Расчет дымососа. Выбор электродвигателя дс по параметрам


Современные отопительные котлы монтируются вместе с системой дымоудаления, основной задачей которой является устранение всех продуктов сгорания. Однако порой тяги бывает недостаточно, что приводит к падению мощности котельной установки и значительному повышению расхода топлива. Во избежание таких проблем специалисты рекомендуют устанавливать на дымоудаляющие трубы дополнительные дымососы для котлов.

Принцип работы и устройство

Как уже было сказано, установка дымососа необходима для дымоходов, в которых естественной вентиляции оказывается недостаточно. Однако для профилактики и повышения уровня безопасности не будет лишним смонтировать такой агрегат даже при условии полноценной тяги, ведь естественные условия могут в любой момент измениться, а электрическое устройство в любой ситуации будет выполнять свои функции одинаково качественно.

Представляет собой дымосос для котла весьма простой прибор, состоящий из минимального количества составных элементов.

Изготавливаются дымососы из термостойких металлических сплавов, обладающих небольшой массой. Провода оборачиваются термоустойчивыми изолирующими материалами, поэтому уровень надежности устройства достаточно высок для многих лет бесперебойной работы без какого-либо сервисного обслуживания.

Устроены такие агрегаты следующим образом:

  • рабочее активное (подвижное) колесо, состоящее из двух пластин;
  • корпус (кожух), в котором движутся воздушные потоки;
  • патрубки;
  • приводной (подвижной) вал;
  • крыльчатка (как правило, металлическая);
  • бункер;
  • заслонка;
  • труба.

Основной принцип работы дымососов заключается в нагнетании воздуха в принудительном порядке. Вращение колеса приводит к тому, что воздушные массы устремляются в центр всей конструкции, после чего отбрасываются стенками дымососа и попадают в топку бытовых котлов, где и происходит постепенное разрежение и приток новой порции воздуха. Именно таким образом и обеспечивается беспрерывная циркуляция.

Лопатки в устройстве создают вихревое движение воздуха, направленное в сторону вращения ротора, что создает постоянный и непрерывный цикл - приток чистого кислорода внутрь топки устройства, одновременно осуществляющего выработку тепла и эффективную вытяжку из нее продуктов сгорания, включая газ и твердые компоненты.

Отзывы: плюсы и минусы

Агрегат для устранения дыма рекомендуют монтировать не только в том случае, когда естественной вентиляции не хватает для эффективного удаления продуктов сгорания. Дополнительная установка дымососа на систему дымоудаления поможет получить ряд таких преимуществ, как:

  • значительное повышение КПД отопительного устройства;
  • снижение расхода котельного топлива;
  • уменьшение частоты прочистки дымовых труб от сажи;
  • снижение вероятности попадания гари и дыма в жилые помещения;
  • исчезновение неприятных запахов от работы котельного аппарата.

Кроме того, электрические дымососы одинакового хорошо удаляют копоть и дым при любых внешних условиях, улучшая функционирование отопительной системы независимо от марки агрегата и используемого топлива. Благодаря несложному устройству, дымососы редко выходят из строя, а в случае поломки легко поддаются ремонту.

Виды дымососов и их технические характеристики

Принцип действия дымососов одинаков, однако в зависимости от используемого топлива в конструкции прибора имеются небольшие различия. Выпускаются дымососы для таких разновидностей котлов, как:

  • Твердотопливные - отопительное оборудование, работающее на твердых горючих материалах, при сгорании которых образуются мелкие твердые частицы (сажа), оседающая на стенках вентиляции и сужающая тем самым дымовой проход. На такие дымовые шахты следует устанавливать дымосос, оснащенный карманами для улавливания твердых продуктов сгорания. Установка такого прибора уменьшит необходимость регулярной очистки трубы от сажи, а также повысить эффективность работы устройства.
  • Пиролизные - устройства, также работающие на твердотопливных ресурсах, однако с более экономичным методом выработки тепла. Объясняется это тем, что в первую очередь вырабатывается энергия от переработки твердых продуктов, и только потом осуществляется повторное сгорание газообразных горючих веществ. Так как выброс сажи во время работы пиролизного котла невелик, дымосос можно устанавливать как с сажеуловителем, так и без него. Монтировать следует тягодутьевые машины малой и средней мощности.
  • Газовые - оборудование, работающее на сжиженном или магистральном газе, которые во время переработки не оставляет твердых частиц, а по вентиляции проходят только газообразные вещества. В подавляющем большинстве случаев для их удаления хватает естественной тяги, но дополнительная установка дымососа способна значительно повысить КПД отопительного прибора. Для двигателя дымоудалителя при установке на такие котлы вполне достаточно малой мощности.

