Вертикальные сады от патрика блана. Патрик Бланк и его вертикальные сады - Patrick Blanc - Фото


July 6th, 2015

Мы как то последнее время привыкли ко всяким граффити, рисункам на стенах. А тут вон смотрите какое чудо. Правда представляю, как сложно поддерживать это в презентабельном и «рабочем» виде, но все же …

Посмотрите творчество Патрика Бланка (Patrick Blanc). Как вам такая идея украшения города?

Фото 2.

Французский дизайнер-натуралист Патрик Бланк (Patrick Blanc) обрел всемирную известность благодаря системе биологического декора под названием«Вертикальные сады» .

Фото 3.

Создатель причудливых вертикальных садов, знаменитый французский ботаник Патрик Бланк начал свои эксперименты по разработке технологии вертикального озеленения еще в детстве. Сначала - просто сажая растения на ограды и вдоль стен, затем, увлекшись идеей, он перенес опыты в комнатные условия, ограничивая количество земли для посадки растений. Увлечение перешло в серьезный интерес, затем в научные опыты и, в конце концов, стало делом жизни. Бланк поступил в парижский университет Пьера и Мари Кюри. Получив диплом, он стал членом престижного во Франции Национального исследовательского центра (CNRS), где и работает до сих пор.

Фото 4.

Дизайнерские эксперименты Бланк начал проводить в своем доме в парижском пригороде. Ему удалось создать там настоящие тропические джунгли с пышной растительностью и экзотическими растениями. С атмосферой джунглей ассоциировались также и теплый влажный воздух дома, и птички, летающие по комнатам, как по лесу.

Фото 5.

Вертикальные сады Бланка – это настоящее искусство. Это не просто плющ или виноград, увивающие стены, а множество красивейших растений, которые способны вести вертикальный способ жизни, с минимумом подкормки и искусственным освещением. Растения, образующие сад, должны не просто уживаться друг с другом, но и гармонировать по цвету, размеру, фактуре листьев, создавая неповторимый рисунок, цветовые переходы и рельеф композиции.

Фото 6.

Одно из самых важных преимуществ этого способа озеленения зданий – отсутствие традиционных для современных висячих садов лотков и горшков с землей, которые крепятся вверху на стенах.

Фото 7.

Бланк разработал технологию вертикального озеленения, позволяющую закреплять растения на поверхности стены. Если говорить о внешних живых стенах, то на фасаде здания монтируется металлическая рама с тонким непромокаемым каркасом из пластика, покрытого полимерным войлоком с отверстиями (кармашками), куда высаживаются растения. Толщина установки не превышает нескольких сантиметров, а небольшой вес безопасен для стен здания: квадратный метр сада весит примерно 30 кг. Высаженный сад автоматически получает питательный минеральный раствор для беспочвенного выращивания и воду через специальные трубки и фильтры. Патрик Бланк каждый раз создает новую растительную картину, не повторяясь и радуя своих заказчиков. В самой технике посадки вертикального сада нет ничего сложного, она довольно примитивна (а я бы сказала гениально проста), самое сложное и интересное в этой работе, по словам Бланка, - это знать какое растение куда посадить (так более светолюбивые растения помещаются в верхние ярусы, а темнолюбивые внизу, по законам природы). Еще с двадцатилетнего возраста Бланк много экспериментировал с различными материалами для создания основы таких стен и в результате остановился на полимерном войлоке, как абсолютно долговечном и стойком продукте нефтехимии. Он демонстрирует стену с развитой экосистемой в своем доме, созданную еще в 1982 году и абсолютно прекрасно себя чувствующую до сих пор!

Фото 8.

Как ведущий сотрудник Национального исследовательского центра Франции, месье Бланк скрупулезно изучил тропические леса Малайзии, Индии и Таиланда и пришел к выводу, что более двух тысяч растений могут укореняться и жить на скалистых склонах гор с минимальным количеством влаги, минеральных веществ и освещения. Именно это открытие подтолкнуло его к мысли о создании вертикальных садов на стенах зданий современных го родов.

Фото 9.

