Символ розы. Символика цветов: что означает цвет розы


Полное имя: Роза (Розалия)

Похожие имена: Роуз, Роз, Роса, Ружа, Розин, Розина, Росин, Росина, Розалинда, Розаура, Розетта

Церковное название: -

Значение: роза, славный род

Значение имени Роза – толкование

Яркое и красивое имя Роза имеет несколько версий происхождения. Его современное значение прозрачно и ассоциируется с названием цветка. Таков же и перевод с греческого – «красный цветок». Но есть и другая теория, согласно которой оно имеет древнегерманские корни и происходит от женского имени Ruodhaid – «славный род». Популярно во многих странах мира, имеет много уменьшительно-ласкательных вариантов.

Астрология имени Роза

Благоприятный день: суббота

Через года

Малышка много плачет и капризничает. С двух лет проявляет свой независимый и эгоистичный характер, что огорчает родителей. Роза постоянно требует внимания и нуждается в поощрениях. Отличается целеустремленностью, всегда добивается того, чего хочет.

Ребенок с таким именем обладает сложным характером. Она кажется милой, ласковой и скромной, но в определенный момент способна стать настойчивой и упрямой. Имеет обостренное чувство справедливости. Сие побуждает ее защищать и поддерживать тех, кто в этом нуждается.

К слову, маленькая Роза без сожаления расстается с подругами и друзьями, которые не могут хранить ее тайны. Девчонку легко ранить, и она об этом будет помнить на протяжении долгого времени, не подпуская близко своего обидчика.

Умело манипулирует людьми, стремится к лидерству. В школе пользуется уважением педагогов, участвует во всех мероприятиях, где может проявить свою активность. Наметив какую-то цель, достигает ее любыми средствами. Долго не может найти хобби, поэтому постоянно меняет свои увлечения и пристрастия.

Прекрасно осознает свою привлекательность, среди ее друзей много парней, которые готовы исполнить любое желание девушки. С подругами высокомерна, старается показать собственное превосходство, но всегда готова помочь самым близким из них.

Роза – это барышня, которая умеет обворожить кого угодно, и умело этим пользуется на протяжении всей жизни. В юности развлекается тем, что ссорит между собой поклонников, а по прошествии времени умело плетет интриги в коллективе.

Роза знает себе цену, но с возрастом становится более терпимой к окружающим и тщательно скрывает свою надменность. Женщина очень любит себя, желает, чтобы ею восхищались окружающие. Если этого не происходит, то «выпускает колючки» и становится агрессивной.

Только очень близким людям поверяет свои тайны, для остальных старается быть женщиной-загадкой. Следит за своей внешностью, постоянно соблюдает диету, так как имеет предрасположенность к полноте.

Может завести роман с начальником, получает от этого не только моральное удовольствие, но и материальную выгоду. Но Розу нельзя назвать безнравственной особой, просто таков ее характер. Женщина достаточно ранима и романтична, все ее поступки – развлечения, которые ей необходимы как воздух.

Характер Розы

Роза является очень активной и целеустремленной по жизни женщиной, склонной к проявлениям доброты и сострадания. Женщина никогда в жизни не предаст человека, которого действительно ценит и уважает.

Эта дама знает себе цену, умеет показать себя с лучшей стороны. Она добра и снисходительна, хотя всему есть предел. Роза ценит собственную свободу и тщательно скрывает от общественности личную жизнь. Ее кредо – независимость.

Роза весьма темпераментна. отличается импульсивностью и дерзостью. Она умеет плести интриги и является несдержанной женщиной. Есть в девушке с именем Роза неисправимая незрелость, детская легкомысленность, иногда граничащая с простачеством.

Роза очень сильно переживает обман или измену, вплоть до нервных срывов. Моментально прекращает общение с человеком, который ее предает или ставит палки в колеса. И пусть он не рассчитывает на прощение в будущем – только на месть.

Судьба Розы

Роза с детства отличается активностью, и с возрастом эта черта не исчезает. Женщина не любит сидеть без дела, но постоянно ищет какое-то новое занятие. Может посещать курсы флористики, танцев, живописи. Обожает шопинг и может потратить на платье или туфли всю зарплату. Если Роза определилась с профессией и увлечениями, ей все равно необходим драйв. Девушка любит вечеринки и домашние посиделки, общается в социальных сетях и регистрируется на сайтах знакомств.

На окружающих производит впечатление легкомысленной особы, но каждый шаг Розы тщательно продуман. Она добивается поставленной цели любыми способами, иногда использует для этого интриги и ложь. Умеет постоять за себя, не прощает обид. Может радоваться чужим победам лишь в том случае, когда ее жизнь складывается удачно, но никогда не завидует людям открыто.




Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

Роза всегда старается выбрать профессию, которая окажется ей по душе. Дело в том, что работать исключительно ради денег она никогда не будет.

Женщина обладает колоссальной энергией, поэтому ей не подходят специальности, требующие усидчивости и монотонности. Может найти свое призвание в гуманитарных науках, искусстве, туристическом бизнесе.

Брак и семья

Роза неузнаваемо меняется, когда в ее жизни появляется «единственный и неповторимый» мужчина, с которым она решает связать свою судьбу. Женщина становится примерной женой и прекрасной матерью. Она с любовью обустраивает жилье, проявляя свой прекрасный вкус, и начинает баловать домочадцев кулинарными шедеврами.

Роза с удовольствием принимает гостей, хорошо относится к родственникам мужа. Если супруг ей изменяет, женщина делает все, чтобы об этом не узнали окружающие, она не терпит пересудов. Старается дать детям прекрасное образования и тщательно следит за их успехами в учебе.

Секс и любовь

Роза очень страстная и эмоциональная возлюбленная, и это льстит ее партнерам. Во время интимной близости получает удовольствие, но не заботится о том, чтобы доставить наслаждение мужчине.

Как только ее страсть угасает, без сожаления расстается со своим партнером и будет ждать нового страстного ухажера. Любит, когда за ней долго и красиво ухаживают.

Здоровье

В детстве болеет простудами, но больших проблем со здоровьем у девочки не наблюдается. Роза вынослива и обладает хорошим иммунитетом.

Предпочитает активный отдых, посещает бассейны и спортзалы. Женщины, которым родители дали это имя, склонны к полноте, поэтому им приходится постоянно следить за собственным рационом.

Увлечения и хобби

Роза любит путешествовать по другим странам, насыщая разум и душу новыми впечатлениями, активно фотографируя достопримечательности и иностранцев.

Часто она увлекается флористикой или рисованием. Может очень преуспеть на данном поприще, вплоть до участия в персональных выставках и экспозициях.