Классификация: Д, ДН, ВД, ВДН, ДРГ, ДП

Классифицируются тягодутьевые машины следующим образом:

  • Дымососы (Д) — представляют собой центробежные тягодутьевые машины среднего или высокого давления, одностороннего всасывания. Предназначаются для отсасывания дымовых газов из топок котельных агрегатов, оснащенных золоулавливающими системами, и для вытяжки газов из газомазутных котлов. Максимально допустимая температура рабочей среды составляет +200 градусов. Отличаются такие машины увеличенной толщиной стенок, рабочим подвижным колесом с 32-мя лопатками, загнутыми вперед. Вращаться колесо может как влево, так и вправо. Изготавливается «Улитка» с углом разворота до 270 градусов с интервалом в 15 градусов. Ребра улитки, мешающие монтажу, подрезаются.
  • Дымососы нагнетающие (ДН) - устройства среднего или высокого давления, одностороннего всасывания. Предназначаются для отсасывания дымовых газов из топок котельных агрегатов, оснащенных золоулавливающими системами, и для вытяжки газов из газомазутных котлов. Максимально допустимая температура рабочей среды составляет +200 градусов. Оборудование оснащается рабочим колесом с 16-ю лопатками, загнутыми назад. Конструкция состоит из улитки, рабочего колеса, всасывающей воронки, установочной рамы и осевого направляющего аппарата. Рабочее колесо при этом состоит из ступицы и крыльчатки.
  • Вентиляторы дутьевые (ВД) - центробежные тягодутьевые машины среднего или высокого давления, одностороннего всасывания. Применяются для подачи воздуха в топки паровых котлов. Такими машинами комплектуются отопительные котлы с уравновешенной тягой, паропроизводительностью 1-25 т/ч и газомазутные водогрейные котлы теплопроизводительностью 0,5-16 гкал/ч. Допускается использование оборудования в технологических установках отраслей народного хозяйства для транспортировки чистого воздуха, а также в роли дымососов на газомазутных котлах с уравновешенной тягой. Максимально допустимая температура рабочей среды: +200 градусов. Дымососы такого типа оснащаются рабочим колесом с 32-мя лопатками, загнутыми вперед. Направление вращения колеса - левое или право. Изготавливается «Улитка» с углом разворота до 270 градусов с интервалом в 15 градусов. Ребра улитки, мешающие монтажу, подрезаются.
  • Вентиляторы дутьевые напорные (ВДН) - устройства среднего или высокого давления, одностороннего всасывания. Предназначены для подачи воздуха в топки паровых котлов с паропроизводительностью 1-25 т/ч и уравновешенной тягой или газомазутных водогрейных котлов с теплопроизводительностью 0,5-15 гкал/ч. Допускается использование оборудования в технологических установках отраслей народного хозяйства для транспортировки чистого воздуха, а также в роли дымососов на газомазутных котлах с уравновешенной тягой. Оснащаются рабочим колесом с 16-ю лопатками, загнутыми назад. Направление вращения колеса - левое или право. Конструкция состоит из улитки, рабочего колеса, всасывающей воронки, установочной рамы и осевого направляющего аппарата. Рабочее колесо при этом состоит из ступицы и крыльчатки. Изготавливается «Улитка» с углом разворота до 270 градусов с интервалом в 15 градусов.
  • Дымососы рециркуляции газов (ДРГ) - используются в системах рециркуляции дымовых газов в технологических линиях металлургических производств и котельных агрегатов с целью подготовки и осушения топлива. Рабочее колесо изготавливается из теплостойкой стали, а ходовая часть снабжается системой охлаждения. Максимально допустимая температура среды на выходе составляет +400 градусов (в некоторых моделях +420 градусов).
  • Дымососы пылеуловители (ДП) — используются в работе котельного оборудования для устранения газов и продуктов сгорания. Применяются на литейных, цементобетонных и металлургических производственных предприятиях. Устройства очищают газовоздушные массы от примесей золы, пыли и дымовых газов. Способны улавливать твердые частицы размером от 20 мкм. Используются при температуре рабочих сред более +200 градусов и запыленностью менее 50 г/м³. Конструкция состоит из корпуса, двух рабочих колес 1-ой и 2-ой ступени, подшипникового узла, электродвигателя, направляющего аппарата НА и рамы.

Рассмотрим чуть более подробно наиболее востребованные виды и типоразмеры дымососов:

  • ДН 6,3:
    • диаметр рабочего колеса: 630 миллиметров;
    • комплектация электродвигателями: от 4 до 5,5 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: от 3 400 до 5 100 м 3 /час.
  • ДН 8:
    • диаметр рабочего колеса: 800 миллиметров;
    • пределы производительности в рабочей зоне: от 6 700 до 10 460 м 3 /час.
  • ДН 9:
    • диаметр рабочего колеса: 900 миллиметров;
    • комплектация электродвигателями: от 11 до 15 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: от 9 930 до 14 900 м 3 /час.
  • дымосос ДН 10:
    • комплектация электродвигателями: от 11 до 30 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: от 13 620 до 20 450 м 3 /час.
  • дымосос ДН 11,2:
    • диаметр рабочего колеса: 1 120 миллиметров;
    • комплектация электродвигателями: от 22 до 45 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: от 19 100 до 28 750 м 3 /час.
  • ДН 12,5:
    • диаметр рабочего колеса: 1 250 миллиметров;
    • комплектация электродвигателями: от 30 до 90 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: от 26 600 до 40 000 м 3 /час.
  • ДН 15:
    • диаметр рабочего колеса: 1 500 миллиметров;
    • комплектация электродвигателями: от 55 до 275 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: от 37 500 до 78 000 м 3 /час.
  • ДН 17:
    • диаметр рабочего колеса: 1 700 миллиметров;
    • комплектация электродвигателями: от 55 до 400 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: от 57 000 до 110 000 м 3 /час.
  • ДП 10м:
    • диаметр рабочего колеса: 1 000 миллиметров;
    • комплектация электродвигателями: 22 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: 14 000 м 3 /час.
  • ДПЭ-7 1цм:
    • тип применения: газ, аэрозоль, порошок;
    • пределы производительности в рабочей зоне: 1 500 м 3 /час.
  • дымосос переносной ДПЭ-П - 2 -2000:
    • диаметр рабочего колеса: 200 миллиметров;
    • комплектация электродвигателями: 1,5 кВт;
    • пределы производительности в рабочей зоне: 2 000 м 3 /час.

Производители и популярные модели

Чтобы подобрать дымосос нужно:
1. Определить технические параметры необходимые для создания тяги в котле: производительность и давление.
2. По каталогу подобрать типоразмер дымососа.
3. По месту определить какая схема сборки, направление вращения и угол разворота улитки нужны.
4. Решить есть ли какие-либо специальные требования к дутьевой машине (повышенная температура, наличие специального фундамента или рамы и тп).

Дымососы служат довольно долго, но рано или поздно и они нуждаются в замене. На что же нужно обращать внимание, когда нужно осуществить подбор на замену дутьевой машине, если нет полной информации о том, какая работала до этого?
В первую очередь нужно узнать номер дымососа - это очень просто, достаточно замерить диаметр рабочего колеса (не надо при этом демонтировать, диаметр колеса незначительно меньше диаметра улитки). Если дымосос больше, чем ДН18, то нужно так же обратить внимание на то одна у него улитка или две (конструкция отличается настолько, что не заметить этого невозможно).
Далее важно знать как соединена улитка и электродвигатель: у крупных машин они всегда соединяются через подшипниковую муфту (только такая конструкция!), а у более мелких могут так же соединяться напрямую, как у обычного вентилятора или через ременную передачу.
Определить направление вращения несложно: если смотреть со стороны электродвигателя у правых дымососов рабочее колесо вращается по часовой стрелке, у левых - против часовой стрелки. Для дымососов больше, чем ДН17 очень важен становится угол поворота улитки, так как корпус у них состоит из нескольких частей и конструктивно устроен таким образом, чтобы не демонтировать весь агрегат для ремонтных и профилактических работ: у него можно смонтировать или вынуть рабочее колесо при жестко закрепленном на фундаменте корпусе улитки, для этого специально рассчитана конструкция.
Обязательно, даже если электродвигатель Вы менять не будете, нужно обратить внимание, какой он. Это важно, так как колесо делается под определенный диаметр вала электродвигателя, а у одного и того же дымососа электродвигатели могут очень значительно отличаться по мощности и, следовательно, по габаритам и диаметру вала.
Так же для подбора дымососа следует уточнить температуру рабочей среды, так как при температуре выше 200 градусов цельсия для изготовления дымососов используется специальная сталь.
Вот в общем-то и все.
В заключении хотелось бы сказать, что если Вы решили не менять дымосос полностью, а заменить только отдельные детали - обязательно уточняйте их размеры! Каждый завод конструктивно делает различные дымососы, поэтому нередко запчасти от одного совсем не подходят на замену для другого. Подбор дымососа не самое простое дело, звоните нашим менеджерам и они обязательно Вам помогут сделать правильно подбор!
Смотрите также .

