Ознакомление детей с окружающим миром. «Царство растений


На данном уроке будет рассмотрена тема «Деревья, кустарники и травы», которая поможет школьникам больше узнать об окружающем мире. С её помощью учащиеся смогут узнать о деревьях, сроках их жизни, отличия кустарников от деревьев, а также о различных видах трав, которые встречаются на нашей планете.

Урок: Деревья, кустарники и травы

Деревья - это многолетние растения. «Многолетние» значит, что они живут много лет. А сколько же живут деревья? Одни живут десятки, а другие - сотни лет. Есть на нашей планете деревья-долгожители, они живут более тысячи лет. Рассмотрим таблицу продолжительности жизни некоторых деревьев.

Долгожителем является Секвойя , ее продолжительность жизни составляет более тысячи лет.

Много лет нужно дереву, чтобы стать большим и могучим. Сколько лет дереву, можно узнать по годовым кольцам на спиле . Каждый год дерево растет, образуя новое годовое кольцо. Внимательно рассмотрите годовые кольца, в них зашифрована история всей жизни дерева.

Все деревья имеют общее строение. У них есть корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви образуют крону дерева. Отличаются деревья толщиной ствола, формой кроны и цветом, узором коры. Рассмотрим рисунки и определим деревья по коре.

А еще деревья отличаются друг от друга листьями, цветами, плодами, семенами. Они разной величины, формы и окраски. Рассмотрим строения листьев.


Рис. 6. Липа

Рис. 7. Дуб ()

Лист состоит из листовой пластины и черешка . Простые листья имеют одну листовую пластину. Такие листья есть у липы, дуба, осины.


Рис. 9. Каштан ()

Рис. 10. Рябина ()

Рис. 11. Ясень ()

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластин, каждая из которых имеет собственный черешок. Такие листья есть у каштана, рябины, ясеня.

Иногда на одном месте растут деревья одного вида. Например, только березы, дубы, ели или осины; такие места имеют свои названия.

Рис. 13. Дубовая роща или дубрава ()

Как и все растения, деревья начинают цвести весной . Первыми зацветают верба и ольха, а за ними - береза, рябина, клен. Последним зацветает дуб. На месте цветов образуются плоды. Рассмотрим рисунки и определим деревья по их цветам.


Рис. 17. Клен

рис. 18. Каштан ()

Рис. 19. Рябина ()

рис. 20. Черемуха ()

Определите деревья по их плодам.


Рис. 20. Клен ()

рис. 22. Рябина ()

Рис. 23. Дуб ()

рис. 24. Каштан ()

Как человек использует древесину? Древесина - это внутренняя часть дерева без коры. Из древесины люди строят дома, делают мебель, бумагу, используют как топливо и изготавливают разные вещи.

Кустарники - это многолетние растения. Они живут 10-20 лет. У кустарников нет главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Давайте познакомимся с некоторыми представителями этой группы.

Название произошло от слова «лещ». Круглые листья этого кустарника по форме напоминают рыбу. Плоды лещины - орехи, он съедобны. Второе название кустарника - орешник.

Рис. 26. Черноплодная рябина ()

Кустарник с черными плодами. Плоды съедобны, обладают лечебными свойствами. Второе название этого кустарника - Арония.

Этот кустарник получил свое название от цвета плодов. Плоды - не съедобны.

Травянистые растения не имеют твердого ствола, Стебель у них мягкий, сочный и зеленый. Среди травянистых растений тоже есть многолетние растения.

К ним относится Пижма. Это растение легко узнать по желтым цветам и листьям, похожим на листья рябины.

Лопух или репейник. Плоды этого растения имеют крючки, стоит хоть одному крючку зацепиться за шерсть животного или одежду человека, и оторвать их почти невозможно. Не зря существует выражение: «Пристал, как репей». А еще благодаря лопуху было сделано открытие - застежка-липучка. Она была изобретена в 1948 году швейцарским инженером Жоржем де Местралем, который разглядел семена лопуха, прицепившиеся к шерсти его собаки.

Среди травянистых растений есть и однолетние растения, которые живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян, летом - цветут, осенью - дают плоды с семенами и отмирают.

К однолетним травянистым растениям относится пастушья сумка. Плоды этого растения по форме напоминают сумку пастуха.