Вернуться к списку Растений и мифов >>>
. Роза - самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, эта "королева цветов" росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. В Древней Греции роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (в Риме -Венеры), а также символизировала любовь и желание. У арабов роза - это символ мужской красоты. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность; белая роза - это символ невинности, чистоты, целомудрия; Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку на ней не было греха, "розой без шипов". Роза - это традиционная эмблема Англии, она представляет собой самый известный нагрудный знак английских королей. После "Войны Алой и Белой Розы", названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза дома Ланкастеров и белая дома Йорков были объединены в форме, которая носит название "Розы Тюдоров". В недавние времена красная роза была одобрена европейскими политическими партиями в качестве эмблемы социализма. В 1986 году ее в качестве эмблемы утвердила британская лейбористская партия.
Также роза - символ тайны и молчания; по греко-римской мифологии, бог тишины Гарпократ склонил Венеру к любовной связи; чтобы купить его молчание, сын Венеры, Купидон , дал ему белую розу. В древности роза рисовалась или изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что все, сказанное sub rosa, "под розой", является конфиденциальным. Похожее выражение sub vino sub rosa est говорит о том, что сказанное было произнесено под воздействием вина.
Роза, один из наиболее распростра-нённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Р. занимает ведущее место. Так, Брахма , споривший о цветах с Вишну , отдал предпочтение сначала лотосу , но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом Р. связывали радость, позже - тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, букв, «под розой» как обозначение тайны), но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа Р. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран Р. стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «Розу Елисейских полей ». С другой стороны, Р. на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Более полный набор символических значений Р. включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Р. может выступать как символ солнца , звезды , богини любви и красоты (в Древнем Риме Р. связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно - красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Роза б ланка и т. п.). У арабов Р., напротив, мужской символ, в еврейской каббале Роза - образ единства. Роза символизирует число пять, и эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причём «Розарии» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» - пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как Роза или имеет Розу своим атрибутом. Р. в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия , святых - Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве Роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве Р. символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое зна чение получают и части Р.: её зелень соотносится с радостью, шипы - с печалью, сам цветок - со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать Р. как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте. В высшем плане неба (Рай XXX-XXXIII) поэт видит огромную пламенеющую Р., лепестки которой - души праведных, а высший из них - богоматерь. После Данте Р. всё чаще символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство, творческий порыв (в итальянском гуманистическом неоплатонизме, философских утопиях розенкрейцеров и масонов и т. д.). Р. как символ земной чувствительной страсти чрезвычайно популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике 16-18 вв. Эволюция образа Р. отмечается и в более поздней поэтической и мистической традиции. Так, у немецкого поэта К. Брентано в «Романсах о Розарии» выступают три сестры - Розароза (Алая роза), Розадора (Золотая роза) и Розабланка (Белая роза), которым грозит кровосмесительная связь с братьями, но их спасает вмешательство благодати. Роза становится стержневым образом-символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штифтер и др.), символистов рубежа 19-20 вв. (С. Малларме, В. де Лиль-Адан, О. Уайльд, кружок франц. поэтов - розенкрейцеров и др.), писателей 20 в. (например, У. Б. Йитс, Дж. Джойс, Т. С. Элиот, П. Целан; в России, в первую очередь, - А.А. Блок и О. Э. Мандельштам); в большинстве своём мотивы Розы у этих авторов так или иначе восходят к Данте. В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным симво-лом мира и человеческой жизни. Образ Розы присутствует во многих про-изведениях искусства (Р. - один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая Р. на витражах средневековых храмов). Р. знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. е. «живопись Р.». С 12 в. Р. вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) Р. нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты. Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения ши дов. По одной версии, Р. стала крас-ной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шиилом Р. во время поисков ею убитого Адониса . Иная мотивировка - белая Роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева .По другой версии, Роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на Розу. С Купидоном связывают и происхождение шипов Розы. Вдыхая благоухание Розу, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу , оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ейt стать оградой из Роз, Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Розу шипами.Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал Розы колючими).Согласно раннехристианской традидии, до грехопадения Р.не имела шипов. Красный цвет Р.объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные Розы нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные Розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из Р.), а тернии Розу соотносились с терновым венцом. Исключительную роль играет Р. в символике иранской литературы и искусст-ва. Традиционен мотив любви соловья к Р.: когда её срывают, соловей вскрикивает; Роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяющий Розы и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой Розы - пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю. В германской традиции Р. принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.Символика различных видов Р. и её элементов многообразна. Красная Роза - христианский символ земного мира; эмблема Адониса, Афродиты, Венеры, Сафо; знак дома Ланкастеров; восторг, стыдливость, стыд, желание, объятие, страсть, материнство, смерть, мученичество. Белая Р. - чистота, девственность, духовность, абстрактная мысль, тишина; знак дома Йорков. Красная и белая Р. - единство, союз. Гирлянда Роз - атрибут Эроса, Купидона, святой Цецилии; блаженная душа, небесная ра-дость, утешение в христианской вере; ангельский венец. Р.на кресте - смерть Христа. Шип Р. - страдание, смерть; христианский символ греха; Р. без шипов - неблагодарность. Венок из Р.- небесная радость, награда за добродетель. Розовый сад - Новый Иерусалим; Небесная Роза - роза дантовского Рая, образ универсума и высшего блаженства. Золотая Роза - Роза, благоелавляемая священником и вносимая на празднике в храм; символ церкви, небесного благослове-ния и радости. Серебряная Р. - жилище Брахмы . Розетка Р. - знак семи имён аллаха в мусульманстве; в буддизме - знание, закон, путь порядка, т. е. тройственная истина, символизируемая и лотосом; звезда , круг вселенной. Розовое дерево - убежище, приют. Роза, воспетая античными поэтами и средневековыми трубадурами как короле-ва цветов и царица сладостных ароматов, выступает в их произведениях как символ совершенства, как эмблема божественной, романтической и эротической любви. Однако ее символика далеко не исчерпывается этими значениями. Роза может служить яркой аллегорией человеческого сердца, тайны, солнца, космического колеса и центра мироздания. Но и это еще не все, поскольку символика прелестного цветка во многом зависит от его окраски. Так, белая роза олицетворяет чистоту и непорочность, красная роза символизирует мученичество, а черная или распустившаяся роза являются эмблемами печали и смерти.
В античной мифологии, что вполне логично, совершенный цветок посвящен самой прекрасной из богинь - богине любви и красоты Афродите (Венере). По одному из греческих мифов они появились на свет одновременно: когда Афродита вышла из пены морской, клочья пены, лежавшие на груди, плечах и бедрах обворожительной богини, превратились в роскошные белые розы, а тонкий аромат им придал нектар богов-олимпийцев, с радостью принявших прекрасную Афродиту в свою могущественную семью.
Происхождение красной розы также связано с Афродитой. Однажды прелестная богиня спешила на помощь к своему умирающему возлюбленному Адонису, смертельно раненному на охоте клыками громадного кабана. Встревоженная Аф-родита не замечала острых камней и шипов терновника, изранивших ее нежные ноги, и там, где падали капли крови прекраснейшей из богинь, вырастали алые как кровь розы.
В персидском мифе белую розу окра-сила кровь влюбленного в нее соловья: когда певец любви прижал розу к своей груди, острые шипы пронзили его сердце. Так шипы розы стали ассоциироваться с ранами любви.
В религии древних греков, где розы составляли неотъемлемую часть культа Афродиты, прекрасными цветами жрицы украшали алтари ее храмов, а самые храмы были окружены благоухающими цветниками из роз. На Родосе, где существовал один из самых великолепных храмов Афродиты, даже на монетах чеканились изображения божественного цветка.
В Древнем Риме возникли розалии - религиозный праздник, во время которого венками из красных роз украшали гробницы. Праздник розалий, соединивший символику красной розы со смертью и возрождением, и в самом деле оказался необычайно живучим и популярным. Пе-режив столетия и преодолев сопротивление господствующего христианства, розалии с триумфом утвердились во всех странах Западной Европы. Сроки проведения языческого праздника, зависевшие от времени цветения роз в той или иной местности, не совпадали, однако ловкие клирики приурочили их к важным христианским праздникам. В странах с мягким климатом розалии отмечались на Троицу (Италия, Испания, Южная Франция), а севернее, в более холодном регионе (Германия, Австрия, Бельгия, Голландия) - на Петров день. Среди христиан этих государств даже распространилось поверье, что на Петров день св. Петр рас-сыпает розы, приглашая в рай праведников. Верующие считали розу райским цветком, чей аромат напоминает о блаженстве садов Эдема, а шипы - о грехопадении. Другое поверье наделяло розу функцией оберега, так как суеверные простолюдины полагали, что стойкий аромат цветка отпугивает злых духов и демонов.
Авторитет розы в христианстве вскоре достиг такой высоты, что кроваво-красная роза с острыми шипами сделалась символом Страстей Господних, а непорочную Деву Марию стали именовать «ро-зой без шипов».
В христианской иконографии Деву Марию иногда изображали с тремя разными венками из роз. В этом сюжете венок из белых роз символизировал ее чистоту и непорочность, венок из красных роз олицетворял ее страдания, а венец из желтых воспевал немеркнущую славу Царицы Небесной.
Роза как атрибут сопутствует и некоторым христианским святым. Белые розы лежат в переднике св. Елизаветы Венгерской. Красными розами наполнена корзина св. Доротеи, а в момент ее казни ангелы парят над головой Доротеи с гирляндами из красных роз. Алые розы прорастают там, куда упали капли крови Франциска Ассизского. В изобразительном искусстве мастера Ренессанса, черпавшие свои сюжеты из античной мифологии, посвятили розу, как символ любви и совершенства, богине Афродите (Венере). Раны, полученные от любви, они иногда изображали в виде шипа, который Венера извлекает из ноги. Струйка крови, вытекающая из ранки на ноге, окропляет белые розы, окрашивая их в красный цвет.
Розы также являются атрибутами трех Харит, греческих богинь красоты (у римлян им соответствуют Грации) - очаровательных прислужниц и спутниц Афродиты, составляющих ее прекрасную свиту.
Как эмблема тайны, роза принадлежит египетскому богу молчания Гарпо-крату, изображавшемуся в виде обнаженного кудрявого мальчика с пальцем у рта. Согласно одному из мифов, Купидон подарил Гарпократу белую розу с тем, чтобы пресечь многочисленные слухи и сплетни о ветрености своей матери Венеры.
В алхимии роза стала эмблемой бессмертия, поскольку в ее полуоткрытом бутоне алхимики усматривали образ мис-тического бокала, наполненного эликсиром вечной жизни. Кроме того, белая и красная розы символизировали для них два первоэлемента: серу и ртуть, а семи-лепестковая красавица ассоциировалась с семью металлами и соответствовавшими им семью планетами.
В астрологии цветок розы символи-зировал планету Венеру и период любви в жизни человека.
В золотом масонстве роза олицетво-ряла вечность материи. Три розы св. Иоанна рассматривались как символ света, любви и жизни.
В истории за розой прочно закрепилось высокое звание Королевы цветов. Родиной ее величества ученые называют Южную Туркмению и Северный Иран. В V веке до н.э., в героическую эпоху греко-персидских войн, роза проникла в Малую Азию и Европу. Быстро завоевав человеческие сердца, прекрасная королева воцарилась в садах Старого Света.
В античную эпоху розовыми венками украшали невест и участников веселых пиршеств. Лепестками роз усыпали в Риме путь триумфатора, брачное ложе и гробни-цы. Срезанные розы быстро увядают, поэтому их носили и в знак траура, как символ скоротечности человеческой жизни.
В Средние века роза была излюбленным цветком странствующих рыцарей. В соответствии с существовавшим тогда обычаем, влюбленная дама или супруга дарила розу уходящему в поход рыцарю в знак своей любви и верности, а тот хранил давно засохший цветок у самого сердца как самую дорогую реликвию.
В 1324 году легендарная девица Кле-манс Изор учредила в Тулузе Цветочные игры - первый в истории турнир поэтов-рыцарей. Наградой талантливому победителю была серебряная роза. С тех времен Цветочные игры вошли в традицию, а кавалерами серебряной розы стали выдающиеся поэты Франции, такие, как Ронсар, Шатобриан, Гюго, Виньи и другие.
В период Средневековья популярность Королевы цветов достигла своего апогея. Прекрасные дамы с гордостью носили имя божественного цветка: Роза, Ро-залия, Розалина, Розамунда... Кавалеры украшали свои одежды ее изображениями. Например, далматика английского короля Ричарда II (1377-1399) была сплошь расшита розами и золотыми буквами.
В средневековой Германии на первый план вышла роза Гарпократа, ставшая эмблемой тайны. Белая роза, вывешенная на стене пиршественной залы, призывала собравшихся сохранять в тайне все, что говорилось sub rosa (под розой), т.е. по секрету. В Оружейной палате Кремля до нашего времени сохранились серебряные кубки, преподнесенные в дар русским царям немецкими послами в XVI-XVII веках. Другой пример переносит нас в 30-е годы XX столетия, в гитлеровскую Германию, когда в Мюнхене под университетской крышей образовалась подпольная антифашистская организация «Белая Роза». Боровшимся в условиях строгой конспирации молодым студентам-антифашистам действительно удавалось Долгое время сохранять в тайне деятельность своей организации, однако после поражения гитлеровских войск под Сталинградом, когда они решились на открытую антифашистскую манифестацию (19 февраля 1943 года), молодые патриоты попали в поле зрения гестапо. Многие активные члены «Белой Розы» вскоре были арестованы и после жесточайших пыток казнены, а сама организация - разгромлена.
В эмблематике многогранная символика розы использовалась католической церковью, рядом тайных организаций и даже некоторыми государствами.
В 800-843 годах, до Верденского раздела, шесть сине-красно-желтых роз украшали красное треххвостое знамя Франкской империи Карла Великого.
В XI веке римский папа Лев IX (1049-1054) учредил высший знак отли¬чия «Золотая Роза», которым награждались венценосные особы за «выдающиеся добродетели и благочестие». Этот папский орден действительно представлял собой розу из чистого золота, наполненную благовониями. На каждом лепестке золотой розы гравировалось имя действующего великого понтифика, а также перечень заслуг награждаемого лица. На золотых листьях великолепной розы, словно капли небесной росы, сверкали многочисленные бриллианты. Прежде, чем отправить «Золотую Розу» царственному адресату, папа торжественно освящал ее в четвертое воскресенье великого поста.
Римские первосвященники отмечали этим знаком совершенства лишь самых благочестивых и покорных их воле монар-хов западного мира, чьи заслуги перед католической церковью были хорошо изве-стны. Среди кавалеров «Золотой Розы» числился и французский король Людовик VII (1137-1180), активный участник Второго крестового похода. Король-крестоносец всегда защищал интересы цер-ковников, за что и удостоился прозвища «христианнейшего из королей». Однаж¬ды Людовик спас епископа Овернского от преследований местного графа-разбойника, пытавшегося сжечь монастырь и убить самого прелата. Стараясь пресечь грабежи и разбой феодалов, христианнейший король в 1155 году провозгласил в Суассоне всеобщий мир сроком на 10 лет. Признав выдающиеся заслуги Людовика VII в сохранении Божьего мира, римский папа Александр 111(1159-1181) и наградил благочестивого короля орденом «Золотой Розы».
В XVII веке разностороннюю символику розы использовал тайный оккультный орден розенкрейцеров. Эмблемой розенкрейцеров стал Андреевский крест с розой в центре, олицетворявшей сердце Христа или солнечный свет в центре колеса жизни. Одновременно лепестки розы символизировали степени посвящения, а центр цветка представлял знак единства братьев ордена.
В 1778 году Шомон, секретарь регента Луи-Филиппа Орлеанского, основал в Париже орден Рыцарей и Нимф Розы. В этом галантном ордене эмблема розы объединяла два важнейших символичес¬ких значения королевы цветов: любовь и тайну. Отавная ложа, украшенная гирляндами из роз, любовными эмблемами и девизами, именовалась Храмом Любви. Рыцари ордена носили на голове миртовые венки, а нимфы - венки из роз. Во время церемонии посвящения кавалеры и дамы обменивались друг с другом венками.
В Новейшее время красная роза, как символ кровавой борьбы пролетариата за свое освобождение, была принята в качестве эмблемы Социалистического Интер-национала.
В настоящее время роза - неофици-альная эмблема Англии, Канады и Болга-рии. Из этих государств наибольшие пра¬ва на данную эмблему принадлежат Болгарии, славящейся как первый в мире производитель и поставщик знаменитого розового масла. Желтая (чайная) роза - вполне официальная эмблема Пекина.
В геральдике используются розы белого (серебряного), золотого, красного и синего цвета. Громкую славу в истории снискали две геральдические розы, ставшие символами жестокой феодальной войны Алой и Белой Розы (1455-1485). В итоге длительной кровопролитной борьбы между сторонниками Йорков, имевших в родовом гербе белую розу, и Ланкастеров, в гербе которых цвела алая роза, победу одержал претендент на английский престол из семейства Тюдоров. Короновавшись под именем Генриха VII (1485-1509), он в результате династического брака примирил столько лет враждовавшие между собой розы, соединив их в гербе Тюдоров.
В российской геральдике эмблема розы украшает гербы Белкиных, Воронцовых, Отяевых, Розингов, Сумароковых, Хвостовых и других дворянских родов. Невероятно популярная в прошлом, в настоящее время эта эмблема почти не используется в государственной геральдике: лишь в гербе Финляндии можно увидеть сразу девять белоснежных роз.

Стояла тёплая грузинская весна 2005-го года. В одном простом городке, где была одна своеобразная домовая церковь, жила обычная верующая семья. Самым ярким членом этой семьи был Ираклий — шестилетний мальчик, который любил петь! Пел он и в храме, куда водила его бабушка. Пел он всегда. Зимой, когда ещё весь город спал, он выскакивал на балкон и начинал петь смешным детским голосом. А летом вытворял нечто особенное: этот мальчуган собирал своих ровесников и для соседей на нашей улице давал концерты. Концерты, которые были настолько забавными, что мы всегда с нетерпением ждали начала «великих гастролей».

Мы привыкли к тому, что каждый день он будет петь и радовать нас своим новым репертуаром. Но, увы, с ним стало что-то происходить... В апреле месяце он уже не захотел петь и прыгать, как прежде — у нас было ощущение, будто наша улица начала стареть. Стало уже не так весело. Было заметно, что какое-то странное, необъяснимое чувство терзало его детское сердце. Чувство, вызванное тем, что его сильно обидели, либо, как многие говорили, — чувство детской безответной любви. Будто долгий тоскливый сон, тянулись дни без сольных концертов Ираклия. Тревожились и мы, и, естественно, его родители! Странным было то, что во время заката солнца он часа на два исчезал, и никто не мог найти его. Да и сам он после появления ничего не рассказывал о своих тайных скитаниях. Отвезли его к невропатологу, который не обнаружил ничего плохого и отпустил ребёнка домой, назначив лишь отвар боярышника.