Называют электромеханическое устройство, предназначенное для удаления продуктов горения топлива. По сути, дымосос это вытяжной вентилятор, установленный в дымовой трубе.

Дымососы являются неотъемлемой частью промышленных паровых и водогрейных котлов. Применение дымососов в бытовых котлах практикуется только в том случае, если они предусмотрены производителем котлов.

В подавляющем большинстве случаев твердотопливные котлы работают на естественной тяге, создаваемой дымоходом. Для управления тягой используется шибер. При правильном расчете дымохода нужды в дымососе нет. О его установке речь заходит только в том случае, если котел на твердом топливе работает плохо, в дымоходе часто наблюдается опрокидывание тяги или она попросту недостаточна для удаления дыма и продукты горения уходят не в атмосферу, а в жилое помещение.

Только после этого возникает вопрос усиления тяги, подбора и установки дымососа. Действительно, создание дополнительного разрежения в дымоходе с помощью дымососа может обеспечить полный отвод дымовых газов, но все же, подобные действия только полумера. Все вопросы, связанные с работой дымохода нужно решать комплексно.

Для этого рассмотрим, какие устройства могут повлиять на тягу в дымоходе.

Самым простым и при этом самым распространенным видом вспомогательного оборудования для создания дополнительной тяги в дымоходе являются дефлекторы.

Дефлекторы: устройство и назначение

Дефлектором называют аэродинамическое устройство, предназначенное для отклонения воздушных потоков и усиления тяги в дымоходе за счет разрежения, создаваемого за счет падения давления при обтекании препятствия движущимся воздушным потоком. Проще говоря, боковой ветер, сталкиваясь с дефлектором, обтекает его, создавая разрежение на выходе из дымовой трубы, что в итоге, усиливает тягу в дымоходе. Если воздушный поток падает сверху, то созданию разрежения в дымоходе способствует отраженная от крыши часть воздуха, изменившее направление своего движения на противоположное.

Устанавливают дефлектор на трубе, в самой верхней ее части. Интересная особенность: в ветреную погоду дефлекторы отлично защищают от опрокидывания тяги, а вот в безветренную погоду они бесполезны.

Изначально дефлекторы были придуманы для вентиляционных систем, но со временем их стали широко использовать в качестве элементарного дымососа для печей и котлов. Основное различие между оборудованием для котлов и вентиляции состоит в выборе материалов: для твердотопливных котлов дефлекторы делают из нержавеющей стали и материалов, устойчивых к коррозии и воздействию высоких температур.

Конструкция дефлектора предельно проста, но эффективна. В комплекте с твердотопливным котлом можно использовать:

  • Волпер-круглый дефлектор
  • Шенард-дефлектор-звезда
  • многоярусный дефлектор
  • дефлектор Григоровича

Любой из них отлично справится с задачей, защитит от опрокидывания тяги, а при наличии ветра, усилит ее.

Турбовент или ротационная турбина

Турбовентом называют механическое устройство, вращающееся под напором ветра в одном направлении и создающее разрежение на выходе из дымовой трубы. особенность турбовента состоит в том, что степень создаваемого им разрежения в дымоходе прямо пропорциональна скорости ветра вне зависимости от его направления. В результате в ветреную погоду тяга в дымоходе может быть чрезмерной. В штиль турбовент бесполезен. Остается добавить, что конструкция турбовента представляет собой шар с лопастями, установка которого позволяет защитить дымоход от осадков.

Флюгаркой называют ветрозащитное устройство, способное устранить влияние ветра и при этом создать условия для хорошей тяги в дымоходе.

Устройство флюгарки предусматривает ее свободное вращение под порывами ветра и принятие положения, при котором исключается задувание дымохода. Установка флюгарки позволяет стабилизировать тягу, но в процессе эксплуатации этого устройства нужно следить за состоянием подшипников вращения.

