Знак перевозка опасных грузов запрещена. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом по новым правилам


С 2013 года перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется по новым правилам, которые адаптированы под стандарты стран Европы. За счет этого сейчас транспортировка таких грузов (обозначение – ОГ) по европейским и отечественным дорогам производится по единым требованиям.

Что понимают под опасными грузами?

  • сжиженные, сжатые и растворенные газы;
  • коррозионные и едкие соединения;
  • взрывчатые вещества;
  • радиоактивные элементы;
  • жидкости, склонные к легкому воспламенению;
  • инфекционные и ядовитые вещества;
  • пероксиды органической группы и окисляющие элементы;
  • самовозгорающиеся и твердые вещества, склонные к воспламенению.

Другими словами, к ОГ причисляют любые материалы, соединения, отходы промышленной деятельности и изделия, которые при транспортировке представляют собой угрозу для окружающей среды и людей. Существуют, кроме того, и особо опасные соединения. Они также перевозятся по новым правилам, но с учетом дополнительных требований, утверждаемых отдельно для разных видов таких материалов.

Действие стандартов транспортирования ОГ не распространяется на перевозки:

  • грузов, доставляемых автотранспортом органов внутренних дел и госбезопасности;
  • внутри территории предприятий, где производятся ОГ и перерабатываются в соответствии с имеющейся технологической схемой (если машины организации выезжают за пределы комбинатов на дороги общего пользования, они обязаны подчиняться правилам 2013 года).

Как должна организовываться перевозка опасных материалов?

Транспортировка ОГ разрешена только тем компаниям, которые располагают лицензией. Причем к перевозкам допускаются автомобили, прошедшие в ГИБДД специальный техосмотр, подтвердивший, что машины разрешено использовать для доставки опасных материалов. Автотранспорт для доставки легковоспламеняющихся и взрывчатых изделий оснащается выпускной трубой. Ее монтируют с определенным наклоном перед .

Кузова машин, которые постоянно перевозят грузы повышенной опасности, окрашивают в специальные цвета. На них также наносят надписи – «Огнеопасно», «Аммиачная вода», «Яд», «Едкое вещество» и специальные знаки. Высота букв на надписях обязана быть 15 и более сантиметров. На транспортировку грузов в сосудах, скомплектованных в батареи, контейнерах-цистернах и обычных цистернах требуется отдельное разрешение от соответствующего подразделения Министерства транспорта. Подобное разрешение необходимо, кроме того, получать и на некоторые ОГ, относимые к 6-у и 1-у классу опасности.

Для доставки опасных грузов в обязательном порядке требуется договор перевозки. Отправитель ОГ составляет аварийную карточку, в которой указываются параметры опасных материалов, а также четыре экземпляра транспортной накладной. Груз упаковывается в исправную и целостную тару. Она пломбируется и маркируется. На каждую машину, перевозящую потенциально небезопасные изделия, оформляется паспорт безопасности. Опасные грузы принимаются водителем (сопровождающим лицом) по паспорту безопасности. При этом требуется убедиться в наличии маркировки на таре. Аналогичным образом принимает доставку и грузополучатель.

Как правило, колонны машин с ОГ сопровождает ответственный специалист автотранспортного предприятия. Его основные задачи следующие:

  • инструктаж водителей и охраны;
  • контроль погрузки и фиксирования грузов;
  • организация безопасной перевозки материалов и личной безопасности людей, занятых в работе;
  • сдача грузов их получателю.

Маршрут перевозки – как выбирается и согласовывается?

Правила перевозки опасных грузов в ряде случаев требуют согласования маршрута транспортировки небезопасных материалов с ГИБДД. Получение разрешения от сотрудников автоинспекции необходимо в следующих ситуациях:

  • грузы доставляются колонной машин в количестве более трех;
  • при транспортировке особо опасных изделий и соединений;
  • при движении автотранспорта в туманную погоду, при снегопаде и гололеде, по сложным дорогам (например, гористым).

