Беседы с детьми что такое лекарственные растения. Беседа о лекарственных растениях со старшими дошкольниками


Цель : Расширить знания детей о лекарственный растениях нашего края.

Задачи:

  • Учебная: Познакомить с правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.
  • Развивающая: Развивать психические процессы (память, мышление, воображение).
  • Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.

Предварительная работа:

  • Подбор и чтение детской литературы по данной теме.
  • Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.
  • Рассматривание гербария «Лекарственные травы Сибири».

Ход мероприятия

Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека.

(Неожиданно в зал быстрыми шагами входит медицинская сестра)

Мед. сестра. Извините меня, но у меня проблема. Я не знаю как помочь больным детям. У меня закончились все лекарства, а дети сильно кашляют и у них ужасно болит горло.

Ведущая. Уважаемая Вера Васильевна! Мне кажется, что мы вам можем помочь. Нам предстоит отправиться в самую лучшую аптеку – природу.

Ребята, нам выпала возможность познакомиться с лекарственными растениями, которые нас окружают и помочь больным ребятам, но для этого мы должны отправиться на «Поляну здоровья».

(В глубине сцены плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев. На паласе кругом сидят дети в костюмах различных лекарственных растений).

Ведущая. «Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило.

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать».

В. Рождественский

А сейчас мы с вами должны отгадать загадки:

Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница).

Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (ромашки).

Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый…(василек).

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два, облысела голова.

Спрячу- ка в карманчик бывший… (одуванчик).

Поранил ты в дороге ногу, усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).

Бусы красные висят, из куста на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).

Лечение травами давно известно в народе. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли «тарвниками».

Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего поселка? Давайте знакомиться – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Егоровна).

Бабушка Егоровна: Здравствуйте, милые ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?

(Вопросы детей – короткая беседа).

Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы отправимся в путешествие.

Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).

Ребята, а какие растения растут в наших лесах?

(Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов).

А как вы думаете, почему лес называют «зеленой аптекой»? (Ответы детей).

Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по лесным тропинкам? (в лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах хвои – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.

Можно в лесу, на территории детского дома встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.

Бабушка Егоровна: Ребята, давайте пройдем по нашей полянке, отыщем знакомые лекарственные растения и вспомним их лекарственные свойства.

Участники праздника останавливаются около подорожника.

Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.

«Подорожник»

Подорожник – санитар испытанный,

Врачеватель ног, в пути пораненных,

Подошел к дороге, приготовился,

Может, думает, кому понадоблюсь…

«…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта белым пухом, — мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной – станет неуютно, холодно…»

Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Ребенок: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте пожалуйста:

Бабушка Егоровна.

До чего ж упорная Бабушка Егоровна.

Примечает загодя, где какая ягода.

За какою просекой прямо в руки просится,

За какой тропинкою выросло черникою,

За какой низиною поросло малиною.

Наберет Егоровна ягоду отборную,

Триста раз наклонится, кто за ней угонится?

Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке)

Бабушка Егоровна: Ребята, на нашей полянке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте. Я о нем расскажу. Это растение бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь, найдите его.

(Ребята оттискивают аптечную ромашку, рассматривают ее).

— Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар применяют при головных болях, исползуют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли)

Кажется солнце в ромашку вошло,

Желтое донце в лучах расцвело,

Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,

Солнца на ножках, качаясь стоят.

Залит лучами зеленый лужок,

Солнце нал нами и солнце у ног.

(А. Мельникова)

Бабушка Егоровна: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»

Бабушка Егоровна: Молодцы, ребята, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. (дети дают свои варианты ответов)

Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, с которыми вас могут познакомить воспитатели.

Дети читают стихотворение:

«Луговые травы»

С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, на путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от насады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е.Фейерабенд)

Бабушка Егоровна: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам путешествие по лекарственным травм, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Пока мы с вами гуляли, набрали много лекарственных трав для больных детей, отдадим их нашей мед. сестре, чтобы она поскорей смогла вылечить ребятишек.

А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав.

Приложение.

Игра «Угадай, кто я?»