Помню, была последняя неделя апреля. Я возвращаюсь из школы. Почти добравшись до дома, слышу недовольный громкий голос нашей соседки: «Вот! Воры! Воры! Не знают уже, что украсть, и сперли мои бутылки для ткемали!».

— А может, сама положила куда-то и забыла?! — спрашивали соседи.

Но увы, нет...

Мать Ираклия тоже возмущалась, говорила, что несколько дней назад и у неё пропали бутылки.

Это был вор, который пробирался сквозь стены и крал только бутылки! Было смешно и странно одновременно!

28-ое апреля, 10 часов утра. Ираклия дома нет, он куда-то исчез. Такого он никогда не вытворял. Вызвали полицию — мальчик ведь пропал! Переживали все, бабушка Ираклия со слезами причитала: «Какая для нас Пасха наступает... Мальчик пропал... Господи, знаю, Тебя сейчас истязают, но помоги! Помоги, пожалуйста...». Через полчаса родителей отвезли в город на рынок и показали «задержанного» в одном магазине Ираклия с бутылками.

— Сыночек, сыночек, всё в порядке с тобой?!

Ираклий плакал... А мужчина-продавец говорит: «Утром в 9 часов этот молодой человек явился с бутылками. Мы их покупаем за 10 тетри (4 руб). Я удивился, спросил, почему он один, и вызвал полицию, подумал, что наверняка ребёнка ищут родители».

А Ираклий говорил, всхлипывая:

— Злые вы люди, полицию вызвали! Да, я украл бутылки и хотел продать! Завтра похороны Иисуса Христа, хотел принести Ему цветы! Сам, хотел сам купить для Него цветы. Он же завтра умирает. Батюшка рассказывал, что в Пятницу убьют Его, и что Его Мамочка плачет, и мы все должны сделать всё для того, чтобы облегчить Её горе. Розы я хотел купить! Он же так ждал Пасху и так надеялся, что и Он будет красить пасхальные яйца и праздновать этот день вместе со Своей Мамой. А вы полицию вызвали.

«Завтра похороны Иисуса Христа, я хотел принести Ему цветы!»

Все сначала остолбенели от удивления, а потом заплакали! Плакали не только потому, что растрогались из-за того, что Ираклий хотел купить Иисусу цветы, что он хотел быть рядом с Богородицей, но и потому, что в тот момент перед ними открылось настоящее, искренне переживающее за смерть Христа сердце маленького певца, веселого мальчика, который так по-детски хотел утешить Богородицу и хоть неосознанно, но всё же шел на похороны Нашего доброго Пастыря!

Продавец магазина молча взял бутылки и протянул мальчику три лари. Ираклий со слезами на глазах взял деньги и опрометью помчался в цветочную лавку. Он купил цветы. Всем было интересно, куда же он понесёт эти цветы. На следующий день Ираклий встал, пошёл в церковь и перед Распятием долго плакал навзрыд! А вместе с ним и батюшка Георгий, который при этом Ираклию объяснял, что буквально через два дня Господь воскреснет!

Ответом были наивные, наполненные слезами радости глаза Ираклия и слова: «Хорошо, но сегодня же Он умирает!».

Самые первые сведения об этом чудесном растении встречаются в древнейших сказаниях, а родиной «королевы цветов» по праву считается Иран (Персия). По-персидски роза называется «гюль», а Персия с давних времен имеет второе название – Гюлистан. Персы вывели огромное множество видов роз разных форм и расцветок, порой самых экзотических.

В Древней Греции роза была посвящена богине любви Афродите. Венками из роз украшали невест и осыпали новобрачных. Греки считали, что белая роза явилась из пены, которая покрывала рождающуюся Афродиту, богиню любви и красоты. Ни один цветок не наделили такими разными смыслами и символами, как розу. В бутоне розы греки видели символ бесконечности. Но «дева-роза» называли юных прекрасных девушек, напоминая, что и их век красоты не долог.

