"осенние узоры". Летние узоры, осенние узоры…


Практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОУ»

Бизина Татьяна Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад комбинированного вида «Малышок» с. Доброе, Липецкая область
Практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОУ»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем практикум «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОУ»
Проведение
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. У ребёнка с нарушениями речи наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность произвольных психических процессов, вдобавок ещё и часто болеют. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
Мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика . Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
«Веселый день Язычка»
Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром.
Открыл окошко.
Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо-налево).
Вниз посмотрел (движение языка вниз)
Ночью шел дождь: нет ли луж?

Вверх посмотрел (движение языка вверх): светит ли солнышко?
Закрыл окошко (закрыть рот) побежал язычок в ванную умываться (Круговые движения языком вокруг губ «Вкусное варенье».)
И побежал веселый язычок на кухню завтракать. А на кухне мамочка испекла блинчики.
Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на нижнюю губу). И пошел гулять на улицу, вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой. («Заборчик»). А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы). Весёлый маляр красил забор. («Маляр»). Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её. Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье языком)
Поиграл Язычок со своей лошадкой и подумал, что надо домой возвращаться. Дома eгo ждала мама…
Она купила Язычку красивую гармошку и барабан.
Язычок взял барабанные палочки и заиграл весёлый марш: «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ...» Он был очень рад новой игрушке и очень рад, что вернулся домой к маме.
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Задание для педагогов
У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
1 команде
«Цветы»
Посадили в землю зернышко,
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети!
Расти, зернышко, расти!
Появляются на стебельке листочки,
Распускаются на стебельке цветочки.
2 команде
«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять,
Дождик вышел погулять.
По привычке шел неспешно,
Ведь спешить ему куда?
На табличке вдруг читает:
"Не ходите по газону!"
Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!»
И ушел. Засох газон.
Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук . Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика . Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги (вдох), затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь (выдох). Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
А сейчас я вижу, как вам самим не терпится придумать что-то новое, подберите к стихам дыхательные упражнения.
1 команде
«Часики»

Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И.п.- стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
2 команде
«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз . Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работе яркие игрушки. Упражнения с детьми произвожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Выполнять движения в соответствии с текстом
Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать.

С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа . Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали,
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология . Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак" На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. А теперь выполним ещё одно задание: «Зеркальное рисование» . Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Спасибо. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Что же такое биоэнергопластика ? Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
Упражнение «Замок»
(Текст, произносит взрослый. Движения или статическая поза Рук Губ и языка)
На двери висит замок
Кто открыть его бы смог?
(Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы).
Покрутили, Покрутили «замок».
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе.
На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Итог практикума Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. И в завершении нашего практикума я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и соединим это в единое целое. А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

МБДОУ №5 «Теремок» г.Набережные Челны, Татарстан. Подготовили: Музыкальный руководитель: Давлетова Резеда Валиахметовна Высшая квалификационная категория, Воспитатель: Тюленева Ольга Викторовна 1 квалификационная категория.

ТЕМА:«ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ»

Цель: Показать результаты музыкального образования детей на занятии.

Образовательная задача:

1. Воспринимать музыкальное произведение, способствовать формированию осознанного отношения к содержанию, характеру произведения.

2. Развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления характеру звучания музыки.

3.Формировать певческие умения и навыки.

4.Работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.

5.Обучать пению по руке дирижёра.

Развивающая задача :

1.Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку композиторов классиков.

4.Способствовать развитию слухового восприятия, координации и пластики движений.

5.Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

6.Закрепить знания детей о законах составления орнамента на полосе.

Воспитательная задача:

1.Создать тёплое, радостное настроение на занятии; развивать способность

чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

2.Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества.

3.Воспитывать эстетический вкус; приобщать детей к искусству.

Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание листьев на деревьях; чтение стихов об осени; рассматривание иллюстраций; чтение книг, дидактические игры.

