Нормы школьной мебели. Новые нормы санпин для школьников


Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении. Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м. Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке. Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток. Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имею­щая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола). За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше. Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина: порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15. Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В. Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами: Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10. Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В. Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения. Профилактика нарушений осанки. Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Случаи неправильной осанки в младшем школьном возрасте являются проявлением общей функциональной слабости организма. Их возникновению способствует перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д. С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляют­ся некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двига­тельной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усво­енные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами. Понятно, что обеспечение прямой посадки возможно при со­ответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Сущест­венную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали меж­ду обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается тогда, когда край сиденья стула заходит за край крышки стола на 3-6 см. Когда края стола и сиденья стула находятся на одном перпендикуляре, и когда край сиденья отстоит края стола, ученику приходится сильно подаваться вперед. Это увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, т.е. соединённые между собой стол и сиденье, устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее требуется, откинув крышку, чтобы дистан­ция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть несвязанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, что­бы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю и родителям следует добиться автоматизма такой посадки, она должна стать для школьника максимально удобной и привычной. Дифференцией называется расстояние по вертикали между обра­щенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: Она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При боль­шой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо. Это может привести к искривлению позвоночника в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден гор­биться, что приводит к быстрому развитию утомления. Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3-4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует пом­нить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приво­дит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходи­мо разрешить учащимся менять положение тела во время урока. Профилактика близорукости. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно ка­лорийное питание. У детей врожденная близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание раци­ональных условий учебной работы в школе и дома, упорядочение режима питания, своевременное выявление отклонений зрения от нормы, постоянное ношение учащимися очков и др. ^ Рекомендации по предупреждению развития близорукости. 1. Правильно оборудовать рабочее место, создать благо­приятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Через 45 мин устраивайте, как в школе перемену на 5-10 мин. 2. Настольную лампу (она ставится слева, мощность лам­почек 50-60 ватт) включайте вместе с верхним освеще­нием. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой.

Лаборатории химии, физики, биологии должны иметь площадь не менее 70-100 м2, а также лаборантскую 6 м2. их лучше размещать на верхних этажах здания (лучше проветривание и снижения загрязнения других классов). Учебные лаборатории должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, водопроводом для мытья посуды и оборудования.

Требования в спортзал в школе

Лучше располагать на первом этаже, при блочной системе строительства - в отдельном блоке (шум мешает урокам в других классах). Площадь спортивного зйлу - 4 м2 на 1 учащегося, высота - не менее 6 м. Особенность микроклимата - температура 16 ° С, так как возможен перегрев детей при интенсивной двигательной активности, объем вентиляции 80 м3 / ч, кратность вентиляции 4-5.

Вход в спортивный зал должен предусматривать проход или непосредственно через раздевалку, или через обособленное коридор. Инвентарная комната для спортивного оборудования должна соединяться со спортивным залом через двери или открытое отверстие размерами (2 м × 2,2 м). С инвентарной комнаты или спортивного зала следует предусмотреть дополнительный выход на спортивную площадку.

Гигиенические требования к школьной мебели

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (ГСанПиН 5.5.2.008-01, ГОСТ 5994-93, 11015-93, 11016-93).

Основные требования:

Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)

Травмобезопасность;

Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработки;

Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145 °. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция (рис. 13.2).

Дистанция сиденья - расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения. Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения (рис. 13.3).

Рис. 13.2.

1 - высота переднего края стола; 2 - высота заднего края стола; 3 - ширина горизонтальной части крышки стола; 4 - ширина наклонной части крышки стола; 5 - высота сидения; 6 - глубина сидения; 7 - ширина сидения; 8 - дистанция спинки; 9 - дистанция сидения; 10 - диференция

Рис. 13.3.

А - отрицательная; Б - нулевая; В - положительная

Дистанция спинки - расстояние (по горизонтали) от заднего края стола до спинки сиденья. Согласно гигиеническим требованиям дистанция спинки должна превышать переднезадний диаметр грудной клетки в пределах 3-5 см.

