Три способа насыщения цвета. Что такое Сочность? Декоративная отделка фронтонов


Часто во время обработки наши мысли заняты тем, что бы еще добавить в наши изображения, чтобы сделать их более впечатляющими; больше резкости, контраста или цвета. Но это не всегда наилучший путь. Старое выражение «Меньше значит больше» может быть применено во многих аспектах фотографии, и это особенно актуально, когда дело касается цвета.

Ненасыщенные изображения становятся все более и более популярны, особенно для природы, пейзажей и уличной фотографии. Противореча здравому смыслу, как это может показаться, удаление насыщенности цветов может быть в некоторых случаях более эффективным, чем ее добавление. Но, как говориться, есть нечто большее, чем просто работа со слайдерами насыщенности и сочности в Lightroom или ACR.

В этой статье я проведу вас через все необходимые шаги для создания изображения с низкой насыщенностью в Lightroom. Это очень просто и поможет вам добавить уникальности вашим изображениям. Но сначала немного знаний, которые вам необходимо понимать прежде, чем приступить к обработке фотографий.

Что такое Насыщенность?

Это может показаться одной из тех типичных ситуаций «Само собой разумеется», но думали ли вы когда-нибудь над тем, что на самом деле означает насыщенность, и как она влияет на ваше изображение? По отношению к фотографии насыщенность означает общую интенсивность цвета. Технически насыщенность можно рассматривать как разницу между белым цветом и остальными цветами в спектре.

В нашем случае насыщенностью является глубина цветов, присутствующих в фотографии. Интенсивностью цвета в изображении можно управлять в целом (воздействуя на всю фотографию) множеством способов: слайдер Насыщенности, панель HSL, тоновая кривая. Также насыщенность можно изменять избирательно только на определенных участках, используя фильтры и кисть. Наконец, настройки насыщенности применяются ко всем цветам независимо от их яркости.

Применена насыщенность +100 – обратите внимание на гистограмму здесь.

Что такое Сочность?

Сочность является несколько более интересной концепцией. Adobe применил этот термин, чтобы обозначить что-то очень похожее на насыщенность. Разница между насыщенностью и сочностью всегда состоит в черном и белом (шутка о цвете), но есть различие.

Слайдер Насыщенность регулирует интенсивность всех цветов во всем изображении, независимо от их яркости. Это означает, что под воздействие попадают все цвета, яркость которых попадает в света, средние тона и тени. Сочность отличается тем, что влияет только на цвета, попадающие в диапазон средних тонов. Она относится к «умной» насыщенности, и я склонен с этим согласиться. Сочность очень полезна для усиления, или в нашем случае ослабления, цветов по всему изображению, не будучи такой же резкой, как слайдер Насыщенность.

+100 Сочность – обратите внимание на разницу между этой гистограммой и той, что отображает насыщенность.

Когда слабая насыщенность работает лучше всего?

Яркие цвета применяются на фотографиях, где есть намерение привнести более оптимистичное и веселое настроение. Это не означает, что все ненасыщенные изображения должны быть грустными или лишенными радости, в большинстве случаев как раз наоборот. Целью ненасыщенных, приглушенных тонов является не пригасить дух фотографии, а скорее усилить настроение. Тем не менее, чаще всего наиболее выгодно смотрятся ненасыщенными те фотографии, которые несут ощущение размышления. Изображения, которые лучше всего соотносятся с ненасыщенными цветами включают, но безусловно не ограничиваются этим:

  • Настроенческие портреты
  • Грубоватые фотографии на открытом воздухе
  • Городские пейзажи
  • Подчеркивание таких промозглых погодных условий, как дождь, туман или мгла.

Теперь, когда вы имели терпение выдержать «почему», мы переходим к «как».

Как эффективно сделать изображение ненасыщенным

Чаще всего сам процесс обесцвечивания осуществляется с помощью слайдера Сочность, а не Насыщенность. Важным является сделать изображение ненасыщенным, но не плоским и совершенно бесцветным. Практически всегда должны оставаться вкрапления цвета, которые следует подчеркнуть. Как и в остальных аспектах фотографии, меньше может на самом деле оказаться большим. Не убирайте цвет совсем и работайте с цветами, которые усилят фотографию. Здесь дело в гармонии.

Мы начинаем работать с файлом в формате RAW прямо из камеры.

Теперь мы имеем то же изображение, немного приведенное в порядок с помощью настроек базовой панели Adobe Lightroom. Я также применил инструмент фильтр нейтральной плотности, чтобы уравновесить экспозицию неба, строений и воды. Затем добавил +45 устранение дымки.

Теперь, когда мы закончили наши базовые настройки, можно приступать к процессу обесцвечивания. Я считаю, что лучше сохранять все настройки насыщенности до конца процесса редактирования. Пожалуйста, помните, что есть нескончаемое число направлений и способов применения обесцвечивая, поэтому проявите свою креативность в этой части.

Найдите секцию Внешний вид панели Основные модуля Коррекции в Lightroom.

Для этого изображения я применил насыщенность -40.

Это сделало все фото значительно ненасыщенным.

Само по себе обесцвечивание делает изображение немного плоским. Чтобы противодействовать этому, давайте увеличим сочность до +25.

Помните, что сочность влияет только на цвета в средних тонах. В данном случае синие, оранжевые и желтые оттенки усиливаются. Это делает их более выделяющимися по всему изображению, добавляя немного яркости.

Вот здесь все становится интереснее. Вместо того, чтобы просто оставить изображение ненасыщенным, с помощью некоторых расширенных возможностей мы установим полный контроль, чтобы сделать его выразительным.

Для этого мы вернемся к панели кривых. Тоновая кривая является графическим отображением яркости, присутствующей в изображении. Если вы когда-либо видели фотографии в винтажном стиле, то скорее всего некоторые редактирования были сделаны с помощью этой техники. Что мы хотим сделать, так это сделать изображение немного выцветшим, чтобы добавить ощущение размытости. В основном черные будут осветлены, а света усилены. Таким образом формируется S-кривая, которая выглядит примерно, как на следующем изображении:

Этот дает нам некий эффект блеклости.

Строения и вода по-прежнему выглядят немного однообразно, поэтому, чтобы добавить немного интенсивности цвета, мы обратимся к нашему старому другу – градиентному фильтру. Это даст больше цвета в тех местах, где это необходимо, не влияя при этом на остальную часть изображения.

Теперь наша фотография значительно отличается от той, с которой мы начали несколько минут назад.

Разница совершенно очевидна, если сравнить с оригинальным файлом RAW.

Обесцвечивание фотографии заходит гораздо дальше, чем просто убрать цвет. Конечно, вы можете передвинуть слайдеры влево и продолжить работу, но почему бы не перейти на новый уровень и действительно сделать его уникальным? Помните эти ключевые моменты:

  • Работайте с файлами RAW, чтобы получить максимальный динамический диапазон.
  • Сделайте все базовые настройки, такие как экспозиция, контраст и четкость.
  • Не заходите слишком далеко с обесцвечиванием.
  • Используйте тоновую кривую, чтобы добавить атмосферности.
  • Сделайте завершающее редактирование готового изображения, используя местные настройки, как градиентный фильтр или корректирующая кисть.

Важно помнить о том, что не следует недооценивать возможности своих фотографий. Уделите время экспериментам с различными эффектами, пока не найдете то, что вам по-настоящему нравится. Это может быть нечто совсем другое, чем вы ожидали.

Вот еще несколько примеров изображений, обработанных с помощью обесцвечивания:

Содержание: ()

Ситуация, когда хочется насытить блеклые цвета исходной фотографии, довольно распространена. В моём скромном Canon"е EOS 450D в пресетах для пейзажа насыщение встроено просто по умолчанию, дескать, мир тускл и невзрачен, мы сделаем вам красиво. Конечно, такие умолчания следует сбросить, но тем не менее, необходимость насытить цвета некоторых фотографий, действительно, возникает. Вовсе не обязательно делать из фотографии флуоресцентную картинку дешового календаря, но без определеной коррекции не обойтись.

Самое обычное повышение контрастности кривыми в пространсте RGB повышает насыщенность изображения (так что я для работы с яркостью/контрастностью стараяюсь всегда использовать режим наложения слоев Luminosity. На всякий случай.). Но речь, конечно, идет о специализированных приемах.

Я знаю три основных способа это сделать на практике. Каждый из способов имеет некоторые вариации. В этой статье рассмотрены все три способа и целый ряд вариаций, так что статья получится большая. Но если бы я рассматривал все детали и тонкости, то получились бы три статьи, каждая объемом на порядок больше этой. Так что нам вам еще повезло. Нужно избавляться от перфекционизма.

Исходное изображение

Saturation vs. Vibrance

На самом деле, базовый инструмент для повышения цветовой насыщенности был в Фотошопе всегда, это Hue/Saturation (Оттенок/Насыщенность), опция Saturation. Однако, пользоваться инструментом напрямую нельзя. Дело в том, что Hue/Saturation предназначен для прямой, так сказать, «математической» работы в модели цветов HSB и повышает насыщенность (ось S цилиндрических координат HSB) линейно, примерно так, как инструмент Light повышает яркость. Ясно, что при таком алгоритме изначально интенсивно окрашенные области фотографии быстро выходят в насыщение и теряют естественность. С ними происходит примерно то же, что происходит со светами при использовании инструмента Light: соответствующие RGB каналы достигают и упираются в значение 255, что в терминах фотографов и цветокорректоров обозначается пугающими терминами «выжигание цвета», «100%-ная плашка» и богатым словом клиппинг – «слипание» цветов.

Естественно, разработчики знают об этой особенности инструмента, и рекомендуют пользоваться им для насыщения только косметически, используя незначительные параметры насыщения: в пресетах указаны значения 10% (увеличение насыщения), 30% (большее увеличение насыщения) и 50% (сильное насыщение). При разгоне насыщенности до предела фотография начинает напоминать художественные эксперименты сумасшедшего пуанталиста.

Исходное изображение

10%

30%

50%

100%

Во исправление очевидных недочетов инструмента Hue/Saturation разработчики Фотошопа предложили, начиная с CS4 новую его модификацию, заточенную под реальную фотографическую практику насыщения цветов - Vibrance . Прежде чем перейти к собственно опции Vibrance, стоит заметить, что на новой форме присутствует и движок Saturation. Его воздействие на изображение более «интеллектуальное» и менее формальное, чем работа традиционного инструмента Hue/Saturation. «Интеллектуальность» заслуживает отдельного исследования, которое я пока не готов делать; как минимум, новый Saturation не только изменяет значение S, но и корректирует H и B в модели HSB.

Буквальное значение слова Vibrance - «вибрация», но этот перевод хотя иногда и встречается в Сети, не имеет никакого отношения к функциям инструмента. Чаще же используется просто калька «вибранс» или «вибренс», потому что соответствующий русский аналог подобрать сложно: может быть, «сочность»? (Кажется, иногда употребляется «красочность».) В отличие от инструмента Saturation, Vibrance повышает насыщенность цветов нелинейно. Уже насыщенные цвета насыщаются едва-едва, мало- и средне-насыщенные насыщаются сильнее всего, а цвета близкие к серому также изменяются слабо. Таким образом, с одной стороны, изображению не грозит клиппинг активно окрашенных областей, а с другой - в серых тонах не выскакивают в разброс отдельные цветные пикселы.

Исходное изображение

Saturation max

Vibrance max

Исходное изображение

Кроме того, как показывает исследование, Vibrance имеет ряд нетривиальных особенностей. Он

  • во-первых, минимально воздействует на цвета кожи человека (не слишком насыщенные желтые и красные), искажения в оттенке которой субъективно весьма критичны; и
  • во-вторых, сильно акцентирует и затемняют средне-насыщенные сине-голубые тона, то есть цвета неба, действуя подобно поляризационному фильтру.

В отличие от предшественника, Vibrance не стесняется несколько смещать угол исходного цвета на цветовом круге, изменяя оттенки для лучшего субъективного восприятия. На практике это, помимо всего прочего, означает, что корректирующий слой с Vibrance неправильно накладывать в режиме Saturation, вообще говоря, удобном при выборочной работе с насыщенностью.

