Противодымная вентиляция один вентилятор на несколько помещений. Системы противодымной вентиляции. Определение основных параметров противодымной системы вентиляции


Пожар – трагедия, уносящая тысячи жизней ежегодно, но большинство людей во время ЧП погибают не от воздействия самого огня, а от вдыхания чрезмерного количества продуктов горения, преимущественно угарного газа. Именно поэтому в требованиях к организации противопожарной безопасности четко прописана необходимость наличия системы дымоудаления на объекте охраны.

Основными особенностями этой системы являются. Управляющий электромагнитный клапан: ведет себя как «ключ доступа», который позволяет большему или меньшему давлению проходить через клапан отработанного газа. Когда двигатель вращается на малой и средней скорости, управляющий электромагнитный клапан пропускает давление во впускном коллекторе через входное отверстие на выходе и непосредственно в клапан сброса, мембрана которого вталкивается, чтобы вызвать его открытие, но это он не вступит в силу до тех пор, пока давление дутья в турбине не будет достаточным для преодоления силы пружины.

Задымление - один из основных факторов поражения при пожаре. Именно из-за него большинство жертв огня так и не выбираются из горящего здания. Необходимо заранее предусмотреть удаление дыма. Это, во-первых, повышает уровень безопасности, а во-вторых, сразу снимает различные неприятные вопросы от пожарной инспекции.

Для чего нужна противодымная вентиляция? Где устанавливаются такие системы?

Функция системы дымоудаления – обеспечение воздушного коридора для осуществления экстренной эвакуации людей с объекта на начальных стадиях пожара. Вентиляция поднимает скапливающийся дым вверх, расчищая проход и давая возможность видеть кратчайший путь к выходу из охваченного пламенем здания. Для наиболее эффективной работы системы удаления она должна быть настроена таким образом, чтобы каждое помещение очищалось от продуктов горения автономно, не происходило «перетекание» газа из комнаты в комнату.

Начало работ без предварительной оплаты

Когда двигатель вращается высоко, давление, достигающее клапана отработанного газа, является слишком высоким, достаточным для преодоления силы его пружины и открытия клапана, чтобы вывести выхлоп через байпас. Чтобы было ясно, что делает управляющий электромагнитный клапан во время его работы, обманывать клапан отработанного газа, отвлекая некоторое турбо давление так, чтобы оно не срабатывало.

На приведенной ниже диаграмме приведена схема впуска и выпуска дизельного двигателя с прямым впрыском, в котором используется турбокомпрессор с переменной геометрией. Даже если вы не видите, где он превращается в бетон, трубка подключается к воздушной крышке или приводу. Работа регулятора турбонагнетания очень похожа на ту, что была изучена ранее, разница в том, что клапан для отработанной воды заменен пневматической капсулой, обе имеют аналогичную работу, в то время как один открывает или закрывает клапан, а другой перемещает приводной механизм плавников.

Систему противодымной вентиляции составляет комплекс устройств, разделяющих функции: вентилятор, служащий для нагнетания чистого воздуха, воздуховод, по которому будет отводиться загрязненный воздух, и клапан дымоудаления, предотвращающий обратный отток продуктов горения. Клапаны для вентиляций изготавливаются из материалов с высокими показателями огнестойкости, так как всегда есть риск «заглатывания» вентиляционными системами пламени, в случае если пожар не будет своевременно остановлен.

Еще один способ контроля давления дутья турбины. До сих пор мы видели, как давление во впускном коллекторе использовалось для работы на клапане с отработанным газом обычных турбонаддув и пневматической капсулы в турбинах с переменной геометрией. Существует еще одна система регулирования давления в турбонаддуве, в которой используется электрический разрядный насос, который генерирует депрессию или разряд, действующие на клапан для сброса давления через управляющий электромагнитный клапан или привод давления нагнетателя.

НИИ глазных болезней им.Гельмгольца

Турбо расположен так же, как и предыдущий, но нет трубки, которая подводила бы давление во впускной коллектор к клапану отработанного газа через управляющий электромагнитный клапан. Эта система управления турбинным давлением имеет преимущество перед ранее изученными, что она не зависит от давления во впускном коллекторе, что в случае разрыва трубки, передающей указанную часть давления сжатого воздуха, будет потеряна турбиной, которая должен войти в цилиндры и значительно снизить мощность двигателя.