Диференция - расстояние (по вертикали) от заднего края парты плоскости сиденья, в норме равна расстоянию от локтя до лавы при свободно опущенной руке с добавлением 5-6 см, что обеспечивает свободное расположение рук на столе. Принято считать, что в среднем диференция должна составлять 1/7 - 1/8 части роста.

При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед и сгибать корпус, а это приводит к искривлению позвоночника (кифоз). Большая диференция (высокий стол или низкое сиденье) - вызывает поднятие правого плеча и возникновения правостороннего сколиоза, расстояние от глаз до тетради может в этом случае оказаться заниженной. При малой дифференции (низкий стол и высокое сиденье) ученик должен сильно наклоняться и опираться на стол, что приводит к сжатию органов грудной клетки и брюшной полости, опускание правого плеча, а это способствует появлению сутулости и возникновению левостороннего сколиоза, особенно если одновременно есть положительная дистанция (рис. 13.4).

Рис. 13.4.

В настоящее время для учащихся 1-4-х классов изготавливают одноместные и двухместные парты с учетом возраста. Они могут иметь постоянные размеры или универсальные с регулируемой высотой стола, сиденья и наклона крышки. В учебных кабинетах для школьников средних и старших классов используют одно- или двухместные ученические столы с постоянными или регулируемыми параметрами и стулья. Они делятся на пять групп в соответствии с ростом учащихся: первый номер соответствует росту до 1 30 см, а каждый следующий номер соответствует увеличению роста на 15 см. Поверхность ученических столов покрывают лаками, эмалями или другими светлыми материалами, легкодоступными для мытья и дезинфекции. Парты, столы и стулья имеют разное групповое (цифровое) и цветовую маркировку (табл. 13.4).

Таблица 13.4

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт. Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной - 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт - 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске. Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение. Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах - 90-95 см от пола.

Школьные учебники. Гигиенические требования к учебникам сводятся к следующему: размер и форма шрифта; качество бумаги и иллюстраций; формат и масса книг.

2-4 классов должна составлять 2-2,5 мм, начиная с 5-го класса - 1,75 мм. Минимальная толщина основных штрихов - 0,25-0,3 мм, а расстояние между ними в букве не менее 0,5-0,6 мм.

В обычных учебниках не рекомендуется набор текста на странице в две колонки (затрудняет работу зрительного анализатора). В учебниках для 1-2-х классов расстояние между строками должно быть не менее 2,8 мм (между словами - не менее 4 мм), для 3-4-х классов - не менее 3 мм, начиная с 5-го класса - не менее 2 мм.

Бумага, который используют для печати учебников, должен быть белого или светло-желтого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, который обеспечивает хороший контраст между фоном и печатным материалом (буквами, рисунками). Оптимальное расстояние головы от текста при его чтения считается 25 см для детей 8-9 лет и 30-35 см - для школьников начиная с 11-12 лет. Оптимальный угол наклона книги к поверхности стола должна составлять 40-50 °.

На основании исследований функционального состояния опорно-двигательного аппарата установлены следующие допустимые массы учебного комплекта (масса учебников, школьных принадлежностей и портфеля) школьников: для учащихся 1-2-х классов - 1,2 кг, для учеников 3-4-х классов - 2 2 кг, для учеников средних классов - 2,2-3,2 кг, для учеников старших классов - 3,2-3,7 кг. Вместе с тем, необходимо отметить, что масса каждого учебника для школьников начальных классов не должна превышать 300 г.

Школа: основное, среднее общее образование

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций.

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15?. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

Размеры мебели и ее маркировка

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-172.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. ---- абз. 15 п. 5.6 иключен

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 450 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся ( настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600Х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3-0,4 м.

Правильное оснащение образовательных учреждений мебелью имеет важное значение, как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов. В то же время результаты ис­следований показывают, что в большинстве общеобразователь­ных учреждений ученическая ме­бель в начальных классах не обе­спечивает условия для поддержа­ния правильного положения тела ребенка. Среди основных причин такой неудовлетворительной ор­ганизации рабочих мест учащихся необходимо выделить закупку и поставку комплектов учебной ме­бели без учета росто-возрастного распределения учеников, недо­статочность гигиенических знаний у работников образовательных учреждений и низкий уровень кон­троля за выполнением требований санитарных правил.

Какой должна быть мебель

Предполагаемая к использованию в классном поме­щении ученическая мебель должна иметь документы, подтверждающие ее соответствие требованиям госу­дарственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и обязательных государственных стан­дартов (ГОСТ). Число ее комплектов опре­деляют в соответствии с примерным распределением такой мебели в зависимости от ее вида и возраста детей.

Парты, столы и стулья должны иметь цифровую (как часть общих требований к содержимому маркировки, предусмотренных ГОСТ) и цветную марки­ровку. Цифровая маркировка содержит в числителе ро­стовую группу стола (парты), а в знаменателе - средний рост детей. Цветная маркировка мебели наносится в виде круга диаметром не менее 10 см или горизон­тальной полосы размером 10 х 15 мм на видимую на­ружную поверхность столов, стульев, парт.

Выполнять требования СаНПиН несложно

При использовании ученической мебели в обще­образовательном учреждении обязательны к испол­нению СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требо­вания к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Каждого обучающегося обеспечивают удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Парты (столы) в учебных помещениях рас­ставляют по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) ставят первыми, независимо от их номера, причем ученики с пониженной остротой зрения должны сидеть в первом ряду от окон.

Не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствие номеров мебели их росту. Это необходимо делать с целью профилактики нару­шений осанки и зрения. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами , простудными заболеваниями, следует рас­саживать дальше от наружной стены.

Контроль соответствия функциональных параме­тров ученической мебели длине тела учащегося ре­комендуется проводить не менее двух раз в год. Рост школьников в обычной обуви измеряют непосредст­венно в классе при помощи ростомера или специаль­ной деревянной рейки длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная с 100 см. В промежутках между делениями простав­ляют все группы (номера) мебели. Можно использо­вать также данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах. В этом случае к показателю роста прибавляют 2 см.

С учетом полученных сведений о росте учитель (классный руководитель) рассаживает школьников за парты (столы) соответствующей группы (номера).

Под линейку становись

В школе в каждом классе рекомендуется иметь мерную линейку с цветовыми полосами, соответству­ющими группам мебели: оранжевая - на высоте от 100 до 115 см от пола, фиолетовая - от 115 до 130 см, желтая от 130 до 145 см, красная - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см. Школьники могут самостоя­тельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой им мебели.

Данные о дате и результатах измерения роста, со­стоянии зрения и слуха школьников, группу (номер) мебели вносят в классный журнал. Каждый ученик должен знать маркировку соответствующих его росту стола (парты) и стула. Повседневную проверку пра­вильности расстановки мебели контролирует учитель (классный руководитель).

Важно не только обеспечить рабочее место, соот­ветствующее росту школьника, но и сформировать у него навыки сохранения во время уроков наименее утомительной позы - сидя глубоко на стуле, корпус и голова ровно. Ноги при этом должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опи­раться на пол (подножку), предплечья свободно ле­жать на столе.

Формирование правильной осадки

Формировать правильную посадку у детей необхо­димо с первых дней посещения школы. Для обучения первоклассников рекомендуется выделить специаль­ный урок. Учитель, используя наглядные пособия, дол­жен продемонстрировать детям правильную рабочую позу, разъяснить, как надо держать голову, плечи, руки и т. д. При этом следует подчеркнуть, что опираться грудью на край парты (стола) нельзя и что расстояние от глаз до книги или тетради должно соответствовать длине предплечья от локтя до конца пальцев.