Словарная работа : Стаккато, легато, исполнитель, слушатель, фрагмент

Демонстрационный материал: Сцена, украшенная осенними листьями, деревья, портреты композиторов П.И.Чайковского, Шумана, В.А.Моцарта, иллюстрации

Раздаточный материал: Муз. инструменты: маракасики, колокольчики, треугольники, металлофоны;Листики, шарфики, водяные птички, большой лист бумаги, краски, гуашь, салфетки.

Подготовка музыкального руководителя и воспитателя:

  1. М.Л.Лазарев «Здравствуй»
  2. Миловская С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре», М. «Музыка»,1997г.
  3. Скорикова Н.М. «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии»,Н.Челны 2005г.
  4. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей», Ярославль, 2000г.
  5. Программа «Детство», С-П-«Детство-пресс», 2002г.
  6. Ветрова Т.Н. «ТРИЗ в изодеятельности».Н.Челны, 2007г.
  7. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе», Воронеж ТЦ «Учитель», 2008г.
  8. «Поэты. Времена года», Москва ОНИКС 21 век, 2004г.

«ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ»

Дети входят в музыкальный зал. Здороваются.

«Музыка, здравствуй!» М.Л.Лазарев

Воспитатель: (чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете об осени?

Муз. рук-ль: А хотите прогуляться по осеннему лесу? Тогда, зашагали наши ножки! «Зашагали ножки» (арттерапия)

(дети выполняют упражнение, на сцену выставляются деревья )

Муз. рук-ль.: Вот мы с вами и в осеннем лесу! Как здесь красиво! Так и хочется

сплясать! Давайте покажем, какие у нас чудесные «сапожки», и послушаем, как же стучат наши каблучки.

«Сапожок» (арттерапия)

(по окончании танца очень тихо звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского)

Муз.рук-ль: Какая прекрасная мелодия! Светлая, ясная… Кажется будто

прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поёт её музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите музыку? Расскажите мне, какая музыка вам больше всего нравится?(ответы детей) Как вы думаете, что нужно для того, чтобы музыка родилась и зазвучала? (предположения детей)

Муз.рук-ль: Музыку должен кто-то сочинить, написать, придумать. Как мы называем, человека, сочиняющего музыку?

Дети: Композитор.

Муз.рук-ль: Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы назовём того, кто это делает?

Дети: Исполнитель.

Муз.рук-ль: Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её сочиняет и исполняет. Поэтому у неё должны быть слушатели.Музыка всегда возникает из тишины, Послушаем и мы с вами тишину в зале, прежде чем повториться эта замечательная мелодия. Вслушайтесь в неё. Будьте внимательны, постарайтесь ответить на вопросы: что это за музыка, какой у неё характер, чтобы вам хотелось делать, слушая её? (повторное прослушивание фрагмента )

«Осенняя песенка»П.И.Чайковского

Дети: Музыка ласковая, спокойная, нежная, мечтательная, задумчивая,

сказочная, волшебная, мягкая… , инструмент ------

Муз.рук-ль: Конечно же это ------. А прослушали мы с вами фрагмент из

музыкального произведения «Осенняя песенка» П.И.Чайковского. Пётр Ильич Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыкальные произведения очень мелодичны. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы, выразительны.

Дети: (чтение стихов об осени)

Муз.рук-ль: Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А под ногами шуршат осенние листочки. (шуршат ладошками ). Скажите, какими музыкальными инструментами можно изобразить шуршание листочков?

Дети: Маракасиками.

Муз.рук-ль: А звучание капелек дождя?

Дети: Колокольчики, треугольник, металлофон.

Муз.рук-ль: Сейчас мальчики превратятся в осенние листочки и возьмут

маракасики, а девочки, возьмите музыкальные инструменты, изображающие звон капелек. Вы – капельки дождя!

«Осенний концерт» С.Коротаева

(воспитатель обращает внимание детей на листики, которые лежат под деревьями на сцене)

Воспитатель : А сейчас ветер щёки толстые надул… надул… (надувать щёки и резко сдувать «ПФ») и на листочки пёстрые подул (дуть осторожно, ласково, не спеша Фу-Фу) п одул…подул… и полетели наши листочки.