Достоинства и недостатки

Достоинства Vibrance в том, что разработчики Фотошопа подумали за пользователя, уберегли фотографию от его грубых ошибок и упростили ему жизнь.

Недостаток же – они оставили пользователю только один управляющий движок. Собственно, выбирать не из чего: можно только менять интенсивность воздействия инструмента. Конечно, этот недостаток – оборотная сторона достоинств. Так обычно и бывает.

Сэмулировать алгоритм поведения Vibrance - малое воздействие на уже насыщенных и серых областях, сильные на средненасыщенных - можно с помощью масок. Однако я не очень преуспел в подобных экспериментах.

Selective Color и Channel Mixer

В Фотошопе реализованы два инструмента, позволяющие добавить в цветовые каналы RGB и CMY дополнительные цветовые оттенки. Это Channel Mixer (Смеситель каналов ) и Selective Color (Избранный цвет ). Оба инструмента вполне можно применять для поканальной цветокоррекции, но для повышения общей насыщенности цветов они тоже пригодится. Принцип использования инструментами схож.

Channel Mixer очевиднее в понимании и проще в использовании; с другой стороны, воздействие его резче. Инструмент позволяет в каналы RGB – красный, зеленый и синий – подмешать ещё (и удалять) красный, зеленый и синий. Естественно, для повышения интенсивности цвета нужно добавить в каждый канал добавить порцию того же цвета и убрать примерно по полпорции двух других цветов, чтобы сохранить яркость, то есть в канал R добавить красного и убрать зеленый и синий, G +(зеленый) -(красный) -(синий) и аналогично с каналом B . Проще понять это из картинки в начале раздела.

Использовать Channel Mixer нужно с аккуратностью - жестковат.

Исходное изображение

Channel Mixer 10%

Channel Mixer 30%

Channel Mixer 50%

Channel Mixer 100%

Исходное изображение

Инструмент Selective Color предназначен для предпечатной подготовки, потому что в качестве подмешиваемых цветов использует CMYK, которые, как известно, просто краски печатной машины. Цвета CMY циан, магенту и желтый можно подмешивать в основные и дополнительные цвета (RGB и CMY), а также в света, тени и полутени. Есть два способа сделать это для повышения интенсивности цветов.

Первый способ: удалить из RGB каналов – красного, зеленого и синего – соответствующие «загрязняющие» их дополнительные – циан, магенту и желтый. Второй – добавить в циан, магенту и желтый еще порцию тех же цветов, циана, магенты и желтого соответствено, усиливая их. Первый способ по-откровеннее, второй по-деликатнее. Никто не мешает применить оба приема вместе: очистить основные и подкрасить дополнительные цвета.

Отметим, что поскольку подмешиваемые цвета CMY - краски , то вычитание их несколько осветляет картинку, а добавление - затемняет . Компенсировать это другими каналами сложнее, чем в микшере.

Исходное изображение

Вычитание из RGB

Добавление в CMY

Комбинировнный

Исходное изображение

Достоинства и недостатки

Selective Color можно использовать для выборочных цветов (скажем, только для синего), и это хорошо. Вообще, им можно вертеть гораздо в большей степени, чем Vibrance. Мелким шрифтом отмечу, что возможножность «приложиться» к определенному цветовому диапозону еще лучше реализована в Hue/Saturation в виде продвинутого слайдера, но описанная ущербность инструмента нивилирует эти преимущества.

Риск применения обоих инструментов - можно ненароком повредить цвета, и об этом всегда нужно помнить.

Каналы Lab

Профессионалы используют для цветоррекции пространство Lab . Оно, это математическое пространство цветов , интересно тем, что в нем, в отличие от других применяемых в Фотошопе пространств, яркость (канал L) отделена от цвета (каналов a и b). Это здорово, но пользоваться Lab без навыка не очень удобно. Точнее, совсем неудобно. Тем не менее, один из способов повышения насыщенности основан на кривых Lab и использует премущества этого пространства именно в отдельном положении цветов.

Ясно, что для повышения интенсивности цветов нужно в палитре Lab-кривых выкрутить цветовые каналы a и b. Вопрос, как это сделать? Главная идея в том, что круче кривая, тем больше степень дополнительного насыщения. Обычно рекомендуют использовать S-образную кривую (вариант со смещением граничных точек отбросим как заведомо абсурдный). Я вынужден не согласиться с этим.

