Скрытый смысл встречи на кубе. Полный текст декларации п.Кирилла и п.Франциска Встреча кирилла с папой римским


Запись прямого эфира телеканала “Россия 24”

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск начали переговоры в Гаване. Встретившись, они пожали друг другу руки и троекратно облобызались. Патриарх поинтересовался, как долетел Папа, и получил ответ, что хорошо.

Его Святейшество заметил, что сегодня длинные расстояния – не преграды для организации таких встреч, можно быстро прилететь в любое место.

“Меня не покидает чувство, что мы встречаемся с вами в правильное время в правильном месте”, - сказал Патриарх Кирилл.

“Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность состоялась”, – сказал Папа Франциск и подчеркнул большое ожидание этой встречи.

“В нашем сердце очень большие ожидания, что состоялась встреча”, – сказал понтифик.

“Я тоже хотел встретиться. Мне казалось, что это можно было сделать раньше, но многие события последних лет создали определенные трудности, – сказал Патриарх Кирилл”. – Но, не смотря на трудные обстоятельства нашей жизни, у нас есть сегодня возможность с Вами поговорить”.

Папа поблагодарил Патриарха за возможность встречи.

“Еще раз хочу подчеркнуть, что это произошло по воле Божией”, - добавил Предстоятель Русской Церкви.

По его словам, у сторон нет преград для организации новой встречи.

Встреча продолжается за закрытыми дверями.

Как заявил журналистам пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков, встреча проходит в дружелюбной атмосфере.

Патриарх находится на Кубе в рамках своего визита в Латинскую Америку, а Папа Франциск совершил здесь остановку перед посещением Мексики.

Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной. Помимо основной темы - положения христиан на Ближнем Востоке и в других регионах, где они подвергаются гонениям, будут также затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики.

Встреча завершится подписанием совместной декларации. Пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков сообщил, что ее подписание пройдет под образом Казанской иконы Божией Матери.

По итогам встречи Патриарх Кирилл и Папа Франциск подписали совместную декларацию. Текст декларации будет обнародован в ближайшее время.

Выступление Патриарха Кирилла по завершении встречи:

Ваше Святейшество, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Превосходительство господин президент республики Кубы, дорогие братья и сестры, дамы и господа, мы провели два часа в открытых братских дискуссиях с полным пониманием ответственности за свои Церкви, за свой верующий народ, за будущее христианства и за будущее человеческой цивилизации. Это была очень содержательная беседа, которая дала нам возможность понять и почувствовать позиции друг друга.

И результаты этой беседы дают мне возможность сказать, что сегодня две Церкви могут активно и совместно работать, защищая христиан по всему миру, и с полной ответственностью совместно работать, чтобы не было войны, чтобы повсюду уважалась человеческая жизнь, чтобы укреплялись основы семейной личной и общественной нравственности. И чтобы через участие Церкви в жизни современного общества прославлялось Пресвятое и Преблагословенное имя Отца и Сына и Святого Духа.

Выступление Папы Франциска по завершении встречи:

Ваше Святейшество, Ваше Превосходительство, дорогие братья епископы!
Мы говорили как братья, потому что мы епископы, мы имеем ту же самую веру, и мы искали того же самого пути. Мы говорили очень откровенно.Я вас уверяю, что в этом диалоге я чувствовал присутствие Духа Святого. Я благодарю Его Святейшество за его смирение, за его усилия, которые он показал, чтобы мы вместе стали единением, и мы вместе обсудили целый ряд инициатив, который, я думаю, можно будет со временем осуществлять. И поэтому еще раз сердечно благодарю Его Святейшество и его помощников, митрополита Илариона и его помощников и также кардинала Коха за усилия, которые они привнесли в подготовку этой встречи. Я также сердечно хочу поблагодарить Кубу, ее правительство и президента здесь присутствующего. Я благодарю правительство Кубы за усилие, за приемлемость. Если такие усилия будут продолжаться и дальше Куба может стать столицей диалога. И, чтобы все это пошло в хвалу Бога Отца и Сына и Духа Святого и для всего верующего народа под красотой Богородицы нашей Марии.

Факты о встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла

  1. Встреча проходит в аэропорту Гаваны, вне какого-либо культового пространства.
  2. Патриарх и Понтифик вошли в зал встречи из двух расположенных друг напротив друга дверей.
  3. Молиться вместе Первоиерархи не будут.
  4. Переговоры ведутся на русском и испанском языках с последовательным переводом.
  5. Транслируют происходящее три телеканала – Russia Today, “Россия 24” и Euronews.
  6. Первые 15 минут встреча будет проходить в присутствии журналистов, а затем продолжится в закрытом режиме.
  7. Рядом с Предстоятелями располагается Распятие.
  8. На встрече присутствуют председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.
  9. Во время обмена подарками к Патриарху и Понтифику присоединится председатель Госсовета Кубы Рауль Кастро.
  10. На время визита Патриарха Кирилла и его переговоров с Понтификом вылеты и прилеты самолетов из 1-го терминала Гаваны перенесли в аэропорт Вахай в окрестностях кубинской столицы. Работа воздушной гавани вернется в обычное русло с 12 часов ночи 14 февраля (8.00 мск 15 февраля).