Интерес к природе возник уже лет в пять: сначала это было все, что движется. К десяти годам Патрик стал интересоваться растениями, когда понял, что без них жизнь фауны невозможна. Началось с аквариумных растений, которые привели к страсти по тропической флоре. Патрик Бланк начал проводить свои первые опыты в возрасте 12 лет. Будучи подростком, он экспериментировал с рододендронами, взятыми из цветочных горшков мамы, и помещая их в аквариум с тропическими рыбками с целью создания природной очистительной системы - это сработало (сейчас этот прием активно используется, но в 60-е об этом никто и не думал… кроме Патрика), а также с цветами, которые высаживал на обычной клумбе возле дома. Со временем, французский ученый начал проводить более серьезные исследования с различными растениями и минералами. Затем была учеба в парижском университете и работа в национальном исследовательском центре, которой он посвятил более 25 лет.

Фото 10.

Но главным местом реализации его оригинальных идей стал собственный дом, со временем превратившийся в оазис тропических джунглей близ Парижа. Одноэтажное жилище Патрика Бланка – это одновременно чудесный сад, рабочая лаборатория и уникальная коллекция экзотических растений, прекрасно гармонизирующих между собой. Здесь нет внутренних дверей, из комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени прыгают зелено-голубые малазийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.

В 1993 году Бланк становится лауреатом Премии Французской Академии Наук, в 2002 году выходит его книга «Быть растением в тени тропического леса», а в 2008 году еще одна книга «Живая стена в городе».

Фото 11.

В 2009 году вертикальный сад Патрика Бланка вошел в список «50 изобретений года» по версии жунала «Time».

Первую публичную композицию с применением своей уникальной технологии вертикального озеленения Патрик Бланк создал в 1994 г. (в возрасте 41 года, хотя сама идея зародилась, по его словам, еще лет в 18 - тогда он создал такую живую стену у себя дома, но никто этим не заинтересовался), когда смонтировал вертикальный сад на парижском фестивале ландшафтного дизайна. Его инсталляция вдруг заинтересовала зрителей и специалистов (хотя он создал практически копию того, что было у него дома еще 20 лет назад) и была признана новым трендом дизайнерского искусства. Первые заказы поступали сначала от частных владельцев, но вскоре к нему обратились и архитекторы. В 1998 г. итальянский зодчий Ренцо Пиано заказал Бланку стену размером 18х4 м. А в 2001 г. известный парижский архитектор по интерьерам Андре Путман предложил Бланку озеленить внутренний дворик фешенебельного отеля близ Елисейских полей.
После этого ресторанная зона отеля Pershing Hal l с тридцатиметровой живой стеной из экзотических растений стала в Париже модной и посещаемой. (Как раз там и снимали интервью с ним, которое вы увидите чуть ниже).

Фото 12.

Интерьерные опыты Бланка по применению технологии вертикального озеленения в закрытых помещениях продолжались и расширялись. В 2004 г. ему была заказана живая стена в интерьере большого особняка, в результате чего появилось растительное панно из 150 различных растений. Вертикальный сад при этом прекрасно гармонировал со всей обстановкой и с внутренними поверхностями дома.

В 2006 г. Патрик Бланк закончил очередной музейный проект в Париже (Musee du Quai Branly) (фото ниже). На внешнее оформление здания (800 кв. м) ушло 15 тыс. растений 170 видов. По замыслу автора, растительность меняет очертания, рельефность и цветовые нюансы в зависимости от времени дня и освещения.

Фото 13.

Стоимость зеленых шедевров Патрика Бланка трудно оценить навскидку, ведь в каждой композиции применяется различный ассортимент растений, создается оригинальный рисунок, да и размеры существенно отличаются. Сам же дизайнер оценивает свою работу в среднем из расчета 500 евро за 1 квадратный метр сада. При этом он подчеркивает, что содержание «вертикальной» оранжереи не потребует больших расходов: биологическая система развивается сама по себе, достаточно лишь следить за ее своевременной подпиткой.

Фото 14.