Говоря о выборе дымососа для твердотопливного котла, нужно учесть, что дымосос не может заменить дымовую трубу для котла и используется только вместе с нею. Устанавливать дымосос можно только на исправном дымоходе, диаметр которого соответствует мощности печи.

Дело в том, что при сжигании твердого топлива особенно велик риск образования угарного газа, а, значит, и требованиям безопасности уделяется особое внимание.

Дымосос бытового твердотопливного котла используется только как вспомогательное оборудование, предназначенное для улучшения процесса сжигания топлива. Это значит, что и без него котел должен исправно работать.

По сути, дымосос это вентилятор, предназначенный для эксплуатации в условиях высокой температуры (200-250С)

В зависимости от конструкции дымососы бывают двух видов:

  • Рабочее колесо вентилятора посажено на вал двигателя. Устройство отличается компактностью и экономичностью, но при этом нуждается в контроле и техническом обслуживании
  • Рабочее колесо посажено на вал привода. Устройство более «габаритно», но характеризуется надежностью и долговечностью

Независимо от конструктивных особенностей дымососы являются энергозависимым оборудованием и работают только при наличии источника электрической энергии, что в разрезе использования именно твердотопливных котлов, особенно распространенных в районах с ограниченным доступом к электрическим сетям, может стать «камнем преткновения».

Основным показателем в работе дымососа является разрежение, создаваемое им в дымовой трубе.

Выбирают дымосос по его техническим характеристикам:

  • разрежению в дымоходе,
  • частоте вращения рабочего колеса
  • объему удаляемых дымовых газов
  • по габаритным размерам устройства

Проще всего сопоставить номинальный объем удаляемых дымовых газов дымососа и номинальный объем дымовых газов котла и выбрать подходящее устройство.

Подведем итоги

Главным условием эксплуатации твердотопливного котла является наличие исправного дымохода, обеспечивающего полное удаление дымовых газов и безопасность сжигания топлива. При исправном дымоходе в ветреную погоду может наблюдаться процесс задувания и опрокидывания тяги.

Для защиты от непогоды можно использовать различные механические устройства: специально предназначенные для систем отопления дефлекторы, флюгарки и турбовенты.

Электрические дымососы устанавливают только на дымоходы, предназначенные для котлов, работающих по задумке производителей с принудительным удалением продуктов горения. Подбирают дымососы по производительности и габаритным размерам.

Все вопросы с тягой в дымоходе решают только комплексно!

Дымосос подбирается ещё на этапе проектных работ над предприятием и рассчитывается на длительный срок службы. Переустановка дымососа может понадобиться при реконструкции здания или технологического переоборудования производства. Сама конструкция этого оборудования также подвергается непрерывному усовершенствованию. Устаревшие модели могут уже не отвечать требованиям времени, и запасных частей для них может просто не существовать. При выходе их из строя, если линия дымоотвода не изменяется, нужно выбирать устройство по эксплуатационным параметрам аналогичное заменяемому: размерами, весом, мощностью, температурными характеристиками и т. д.

Температурная характеристика

Важнейшим параметром дымососа является максимальная величина рабочей температуры. Если газы в дымоходе на объекте не нагреваются выше 250˚С, то достаточно использовать компактные конструкции со встроенным двигателем. Например, это дымососы производства завода Дальэнергомаш Д-3,5 и ДН (с модификациями от 6,3 до 12,5У). Эти устройства рассчитаны на откачку дымовых газов с температурой, не превышающей 200˚С. Их можно применять и для воздухоподачи. При таком режиме минимальная температура воздуха должна быть 30˚С с содержанием примесей в твёрдой фазе не более 1 г/м³.

В производствах с температурой дымовых газов до 400-450˚С при подборе дымососов нужно ориентироваться на оборудование с отдельной ходовой частью. Вынесенный двигатель не подвергается отрицательному воздействию рабочей среды. Все детали самого вентилятора, взаимодействующие с горячими газами и дымовыми частицами: корпус (улитка), рабочее колесо и направляющий аппарат на входе выполняются из нержавеющей стали. Основное, на что при выборе дымососа необходимо обращать внимание, – производительность и газодинамические характеристики.