Доставка ОГ всегда производится по спецмаршруту. Его составляют с учетом таких требований:

  • маршрут не может пролегать через природные заказники, парки, места массового отдыха людей, объекты, имеющие архитектурную ценность;
  • машины не могут ехать около крупных заводов и промпредприятий;
  • на маршруте должны быть предусмотрены места остановок для дозаправки и стоянки машин, а также отдыха сопровождающих лиц.

С 2013 года ГИБДД в очень редких случаях согласовывает маршруты движения, которые проложены через большие города. Если иного выхода нет, движение транспорта следует планировать так, чтобы в крупных населенных пунктах он не проезжал мимо больниц, учреждений образования, культурных и зрелищных заведений.

  • справка о допуске машин к транспортировке ОГ;
  • предполагаемый маршрут;
  • разрешение (отдельное) на перевозку особо опасных веществ.

Все эти бумаги подаются на согласование за 10 дней до момента отправки груза. Если предложенный маршрут одобряется сотрудниками ГАИ, выдается соответствующее разрешение. Оно действительно на протяжении полугода. В некоторых случаях время действия разрешения оговаривается отдельно (новые правила это позволяют).

При необходимости внесения изменений в маршрут перевозки, который уже прошел согласование в ГИБДД, автотранспортное предприятие обязано повторно обратиться в тот же отдел Госавтоинспекции, где оформлялось первоначальное разрешение. Добавим, что согласованный маршрут визируется в трех экземплярах. Один постоянно находится у водителя либо лица, сопровождающего колонну с ОГ. Второй хранится в офисе компании-перевозчика, третий остается в ГИБДД.

Особенности движения машин по маршруту – ограничения

Водители машин, перевозящих грузы высокой опасности, ориентируются на все знаки, установленные по маршруту движения. При этом транспортировка осуществляется чаще всего с ограниченной скоростью. Ее конкретный показатель определяют сотрудники ГИБДД, согласовывая маршрут. Они принимают во внимание особенности дорожных условий на том или ином участке автодороги. При движении машин с ограниченной скоростью на автомобилях обязательно ставятся знаки, указывающие на разрешенную скорость их езды.

Запас хода автотранспорта с грузами повышенной опасности составляет 500 и более километров без дозаправки. В ситуациях, когда маршрут движения выше этой длины пути, на транспорт следует ставить запасной бак для топлива. Его монтаж требует согласования с ГИБДД (обращаться следует в подразделение, обслуживающее территорию, на которой располагается перевозчик). Дозаправка из топливной «запаски» выполняется на стоянках транспорта.

Сопровождающий колонну автомобиль с охраной и ответственным лицом всегда едет перед машинами с опасными грузами. Причем его габарит по ширине должен быть больше габарита авто в колонне. Расстояние между транспортными средствами (ТС) колонны на ровных трассах с хорошей видимостью должно быть 50–70 метров, при плохой видимости, на спусках и подъемах сложных дорог – более 300 метров. Если автоколонна состоит из большого числа грузовых авто (5 и больше), в нее включают резервную машину, на которую в случае необходимости можно перегрузить доставляемые материалы. Она движется с колонной порожней в самом ее конце.

Стоянки автомобилей с ОГ разрешены на специально отведенных для этих целей участках, расположенных вне населенных пунктов. При этом ближайшие здания должны быть отдалены от таких стояночных мест минимум на 200 метров. При стоянке либо длительной остановке ТС ставится на стояночный тормоз и противооткатный упор, если остановка выполняется на уклоне.

Грузы высокой опасности могут сопровождать машины ГАИ с маяками желтого и оранжевого цвета. Решение о необходимости выделения авто сопровождения принимается отдельно в каждом случае. С желтым маячком едет и транспорт сопровождения перевозчика. Обратите внимание – этот световой сигнал не наделяет колонну какими-либо особыми правами на дороге. Водители обязаны реагировать на все знаки и соблюдать ПДД.

