Как выставить бб по серой карте. Баланс белого и все, что вы должны о нем знать


Баланс белого (или ББ) является одной из наиболее важных настроек цифровой камеры. Рассмотрим пример, в котором вы, допустим, хотите запечатлеть красоту морских волн, разбивающихся о берег на фоне пасмурного неба. Звучит интересно? Однако, если в настройках вашей камеры вы неправильно зададите баланс белого, то можете получить изображение с цветами, отличными от реальных. Поэтому для того, чтобы снимать эффектные фотографии с натуральной цветопередачей, вы должны научиться использовать настройки баланса белого, предлагаемые вашей камерой.

Чтобы понять концепцию баланса белого, следует разобраться с понятием цветовой температуры. Цветовая температура является характеристикой видимого света. Она даёт возможность описать эти характеристики и измеряется в градусах Кельвина (К). Свет с более высокой цветовой температурой, будет иметь более выраженный синий оттенок и большее значение в градусах Кельвина по сравнению со светом с более низкой цветовой температурой. Ниже в таблице приведены примеры цветовой температуры различных источников света.

Как свет влияет на цвет?

Вы, должно быть, заметили, что некоторые фотографии, отснятые в свете ламп накаливания, желтят, в то время как снимки, сделанные в свете люминесцентных ламп, имеют голубоватый оттенок. Это происходит потому, что каждый источник света имеет собственную цветовую температуру. Сенсор цифровой камеры способен измерять цвета в красном, зеленом и синем диапазоне спектра.

В фотографии, сделанной в свете полуденного солнца, присутствует весь спектр света (что и делает солнечный свет «белым»). В таких условиях, цвета на изображении приближаются к своему «истинному» цвету.

Фотография же, отснятая в свете ламп накаливания (самой обычной, что освещает дома большинства из нас) без установки в настройках камеры соответствующего значения баланса белого, будет отдавать унылым оранжевым оттенком, поскольку цветовая температура источника света лежит в жёлто-оранжевом диапазоне спектра.

По той же причине, фотография, снятая в свете ламп дневного освещения, имеет голубоватый оттенок.

Тем не менее, вы можете смещать цвет в желаемом направлении, если вы неплохо разбираетесь в настройках вашей камеры.

Зачем настраивать баланс белого?

Как вы уже усвоили, различные источники света дают различные цветовые оттенки. Что же произойдет, если вы попробуете сделать фотографию в условиях искусственного освещения при помощи камеры, в которой установлен баланс белого, характерный для обычного дневного освещения? А произойдет следующее: поскольку окружающее освещение будет гораздо теплее по спектру того, на которое рассчитаны настройки, то сенсор камеры уловит больше света в красном диапазоне спектра, что приведёт к появлению желтоватых и оранжевых оттенков на вашей фотографии.

Человеческий глаз способен автоматически приспосабливаться к различному освещению и корректно передавать цвет предметов, а вот камера, для правильной цветопередачи, должна быть настроена под каждый конкретный источник освещения.

Вашей камеры, вы можете задать источник освещения или его цветовую температуру температуры для получения на фото максимально точной цветопередачи.

Авто – автоматическая настройка помогает в настройке баланса белого, автоматически выбирая цветовую температуру в зависимости от различных условий освещения. Однако, иногда в этом режиме камера может ошибиться и на фото появится оттенок, который вы не ожидали получить. Для достижения лучших результатов, пробуйте использовать другие режимы, имеющиеся в вашей камере.

Лампы накаливания – этот режим используется для съёмки сцен, освещенных небольшими лампами накаливания, кроме того, он весьма часто используется при фотосъёмке в помещении. Выбор этого режима баланса белого понижает цветовую температуру освещения на ваших фотографиях.

Люминесцентные лампы (Лампы дневного света) – этот режим может использоваться для получения более ярких и теплых снимков, компенсируя холодное освещение люминесцентных ламп.

Дневной свет – этот режим предназначен для стандартной настройки баланса белого при фотосъёмке в условия дневного освещения вне помещений. Во многих камерах этот режим отсутствует.

Облачно – этот предустановленный режим баланса белого идеально подойдёт для съёмки в облачный день, поскольку он делает цвета изображения более тёплыми.

Вспышка – это предустановленный режим может потребоваться вам в случаях, когда доступного освещения недостаточно, и вы будете использовать вспышку. Этот режим помогает выбрать правильный баланс белого в условиях низкой освещенности.

