Комнатные растения для детской комнаты: главное – правильно выбрать. Проект: «Знакомство с комнатными растениями О комнатных растениях детям


Оборудуя комнату для ребенка, каждый родитель старается выбрать максимально полезные и безопасные вещи. Это касается и комнатных цветов для детской, ведь длительное время они будут соседями вашему малышу. О том, как сделать правильный выбор и не ошибиться, мы поговорим в этой статье.

Знаете ли Вы? Ребенку будет интересно не только само растение, но и горшок, в котором оно будет расти. Поэтому целесообразно выбирать необычную, яркую, оригинальную модель или же самостоятельно задекорировать стандартную емкость. Можно привлечь к этому занятию детей.

Какими должны быть растения для детской комнаты

На первое место по важности можно поставить способность растения к улучшению характеристик воздуха. Цветок для детей должен освежать и очищать воздух, быть источником фитонцидов, иметь качества для борьбы с пылью и аллергенами. Лучше, чтобы выбранная культура была лишена агрессивных свойств и внешних показателей. Сочетала способность улучшать воздух в помещении (а не поглощать кислород) с позитивным внешним видом (мягкими линиями, зрительно и осязательно приятными листьями).

Важно! Не подходят для детской даже очень красивые, но крупные вазоны, так как они способны напугать ребенка ночью при недостаточном освещении.

Ребенку будет любопытно рассматривать, вертеть, трогать вазон. Контакты неизбежны. Поэтому не нужно покупать растения, которые негативно реагируют на изменения в среде произрастания, прикосновения, повороты.

Отдайте предпочтение комнатным растениям, способным к быстрому росту, восстановлению после травм, имеющим привлекательный вид в любых условиях, они лучше подойдут для детей, которые обязательно попробуют проверить вазоны на прочность. Не стоит останавливать свой выбор на растениях, которые легко опрокинуть, неустойчивых, классических ампельных.

Важно! Не допускайте появления в детской комнатных цветов с ядовитыми плодами или любыми другими частями растения, имеющих колючки или способных нанести травму иным способом (например, как циперус).

Растения с сильным ароматом тоже не желательны. По этой причине лилия, гардения или орхидея в детской комнате не желательны.

Правила размещения комнатных растений

Даже полезные растения в комнате ребенка стоит помещать с осторожностью, соблюдая некоторые правила.

  • Во-первых, они не должны располагаться в местах активных игр и сна малышей, не должны мешать.
  • Во-вторых, не должны препятствовать попаданию солнечного света в помещение.
  • В-третьих, не переборщите с количеством.
  • В-четвертых, учитывайте возраст малыша.
Рассмотрим детальнее два последних пункта.

Как рассчитать количество растений по квадратуре комнаты


Слишком большое количество комнатных растений будет резко уменьшать объем кислорода в детской ночью. Да и циркуляцию воздуха это усложнит, ведь вазоны станут выделять летучие вещества, которые не будут успевать рассеиваться. Рассчитывайте по 1-2 вазона на каждые 4,5-5 м. Одно крупное растение заменит 3-4 поменьше.

Озеленение детской комнаты в зависимости от возраста вашего ребенка

Условно можно выделить несколько возрастных периодов, касающихся озеленения детской комнаты.

  • 0-6 месяцев. Чтобы не нагружать иммунную систему младенца, стоит воздержаться от размещения в его комнате любых растений.
  • 6-12 месяцев. В этот период можно поставить в детской первый вазон. Место для него выберите так, чтобы ребенок мог его видеть и рассматривать, ведь в этом возрасте все – предмет изучения. Подберите растение без сильного аромата.
  • 1-2 года. Ребенок уже может передвигаться самостоятельно, активно изучает окружающий мир и многое пробует «на зуб», соответственно,какие бы цветы вы не решили поставить в детской, они должны находиться вне досягаемости крохи. Подойдут, к примеру, подвесные кашпо или высокие полки.
  • 2-5 лет. Это возраст «почемучки». Комнатные растения могут служить наглядным пособием по развитию флоры. Ведь намного проще, отвечая на вопросы, привести живой пример, нежели объяснять на словах. К тому же для развития ответственности и трудолюбия малышу уже можно поручить уход за его собственным цветком.

Какие цветы подойдут для детской комнаты

Корректно подобранные для детской растения создадут в помещении благоприятный микроклимат, устранят пыль и насытят воздух кислородом. Далее представлены одни из самых подходящих домашних цветов для детей.

Это непритязательное, травянистое растение, цветущее мелкими белыми цветами. Прекрасно работает в качестве фильтра для воздуха, улучшая его качества, очищая от болезнетворных микроорганизмов, вредных веществ, пыли.

Эфирные масла этого представителя цитрусовых имеют бактерицидные свойства (соединяясь с ионами воздуха, уничтожают микробы), освежают воздух и придают ему приятный, ненавязчивый аромат. Его советуют поставить в детской для помощи в решении проблемы беспокойного сна ребенка, ведь лимонное дерево имеет успокаивающее действие, снимает усталость и раздражительность.