В обязательном порядке противодымная вентиляция оснащается автоматическим и ручным приводом. Автоматический привод приводит систему вентиляции в действие, как только срабатывает пожарная сигнализация, дистанционный или ручной же позволяет включить систему в принудительном порядке, если произошел сбой.

Выделяют такие виды противодымных вентиляций как:

Рекомендуется, чтобы после серьезного использования двигателя в длительных поездках и на высоких скоростях не останавливайте двигатель сразу, дайте ему простоя в течение минимум 30 секунд. для обеспечения надлежащей смазки и охлаждения. Смазка на турбонагнетателях с изменяемой геометрией еще более сложна, поскольку в дополнение к подвижным частям обычного турбонагнетателя она должна смазывать весь комплект рычагов и стержней, которые перемещаются пневматическим депрессором, при сборе грязи с направляющих и шлюзов и турбонаддувом перестает нормально работать, вызывая потерю мощности в двигателе.

  • естественная и искусственная;
  • вытяжная и приточная.

Вытяжная вентиляция предназначена непосредственно для отвода из помещения продуктов горения, приточная – для разряжения концентрации дыма в помещении при помощи свежего воздуха, нагнетаемого с улицы.

Выбор типа противодымной вентиляции должен осуществляться вместе со специалистом, который будет проектировать всю систему обеспечения противопожарной безопасности, так как это напрямую зависит от конструкции объекта охраны, его месторасположения и состояния вентиляционной системы. Стоимость проектирования и установки системы дымоудаления довольно высока, но, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, она помогает выиграть время – самый ценный ресурс для спасения жизней людей, которые находятся в это время на объекте охраны.

Рекомендации по обслуживанию и уходу для турбонагнетателей. Турбокомпрессор рассчитан на работу до тех пор, пока двигатель. Никакого специального обслуживания не требуется. Для обеспечения соответствия срока службы турбонаддува двигателю необходимо соблюдать следующие инструкции по техническому обслуживанию.

Короткие интервалы замены масла. - Всегда меняйте масляный фильтр. - Проверьте давление масла. - Обслуживание воздушного фильтра. В 90% случаев, возникающих в турбоагрегатах, возникают следующие причины. Проникновение инородных тел в турбину или компрессор. - Грязь в масле. - Использование неподходящего масла. - Высокие температуры в выхлопных газах. Эти ошибки можно избежать при частом обслуживании.


Как правило, противодымные вентиляции устанавливаются на крупных объектах, где предполагается большое скопление людей (атриумы, концертные залы, аудитории). Однако для любое помещение, где работает более десятка человек, уже не помешает обезопасить от задымления.

Наша компания оказывает полный спектр услуг по организации противодымной вентиляции.

Турбокомпрессор еще не достиг пика своей мощности и развития, давайте перечислим некоторые усовершенствования, которые уже изучаются и проходят испытания, некоторые из них уже производятся даже под бдительным оком инженеров. - Изготовление картера турбины и выпускного коллектора в одном куске. Это может сэкономить на уплотнении и крепежах между отстойником турбины и выпускным коллектором. В то же время он также уменьшает вес, помимо улучшения реакции двигателя, поскольку меньше тепла для нагрева.

Следствием этого является меньший вес и лучшее реагирование. - Турбины из титана и алюминиевого сплава легче, чем высококачественные стальные колеса. Это также способствует реагированию двигателя, потому что турбокомпрессор ускоряется быстрее. - Переменная геометрия картера турбины улучшает работу турбокомпрессора и, следовательно, двигателя относительно всей частоты вращения двигателя.

  1. Мы разработаем проект на основе фактических технических данных о вашем помещении: его объеме, посещаемости, среднему количеству находящихся в нем людей и т.п.
  2. Осуществим монтаж необходимого оборудования, его пуско-наладку.
  3. Регулярно будем проводить обслуживание, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии.
  4. Одним словом, мы полностью позаботимся о том, чтобы в случае пожара в вашем помещении не возникло задымления. Это дает следующие преимущества.

Какие преимущества дает монтаж противодымной вентиляции?