Еще один важный момент. Машины, на которых установлены знаки опасности транспортируемых грузов, в любое время суток обязаны ехать с включенным ближним светом. Это всегда оговаривается в разрешении на перевозку ОГ любых видов и категорий.

Требования к водителям – допускаются только опытные и ответственные

Как правило, на транспортировку ОГ перевозчики ставят водителей с большим опытом, которые дополнительно проходят подготовку по специальным программам. Во время такого обучения сотрудники изучают:

  • характеристики материалов и веществ большой опасности;
  • спецобозначения тары для ОГ, маркировку и знаки, наносимые на ТС;
  • порядок действий при происшествиях в дороге (основы дезинфекции, тушения пожаров, дезактивации, дегазации);
  • правила оказания медпомощи пострадавшим от опасных грузов;
  • протокол передачи и самостоятельного составления докладов об инцидентах в пути.

Водители, перевозящие опасные материалы на постоянной основе, обязательно проходят медицинские осмотры каждые три года и экспресс-осмотры перед рейсом. Они также получают предрейсовый специнструктаж по особенностям конкретных видов опасных грузов, которые им предстоит транспортировать. Водители с опытом работы менее трех лет не допускаются к поездкам.

В процессе перевозки ОГ специалист, управляющий транспортным средством, не имеет права самовольно изменять маршрут поездки, превышать заданный в документах скоростной режим, не реагировать на предупреждающие и запрещающие знаки, совершать остановки в несогласованных местах. Водитель берет с собой в дорогу такие документы:

  • маршрутный лист, в левом верхнем углу которого поставлен красным цветом номер опасного материала по классификации ООН;
  • лицензию на ТС, допущенное к транспортировке ОГ;
  • аварийную карточку;
  • транспортную товарную накладную;
  • разрешение на допуск к перевозкам ядовитых веществ;
  • телефоны для связи с ответственными сотрудниками компании-перевозчика и адрес получателя груза.

Водителю запрещено перевозить посторонних лиц и любую продукцию, которая не внесена в накладную. Если в пути происходит поломка машины, ему нужно сообщить руководству о месте остановки и немедленно вызвать транспорт техобеспечения доставки опасных грузов. Место вынужденной остановки следует оградить и обозначить. Для этих целей применяется красный мигающий фонарь и знак аварийной стоянки.

Водитель, управляющий ТС с опасными материалами, не имеет права:

  • производить машин, едущих со скоростью выше 30 км/ч;
  • производить дозаправку на АЗС общего пользования;
  • резко трогаться с места;
  • курить в кабине машины и при осмотре состояния перевозимых грузов;
  • оставлять без надзора свой автомобиль;
  • двигаться с выключенным двигателем и сцеплением.

При возникновении в пути транспортных инцидентов водитель сразу же передает об этом сообщение своему начальству и в ГИБДД, вызывает бригаду аварийной помощи, скорую помощь, если произошло травмирование людей, принимает меры по ликвидации последствий случившегося происшествия. Также он обязан оградить место аварии и не допускать к машине посторонних лиц.

Знаки опасности и маркировка – «опасные» авто хорошо видны

Как было отмечено, правила перевозки опасных грузов обязывают автотранспортные предприятия «выделять» свои машины из потока других ТС. Для этого используются специальные знаки, окраска кузова автомобиля в четко оговоренные цвета, нанесение на транспортные средства надписей.

Доставка едких соединений в цистернах требует покраски последних в желтый цвет. При этом по обеим частям цистерны идет полоса черного цвета с желтой надписью «Едкий материал». При транспортировке аммиака кузов машины может иметь любую окраску, но обязательной является надпись «Огнеопасно. Аммиачная вода». Метанол перевозят в оранжевых цистернах с подписью «Яд – метанол», которая выполняется также оранжевыми буквами.

Желтый цвет имеют машины, которые доставляют продукты, поддерживающие горение. На таком автотранспорте всегда присутствует двойное предупреждение «Огнеопасно». Аналогичный знак опасности наносят на авто, перевозящие:

  • легковоспламеняющиеся изделия и соединения (цвет машин – оранжевый);
  • самовозгорающиеся продукты (верхняя часть ТС – белая, нижняя – красная);
  • соединения, которые при контакте с водой выделяют в атмосферу газы, предрасположенные к легкому воспламенению (цвет кузова авто – синий).