Сорные растения или сорняки . Они растут на полях и огородах вместе с культурными растениями. Сорняки поглощают большое количество воды и питательных веществ, тем самым они заглушают культурные растения и снижают урожай.

Прополка - один из способов борьбы с сорняками.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Лиственные и хвойные деревья». В ходе урока мы разделим деревья на две группы и выясним их отличительные признаки.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

1. В чем различие между деревьями, кустарниками и травами?

2. Какие деревья и кустарники растут на вашем школьном участке?

3. Какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними?

4. * Расскажите, как происходит рост и развитие растения. Пронумеруйте рисунки.

Тема "Трава у нашего дома" изучается во 2 классе начальной школы по программе Перспектива и школа России, учебники окружающий мир Плешаков. Много растений вокруг, но даже взрослый не сразу сможет назвать их все. Это и пустырник, и мятлик, и птичья гречишка, они растут практически в каждом дворе. Некоторые из них даже полезны и издавна используются в медицине. Почитаем подробнее про эти растения? А если учитель задал доклад или презентацию, и ему расскажем о том, что узнали на этой страничке.

Презентация про пустырник

Эту траву называют пустырником, потому что пустыри - её излюбленное место обитания. Пустырник образует густые высокие заросли из зеленых стеблей с листьями и розовыми цветками.

А вокруг вьются и гудят пчёлы. Ведь пустырник - это настоящая кладовая чудесного нектара. Его цветки мелкие, зато их очень много.

Мед из нектара пустырника получается светло-золотистым, с особым, очень хорошим вкусом, с приятным ароматом.

В цветках пустырника есть по нескольку острых зубчиков. Когда на месте цветков образуются плоды, зубчики становятся твердыми, колючими. Вот почему о растение, которое выглядит безобидным, можно больно уколоться. А зубчики эти помогают плодам расселяться - цепляются наподобие репейника за одежду человека и шерсть животных.

В народе пустырник называют сердечной травой. О способности его успокаивать "биение сердца" люди знают уже несколько веков. Пустырник упоминается в старинных книгах - травниках.

Он используется и в современной медицине.

Вопросы по презентации:

1. Почему это растение назвали пустырник?
2. Какой мед получается из пустырника?
3. Как пустырник распространяет свои семена?
4. Как называют пустырник в народе и почему?

ТЕМА: ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Познакомить с названиями групп растений, с видами растений, относящимися к той или иной группе;

Формировать умение классифицировать растения (деревья, кустарники, травы);

Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

1.Орг момент.

Цель: создание положительного настроя на работу.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс нас хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

Ребята, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешной работы на уроке!

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

На сюрпризы горазд

Молчаливый народ

И за то, что отдаст,

Ничего не берет.

В той стране благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь.

И с зеленой страной

Навсегда подружись.

Что за «молчаливый народ» в ней живет?

Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы, попытаемся разгадать некоторые ее секреты и попробуем ответить на вопрос «Какие бывают растения».

2.Повторение пройденного.

Посмотрите на доску. Я утверждаю, что на всех картинках изображены тела природы.

ЛУНА, ПОМИДОРЫ, ЗЕМЛЯНИКА, ШИПОВНИК, ТИГРЕНОК, МАЛИНА, РЯБИНА, ЕЛЬ, МАТРЕШКА, БЕРЕЗА, СОСНА, ОБЛАКА, КОРАБЛЬ, КРЫЖОВНИК, ГОРА, ТЮЛЬПАНЫ.

Что здесь «лишнее»? Почему? Уберите.

Докажите, что остались тела природы.

(ВСЁ ЭТО СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ ЧЕЛОВЕКА)

На какие две группы можно разделить оставшиеся объекты?

(ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ)

Распределите картинки.

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

помидоры луна

земляника гора

шиповник облака

тигренок

крыжовник

тюльпаны

Посмотрите на объекты живой природы.

Какой из них является «лишним»? Уберите.

Как назвать оставшиеся тела живой природы? РАСТЕНИЯ

Докажите, что растения живые существа.

ПИТАЮТСЯ

РАСТЕНИЯ ДАЮТ ПОТОМСТВО

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Наша с вами задача - ответить на вопрос:

Какие бывают растения? Что мы относим к растениям?

3.Деление растений на деревья, кустарники, травы.

Давайте попробуем определить, на какие группы и по каким признакам можно разделить все растения. Отгадайте загадки:

Нам и в дождь и в зной

поможет друг,

Зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (дерево)

Какие из перечисленных растений мы отнесём к деревьям? (рябина сосна берёза ель)

Какие признаки для них характерны?