← Аэродинамическое сопротивление газового и воздушного тракта Содержание Расчет рассеивания вредных примесей в атмосфере и выбор высоты дымовой трубы →

Расчетная \(\)производительность (м 3 /ч)

\({Q}_{р}={\beta }_{1}V\frac{\text{101080}}{{h}_{б}}\text{3600}\),(6.2.27)

где V – расход продуктов сгорания, определяемый по формуле (6.2.17) для дымососа, или расход воздуха, определяемый по формуле (6.2.24) при t в = 30 °С для дутьевого вентилятора;  1 – коэффициент запаса по производительности, принимаемый из табл. 6.2.9; h б – барометрическое давление в месте установки дымососа или вентилятора.

Расчетное полное давление (мм вод. ст.), которое должен создавать дымосос (вентилятор), определяется по формуле

\({H}_{р}={\beta }_{2}{\mathit{\Delta H}}_{п}/\mathrm{9,}\text{81},\) (6.2.28)

где  2 – коэффициент запаса по напору, принимается из табл. 6.9; H п – перепад полных давлений в газовом тракте, определяемый для дымососа по формуле (6.2.22), а для вентилятора по формуле (6.2.25).

Таблица 6.2.9

Коэффициенты запаса при выборе дымососов и дутьевых вентиляторов, рекомендуемые СНиП II-35-76

В связи с тем, что напорные характеристики машин, приводимые в каталогах, составлены для работы на воздухе при абсолютном давлении 101 080 Па, необходимо полное расчетное давление привести к условиям, указанным в каталоге, по формуле (мм вод. ст.)

\({H}_{р}^{\text{пр}}=\frac{\mathrm{1,}\text{293}}{{\rho }_{0}}{H}_{р}\frac{\text{273}+t}{\text{273}+{t}_{\text{хар}}}-\frac{\text{101}\text{080}}{{h}_{б}}\) ,(6.2.29)

где  0 – плотность перемещаемых газов при 0 °С и 101 080 Па, кг/м 3 ; t – температура продуктов сгорания (воздуха) перед машиной, °С; t хар – температура, для которой составлена приведенная в каталоге напорная характеристика.

Выбор дымососа (вентилятора) следует производить так, чтобы точка с параметрами Q p и \({H}_{р}^{\text{пр}}\) располагалась на напорной характеристике, приведенной в каталоге, в зоне КПД не меньше 90% максимального значения.

Мощность (кВт), потребляемая дымососом (вентилятором), определяется по формуле

\(N=\frac{{Q}_{р}{H}_{р}^{\text{пр}}}{{\eta }_{э}3\text{670}}\frac{{\rho }_{0}}{\mathrm{1,}\text{293}}\frac{\text{273}+{t}_{\text{хар}}}{\text{273}+t}\frac{{h}_{б}}{\text{101}\text{080}}\),(6.2.30)

где э – КПД машины в рабочей точке, определяемый по напорной характеристике, приведенной в каталоге, %.

Расчетная мощность электродвигателя (кВт) определяется по потребляемой мощности с коэффициентом запаса  3 = 1,05\[{N}_{\text{дв}}=N{\beta }_{3}\]. (6.2.31)

Электродвигатель выбирается по мощности N дв из перечня двигателей, рекомендованных заводом-изготовителем.

Согласно [ 2 ] при проектировании котельных тягодутьевые установки (дымососы и дутьевые вентиляторы) следует принимать в соответствии с техническими условиями заводов-изготовителей. Как правило, тягодутьевые установки должны предусматриваться индивидуальными к каждому котлоагрегату.

Групповые (для отдельных групп котлов) или общие (для всей котельной) тягодутьевые установки допускается применять при проектировании новых котельных с котлами производительностью до 1 Гкал/ч и при проектировании реконструируемых котельных.

Групповые или общие тягодутьевые установки следует проектировать с двумя дымососами и двумя дутьевыми вентиляторами. Расчетная производительность котлов, для которых предусматриваются эти установки, обеспечивается параллельной работой двух дымососов и двух дутьевых вентиляторов.

При проектировании тягодутьевых установок для регулирования их производительности следует предусматривать направляющие аппараты, индукционные муфты и другие устройства, обеспечивающие экономичные способы регулирования и поставляемые комплектно с оборудованием.

Для встроенных, пристроенных и крышных котельных в стенах следует предусматривать проемы для подачи воздуха на горение, расположенные, как правило, в верхней зоне помещения. Размеры живого сечения проемов определяются, исходя из обеспечения скорости воздуха в них не более 1,0 м/с.