12 февраля 2016 года впервые в истории Предстоятель Русской Православной Церкви . Зачем и почему именно сейчас состоится эта встреча? Какие проблемы будут на ней обсуждаться? Стоит ли православным христианам опасаться этого события и связано ли оно с грядущим Всеправославным Собором? На эти и другие вопросы мы попросили ответить первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова и секретаря по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонаха Стефана (Игумнова) .

:
«Необходимо выступить в защиту
гонимых и страждущих христиан»

- 12 февраля произойдет сенсационное событие - встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Почему именно сейчас появилась необходимость в этой встрече?

Как хорошо известно широкой общественности, в том числе и общественности православной, вопрос о возможности встречи главы Русской Православной Церкви с представителем Римско-католической церкви обсуждается уже очень давно. Наиболее интенсивно это обсуждение проходит на протяжении последних двух десятилетий. Первый раз конкретно о возможности такой встречи мы говорили в 1997 году, когда прорабатывалось время и место встречи Святейшего Патриарха Алексия II с Папой Иоанном Павлом II. Тогда эта встреча не состоялась, чему помешал ряд весьма существенных проблем в отношениях между двумя церквами. На сегодня некоторая часть этих проблем с повестки дня двусторонних отношений не снята, вместе с тем сложились и такие обстоятельства, которые не позволяют встречу глав двух церквей откладывать или переносить.

- О каких обстоятельствах идет речь?

Уже было заявлено официальными церковными представителями, в частности председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом, что главной темой встречи глав двух церквей станет бедственное положение христиан на Ближнем Востоке. Сегодня наши братья на Ближнем Востоке, да и в некоторых других частях мира, оказались в бедственном положении, переживают настоящую трагедию, которую можно с полным правом назвать гонениями за веру Христову, а где-то даже целенаправленным геноцидом. Думаю, никто из христиан не может равнодушно взирать на эту ситуацию. И Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск - главы двух крупнейших христианских общин мира - прекрасно осознают свою ответственность и понимают, что от их слова, от их вмешательства зависит многое в судьбе наших братьев. И не секрет, что в течение последних лет, когда этот кризис, в частности на Ближнем Востоке, усугублялся и приобретал невиданный размах, и Папа Франциск, и Святейший Патриарх Кирилл выступали с заявлениями в защиту христиан, с призывами к тому, чтобы эти гонения и притеснения остановились. Но если два крупнейших, самых заметных, самых ярких христианских лидера выступят с совместным заявлением на эту тему, то резонанс от такого заявления будет гораздо сильнее.

В некоторых СМИ и в частных беседах между людьми идут разговоры о том, что предстоящая встреча - некий экуменический проект, что это как-то связано с Всеправославным Собором… Говорят чуть ли не об объединении церквей. Что можно ответить на это?

Во-первых, следует сказать, что два факта, которые вы упомянули: проведение Всеправославного Собора в июне этого года, на праздник Пятидесятницы, и встреча глав Русской Православной и Римско-католической церквей, - совершенно никак между собой не связаны.

Подготовка к Собору шла в течение многих лет. Это был непростой процесс, что было связано с трудными согласованиями проектов документов и протокола проведения Собора. И даже само время и место проведения этого Собора стало известно совсем недавно, после встречи Предстоятелей Православных Церквей на Синаксисе в Шамбези.

Встреча Папы и Патриарха тоже имела определенный процесс подготовки. Она стала возможна именно сегодня не только потому, что сложились обстоятельства, о которых я сказал выше, и был уже проработан некий круг подготовительных вопросов, но и потому, что появилась практическая возможность эту встречу провести, поскольку маршруты визитов глав двух Церквей пролегли в достаточной близости. Святейший Патриарх во время визита в страны Латинской Америки посетит Кубу, и Папа Франциск изыскал возможность сделать остановку в этой стране по дороге в Мексику.

Повторюсь: два этих события - Всеправославный Собор и встреча Патриарха и Папы - между собой никак не связаны.

Главной темой встречи станет положение христиан на Ближнем Востоке и необходимость их поддержки. Эта боль за наших братьев одинаково остро переживается христианами и на Востоке, и на Западе, и Римско-католической, и Русской Православной Церковью. И разве могла бы Русская Православная Церковь как-то отгородиться от нее, остаться в стороне, уклониться от того, чтобы выступить в поддержку наших братьев - выступить единым голосом хотя бы и с церковью католической?!