Знаете ли Вы? Лимонное дерево относится к экзотическим растениям, которые можно вырастить дома из косточки. Полезными качествами обладают в первую очередь его листья, а также соцветия и плоды.

Прекрасно очищает воздух от выхлопных газов, попавших в комнату, обеззараживает его. А также служит абсорбентом вредных веществ, которые могут содержаться в красках и растворителях. По народным поверьям считается, что хризантема способна защищать домочадцев от дурного глаза.

Для детской подойдут только молодые, невысокие экземпляры. Не ядовит, без ярко выраженного аромата, обладает очень красивыми простыми или махровыми желтыми, бордовыми, розовыми цветами. Приверженцы философии фэншуй считают, что это растение имеет хорошую и даже полезную энергетику.

Спатифиллум, еще называемый «счастливым цветком», не слишком требователен в уходе, имеет очень приятный эстетичный вид, обладает красивыми, крупными листьями и цветами. Прекрасно очищает воздух.

Не ядовитое, простое в уходе растение. Цветет очень красиво, нарядно. Красивые листья покрыты мягкими, неколючими ворсинками, которые малышу будет приятно трогать. Подойдет в качестве первого вазона, за которым ваше чадо будет ухаживать самостоятельно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ермаковский детский сад №3 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

«Комнатные растения»

с. Ермаковское

Гуминова С.Н. - воспитатель I кв. категории.

Печатается по решению методического совета МБДОУ «Ермаковского детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Методическое пособие адресовано для педагогов дошкольных учреждений.

Введение………………………………………………………………………………. стр. 4

1. Комнатные растения в экологическом воспитании дошкольников……………. стр. 4

2. Детско-взрослый проект «Комнатные растения» и его реализация……………. стр.5

Приложение……………………………………………………………………………стр.15

Введение.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Если люди в ближайшем будущем не научатся, бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Это происходит оттого, что детский сад недостаточно уделяет внимания экологическому воспитанию.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Комнатные растения в экологическом воспитании дошкольников.

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.

В экологическом уголке детского сада можно посадить свой огород, где дети сначала будут наблюдать за ростом лука и пшеницы, делать зарисовки в дневнике наблюдений, а потом им доставит удовольствие срезать пёрышки лука и кушать его, добавляя в суп. Нужно обязательно рассказывать детям, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. В доме у хорошего человека комнатные растения всегда растут и чаще цветут. Нужно объяснять детям, что не надо стесняться говорить с растениями, отвечать за них.

Но не каждый ребенок обращает внимание на зеленые растения, не каждый стремится принять участие в уходе за ними. И нередко получается что, ребенок видит комнатные растения, но даже названий их не знает. И приохотить к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?

Для закреплений названий растений мы с детьми изготовили для них «паспорта», в которых указано место рождения растения, его особенности, условия ухода за ним, размножение.

Затем был составлен детско-взрослый проект «Комнатные растения», он рассчитан на реализацию с младшего возраста до подготовительной группы. Проект дает довольно хорошие результаты.

Детско-взрослый проект группы «Солнышко»

«Комнатные растения»

Участники проекта – воспитатели, дети группы «Солнышко» и их родители.

Руководитель проекта : Гуминова С.Н.

Сроки реализации : 4 года (с младшей по подготовительную группу).

Цель: обогащение знаний и умений правильного ухода за комнатными растениями.

Задачи:

1. учить наблюдать и видеть изменения в росте растений;

2. развивать речь и мышление детей;

3.формировать желание заботится о растениях;

3. составлять сказки и рассказы о растениях, опираясь на полученные знания и используя опорные символы «паспорта растения»

Обоснование проекта:

Недостаточность знаний о комнатных растениях и умений правильного ухода за ними явилась пусковым механизмом для проектной деятельности. Чтобы найти ответ на возникающий у детей информационный запрос была организована работа по поиску необходимой информации.

Комнатные растения являются одним из доступных и важных объектов для воспитания и обучения детей и развития у них элементарной экологической культуры. Часто, трудным моментом в этой работе является то, что многие комнатные растения имеют необычные, труднопроизносимые названия. Для того чтобы облегчить процесс запоминания этих названий, можно использовать сказки.

Так и появилась идея написать сказки, все герои которых могут носить имена, соответствующие названиям комнатных растений. Кроме того, по ходу повествования, дети могут получить и некоторые знания о происхождении растений, правилах ухода за ними, о способах размножения и другие полезные сведения.

деятельности

Форма

работы

Предназначение

Ответственные

Предварительный этап

Подбор литературы, картинок растений с их названиями.

Коллектив.

Повышение знаний о комнатных растениях

воспитатели

Изготовление «паспортов растений»

Индив.

парами

Выработка схем строения и способов ухода за ними.

Гуминова С.Н.