  • Люди смогут дольше продержаться в условиях горящего здания, дождавшись прибытия пожарных бригад, либо безопасно доберутся до эвакуационных выходов.
  • Пожарные бригады смогут безопасно эвакуировать весь персонал, без каких-либо жертв.
  • Продукты горения не нанесут вреда дорогостоящему оборудованию, так как будут своевременно удалены.
  • Мы имеем большой опыт работы, потому сможем организовать эффективную и грамотную систему противодымной вентиляции по самым выгодным в регионе ценам.

Smoke Exhaust Ventilation Systems

Keywords : smoke exhaust ventilation, fire safety

Разновидности противодымных вентиляционных систем

Хотя сегодня много говорится о двигателях с турбонаддувом, они не являются продуктом технологии, поскольку это может показаться как-то недавним. Процесс турбонаддува имеет историю, связанную с авиацией. С избыточным атмосферным давлением в цилиндрах была компенсирована проблема разреженного воздуха на больших высотах. В то же время он также увеличил мощность двигателя, который позже стал ресурсом для.

Турбокомпрессор состоит из центробежного воздушного компрессора, непосредственно связанного с центростремительной турбиной. Ротор компрессора и ротор турбины соединены валом, поддерживаемым плавающими подшипниками, размещенными в центральном корпусе. Центробежный компрессор состоит из алюминиевого корпуса и ротора. Центростремительная турбина образована корпусом из чугуна и валом ротора. Центральный корпус включает в себя пластину компрессора, теплозащитную защиту, подшипниковые кольца, радиальные подшипники, упорный подшипник, центробежную манжету, поршневые кольца и уплотнительное кольцо.

As the practice shows, compliance with fire safety requirements during the design of smoke exhaust ventilation systems is a difficult task that brings more questions than answers. The December ABOK workshop - “Smoke exhaust systems. Design concepts according to Construction Rules SP 7.13130 and SP 154.13130 and Special Technical Regulation STU with deviation from the current regulatory documents” - was held to help the designers in this complex issue. The event was attended by 150 specialists from 20 Russian cities and towns.

In this article the editorial staff answers to certain questions asked to B.B. Kolchev during the workshop.

Когда люди говорят о гоночных автомобилях или высокопроизводительных спортивных автомобилях, они часто говорят о турбокомпрессорах. Они также появляются в малых, средних и крупных дизельных двигателях. Турбокомпрессор может значительно увеличить мощность двигателя без чрезмерного увеличения его веса, и именно поэтому он так популярен.

В этой статье мы узнаем, как турбокомпрессор увеличивает мощность, создаваемую двигателем, и в то же время поддерживает экстремальные условия эксплуатации. Мы также увидим, как предохранительный клапан, лопасти керамических турбин и подшипники помогают турбонагнетателям выполнять свою функцию еще более эффективно.

Описание:

Как показывает практика выполнение требований пожарной безопасности при проектировании систем противодымной вентиляции - сложная в реализации задача, содержащая зачастую гораздо больше вопросов, чем ответов. Прошедший в декабре мастер-класс АВОК «Системы противодымной вентиляции. Проектные решения согласно СП 7.13130 и СП 154.13130 и СТУ с отступлениями от действующих нормативных документов» был призван помочь проектировщикам в этом непростом деле. В мероприятии приняли участие 150 специалистов из 20 городов России.

Турбокомпрессоры - это система принудительной индукции. Они сжимают воздух, поступающий в двигатель. Преимущество сжатия воздуха заключается в том, что он позволяет двигателю получать больше воздуха внутри цилиндра - и больше воздуха означает добавление большего количества топлива. Поэтому получается большая мощность взрывов в каждом цилиндре. Двигатель с турбонаддувом производит больше энергии, чем тот же двигатель без устройства.

Для достижения этого сжатия воздуха турбокомпрессор использует поток отработавших газов от двигателя для вращения турбины, которая, в свою очередь, превращает компрессор. Турбокомпрессор в турбокомпрессоре вращается со скоростью до 150 000 оборотов в минуту, примерно в 30 раз быстрее, чем у большинства автомобильных двигателей, а также потому, что он подключен к выхлопу, причем температуры внутри него также очень высоки.

В рамках данного материала редакция приводит ответы на некоторые вопросы, заданные в ходе мастер-класса Б. Б. Колчеву.