Дыхательная гимнастика «Листики летят»

Муз.рук-ль: Распевка «Листики летят»

(обратить внимание детей на дирижёрский жест: вдох, задержка дыхания, пение )

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку:

Высоко на дереве сидит лесной доктор,

Лапками цепляется, хвостиком упирается,

Носом постукивает – мурашек, да козявок из – под коры

выпугивает;Кругом ствола бежит, никого не проглядит.

Дети: Дятел!

Муз.рук-ль: Сегодня мы с вами разучим новую попевку «Дятел». (следует обратить внимание на активность артикуляторного аппарата: язык, губы; музыкальный руководитель исполняет ). Давайте, прохлопаем ритмический рисунок попевки. «Дятел» С.Миловский

(дети поют попевку в разных тональностях)

Музыкальный руководитель исполняет вступление к «Осенней песенке »

Муз.рук-ль: Ребята, что такое я исполнила?

Дети: Вступление к песне «Осенняя песенка».

Муз.рук-ль: А скажите, для чего нужно вступление к песне?

Дети: Чтобы определить настроение, характер, темп песни.

Муз.рук-ль: А как мы будем исполнять её?

Дети: Весело, задорно, звонко, отрывисто, стаккато…

Дети исполняют «Осенняя песенка »

Муз.рук-ль: Ой, ребята, а как холодно стало в лесу. Давайте раздуем костёр.

чтобы огонь вспыхнул, нужно встать в круг, взяться за руки и передать друг другу тепло наших сердец, горячие улыбки, доброту. Я передаю тепло моего сердца. На моём лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснётся моего сердца, моей руки, костёр

вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдём ближе друг к другу, в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?

Воспитатель: А сейчас мы, в память о нашей прогулке по осеннему лесу

составим красивый узор из осенних листьев.Узор – это композиция рисунка из разнообразных элементов геометрических фигур, причудливых линий, цветов и листов. Но сегодня мы с вами познакомимся с орнаментом – это тоже узор, и он построен по определённым законам и правилам. Для орнамента выбирают несколько основных линий и фигур,которые повторяются несколько раз. Орнаменты можно вписывать в любую форму: квадрат, круг, прямоугольник. Сегодня мы придумаем и нарисуем орнамент на полосе. Основными элементами его будут осенние листья. Каждый орнамент имеет свой характер, как музыка. Он может быть плавным или резким, прерывистым или непрерывным. А настроение нашего орнамента покажет нашим гостям ваши впечатления об услышанном и увиденном на занятии.

Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

Дети рисуют ладошками, ребром ладони осенние листья

Воспитатель: (проводит анализ работы ) Какие цвета вы использовали? Какое настроение получилось у нашего орнамента?

Дети: Радостное, светлое, доброе…

Муз.рук-ль.: В заключении нашей прогулки исполним песню

«Осень – неведимка» . Какой характер у этой песни?

Дети: Песня спокойная, ласковая, немного грустная, нежная…

Муз.рук-ль.: Как мы её будем петь?

Дети: Нежно, легато, плавно, тянем гласные звуки… /предложить детям взять атрибуты к песне: маракасики, платочки, птички, колокольчики/

Муз.рук-ль.: Мы сегодня с вами рисовали вместе, делали большую работу,

Хорошо потрудились, АНАЛИЗ. А теперь, все удобнее сядем на ковёр. Закроем глазки и, слушая музыку, вдохнём аромат осеннего леса. Представим, как кружатся листья, как капают капельки дождя.

Релаксация «Аромат роз»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я нашла под деревом. Это нам подарки от царицы Осени! /листики с конфетами /

Муз.рук-ль.: Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно. Но мы ещё обязательно вернёмся сюда. Скорее

улыбнитесь! Нам надо задуть костёр, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно – сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмём его с собой. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружный хоровод. Оставайтесь такими дружными всегда.