Тень – поскольку кадры, снятые в затенённом месте, обычно имеют более холодную, синеватую гамму, использование этого режима поможет вам сделать цвета изображения более тёплыми.

Ручная настройка баланса белого

Помимо использования предустановленных режимов, вы также можете вручную задать баланс белого, взяв белый объект (а в идеале – так называемую серую карту) в качестве эталона. Это делается для того, чтобы подсказать микропроцессору камеры, как белый объект будет выглядеть в конкретном кадре. Баланс белого желательно устанавливать вручную в случаях, когда есть необходимость компенсировать изменяющиеся условия освещения.

Например, изменение степени освещённости, особенно быстро происходящее в утренние или вечерние часы, достаточно легко воспринимаются камерой. Поэтому при фотосъёмке в это время суток нужно регулярно корректировать баланс белого.

Чтобы настроить баланс белого вручную, наведите камеру на равномерно белый объект – или на нейтрально-серую карту – и сфокусируйтесь на нём. Теперь активируйте режим ручной установки баланса белого, нажав на соответствующую кнопку камеры. Этот процесс может занять некоторое время, за которое камера сделает снимок и обработает полученные данные для установки параметров баланса белого. Полученные таким образом значения будут использоваться камерой до следующего выполнения баланса белого.

Ручная настройка баланса белого может замедлять процесс съёмки, однако, именно она позволяет получить наилучшие результаты.

Заключение

Конечно, некоторые фотографы и фотолюбители использование предустановленных режимов баланса белого считают дилетантством, однако, не стоит забывать о том, что не всегда есть время для установки баланса белого вручную.

Также стоит помнить о том, что использование различных режимов баланса белого позволит вам углубить ваши познания в фотографии и в выборе оптимальных настроек для различных условий съёмки.

Если у вас возникли сомнения, сделайте снимок в автоматическом режиме баланса белого, а затем – установив баланс белого вручную. Эти снимки наглядно продемонстрируют вам всё то, о чем вы узнали из этой статьи.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Баланс белого - это функция видеокамеры, предназначенная для компенсации искажения различных цветов, которые возникают при разных источниках освещения.

Видеосъемка может производиться при солнечном свете, в помещении, освещенном лампой накаливания, люминисцентной или галогеновой лампой, вечером при свете костра и пр.

Каждый источник света обладает своим спектром излучения. Полный спектр, включающий все цвета, имеет солнечный свет. Близким к нему является спектр ламп дневного света, хотя они отличаются недостатком желтого цвета. Спектр лампы накаливания смещен в красно-желтую часть, т.е. недостает лучей сине-фиолетового цвета.

Все видеолюбители знают, что видеокамеры при смене освещения начинают искажать цвета. Если снятое видео имеет неестественные цвета или оттенки, то нужно настраивать баланс белого. Белый цвет является эталонным, потому что его проще всего отличать и настраивать.

Баланс белого – это эталонная точка, на которую видеокамера ориентируется для правильного, без искажений отображения всей гаммы цветов при съемке.

Во всех современных видеокамерах есть функция автоматического баланса белого цвета, направленная на воспроизведение относительно естественных цветов. Однако автоматика не всегда в состоянии правильно отреагировать на разнообразные источники освещения.

Если белый предмет на видео имеет желтый, синеватый или другие оттенки, это вызвано освещением и требует настройки, т.е. установки баланса белого.

Типичный пример, когда съемка при домашнем освещении дает характерное отображение объектов в желтоватых тонах:

Чтобы избежать подобных искажений цвета во многих видеокамерах предусмотрены различные функции для получения оптимальных цветов при разных вариантах освещения.

Предустановки или шаблоны

В некоторых видеокамерах есть готовые предустановки для съемки в определенных условиях. Такие предустановки могут иметь названия: дневной свет, люминесцентное освещение, свет лампы накаливания, флуоресцентный свет, галоген, солнечно (солнце), пасмурно (облака) и т.п.

В разных камерах могут быть разные наборы таких предустановок, названия могут отличаться вследствие разного перевода, но принцип действия у них одинаков.

Предустановки баланса белого рассчитаны на коррекцию конкретных искажений цвета. Например, режим "свет лампы накаливания " устраняет оранжевый оттенок, возникающий при съемке в комнате, который мы видели на картинке выше. Предустановка "люминесцентное освещение " направлена на удаление зеленоватого оттенка, возникающего при освещении люминесцентной лампой.

Если перед началом съемки установить соответствующий режим, получится более правильное воспроизведение естественных цветов. Также, некоторые операторы используют различные предустановки для получения интересных, нестандартных цветовых решений при видеосъемке.

Поэтому, если ваша камера имеет режимы различных предустановок, попробуйте их в действии, возможно, качество снимаемого видео вас вполне устроит.

Ручная установка баланса белого

Необходимо понимать, что предустановки не всегда позволяют получить правильную цветопередачу при видеосъемке. Ведь это стандартные программы, а реальные условия не всегда им соответствуют.

Простой пример - смешивание искусственного и дневного света, которое возникает, если в комнате недостаточно света из окна, и включают дополнительно какую-то лампу. Смешивание цветовых палитр естественного и искусственного освещения приведет к искажению всей цветовой гаммы.

В таких случаях нужно воспользоваться ручной настройкой баланса белого. Это очень важная функция, на которую надо обязательно обратить внимание при выборе видоекамеры.

Для ручной установки баланса белого видеокамеру переключают из автоматического в ручной режим. Далее надо "показать" камере, как выглядит белый свет при данном освещении, т.е. вам понадобится что-то белое.

Проще всего использовать белый лист бумаги, или полотна, или белую стену. Если используется белый лист, надо направить на него камеру так, чтобы в объективе был только он и не попадало ничего постороннего. Затем нажимают кнопку балансировки белого и камера калибруется на этом белом листе.

После этого можно снимать, и видео будет иметь естественную цветовую палитру.

При этом следует помнить, что если вы установили баланс белого при освещении в помещении, то при дальнейшей съемке на улице или в помещении с другим освещением, нужно опять установить баланс белого. Если этого не сделать, то цвета будут сильно искажаться.

Опытные операторы всегда перед съемкой в конкретном помещении первым делом настраивают баланс белого, чтобы получить правильную цветопередачу.

Приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Нравятся ли вам сочные, яркие цвета на снимках? Когда представлен каждый цвет и каждый оттенок, и все они создают очень реалистичное изображение. Конечно, немаловажную роль играют при этом внешние условия съемки и качество самой аппаратуры, но не только.

А что же главное? – спросите вы меня. Правильно определенный баланс белого, вот и всё! Отсюда встает важный вопрос, как выставить баланс белого? Об этом вы вскоре узнаете.

О настройках фотокамеры

Как вы знаете, есть три “кита” – три очень важных экспозиционных параметра кадра, которые должен знать и уметь установить любой уважающий себя фотограф. Это: , .

Частенько забывают про еще одну настройку, не меньше влияющую на итоговую картинку, — Баланс Белого (ББ/WB). Он отвечает за передачу цветов и их оттенков и зависит от цветовой температуры окружающей обстановки, которая измеряется в Кельвинах. Если на фотоаппарате неверно определяется белый цвет, то и другие цвета будут искаженными!

Три основных цвета, из сочетания которых рождаются все остальные, — красный, зеленый и синий. Они входят в зону видимого нами и линзами фотоаппарата света. Если цветовая температура низкая, то будет присутствовать цвета красной области, если же высокая – синей.

Общая световая тональность снимка будет зависеть и от неба, и местности, и таких отражателей как вода, горы и т.д. Таким образом, достаточно много факторов влияет на баланс белого. Если мы доверим камере определять эту настройку, то необязательно, что она выберет реалистичный вариант или тот, что нас бы устроил.

А цвет во многом влияет на восприятие всего снимка и еще на важный аспект – его атмосферу. Так что я всегда люблю сам выстраивать ББ, используя, если не полностью ручной режим, то хотя бы приближенное к нему – “ясно”, “облачно”, “лампа накаливания”, “вспышка” и т.д.

Работа с балансом белого

На самом деле, точный показатель баланса белого довольно просто выставляется на фотоаппарате, но все-таки требует некоторого времени и усилий. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Способ № 1 : По белому листу, чистому, без пятен и ровному. Сначала необходимо взять белый лист, хорошо подойдет офисная бумага размером А4. Снимаем лист так, чтоб он занял весь кадр. Заходим в меню фотоаппарата, выбираем функцию ручной настройки баланса белого и переходим к снимку белого листа. Нажимаем на “ок”: теперь камера будет ориентироваться на данный белый как на эталонный и уже можно не беспокоиться об искажении в цветопередаче.
  2. Способ № 2 : По серой карте, средне-светлого оттенка. Считается, что такой цвет подходит идеально для выставления ББ, так как лишь серый в природе может присутствовать без оттенков, в отличие от того же белого. Мнение неоднозначное. Здесь аналогично, как в 1 варианте, необходимо сфотографировать специальную серую карту и среди всех снимков на фотоаппарате найти ее, выбрав в качестве основного цвета.
  3. Дополнительный способ : по руке. Бывают ситуации, когда ни карты, ни белого листа (или белой поверхности, например, стены) нет, тогда можно использовать фото своей руки, сделанном при наличном освещении, то есть ориентироваться на цвет кожи. Это помогает при портретной съемке, но все же метод по надежности уступает предыдущим.

Важно помнить! Если вы надеетесь один раз провести такое мероприятие с балансом белого, то спешите разочароваться – как только поменяется освещение или другие обстоятельства фотосъемки, все нужно будет делать заново.

В камерах разных производителей немного процесс выставления ББ может отличаться, но редко. К примеру, на никоне мы заходим в “Меню режима съемки”, далее “Баланс белого”: пункт “PRE” и “использовать изображение”. Остается только выбрать кадр из галереи и нажать “ок”. Надпись на дисплее “Получены данные” свидетельствует об успехе проведенной операции.

Более простой способ предполагает использование информационной кнопки “i”, потом джостиком переходим к “WB” и процесс повторяется. Только в этом случае мы не находим нужный кадр, а тут же делаем его.

ББ в графическом редакторе

Представьте, что вы сделали серию снимков, но, к сожалению, не удосужились проверить настройку баланса белого на камере. Теперь все кадры испорчены? Вовсе нет, все можно поправить. Да здравствуют всемогущие программы для обработки изображений! Наиболее популярными и широко функциональными среди них являются две – Lightroom и Photoshop.

В первой можно без труда редактировать большой объем фото и исправлять небольшие ошибки в плане цвета, света, убирать пятна, снижать шумы и прочее, вторая же более сложна в использовании и рассчитана на детальную работу с каждой картинкой, возможности ее практически не ограничены.

Давайте-ка я расскажу вам о том, как в лайтруме добиться идеального баланса белого, то есть когда цвета на картинке будут соответствовать цветам сфотографированной местности или объекта. И для этого тоже существуют разные пути, по сути ведущие к одному результату:

  • Регуляция бегунков “температуры” и “оттенка”. Как Вы можете увидеть, представлена гамма от синего до желтого и от зеленого до пурпурного. Двигаясь к синему, Вы сделаете изображение более холодным, с меньшей “желтизной”, а желтый, следовательно, придаст теплоты снимку. Усиление зеленого хорошо подходит для травы и деревьев, а вот на лице человека его стоит избегать, поэтому слегка можно уходить в сторону пурпурного.
  • Выбор “пипетки”. Выбрав эту опцию и кликнув на светло-серый (или же белый) цвет на изображении, можно автоматически получить нужные цвета. Будьте внимательны, программка не всегда справляется со своей задачей. Многое зависит от цвета и его качества, которые Вы выбрали как эталон для определения других цветов.
  • Тоновая кривая и работа с каждый цветом. Если, как Вам кажется, Вы максимально приблизились посредством методов выше к естественному (или желаемому) цветовому балансу, но все еще что-то не устраивает – попробуйте поиграть с цветами отдельно. Красный, зеленый и синий можно менять с помощью кривых: усилить каждый из них или уменьшить в определенной зоне кадра, светах и тенях. Другие цвета, например, малиновый, оранжевый, меняются в следующем разделе, ниже. И здесь можно задать их насыщенность, светлоту и оттенок.

Цветопередача на различных камерах

В зависимости от модели вашего фотоаппарата, цвета на самой фотографии могут обладать неким специфичным оттенком. Например, фотографии на canon часто получаются чересчур красными, nikon же может “желтить”. Не слишком приятно, правда? Но не стоит бояться, просто к этому нужно быть готовым.

Зная особенности своей камеры, можно создать пресет, то есть набор определенных настроек в том же лайтруме, и практически в один клик преображать цвета на фотографии.

Поэтому мой совет: если не хотите или не можете в силу внешних обстоятельств сразу же скорректировать ББ на фотоаппарате до съемки, фотографируйте в формате raw. Такие файлы будут, несомненно, большого объема, но именно в них сохранится максимально полная информация о фотографии.

