Освещение рабочего места за компьютером. Требования к организации рабочего места за компьютером


Комфорт на рабочем месте определяется не только климатическими условиями, удобной мебелью и дружным коллективом. Большое значение имеет уровень освещения, недостаток или избыток которого становится причиной ухудшения зрения и снижения работоспособности. О том, как организовать правильное освещение рабочего места пойдет речь в данной статье.

Нормы и требования

Недостаток естественного солнечного света внутри помещений вынуждает нас активно использовать искусственное освещение в различных формах и вариациях. При этом мало кто обращает внимание на качественную составляющую источников искусственного света. С целью контроля на государственном уровне разработаны стандарты, в которых четко оговорены нормы, требования и методы измерений освещённости.

Одним из основных стандартов, нормирующих освещение рабочих мест внутри зданий, является ГОСТ Р 55710-2013. В нём прописаны нормы освещённости, её равномерного распределения на рабочей поверхности, коэффициенты пульсации, цветопередачи и отражения окружающих поверхностей. ГОСТ Р 55710-2013 также учитывает такой важный параметр, как блескость. Необходимость в этом термине возникла из-за того, что избыток яркости губителен для глаз и приводит к нарушению условий комфортного зрения. Слишком яркий свет, падающий на рабочую поверхность, приводит к быстрой усталости глаз и снижению мозговой активности. Поэтому важно не превышать освещённости, установленной ГОСТом.

Ныне действующие стандарты, конечно, содержат информацию о светодиодных лампах, но в большей степени ориентированы на люминесцентные источники света, так как они по-прежнему имеют огромный приоритет. Технические параметры люминесцентных ламп далеки от идеальных: они сильно пульсируют и обладают плохой цветопередачей. По этой причине в нормативных документах не могли быть прописаны более жёсткие требования к освещению рабочих мест.

Но прогресс не стоит на месте. Светодиодные лампы ведущих мировых производителей с питанием от высококачественного драйвера характеризуются коэффициентом пульсаций, приближённым к нулю. К тому же они прекрасно передают цвета и выпускаются в широком диапазоне цветовых температур. Светодиодные лампы с такими характеристиками можно использовать в освещении рабочих мест любого типа.

Рабочее место и правильный способ его освещения

Устраиваясь на работу или устанавливая компьютерный стол дома, люди, как правило, не заостряют внимание на качестве освещения и в лучшем случае ставят перед собой настольную лампу. К сожалению, такой подход не достаточно эффективен. Каждый вид работы должен выполняться при определенной яркости. Нехватка света заставляет зрачок напрягаться, а избыток приводит к скорой усталости.

Во многих учреждениях сотрудники сами вносят коррективы, меняя светильники и лампы по своему усмотрению. В результате таких действий нормируемые ГОСТами параметры зачастую не соответствуют минимально допустимым значениям, а значит, наносят прямой вред зрению. Исправить ситуацию можно путём проведения аттестации рабочих мест с замером уровня освещенности по ГОСТ Р 54944-2012.

Рабочее место в учреждениях офисного типа, предусматривающее работу с электронными и бумажными документами, должно иметь освещённость в пределах 300-600 лк. Чем меньше размер шрифта на бумажном носителе, тем более ярким должен быть свет. При этом коэффициент пульсации ламп не должен превышать 10%, а индекс цветопередачи должен быть более 80.

Оптимальным вариантом является комбинированное освещение, когда свет в рабочую зону поступает от общего и местного источника. Задача общего освещения состоит в равномерном рассеивании света по всей площади помещения. Для этого на потолке закрепляют несколько потолочных светильников, равноудаленных друг от друга.

В свою очередь местное освещение дополняет общее, устраняя нехватку освещенности на рабочей поверхности. Чаще всего – это поворотная настольная лампа или настенный светильник. В производственных цехах местная подсветка – это стационарные системы освещения, закреплённые за каждым рабочим местом.

Для сравнения, в ювелирном производстве и работе с мельчайшими деталями и механизмами норма освещенности рабочей поверхности предполагает использование источников света с цветовой температурой 4000-6500°K, индексом цветопередачи выше 90, коэффициентом пульсации менее 10% и освещённостью до 1500 лк.

Рабочее место за компьютером в домашних условиях может быть менее освещённым, если за ним не проводят чтение книг и прочие дела, требующие повышенной зрительной нагрузки. В этом случае достаточно рассеянного света от люстры и правильно настроенной яркости монитора. Чтобы дополнительно осветить рабочую зону с компьютерным столом, на высоте примерно 30-50 см от верха монитора закрепляют настенный светильник с поворотным плафоном и светодиодной лампой мощностью 7 Вт.

Если за компьютерным столом будет проводиться письменная работа, то следует установить настенный светильник с двумя-тремя поворотными спотами и регулировкой яркости. В этом случае пользователю ПК удастся более точно настраивать освещение, в зависимости от выполняемой работы. Нужно выполнить чертёж на бумаге? Тогда все три спота направляют на лист и получают порядка 500-700 лк. Нужно найти какую-то информацию в интернете? Тогда достаточно одного включенного спота, направленного вверх.

Достичь равномерного распределения светового потока в помещениях офисного типа можно с помощью растровых светильников, встроенных в подвесной потолок типа Армстронг. Они выгодно отличаются лёгкостью монтажа и сравнительно небольшой стоимостью.

С целью повышения зрительного комфорта и безопасности проведения работ с 2004 года действует ГОСТ ИСО 8995-2002 о принципах зрительной эргономики. В частности в стандарте есть несколько рекомендаций по уменьшению блескости.

Солнечный свет является основным источником блескости. Поэтому рабочие места нужно организовывать так, чтобы не допустить в них прямое попадание солнечных лучей. Для этого оконные проёмы затемняют шторами и жалюзи. Также следует свести до минимума возможность прямого взгляда работника на объекты повышенной яркости во время выполнения работы.

Оптимальный вариант организации рабочего места с компьютером – перпендикулярно окну, причем окно должно быть слева от пользователя. Независимо от количества и качества света пользователь ПК должен работать с регулярными перерывами. Длительность непрерывной работы за компьютером в дневное время не должна превышать 2 часа, а в ночное – 1 час. Во время перерыва рекомендуется выполнять упражнения, направленные на снятие усталости глаз.
Наибольший эффект от релаксационных упражнений достигается стоя у окна при ритмичном дыхании и с максимальной амплитудой движения зрачка. В самом простом и доступном варианте необходимо стать у окна, закрыть на 5 секунд глаза, максимально напрягая глазные мышцы. Затем открыть глаза и в расслабленном состоянии в течение 5-10 секунд посмотреть на наиболее удалённый предмет за окном. Повторить упражнение 5 раз. После этого, не поворачивая головы, поочерёдно посмотреть направо, налево, вверх и вниз, каждый раз останавливая взгляд на удалённой точке за окном. Упражнение тоже повторить 5 раз. Закончить гимнастику нужно быстрым переводом взгляда в разные стороны.

Пожалуйста помогите верно ответить на вопросы: В баскетболе: - Какой радиус центрального круга площадки?

Какая должна быть ширина площадки по баскетболу для Олимпийских турниров?
- Какова длина окружности мяча должна быть?
- Из каких периодов состоит игра в баскетбол?
- Вес баскетбольного мяча должен составлять:

Сколько минут длиться перерыв между половинами?
- Каков внутренний диаметр кольца?
- Сколько минут длится перерыв между периодами?
- На какой высоте крепиться кольцо?
- Сколько шагов с мячом можно сделать после ведения?
- Какая должна быть длина площадки по баскетболу для Олимпийских турниров и Чемпионатов мира по баскетболу?
- Сколько шагов можно сделать с мячом с места?

Help

Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К
объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса. В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных. (В. Лавриненко)

С 1. Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?
С 2. Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?
С 3. Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.
С 4. В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

К Вам как судье поступило на рассмотрение следующее дело. Россия заключила с иностранным государством международное соглашение, со-гласно которому при

российском посольстве в столице иностранного госу-дарства за счет средств федерального бюджета должна быть построена гостиница для размещения гостей российского посла, а в Москве при зарубежном посольстве за счет бюджетных средств иностранного государства – гостиница для гостей зарубежного посла. Договор предусматривает, что все спорные вопросы по строительству будут решаться путем переговоров послов или с согласия последних в избранном ими юрисдикционном органе. Во исполнение этого международного договора зарубежное посольство заключило договор подряда с российской строительной фирмой, в котором не пре-дусматривается отказ от судебного иммунитета иностранного государства. Российская компания предъявила в арбитражный суд иск к посольству иностранного государства о взыскании задолженности за выполненные подрядные работы. В свою очередь, иностранное посольство, ссылаясь на судебный иммунитет иностранного государства, обратилось в суд с просьбой о прекращении дела и с предложением к строительной фирме о внесудебном урегулировании конфликта через посредничество Министерства иностранных дел РФ в соответствии с межгосударственным соглашением. К заявлению посольства прилагается письмо премьер-министра иностранного государства о том, что строительство гостиниц в договаривающихся государствах ведется в целях осуществления публично-суверенной функции государств и не предполагает извлечения прибыли на территории иностранного государ-ства. Пользуется ли посольство иностранного государства, заключившее договор подряда, судебным иммунитетом? Какое судебное постановление Вы вынесите по этому делу?

Освещение исключительно важно для здоровья человека. С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны. Очень много несчастных случаев происходит, помимо всего прочего, из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием станков, транспортных средств, контейнеров и т. д. Свет создает нормальные условия для трудовой деятельности.

В зависимости от источника света подразделяется на естественное, искусственное и совмещенное.

Нормы естественного освещения

Естественное освещение разделяется на боковое (световые проемы в стенах), верхнее (прозрачные перекрытия и световые фонари на крыше) и комбинированное (наличие световых проемов в стенах и перекрытиях одновременно). Величина освещенности Е в помещении от естественного света небосвода зависит от времени года, времени дня, наличия облачности, а также доли светового потока Ф от небосвода, которая проникает в помещение. Эта доля зависит от размера световых проемов (окон, световых фонарей); светопроницаемости стекол (сильно зависит от загрязненности стекол); наличия напротив световых проемов зданий, растительности; коэффициентов отражения стен и потолка помещения (в помещениях с более светлой окраской естественная освещенность лучше) и т. д.

Естественный свет лучше по своему спектральному составу, чем искусственный, создаваемый любыми источниками света. Кроме того, чем лучше естественная освещенность в помещении, тем меньше времени приходится пользоваться искусственным светом, а это приводит к экономии электрической энергии. Для оценки использования естественного света введено понятие коэффициента естественной освещенности (КЕО) и установлены минимальные допустимые значения КЕО — это отношение освещенности Е в внутри помещения за счет естественного света к наружной освещенности Е н от всей полусферы небосклона, выраженное в процентах:

КЕО = (Е в / Е н) 100%, %.

КЕО не зависит от времени года и суток, состояния небосвода, а определяется геометрией оконных проемов, загрязненностью стекол, окраской стен помещений и т. д. Чем дальше от световых проемов, тем меньше значение КЕО (рис. 1).

Минимальная допустимая величина КЕО определяется разрядом работы: чем выше разряд работы , тем больше минимально допустимое значение КЕО. Например, для I разряда работы (наивысшей точности) при боковом естественном освещении минимально допустимое значение КЕО равно 2 %, при верхнем — 6 %, а для III разряда работы (высокой точности) соответственно 1,2 % и 3 %. По характеристике зрительской работы труд учащихся можно отнести ко второму разряду работы, и при боковом естественном освещении в аудитории, лаборатории на рабочих столах и партах должен обеспечиваться КЕО = 1,5 %.

Рис. 1. Распределение КЕО при различных видах естественного освещения: а — одностороннее боковое освещение; 6 — двустороннее боковое освещение; в — верхнее освещение; г — комбинированное освещение; 1 — уровень рабочей поверхности

Нормы искусственного освещения

При недостатке освещенности от естественного света используют искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света. По своему конструктивному исполнению искусственное освещение может быть общим, общим локализованным и комбинированным (рис. 2).

При общем освещении все места в получают свет от обшей осветительной установки. В этой системе источники света распределены равномерно без учета расположения рабочих мест. Средний уровень освещения должен быть равен уровню освещения, требуемого для выполнения предстоящей работы.

Рис. 2. Виды искусственного освещения: а — общее; б — общее локализованное; в — комбинированное

Эти системы используются главным образом на участках, где рабочие места не являются постоянными.

Такая система должна соответствовать трем фундаментальным требованиям. Прежде всего, она должна быть оснащена антибликовыми приспособлениями (сетками, диффузорами, рефлекторами и т. д.). Второе требование заключается в том, что часть света должна быть направлена на потолок и на верхнюю часть стен. Третье требование состоит в том, что источники света должны быть установлены как можно выше, чтобы свести ослепление до минимума и сделать освещение как можно более однородным (рис. 3).

Общая локализованная система освещения предназначена для увеличения освещения посредством размещения ламп ближе к рабочим поверхностям. Светильники при таком освещении часто дают блики, и их рефлекторы должны быть расположены таким образом, чтобы они убирали источник света из прямого поля зрения работающего. Например, они могут быть направлены вверх.

Комбинированное освещение наряду с общим включает местное освещение (местный светильник, например настольная лампа), сосредотачивающее световой поток непосредственно на рабочем месте. Использование местного освещения совместно с общим рекомендуется применять при высоких требованиях к освещенности.

Рис. 3. Схема размещения светильников при общем освещении

Применение одного местного освещения недопустимо, т. к. возникает необходимость частой переадаптации зрения, создаются глубокие и резкие тени и другие неблагоприятные факторы. Поэтому доля общего освещения в комбинированном должна быть не менее 10 %:

Е комб = Е общ + Е мест

(Е общ / Е комб) * 100%≥ 10%

Кроме естественного и искусственного освещения может применяться их сочетание, когда освещенности за счет естественного света недостаточно для выполнения той или иной работы. Такое освещение называется совмещенным. Для выполнения работы наивысшей, очень высокой и высокой точности в основном применяют совмещенное освещение, т. к. обычно естественной освещенности недостаточно.

Кроме того, искусственное освещение подразделяется на несколько видов: рабочее, аварийное, эвакуационное, дежурное, охранное.

Рабочее освещение предназначено для выполнения производственного процесса.

Аварийное освещение - для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Для аварийного освещения используются лампы накаливания, для которых применяется автономное питание электроэнергией. Светильники функционируют все время или автоматически включаются при аварийном отключении рабочего освещения.

Эвакуационное освещение — для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения. Для эвакуации людей уровень освещения основных проходов и запасных выходов должен составлять не менее 0,5 лк на уровне пола и 0,2 лк на открытых территориях.

Кроме минимально-допустимой величины КЕО и доли общего освещения в комбинированном освещении в соответствии с нормами устанавливается величина минимально-допустимой освещенности Е min (это основной нормируемый параметр). Величина Е min зависит от разряда работы. Разряды работы делят на четыре подразряда в зависимости от светлоты фона и контраста между деталями (объектами различения) и фоном. Например, для 1-го разряда работы (наивысшей точности) устанавливаются следующие значения минимальной освещенности (табл. 1).

Таблица 1. Нормы освещенности при искусственном освещении по СНиП 23-05-95

Разряд зрительной работы

Подразряд зрительной работы

Контраст объекта с фоном

Характеристика фона

Освещение, Е min , лк

При системе комбинированного освещения

При системе общего освещения

в том числе от общего

Примечание: характеристика зрительной работы — наивысшей точности;наименьший эквивалентный размер объекта — менее 0,15 мм.

Как видно из таблицы, Е min отличаются для различных систем освещения. При комбинированном искусственном освещении, как более экономичном, нормы выше, чем при общем. Действительно, с помощью светильника местного освещения, расположенного вблизи рабочего места, необходимую освещенность можно обеспечить при меньших затратах электрической энергии.

Нормативные требования к освещению жилых и общественных зданий определены в Санитарно-эпидимиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.1/1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», которые введены с 15.06.2003 г. Некоторые данные из указанных норм (извлечения из СанПиН 2.2.1/1278-03) для учреждений общего образования, начального, среднего и высшею специального образования, а также для жилых помещений, приведены ниже в табл. 2.

Меловые доски следует применять только зеленого или светло-зеленого цвета.

Таблица 2. Нормы освещенности по СанПиН 2.2.1/1278-03 (для образовательных учреждений)

Помещения

Боковое естественное освещение, КЕО , %

Искусственное освещение, Е мин , лк

Комбинированное освещение

Общееосвещение

от общего

Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразовательных школ, школ интернатов, средних специальных и профессионально-технических учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики, химии, биологии и прочие

Рабочие столы

300 (оптимально 500)

Середина доски

Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории в техникумах и высших учебных заведениях

Кабинеты информатики и вычислительной техники

Учебные кабинеты технического черчения и рисования (рабочие чертежные доски, рабочие столы)

Мастерские по обработке металлов и древесины

300 (оптимально 500)

Спортивные залы

Кабинеты и комнаты преподавателей

Примечание: прочерк означает отсутствие предъявляемых требований

Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Рис. 4. Зависимость остроты зрения от возраста

Представленные в табл. 1 уровни освещенности установлены для нормального зрения. С возрастом острота зрения человека снижается (рис. 4) и это требует повышения уровня освещения.

Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий

Кроме требований хорошей освещенности рабочее место должно иметь равномерную освещенность. Во всяком случае, не должно быть значительной разницы в освещенности различных участков рабочего места для того, чтобы не требовалось частой переадаптации зрения.

Приспособление глаза к различению объекта осуществляется за счет трех процессов:

  • аккомодация - изменение кривизны хрусталика глаза таким образом, чтобы изображение предмета оказалось в плоскости сетчатки глаза (при изменении кривизны хрусталика происходит изменение величины фокусного расстояния — осуществляется «наводка на фокус»);
  • конвергенция - поворот осей зрения обоих глаз так, чтобы они пересекались на рассматриваемом объекте;
  • адаптация - приспособление глаза к данному уровню освещения.

Процесс адаптации заключается в изменении площади зрачка. При адаптации глаза кроме изменения площади зрачка происходят другие процессы. Например, при увеличении яркости происходит подавление палочек и уменьшение количества светочувствительного вещества в колбочках, а при высоких яркостях — частичном экранировании нервных окончаний клетками пигментного эпителия, находящегося в глубине сетчатки. При адаптации глаза к малым яркостям происходят обратные явления.

Хорошо известно, что при переходе из светлого помещения в темное способность различать детали возникает медленно, и, наоборот, при выходе из темного помещения в светлое первоначально возникает состояние ослепленности.

При переходе от больших освещенностей к практической темноте процесс адаптации происходит медленно и заканчивается за 1...1,5 часа. Обратный процесс идет быстрее и длится 10...15 минут. В обоих случаях речь идет о полной переадаптации зрения; при изменении яркости не более чем в 5...10 раз переадаптация происходит практически мгновенно.

Поэтому, поверхности книги и тетради, с которыми в данный момент осуществляется работа, должны иметь одинаковую освещенность. Подсветка с помощью небольшого светильника только поверхности тетради приведет к различию в освещенности тетради и книги. Частое обращение к последней потребует постоянной адаптации зрения, что в конечном счете приведет к быстрому зрительному утомлению, снижению работоспособности, общему утомлению, психическому напряжению. Письменный стол должен располагаться в хорошо освещенном месте, желательно у окна. Человек за письменным столом должен располагаться лицом или левым боком к окну (для левшей — правым боком) для того, чтобы избежать образования тени от тела или руки человека. Светильник искусственного освещения должен располагаться относительно тела человека аналогичным образом. Светильники должны располагаться над рабочим местом вне запретного угла, равного 45° (рис. 5). Кроме того, конструкция светильника должна исключать ослепление человека лучами, отраженными от рабочей поверхности (рис. 6, а). Для этого арматура светильника должна предусматривать направление прямых лучей, исходящих от источника, под иными углами, исключающими попадание отраженного луча в глаз человека (рис. 6, б).

Рис. 5. Схема установки светильников

Рис. 6. Правильный выбор конструкции светильника: а — ослепление отраженными лучами; б — исключение ослепления отраженными лучами

Почему сильное различие в освещенности отдельных участков помещения или различных помещений может привести к травме?

При переходе из хорошо освещенного участка или помещения на плохо освещенный участок требуется некоторый промежуток времени для адаптации глаза к низкой освещенности. В этот период человек плохо видит. Это может привести к тому, что человек споткнется, упадет, наткнется на какой-либо предмет и т. д. и получит травму. Особенно большая опасность возникает при очень сильной разнице в освещенности — более чем 20...30 раз, что требует значительного времени для глубокой переадаптации глаза, в течение которого человек очень плохо видит или не видит вообще.

Поэтому, если освещенность в помещении и коридоре, в который осуществляется выход из помещения, сильно различается, необходимо улучшить освещение в коридоре. Для снижения вероятности получения травмы указанные выше обстоятельства особенно важно учитывать на лестничных клетках и других травмоопасных местах.

Обратите внимание на следующее:

  • при большем контрасте требуется меньшая освещенность; поэтому на рабочем месте желательно обеспечить большой контраст между объектом и фоном, на котором расположен объект; с темными предметами лучше работать на светлом фоне, а со светлыми — на темном фоне. Это позволит при меньшем значении освещенности успешно выполнять работу и снизить зрительное утомление;
  • если изменить контраст объекта с фоном путем, например, изменения коэффициента отражения фона нельзя, необходимо увеличивать освещенность на рабочем месте;
  • правильная организация освещения и условий для выполнения зрительных работ — залог сохранения хорошего зрения на долгие годы.

Психофизиологическое воздействие цвета на человека

Известно, что поверхности голубых тонов, а также очень темные поверхности воспринимаются человеком как «отступающие», т. е. представляются расположенными дальше, чем в действительности. Это иногда ведет к кажущемуся увеличению размеров помещения. Красные тона, наоборот, представляются «выступающими». Некоторые цвета, например светло-фиолетовые, оказывают на человека раздражающее действие и способствуют очень быстрому утомлению. Другие же, в частности зеленый, дают противоположный результат. Субъективное восприятие человеком таких внешних факторов внешней среды, как температура, шум и другие, даже запахи, в определенной степени зависит от цветности поверхностей, находящихся в поле зрения.

Психофизиологическое воздействие на человека цветности источников излучения и цвета поверхностей помещения обязательно нужно учитывать при цвето-световом оформлении интерьера. Например, для комнат отдыха, спален лучше применять ЛИ и цветовое оформление выполнять в мягких успокаивающих, например желто-зеленых, тонах. Наоборот, в помещениях, в которых должна осуществляться работа, лучше применять люминесцентные лампы, а цветовое оформление выполнять в светлых, бодрящих тонах, стимулирующих активную деятельность.

Следует обратить внимание на то, что психофизиологическое воздействие цвета на человека учитывается как весьма важный фактор, определяющий вопросы безопасности (например, окраска автомобилей, знаков безопасности, опасных участков, трубопроводов, баллонов и т. д.). Следует отметить, что цвет имеет также и субъективно-индивидуальную сторону воздействия на эмоциональную сферу человека.

Факторы, определяющие зрительный комфорт

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

  • однородное освещение;
  • оптимальная яркость;
  • отсутствие бликов;
  • соответствующая контрастность;
  • правильная цветовая гамма;
  • отсутствие стробоскопического эффекта или мерцания света.

Блесткость (чрезмерная слепящая яркость) — свойство светящихся поверхностей с повышенной яркостью нарушать условия комфортного зрения, ухудшать контрастную чувствительность или оказывать одновременно оба эти действия.

Колебания светового потока также оказывают влияние на работоспособность, развивая утомление и снижая точность выполнения производственных операций.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Первым шагом здесь будет изучение рабочего места; точности, с которой должны выполняться работы; объем работы; степень перемещений рабочего при работе и т. д. Свет должен включать компоненты как рассеянного, так и прямого излучения. Результатом этой комбинации должно стать тенеобразование большей или меньшей интенсивности, которое должно позволить рабочему правильно воспринимать форму и положение предметов на рабочем месте. Раздражающие отражения, которые затрудняют восприятие деталей, должны быть устранены, так же как и чрезмерно яркий свет или глубокие тени.

О том, где и какие светильники уместно использовать и какой дизайн кому подойдет, рассказывает наш друг и основатель бренда "Хвоя" Анна Феоктистова?

Освещение – важнейший инструмент формирования пространства. Его задача – не просто осветить, но создать приятную среду для жизни.

Освещение делится на естественное и искусственное:

1. Первое – уличный (дневной) свет. Без него в помещении невозможно долго находиться. Солнечный свет решает множество задач.

  • свет – природный антибиотик, обеззараживающий помещение. По санитарным правилам и строительным нормативам инсоляция (освещение прямыми солнечными лучами) жилого помещения должна составлять не менее 2 часов в сутки. С учетом этого проектируются все микрорайоны и жилые здания на территории России.
  • естественное освещение хорошо влияет на здоровье и психологическое состояние человека, повышает иммунитет и снижает риск депрессий.

2. Второе – все источники света внутри дома. Именно они и грамотное их размещение помогут сделать интерьер не только красивым, но и удобным для жизни (под этим я понимаю уровень физического и психологического состояния человека). Об этом и поговорим.

С чего начать? Особенности современного освещения в интерьере

Начните с себя и определения собственных потребностей!

Подумайте, чем вы любите заниматься, найдите подходящую зону для этого. Всегда старайтесь отвечать на вопрос "Зачем?", тогда ошибки будут минимальны.

Например: "Здесь будет бра, потому что на этой стене я хочу повесить любимую репродукцию и выделить ее светом. И это простое по дизайну бра будет белого цвета, как стена, потому что главное – это картина и акцент должен быть на ней".

Сценарии освещения в квартире


В одном пространстве можно создать несколько сценариев:

    яркое основное освещение (люстры и любое потолочное освещение).

    приглушенное вечернее, когда не нужен яркий свет (бра, торшеры, декоративные светильники, скрытые подсветки).

    акцентное освещение на зону или предмет. Когда нужно что-то выделить (потолочные и настенные светильники с направленным светом).

    праздничное (декоративные светильники, гирлянды)

Когда мы говорим о вариантах освещения, предполагаем, что разные светильники будут включаться с разных выключателей. Еще можно использовать выключатели для удобства. Можно включать освещение с двух выключателей, находящихся в разных концах комнаты. Такие выключатели удобно использовать в длинных помещениях, коридорах, спальне.

Использование диммеров тоже поможет в создании разных сценариев освещения. Изобретение, конечно, не новое, но очень полезное. С помощью выключателя-диммера, можно регулировать освещенность от каждой лампы. Здесь важно помнить, что не все лампы диммируются. К недиммируемым относится большинство светодиодных ламп.

Продумать сценарии и сделать разводку электричества – одна из первых стадий в ремонте.

Какие источники света бывают?

Основной источник (или источники) освещения. Они дают максимум света. И дополнительные локальные светильники, которые организуют второстепенные сценарии освещения.


Типы светильников:

1. Люстры

2. Подвесные светильники

3. Накладные потолочные светильники общего освещения

4. Накладные точечные светильники

5. Встраиваемые точечные светильники (споты)

6. Трековые светильники

7. Бра

8. Торшеры

9. Настольные лампы

10. Декоративное освещение – встроенная светодиодная подсветка, праздничное освещение, гирлянды

Что выбрать для основного освещения в гостиной?

1. Люстра

Люстра – один из типов подвесных светильников, предназначенный для создания бестеневого освещения.

Люстра – центральный элемент. Она может стать акцентом в интерьере, выделить определенную зону, выступить в роли основного источника освещения. Например, она отлично впишется над журнальным столиком в диванной зоне и станет главным композиционным элементом зоны отдыха. Есть правда и минус: возможность перестановки мебели ограничена тем, что люстра организует пространство вокруг себя.

В каком интерьере уместно использовать люстру?


Люстрой принято подчеркивать пространство, поэтому его должно быть достаточно. Классические люстры больше вытянуты по вертикали, поэтому для них нужны высокие потолки. Люстры в современных стилях бывают и горизонтальными, и вертикальными.


Если говорить о стилях, то дизайнеры все больше экспериментируют и наряду с понятными вещами, сочетают, казалось бы, несочетаемое! Вполне можно встретить классическую люстру в квартире из бетона, или, наоборот, современную геометрическую – в стенах с широкими карнизами и ажурными молдингами.


Используя классическую люстру в традиционном интерьере, можно почти не переживать за результат – наверняка она хорошо туда впишется! Но если хотите сделать необычный акцентный элемент, будьте аккуратны! Весь остальной интерьер в этом случае должен стать фоном, кое-где в мелочах лишь подчеркивая стилистику люстры.


Высота установки зависит во многом от ситуации. Обычно не менее 2,2 м. от пола, чтобы не задевать головой или руками. Однако, если люстра висит над журнальным столиком в гостиной, уместно сделать ниже.

Одна люстра по центру комнаты не решит вопрос освещения. Это основной элемент, дающий много света, но с ней одной углы будут оставаться в тени. Поэтому дополнительные источники света необходимы.

2. Точечное освещение (споты)


Точечные светильники – небольшие светильники с направленным светом, имеющие определенный угол распространения света и радиус освещенности.

Виды потолочных точечных светильников:

    встраиваемые споты

    накладные светильники

    трековые системы

Особенность светильников в том, что они могут использоваться и как основное освещение и как акцентное. Главное – правильно выбрать лампу. Лампы бывают с разным углом рассеивания. Например, у обычной лампы накаливания угол рассеивания равен 360 градусов, т.е. она светит во все стороны и дает общий заливающий свет. У галогенных и светодиодных ламп для точечных светильников с цоколем GU10 и GU5.3 более узкий угол. Чаще всего он варьируется от 20 до 150 градусов. Диапазон от 20 до 40 подойдет для локальной подсветки картины или элементов декора. Для основного освещения нужен угол более 60 градусов.


Точечные и трековые светильники уместны почти в любом интерьере, будь то интерпретация классики, лофт или минимализм. Можно сделать их совсем незаметными или, наоборот, акцентными.

Если использовать светильники в качестве основного освещения, важно правильно рассчитать, сколько именно нужно светильников и на каком расстоянии друг от друга они должны располагаться. Как правило, расстояние между точечными светильниками делают не более 1,5 м. Существуют конечно формулы расчета, но правильнее всего обратиться в магазин освещения, где менеджер поможет определиться с необходимой мощностью и количеством ламп для вашего помещения.

Итог:

Люстру используйте в высоком большом помещении в сочетании с дополнительными элементами освещения.

Точечные светильники подойдут для помещений с низкими потолками, помещений с частыми перестановками, для акцентного освещения.

3. Настенные светильники (бра) – какие и для чего?


Настенные светильники – источники дополнительного освещения, монтируемые в стену или на стену. Бывают двух типов - встраиваемые или накладные (бра).

Накладные бра бывают разной конструкции:

    Рожковые. Наиболее привычный и распространенный тип бра.

    Пристенные (поверхностные). Уместны в тех случаях, когда помещение узкое, чтобы не мешало проходу. Чаще всего используются в коридорах и лестничных клетках.

    Подсветка для картин.

    Стационарные. Бра, которые не имеют дополнительных сценариев, освещают только в одном положении.

    Регулируемые. Конструкция таких бра имеет подвижные элементы, управляя которыми, можно менять освещение.

    С отраженным светом. Такие бра дают мягкий, легкий свет. Чаще всего с отраженным светом встречаются пристенные бра.

    С направленным светом.

Вид бра во многом зависит от стилистики интерьера и назначения.


Переключите основной свет на бра и добьетесь приглушенной уютной атмосферы. Они помогут организовать рабочую зону, место для чтения, выделить интересную фактуру стены.


Если хотите использовать бра в рабочей зоне вместо настольной лампы, попробуйте вариант с возможностью регулировки с выносом от стены до 60 см, чтобы можно было управлять светом, как необходимо.


Помните, светильник не должен мешать проходу. Если помещение узкое, используйте поверхностные бра, которые не сильно выступают. Или вовсе откажитесь от них и сделайте акцентное потолочное освещение.

Любому светильнику необходимо пространство, поэтому выберите место для бра так, чтобы ему не было "тесно" на стене.

Кухня и столовая группа

В зоне кухни должны быть общее освещение и подсветка рабочей поверхности. Это набор, необходимый для удобства и приготовления еды.


Помимо равномерного освещения светильниками, хорошо бы разместить светильник над столовой группой. Это может быть подвесной светильник или бра.

Устанавливать светильник на кухне следует на высоте 1,3-1,4 м. от пола (50-70 см. от столешницы).

Если говорить о светильниках над барной стойкой, то здесь высоту следует сделать чуть повыше – 1,6-1,8 м. от пола.



Если стол приставлен к стене, можно использовать бра. Интересное решение – консольный настенный светильник с выносом до 1 метра в длину. Высота установки такого светильника также 50-70 см. от столешницы.


Если у Вас помещение небольшое по размеру – не перегружайте его, используйте небольшие светильники или светильники в светлых тонах или с плафонами из стекла. Эффектно могут смотреться ажурные светильники из металла или дерева.


Многие производители выпускают серии светильников, в одном материале, но в разных размерах и формах, и предлагают нам поэкспериментировать и проявить фантазию. Комбинируйте в различных сочетаниях и подвешивайте на разной высоте!

С чем можно поэкспериментировать?


С проводом!

Эффектно смотрятся подвесные светильники с проводами в текстильной оплетке. Это может быть витой провод или простой круглый провод в оплетке. Количество цветовых вариантов огромно!


Интересным элементом дизайна может стать открытая проводка. Прикрепите ее к поверхности стены или потолка клипсами для открытой проводки, если кабель витой - с помощью изоляторов.

Важно знать!

Если используете в качестве основного освещения потолочный светильник или люстру по центру кухни, не вешайте над столовой группой подвесные светильники! Они будут "спорить" друг с другом. Лучшим решением послужат бра.



Если основное освещение – точечные светильники, подвесные светильники над столовой группой будут отличным вариантом!

Освещение коридора


Рассмотрим несколько вариантов. Допустим, у нас есть широкий просторный холл с шириной не меньше 1,5 метров с консольным столиком для ключей или банкеткой. Для такого помещения подойдет центральное освещение с люстрой или накладным светильником. На стенах можно сделать бра. Располагайте их, например, над столиком или у зеркала. Высота установки бра может варьироваться от 1,6 до 1,8 м. над уровнем пола.


Если Ваш холл узкий и длинный, лучшим вариантом будет использование встроенных или накладных акцентных светильников.

В минималистичном интерьере будут уместны встраиваемые светильники. Это могут быть как точечные светильники, так и линейные.

Совет! Если у вас длинный коридор, можно его визуально уменьшить, сделав дальнюю стену акцентной и подсветив ее. Все яркие или освещенные поверхности визуально кажутся ближе.

Освещение в спальне


В спальне также может быть основное освещение в виде люстры или точечных потолочных светильников. Хотя часто его не делают, чтобы изначально создать уютную атмосферу для отдыха и сна. Вопрос освещения в этом случае решается декоративными светильниками. Это могут быть бра, точечная подсветка отдельных элементов интерьера, скрытые светодиодные подсветки. Ну и, конечно, ночники у кровати, чтобы, например, можно было почитать книгу.

Удобная высота установки бра для чтения может быть около 100-120 см от пола.

Прикроватные светильники могут быть подвесными, настенными, настольными. Кстати, их можно разместить ассиметрично – с одной стороны кровати – светильник, с другой – настольная лампа.


Если говорить про подвесные светильники, можно объединить по 2-3 светильника вместе. Рекомендуемая высота установки плафона – 90 см. от пола. Неплохо в этом случае продумать небольшой крючочек для фиксации, чтобы они не раскачивались из стороны в сторону, когда вы их случайно заденете или откроете окно и подует ветер.