Основной этап

Знакомство с каждым растением

Группов.

Расширение кругозора, знаний о комнатных растениях.

Гуминова С.Н.

Определение детей по уходу за растениями.

Индивид.

Дать возможность самостоятельно выбрать полюбившееся растение

Тщательное обследование

выбранного объекта

Индивид.

парами

Воспитывать умение наблюдать, исследовать, замечать.

Дети

Домашнее задание – сочинить сказку о своем растении

семейная

Включение родителей в деятельность детей в ДОУ, оказание помощи в сочинении сказки.

Гуминова С.Н.

Заключительный этап

Презентация сказки.

Индивид.

Развитие речи, умение донести замысел своей сказки, проиллюстрировать ее.

Дети

Воспитатели

Форма представления результата:

  1. «Паспорта» для комнатных растений.
  2. Рассказы и сказки детей о растениях, составленные по схемам и записанные совместно с родителями.
  3. Иллюстрации к сказкам и рассказам, выполненные детьми.
  4. Видеофильмы с детскими презентациями.

Амариллис

Об этом цветке рассказывает эта легенда

Давным – давно на Земле жила прекрасная девушка и звали ее – Амариллис . У нее был замечательный голос и очень доброе сердце. Где ступали ее ножки, распускались прекрасные цветы. Всем была хороша юная девушка, но злая колдунья превратила ее в цветок и сказала, что расколдовать ее сможет только тот, кто полюбит ее в образе цветка.

Однажды молодой ученый, искавший редкие лекарственные растения нашел Амариллис. Он осторожно выкопал луковицу и посадил у себя дома. Поставил цветок в самое освещенное место и терпеливо ухаживал за ним. Любовь молодого ученого к цветку оказалась настолько сильной, что разрушила чары злой колдуньи и вместо цветка появилась девушка. Они полюбили друг друга и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. С тех пор на Земле осталась память о ней в виде прекрасного цветка – Амариллиса, который всегда цветет в начале осени, всегда будет восхищать людей и притягивать к себе их взгляды. Не срывайте Амариллис – пусть цветет! А тот, кто увидит его цветение, будет счастливым. Автор легенды: семья Жжоных.

Рассказ о маленьком мальчике Зигокактусе

В одной стране, в лесу, на дереве жил-был мальчик, и звали его Зигокактус.

Ему было скучно одному, не хватало тепла и солнечных лучей, потому-что ветви дерева закрывали от него солнышко.

Он часто смотрел на луг, который был за лесом. На лугу ярко светило солнышко и стоял красивый домик. Зигокактус решил сходить на этот луг.

Он слез с дерева и долго добирался до домика.

И вот его мечта сбылась, он на лугу где много прекрасных цветов, но его никто не замечал, ведь он не цвел.

Зигокактус не отчаивался, все лето, и осень он нежился под лучами солнышка, его обдувал ветерок и он был счастлив…

И вдруг зимой, он зацвел красивыми розовыми цветами.

Его заметила хозяйка дома и поселила Зигокактус на подоконнике.

Так маленький Зигокактус стал комнатным цветком.

Сказка о Бегонии Рекс

В недалеком царстве государстве жили царь с царицей, и была у них дочь Бегония.

Родители очень любили свою дочку, она была красивая, нежная и немного капризная.

Все свое детство принцесса провела в своем королевстве и очень мечтала, где нибудь побывать, но родители некуда ее не выпускали.

Когда она стала совершеннолетней, то решила убежать из своего королевства….

И вот принцесса Бегония очутилась в прекрасном саду, где повстречала доблестного принца по имени Ухо Наполеона.

Они влюбились друг в друга с первого взгляда.

Принц пригласил Бегонию Рекс в свое государство.

Там они сыграли свадьбу и стали жить поживать и добра наживать.

Сказка о Фиалке

А знаешь ли ты, что цветы тоже, как и мы люди могут плакать и смеятся? А еще они умеют дружить. Не веришь?

Так давай я тебе расскажу историю, о которой мне поведала знакомая Лилия.

Произошла она раннею весной на большом приусадебном участке.

Цветы, проснувшись от долгого сна, сладко потянули свои стебельки к солнышку. Все они были, по-своему очаровательны, но самой красивой среди них была Фиалка. Ее несколько лет назад привез из Южной Африки маленький мальчик, хозяйский сын.

Он с трепетом ухаживал за своей подружкой: каждый вечер поливал, а утром, проснувшись, бежал пожелать ей хорошего дня. И Фиалка отвечала взаимностью.

А как они любили поболтать! Обо всем!

Мальчик рассказывал о школе, друзьях, о том, что его радовало и беспокоило. И Фиалка всегда внимательно его слушала.

Она очень переживала, когда что-то, у ее маленького друга не ладилось, и радовалась, когда все было хорошо.

Когда мальчик плакал, с миниатюрных цветочков Фиалки падали на землю маленькие капельки – слезы.

А когда ее друг радовался, то все цветочки так лучезарно улыбались, что даже солнышко на небе начинало напевать какие-то солнечные песенки.

Вот так дружили мальчик и прекрасная Фиалка, а вы не верили, что люди и растения могут быть друзьями.

Конспект комплексного занятия по экологии в младшей группе

«Комнатные растения»

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений;

Совместная работа по уходу за растениями;

Работа по схемам "Строение цветка", "Полив комнатных растений", "Потребности растений"

Цель: изучение детьми объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания.

Задачи:

учить детей вести наблюдение за объектом живой природы;

развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, используя развивающие модели;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы; формировать навыки ухода за растениями.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу (демонстрирует чахлый цветок).

Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)

А у нас есть такой цветок в группе? (Да)

(на стол выставляются два цветка. Дети сравнивают их. Отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к. у него тусклые, вялые листочки, земля сухая)

Прежде чем помочь нашему новому другу давайте вспомним - цветок, - это растение? (Да)

А какие растения еще вы знаете? (деревья, кустарники, трава и т.д.)

А вы знаете, что все растения растут из семечка? (Да)

Давайте сейчас, используя карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю.

Когда цветочек вянет, на его месте появляются плоды. Какие плоды вы знаете? (яблоки, груши, черника, морошка, клюква)

А зачем растениям корни? (чтобы пить водичку)

(демонстрация корней лука)

Ребята, а вы знаете, как водичка по корням поднимается к растению

Демонстрация опыта:

В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх.

На месте бумаги я нарисовала землю, кто из вас может нарисовать, что у растения находится в земле, а что над землей (дети рисуют корни, стебель с листочками и цветок).

Скажите, пожалуйста, а у всех растений есть стебель? (Нет, у дерева ствол.)

А сейчас из карточек я предлагаю вам выбрать то, что нужно каждому растению для роста (воздух, свет, вода, тепло, любовь и забота)

Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему новому другу. Что мы будем делать? (поливать, говорить ласковые слова)

А еще можно рассказать стихотворение (читает ребенок):

Цветовод

Цветочный горшок я использовал классно,

Теперь это всем окружающим ясно.

А раньше казалось - горшок и горшок–

Насыпал земли, посадил корешок.

Сиди, дожидайся: взойдет- не взойдет…

Нет! Был у меня свой особый подход,

Не ждал день-деньской, рано утром вставал,

Водой из кувшина росток поливал,

Держал на свету его, землю рыхлил,

Заботился так, словно друга растил.

А самое главное было потом:

Вверх стебель метнулся и вырос бутон,

И с гордостью можно поведать друзьям:

«Для мамы цветок я выращивал сам!»

(В.Борисов)

Давайте найдем самое светлое место в группе и

поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за

ним ухаживать, любить, и посмотрим, что с ним произойдет.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Посадка лука»

Программное содержание:

познакомить со свойствами лука, научить сажать луковицы в землю;

воспитывать интерес к окружающему миру, правильное отношение к здоровью,

учить, как поддерживать его весной (витамины, зеленый лук);

Продолжать формировать представление о том, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья), чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Ход занятия

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины, защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите, каково цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем, все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковицу правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим, вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и в тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Конспект открытого занятия по экологии

"Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат".

Цель:

закрепить и систематизировать знания о растениях (комнатных и лекарственных)

Задачи:

расширить представление детей о лекарственных растениях (алоэ, каланхоэ, золотой ус, плющ обыкновенный); познакомить и исследовать их лечебные свойства;

воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними; развивать речь детей.

Методы активизации детей: сюрпризный момент, дидактические игры, беседа,

загадки, инсценировка, примеры из жизни детей, оказание помощи больным, трудовая деятельность, рефлексия занятия.

Материал :

серия открыток “Лекарственные растения”; инструменты для ухода за растениями;

дидактический материал; игрушки Нюша и Матрешка; корзинки с карточками; посуда для приготовления лекарства; игрушечные телефоны; комнатные растения; костюм Доктора Айболита; «Волшебное дерево».

Способы организации детей: фронтальный, микрогруппы

Предполагаемый результат:

Расширят представления о комнатных лекарственных растениях,

Закрепят знания о комнатных растениях,

Пополнят свой словарный запас.

План занятия:

Общение с гостями,

Игра «Где спряталась матрешка»

Загадки

Игра “Вспоминай, быстро называй”

Дидактическая игра “Кузовок”

Сценка.

Сюрпризный момент

Примеры детей из жизни.

Знакомство с комнатными растениями

Приготовление лекарства для зверей

Трудовая деятельность детей

Приход Доктора Айболита

Итог занятия

Рефлексия «Волшебное дерево».

Ход занятия

Воспитатель. Поздоровайтесь ребята с гостями (знакомство гостей с комнатными растениями)

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. К нам в гости пришла Матрешка и она хочет поиграть с вами в прятки. Поиграем с ней.

Игра «Где спряталась матрешка»

С какими растениями вы играли в прятки?

Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)

Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива ).

Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки) .

Колючий куст с шипами и полезными плодами (шиповник)

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек )

– Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?

Правильно, лекарственные. А почему эти растения называют лекарственными?

– Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.

Играют 8–10 человек.

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.

– Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?

Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.

Проводится дидактическая игра “Кузовок”.

Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.

Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.

– А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.

(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)

Ребята, а вы знаете, из каких частей состоит растение?

Правильно из корня, стебля, листьев, плодов и цветов. У некоторых растений в лекарственных целях используют все растение, а в других либо листья, либо цветы.

После ответов детей раздается телефонный звонок. Разыгрывается сценка.

Воспитатель. У меня зазвонил телефон.

– Кто говорит?

– Слон.

Воспитатель. Что вам надо?

– Микстуру.

Воспитатель. Для кого?

– Для сына моего.

Воспитатель. Что случилось?

– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.

Воспитатель. Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.

А потом позвонили цапли.

– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.

Воспитатель. Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.

А потом позвонил медведь, да как начал как начал реветь.

Воспитатель – Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?

Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.

Повести, пожалуйста, трубку.

– А потом позвонила свинья:

– Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.

Воспитатель – Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.

– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.

Воспитатель. Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша. Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?

– Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.

Воспитатель. Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать?

Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства? (Выслушать предположения детей.) Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?

Воспитатель. Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Расскажите, пожалуйста.

Примеры детей из жизни.

Достоинства комнатной "аптеки" очевидны – это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире.

– Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

Отгадайте загадку:

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет;

Зато лечит нас в любой день и час.

На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок – алоэ, или попросту, столетник.

Родной дом алоэ – жаркие пустыни Южной Африки. Если бы мы встретились там с ним – не узнали. Перед нами были бы высокие деревья с тонкими искривлёнными стволами: лес, в котором почти не бывает тени. Трудно там живётся алоэ. Бывает, месяцами, а то и целого года, не дождёшься дождя. Приходится заранее, при любом дожде запасать воду в листьях, а потом понемножку её расходовать. «По привычке» и у нас, в комнатах, напитывает алоэ свои листья соком. Хотя здесь засуха ему не страшна, пей, сколько хочешь.

Сок у алоэ не простой. Каждый знает: порежешь палец или выскочит нарыв – лучше всего приложить чисто вымытый кусочек листа алоэ, сняв с него кожицу. И рана быстро заживёт. Ещё, алоэ называют столетником. Может, назвали алоэ столетником, потому-что кто дружит с этим деревцем-врачом, сам может дожить до ста лет?

– Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей.)

Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов? (Герань)

Нюша - Какой приятный запах.

– Что ж, и для других зверей нам надо приготовить лекарства. Посмотрите на этот цветок. Он также нам пригодиться. Попробуйте сами описать его. (У него прямостоячий стебель, листья овальной формы, темно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие.)

А называется он – КАЛАНХОЭ

Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4–5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхоэ.

Сок каланхоэ используется при лечении десен – снижает кровоточивость десен, снимает зуд. Так что вылечить царапины на спинке у свинки мы можем с помощью листочка каланхоэ. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.

Следующий замечательный доктор, которого можно встретить в наших домах, это дихоризандра, или всем известное, как золотой ус, венерин волос, живой волос, кукурузка, домашний женьшень.

Родина золотого уса – Южная Америка. Это вечнозелёное, многолетнее растение. Целебными свойствами обладает растение, у которого на усах имеется не менее 9 суставчиков коричнево-фиолетового цвета. При хорошем уходе золотой ус иногда цветёт. В народной медицине золотой ус применяют как средство для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, лёгочных и глазных болезней, для заживления ран, ушибов, ожогов.

Из листьев золотого уса мы приготовим для цапель капли (залить горячей водой) от болей в желудке. Заварим листики горячей водой, оставьте настаиваться. Пить настой горячим за 30 мин до еды.

Следующий домашний доктор, который встречается дома, это плющ обыкновенный.

С лечебными целями используют неодревесневшие надземные побеги, реже подземную часть. Отвар листьев применяют при кашле на почве острого и хронического бронхита, пневмонии. Хороший результат даёт его употребление при воспалениях органов пищеварения – гастритах, энтеритах, колитах. Наружно применяется при мозолях, бородавках, полипах, гнойных ранах, ожогах. Полезен плющ от болезней горла и очищает дыхание.

Из листьев плюща мы приготовим лекарство для слона (залить горячей водой) Заварите приготовленный сбор трав горячей водой, оставьте настаиваться. Пейте настой горячим за 30 мин до еды.

Комнатные растения не только наши большие друзья, но и домашние доктора. Чтобы мы могли вовремя получить первую помощь, надо позаботиться о наших докторах.

В: Ребята, в детский сад приехал Доктор Айболит, который ходит по группам и осматривает растения, он считает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как ухаживать за растениями. Но мы, давайте покажем Доктору Айболиту, что умеем ухаживать за растениями, и приведём их в порядок.

Посмотрите внимательно на растения, как они выглядят, и какой уход им требуется. А работать будете в парах: (Дети договариваются, выбирают растения требующие уход)

Доктор Айболит:

Здравствуйте, ребята! Скоро наступит весна, многие растения за зиму ослабели, а слабым надо помогать. Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят. Вы будете называть их, а я проверю почву, их листочки, стебли, скажу, здоровы ли они. Если надо выпишу рецепты.

Д.А: Аня, что означают ваши схемы? (ответы детей)

Аня: Мы выбрали растение, которое называется Бегония Рекс, и будем очищать пыль с листочков, и рыхлить землю.

(Выясняет, как часто и какой водой дети поливают растения, делается ли рыхление, опрыскивание, даёт рекомендации.)

Д.А: Ваши растения чувствуют себя очень хорошо. Но так как зимой мало света, растениям нужна подкормка. Дарю вам пакетик с удобрением, которое разводится в воде, вносится в почву.

До свидания, ребята, через три недели я снова вас посещу, чтобы посмотреть на земных пациентов, как выполнена рекомендация.

Дарит детям подарок.

Дети моют руки.

4.Итог занятия.

Рефлексия “Волшебное дерево”.

В: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите трудиться и ухаживать за комнатными растениями, то повесьте на дерево красные листочки. А если было неинтересно, скучно – чёрные листочки.

Аргументировать свой выбор.

Предложить гостям выбрать листочки и тоже аргументировать свой выбор.

Вопросы для гостей:

Что вам понравилось на нашем занятии?

Узнали ли вы, что-то новое?

А лечились ли вы лекарственными травами?

Есть ли у вас дома лекарственные растения?

А в вашем детском саду есть лекарственные растения?

А кто у вас за ними ухаживает?

Дорогие гости нам очень приятно, что вам понравилось наше занятие, что вам было интересно, что вы узнали что-то новое, спасибо за внимание.


Ласкина Елена Борисовна, воспитатель, г.Тула

ФИКУС

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками

ФИАЛКА

Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.

Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.

Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.

Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %) . Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.

Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.

Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

БЕГОНИЯ

Температура: Умеренная

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой

АМАРИЛИС

Температура: В период вегетации оптимально 17-23°С. В период покоя луковицы хранят при 10°С.

Освещение: Яркий рассеянный свет. Затеняйте от прямого солнечного света.

Полив: Обильный во время цветения - почва все время должна быть влажной. В период покоя держат в сухости.

Влажность воздуха: Если растение находится в помещении с сухим воздухом, то можно слегка опрыскивайте бутоны сверху.

Пересадка: Примерно раз в 3-4 года, во время периода покоя

Размножение: Дочерними луковичками во время пересадки, семенами. Отделенные детки сажают в приготовленную почвенную смесь в отдельные горшки диаметром около 12 см, чтобы третья часть высоты луковицы осталась над поверхностью почвы.

ХЛОРОФИТУМ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.

Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.

Влажность: Умеренная.

Полив: Обильный, зимой умеренный.

Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.

Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.

БАЛЬЗАМИН

Температура: Бальзамин довольно теплолюбив, зимой предпочитает температуру 15-20°С, зимой - 13°С

Освещение: светолюбив, желательно некоторое количество прямых солнечных лучей зимой и притенение от жаркого солнца летом

Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный - почва должна быть слегка влажноватой.

Влажность воздуха: Листья периодически опрыскивают. Бальзамин не любит сухой воздух,

Пересадка: Бальзамин лучше пересаживать ежегодно весной, при этом не обязательно брать горшок большего размера, так как не любит слишком просторной посуды

Размножение: Стеблевыми черенками весной, летом или осенью, они хорошо укореняются в воде в течение недели - двух. А также семенами весной.

КЛИВИЯ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень.

Температура: Зимний минимум 10°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Нетребовательна.

Пересадка: Взрослое растение пересаживайте только когда корни начинают выталкивать растение из горшка и только по окончании цветения.

Полив: Умеренно поливайте с весны до осени и скудно зимой, пока длина цветоноса не достигнет 15 см. При слишком обильном поливе скорее вырастут листья, в то время как цветонос остановится в росте. Старайтесь не заливать растение, так как корни склонны к загниванию.

Размножение: Отпрысками, которые отделяют от старых растений при пересадке. Можно семенами. Сеянцы зацветают не ранее, чем через 5-6 лет после посева.

ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ)

Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.

Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.

Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.

Пересадка: По мере необходимости весной.

Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.

Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами.

АСПИДИСТРА

Освещение: Теневыносливое растение, избегайте прямого солнца. Можно размещать в глубине комнаты, на окнах северной ориентации.

Температура: Зимой идеально содержание в прохладном, но непромерзающем помещении при 7-10 °С.