ДЕРЕВО – ЭТО РАСТЕНИЕ, У КОТОРОГО (один толстый ствол, деревянистые твердые наземные и подземные части, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону)

Следующая загадка

Она по осень умирает

И вновь весною оживает

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт все лето,

Коровам без неё беда:

Она их главная еда (трава)

Какие из перечисленных растений мы отнесём к траве?(помидоры земляника тюльпаны)

Какие отличительные признаки вы назовёте?

Травянистое растение имеет мягкий зеленый стебель с листьями и цветками.

В какую группу можно определить оставшиеся растения? (шиповник малина крыжовник)

Это кустарники- Каковы отличительные признаки кустарников?

КУСТАРНИК – это растение, у которого … несколько одревесневших стволиков, начинающихся сразу от земли.

Так как же отличить растения? На какие 3 группы они делятся? (слайд)

Растения:1деревья

2 кустарники

4.Работа с учебником

Рассмотрите рисунки на с.72 учебника. На какие группы можно разделить наши растения? (Деревья, кустарники, травы)

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Я буду называть растения. Если это дерево вы стоя поднимите руки вверх, если кустарник, то делаете хлопок перед собой, если трава приседаете.

Дуб,ландыш,сирень,сосна,крапива,береза,крыжовник.вишня,шиповник,клевер,ива,смородина,клён.

6.Работа по учебнику

Рассмотрите три растения. Как они называются (берёза, сирень, пшеница)

Сравните стебли этих растений Какой стебель у берёзы? (У берёзы толстый стебель, мы называем его стволом)

-_Знатоки растений расскажите нам о берёзе

Раскудрявая красавица-берёза, символ России, единственное дерево с белым станом…

Берёза может прожить до 150 лет. Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы. Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.

Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое, окрашивающее ее вещество «бетулин». Именно это вещество придаёт берёзе белую окраску.

Нельзя представить себе землю без деревьев. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, березовые рощи, сосновые боры…

Когда будете в лесу, посмотрите внимательно на деревья. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни деревья растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озер. И все деревья красивы и есть среди них такие удивительные …

Самое раскидистое дерево – это родич нам знакомого фикуса – БАНЬЯН. Его еще называют дерево – роща. Это потому, что у баньяна не один ствол, как у всех деревьев, а много. Раскинет молодой баньян свои ветви, а ветви выпустят кроме листьев еще и корни. Как только такой корень доберется до земли, он начинает толстеть и превращаться в очередной ствол. У самого большого баньяна насчитали более 4 тысяч стволов. Это даже не дерево – роща, это дерево – лес!

Ребята, как вы думаете, зачем этому дереву такой ствол?

Сказка про Сейбу.

Жила-была Сейба, высокая красавица с гордой головой и стройным стволом. Не захотела она подчиняться злому волшебнику, и он наслал на неё злые ветры, чтобы они погубили гордую красавицу. Обратилась прекрасная сейба к своим корням: “Помогите, добрые мои верные корни, не дайте злым чарам одержать верх”. Долгая ночь прошла. А наутро гордая красавица опиралась на высокие (до 6 м) плоские корни, которые сделали её ещё более устойчивой. Так не покорилась Сейба злому волшебнику.

Ребята, в той местности, где растёт сейба, часты ураганы и ветры. А дерево это очень высокое. Чтобы сильный ураган не смог сломать дерево, ему нужны такие крепкие корни.

Жемчужина лесов- так можно назвать один из районов Южной Америки. Там встречается 600 видов древесных пород –в три раза больше, чем во всей Европе. Здесь есть деревья, которые невозможно срубить топором, он тупится- настолько прочна древесина. Дерево тонет в воде, как камень или железо, поэтому его называют железным-бакаут.

Бальзовое дерево, наоборот, очень легкое. Из стволов этого дерева делают плоты. Это дерево так быстро растёт, что на древесине не остаётся годичных колец.

Есть саговое, дынное, кофейное деревья и много других, из которых можно получить волокно для мешковины, масло, сахар, кофе, каучук. Вы знаете, что у многих деревьев созревают различные плоды. Эти плоды разнообразны по форме, размеру, вкусу, составу.

Какой стебель У сирени? (У неё несколько стеблей и они тоже твёрдые,но не такие толстые,как у дерева) значит это что за растение (кустарник)

Расскажите нам о сирени:

Трудно представить себе май без цветущих кустов сирени. Они есть почти в каждом саду или городском парке. У сирени есть свой праздник. Сирень является лекарственным растением. Она помогает бороться с температурой, микробами. При воспалениях на коже тоже используют сирень. У цветов сирени сильный запах. Он может вызвать головную боль. Надо помнить, что сирень –ядовитое растение.

Ещё один кустарник это можжевельник.

Спросили однажды у древнего мудреца: «Какой цветок ты можешь мне подарить, чтобы я стал бессмертным?»

Можжевельник, - ответил мудрец.

Из всех кустарников можжевельник самый долговечный (доживает до 2 тысяч лет). Листья у него – маленькие хвоинки, они вечнозеленые. Можжевельник очень хорошо очищает воздух.

Ребята, кто из вас любит есть бананы? Это тоже очень удивительное растение.

Банан - самая высокая в мире трава, достигающая высоты 7 м. В этом растении проявились признаки и дерева, и кустарника, и травы. Поэтому называют его древообразным травянистым кустарником. Банан – одно из самых древних культурных растений. Родиной его считают тропическую Азию. После созревания плодов ложный ствол растения, образованный черешками листьев, отмирает. Но к этому времени из почек корневища начинают развиваться один или несколько новых «стволов».

Спирея – очень нежный и привлекательный кустарник, который отличается обильным цветением и непритязательностью в уходе. Можно посадить в своем саду весенне-цветущий или летне-цветущий кустарник

Какой стебель у пшеницы? (У неё один тонкий, мягкий, зелёный стебель). Значит это что за растение? (трава)

- Расскажите нам о пшенице:

Пшеница была известна древним народам Европы, Азии, Северной Африки. За 4 тысячи лет до нашей эры её возделывали в Китае, Египте, на территории современной Швейцарии.

Питательные и целебные свойства пшеницы высоко ценили в Древней Руси. Отвары из толчёного зерна, мякиша и корочки хлеба использовали при лечении многих заболеваний. Из пшеницы получают муку, крупу, крахмал, спирт, клейковину; из зародышей зерна – масло. Каша из пшеничной крупы хорошо усваивается желудком и кишечником

Есть такая трава, которая повыше и покрепче многих деревьев. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это БАМБУК. Он и есть трава. За каждый день бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет в росте он недолго, всего 40 дней, а иначе дотянулся бы до облаков.

Какие же основные отличительные признаки деревьев, кустарников и трав? Прочитайте в справочнике на с.140

Откройте тетрадь на с.12 и выполним первое задание.

Возьмите синий, красный и зелёный карандаши.

6.Физкультминутка

7.хвойные и лиственные деревья.

Посмотрите на иллюстрацию (слайд Смешанный лес)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём

Что это? (лес)

Отгадайте загадку, о каком дереве сейчас пойдет речь

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.(ель)

Поздно дерево цветёт,

У неё сок липкий.

Собирают пчёлы мёд,

Пьют нектар у

(липы).
Вот так дерево! Иголки

подлиннее, чем у ёлки!

Но на ёлочку похоже –

зелено всё время тоже.

Шишки круглые торчат –

вот забава для ребят! (сосна)

У Лукоморья он один –

Зеленый, крепкий исполин.

Царя деревьев лесоруб

Всегда обходит. Это - … (дуб).
Стройны, кудрявы, белокуры,

И любят русские просторы.

Весной сережки надевают

И вкусным соком угощают. (Берёза)

Рассмотрите эти деревья. В чём их сходство, а в чём отличие?

Слайд 10. Деревья. (На столах карточки с изображением деревьев)

У вас на столах карточки с изображением деревьев. Подумайте, что необходимо с ними сделать? (Разделить на группы) . (Проверяю ) На какие две группы их разделили? (Ель, сосна –это хвойные деревья; дуб, берёза, липа-это лиственные деревья) ) . (Проверяю ) Почему так разделили?

У лиственных деревьев на ветках листочки, а у хвойных иголки, это тоже листочки. Мы их называем хвоинками.

Что происходит с лиственными деревьями осенью? (Они желтеют и опадают)

Что происходит с хвойными деревьями? (Они стоят круглый год зелёные)

Почему хвоинки в течение года одного цвета?

(Хвоинки живут 3-5 лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. Каждый год на дереве появляется новая хвоя. И дерево стоит круглый год зелёным)

Сравните ветку ели и сосны. Расскажите чем они отличаются. Выделите отличительные признаки ели.

Вывод : Ель - иголки короткие, колючие, сидят по одной, деревья меняют их через 5-6 лет.

Назовите отличительные признаки сосны.

Вывод : Сосна - иголки длинные, мягкие, сидят парами, живут 2-3 года.

Особенность сосны давно была подмечена людьми

(Главное отличие сосны от ели в том, что у сосны крона располагается высоко, а у ели ветки начинаются достаточно близко от земли, у ели ветки симметричные примерно и одной формы, а у сосны всегда по-разному

Даже визуально ель и сосну легко отличить . Ель имеет конусообразную крону, ветки которой опущены вниз, закрывая ствол. ... В отличие от ели , у сосны длинная хвоя (больше 4 см), собранная в пучок по две иголки.) В сосновых и еловых лесах воздух очень чистый. Он убивает вредные бактерии.

Возьмите синий и зелёный карандаши и выполните задание №2 на с.12.в тетради

Посмотрите что это за дерево?

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (лиственница)

Что вы знаете о лиственнице? Какое это дерево: хвойное или лиственное? (Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголочки, но они неколючие. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки)

 Возраст лиственницы - до 500 лет.

 До сер. 19 века в России лиственницу нельзя было просто купить. Она предназначалась для государственного пользования. Например, лиственница использовалась в кораблестроении.

 Дерево выдерживает морозы до -65 градусов. В высоту достигает 50 метров, обхват у основания - до двух метров.

 Древесина лиственницы плотная и тяжелая, она тонет в воде, поэтому ее затруднительно переплавлять по рекам.

 Шишки на дереве появляются через 15 лет после посадки. И плодоношение происходит каждые 6 лет.

8. Итог урока

    На какие группы делятся растения?

    Как вы различаете деревья, кустарники и травянистые растения?

    На какие две группы делятся деревья?

    Какова особенность каждой группы?

    Как отличить ель от сосны?

    Итак, мы с вами достигли тех целей которые ставили в начале урока?

    Как же мы можем определить настроение другого человека?

    По вашим лицам я вижу, что довольны результатам нашего урока.

    Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Начинайте день с улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

    – Покажите, с каким настроением вы покидаете урок.

    У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

    Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

    Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

    Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

    Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам всем сегодня: « Молодцы! Спасибо за урок!»

    Я желаю вам хорошего настроения, урок окончен.

Агеева Анастасия Геннадьевна
Ознакомление детей с окружающим миром. «Царство растений. Травы»

Дата : 27.01.17

Цель : Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Задачи :

1. Подвести детей к пониманию того , что в природе есть удивительный мир растений : травы ;

2. Расширить и уточнить знания о функциях частей растений (корень, стебель, лист, используя модели и исследовательскую деятельность;

3. Развивать диалогическую речь

4. Воспитывать любознательность , интерес к изучению природы.

Методы и приемы :

наглядные :

словесные :

Практические.

Интеграция образовательных областей : «Познание » , «Музыка» , «Коммуникация» .

Оборудование и материалы : кроссворд, аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковский, картинки с изображением трав , модель строения травы .

Предварительная работа : наблюдения, чтение, отгадывание загадок о растениях

Словарная работа : стебель, пырей ползучий, корень, лист.

Ход ОД

Структурные компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

I. Организационный момент

Ребята, сегодня я предлагаю вам быть исследователями. Согласны?

А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы для кроссворда :

1. В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой, Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево : у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава )

5. Зеленую подружку на

Новый год зимой Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.

Что ни ветка - то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

7.) Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый. (Василек)

8. Что за дерево, скажите : весной одето белыми цветами, а осенью - красными ягодами? (Рябина

II. Основная часть -Мы уже беседовали с вами о растениях .

Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства.

Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна - как сказать одним словом? Правильно, это деревья. Сирень, смородина, акация - что это такое? Назовите общее слово.

А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений , и мы будем исследователями государства трав .

Травы - первые растения , которые просыпаются весной.

Мы с вами привыкли называть траву просто травой , а на самом деле видов трав также много , как и деревьев, кустарников.

Давайте рассмотрим травы , которые растут у нас на участке

Вот травянистое растение с узкими , острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день.

Его имя - пырей ползучий. А знаете, откуда такое название?

Его корни словно расползаются под землей, бла-годаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории.

Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений , то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних живот-ных.

А вот всем вам хорошо известный клевер.

Эта трава - ценный корм для домашних животных. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы.

Он обладает интересным свойством, благодаря ко-торому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Скоро вовсю зацветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы . Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.

А вот лист лопуха (репейника) . Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов.

Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

Еще одно травянистое растение , всем вам хорошо знакомое, - подорожник.

Свое название эта трава получила от того , что растет она вдоль дорог . Знаете ли вы, как подорожник рас-пространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подо-рожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подо-рожника помогает при простуде и кашле.

Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своё необычное название она получила за листья : верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха» , а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикос-новении («мать» ). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.

Это поистине уникальная трава - крапива , в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В настоящее время крапива применяется в медицине и кулинарии из нее изготавливают сотни вкуснейших блюд.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и превратится в красивые, волшебные цветы.

Физминутка «Цветы»

Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко : (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут , растут ,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) .

Мы рассмотрели различные травянистые растения , а сейчас я вам предлагаю сравнить строение разных видов трав .

Из чего состоит травянистое растении ? (рассматривание модели строения травы ) .

-Травянистое растение имеет корень , стебель, листья, цветок, плод с семенами

Для чего нужен стебель?

Для чего нужны листья?

Для чего нужен цветок?

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

Можем ли сказать что все эти части растения важны ему ?

Растения - это живая или неживая природа?

Докажите, что это живая природа

Что нужно растению для жизни ?

Что дает растениям Солнце ?

Зачем нужна растениям Вода ?

Откуда растения берут воду ?

А как вы думаете, для чего растениям ветер ?

Чтобы растения выросли им необходимо Солнце, вода, почва, ветер

Деревья

Кустарники

Держит листья и цветок

Листьями растение дышит )

В нём образуются семена и плоды

Дышат, растут , размножаются, питаются, умирают

Свет, тепло, вода, почва, ветер -свет и тепло

Из почвы

Размножение

III. Заключительная часть III. Подведение итогов

На этом наше исследование трав подошло к концу .

Понравилось вам исследовать травы ?

Что интересного узнали?

Всем спасибо! Мне понравилось как вы сегодня активно работали.

На данном уроке мы узнаем с вами, какие бывают растения, их виды и подвиды. Научимся различать виды растений между собой и рассмотрим некоторые из них более подробно.

Тема: Природа

Урок: Какие бывают растения

Какие бывают растения? Чтобы это узнать, мы пойдем с вами в лес. Первое, что мы видим в лесу - это деревья . Они составляют первую группу растений. Чем деревья отличаются от других растений? У них один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.

Посмотрите, не все деревья одинаковы:

Деревья бывают лиственные и хвойные . У лиственных деревьев растут листочки в виде пластинок, а у хвойных - иголки.

Рассмотрите картинку:

Рис. 5. Кустарники

Каким словом можно назвать эти растения? Это все кустарники . Это вторая группа растений леса. У кустарников нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.

Посмотрите на изображение:

Этот кустарник называется раскаленная калина. Народ сложил о ней песни и сказки. Во время цветения она стоит торжественная, вся в белом. Осенью ее украшают розовые, бордовые, пурпурные листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскаленный металл, она и получила свое название.

Кроме деревьев и кустарников в лесу есть еще травы. Какие же травы есть в лесу?

Из листьев и цветов мать-и-мачехи заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

Из одуванчиков варят мед и варенье, из его корней делают напиток, похожий на кофе, а из листьев - салат. А еще одуванчик используют как лекарство при бессоннице, зубной боли.

Посмотрите, какие еще растения растут в лесу:

Рис. 9. Растения

Итак, сегодня мы с вами узнали, что лес состоит из 3х ярусов:

1. Деревья

Лес называют легкими планеты, потому что лес - это фабрика по выработке кислорода, который так необходим человеку и животным. Чтобы воздух был чище, нам нужно меньше вырубать лесов и сажать больше растений. Берегите растения.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Prezi.com ().
  2. Slideboom.com ().
  3. Myshared.ru ().
  1. с. 46-49, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 19-20 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Погуляй по лесу и найди там все деревья, которые мы рассматривали на уроке. Какие еще деревья растут в твоем лесу? Спроси у взрослых, как они называются.