При съемке в формате raw, баланс белого, выставить проще простого, например, в редакторе Lightroom. Для этого просто необходимо выбрать из имеющего списка, как показано на картинке ниже.

В последствие это сыграет вам на руку при коррекции не только баланса белого, но и других параметров изображения в фоторедакторе.

На этом, буду заканчивать свою статью, надеюсь, теперь вы полностью знаете о таком параметре, как ББ. Если вам, более детально интересно узнать, о программе Lightroom и как с ней работать, могу порекомендовать видеокурс «Lightroom-чародей. Секреты скоростной фотообработки ». Отличный курс, для молодого фотографа. Весь курс основан на примерах работы в программе лайтрум. Очень вам рекомендую!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Иногда фотограф сталкивается с тем, что полученные снимки неприятно удивляют отвратительной, некачественной цветопередачей. Например, лица людей на фотографии приобретают неприятный серовато-розовый оттенок. Виной тому, как правило, становятся сложные условия освещения и некорректно выставленные настройки фотоаппарата. Чтобы увеличить реалистичность и натуральность цветов на фотографии, необходимо воспользоваться одной настройкой – корректировкой баланса белого. Правильная настройка баланса белого во время съемки помогает предотвратить получение картинки с неправильными, искаженными цветами.

Баланс белого в фотографии

Баланс белого (ББ) – это особый метод корректировки цветового фона фотографии до полной аутентичности тем спектрам, которые фотограф видит своим взглядом во время съемки. Все дело в том, что даже современные зеркальные камеры в некоторых случаях не обеспечивают точной передачи цветов, которые были бы максимально приближены к натуральному восприятию сцены нашими глазами. Функция баланса белого предполагает, что если белый лист бумаги на экране выглядит белым (при определенном свете), то все другие цвета на фотоизображении будут выглядеть корректно. Белый выступает в качестве основного, базисного для всех цветовых оттенков.

Как известно, чистого белого цвета на Земле не существует, он является лишь смешением семи цветов. Поэтому в зависимости от тех или иных условий освещения белый цвет может приобретать определенные оттенки. В частности, объект, который кажется нам белым, в ясный солнечный день отличается большей яркостью, а при съемке в тени он приобретет голубоватый оттенок. При фотографировании же с лампой накаливания этот объект станет немного желтоватым. В отличие от камеры, наш мозг умело интерпретирует цвета, вследствие чего они для нас выглядят одинаково, даже если в действительности это не так. Электроника камеры, к сожалению, такими уникальными возможностями не обладает, поэтому цвета на фотографии могут приобретать искаженный вид.

Пример изображения объекта при разных настройках Баланса белого:

1 of 5





С помощью настройки баланса белого Вы можете корректировать восприятие электроникой камеры различных цветов, делая красные объекты на снимке красными, а зеленые зелеными. Необходимость в изменении ББ, в первую очередь, возникает у тех фотографов, кто предпочитает снимать в JPEG. Здесь Вы сразу же получаете готовое, сжатое и обработанное фотоизображение. Однако если в процессе фотографирования не следить за балансом белого, то такое изображение может получиться не совсем корректным, с искаженной цветопередачей. Но в портретной, пейзажной фотографии и в других жанрах точная передача цветов и даже полутонов очень важна. Вот и получается, что необходимо всегда обращать внимание на ББ и прибегать к ручным настройкам в случае необходимости. Помимо того, что грамотная корректировка ББ помогает обеспечить корректную цветопередачу фотографируемого предмета, она также позволяет решить сложные вопросы, связанные со съемкой при разном освещении.

По умолчанию цифровая камера задействует настройки ББ в автоматическом режиме. Встроенная электроника воспринимает снимаемую картинку в усреднено-нейтральном цвете. Она помечает самые яркие фрагменты кадра в качестве белого оттенка, после чего корректирует все другие цвета относительно этого базисного цвета. Корректировка цветов занимает считанные доли секунды. Таким образом, аппарат пытается самостоятельно адаптироваться под освещение сцены, но нередко ошибается вследствие того, что цветовая температура измеряется по самому яркому предмету. Чтобы получить более реалистичные цвета на своих фотоизображениях, Вам потребуется выставить правильный баланс белого. Либо же можно скорректировать цвета впоследствии при обработке.