В повестке Всеправославного Собора, действительно, стоит вопрос об отношении Православных Церквей к миру инославному. Однако если внимательно вчитаться в текст соответствующего документа - а такая возможность есть, документ опубликован, - то вряд ли возникнет какое-то опасение, что предполагаются некие уступки инославным со стороны православных. В подготовке текста этого документа Русская Православная Церковь принимала существенное, если не определяющее участие. И, как хорошо известно - из тоже опубликованного документа, касающегося протокольной стороны проведения Собора, - никакие поправки, никакие дополнительные тексты, не согласованные с другими Церквами, на Соборе приниматься не будут.

Никакой совместной молитвы Папа и Патриарх совершать не будут

Тем, кто имеет какие-то опасения в связи со встречей Патриарха и Папы, можно также напомнить уже сделанные и очевидные по своей сути утверждения официальных церковных представителей о том, что никакой совместной молитвы Папа и Патриарх, конечно, совершать не будут. Это в принципе невозможно, это противоречило бы православной традиции и тем нормам, которые приняты сегодня в отношениях между церквами. Встреча будет посвящена проработке конкретных вопросов, и мы очень надеемся, что по ее итогам будет принята совместная декларация о поддержке христиан в тех регионах, где они терпят гонения.

За тысячу лет разделения церквей у верующих накопилось много взаимных обид. Как людям, которые, может быть, и не разбираются в хитросплетениях глобальной политики, относиться к предстоящей встрече?

Прежде всего молиться надо за своего Патриарха, молиться, чтобы эта важнейшая встреча, посвященная таким серьезным вопросам, принесла благие плоды. А встреча, безусловно, важнейшая. Потому что наш Святейший будет встречаться с главой абсолютного большинства христиан: Римско-католическая церковь объединяет более 1 миллиарда верующих по всей земле. А плодами могут стать общая позиция наших церквей по глобальным вопросам современности, по вопросам, требующим вмешательства таких людей, как Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск, к мнению которых прислушиваются во всем мире.

Обсуждение вопросов вероучительного характера не относится к прерогативе встреч такого рода, как встреча Патриарха и Папы

Ни в коем случае не нужно испытывать каких-либо сомнений в своем сердце. Нужно молиться сердечно за нашего Патриарха, нужно понимать, что в ходе этой встречи, конечно, не предполагается - да и невозможно - обсуждение каких-либо вопросов, касающихся догматики, вероучения… Для обсуждения таких вопросов существует давным-давно устоявшийся формат - работающая несколько десятилетий общая православно-католическая комиссия, которая как раз и занимается вопросами богословскими, вопросами о том, как относиться к таким явлениям, как примат Папы Римского, примат вообще первенствующего епископа в Церкви… С некоторой периодичностью проходят заседания этой комиссии, принимаются документы. Это непростая дискуссия, но на ведение такого диалога комиссия уполномочена, в нее с православной стороны входят не только представители Русской Православной Церкви, но и представители всех Поместных Православных Церквей. А обсуждение вопросов вероучительного характера даже и не относится к прерогативе встреч такого рода, как предполагаемая встреча на Кубе Патриарха Кирилла и Папы Франциска. Сомнения не имеют почвы.

Православные к католикам традиционно относятся как к отступникам, еретикам. И если Патриарх встречается с Папой Римским, не означает ли это, что мы идем на какие-то уступки?

Сам факт встречи кого бы то ни было с кем бы то ни было вряд ли можно расценить как какую-то уступку. Все мы живем на одной планете, имеем заповедь от Бога эту планету сохранять, взращивать, благоукрашать, создавать добрые отношения друг с другом. Каждый из нас, наверное, имеет пример или собственный опыт общения с людьми разных конфессий, с христианами, относящимися к другому христианскому исповеданию, с людьми неверующими, которых, к сожалению, до сих пор вокруг нас много. И даже на бытовом уровне поведение, при котором игнорируются встречи с людьми, имеющими другие религиозные убеждения, вряд ли можно было бы назвать истинно христианским. Поскольку многие из таких людей зачастую нуждаются в добром слове и нашем участии. Вне зависимости от религиозной принадлежности тех, кто нас окружает, мы должны исполнять завет Христов о милосердии к ним. Когда Господь давал заповедь любви к ближнему, он совсем не говорил, какого исповедания должен быть этот ближний. Тем более если речь идет о помощи нашим братьям. А ведь речь именно об этом - о помощи христианам на Ближнем Востоке и в других регионах земли. Зная о страданиях людей, мы не задаемся вопросом: а какой же церкви эти братья?

Нам одинаково тяжело и больно, и когда убивают православных в Сирии, и когда убивают последователей Ассирийской церкви в Ираке, и когда гибнут, например, последователи Сиро-Яковитской церкви в Сирии. Нам так же больно, когда убивают и римо-католиков в этих и иных странах, и протестантов в Нигерии. Нам так же больно, когда гибнут и мусульмане, которые становятся жертвами экстремизма, пытающегося прикрываться псевдорелигиозными лозунгами. И Русская Православная Церковь, оказывая гуманитарную помощь Сирии, направляла ее вне учета религиозной принадлежности объектов этой помощи, а старалась сделать так, чтобы она досталась всем нуждающимся в ней, всем жертвам конфликта.