Причем в своем интервью (которое вы увидите ниже) он говорит о том, что, если вести речь об индивидуальных заказах, то систему полива такой стены можно сделать по абсолютно примитивному принципу: на крыше помещался танкер с водой, собиравший дождевую воду, которая перенаправлялась на стену. Вот и все! Все гениальное - просто. Посмотрите это видео - даже те, кто не знает английского, получат истинное удовольствие от увиденного в интервью с Патриком Бланком Кстати, в нем он сказал, что использует только растения с минимальной корневой системой, способные расти на скалах, поэтому нет никаких проблем с тем, что толщина такой стены всего лишь несколько сантиметров.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Патрик Блан родился 3 июня 1953 года в Париже. Работает биологом и создает вертикальные сады по всему миру. Своими произведениями он украшает музеи, гостиницы, рестораны, общественные здания и частные дома. Подробнее о его работах в этом посте. Вертикальный сад на улице Авиньон, Кот- Азур.

Культурный центр Ciaxa forum, Мадрид. работа 2007 года.
Начало работ

В любом городе мира голые стены могут быть превращены в вертикальные сады. Патрик изобрел технологию при которой даже в самом суровом климате растения сохраняют свой рост. CapitaLand, Сингапур. В этой работе Патрик украсил офисное здание в центре Сингапура.

Мост во Франции. На фото мост до того как за него взялся Патрик. Удивительно на сколько он преобразился после его работы.

Вертикальные сады способствуют энергосбережению так как в холодное время года удерживают тепло, а в жару тепло отводят. Отель в Париже, работа 2005 года.

Театр в TaIpei,Китай. Композиция выполнена в 2009 году.

Так же Сады являются прекрасным очищающим средством для городского воздуха. Жилой дом в Бордо, Франция. 2007 год.

Патрик так же придумал специальную систему полива этих садов, при которой расходуется минимальное кол-во воды. Политехнический университет в Гонконге 2011год.

Станция Авлабари, Тбилиси, Грузия. 2010 год.

Санта Крус де Тенерифе, Испания, 2007 год.

Музей Бранли, Париж, 2005 год.

Жилой дом в Лондоне, Работа 2009 года.

Сидней,Австралия 2007 год.

Композиция в Тулузе 2005 год.

Французский дизайнер-натуралист Патрик Блан (Patrick Blanc) обрел всемирную известность благодаря системе биологического декора под названием «Вертикальные сады». Изобретение месье Бланка чрезвычайно рациональное и, как все гениальное, удивительно простое. К фасаду здания монтируется металлическая рама с тонким настилом полимерного войлока с капиллярной структурой, по которой поднимается влага и минералы. Именно в него высаживаются семена и саженцы растений.

Одно из самых важных преимуществ этого способа озеленения зданий - отсутствие традиционных для современных висячих садов лотков и горшков с землей, которые крепятся вверху на стенах. Благодаря разработанной Патриком Бланком системе высотного орошения, вес вертикального сада сводится к минимуму. Средняя толщина «зеленой» стены не превышает нескольких сантиметров, а ее квадратный метр весит не более 30 кг.

Как ведущий сотрудник Национального исследовательского центра Франции, месье Бланк скрупулезно изучил тропические леса Малайзии и Таиланда и пришел к выводу, что более двух тысяч растений могут укореняться и жить на скалистых склонах гор с минимальным количеством влаги, минеральных веществ и освещения. Именно это открытие подтолкнуло его к мысли о создании вертикальных садов на стенах зданий современных городов.

Питер Бланк начал проводить свои первые опыты в возрасте 12 лет. Будучи подростком, он экспериментировал с цветами, которые высаживал на обычной клумбе возле дома. Со временем, французский ученый начал проводить более серьезные исследования с различными растениями и минералами. Затем была учеба в парижском университете и работа в национальном исследовательском центре, которой он посвятил более 25 лет.

Но главным место реализации его оригинальных идей стал собственный дом, со временем превратившийся в оазис тропических джунглей близ Парижа. Одноэтажное жилище Патрика Бланка - это одновременно чудесный сад, рабочая лаборатория и уникальная коллекция экзотических растений, прекрасно гармонизирующих между собой. Здесь нет внутренних дверей, из комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени прыгают зелено-голубые малазийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.