Ученический комплект стол-стул

Назовем основные условия правильной посадки. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на те­тради - правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол или подножку. Нужно об­ратить внимание на то, что сиденье стула должно за­ходить за край стола не менее чем на 4 см и не более чем на 8 см.

При нулевой и особенно при положительной дис­танции для правильного размещения предплечья на столе учащийся вынужден тянуться вперед. Рабочая поза при этом становится неудобной, создаются усло­вия, усугубляющие статическую нагрузку и способст­вующие развитию утомления.

При письме школьник опирается на спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя сидит бо­лее свободно, опирается на спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. После объяснения и показа правильной посадки учитель должен попросить всех учеников сесть правильно и, обходя класс, поправить, в случае необходимости, их позу.

Плакаты с изображением правильной рабочей позы следует повесить в классе над доской, чтобы каждый учащийся мог во время урока контролировать себя. Вместе с тем школьников необходимо знакомить с на­глядными пособиями, демонстрирующими дефекты осанки, возникающие в том случае, если человек сидит неправильно.

Выработка определенного навыка у детей достига­ется не только при объяснении, подкрепленном пока­зом, но и при систематическом повторении. Для этого учитель должен ежедневно контролировать правиль­ность позы школьников во время занятий. Роль педа­гога в формировании у учащихся правильной посадки особенно велика в первые три-четыре года обучения, но об этом не следует забывать и в средней школе .

Важный фактор сохранения правильной рабочей позы учащихся - систематическое проведение физ­культминуток. Они обязательно должны включать упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища.

НОУ-ХАУ в школьной мебели

Отметим, что в последнее время появились оригинальные виды школьной мебели профилактической направленности, способствующие сохранению ребен­ком правильной рабочей позы за счет особенностей конструкции. Как пример можно привести учениче­ские комплекты на базе накладного балансировочного сиденья и функциональные кресла (Россия), сиденье Мировского (Украина), стул-седло (Финляндия), стул «Гармония» (Великобритания), сиденье типа «пресс-папье» (Германия).

Как правило, эти виды мебели имеют определенные эксплуатационные ограничения (по времени, ви­дам учебной деятельности и состоянию здоровья уча­щихся). Учитывая отсутствие в настоящее время нор­мативных документов по гигиенической оценке такой мебели, ее следует использовать либо для внеучебной деятельности, либо ограниченно, в режиме экспери­мента, по согласованию с органами Роспотребнадзора.

Наиболее изучены с гигиенической точки зрения ученические конторки. Использовать их рекоменду­ется в совмещенном варианте, в качестве дополни­тельных рабочих мест к полному комплекту традици­онной ученической мебели (парты, столы, стулья). При этом конторки размещают или за рядами последних парт (столов), или вдоль крайнего от окон ряда.

Для большинства образовательных учреждений с учетом гигиенических принципов размещения и без ущерба организации образовательного процесса в классе (в зависимости от площади самой классной комнаты и расстановки шкафов для хранения учебных пособий) можно дополнительно поставить от пяти до 11 таких предметов мебели. Продолжительность еди­новременной работы учащегося за конторкой не должна превышать 7-10 минут. Конструктивно рабо­чая плос - кость конторки имеет ширину 500 мм, длину 600 мм, угол наклона от 12° до 15°. Высота рабочей пло­скости должна иметь регулировку по высоте или быть изготовлена с учетом ростовых групп (с соответствую­щей цветовой маркировкой), с высотой переднего края 750 мм для второй группы, 850 мм - для третьей и 950 мм – для четвертой ростовой группы.

Одним из основополагающих прав человека является здоровье. Здоровье взрослого человека в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются уже в детстве.