Системы противодымной вентиляции

Время эвакуации людей из горящего здания профессионалы-пожарники исчисляют секундами. Огонь разгорается быстро, а дым – также очень серьезная опасность – распространяется еще быстрее. Именно дым и токсичные продукты горения и термического разложения, выделяющиеся при пожаре, представляют собой одну из главных причин гибели людей (до 80 % погибающих на пожарах). На решение этой проблемы направлена система дымоудаления – противодымная вентиляция, которая позволяет обеспечить безопасную эвакуацию людей. Как показывает практика, выполнение требований пожарной безопасности при проектировании систем противодымной вентиляции – сложная в реализации задача, содержащая зачастую гораздо больше вопросов, чем ответов. Прошедший в декабре мастер-класс АВОК «Системы противодымной вентиляции. Проектные решения согласно СП 7.13130 и СП 154.13130 и СТУ с отступлениями от действующих нормативных документов» был призван помочь проектировщикам в этом непростом деле. В мероприятии приняли участие 150 специалистов из 20 городов России.

Основы Один из самых надежных способов получить больше энергии от двигателя - увеличить количество воздуха и топлива, которое он может сжечь. Один из способов сделать это - добавить цилиндры или сделать больше существующих цилиндров. Однако иногда эти изменения невозможны. Турбокомпрессором может быть более простой и компактный способ добавления мощности, особенно в качестве аксессуара, продаваемого в магазине мотоциклов или мастерской.

Турбокомпрессоры позволяют двигателю сжигать больше воздуха и топлива, помещая их в больших количествах в существующие баллоны. Типичное давление наддува, обеспечиваемое турбонагнетателем, составляет от 6 до 8 фунтов на квадратный дюйм. При этом ожидается 50-процентное усиление мощности двигателя, но, поскольку в той же пропорции нет эффективности, нормальное достижение составляет 30-40%.

Мастер-класс провели:

Доктор техн. наук, профессор, академик Национальной академии наук пожарной безопасности, член подкомитета НОП по вопросам пожарной безопасности, вице-президент по науке НПО «Пульс»

Начальник сектора огнестойкости инженерного оборудования и противодымной защиты зданий и сооружений отдела огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Лифтовые шахты и лестницы

Одной из причин неэффективности является тот факт, что мощность поворота турбины не является бесплатной. Наличие турбины в выхлопном потоке увеличивает ограничение выхлопа дымовых газов. Это означает, что в такте выхлопа двигатель должен отталкивать давление. Это немного снижает мощность.

Что это такое?

Высотные высоты Турбокомпрессор помогает на больших высотах, где воздух менее плотный. Нормальные двигатели имеют потерю мощности на больших высотах, потому что для каждого хода поршня двигатель получает меньшую массу воздуха. Двигатель с турбонаддувом может также иметь понижение мощности, но уменьшение является менее проблематичным, поскольку более тонкий воздух легче накачивается тубокомпрессором.

В рамках данного материала редакция приводит ответы на некоторые вопросы, заданные в ходе мастер-класса Б.Б. Колчеву .

СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»: «6.3.2. Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения в нижние части защищаемых помещений необходимо предусматривать рассредоточенную подачу наружного воздуха: с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30 %, на уровне не выше 1,2 м от уровня пола защищаемого помещения и со скоростью истечения не более 1,0 м/с».
Возможна ли в будущем корректировка данного пункта в сторону увеличения скорости истечения компенсационного воздуха до 5–6 м/с?

Старые автомобили с карбюраторами автоматически увеличивают расход топлива, чтобы соответствовать большему потоку воздуха, поступающему в цилиндры. Современные автомобили с впрыском топлива также делают это в определенной степени. Система впрыска зависит от датчиков кислорода в выхлопных газах, чтобы определить, правильно ли соответствует соотношение воздух-топливо, чтобы эти системы автоматически увеличивали количество расхода топлива при добавлении турбонаддува.

Оборудование противодымной вентиляции

Если в автомобиле с впрыском топлива установлен турбонагнетатель с слишком большим давлением, система может не поставлять достаточное количество топлива. Таким образом, либо программное обеспечение, запрограммированное в контроллере, не позволяет это происходить, либо насос и форсунки не могут его обеспечить. В этом случае должны быть сделаны другие изменения, чтобы получить максимальную выгоду от турбонагнетателя.