В отличие от уже известных методов озеленения с использованием таких неприхотливых и невзрачных растений как плющ и виноградная лоза, работа месье Бланка - это настоящее садоводческое искусство. Его «изюминка» состоит в том, что, высаживая в один квадратный метр несколько десятков различных растений, дизайнер создает высокохудожественные композиции, напоминающие картины тропических пейзажей. При этом месье Бланк незыблемо соблюдает одно из главных правил - никогда не повторяться.

В самом начале своей карьеры Патрик Бланк даже и подумать не мог о возможной взаимосвязи ботаники и дизайнерского мастерства. Придуманная им система вертикального крепления и выращивания растений стала революционным открытием в сфере современного декора. Впервые месье Бланк выступил с наглядными примерами реализации своих идей в 1994 году во время парижского фестиваля ландшафтного дизайна. Его экспозиция с «живой стеной» из экзотических садовых растений привлекла внимание сотен специалистов и сразу же была охарактеризована как образец развития новой тенденции в искусстве декорации.

Заказы на озеленение зданий по системе Бланка начали поступать не только от владельцев частных резиденций, но и от именитых архитекторов и декораторов, таких как Ренцо Пиано и Андре Путман. Например, по просьбе последнего, Патрик Бланк внес свою лепту в «зеленое» оформление ресторанной зоны отеля Pershing Hall и создал под его куполом 30-метровый лиственный каскад из папоротников, белых гвоздик, ирисов и бегоний, после чего эта гостиница превратилась в одну из самых модных и посещаемых в Париже.

Стоимость зеленых шедевров Патрика Бланка трудно оценить навскидку, ведь в каждой композиции применяется различный ассортимент растений, создается оригинальный рисунок, да и размеры существенно отличаются. Сам же дизайнер оценивает свою работу в среднем из расчета 500 евро за 1 квадратный метр сада. При этом он подчеркивает, что содержание «вертикальной» оранжереи не потребует больших расходов: биологическая система развивается сама по себе, достаточно лишь следить за ее своевременной подпиткой.

Сегодня вертикальные сады Бланка украшают фасады административных зданий, ресторанов, паркингов, шопинг-центров, музеев, фешенебельных бутиков и отелей всего мира. Став неотъемлемым элементом парижского дизайна, «живые» стены можно увидеть в офисах международных компаний и банков. Французское посольство в Дели, эксклюзивные бутики на Манхеттене и в Париже, торговый центр в Бангкоке, музеи современного искусства во Франции, Бразилии и Японии - все это лишь неполный перечень мест, где можно полюбоваться творениями Патрика Бланка.

Самым грандиозным проектом французского ботаника-декоратора является оформление музея Ке Бренли в Париже в 2006 году. Месье Бланк создал удивительный живой гобелен общей площадью около 800 квадратных метров из 15 тысяч растений 170 различных видов. Искусственные джунгли раскинулись по стенам музея, изменяя свои очертания в зависимости от угла освещения.

Патрик Бланк не собирается останавливаться на достигнутом. В его планы входит реализация целого ряда новых проектов в Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и Франции.

Испытывая острое желание максимально озеленить современные урбанизированные территории и превращая бетонную серость мегаполисов в произведения дизайнерского искусства, сам месье Бланк очень скромно характеризует свою работу. «Я просто стараюсь примирить город с природой», - говорит он.

Растения, захватывающие железобетонные здания, для того чтобы вернуть их в лоно природы - это не очередной сценарий конца света, а творческий метод Патрика Бланка , дизайнера, инженера и биолога, который уже 25 лет украшает города мира вертикальными садами и зелеными полотнами. Т&P выяснили, как устроена работа Блака, почему его называют «Зеленым человеком» и как самому превратить мертвую стену в живой организм.

Патрик Бланк использует для своих творений тропические растения, в особенности те, что растут в подлеске. Им почти не нужно земли и света, - необходимо только поверхность, за которую можно зацепиться корнями, немного воды и питательных веществ. Растительные колонны и зеленые стены Бланка можно увидеть в самых разных городах по всему миру: в Сиднее, Нью-Дели, Шанхае, Осаке, Бахрейне, Барселоне, Дюссельдорфе, Гданьске, Мюнхене, Лос-Анджелесе, Рио-де-Жанейро. Вертикальные сады бывают самых разных размеров: от миниатюрных палисадников во внутренних помещениях до колоссальных растительных ковров во все здание. Некоторые работы Патрика напоминают фантазии о пост-апокалипсисе, когда после мировой катастрофы городское пространство начинает захватывать природа. Заросшие небоскребы выделяются на фоне общей массы зданий из бетона и стекла. Их стены выглядят подвижными из-за того, что листва шевелится на ветру, а рядом всегда пахнет растениями и влажностью.