Как показывают данные официальной статистики, 53% детей школьного возраста в России имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, и лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. К старшим классам состояние здоровья детей значительно ухудшается: за период обучения в школе в 3 раза увеличивается число детей с нарушением зрения, в 5 раз возрастает число детей с нарушением осанки (данные по Волгоградской области). Доказано, что до 64% выяв­ленных случаев наруше­ний осанки у школьников обусловлено именно несоответст­вием функциональных парамет­ров школьной мебели их росто-возрастным особенностям. Несмотря на постоянное обновление школьной мебели, проблема обеспечения общеобразовательных учреждений мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей остается актуальной, т. к. в 22,5% обследованных объектах мебель не отвечает санитарным нормам и правилам (данные Роспотребнадзора по Волгоградской области). Прежде всего важна организация места учащегося в начальной школе, по­тому что она связана с повышен­ной чувствительностью растущего организма и адаптацией ребенка к учебному процессу.

В современной школе неразрывно переплетаются проблемы здоровья и образования. Плохое здоровье, как правило, ограничивает возможности получения образования, а дефекты образования приводят к невосполнимым потерям здоровья детей.

Российский Государственный Медицинский Университет

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. Пивоваров

ТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Грачева М.Н.

Москва 1997 г.


TOC o "1-3" СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671644 PAGEREF _Toc401671644 2

Классификация.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671645 PAGEREF _Toc401671645 3

Обоснование правильной позы............................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671646 PAGEREF _Toc401671646 3

Критерии оценки позы................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671647 PAGEREF _Toc401671647 4

Правильная поза........................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671648 PAGEREF _Toc401671648 4

Подбор мебели.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671649 PAGEREF _Toc401671649 5

Конструкция мебели.................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671650 PAGEREF _Toc401671650 5

Парты............................................................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc401671651 PAGEREF _Toc401671651 5

Классная доска......................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671652 PAGEREF _Toc401671652 6

Чертежные столы..................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671653 PAGEREF _Toc401671653 6

Лабораторная мебель............................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671654 PAGEREF _Toc401671654 6

Мебельь мастерских............................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671655 PAGEREF _Toc401671655 6

Мебель столовых..................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671656 PAGEREF _Toc401671656 7

Мебель компьютерных классов......................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671657 PAGEREF _Toc401671657 7

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671658 PAGEREF _Toc401671658 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ......................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671659 PAGEREF _Toc401671659 9


Классификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

1. Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

2. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

3. Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (сответствующие сегменты спинного мозга) и переферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

1. Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

2. Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах).

Правильная поза

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.

Подбор мебели

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”.

Таблица 1.

Группа мебели

Рост учеников, см

Высота заднего края сиденья над полом, см

Высота переднего края сиденья пад полом, см

Цвет маркировки

Дифферен ция, см

Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед.кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.

Конструкция мебели.

Парты.

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 - 2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с восможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. Впервых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желатально, чтобы не загараживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования.

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхнсть стола на одного ученика - не менее 120´60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.

Мебельь мастерских

Школьны мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения фзического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки атакже валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 2 Столы ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11015-77)

Размеры стола группы, мм

Наименование показателя

Длина крышки стола:

одноместного

двухместного

Ширина крышки

Высота стола со стороны сидящего

Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее

Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее

Свес крыши по ширине, не более

Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями

Таблица 3 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11016-77)

Размеры стульев группы, мм

Наименование показателя

Высота переднего края сиденья

Ширина сиденья

Глубина сиденья

Высота нижнего края спинки над сиденьем

Высота спинки

Ширина спинки

Радиус изгиба переднего края сиденья

Радиус изгиба спинки

Угол наклона сиденья

Угол наклона спинки


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

1. Здровохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г. И.П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.

2. Гигиена: учебник Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.

3. Гигиена детей и подростков: учебник В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.:Медицина,1988 г.

4. Общая гигиена: учебник Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.

5. Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.

6. Лекции по курсу гигиены

Российский Государственный Медицинский Университет КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. Пивоваров РЕФЕРАТ ТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ. ПРЕПОДАВАТЕ