень часто они бьются

Наши маленькие … (блюдца)

Открывай холодный кран,

Набирай воды … (в стакан)

Неужели я один

Выпил сока весь … (кувшин)

6.Закрепить пальчиковую гимнастику «Помощники».

7.Составить описательный рассказ о посуде с опорой и без опоры на схему.

8. Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского «Федорино горе» и выучите с ребёнком небольшой отрывок из него. Следите за правильным произношением, чёткостью дикции и выразительностью речи.