Так что, когда есть возможность обсудить трагическую ситуацию и предпринять какие-то усилия для того, чтобы помочь страдающим людям, людям, которые терпят преследования за свою веру, за свои убеждения, ее, наверное, нужно использовать. Использовать любую возможность - даже такую, как встреча с Папой Римским.

Хотелось бы несколько слов сказать и о личности Папы Франциска. Это человек неординарный, яркий. В его выступлениях и проповедях мы видим очень серьезное внимание к таким проблемам, как бедность, страдания людей, страдание гонимых христиан, его волнуют и многие семейные проблемы, защита традиционных ценностей. И поэтому нет никаких препятствий к тому, чтобы наш Патриарх мог эти проблемы обсудить непосредственно с ним как главой Римско-католической церкви и понять из этого личного общения, насколько наши две церкви могут выступать союзниками в решении таких злободневных проблем.

:
«Встреча Патриарха и Папы не снимает проблем,
стоящих между Православием и католичеством»

- Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским - событие экстраординарное: первый раз за всю историю существования Православной Церкви в России ее Предстоятель встретится с Папой. Почему это происходит именно сейчас?

Это очень правильная постановка вопроса, которая отсылает нас к некоторой экстраординарности исторического момента, в котором мы находимся. Я думаю, эту экстраординарность можно описать с нескольких позиций. Одна очевидна всем: мы живем в ситуации фактически начавшейся, хотя формально и не объявленной, мировой войны, в которой христиане в пределах в целом земного шара оказываются наиболее страдательной и подвергающейся угрозам и насилию стороной. И это касается христиан не только тех стран, о которых объявлено перед этой встречей, - на Ближнем Востоке, в ряде регионов Африки, - но и в целом христианского населения мира.

Второй момент, который необходимо отметить: совершенно очевидно, что Православная Церковь и в значительной мере церковь Католическая вместе с другими христианскими конфессиями, которые мы можем описать таким словосочетанием, как «историческое христианство», оказываются как бы в нападении с двух сторон. Одна из этих сторон - секулярный гуманизм, мировоззрение, которое господствует сегодня в западном, так называемом «цивилизованном» мире, которое вытесняет религиозное сознание на обочину общественной жизни, его индивидуализирует, то есть допускает только в форме «сидите тихо в церковной ограде, что-то себе рассказывайте и никак не влияйте на общественное пространство». А с другой стороны - воинствующий фундаментализм, который уже с оружием в руках и террористическими актами и угрозами их совершения вытесняет христиан и христианство из огромных регионов земного шара.

Не снимается проблематика унии, не снимается вопрос о политике Ватикана на Украине

Я думаю, именно эта экстраординарная ситуация побуждает встретиться представителей двух древнейших кафедр - Патриарха Московского и всея Руси и главы кафедры ветхого Рима, епископа, или Папы, Римского. Но эта встреча вовсе не означает, что сняты проблемы, которые стоят между Православием и католичеством. Следует ясно понимать, что вероучительная проблематика вообще и никогда не снимается дипломатическими переговорами, пусть даже и иерархов. То же самое касается и практических проблем, которые существуют в православно-католических отношениях: не снимается проблематика унии, не снимается вопрос о невразумительной политике Ватикана, касающейся греко-католиков на Украине. Просто бывают чрезвычайные времена, когда нужно отодвинуть значимые, но не столь экстраординарные проблемы чуть-чуть во второй ряд.

- Что могут сделать Патриарх и Папа Римский в связи с гонениями на христиан?

Во-первых, давайте подождем и посмотрим, что они смогут сделать. Потому что никто из нас, я думаю, не будет отрицать того, что встречаются главы крупнейших церквей мира - Русской Православной и Католической, - два чрезвычайно одаренных, харизматических и чувствующих вызовы времени духовных руководителя. Поэтому многое, я думаю, определится во время их личного общения. Во-вторых, даже если это оставить за скобками, а это очень важный момент, мне представляется, что сама по себе встреча с акцентом на гонения на христиан не позволит удерживать эту ситуацию в информационной теневой нише. По сути дела, только позиция Русской Церкви и в значительной мере объективная позиция Римско-католической церкви по отношению к преследованиям христиан не позволяет этой теме окончательно уйти в тень. О проблеме появления мусульманских мигрантов в Европе трубит вся либеральная общественность. А проблема гибели и изгнания христиан с Ближнего Востока находится в совершенной информационной тени. Поэтому, я думаю, не дать улететь трагедии сотней тысяч людей куда-то на периферию мирового общественного сознания - уже очень важное обстоятельство.

Вы специалист по сравнительному богословию, прекрасно знаете, какие проблемы разделяют нас с католиками на протяжении вот уже тысячи лет. Сколько накопилось взаимного недоверия, обид! Как, имея такой багаж, обычным верующим людям относиться к предстоящей встрече?