От греков роза была перенесена в Рим. Здесь во времена республики роза считалась символом строгой нравственности. Древние римляне верили, что роза вселяет в души мужество, и на свои щиты наносили изображение лепестка розы. Роза служила эмблемой храбрости: знаменитый римский полководец Сципион Африканский разрешил своим солдатам в день их триумфального вступления в Рим нести в руках букеты из роз, а чтобы увековечить память об их храбрости – выбить изображения розы на их щитах.

Известно, что знаменитая египетская царица Клеопатра придавала розе огромное значение, и ублажала с помощью её аромата Цезаря и Марка Антония. Роза в Риме имела ещё одно значение: она стала символом молчания, сохранения тайны. Во время пиршеств с потолка залы свешивалась искусственная роза – она была посвящена богу молчания Гарпократу.

Улицы городов империи были пропитаны густым ароматом розового масла, им умащались гладиаторы перед схватками в Колизее. А знатные матроны набивали подушки лепестками роз. В Древнем Риме роза отождествлялась также с Венерой, и её происхождение связывали со слезами богини.

Интересно, что в Древней Греции, в Древнем Риме и в Китае роза также связывалась и с похоронами, со смертью. Нередко ее превращали в цветок загробного царства.

С XII в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков.

Атрибутика розы играла огромную роль в войне между Алой и Белой розой, то есть в войне между домом Йорков и домом Ланкастеров в Великобритании. Началась эта война в 1455 г. в дворцовом парке Тампль из-за пустячной ссоры между Йорками и Ланкастерами. Война получила название из-за того, что на гербе Йорков красовалась белая роза, а на гербе Ланкастеров – красная.

Роза, как символ была популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротике XVI-XVIII вв.

В XVII в. тайное общество Розенкрейцеров сделало розу своим символом. Слово «розенкрейцер» происходит от слов «роза» и «крест». Роза – знак чистоты и высшей материи, крест – символ земной доли, четырех сторон света, Распятия. По другой версии, розенкрейцеры получили свое название от имени своего легендарного основателя – Христиана Розенкрейца, который жил в XV в. Но возможно, имя основателя общества само по себе символично. Имя Христиан может происходить от креста, а также от религии (христианин), которую исповедовал этот человек, а фамилия – от названия цветка, ставшего символом тайной организации.

В XVII в. роза также прочно входит в культуру барокко.

Вершиной поэтического осмысления этого розы в европейской культуре можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных в финале «Божественной комедии» Данте. В раю поэт видит огромную пламенеющую розу, лепестки которой – души праведных, а высший из них – Богоматерь.

После Данте роза все чаще символизирует духовное избранничество (вспомним розенкрейцеров), высокое этическое совершенство, творческий порыв.

В XIX в. язык цветов приписывал розе уже исключительно значение любовного признания. Но при этом различали розы по сортам: австрийская роза означала «с большой любовью», дамская – «застенчивая любовь», белая – любовь тихая, а желтая – неверность. Впрочем, важно еще, с какими цветами роза соединена в букете.

Роза также становится символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штивтер и др.), символистов рубежа XIX-XX вв. (С. Малларме, О. Уальд, и др.), русских писателей начала XX в. (А. А. Блок, О. Мандельштам). В поэтическом цикле Вячеслава Иванова «Rosarium» роза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному одру, и является как бы универсальным символом мира и человеческой жизни.

Образ розы присутствует и во многих произведениях искусства, в которых роза символизирует божественную гармонию мироздания.

В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemaling», т. е. живопись розы.

Интересно, что в Европе образ розы связывается с женщиной, на Востоке – с мужчиной.

Арабская мусульманская традиция знает образ белой розы – пота, выступившего на Мухаммеде на его пути к небу, и упавшего на землю. Розетка розы в мусульманстве – знак семи имен Аллаха. Иранский поэт Хафиз считал, что мир создан для любви, символом которой для него были роза и соловей. Роза, в соответствии с мистическими и эротическими представлениями ислама, становится при этом символом космической силы:

Пылает роза как подарок солнца,
А лепестки ее суть маленькие луны.

В буддизме роза – знак тройственной истины: знание, закон, путь порядка.

В христианской религии образ розы посвящен Деве Марии, которая и сама почитается, как роза или имеет розу своим атрибутом. Белая роза, как и белая фиалка, стала символом невинности, чистоты и целомудрия Богоматери. Легенда рассказывает, что архангел Гавриил взял белых, желтых и красных роз и сделал из них три венка для Пресвятой Богородицы. Венок из белых роз означал ее радость, из красных – ее страдания, из желтых – ее славу. Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, Розой Без Шипов, поскольку шип розы символизирует страдание, смерть, это христианский символ греха. Согласно ранней христианской традиции, роза не имела шипов, пока не было совершенно грехопадение. Однако есть ещё довольно странное мнение, что роза без шипов означает неблагодарность.

В католицизме роза также является атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, Софии, Терезы и др.

В христианстве Роза обретает особую символическую емкость: милосердие, милость, всепрощение. В средние века в католицизме розу вытеснила лилия.