Главное для прикроватных ламп, – чтобы их можно было включить, не вставая с кровати. Выбирайте светильники с выключателем на корпусе. Или сделать проходной выключатель – один на входе в спальню, второй – над изголовьем кровати.

Свет в детской


Комната ребенка – целый мир с множеством задач и функций – это и спальня, и игровая, и рабочее место. Должно быть и общее освещение в виде люстры или точечных светильников, и бра у кровати (или подвесной светильник), и настольная лампа и возможно какое-то еще дополнительное декоративное освещение.


Бра у кровати в детской желательно выбирать с кнопкой включения на корпусе и поворотный, чтобы можно было регулировать направление света. Высота установки бра не меньше 50 см. над кроватью.


Душевая и туалет


В туалете также помимо общего освещения хорошо иметь подсветку зеркала. Это может быть бра или подсветка, вмонтированная в зеркало. Основное ее назначение – светить на лицо, не создавая падающих теней. Поэтому хорошо, если бра будет с общим заливающим светом или с возможностью поворота плафона.

Интересные решения могут получится со светодиодными подсветками. Важно только помнить, что подсвечивать имеет смысл что-то красивое. Это может быть стена из необычного материала (например, камня, дерева или рельефная) или отдельный интересный элемент на стене.


При выборе светильников во влажные помещения необходимо также смотреть на уровень защиты от влаги. Обозначается он так IP44, где первая – это защита от проникновения твердых предметов и пыли по шкале от 0-6, вторая – это степень защиты от влаги по шкале от 0 до 8. Подробнее об этом в другом нашем посте о классе защиты приборов – . Если на светильнике стоит маркировка IP44, он подойдет для влажных помещений.

Где найти светильники?


Логичный вопрос! Ну во-первых, конечно, в магазине . И есть несколько производств, на которые мне хотелось бы отдельно обратить внимание. Качественный продуманный дизайн. Но судите сами!

Если говорить о встроенных, накладных светильниках и трековых системах, я бы посоветовала два бренда. Первый более экономичный вариант, второй более премиальный. Оба достойны внимания.

SLV – немецкий бренд встроенных и накладных светильников. Минималистичный дизайн и отличное качество!

Centrsvet – еще один производитель точечных и встраиваемых светильников в стилях минимализм и функционализм.

Подвесной светильник или люстра – важная тема, я уже говрила о том, что они могут стать акцентом, вокруг которого сформируется все остальное пространство. Выбор подвесных светильников очень велик, легко запутаться. Поэтому расскажу немного об иконах дизайна, которые всегда на слуху и всегда уместны, и о светильниках, которые мне нравятся, но еще не набрали такой популярности.

Если три-четыре года назад на пике популярности были светильники в стиле лофт, то сейчас популярно возвращение к стилям 60-80-хх годов прошлого века. Дизайнеры не боятся миксовать ретро-стили с минимализмом, классикой или лофтом. Многие производители делают реплики светильников, созданных известными дизайнерами XX века. Фабрика FLOS , например, история которых началась в 70-х гг. XX века.


Одним из первых светильников был Zeppelin (на фото выше), он с успехом выпускается до сих пор.


Дизайном 60-80х и большими брендами все не ограничивается. Дима Логинов, известный российский дизайнер, один из его светильников – Mountain view, спроектированный для фабрики Axolight, на фото выше. Есть молодые производства в России, основателем одного из которых я сама являюсь: Хвоя, Woodled, Garage Factory, Tayga Design, Anastasiya Koщeeva, Mayna. Про некоторые из них был , посвященный деревянным светильникам. Дизайнеры работают с традиционными русскими материалами и технологиями. Это делает светильники запоминающимися и выделяет на фоне зарубежных аналогов.

Многие состоят в Клубе Промышленных Дизайнеров и собраны в общем пространстве – Библиотеке Дизайна в Москве.


ХВОЯ. Подвесной светильник "Колпак"


WOODLED. Подвесные светильники "Ротор и Спутник"


GARAGE FACTORY. Подвесной светильник "Loona" и бра "Boomerang"


Tayga Design. Подвесные светильники "Crusta White" и "Iussi"


Anastasia Koщeeva. Серия подвесных светильников "Svetoch"


MAYNA. Торшеры "Атон, Лас, Нодо"

Заключение

В мире все быстро меняется. Совсем недавно в спальне мы консервативно ставили на прикроватные тумбочки две настольные лампы или бра. А сейчас пробуем ассиметричные композиции и необычные по форме светильники! В этой статье я собрала правила, которыми руководствуюсь в работе дизайнера. Однако, иногда что-то смотрится красиво именно потому, что сделано вопреки правилам. Дайте волю фантазии, пробуйте и создавайте! А за вдохновением и новыми идеями можно заглянуть в Pinterest или подписаться на нашу рассылку !

Какое оно и зачем нужно? Если в помещении установлено необходимое количество осветительных предметов и в нужных местах, то это не только сказывается на интерьере квартиры, но и на комфортном пребывании в ней. А также некачественный источник света может пагубно сказаться на здоровье организма всех людей, находящихся в комнате. Именно поэтому нельзя оставлять без внимания этот вопрос.

Освещение может быть ярким или мягким. Существуют нормы, которые нужно соблюдать при проектировании электрической сети.

План

В первую очередь перед тем как в комнате, необходимо составить четкий план. В нем должна быть проектировка всего помещения, а именно расположение мебели и предметов интерьера, зон, нуждающихся в дополнительном освещении, и прочих нюансов. Все указанные детали в плане играют немаловажную роль в правильном освещении, поэтому к составлению схемы необходимо отнестись максимально ответственно.

Мощность осветительных приборов

Освещение зависит напрямую от осветительных приборов и мощности ламп. Чтобы правильно определить, какая мощность должна быть и необходимое количество светильников, можно применить один из предложенных методов расчета. Первый метод - точечный, он позволяет в определенном месте в определенной точке рассчитать необходимую мощность освещения. Второй — метод коэффициентов использования. Его используют для расчета света во всем помещении.