Мы должны трезво понимать, что это не встреча, где будут обсуждаться богословские вопросы, связанные с вероучительным разделением Православия и католичества. Даже если и будет затронут вопрос богословского диалога, который во вселенском масштабе в определенной динамике ведется между Православной и католической церквами, то максимальное, что здесь может иметь место, - это создание благоприятного религиозно-психологического фона для дальнейшего ведения переговоров. Потому что для того, чтобы вести общение, нужно не воспринимать своего собеседника жестким оппонентом, тем более - врагом. И эта возможность диалога, которая, как мы ожидаем, будет продемонстрирована во время встречи Святейшего Патриарха Московского и Папы Римского, важна для общей атмосферы этого диалога. Что не означает, будто каким-то образом вероучительный богословский компромисс может быть определен как путь этого диалога. Здесь всё уже достаточно жестко и четко сформулировано: действенные пути в нахождении взаимопонимания лежат в определении и точном общем понимании веры древней Церкви I тысячелетия. Это касается учения о Святом Духе, о первенствующей роли того или иного епископа. И здесь мы можем быть твердо уверены: мы, как православные, непоколебимы в том, что вера Церкви I тысячелетия выражает то, во что сейчас верят Поместные Православные Церкви, вселенское Православие.

Также хотел бы добавить, что в преддверии этой встречи для нас является очень важным экклезиологическое самосознание Православия: мы, Православная Церковь, не есть монархическая в экклезиологическом смысле структура или организация, подобно Римской церкви, во главе которой стоит один episcopus universalis, один вселенский епископ, юрисдикция которого распространяется на всю Католическую церковь. Православная Церковь есть семья Поместных Православных Церквей. И даже с точки зрения диалога с инославием важно засвидетельствовать, что на сегодня первый в диптихах Константинопольский Патриарх не есть единоличный представитель вселенского Православия в подобного рода диалоге, не есть голос всей вселенской Православной Церкви. Я думаю, что в канун Всеправославного Собора и это напоминание тоже является очень важным.

Папа Римский Франциск назвал патриарха Кирилла братом, а встречу - волей Бога.

Известно, что Кирилл и Франциск будут общаться на родных для себя языках: глава РПЦ на русском, папа римский — на испанском. В качестве переводчиков выступят два специалиста, в том числе литовский священник Висвалдас Кулбокас. Он известен тем, что работал во время встречи понтифика с Владимиром Путиным в июне прошлого года.

Раскол единой христианской церкви произошел в 1054 году, когда папа римский и константинопольский патриарх предали друг друга анафеме. Формальное примирение произошло лишь в 1964 году — взаимные анафемы были сняты папой Павлом VI и константинопольским патриархом Афинагором.

К тому моменту Русская православная церковь уже почти четыре столетия функционировала как независимый религиозный институт. Встреча лидеров РПЦ и Ватикана могла состояться еще в 90-е годы, однако была сорвана из-за того, что подчиняющиеся Папе римскому униаты захватили на Украине три епархии Московского патриархата РПЦ.

Впрочем, нынешний предстоятель РПЦ патриарх Кирилл имеет опыт личного общения с папой римским. В 2006 году, занимая пост митрополита Смоленского и Калининградского, он провел беседу с тогдашним понтификом Бенедиктом XVI.

После переговоров Патриарх и Папа римский огласяили совместную декларацию, в которой обратили внимание на угнетенное положение христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке и призвали прекратить вытеснение христиан из этих регионов планеты. Высшие иерархи римско-католической и православной церквей осудили также приравнивание однополых браков к бракам традиционным.

1. По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.

С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации.

2. Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова — символа надежд «Нового света» и драматических событий истории ХХ века — мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.

Мы радуемся тому, что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона.

3. Встретившись вдали от старых споров «Старого света», мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных, призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1 Пет. 3:15).

4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства».

5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли.

7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа.

8. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.

9. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.

10. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах.

Просим всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все необходимое для их скорейшего освобождения.

11. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших.

Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий. Призываем все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям. Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.

12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол:«Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13).

13. В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33).

14. Свидетельствуя о высокой ценности религиозной свободы, мы воздаем благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы, где десятилетиями господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего безбожия сброшены, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру. За четверть века здесь воздвигнуты десятки тысяч новых храмов, открыты сотни монастырей и богословских учебных заведений. Христианские общины ведут широкую благотворительную и социальную деятельность, оказывая многообразную помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях.

15. В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними. В частности, мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни.

16. Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.

17. Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений.

18. Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими. Мы, христиане, не должны забывать о том, что Бог «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:27-29).

19. Семья — естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным.

20. Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания.

21. Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10).

Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом.

Выражаем озабоченность все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью — это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию. Считаем своим долгом напомнить о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца.

22. Мы хотим обратить сегодня особое слово к христианской молодежи. Вам, молодым, надлежит не зарывать талант в землю (Мф. 25:25), но употребить все дарованные вам Богом способности для утверждения в мире истины Христовой, для воплощения в жизнь евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему. Не бойтесь идти против течения, отстаивая правду Божию, с которой далеко не всегда сообразуются современные секулярные стандарты.

23. Бог любит вас и от каждого из вас ожидает, что вы будете Его учениками и апостолами. Станьте светом мира , чтобы окружающие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14-16). Воспитывайте детей в вере христианской, передайте им драгоценную жемчужину веры (Мф. 13:46), которую вы получили от ваших родителей и предков. Не забывайте, что «вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20) — ценою смерти на кресте Богочеловека Иисуса Христа.

24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.

Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20).

25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

26. Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.

27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно.

28. В современном мире — многоликом и в то же время объединенном общей судьбой — католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «да уверует мир» (Ин. 17:21). Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества.

29. В безбоязненном возвещении правды Божией и спасающей Благой вести да поможет нам Богочеловек Иисус Христос, наш Господь и Спаситель, духовно укрепляющий нас Своим неложным обетованием: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

Христос — источник радости и надежды. Вера в Него преображает жизнь человека, наполняет ее смыслом. В этом на собственном опыте убедились все те, о ком можно сказать словами апостола Петра: «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:10).

30. Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!

Патриарх Московский Епископ Римский,

и всея Руси Кирилл Папа Католической Церкви Франциск

12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы — Гаваны состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Встреча такого уровня стала первой за всю современную историю РПЦ и Католической церквей. Это событие вызвало большой резонанс в новообрядческой среде. Ряд клириков Московской Патриархии крайне резко высказались об этой встрече, обвинив ее участников в ереси, другие наоборот одобрили развитие диалога церквей и консервативно-традиционалистскую направленность декларации, подписанной сторонами. Были высказаны и мнения, что ничего сверхъестественного в этом событии нет. Римский папа и восточные патриархи, например, константинопольский патриарх Варфоломей, встречаются регулярно.

Как ни странно, это событие активно обсуждается и в старообрядческих согласиях, вроде бы далеких от церковно-политических процессов диалога восточного и западного христианства. Сегодня мы публикуем мнения об этой встрече авторитетных старообрядческих священнослужителей и экспертов.

Митрополит Корнилий, московский и всея Руси (РПСЦ) (из ответов на вопросы читателей 16 февраля 2016 г.)

Честно говоря, я не имею телевизора и лично не пользуюсь интернетом, однако основные мировые события все равно становятся тем или иным образом известны. Думаю, Господь дает информацию о том, что нужно, а что не нужно, может, и не дает. Состоявшаяся встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска к нам, к нашей старообрядческой Церкви не имеет никакого отношения. Никто у нас благословение на нее не спрашивал.

Как отношусь к этой встрече?

Руководитель информационно-издательского отдела Московской Митрополии Александр Васильевич Антонов отметил, что, может быть, даже и хорошо, что во время встречи говорили о Сирии. Говорили о том, что в Сирии пора прекращать войну. Очень хорошо, если война прекратится, потому что страшно, когда идут боевые действия, убивают множество людей, а для многих беженцев война стала настоящей трагедией.

На этой встрече обсуждалась недопустимость однополых браков, и это тоже хорошо, и мы, старообрядцы, со своей стороны тоже говорим, что это недопустимо. Однако печально, что незадолго до этой встречи на Кубе провели парад содомитов, как говорят, в угоду американцам. Не знаю, случайность это, совпадение или преднамеренная провокация. Конечно, очень неприятное вступление к подобным встречам, можно так сказать. Александр Васильевич говорит, что участники встречи глав конфессий также осудили все это безобразие. Что касается далеко идущих итогов встречи патриарха Кирилла и папы римского, подождем, увидим. Что дальше будет, может, какие секреты возможно и есть, пока на сегодняшний день мы в стороне от этой темы.

Благочинный Западносибирского благочинья (Сибирская епархия РДЦ) протоиерей Андрей Марченко

Встреча патриарха РПЦ МП Кирилла с папой Франциском — событие скорее из сферы внешней политики России, а не из религиозной сферы. Мне кажется безосновательным предполагать соединение этих конфессий, поскольку ни Римский престол никогда не откажется от идеи своего первенства в пользу равенства, ни РПЦ МП не согласится стать всего лишь очередным униатским патриархатом под омофором «Слуги Слуг Божьих», особенно принимая во внимание, с каким пиететом РПЦ МП относится к вопросу собственного первенства в христианском мире. Ни одна из сторон никогда не переступит через свои амбиции, по крайней мере в обозримом будущем. Поэтому, как мне думается, нет оснований для ожидания каких-то дальнейших практических шагов на пути соединения этих конфессий. Даже сделанный шаг патриарху Кириллу дался нелегко, что видно из того, что подготовка к Кубинской встрече, по словам самого патриарха Кирилла, проводилась в абсолютной тайне и о ней знали всего пять человек. То есть патриарх Кирилл не считал для себя возможным в данном случае рассчитывать на лояльность собственной же паствы и клира.

В таких условиях разве можно говорить о каком-то грядущем соединении? Хотя следует признать, что современные новообрядцы безропотно, а некоторые и «с чувством глубокого удовлетворения» готовы проглотить уже все,что угодно. Предметом общественного обсуждения стала встреча патриарха и папы, хотя в самой встрече нет ничего примечательного, кроме того, что она первая в истории новообрядческой церкви. Патриарх Кирилл постоянно встречается и с иудеями, и с мусульманами, и с буддистами в рамках различных мероприятий. В этом нет ничего необычного, да и предосудительного, если обсуждаемые вопросы имеют общественное значение и выходят за рамки интересов одной конфессии. На встрече папы и патриарха как раз и обсуждались вопросы глобального масштаба: противостояние терроризму, гонения на христиан на Ближнем Востоке и т.п.

И всё бы ничего, если бы не сам дух подписанного по итогам встречи совместного Заявления, в котором все разногласия православных и католиков объявляются «следствием человеческой слабости и греховности ». То есть, по представлениям составителей этого Заявления и подписавшего оное патриарха Кирилла, реальных причин (богословского и канонического характера) для разрыва отношений с Западной церковью у Восточной Церкви не было… Но, как я уже сказал, современные новообрядцы готовы, видимо, уже не жуя проглотить все, что угодно.

Как реагировать на это староверам? Да никак. К староверию данная встреча не имеет никакого непосредственного отношения. И всякое повышенное внимание к подобным мероприятиям может свидетельствовать лишь о странной психологической зависимости от внешних. А между тем св. ап. Павел наставляет нас: «Что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог » (1Кор.5:12,13). Староверы должны быть вполне самодостаточными, коль скоро считают именно себя Церковью Христа. Максимум, что может измениться в случае пока представляющегося иллюзорным соединения новообрядцев и католиков, это чин отречения от ереси. Он просто будет дополнен соответствующим образом…

Настоятель кафедрального собора РПСЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов

В отношении встречи патриарха Кирилла с папой римским как политического события нельзя сказать чего-то определенного. Потому что действительная суть этих мероприятий всегда остаётся за кадром. Истинные причины и последствия знает только узкий круг людей. И они информируют общество в той мере, в которой считают себе полезным.

Но вот что действительно удивляет, так это реакция старообрядческой общественности на это происшествие. Как все всколыхнулись! Сколько было высказано опасений, предупреждений, «неопровержимых фактов», «канонических оценок» и «авторитетных мнений» в отношении вроде бы посторонней нам конфессии! Мне кажется этот факт более удивительным, чем сама встреча. Получается, что многие старообрядцы еще не до конца перерезали пуповину, связывающую их с РПЦ? Многих ещё мучают фантомные боли по когда-то утерянной части их жизни?

В этом смысле прошедшая встреча очень важна для старообрядчества. Как показатель, как лакмус реальных взаимоотношений старообрядцев с РПЦ МП.

Доцент Высшей школы экономики, сотрудник Академии Наук, завуч духовного училища Русской Православной старообрядческой Церкви в 2007 - 2014 годах Алексей Муравьев .

На мой взгляд, это событие не имеет не только отношения к жизни старообрядцев, или даже тех христиан, которые не принадлежат к РПЦ МП. Даже к внутренней жизни Московской Патриархии это событие имеет малое отношение, потому что сейчас очень сильно изменилась вся ситуация с религией в мире. Если в 1990-х годах общественность очень бурно реагировала на, скажем, молитву патриарха в католическом костеле или на посещение синагоги, то сейчас это уже никого не интересует. Это политическое событие, более того, с неизвестным подтекстом — экономическим, политическим, мы ничего об этом не знаем. Обществу через СМИ явили некий «сигнал любви и доброты», который вроде как наше политическое руководство посылает всему миру. Я так понимаю его.

Забавно, что у людей заработали аналогии: вот византийские императоры в последние годы своего правления, боясь найти управу на турков, продавали веру католикам, папе римскому… но сейчас-то ничего подобного нет. Ведь на самом деле и папа римский готов отказаться не только от филиокве, но и вообще чуть ли не от каких-то фундаментальных основ католицизма в традиционном понимании. Произошла какая-то тотальная подмена очень многих религиозных понятий. Да и новообрядческий патриарх — не символ незыблемости православия.

Сегодня католическая церковь находится в ситуации совершенно иной, то есть у нее максимально либеральная программа, католическая церковь готова заключить какой-то мир, условно говоря, с РПЦ по частным вопросам. У обеих церквей весьма широкая программа реформ, которая во многом совпадает, но объединяться никто не будет — это попросту никому не выгодно. Поэтому мне кажется, что это событие, которое не стоит такого внимания, вообще ничего не обозначает.