«До свиданья, музыка! М.Л.лазарев

Дети выходят из зала под песенку

«Зашагали ножки»

Осень самая яркая и прекрасная пора, в это время природа, казалось, играет всеми цветами радуги. Так хочется, глядя на желто-красную опавшую листву, созревшие плоды и красную рябину перенести хотя бы частичку всей этой красоты к себе домой. А ведь это возможно, ведь осеняя пора, одаривает не только вдохновением, но и предлагает большой выбор подручного материала способного оживить даже самый скучный интерьер.


Осенние цвета в интерьере — примеры

Для осени характерны яркие, но несколько приглушённые спокойные тона. Многообразие красок этого периода характеризуется гармонией и умиротворением. К осенней палитре можно отнести цвет хаки, льна, приглушенные желто – красные тона опавших листьев, сюда подойдёт и цвет коры тополя, мха, вербы, а также желто-коричневые, серо – коричневые или зеленовато — коричневые оттенки природы. Шероховатая и неоднородная на ощупь текстура, как не одна другая, характеризует осенний период.

Консервативные приглушенные тона можно использовать в любом интерьере, они хорошо сочетаются как с классикой, так и со стилями прованс, модерн, викторианский или современный. Несмотря на то, что оттенки периода сентябрь-ноябрь достаточно старомодны, интерьер в этих красках всегда выглядит презентабельно, оригинально и неповторимо. Натуральные цвета находят себя в сочетании практически с любыми предметами интерьера.


Фактура свойственная осени

Природной матовой палитре в интерьере, соответствующей осени, бесспорно, подходят такие материалы как лен, хлопок, дерево, твид и керамика. Плохо вписывается в эту компанию металл, пластик, синтетика. Такой дизайн не дружит с лаком, а ламинированные и глянцевые поверхности способны своим блеском затмить приглушенные осенние тона, которые, в свою очередь, теряются на их фоне.



Светлый осенний интерьер гостиной — фото

Данному типу интерьера требуются монохромный и фактурный лакокрасочный материал. Лаконично подчеркнет такой стиль венецианская штукатурка и жидкие обои, не лишней здесь будет матовая керамика под дерево или камень.



Двери, паркет, мебель и декоративную отделку лучше выбирать из натуральных пород древесины. Это могут быть изделия из дуба, ореха, мербау. Хорошо подчеркнут обстановку плетенные или бамбуковые предметы.
Осенний интерьер допускает использования монохромных металлов. Здесь будет уместен серый с бежевым отливом матовый алюминий и латунь приглушенных оттенков.



Узоры и принты осени в интерьере

Добавят уюта и тепла картины с осенними пейзажем, экибаны с сухими растениями, шишками и желудями. А необычных, оригинальных форм бра, светильники, торшеры, свечи и аромалампы разбавят интерьер и добавят ему романтики.

Повседневные однотонные стены в квартире можно украсить всевозможными винтажными элементами, декоративными наклейками и специальными трафаретами. Имея художественные способности хорошо бы расписать стену, нарисовав на ней деревья с золотыми опавшими листьями.


Гирлянды, венки, композиции из опавших листьев, колосков пшеницы, грибов, желудей, шишек и рябины позволят избежать кардинальных перемен в дизайне помещения и естественным образом внесут осеннюю изюминку в интерьер комнаты.

Осенние аксессуары в интерьере

Разнообразят серые будни и придадут привычной обстановке осеннее настроение различные элементы декора, созданные из подручных средств, которые щедро предоставила матушка природа.
Так, добавят уюта осенние букеты. Их можно составить как из уже опавших осенних листьев, так и из веток с ещё неопавшей листвой. Хорошо будет смотреться флористика из поздних цветов и растений: хризантем, физалиса, астры, бессмертника осеннего, бархатцев, рудбекии и многих других. Сухие высокорослые злаки, сухоцветы или чертополох оживят помещение и простоят в вазе достаточно долгое время.


Плоды осени в прозрачной красивой емкости легко впишутся в любой дизайн и добавят соответствующую нотку в стиль комнаты. Здесь можно использовать каштаны, желуди, шишки как в сочетании с осенними листьями, так и без них. Такие вазы можно расставить по всей квартире, они уместно будут смотреться как на кухонном столе, так и на прикроватной тумбочке в спальне.