Эти методы содержат много показателей и параметров, необходимых в расчете, которые слишком сложны для обычных людей. А как рассчитать освещение в комнате, не имея специального образования? Существует и простой способ, пусть не такой точный, как перечисленные методы, но все же верный и довольно легкий.

Для начала нужно определиться с мощностью ламп и выбрать их количество. Чтобы посчитать и понять параметры, которым должны соответствовать лампы, нужно знать площадь всего помещения и какая должна быть освещенность в каждой комнате отдельно. Площадь можно посмотреть в техническом паспорте помещения или измерить самостоятельно.

Нормы освещения в жилом помещении указаны в таблице.

Нормы искусственного освещения

Освещенность в помещении регламентируется документом «Строительные нормы и правила (СНиП) 2-4-79». По установленным нормам, в жилой комнате световой поток должен составлять не менее 150 лк. В коридорах, уборных и норматив составляет не менее 50 лк.

Но также в этом документе сказано, что в комнате, где присутствуют дети и люди пожилого возраста, необходимо мощность светового потока увеличить. Рекомендуется увеличивать значения нормативов на 20-30 % про запас, на случай загрязнения световых приборов или каких-либо других изменений условий.

Типы яркости

Условно яркость света можно поделить на три типа:

  • Мягкий свет составляет до 150 лк,
  • Яркий свет в пределах 150-300 лк,
  • Все что выше 500 лк относится к очень яркому свету.

Чтобы узнать необходимую норму и определить, какое освещение должно быть в комнате, нужно знать размеры комнаты, а также понимать нужный уровень яркости света. Остается эти два показателя умножить.

Пример

Задача: определить, каким должно быть освещение в небольшой комнате площадью 14 м 2, с уровнем освещенности 300 лк.

14 м 2 * 300 лк = 4200 лм - необходимое освещение в комнате.

Расчет необходимого количества ламп

После того как выяснили необходимую освещенность в помещении, необходимо посчитать, сколько ламп в комнату и какой ваттности необходимо установить.

У ламп в зависимости от мощности потребления (Вт) и типа исполнения имеется свое значение светового потока. Если берем стандартную электрическую лампу накаливания мощностью 100 Вт, то ее световой поток в люменах составляет 1350. Значит, для того чтобы осветить ярким светом комнату площадью 14 м 2 , понадобится 3-4 лампы по 100 Вт.

На заметку: энергосберегающая лампа имеет соотношение к обычной лампе по мощности как 5:1. То есть энергосберегающая лампа мощностью в 20 Вт = 100 Вт обычной лампы накаливания (ЛОН). А соотношение светодиодной к ЛОН, как 10:1. Так, например, диодная 10 Вт = 100 Вт ЛОН.

Следует напомнить, что расчет по этому методу является не совсем точным, но для бытовых решений вопроса освещенности вполне подходит.

Установка светильников

Следующим шагом в проекте осветительной сети должно быть создание плана. Возможны варианты оформления светотехникой:


Комбинированное освещение

Итак, выбор светильников сделан и определено место их расположения. Но расчет был изначально проведен с условием, что в комнате полная темнота. Обычно в комнатах есть окна, и присутствует естественный дневной свет. Правда, и этого освещения может быть недостаточно. Тогда вариантом освещения в комнате может быть совмещенное с естественным искусственное.

Документом СНиП также установлены нормы и на естественное освещение в жилом помещении - коэффициент естественного освещения (КЕО).

Во всех регионах России действует норма 0б5 КЕО. Это соотношение естественного освещения в конкретном месте помещения к естественному освещению вне помещения при условии отсутствия тени.

e = Em / En * 100 %, где:

  • e - коэффициент естественного освещения;
  • Em - естественное освещение в конкретной точке внутри помещения;
  • En - естественное освещение вне помещения на горизонтальной поверхности.

Это значит, что в комнате естественное освещение будет составлять примерно 50 % от освещенности на улице. Теперь нужно определить, где находится место расчета.

Точка расчета по нормативным документам должна находиться у противоположной стены от окна с отступом в один метр.

Люксметр

Чтобы не проводить расчеты и правильно найти эту точку, можно использовать специальный прибор - люксметр.

Для того чтобы увеличить естественное освещение в комнате, нужно увеличить окна или поставить дополнительные, если это возможно, а также можно использовать искусственное освещение.

Необязательно создавать дополнительно новую сеть освещения. Достаточно просто в уже существующей настроить светильники так, чтобы они включались отдельно друг от друга.

Что еще нужно учитывать при расчете света

Факторы, которые играют немаловажную роль в проектировании освещенности:


Правила монтажа

  • Расположение выключателей. Оптимальным местом для выключателя общего света является место ближайшее к дверной ручке. Он должен располагаться сразу у входа в комнату.
  • Для выключателя местного освещения лучшим расположением будет непосредственно рядом или на самом осветительном приборе. Если говорить об отдельно освещаемой зоне, то она должна включаться при входе. Если же интерьер предполагает несколько входов в зону, то с каждой стороны.
  • Перекрестные и проходные выключатели. На сегодняшний день производители электроустановочных изделий предлагают возможность управлять светом из разных мест специальными выключателями или импульсным реле.
  • Также можно управлять не только включение и выключением сети, но и влиять на уровень яркости освещения при помощи нехитрого прибора - диммера. Правда, нужно отметить, что такой регулятор освещения подходит далеко не ко всем видам ламп. Так, например, совместимы с диммером только стандартные лампы накаливания и галогенные. Остальные виды ламп только при указании производителя могут поддаваться регулированию.
  • Некоторые световые регуляторы дают сильные помехи для ТВ и радио. Об этом необходимо помнить и изучать инструкцию.
  • Номинальный ток выключателя должен соответствовать нагрузке сети. Большинство бытовых выключателей на рынке с током до 6 А - 1300 Вт или 10 А - 2000 Вт.
  • Провод должен быть трехжильным с сечением не менее 1,5 мм 2 . В жилых домах или квартирах используется медный кабель.
  • На один выключатель можно подключить 25 светильников, не больше. Это про люстры в комнату, а количество ламп зависит от самого светильника.