Дело в цветовой ширине пространства Lab: она гораздо больше возможностей монитора, печатной машины и даже глаза человека. Фактически только центральная часть осей a и b может быть воспроизведена адекватно в реальной, а не математической жизни (что, собственно, видно на гистограмме на скриншотах вначале раздела). S-образная кривая имеет пучность как раз в области предельно допустимых для техники цветов, и тем самым легко провоцирует клиппинг.

По-этому я предлагаю модифицированную S-кривую, которая быстро возвращается к диагонали при увеличении абсолютной величины a и b. Точное определение модифицированной S-кривой ещё нужно подобрать. Кстати, по мнению Маргулиса в канале a

Исходное изображение

Достоинства и недостатки

Похоже, что достоинства кривых Lab в деле насыщения абстрактны: это «математический» метод, что льстит компьютерщиком, использующий кривые, что привычно аксакалом Фотошопа. Хотя идея формальных координат a и b вовсе не юзерфрендли для подавляющего большинства фотографов, Маргулис, например, во всю рекомендует шаманить в пространстве Lab.

Искривление кривых a и b воздействует на цвета, добавляя вдруг даже в чистые цвета загрязняющие оттенки. На первый взгляд, неожиданно для декларированной независимости цветов в Lab, но все встает на свои места, если сообразить, что оси a и b вовсе не параллельны осям RGB...

Наконец, на мой вкус, категорический минус этого способа - необходимость переходить в другое пространство, а значит вынужденное уплощение ранее созданных корректирующих слоев.

Доброй ночи!
Написано для "Фотокузницы", но, думаю, тут тоже будет многим интересно. =)
С вашего позволения, я расскажу пару слов о том, как была отретуширована одна фотография. Не то, что бы я сильно рвался, но меня попросили. Действительно попросили написать в виде "урока-шпаргалки" после того, как я человеку показал это на мониторе.
В начале два слова о том, что такое ретушь. Недавно у Юры ynd прочитал замечательную мысль:

ретушь - это приведение фотографии к тому, что мы действительно видели.
постпродакшн - это приведение фотографии к тому, что мы хотели бы видеть.

Смотрим, что у нас есть. А есть у нас слайд, отсканированный сильно пьяным на скорую руку, без цветокоррекции.

Умом-то мы понимаем, что в жизни мы всё видели и поярче и порезче. Давайте же вернем первоначальные красоты. Делаем небольшой Crop (убираем черные края) - это очевидно. Дальше нам надо поднять насыщенность цвета. И вот тут возможны два варианта.

Вариант первый - для счастливых обладателей Photoshop CS4:

У нас с вами есть замечательный инструмент Vibrance. Накидываем копию первоначального слоя, идем в Image - Adjustments - Vibrance и вдуваем Vibrance по полной (в моём примере - 90%).

Вариант второй - для обладателей Photoshop CS3, CS2 и т.д.:

Чудесного инструмента Vibrance у нас тут нет. Не беда. Прекрасно справимся и без него. Переходим в режим LAB и заходим в закладку Channels выбираем два цветовых канала a и b , выделяем их и копируем (Ctrl + A и Ctrl + С ).

Переходим в закладку Layers , создаем новый пустой слой, вставляем туда информацию из наших цветовых каналов (Ctrl + V ). Неприглядно получилось, да? А мы возьмем и поменяем теперь режим наложения нашего нового слоя на Soft light . Вуаля!

Хорошо. Насышенность мы повысили. Вот только опять же понимаем, что в жизни оно было не так. Что сари на девушке было яркое в солнечных лучах, а вот пожухлая листва совсем не блистала таким очарованием. Исправляем: накладываем на наш новый слой с цветом негативную маску и белой кисточкой оставляем насыщеный цвет только там, где он и был в природе - на сари и девушке.

Уже лучше. Остались финальные штрихи. Добавим немного объема. Делаем результирующий слой Ctrl + Alt + Shift +E , применяем к нему фильтр High Pass (значение зависит от размера оригинала. в нашем примере картинка 3000}