Соломенные куклы и поделки из тыквы также могут стать необычным и интересным декором. А на праздник Хэллоуина можно проявить настоящее творчество, фантазию и смастерить всей семьей кучу интересных вещей. Экспериментируйте, дайте вашему воображению разыграться и тогда осенний калейдоскоп природы останется с вами дома навсегда. И вот еще идеи осенних интерьеров.

Предыдущий выпуск ).

Орнамент природный и рукотворный… Предлагаю сегодня поискать сходства и отличия. Конечно, с фотоаппаратом или с мощным видоискателем из рук, сложенных в кольцо.

Лету, которое сейчас говорит «до свидания», а потом, после зимы и весны, снова скажет «привет», посвящаются сегодняшние и парочка первых ранних осенних.

Ах, узоры!

Узорами мы назовем тот фрагмент окружающей природы, который просто радует глаз. Как правило это красивые, гармоничные или просто интересные формы, силуэты, краски, линии или сочетания всего этого. Это — или Ого!

Конечно, самое большое разнообразие форм летом нам дарит мир растений.
Листья, стебли, ветви, цветы — приглядимся к ним!

Узоры очень удобно искать на каком-то однотонном фоне.
Фоном может быть небо.

Чтобы увидеть узор листвы, иногда очень интересно фотографировать под деревом (если вы нашли место, где крона не очень густая). Если вас вдохновил небольшой куст или трава, можно просто сделать несколько снимков снизу вверх перевернутым фотоаппаратом, наудачу. А потом внимательно выбрать интересные кадры.

Фоном может быть вода.

Иногда хороший узор дают силуэты, снятые против солнца . Как правила, они получаются двухцветными: фон + силуэт.

Фоном может послужить светящийся объект , например — фонарь.

Очень интересно узнать, какой узор получится при встрече двух и более растений , когда их листья накладываются друг на друга.

Кстати, наши узоры при желании можно превратить в орнаменты. Для этого надо выделить в узоре самый красивый элемент и повторить его много раз подряд в рисунке, при лепке, во время вышивания или вязания. Конечно, человек любит фантазировать, поэтому природные узоры он меняет, что-то домысливает, что-то дорисовывает.

Пойдем к истокам орнамента?

Посмотрите, ниже для сравнения я выкладываю фотографию природного летнего узора, а рядом — изображение орнамента (это обработанный узор, над которым потрудился художник), который отдаленно похож на свой природный источник.

Очень интересно поискать — а что в них общего?

Пример 1. Остроконечные листья

Пример 2. Полевые цветы

Пример 3. Желтые заросли

Пример 4. Цветы и колосья

Пример 5. Листья

Осень дарит листьям изумительные оттенки, наносит на них причудливые рисунки. Это способствует пробуждению творческой мысли. Кому-то захочется тотчас же выложить узоры из листьев деревьев, другие задумают превратить этот в красочную картину.

Рамка для рисунков и фотографий

Для нее вам понадобятся небольшие листья. Гуляя осенью во дворе, по парку, в лесу, соберите несколько листочков рябины, ольхи, липы, осины, дуба. Обращайте внимание на причудливо раскрашенные. Чтобы в дороге они не деформировались и не потеряли форму, кладите их между страницами журнала, в папку, которую взяли с собой специально для этого случая.

Придя домой, положите листочки между двумя слоями тонкой ткани, прогладьте. Тогда они будут иметь нужную форму. Если с первого раза листья полностью не высохли, повторите данную манипуляцию.

Теперь возьмите рамку для фотографии, выложите по ее краю узоры из листьев деревьев между стеклянной и картонной поверхностью, поместите в центр фотографию, и оригинальная вещь готова.