Описание игры:

На голову ребенка одевается маска – шапочка с изображением растения. Ребенок не видит, что изображено на маске. Его задача – угадать кто он. Для этого он задает наводящие вопросы товарищам по игре, что бы дать правильный ответ. Вопросы должны быть поставлены для ответов «да» или «нет». Например:

Я цветок? – да

Я расту в лесу? – нет

Я расту на клумбе? – да

Я беленький? – нет

Я оранжевый? – да

Я лекарственный цветок? – да

Я ноготок? – да

Аптека под ногами.

Как рассказать детям о лекарственных растениях.

Автор : Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г.Мичуринск.

Описание материала : данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях: что понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать. Материал этой публикации может использоваться педагогами ДОУ и школ на экскурсиях по ознакомлению детей с природой родного края.

Цель : знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:
Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
- Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Крапива двудомная.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов
. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.
«Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Ромашка аптечная.


Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А.Марков
)
Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Лекарственные свойства.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

Подорожник большой.
(семижильник, порезник, попутник, ранник)


Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. (С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
Лекарственные свойства.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)

Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Любите и берегите природу!

Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных
растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, хвощ, мать-и-мачеха, ромашка.

2. Засушенные растения, отвары трав.

3. Гербарий «Растения нашего края».

Ход беседы:

(Дети сидят полукругом. Перед ними: доска с картинками
лекарственных растений. На столах - гербарий.)_

Ведущий колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.

(На колобке приколоты растения из гербария. Колобок снимает с себя
мать-и-мачеху).

КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха
КОЛОБОК: а вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: у него с одной стороны листочек тёплый - мать, а с другой холодный - мачеха, как в сказке "Крошечка хаврошечка". Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно, вспомнил.
А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: а кто знает, как его бабушка с дедушкой называет?
Если дети не знают, колобок объясняет.
"одуван". Дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок
подсказывает.
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь ужалит. От неё то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А вот это растение похоже на "лошадиный хвост" никто не знает что это?
Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще. Им его бабушка лечила, когда у него болело горло.
А чем ещё горло поласкают?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение, похожие на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили.?

Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.

Игра "ОДУВАНЧИК"
КОЛОБОК говорит: Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
-Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на носочках)
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети
приседают)
-Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают)
можно повторить 2-3 раза.

КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно:

1. нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.

КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

(Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива )

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка )

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

Вывод.

  1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  2. Из лекарственных растений делают лекарства.
  3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

Галина Праслова
«Доктор природа». Беседа о лекарственных растениях со старшими дошкольниками

Цель . Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе получения знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.

Материал . Иллюстрации на тему «Лекарственные растения», гербарные образцы, карточки с изображением лекарственных растений, отвар лекарственных растений.

Участники: воспитатель, дети.

Ход беседы

Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?

Дети: Мама даёт таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.

Воспитатель : Какие вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «Зелёная Аптека» . Почему? (ответы). Верно! Такие растения помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. В природе есть всё необходимое человеку для здоровья, поэтому её можно назвать «Доктор Природа» . Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми лекарственными растениями. Начнём с тех, которые помогут на прогулках. Отгадайте сначала загадку.

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).

Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это вата из нашей походной аптечки. Мхом- сфагнумом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали

Воспитатель: А это подорожник !

Почему он так называется? Где растёт?

Дети : его можно встретить вдоль дорог.

Воспитатель: Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение? (стихотворение Вс. Рождественского).

Путника друг – подорожник,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,

что отыскалось лекарство

тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт. Дети, вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие, неприятные на вкус. А вы знаете, что есть вкусные лекарства? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался, какие это лекарства?

Дети: Ягоды!

Стихотворение Е. Трутнёвой «Черника».

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела.

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто – то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко.

Только рты с чего – то стали

Чёрные немножко

Узнали? Летом в лесах созревает вкусная ягода черника.