«Отчасти он ощущает себя растением. Едва ли способ превращать офисные здания в тропические джунгли мог быть изобретен ординарным биологом, полагающимся только на собственный разум»

Для того, чтобы создать вертикальный сад, команда Бланка сначала монтирует на стене металлический каркас, который поддерживает листы ПВХ толщиной 10 мм. Затем на них при помощи скоб закрепляют два слоя синтетического полиамидного волокна, каждый - по 3 мм в толщину. Оно имитируют мхи, растущие на отвесных скалах, и поддерживает корни растений. Система труб с клапанами подает питательный раствор, содержащий необходимые минералы. Капиллярный эффект позволяет ему распределиться по волокну и стекать вниз под действием силы тяжести. Корни растений впитывают воду и необходимые вещества, а жидкость, которая остается после этого, собирается в желобе у подножия стены и снова попадает в трубопровод.

Сам Патрик выглядит не менее экстраординарно, чем его сады. Он красит волосы в изумрудный цвет, носит зеленые рубашки и отращивает ногти на левой руке, так что во время экспедиций они приобретают довольно пугающий вид. В свои 60 в поисках подходящих видов растений, а также вдохновения для создания «зеленых стен», Бланк успел объездить весь Земной шар. В разные годы в этих экспедициях ему приходилось жить на плоту Capony Raft под пологом леса, общаться с аборигенами с острова Новая Гвинея, путешествовать на воздушном шаре и останавливаться в камерунских ночлежках, где из удобств были только деревянные скамейки для сна. Несколько раз ученый получал травмы, и все же до сих пор при первой возможности он стремился залезть на дерево, зайти в лесную реку прямо в одежде или лечь в канаву с водой. Судя по всему, отчасти он ощущает себя растением. Едва ли способ превращать офисные здания в тропические джунгли мог быть изобретен ординарным биологом, полагающимся только на собственный разум.

«Вместо того, чтобы являться полем для каракулей, площадкой для граффити или вообще ничем, простая стена становится чем-то поэтическим»

История увлечения Бланка вертикальными садами началась еще в детстве. «Когда мне исполнилось восемь лет, у меня появился аквариум, полный тропических рыбок, и мне стало интересно, как устроены экосистемы, - рассказывает он. - В 13 лет я прочитал в немецком журнале, что лучший способ очистить аквариум - это опустить в него корни растений и оставить их расти так. Изначально я сделал так для очистки воды, но вскоре меня захватила идея того, что растения могут существовать безо всякой потребности в почве. Я вырастил вертикальный сад в собственной спальне, когда мне было 18. Я поливал его с помощью насоса в аквариуме. Сейчас стены, которые я делаю, получают воду по той же технологии».

Сегодня Патрик работает не только как дизайнер, ученый и ботаник, но и как автор. Он выпустил четыре книги: «Растения на солнце в тропическом лесу», «Как приятно быть растением», «Причуды растений» и «Зеленая стена в городе и стране». «Сейчас, когда половина человечества живет в городах, нам нужно показывать, что природа может выразить себя в урбанистке, - уверен он. - Наша способность воспринимать ее безграничную кипучую энергию может повысить чувствительность горожан к нуждам охраны натуральной среды обитания», - пишет Патрик Бланк в одной из своих работ.

По словам ботаника, у вертикального сада есть масса преимуществ перед горизонтальным. Все растения в нем хорошо видно, - совсем не так, как в традиционном саду, где все зависит от перспективы. «Я думаю, что главное, что нужно подчеркнуть - это позитивное влияние, которое зеленые стены оказывают на наблюдателей, - говорит Патрик. - Вместо того, чтобы являться полем для каракулей, площадкой для граффити или вообще ничем, простая стена становится чем-то поэтическим».

Алгоритм создания «зеленой стены»

Чтобы начать, вам потребуется металлическая рамка, которую нужно закрепить на стене. Ее глубина должна составлять 4 см.