Молоточек в помощь

Если вы хотите сделать оригинальный узор из листьев, аппликация получится необыкновенной. Для этого вам также необходимо собрать исходный материал. Обращайте внимание на неподсохшие листья. Их можно собрать летом, заодно взяв и цветы. Это может быть лист и цвет акации, липы, сорвите несколько ярких полевых цветков. Из всего этого вы сделаете узоры из листьев деревьев и других природных материалов.

Положите плотную бумагу на кухонную доску, разложите на ней фрагменты будущей работы. Располагая их, подбирайте по размеру, цветовой гамме. Простым карандашом обведите контур каждого листочка. Накройте работу прозрачным целлофаном. Слегка постукивайте по каждому листику молоточком. Вы увидите, что они начали выделять сок. Он окрасит обрисованные растения в нужный цвет, и в результате у вас получится натуральная картина.

После этого осторожно пинцетом удалите остатки цветов и листьев и покройте полученное творение акриловым спреем. Дайте работе просохнуть, после чего ее можно заключить в рамочку и повесить в качестве оригинальной картины на самое видное место квартиры.

Настенный коврик

Узоры из листьев деревьев будут изумительно смотреться на текстильном изделии. Для этого вам необходимо подготовить листья, как это было рассказано в первом примере. Еще понадобится белая и цветная ткань.

Положите перед собой прямоугольник, вырезанный из светлого полотна. Нашейте на него тесьму коричневого цвета так, чтобы получились квадратики, в каждом из которых будет место для определенного листика. Подскажет, как сделать такие узоры из листьев деревьев, фото.

Теперь приклейте в каждую ячейку листик. При этом ткань должна располагаться горизонтально. Подождите, пока клей высохнет. С изнаночной стороны положите плотное цветное полотно, сшейте края обоих тканей.

Панно

Можно сделать панно из листьев «Осенний узор» немного другим способом. Готовое изделие получится более долговечным, его можно стирать.

Когда вы нашьете тесьму на белое полотно, приложите каждый листик к ткани, похожей по цвету, например, к желтой, обрисуйте, вырежьте по очертаниям. Таким образом раскроите прототипы листьев деревьев на коричневой, зеленой ткани. После этого каждую заготовку поместите в свою ячейку, отороченную тесьмой. Пристрочите при помощи оверлока или обметочного шва. Завершите работу, пришив к цветной плотной основе узоры из осенних листьев. Фото поможет понять, каким образом это делается. Такой коврик не только вешают на стену в качестве панно, но и кладут под ноги.

Современные мотивы

Очень стильно смотрится следующая работа. Вам понадобится плотный картон черного цвета, алая краска и кленовые листья. Пусть они будут разного размера. Чтобы найти такие, можно их собирать не только под ногами, но и рвать с деревьев.

После того как вы прогладите утюгом эти природные материалы, разложите их на ненужной бумаге, покройте алой краской и дайте полностью высохнуть. Промазывая обратную сторону листа клеем, кладите его на картон. При этом старайтесь соблюдать размер. Небольшие листья располагайте рядом друг с другом с одной стороны. Большие могут окаймлять верх и низ панно. Также подскажет, как сделать такие узоры из фото из нашего обзора.

Вы можете оформить работу немного по-иному, взяв вместо черной белую плотную бумагу, кленовые листочки заменить на рябиновые, покрыть их зелеными, коричневыми красками. Все зависит только от ваших предпочтений. Тогда у вас получится любимый узор из листьев.

Аппликация в виде ежа и совы

Такого вида работы пробуждают фантазию у детей и взрослых. После того как вы принесете листья домой, посмотрите, быть может, один из них похож на колючего ежа, а другой следует лишь слегка подрезать, как он превратится в сову.

Нарисуйте на светлой бумаге курносую мордочку ежа, обрисуйте карандашом то место, где будет его тело. Начните приклеивать кленовые листья острыми краями кверху, начиная от спинки животного. Следующий лист расположите чуть ниже, затем еще один, пока не дойдете до брюшка ежа. У вас получился забавный зверек с оригинальными колючками. Их роль могут выполнять листья других деревьев, главное - располагайте их острием кверху.