Предустановленные настройки баланса белого

Если Вы хотите получить фотографию с качественной цветопередачей, то не следует излишне торопиться при съемке. Сделайте тестовый снимок и внимательно изучите его на экране. Возможно, для достижения оптимального результата Вам необходимо будет скорректировать экспозицию и изменить баланс белого. В цифровых камерах сегодня существует несколько возможностей по корректировке цветопередачи. Первая из них – это различные предустановленные режимы настройки ББ. Среди них обычно присутствуют такие стандартные настройки, как «Облачно», «Дневной свет», «Лампа накаливания», «Вспышка» и другие. С помощью этих простых настроек Вы сможете быстро сдвинуть ББ в ту или иную сторону, то есть в более теплую, либо в более холодную часть спектра. Чем более продвинутой и дорогой является камера, тем больше предустановленных режимов она предлагает пользователю.

Для начинающих любителей фотографии предустановленные настройки баланса белого – это более чем достаточно. Тут от Вас требуется только отказаться от автоматического режима и выбрать подходящую предустановку в зависимости от условий освещения, нажав пару кнопок. В результате у Вас будут получаться снимки с достаточно натуральными цветами, без неприятных искажений. Если говорить о самих предустановках, то режим «Облачно» сделает Вашу фотографию более теплой по цветовой температуре, в то время как «лампочные» режимы, наоборот, придадут кадру более холодный оттенок. В частности, режим «Лампа накаливания» обеспечивает компенсацию избытка желтого в кадре, добавляя снимку холодности.

Пример изображения с установкой разных цветовых температур (единица измерения — Кельвин)

1 of 5






Пользуясь предустановленными настройками, Вы можете не только исправить цветопередачу, но и скорректировать цвета на фотографии под нужное Вам настроение. Например, при съемке в серую, пасмурную погоду можно добавить кадру немного теплых оттенков, воспользовавшись готовыми режимами. Пользоваться предустановленными настройками, безусловно, очень удобно, но и они далеко не всегда гарантируют Вам нужный результат. И здесь так или иначе придется обращаться к ручным настройкам. Впрочем, если в Вашем распоряжении имеется только недорогая компактная камера, то, вероятно, опции по корректировке ББ будут ограничены только этими готовыми режимами.

Настройка баланса белого вручную

А вот продвинутые камеры всегда предоставляют фотографу возможность вручную скорректировать настройки ББ. Необходимость в ручных настройках часто возникает в тех случаях, когда приходиться фотографировать в помещении с применением нескольких источников освещения. Впрочем, и при съемке на открытом воздухе может потребоваться слегка скорректировать настройки вручную. Нужно лишь установить ББ один единственный раз и далее Вы будете получать фотоизображения с реалистичными, натуральными цветами. Существует несколько способов вручную изменить баланс белого. Самый простой из них – корректировка по белому листу.

Бумажный лист выступает в качестве «эталонного» примера белого цвета. Вы берете и располагаете его перед камерой таким образом, чтобы лист оказался равномерно освещен. Кроме того, он должен заполнять всю центральную область кадра, либо же вообще кадр полностью. Вы просто делаете снимок белого листа бумаги и затем заходите в меню, выбирая опцию «Ручная настройка ББ». Указываете камере полученный снимок, и настройки автоматически сохраняются. Преимущество состоит в сравнительной простоте этого метода.

Но, к сожалению, и он иногда подводит. Это обуславливается тем, что кажущийся нам белым лист не всегда является таковым. Он может получить определенный оттенок в силу особенностей окружающего света. В частности, если сквозь него будет просвечивать яркий задний фон. Да и сами белые листы характеризуются различными оттенками в силу специфических особенностей бумажного производства. Как бы то ни было, в большинстве случаев корректировка «по белому листу» дает хорошие результаты, позволяя адаптировать камеру под конкретное освещение.

Однако если Вам требуется еще более точно скорректировать ББ, на профессиональном уровне, то можно приобрести в магазине фото аксессуаров серую карту. Она выглядит как плотный лист или кружок, который залит 18-процентным серым цветом. Такую карту располагают рядом со снимаемым предметом. Вы фотографируете один кадр таким образом, чтобы карта заняла подавляющую область снимка. Далее опять заходим в настройки, указываем сделанный кадр и выставляем в меню «Пользовательский ББ». Теперь все настройки будут автоматически применяться ко всем кадрам. Такую карту имеет смысл использовать в студии, когда Вы часто меняете освещение или работаете с несколькими источниками света.