Эти надписи (их высота – не менее 15 см) предупреждают всех участников дорожного движения о потенциальной опасности, что снижает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и дорожных происшествий. Кроме надписей, на спецтранспорт и опасные грузы наносится и дополнительный знак нового образца. Выполнен он в виде квадрата (равностороннего ромба), сторона которого обязана быть не меньше 10 см для транспортных пакетов и не меньше 25 см для контейнеров. В ситуациях, когда геометрические параметры тары для ОГ малы, разрешается использовать знак в форме квадрата со стороной 5 см.

Следующий важный момент. Условно знак опасности подразделяют на два треугольника. В одном из них (в верхнем) ставится символ, указывающий на подкласс либо класс, к которому относят груз. В нижнем треугольнике содержится другая информация, например, группа совместимости или номер ОГ по стандартам ООН. На знак опасности европейские (а теперь и новые российские стандарты) требуют нанесения следующих графических изображений:

А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

  • взрывающаяся бомба черного цвета – перевозка веществ, способных взорваться;
  • газовый баллон белого либо черного цвета – невоспламеняющийся газ;
  • белое либо черное пламя – воспламеняющееся газообразное или жидкое соединение;
  • череп (черный) и две кости (скрещены между собой) – ядовитые соединения.
Знак с изображением черного круга с пламенем такого же цвета над ним наносится на транспорт, который перевозит различные окислители, органические пероксиды. Если в квадрате нарисован круг и три серповидных черных символа, значит, в машине везут инфекционные вещества, схематический черный трилистник – радиоактивные. Также существует знак с изображением пробирки, из которой вытекают капли (на руку и на пластинку из металла). Его наносят на цистерны для транспортировки коррозионных и едких веществ.

Знак опасности располагают сзади автомобиля и на его боковых сторонах (на обеих). Если перевозка ОГ осуществляется в контейнерах либо цистернах, описанные символы размещают на их торцах. А вот на цистерны с несколькими отсеками для транспортирования разных грузов одновременно нужно ставить не один знак, а сразу несколько. Их монтируют по бокам машины на тех участках, где располагается отсек с конкретным видом ОГ. Сзади авто при этом ставят по одному знаку с изображением всех перевозимых опасных грузов.

Автотранспортные перевозки сегодня очень популярны по целому ряду причин:

  • относительная дешевизна по сравнению с авиационным или морским транспортом;
  • груз можно доставить практически под дверь заказчику;
  • высокая скорость перевозок.

Часто автотранспорт применяют для перевозки опасных грузов.

При этом необходимо соблюдать определенные правила, четко прописанные в ПДД:

  • грузовой автомобиль должен быть оснащен оранжевыми или желтыми маячками;
  • скорость движения должна быть не более 60-70 км/час в зависимости от класса магистрали и установленных дорожных знаков;
  • необходимо сопровождение, если перевозятся грузы представляющие серьезную опасность для экологии и здоровья людей;
  • у водителя должны быть подготовлены сопроводительные документы на груз и все разрешения;
  • само транспортное средство должно быть в полностью исправном состоянии и соответствовать требованиям и нормам как ЕС, так и РФ.

Если вы перевозите опасные грузы, знаки опасности должны быть установлены обязательно. Согласно ПДД знаки опасности закрепляют в передней и задней части грузового автомобиля. При этом также должны быть знаки ограничения скорости.

Если речь идет о контейнерных перевозках или о транспортировке газообразных или жидких химических веществ в цистернах, то знак «Опасный груз» должен находиться также по бокам цистерны или контейнера.

Какие же есть знаки для перевозки опасных грузов?

Форма и изображение на знака зависят от класса опасности самого груза.

Так, если речь идет о взрывчатых веществах, то используются оранжевые ромбы с указанием класса взрывоопасности.