Подавая воздух с большой скоростью вблизи дымового слоя, вы инициируете процесс вовлечения дымового слоя в воздушную струю, тем самым вызывая перемешивание такой струи, что негативно сказывается на стратификации дымового и воздушных слоев. За рубежом данное требование изложено несколько иначе, оно регламентирует скорость 1 м/с в случае, если точка подачи близка к дымовому слою и находится на расстоянии менее 1 м от нижней границы дымового слоя. Если вы понижаете точку подачи такого воздухоприточного устройства, скорость в принципе не ограничивается.

Мы (ВНИИПО) подали предложение по внесению таких уточнений в СП 154.13130.2013. Скажу честно, пока коллеги не очень активно отреагировали.

СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»: «6.3.3. Все системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать с механическим побуждением тяги».
Есть ли возможность применения естественной вентиляции для компенсации дымоудаления автостоянки? Будет ли данное решение зафиксировано в нормативном документе?

Если по поводу вытяжных систем вопросов, в общем, не возникает, они действительно в 99 % случаев с механическим побуждением тяги, то что касается компенсации, например за счет автоматически открываемых дверей наружных въездов, почему бы и нет? Достаточно рациональный экономичный вариант, однако формально запрещенный текущим СП 154.13130.2013. Здесь проектировщику придется творчески подойти к данному вопросу. Системы с естественным побуждением тяги – это системы, работающие за счет гравитационного перепада давления, вызванного разницей температур и толщиной дымового слоя. Система, которая обеспечивает компенсацию через открытые ворота наружных въездов по сути своей и по физическому смыслу является системой с механическим побуждением тяги, поскольку она работает за счет системы вытяжной противодымной вентиляции, которая создает разрежение в помещении. Да, сама система не содержит вентиляторов, но тем не менее назвать ее классической системой с естественным побуждением тяги нельзя.

Тамбур-шлюзы лестничной клетки типа Н3 с подпором воздуха. Возможно ли осуществлять с помощью клапана избыточного давления (КИД) сброс избыточного давления в объем лестничной клетки?

Формально использование КИДов, не обеспечивающих требуемый предел огнестойкости заполнения проема, не допускается. Не исключено, что производители уже нарабатывают или наработали какие-то изделия, однако нам (ВНИИПО) это не известно. Если КИД будет обеспечивать необходимый предел огнестойкости заполнения проема, то никаких проблем нет.

Есть перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Такой элемент в этом перечне не присутствует. Есть понятие добровольной сертификации. В добровольной сертификации есть процедура сертификации на соответствие требованиям технических условий на изделие. Процедура следующая. Пишется и утверждается методика испытаний, в ТУ на изделие указывается, что изделие соответствует требованиям данной методики, производится сертификация (огневые испытания) данного изделия по этой методике, выписывается сертификат соответствия. Скорее всего, в ближайшее время КИД появится в перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, так же как мягкая вставка и, возможно, решетка.

Многоэтажные здания с многоуровневыми парковками. Вопрос по шахтам лифтов для перевозки пожарных подразделений, опускающимся в подземные этажи: возможно ли осуществлять подпор воздуха в шахту лифта одной системой в верхнюю или нижнюю зоны? Или нужно предусмотреть две системы, отдельно в верхнюю и отдельно в нижнюю зоны?

Одну систему можно сделать, если у вас лифтовый холл будет на основном посадочном этаже. Поскольку дверь кабины лифта будет открыта, воздух сбросится в лифтовый холл, но будет «заперт» закрытыми дверями лифтового холла. Тем самым, подав воздух только в одну часть лифтовой шахты, вы гарантированно обеспечите создание избыточного давления в нижней части. Если шахта лифта не имеет лифтового холла на основном посадочном этаже, норма не обязывает делать раздельные системы, но делаете это вы здесь на свой страх и риск. Если вы считаете, что соотношение (габариты) кабины и шахты таково, что избыточное давление у вас обеспечится на отрицательных этажах, делайте одну систему. Если же говорить о позиции ВНИИПО, то мы считаем, что необходимо делать две системы, и это указано в методических рекомендациях института. Но нормативно четкого требования нет. Есть требования по обеспечению избыточного давления, как это сделать, нормы не регламентируют.