Прекрасные вертикальные сады изобретает сама природа. Ведь для чудесного дикого винограда или плюща, которые очень часто покрывают стены различных зданий, нужны только почва, влага и солнечные лучи. Вертикальные сады способны создать необычный и оригинальный интерьер, их красота и положительные качества позволяют их использование в различных климатических условиях.

Патрик Бланк (ориг. Patrick Blanc) создал необычную и уникальную схему, согласно которой вертикальные сады могут расти не в земле, а в воздухе. Такое открытие позволило Патрику стать известным на весь мир и внести свой вклад в развитие ландшафтного дизайна, а именно в область вертикальных садов. В настоящее время большое количество дизайнером пользуются его открытием.

А секрет его довольно прост. Необходимо использовать три очень простых компонента. А именно войлок, термопласт и металлический каркас. Это позволит создать невероятные и завораживающие зеленые фасады. Вертикальные сады могут расти без почвы, но кроме этого, они могут обходиться и без прямых солнечных лучей и света. Это позволяет использовать их внутри различных помещений.











Всемирно известный французский дизайнер-натуралист Патрик Бланк обрел славу благодаря изобретению уникальной системы биологического декора...

Всемирно известный французский дизайнер-натуралист Патрик Бланк обрел славу благодаря изобретению уникальной системы биологического декора с помощью которого стало возможным оформление стен, производя практически вертикальное озеленение сада, основными принципами и разработками которого пользуются дизайнеры-садоводы по сей день. Первый вертикальный сад своими руками Патрик опробовал на своем жилом доме в пригороде Парижа. Где он создал самые настоящие тропические джунгли, состоящие из разнообразных экзотических растений. Где полная иллюзия джунглей добавляла и сама атмосфера внутри самого дома, где был установлен влажный и теплый воздух комнат, с порхающими как по лесу экзотическими птицами.

Сама идея создания чего-то подобного зародилась в Патрике, когда он был совсем ребенком. В юном возрасте его привлекали разнообразные растения. Он изучал их возможности выращивания в комнатных условиях, с искусственным освещением и при ограниченном количестве почвы. Так детские мечты и юношеское увлечение переросли в дело всей его жизни. Патрик Бланк окончил парижский университет Пьера и Мари Кюри, а сейчас он работает в CNRS (Национальный исследовательский центр во Франции).

Вертикальные сады, созданные Патриком - это настоящее искусство, где помимо технических разработок по креплению специальных рам на стены, обеспечения орошения растений, необходимы глубокие знания по подбору экзотических растений и умение создать на вертикальной поверхности настоящий живой ковер со своим неповторимым рисунком, чтобы внутри этого оазиса все растения смогли ужиться друг с другом и стать одной целой композицией. Ведь порой для создания одного такого сада Патрик использует несколько десятков различных видов растений.

Разработанная Патриком технология по высадке растений заключается в том, что вначале на стену крепится металлическая рама с тонким пластиковым каркасом, который не пропускает воду и предохраняет попадания влаги на стену. С внешней стороны пластик покрыт полимерным войлоком с отверстиями куда и будут высаживаться растения, затем устанавливаются специальные трубки для орошения. Вся конструкция в сборе очень тонкая, толщиной всего несколько сантиметров, поэтому нагрузка на стену минимальна. Высаженный один квадратный метр сада весит 30 килограмм.

В 2002 и 2008 годах были опубликованы две книги Патрика Бланка: «Быть растением в тени тропического леса» и «Живая стена в городе». Вертикальные сады Патрика Бланка украшают многие фасады зданий всего мира. Это и торговый центр в Бангкоке, и музей современного искусства Германии, Франции, Бразилии, Турции, Японии и Французское посольство в Дели, и орхидейная вертикальная стена сад в Нью-Йоркском Ботаническом Саду, и еще многие и многие административные здания, рестораны, отели и бутики, расположенные в разных уголках мира. И на этом, изобретатель современных вертикальных садов Патрик Бланк, останавливаться не собирается. Как он сам говорит: «Его задачей и девизом всей его жизни стало примирить город, с его бетонными и безжизненными стенами, с живой природой».