Класс 1

Наиболее опасными считаются грузы класса 1.1. Соответственно на оранжевой ромбовидной табличке написана внизу цифра 1.1, а в верхней части имеется схематическое изображение взрыва.

Изделия класса 1.4-1.6 также относятся к опасным, однако риск взрыва незначительный, поэтому мы видим просто номер классификации на таблице.

Класс 2

Ко второму классу относятся газы, которые делятся на следующие виды:

  • легковоспламеняющиеся - красная ромбовидная табличка со взрывом и цифрой 2 в нижнем углу;
  • невоспламеняющиеся и нетоксичные - зеленая табличка с изображением баллона;
  • токсичные - белая таблица с изображением черепа и надписью Toxic Gas.

Класс 3

Класс 3 - жидкости, подверженные воспламенению. Они делятся на категории 3.1-3.3. Первым требуется низкая температура для детонации или возгорания, последние же загораются при температурах свыше 60 градусов.

Знаком опасности в данном случае будет красная ромбовидная табличка с надписью Flammable Liquid и указанием класса.

Класс 4

К четвертому классу относят различные материалы, которые также могут легко гореть, но не взрываться. Их тоже делят на подклассы:

  • 4.1 - легко воспламеняются от посторонних источников (искры, высоких температур, механических воздействий) - помечаются ромбовидной табличкой с изображением огня, с вертикальными красными и белыми полосами, и с надписью Flammable Solid;
  • 4.2 - вещества, которые могут гореть самопроизвольно от перегрева - красно-белый знак с изображением пламени;
  • 4.3 - вещества, которые возгораются при контакте с жидкостями и выделяют ядовитые газы - синяя табличка.

Класс 5

К пятому классу опасных веществ относятся окислители, которые могут гореть, выделяя при этом кислород (пожароопасный газ) или токсичные вещества - желтый ромбовидный знак с надписями Oxidizer или Organic Peroxide. В качестве рисунка мы видим пламя над окружностью.

Класс 6

Шестой класс - токсичные, ядовитые или инфекционные материалы. Их помечают белым ромбом с черепом и костями. Если же груз представляет бактериологическую опасность, то в ромбе находятся три скрещенных полумесяца.

Класс 7

Радиоактивные вещества относят к 7 классу опасности. Такой транспорт помечают ромбами с характерным изображением трилистника. Также имеется надпись RADIOACTIVE и указание класса опасности римскими цифрами - І, ІІ или ІІІ.

Другие знаки для обозначения опасных грузов

Кроме перечисленных выше знаков можно увидеть и другие их виды.

Наиболее распространенный:

  • оранжевая таблица 400х300 мм, разделенная пополам горизонтальной линией. В нижней части указан международный номер UN опасности - 1263 или 2074 и т.д. В верхней - номер опасности по отечественному каталогу КЭМ.

Такие знаки цепляются спереди и сзади транспортного средства вместе с ромбовидными таблицами, длина стороны которых не должна быть меньше 250 мм. На малых цистернах и контейнерах, объемом менее трех куб. метров, допускаются знаки с длиной стороны 10 см.

Также можно применять для дополнительной информации такие знаки:

  • материалы, которые перевозятся при высоких температурах - схематическое изображение термометра в красном треугольнике;
  • вещество опасное для экологии - мертвая рыба на фоне дерева;
  • вещество в ограниченном количестве, не полностью заполненная емкость - белый ромб с закрашенными в черный цвет верхним и нижним углами.

Видя на дороге транспортные средства с этими знаками, а также проблесковыми маячками, вы не обязаны предоставлять им приоритет, однако старайтесь придерживаться ПДД во избежание серьезных последствий.

В настоящее время большой популярностью пользуются перевозки грузов автотранспортом. Это объясняется относительно небольшой ценой услуги и возможностью получения груза прямо на дом клиента. В определенных условиях автомобиль оснащает специальной пометкой — знак опасный груз. Отсутствие его на транспорте является серьезным нарушением правил дорожного движения.