Пересадка: Обычно - раз в 3-4 года, в феврале, марте. Подбирают более крупные емкости. Необходим хороший дренаж.

Полив: Умеренный полив с весны до осени, скудный зимой. Не переувлажняйте почву.

Размножение: Делением. С марта по май делят корневище, на каждом кусочке должно быть по 2-3 листка.

ФУКСИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца.

Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Время от времени опрыскивайте листья у вегетирующих растений.

Пересадка: Каждую весну.

Полив: В период с весны по осень умеренно, зимой, в период покоя, редко. Избегайте застоя воды в любое время года.

Размножение: Черенкованием весной или летом.

АСПАРАГУС

Освещение: Ровный свет или частичное затенение, избегайте прямого солнца. А. Шпренгера, в отличие от других видов, необычайно стоек - может расти на открытом солнечном месте.

Температура: Зимний минимум 7° С. A. setaceus лучше держать при минимуме 13°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте, особенно зимой в комнате с центральным отоплением

Пересадка: Ежегодно весной в более просторную посуду. При пересадке желательно удалить оголившиеся побеги и пожелтевшие ветви. Старые растения можно пересаживать через год.

Полив: Обильный полив с весны до осени, ограниченный зимой. Нужно следить за тем, чтобы почва не пересыхала.

КОЛЕУС

Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.

Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.

Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.

Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы

Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.

ТРАДЕСКАНЦИЯ

Освещение: Интенсивное, допустимо немного прямого солнца. При слабом освещении рисунок бледнеет.

Тмпература: Зимой держите при температуре не ниже 10°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте.

Полив: Регулярный и обильный круглый год.

Питание: Раз в месяц любым удобрением.

Размножение: Черенкованием.

ДРАЦЕНА

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.

Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.

D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.

Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений) ; кусочками стебля, семенами.

МАРАНТА

Освещение: Полутень. Избыточное освещение приводит к обесцвечиванию растения.

Влажность: Нуждается в высокой влажности. Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно пересаживайте в последние дни зимы. Более старые экземпляры - через весну.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, умеренно зимой. Используйте мягкую воду.

Размножение: Делением материнских растений весной.

РОЗА

Освещение: Наилучшее. Выносят полный солнечный свет.

Температура: Морозоустойчиво. Во время активного роста желательно 14-21°С

Влажность: Нетребовательно, но в теплой комнате горшок лучше поместить на поднос с галькой. Полезно изредка опрыскивать.

Пересадка: При необходимости пересаживайте осенью.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, пока на них есть листья.

Питание: Регулярно подкармливайте летом.

Размножение: Стеблевыми черенками

КОЛОКОЛЬЧИК

Освещение: Интенсивный свет, но не прямое солнце летом.

Температура: Зимний минимум 7°С для С. fragilis и С. isophylla. С. carpatica более хладостойкий.

Влажность: Нетребовательно, но изредка опрыскивайте листья.

Пересадка: По мере необходимости.

Полив: Летом регулярный и обильный, зимой ограниченный.

Питание: В период цветения необходимы обильные подкормки.

Размножение: Черенкованием (в феврале-марте) и семенами.

АЛОЭ

Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.

Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.

Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца) .

Питаниe: Подкармливайте летом изредка.

Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему) ; семенами весной.

АЗАЛИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца. Летом можно выносить на открытый воздух и ставить в полутень.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Пересадку следует производить через месяц после окончания цветения, перед началом роста. Не чаще, чем раз в 3 года.

Полив: Обильно поливайте все время, используя по возможности мягкую воду. Регулярно опрыскивайте, но только не в момент цветения.

Питаниe: Один раз в каждые две недели подкармливайте растения, начиная с весны и до начала осени

Размножение: Полуодревесневшими черенками с мая по август.

ЦИПЕРУС

Освещение: Яркий свет или полутень, требуется прикрытие от прямых солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 7°С. В остальное время - 18-20°С.

Влажность: Повышенная (75-80%) . Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно весной

Полив: Обильно поливайте все время, держите корни влажными. Горшок может стоять в небольшом количестве воды.

Питание: с середины весны до ранней осени.

Размножение: Семенами, верхушечными черенками и делением куста.

ЛАВР

Освещение: Светолюбиво, но выносит и полутень. В летние дни желательно притемнять от яркого солнца.

Температура: Летом 16-20°С. В теплые дни хорошо вынести растение на открытый воздух. Зимой содержат в прохладе - 10 -14°С.

Влажность: Для поддержания высокой влажности воздуха регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Весной, не реже одного раза в 2 года.

Полив: С весны до осени регулярный и умеренный, зимой - скудный.

Питание: Подкормку дают только в период вегетации (с весны до осени) , раз в декаду.

Размножение: Черенками весной или осенью; необходимо использовать стимуляторы роста. Можно семенами (прорастают при температуре не ниже 20°С) .