Некоторые цифровые фотоаппараты, помимо вышеперечисленных способов, открывают для фотографа и другие возможности по изменению ББ. В частности, может присутствовать функция брекетинга ББ, когда несколько кадров, сделанных Вами подряд, будут иметь различные настройки по цветопередаче. Один из этих кадров наверняка попадет в точку. Кроме того, некоторые аппараты позволяют корректировать цветовой фон снимка без использования пресловутого белого листа. Эта настройка аналогична тому, как если бы Вы применяли при съемке разные светофильтры.

Если же Вы фотографируете в RAW, то, в принципе, Вы можете не особо переживать насчет ББ непосредственно во время съемки. Сохраняйте изображения в RAW, после чего на компьютере, запустив программу AdobePhotoshop или Lightroom, Вы легко выполните правку баланса белого и корректировку цветового фона каждой фотографии. Но все-таки удобнее заранее скорректировать ББ на своей камере во время съемки, чтобы не пришлось делать лишнюю работу в процессе постобработки фотографий.

Итак, фотоаппараты, работающие в автоматическом режиме, на практике не всегда справляются с задачей точной передачи цветов или полутонов. Особенно это касается съемки в сложных условиях освещения. Предустановленные режимы и ручная настройка ББ позволят Вам скорректировать цвета, тем самым, экономя время на обработку снимков. В принципе, достаточно один раз разобраться, как корректировать баланс белого, и уже впоследствии у Вас не возникнет с этим никаких проблем.

В фотографии означает лишь еще один способ из всех, призванных повысить реалистичность и натуральность снимка, его полную аутентичность тем условиям, в которых его делал .

Грубо говоря, это именно та настройка в фотоаппарате , которая призвана делать белое белым, а красное красным, а не зеленоватого или синеватого оттенков. Как правильно установить баланс белого - первоочередной вопрос для тех людей, которые фотографируют в JPEG формате, то есть сразу же получают финальное изображение, уже сжатое и фотоаппаратом. Именно это мы сегодня и обсудим в данной статье.

Если не следить за балансом белого (далее ББ ), то можно получить довольно ненатуральную фотографию, на которой многие оттенки будут искажены, а при портретной или, скажем, пейзажной съемке, четкая передача цветов , тонов и полутонов очень важна. Освещение же у нас в течении суток очень разное, оно зависит от множества факторов и фотоаппарат может не всегда в автоматическом режиме, делая снимки, правильно и корректно его учитывать. Вот и получается, что на большинстве снимков, сделанных на мыльницы или мобильные телефоны, а также на зеркальные фотоаппараты любительского сегмента, многие оттенки не естественны , содержат посторонние примеси цвета и ненужные шумы.

Вот пример неправильной настройки баланса белого (нажмите ниже для детального рассмотрения ):

А вот какая бы получилась фотография, если бы «white balance » был выставлен верно:

Как видим, баланс белого особенно касается портретной съемки, при которой важно передать правильное освещение лица модели, а если неправильно выставлен ББ , то оно будет каким угодно, но не натуральным.

Как настроить баланс белого

Для того, чтобы настройка баланса белого не доставляла вам хлопот, достаточно один раз разобраться с этим вопросом и уже впоследствии действовать на автомате. Лично я снимаю в , записывая на карту памяти данные напрямую из матрицы, и правку ББ выполняю уже на компьютере в программах Adobe Photoshop либо Adobe Lightroom , поэтому не обращаю внимание на соблюдение этой характеристики. Если же вы не можете или не хотите снимать в этом формате, то править баланс белого перед съемкой придется в обязательном порядке и часто бывает так, что для каждого отдельного кадра нужна своя настройка.

Все дело в том, что вопрос как настроить баланс белого задают многие, хотя ответ практически лежит на поверхности. Достаточно выставить в настройках камеры нужную его характеристику - например, если мы снимаем днем на улице, то практически всегда режим не ошибется и выдаст правильную гамму, а вот если съемка ведется , при сложных источниках освещения, то нужно выставлять соответствующий режим ББ .