Она окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Употребление черники способствует укреплению нервной системы. Применяют эти ягоды и при болезнях желудка, ревматизме, малокровии. Листья черники добавляют в чай. Она восстанавливает зрение. Ягода это капризная: не хочет расти на грядках. И вообще растёт медленно, поэтому, собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить ни одного кустика, научите этому и других. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

Воспитатель: А это что за ягода? Где она растёт? Кто из вас её собирал?

Дети: Это земляника

На прогулке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

На неё садились пчёлы,

Майский жук летел над ней.

У неё сосед весёлый – родничок среди камней.

Солнце грело много дней,

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Всё пригожей да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Воспитатель: земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Полезная для здоровья и другая лесная ягода – ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё подарит радость в зимнее время.

А ещё есть душистая и сладкая лесная ягода, которую приятно съёсть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется

Дети: Малина!

Воспитатель : Кто из вас пробовал малину? А где вы лакомились этими ягодами?

Правильно, в лесу или на даче, где растёт садовая малина.

При каких заболеваниях её применяют? При ангине, простуде зимой пьют чай с малиновым вареньем, а летом можно есть живые ароматные ягоды. Заваривая чай, добавьте веточки и листья малины. Они тоже обладают целебными свойствами. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

Дети: Медведь, муравьи.

Воспитатель: Клюква, которая растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Её собирают только взрослые, осторожно наступая на кочки болот в знакомом месте. Кто из вас пробовал клюкву? Какой у неё вкус? Верно! Но, несмотря на свой кислый вкус, эта ягода полезна во всех видах. Из неё делают целебные напитки: компоты, морсы, едят живые ягоды с мёдом и сахаром.

Игра»У медведя во бору»

В конце помещения располагается «медведь». Рядом с ним раскладывают карточки с изображением грибов, ягод, лесных фруктов и орехов. Два – три участника игры идут по направлению к медведю, приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру, а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны выбрать только карточки с изученными ягодными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточку и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Немойманные участники показывают свои карточки детям и воспитателю для контроля. Игру можно повторить 2- 3 раза.

Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека.

Стихотворение О. Высотской.

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький привет.

Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени – и золотой одуванчик не узнать.

Золотой молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу- кА в карманчик

Бывший …одуванчик.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит,

Не огонь, а жжётся.

дети: Крапива

Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.

Много лекарств изготавливают из шиповника, их применяют при лечении почек, печени, желудка. Сироп из шиповника помогает детям лечится от кашля. В шиповнике содержится витамин С.

А эту ягоду любят и люди и птицы. В ней не только много витаминов, она содержит вещества, обеззараживающие и подсушивающие ранки. Это рябина.

Посмотрите на растение, которое страдает от людей весной из- за своего аромата и красоты. Белые горошки на зелёной ножке. Что это такое, ребята?

Дети: Ландыш

Воспитатель: цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. Поэтому собирать их в букеты не надо, лучше любоваться и фотографировать.

Отгадайте загадку:

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое, а что это такое?

Дети: Ромашка!

Воспитатель: Да, это знакомая нами ромашка. Послушайте стихотворение М. Познанской.

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый, с желтеньким глазком.

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!».

Оказывается, всем нам известная ромашка может вылечить от простуды. И если начинается кашель и поднимается температура, достаточно приготовить и выпить слегка горьковатый душистый отвар из цветков ромашки. Болезнь отступит.

Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие мы часто видим на прогулке.

Облепиха. Калина. Мята

Воспитатель: а теперь мы с вами поиграем.

Игра «Знатоки»: поочерёдно показывать картинки с изображением лекарственных растений. Дети должны назвать ту часть растения (корень, стебель, лист, плод, цветок). Например – ромашка – цветок, подорожник – лист. И т. д. и где растёт, от каких болезней?

Воспитатель: люди изучили химический состав многих лекарственных растений. Некоторые из них: мята, женьшень, календула, зверобой – разводят на плантациях. Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?

Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.

Срезать или собирать необходимо только ту часть растения, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.

Сбор следует производить только в определённое время.

Незнакомые растения собирать не следует.

Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть ягод другим людям и животным.

Незрелые ягоды собирать не следует.

Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать и без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягоды.