Отделка фасада: кирпич, плитка или камень - что же выбрать? Что такое терракота.


Ученое слово «терракота», происходящее т итальянского «terracotta» то есть, «обожженная земля», обозначает всего-навсего изделие из обожженной глины. Например, простодушный глиняный кувшин можно называть терракотовым. Красиво и никакого отступления от правды жизни!

Глина – один из первых материалов, который начал служить человеку. Глина замечательна тем, что если ее залить водой, она становится пластичной. Влажной глине легко придать любую форму. Из глины можно вылепить посуду самого разного назначения: кувшин для воды, для вина или для зерна, чашки, тарелки, масляные лампы, даже детские игрушки-свистульки. Если после этого глиняное изделие обжечь при высокой температуре (от 1000 до 1500 градусов), оно станет водонепроницаемым, легким и звонким, словно сделанным из одного куска камня. Происходит это потому, что при высокой температуре из глины удаляется почти вся вода и ее частицы спекаются, объединяясь в монолитный материал.

Если глиняные изделия сушить на жарком солнце, посуда тоже затвердеет, но ее свойства будут несколько другими. Например, кувшины окажутся не вполне водоупорными. Вода сможет микроскопическими капельками просачиваться наружу и испаряться, отчего кувшин будет всегда прохладным. У гончаров много секретов!

Но кувшины, обожженные на солнце, терракотой не считаются. Терракота предполагает обжиг в гончарной печи. Обожженную в печи посуду могли после остывания покрывать глазурью. Глазурь, специальная минеральная краска не только делала посуду красивой и цветной, но также и совершенно водонепроницаемой.

Глиняные изделия не только издавна служили человеку. Благодаря тому, что глиняная посуда может веками пролежать в земле без всякого вреда для себя, она стала для нас своеобразным письмом из прошлого. На древних кувшинах, вазах, тарелках можно до сих пор различить рисунки и узоры, которые много скажут о культуре давно исчезнувших народов. Глиняные таблички были одной из первых сред для записи и передачи информации. Причем, как оказалось, прекрасной средой. До нашего времени дошли глиняные таблички, найденные в Междуречье в 3500 г. до н.э.

Посуду и изделия из терракоты изготавливали во всех странах древнего мира. В Древней Греции терракота широко применялась, как декоративный материал. Из терракоты делали водосливы и черепицу для кровель.

Особенно славились производством терракотовых скульптур этруски, загадочный народ, который жил в Италии еще до возникновения Древнего Рима. В Римской империи терракоту производили по всей территории, во всех провинциях, от южной Аравии до северных Британских островов. Искусством создания изделий из глины владели и индейцы Южной Америки еще до прибытия туда Колумба.

Самое известное в мире изделие из обожженной глины – изготовленная в Китае целая терракотовая армия. Почти 9 тысяч глиняных фигур воинов и лошадей были обнаружены в городе Сиань в 1974 году при раскопках гробницы первого китайского императора Цинь Шихуанди (259 до н. э. - 210 до н. э.) Использование статуй совсем не означает, что император отказался от принятых тогда человеческих жертв, сопровождавших правителя в мир иной. Вместе с ним убили и похоронили еще 70 тысяч подданных с их семьями.

В Европе искусство терракоты в Средние века было забыто и возродилось только во времена Возрождения. Изделия из обожженной и глазурованной глины стали применять для украшения храмов. В наше время терракоту также применяют для облицовки зданий. Терракота – очень удобный материал для этого: керамическая плитка легко чистится, и здание, даже самое высокое, легко привести в «первоначальное» состояние. Например, керамическая облицовка придает 23-этажному небоскребу, в котором в 1924 году размещалась Американская радиаторная компания, вид нарядный и аристократический. Недаром с 1990 года в этом здании разместился роскошный отель-бутик.

Очень популярна также терракотовая скульптура. Но при ее производстве возникают определенные сложности. Если скульптура имеет размер более полуметра, ее следует делать полой для того, чтобы стенки были примерно одинаковой толщины и при усадке в процессе обжига пропорции скульптуры не искажались или чтобы она вообще не треснула. Поэтому для изготовления терракотовых скульптур глину вжимают или вливают в форму из гипса или же из обожженной глины. Но технические трудности при обжиге скульптур из терракоты по-прежнему велики и не многие скульпторы решаются делать полноразмерные терракотовые скульптуры.