Существуют различные трактовки происхождения цветов розы. По одной версии, белая роза стала красной, когда на неё попала капля крови Афродиты, которая укололась розовым шипом, находясь в поисках убитого Адониса. По другой версии, роза стала красной, зардевшись, когда её поцеловала Ева. Исключительную роль играет роза в иранском символизме и искусстве.

Интересны мифы о происхождении шипов у розы. По одной версии Вакх, преследовавший нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из роз. Однако, позже, увидев, что ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил розу шипами. Сходная версия есть и некоторых индейских племен. Один из богов индейской мифологии также сделал ограду из роз с шипами, чтобы животные не ели цветы.

Красная роза считается христианским символом земного мира. Она символизирует восторг, стыдливость, стыд, желание, страсть, материнство, мученичество. Красный цвет объясняется кровью Христа, пролитой на кресте. Красные розы часто связывались с огнем. Известен мотив превращения пепла сожженных христианских мучеников в красные розы. В Иране известна сходная легенда: в красные розы превратился прах Заратуштры, которого с целью умерщвления, уложили на горящее ложе.

Белая роза символизирует чистоту, девственность, духовность, тишину. Золотая роза – символ церкви, небесного благословления и радости. В индуизме серебряная роза – жилище Брахмы. В германской традиции розы принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.

Интересен символизм желтой розы. Жёлтая роза – древний символ толтеков. По их мнению, желтый цвет розы означает жизнь , дружбу и гармонию. Роза желтого цвета символизирует жизненный путь, способность к «видению» других миров и силу духа.

А вот для западного человека желтые розы обычно означают ревность и угасание любви.

Розовые розы – обычно юность и скромность. Также изящество и благородство, мягкость, нежность , доверие.

Бутоны роз символизируют юность, красоту и сердце, неискушенное любовью.

Создано 01.05.2011 10:04

Роза в христианстве

Христианство не могло пройти мимо прекраснейшего из цветков. Для ранних христиан роза ассоциировалась с язычеством, оргиями, вожделением и развратом. Она была символом их мучителей и преследователей. Примером гедонистического упадка Римской империи стал инцидент имевший место во время одной из оргий, устроенных императором Гелиогабалой, якобы приказавшем рассыпать с потолка розы в таком огромном количестве, что его недруги просто задохнулись. Эта история легла в основу картины «Розы Гелиогабала» (The Roses of Heliogabalus) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы. Но королева цветов просто не могла не завоевать церковь и впоследствии роза стала одним из самых почитаемых символов христианства. Согласно христианским преданиям, красные розы появились из капель крови распятого Христа. И по сегодняшний день красная роза в христианстве – символ страданий Христа и мучеников. Пять смертельных ран Христа ассоциируются с пятью лепестками Rosa Sancta (Святой Розы). Белая роза – символ Девы Марии, чистоты и невинности. Особым символом Богородицы является мистическая роза – роза без шипов, символизирующая освобождение от грехов. Считается, что в Эдемском саду все розы были без шипов, шипы появились после грехопадения Евы и Адами, и их изгнания из Рая.

Интересные факты из истории

Древний Китай

Культивировать розы начали в Древнем Китае около 5000 лет тому назад. Конфуций писал, что в библиотеке императора более 600 книг были посвящены выращиванию роз. Из роз, выращенных в императорских садах Пекина, добывали розовое масло, предназначенное для использования императорской семьей и знатью. Если масло находили у простолюдина, его приговаривали к смертной казни.

Древняя Греция

Древние греки использовали лепестки роз, настоянные в оливковом масле в качестве духов, для профилактики различных заболеваний и для помазания усопших. Роза была для древних греков символом как любви, так и печали. Венком из роз и мирт украшали невесту во время свадебной церемонии, а брачное ложе усыпали розовыми лепестками.

Древний Египет

При раскопках древнеегипетских усыпальниц были найдены венки из окаменевших дамасских роз. Также бытуют легенды будто Клеопатра соблазнила Марка Антония на ложе усыпанном именно лепестками роз.

Древний Рим

Древние римляне, известные своей изобретательностью, не только экспортировали розы в огромных количествах из Египта, но и разработали тепличный метод для более быстрого выращивания и более раннего цветения роз. В Риме бытовало мнение, что роза обладает отрезвляющими свойствами и не дает пьяному болтать лишнего, поэтому роза также стала символом скрытности. Изображениями роз украшались потолки столовых в домах богатых римлян, как напоминание гостям, что все сказанное за трапезой должно остаться тайной. Почитание роз богатыми римлянами часто доходило до абсурда: крестьянам приходилось вместо еды выращивать розы, чтобы удовлетворить запросы своих правителей. Императоры и самые богатые представители римской знати купались в розовой воде и наполняли ею фонтаны в своих домах, лепестками роз усыпали полы во время празднеств и оргий. Украшая лепестками роз могилы, римляне надеялись задобрить души умерших. Состоятельные римляне оставляли целое состояние для содержания розариев и осыпания своих могил после смерти лепестками роз.