Возможно ли для защиты коридоров жилой и общественной частей (встроенно-пристроеные помещения) жилого здания в пределах одного пожарного отсека устройство общих систем вытяжной и приточной противодымной вентиляции?

Для помещений нельзя. Для коридоров можно предусматривать.

Для ряда зданий, в том числе высотных, разрабатываются СТУ по противопожарной защите. В преамбуле обычно пишут о необходимости соответствия проектных решений СП 7.13130. Далее идут конкретные требования к различным инженерным системам, в том числе перечисляются системы противодымной защиты с конкретизацией по данному зданию. Нужно ли учитывать только эти мероприятия или все должно соответствовать СП 7.13130? Если должно соответствовать, то зачем разрабатывать СТУ или можно после утверждения предусматривать только прописанные требования?

Не раз наблюдал следующее в СТУ: в преамбуле СТУ стоит, что системы необходимо запроектировать в соответствии с СП 7.13130, а дальше идет конкретизация этих решений, зачастую с ошибками написанная, по сути, противоречащая СП 7.13130. Такая конструкция документа совершенно неправильна. Разработчикам СТУ имеет смысл либо в преамбуле не писать, что системы должны соответствовать СП 7.13130, а только устанавливать свои требования, но при этом подробно прописывать весь набор мероприятий, либо надо писать, что системы должны соответствовать требованиям СП 7.13130 в части, не противоречащей положениям СТУ.

Имея определенный опыт, я знаю, что при написании СТУ очень часто идет общение проектировщика с разработчиками СТУ. На этапе проработки данных вопросов обращайте, пожалуйста, внимание на содержание документа, не надо его воспринимать как данность. Разработчики СТУ тоже люди, тоже могут ошибаться и не так детально владеть вопросами противодымной защиты, как вы.

Можно ли использовать объем теплого чердака для объединения вентиляционных каналов двух и более пожарных отсеков по высоте жилого дома перед выбросом наружу?

Возможно ли объединение систем вытяжной противодымной вентиляции из коридоров надземных, цокольных и подземных этажей?

Если подземные, цокольные и надземные этажи находятся в одном пожарном отсеке, то коридоры можно защищать общими системами.

Какие системы нагрева воздуха допускаются в самом помещении безопасной зоны?

Способ обработки воздуха не регламентирован. Можно ставить и электрические конвекторы, хотя они достаточно пожароопасны. Нормы пока не ограничивают способ обработки воздуха с целью его подогрева.

Какие минимальные расстояния между решеткой вытяжной противодымной вентиляции и решеткой притока на компенсацию нужно обеспечивать?

Вопрос достаточно серьезный. Данных по минимальным расстояниям на данный момент времени нет. В ближайшее время требования будут установлены. Минимально для коридоров должно быть порядка 2 м по высоте.

Как вы относитесь к противодымной защите для автостоянок с использованием систем струйной вентиляции?

Сейчас данный вопрос достаточно активно обсуждается и зарубежными поставщиками оборудования, и нашими компаниями. В НОСТРОЙ возник даже некий методический документ, который практически готов к утверждению, позволяющий запроектировать и построить систему с использованием струйной вентиляции. Я видел несколько объектов за рубежом, был на натурных испытаниях. Если говорить о позиции ВНИИПО, то она скорее нейтральная, в сторону отрицательного отношения к такой системе. Но тем не менее такая система в Европе применяется, и, думаю, она достаточно быстро появится на территории Российской Федерации, благодаря усилиям поставщиков такого оборудования. При выборе такой системы прошу вас очень аккуратно относиться к экономической эффективности данного решения. Первичный положительный экономический эффект достаточно быстро сводится на ноль при последующей проработке вопроса.

Нормативно пока данная система нелегитимна, но это не значит, что ее нельзя применять. Есть порядок разработки СТУ. Есть организации, которые достаточно стабильно отрабатывают такие способы наработки нормативных документов. Легализовать такую систему достаточно несложно. Это вопрос максимум 2–3 месяцев, что в рамках проектирования, конечно, занимает определенный срок, но он не очень велик.