Большое количество терракотовой скульптуры производилось в Италии в эпоху раннего Возрождения. Терракотовая скульптура была дешевле скульптуры мраморной, а вид имела изящный и красивый. Размещали терракотовые скульптуры, как в городских церквях, так и на фронтонах зданий и в частных домах. Новый стиль глазурованной терракоты создал Лука делла Роббиа (ок. 1400–1482) . Покрытые белой глазурью фигуры он размещал на синем фоне и обрамлял их гирляндами ярких цветов и фруктов.

В наше время терракота – в первую очередь замечательный отделочный материал. Но наряду с этим во многих художественных салонах продаются изящные настольные статуэтки из терракоты. Художники все же предпочитают воплощать в обожженной глазурованной глине произведения небольшого размера.

Терракота I

(итал. terra cotta = жженая земля). В широком значении слова - всякого рода изделие из обожженной глины, в тесном же смысле - исполненное из такой глины неглазурованное художественное произведение, напр., архитектурное украшение, рельефное изображение какой-либо сцены, круглая фигура, бюст, выпукло орнаментированный сосуд и т. п. Изготовление Т. было известно еще в глубокой древности, возникнув почти одновременно с гончарным производством вообще. Мы видим ее уже существующею в Вавилоне, Халдее, Ассирии и Египте за много веков до Р. Хр. С берегов Нила или, быть может, с Востока через Малую Азию искусство ее изготовления перешло в Грецию, хотя греческое предание приписывало изобретение этого искусства афинянину Корёбу и коринфянину Гипербу. Здесь, у народа, щедро наделенного чувством изящного, Т. достигла высокой степени совершенства и получила обширное распространение: обработка его продуктов стала тоньше, формы их облагородились. Вылепленные из глины плиты и пластинки с рельефными орнаментами, обожженные и раскрашенные в различные цвета, исстари употреблялись у греков для украшения внутренности и внешности храмов, тезауров и других сооружений, будучи помещаемы в виде акротер, увенчивающих здание, на его гзымсе, в отделке кассетонов потолка и пр. Кроме того, из Т. изготовлялись вотивные приношения богам, вещи, клавшиеся в могилы покойников в изъявление любви и уважения к ним, разные предметы комнатного убранства, даже детские игрушки. Археологические раскопки, произведенные как в самой Греции, так и в ее колониях, доставили массу подобных изделий, которые в настоящее время составляют уже значительные собрания во всех главных художественно-исторических музеях. Из всех этих Т. особенно любопытны относящиеся к разряду произведений так наз. коропластики (от κόρος = дитя, кукла и πλάσσειν = лепить) - искусства лепить небольшие статуэтки. Хотя Т. этого рода были известны ученым и ранее, общий интерес к себе возбудили они лишь тридцать лет тому назад, после того, как были найдены в большом количестве превосходные их образцы в некрополе бывшего города Танагры в Беотии. Богатыми источниками их находок являются, сверх того, Мирина (в Мизии), о-в Родос и некоторые другие места. Одни из коропластических произведений изображают божества, преимущественно Афродиту и Эроса, другие простых смертных, по большей части молодых женщин. Независимо от своего чисто художественного значения первые интересны потому, что или представляют новые, бывшие еще неизвестными типы религиозных изображений, или же воспроизводят в малом виде те или другие знаменитые большие статуи; вторые драгоценны потому, что, имея вполне реалистический характер, так сказать, вводят нас в область обыденной жизни древних греков, наглядно знакомят с их интимным бытом, костюмами, занятиями, играми - словом, с тем, о чем не дают понятия идеалистические крупные изваяния. Фабрикация фигурок из Т. существовала в Греции еще тогда, когда ее искусство только что зарождалось, и не прекращалась до самого упадка эллинской цивилизации; поэтому вследствие ее близкой связи с монументальною скульптурою в ней отразились все фазы развития, пройденные этою последнею, от наивного архаического стиля до стиля эпохи диадохов. Самою цветущею порою коропластики были IV в. и начало III в. до Р. Хр. К ней относится большинство статуэток, найденных в Танагре, Коринфе, Фисбе и Авлиде. Самые богатые коллекции древностей этого рода имеются в Луврском, Берлинском, Британском и Афинском музеях, а также у нас в Имп. Эрмитаже, где, любуясь ими, наглядно убеждаешься в великой художественности греков, проявившейся даже в таких ничтожных, полуремесленных изделиях. В большом употреблении была Т. и у этрусков. Если верить Плинию, их научили ее производству выходцы из Коринфа Дамарат и его товарищи; но с большим вероятием можно предположить, что этруски умели ее делать уже при своем переселении из Малой Азии в Италию. Из Т. исполнялись у них группы и отдельные фигуры, украшавшие собою фронтоны храмов, акротеры и квадриги, помещавшиеся на их крышах, изваяния умерших на саркофагах, фигурные рельефы и более простые стенные орнаменты. Римляне познакомились с Т. благодаря этрускам, бывшим вообще их первыми наставниками по части художеств. При Тарквинии Приске один из вызванных в Рим этруских мастеров изготовил из обожженной глины статую Юпитера для капитолийского его храма, которая в торжественных случаях окрашивалась красною охрою; из Т. была сделана также квадрига, стоявшая на фронтоне этого святилища. Последующими учителями римлян явились греки. Плиний упоминает о двух греческих художниках, занимавшихся как леплением Т., так и живописью, Дамофиле и Горгасе, украсивших своими работами в 261 г. до Р. Хр. храм Цереры, Либера и Либерии в Риме, близ Великого Цирка. Из одного из писем Цицерона к Аттику видно, что обожженные глиняные рельефы в его время были сильно распространены в торговле; они шли на убранство домов и садов, служили надмогильными стелами, приносились в храмы как просительные или благодарственные exvoto. Из Италии в первые века нашего летосчисления производство Т. было занесено на Север, в Галлию, Британию, в прирейнские земли и на берега Дуная. В этих странах, равно как и в самой Италии, оно стояло на некоторой высоте до нашествия варваров и конечного разложения Западной Римской империи, а затем страшно понизилось в достоинстве: материал и техника Т. стали грубы, формы резки, сухи и безобразны. Тем не менее, архитекторы романского и готического стиля нередко пользовались Т. для наружной и внутренней отделки церквей и замков, составляя из орнаментированных ее плиток стенные фризы, увенчивая изготовленными из нее фантастическими фигурами устья водосточных желобов на крышах (гаргули) и т. д. Возрождение искусств в Италии снова возвело Т. на степень вполне художественного производства; талантливейшие из итальянских зодчих XV и XVI стол. видели в ней благородное средство с изяществом декорировать свои сооружения; знаменитые скульпторы исполняли из нее столь же охотно, как из мрамора и бронзы, барельефы и круглые фигуры, в особенности же портретные бюсты и медальоны. В это время она процветала преимущественно на севере Италии, и сделанные ею успехи в значительной мере отразились в работах французских и немецких мастеров. Затем, в XVII и XVIII стол., она находилась в пренебрежении и только в недавнее время заняла опять видное место среди декоративных искусств. Благодаря новейшим научным открытиям ее материал и техника усовершенствовались. Во многих местах возникли одна за другой фабрики, удовлетворяющие усилившемуся спросу на изделия из обожженной глины, имеющих как практически полезное назначение, так и чисто художественный характер. Архитекторы стали снова употреблять терракотовые орнаменты при отделке фасадов зданий. Во Франции скульпторы Дюбуа, Каррье-Беллёз и др. ввели в моду небольшие фигуры, бюсты и группы, легко размножаемые посредством механической формовки из глины и затем обжигания, и эта мода распространилась повсюду вследствие изящества и сравнительной дешевизны таких скульптур. Равным образом, в большом ходу теперь фигурные вазы из Т., служащие для убранства террас, балконов и садов. Лучше всего они фабрикуются в Вене, Силезии и Копенгагене. Ср. Combe, "Description of the collection of ancient terracottas in the British Museum" (Л.; 1810); Sérout d"Agincourt, "Recueil de fragments de sculpture antique en terre cuite" (П., 1814); Сатрапа, "Antiche opère in plastica" (Рим, 3842); Panofka, "Terrakotten des königl. Museum in Berlin" (Б., 1842); Кекуле, "Griechische Thonfiguren aus Tanagra" (Штутгарт, 1878) и "Die antiken Terracoten" (Штутг., 1880-84, 2 т.); Fröhner, "Terres cuites d"Asie Mineare" (П., 1879); Lecuyer, "Terres cuites" (П., 1882-85, 2 т.); Pottier, "Les statuettes de terre cuite" (П., 1890).