Как правило, все зеркальные камеры, а так же современные мыльницы и телефоны имеют режимы: дневной , облачно , съемка при лампах дневного света , съемка при лампах люминесцентных и так далее. Чем новее и дороже Ваша камера, тем больше будет таких предустановок. Выглядят они следующим образом:

Для новичков и любителей этого будет более чем достаточно. Главное не полагаться на режим АВТО и в любой ситуации выбирать соответствующее расширение - тогда все снимки будут выходить по крайней мерее более менее натуральными по цветам и в сети перестанут появляться фотографии зеленого солнца и красного оттенка лиц (хотя, может это чей-то художественный ход:))

Если же вам нужно добиться идеально настроенного баланса белого в фотографии, то можно воспользоваться его ручной установкой , что доступно во многих современных мыльницах, ультразумах, зеркальных фотоаппаратах. Для этого фотограф должен взять идеально серый картонный лист , можно даже размером с визитку. Лист этот должен иметь полноценный серый цвет, без оттенков. Ставим его максимально близко к объекту съемки, сохраняя при этом точно такое же освещение и делаем по нему замер баланса белого. Функция замера ББ есть в каждом фотоаппарате более менее серьезного типа, как в мыльницах, так и в зеркалках. Например в фотоаппаратах Nikon ручной баланс белого называется «PRE », что значит «preset», т.е. предустановлен.

Как сделать ручной замер

Итак, для того, чтобы вручную выставить ББ , делаем следующее:

1. Находите в меню пункт WB и выставляете там режим «PRE » (либо Custom, ручной).
2. Нажимаете кнопку WB на камере и держите 3 секунды.
3. Когда yадпись PRE начинёт мигать, отпускаете кнопку WB и делаете снимок чего-нибудь серого.
4. После этого у Вас на дисплее появится надпись «Успешно «, «Good» или любая другая надпись в этом духе.
5. Если появилась надпись Error, No good и т.п., значит попробуйте сделать всё с начала (п.2), т.к. камера не смогла определить где на снимке у Вас серый цвет.

Таким образом фотограф добьется того, что его камера будет максимально корректно воспринимать существующее освещение и сможет сделать множество отличных с этой точки зрения кадров, которые будут идеальны. Для замера ББ многие носят с собой простую визитку маленького размера, на которой одна сторона идеально серая, меряя по ней ББ тогда, когда это необходимо. Хотя, стоит заметить, что практически все профессионалы предпочитают работать с сырыми данными с матрицы в RAW формате , правя ББ уже после съемки так, как им будет это удобно.

Правильно выставлять баланс белого крайне важно для всех типов фотографий, вот пример того, как один и тот же снимок выглядит с разными настройками ББ:

Кстати, установка баланса белого возможна и без серого прямоугольника, заранее заготовленного. Перед началом съемки достаточно сверить ББ вашей камеры по максимально серому объекту, который находится непосредственно в кадре, запомнить эти настройки и уже после этого делать кадр. Например, при портретной съемке это может быть серая стена , серый цвет пиджака и другое, а при пейзажной можно выбрать градации серого на небе среди облаков .

Так же, существуют специальные насадки для правильно замера баланса белого, например как эта:

Но по качеству это будет тоже самое что и «визитка», только лишние денежные затраты.

В какой-то мере серый цвет, главный для корректного замера баланса белого , присутствует везде, просто в той или иной степени. Если всегда об этом помнить и стараться по возможности настроиться перед предстоящей съемкой, то можно получить гораздо лучшие результаты, чем есть на данный момент.

Постепенно рекомендуется слезать с режима АВТО и переходить на ручные настройки. Именно так получается все больше и больше контролировать кадр и чем больше таких ручных настроек в камере, тем скорее вы научитесь полноценно на нее снимать, полностью контролируя весь процесс даже в сложных условиях съёмки:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведя итог, можно сделать такие выводы :

Если вы снимаете днём при солнечном освещении на улице, можно смело ставить Баланс белого в режим Авто .

Если вы снимаете в сложных условиях с плохим освещением, выставляйте баланс белого в ручную по серому цвету . Не получается выставить максимально точно? Выберите наиболее подходящий вариант из предустановок камеры.

Если Вы снимаете в режиме RAW , забудьте вообще про баланс белого, его можно будет поправить вручную на любом снимке в таких редакторах, как или .

САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ : Выставите на камере режим съёмки JPG+RAW , в котором Ваши фотографии будут сохраняться как в формате JPG, так и в формате RAW, что позволит Вам сэкономить время на правку и проявку снимков , но в тоже время даст возможность все неудачные варианты с неправильным балансом белого исправить так, как душе угодно:)