Перед тем как сделать сову, также обрисуйте контуры ее головы и тела на бумаге. Наклейте на них небольшие листья, чтобы они символизировали перья. Если листочки крупные, обрежьте их ножницами. Приклейте глаза из цветной бумаги, и узор из осенних листьев в можно считать завершенным.

Другие виды аппликаций

Узор из листьев в полосе имеет строго очерченную форму. Для этого берется лист бумаги, разворачивается по горизонтали. Теперь на нем необходимо начертить два параллельных отрезка по всей длине полотна. Расстояние между этими линиями такое, чтобы внутри полосы уместился самый большой листочек, например, кленовый.

Теперь нужно посмотреть, как красиво расположить природный материал. Можно чередовать большие с маленькими листьями, или поступить по-другому, разместив сначала большие, а между ними положить маленькие. В качестве последних могут выступать дубовые, ольховые, рябиновые листья. Когда все фрагменты панно будут выложены, переворачивайте каждый наизнанку, намазывайте клеем и прикладывайте на свое место.

Можно расположить фрагменты аппликации в строгом геометрическом порядке. Для этого ножницами вырежьте из них квадраты, прямоугольники, приклейте их между двумя нарисованными отрезками. В полосе может быть выложен определенный рисунок. Вырежьте из листика желтого цвета круг, приклейте его, а вокруг разместите у вас получится красочная ромашка. Можно сделать несколько таких цветов. Красиво будет смотреться узор из листьев в полосе, выполненный в виде снеговиков. Для этого нужно вырезать по три круга разного размера и приклеить их друг над другом.

Интересно смотрятся работы, оформленные в виды нескольких полос. Тогда все полотно будет покрыто замысловатыми узорами.

Превращение рябины, акации в сакуру

Существуют и другие приемы, при помощи которых можно выложить узор из опавших листьев. Фото поможет разобраться, как выполнить подобную работу. Соберите мелкие опавшие листья акации и рябины. Придя домой, положите их между страницами журнала или прогладить утюгом. Когда они высохнут, можно приступать к творчеству.

На бумаге черной краской нарисуйте ветку сакуры, дайте просохнуть. В ненужную емкость положите немного клея ПВА, добавьте в него гуашь красного цвета, перемешайте. У вас должна получиться паста розового оттенка. Теперь вам понадобится пинцет: осторожно возьмите первый листик рябины или акации, опустите его в клейкую массу. Затем приложите к нарисованной ветке сакуры. Рядом с этим разместите еще 3 импровизированных цветочка, в результате каждый из них должен состоять из четырех лепестков. Дайте работе просохнуть.

Узор из листьев, аппликация на ткани, окне, бумаге

Есть и много других идей на осеннюю тему. Если у вас имеется однотонная футболка, разнообразьте ее. Приложите кленовый лист на ткань красного, желтого и коричневого цвета. Вырежьте по контуру, расположите полученные детали на передней части футболки, приколите их при помощи булавок. Обметайте по контуру оверлоком. Поможет понять, как сделать такие узоры из листьев деревьев, фото. Чтобы на аппликации было больше осенних аксессуаров, из небольших лоскутов бежевого и коричневого цвета делают желуди. Темная ткань превратится в их шапочку. Теперь можно примерять обновку.

Если вы не хотите расставаться с последними отголосками осени зимой, приклейте подсохшие листья на оконное стекло. Тогда всякий раз, выглянув из дома на улицу, вы будете видеть не только снег, но и осеннюю картину. На стекле, бумаге можно выложить аппликацию в виде жар-птицы. Большой овальный листок превратится в ее тело, другой, меньшего размера, расположите относительно него перпендикулярно, это будет шея павлина. Третий, круглый, станет головой. Хвост павлина делайте следующим образом. Сначала обрисуйте его на бумаге, затем выложите листьями зеленого цвета. Когда они подсохнут, приклейте сверху несколько листков желтого и красного цвета.

Такой яркий веселый узор из осенних листьев порадует в холодное время года и позволит мысленно перенестись в осень, наполненную яркими красками.