II (хим.)

см. Гончарное производство, Фаянс.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Терракота" в других словарях:

    - (итал. terra земля, глина и cotta обожжённая), керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и… … Художественная энциклопедия

    - (terra cotta жженая земля). 1) всякого рода изделия из обожженной глины. 2) неглазурованное художественное произведение из этой глины: бюст, рельефное изображение какой либо сцены и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    Фарфоровая масса особаго приготовленія. Ср. Терракотовый изъ терракота. Ср. Она разбила въ дребезги терракотовую ручку. Лѣсковъ. Духъ г жи Жанлисъ. Ср. Terre cuite. Ср. Terra cotta (ит.) вареная земля. Ср. Coquor (лат.) варю … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Глина, изделие, керамика Словарь русских синонимов. терракота сущ., кол во синонимов: 3 глина (38) изделие … Словарь синонимов

    Терракота - – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Терракота известна со времен неолита … Словарь строителя

    - (итал. terrа cotta букв. обожженная земля), неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета): облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда, вазы и т. д. Известна с эпохи неолита … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕРРАКОТА, терракоты, мн. нет, жен. (итал. terra cotta, букв. обожженная земля). 1. Масса желтокрасного цвета из обожженной глины, идущая на различные пластические изделия. 2. собир. Пластические изделия из такой массы, не покрытые глазурью… … Толковый словарь Ушакова Терракота - – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Известны со времен неолита. [Словарь архитектурно строительных терминов ] Рубрика термина: Керамика Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов


обожженная земля - неглазурованные керамические изделия с пористым черепком обычно красного, коричневого, кремового цвета - облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда вазы и др. Известна с эпохи неолита.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Терракота

итал. terra cotta - обожженная земля)

фигурки и декоративные элементы архитектуры из обожженной глины в Греции, Этрурии и Риме. Этими изделиями славились Танагра, Коринф, Афины, в эпоху эллинизма - малоазийский г. Мирина; известны они и в городах Причерноморья.

Белов Г.Д. Терракота Танагры. Л., 1968; Бритова Н.Н. Греческая терракота. М., 1969; Терракоты Северного Причерноморья. М., 1970.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

1) грубая отформованная и обожженная глина, используемая для стенных орнаментальных покрытий, украшений крыши, плит пола и черепицы. Обычно имела красочное покрытие. Др.-гр. черепица известна двух типов: солены и калиптеры. Вся поверхность кровли выстилалась широкими плоскими соленами, узкими калиптерами накрывались продольные швы между ними. Ряды выкладывались от ниж. края к коньку крыши, где использовалась особая коньковая черепица. В ранних храмах облицовки из Т. применялись ко всем частям деревянных конструкций. Этот прием повторяется и в древнейших каменных постройках (сокровищница граждан Гелы в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта): облицовка из Т. применялась для карнизов и даже каменных блоков. Е. А. с.

2) Т. скульптурная (коропластика) - мелкая глиняная пластика, повсеместно распространенная в антич. Ее возникновение относится еще к первобытной эпохе (т. н. «глиняный период»), но наиб, совершенства иск-во Т. достигает в Греции IV - III вв. в мастерских Танагры (в Беотии). Изготовление фигурок из Т. состояло из следующих последовательных операций: 1) подготовка глиняного теста (отмучивание); 2) лепка от руки или формовка в форме-матрице (полые формы появляются в Греции во 2-й пол. VII в. до н. э., для изгот. одной статуэтки могло использоваться до 14 отдельных форм); 3) доработка перед обжигом (ретушь); 4) обжиг (после предварит, просушки); 5) раскраска.

Лит.: Бритова Н. Н. Греческая терракота. М., 1969; Денисова В. И. Коропластика Боспора. Л., 1981; Кобылина М, М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