Новообрядческий патриарх встречается с Папой, причем не в первый раз. От того, что Константинопольский патриарх Варфоломей регулярно встречается и молится с Папой, объединилась ли Греческая церковь с Римской? Нет, не объединилась. В нынешнем мире совместная молитва ничего не значит. А что касается качества веры и проблем богословского диалога, то нас, старообрядцев, в эксперты по чистоте веры никониан никто не зовет. Сейчас нет такого запроса ни у кого. Поэтому, честно говоря, удивительно, что это вообще кого-то из старообрядцев интересует.

От редакции: в продолжение темы читайте впечатления католического священника о служении в России: « » .

Подписание декларации:

Текст декларации подписанный Патриархом Кириллом и Папой Римским Франциском (12.02.16.)

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор. 13:13 ).

1. По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси , встретились ныне в Гаване . Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.

С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2Ин. 1:12 ), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации.

2. Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова - символа надежд «Нового света» и драматических событий истории ХХ века - мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.

Мы радуемся тому, что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона.

3. Встретившись вдали от старых споров «Старого света» , мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных , призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1Пет. 3:15 ).

4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них - бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства».

5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога , единого в Трех Лицах - Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности , произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21 ).

6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства , о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она - в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний - станет знамением упования для всех людей доброй воли.

7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия , мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа.

8. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни - осквернению, памятники - уничтожению. В Сирии , Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.

9. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.

10. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах.

Просим всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все необходимое для их скорейшего освобождения.

11. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17 ), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших.

Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий. Призываем все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям. Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.

12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол: «Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет. 4:12-13 ).

13. В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог . Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14:33 ).

14. Свидетельствуя о высокой ценности религиозной свободы , мы воздаем благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы , где десятилетиями господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего безбожия сброшены, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру. За четверть века здесь воздвигнуты десятки тысяч новых храмов, открыты сотни монастырей и богословских учебных заведений. Христианские общины ведут широкую благотворительную и социальную деятельность, оказывая многообразную помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях.

15. В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними. В частности, мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни.

16. Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.

17. Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений.

18. Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими. Мы, христиане, не должны забывать о том, что Бог «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:27-29 ).

19. Семья - естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным.

20. Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак - это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания.

21. Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10 ).

Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом.

Выражаем озабоченность все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью - это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию. Считаем своим долгом напомнить о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца.

22. Мы хотим обратить сегодня особое слово к христианской молодежи. Вам, молодым, надлежит не зарывать талант в землю (Мф. 25:25 ), но употребить все дарованные вам Богом способности для утверждения в мире истины Христовой, для воплощения в жизнь евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему. Не бойтесь идти против течения, отстаивая правду Божию, с которой далеко не всегда сообразуются современные секулярные стандарты.

23. Бог любит вас и от каждого из вас ожидает, что вы будете Его учениками и апостолами. Станьте светом мира, чтобы окружающие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14-16 ). Воспитывайте детей в вере христианской, передайте им драгоценную жемчужину веры (Мф. 13:46 ), которую вы получили от ваших родителей и предков. Не забывайте, что «вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20 ) - ценою смерти на кресте Богочеловека Иисуса Христа.

24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.

Мы не соперники, а братья : из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим . 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20 ).

25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными . Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

26. Мы скорбим о противостоянии на Украине , унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.

27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно.

28. В современном мире - многоликом и в то же время объединенном общей судьбой - католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «да уверует мир» (Ин. 17:21 ). Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины , во многом зависит будущее человечества.

29. В безбоязненном возвещении правды Божией и спасающей Благой вести да поможет нам Богочеловек Иисус Христос, наш Господь и Спаситель, духовно укрепляющий нас Своим неложным обетованием: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32 ).

Христос - источник радости и надежды. Вера в Него преображает жизнь человека, наполняет ее смыслом. В этом на собственном опыте убедились все те, о ком можно сказать словами апостола Петра: «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет. 2:10 ).

30. Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Римский, Папа Католической Церкви Франциск

Встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе и подписание ими декларации о совместных экуменических действиях, по сути являются заключением двухсторонней экумено-иезуитской унии и уничтожением официальной Русской Церкви, находящейся под управлением Московской Патриархии, как Церкви Православной. С момента подписания декларации, нарушающей каноны Кафолической Православной Церкви и правил святых отцев, РПЦ МП юридически становится Экуменической Русской Церковью, управляемой внешними силами, через церковный орган власти Московскую Патриархию. При этом, согласно древней традиции униатства, и при экуменической унии РПЦ должна сохранять внешние признаки Православия, выражающиеся в атрибутике Православной Церкви, ее традициях и обрядах.

.

/Уния — это когда дух Церкви убивается, а внешние формы убитой Церкви сохраняются для обмана религиозных людей, которые живут в церкви не столько по духу, сколько по обрядоверию. Если говорить евангельским притчивым языком: Волки режут овцу и ее шкуру одевают на себя, а так же и имя ее (паспорт ) присваивают себе, чтобы погубить всё стадо. Под овцой надо понимать РПЦМП/