Зачем нужны знаки опасности при перевозки опасных грузов?

Сегодня перевозка особых веществ и материалов, которые несут опасность для окружающих, – не редкость. В правилах дорожного движения осуществление транспортировки и оснащения знаками при перевозке опасных грузов четко регламентируется.

Автомобиль должен двигаться не быстрее 70 км/час (зависит от вида автомагистрали и правил движения на конкретном отрезке дороги). Транспортировка жидкостей, газов и прочего, что несет потенциальную опасность экологии и здоровью людей может производиться только в сопровождении. Кроме того, водитель должен иметь при себе все нужные разрешения и прочие документы на перевозимые вещества, а транспорт должен быть технически исправным.


Если автомобиль перевозит различные воспламеняющиеся или токсичные элементы, он не может обойтись без опознавательных пометок. Прикрепляют знаки опасности опасных грузов в передней и задней части грузовика, чтобы их могли видеть встречные водители и те, кто едет сзади. При перевозке опасных газов и жидкостей, вывески размещаются также и по краям. Дополнительно грузовые автомобили оснащают ограничителями скорости во время движения.

Знаки опасности опасных грузов

Какая именно вывеска должна иметься на транспортном средстве, зависит от того, что перевозит водитель. Формы и изображения различных видов пометок отличаются друг от друга и подразделяются на классы:

    • Особо опасными считаются радиоактивные элементы. Транспорт, который перевозит подобное, помечается табличкой в виде ромба с рисунком трилистника.
    • Ядовитые материалы помечает специальный знак опасный груз с изображением черепа. Если перевозимые элементы несут населению бактериальную угрозу, автомобиль помечают табличкой с тремя скрещенными полумесяцами.
    • Особые окислители, продуктами горения которых является кислород или отравляющие вещества перевозятся с вывесками желтого оттенка, ромбовидной формы. На них имеются соответствующие надписи.
  • Невзрывоопасные материалы, которые при этом могут воспламениться, помечают вывеской красного цвета с вертикальными полосами (транспортируемые вещества возгорают от внешних факторов); белой табличкой с изображением огня (самовозгораемые материалы). синей вывеской (вещества, которые загораются от воздействия жидкостей).
  • Оранжевый ромб с соответствующей пометкой информирует окружающих о транспортировке взрывоопасных веществ.
  • Все потенциально опасные жидкие вещества подразделяют на 3 категории. В данном случае знак опасный груз транспорта – красная табличка с надписью и классом вещества.
  • Газообразные вещества также относятся к опасным грузам. Легковоспламеняющиеся составы перевозят при наличии таблички красного цвета. Токсичные имеют белую вывеску с соответствующей надписью. Нетоксичные газы, невоспламеняющиеся – зеленую вывеску с изображением баллона.

Дополнительные знаки маркировки опасных грузов

Однако вышеуказанная классификация включает не все существующие варианты маркировки транспортных средств, которые перевозят специфические вещества. Существуют также другие знаки опасности опасных грузов. Например, очень распространена табличка прямоугольной формы, оранжевого цвета, которую делит пополам горизонтальная линия. Знак содержит информацию об уровне опасности транспортируемых веществ. Кроме того, на небольших цистернах дополнительно устанавливаются таблички:

  • вещества, производимые при высокой температуре (треугольник с термометром);
  • не полностью заполненная цистерна (белый треугольник с закрашенными углами);
  • экологически опасные элементы (на фоне деревьев мертвая рыба).

Транспортные средства, которые передвигаются по трассе, имея специальные таблички или проблесковые маячки, не имеют преимуществ перед другими во время движения. Увидев на автомобиле Знак опасный груз, не нужно уступать ему дорогу, но важно соблюдать правила, чтобы избежать проблем. В свою очередь водителям таких машин стоит помнить, что транспортировка взрывоопасных, радиоактивных, воспламеняющихся и токсичных веществ без специальных табличек на территории РФ запрещена.

Видео: Виды знаков опасности при перевозке опасных грузов