ПЛЮЩ

Освещение: Растение нетребовательно к свету, не любит прямых солнечных лучей и лучше растет в полутени.

Температура: Летом 15-16°С. Зимой хорошо растет в прохладном помещении с температурой 8-15°С.

Влажность: Полезно опрыскивать зимой и летом.

Пересадка: Пересаживайте каждую весну, пока можно увеличивать размер горшка. Во время пересадки следует укорачивать побеги.

Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте с весны до осени, раз в декаду.

Размножение: Стеблевыми черенками в течение всего года.

САНСЕВИЕРИЯ

Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.

Температура: Зимний минимум 14°С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.

Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже) . Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.

Питание: Летом регулярно подкармливайте.

Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму) . Семенами редко.

ЦИКЛОМЕН

Освещение: Рассеянный свет, летом требует притенения от прямых солнечных лучей.

Температура: Желательно 10-15°С зимой. Высокие температуры сокращают период цветения.

Влажность: Умеренная. Растениям полезно опрыскивание.

Пересадка: Весной, с началом появления новых листьев, производят пересадку

Полив: Обильный, мягкой водой. Нельзя допускать пересушки земляного кома и попадания воды на клубень.

Питание: Особой необходимости нет. Но если растение бледное, то раз в две недели следует подкармливать жидким удобрением. После цветения перестают подкармливать.

Размножение: Семенами, реже делением клубня летом

МОНСТЕРА

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.

Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.

Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.

Размножение: Черенками; воздушными отводками.

ХОЙЯ

Освещение: Интенсивное. Полезно немного прямого солнца, но только не летом через стекло в самое жаркое время дня.

Температура: Желательно 10-13°С зимой для Н. carnosa; зимний минимум 18°С для Н. bella.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья, но только не во время цветения.

Пересадка: Не пересаживайте без настоятельной необходимости, так как корни этого не любят.

Полив: Весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.

Питание: По мере необходимости. Во время цветения подкармливайте с осторожностью, так как избыток удобрения подавляет цветение.

Размножение: Черенкованием полуодревесневших верхушек или кусочками стебля с почкой.

Сказка для детей 5-7 лет

Познавательная сказка для детей дошкольного возраста «Зелёный Ёжик»

Голышевская Наталья Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» г.Барнаула
Назначение: данный материал предназначен для детей дошкольного возраста
Цель: расширить представления дошкольников о комнатных растениях
Задачи:
- познакомить детей с особенностями внешнего вида, строением, условиями произрастания комнатных растений;
- учить выполнять трудовые действия по уходу за комнатными растениями;
- развивать любознательность, познавательный интерес.

Жил-был Кактусёнок. Он был круглый, зелёный и колючий. Поэтому его прозвали Зелёным Ёжиком. Но колючим он был только снаружи, а на самом деле, Кактусёнок был очень добрым и отзывчивым.
Недавно хозяйка отделила его от мамы Кактусихи и посадила в красивый маленький горшочек. Кактусёнку нравился его новый домик, одно огорчало: вокруг, в больших цветочных горшках, росли неизвестные ему растения. Но Кактусёнок был общительным и любознательным. Он решил познакомиться с «соседями» поближе, ведь Зелёному Ёжику так хотелось иметь друзей!
Первым, с кем Кактусёнок отважился заговорить, оказалось растение с толстым одревесневшим стволом, круглые листья которого были похожи на монетки.


- Извините, пожалуйста, - немного смущаясь, сказал Зелёный Ёжик, - а как Вас зовут?
- В народе меня называют денежным деревом, люди считают, что я приношу в дом богатство и достаток, а по-научному я зовусь толстянкой древовидной, - ответило деревце. Моя родина – африканские саванны, поэтому я люблю солнце. А ещё я люблю, когда мой горшок время от времени поворачивают, тогда я вырастаю стройным и красивым деревцем.
- Скажите, а Вам не скучно всё время стоять на подоконнике? - спросил Кактусёнок.
- Нет, конечно, зимой я могу наблюдать за тем, что происходит за окном, а в тёплое время года меня отправляют «на дачу», то есть выносят на свежий воздух – на балкон.
Тут в разговор вмешалось другое растение с необычайно красивыми листьями, на которых выделялись ярко-красные жилки и пятна:
- А меня зовут маранта, я очень люблю влажность и боюсь прямых солнечных лучей, поэтому мне нравится, когда хозяйка опрыскивает мои листья тёпловатой водой. И ещё я умею поднимать листочки и сворачивать их с наступлением сумерек и даже за несколько часов до дождя, точно настоящий барометр.


Кактусёнок слушал очень внимательно рассказы растений, ведь он был ещё маленький и многого не знал.
В одном из горшков росло необычное растение, его тёмно-зелёные мечевидные листья с заострённой вершиной и светлыми поперечными полосками напоминали рыбью чешую. Оказалось, что это саньсевьера, которое называют просто «щучий хвост». Кактусёнку даже стало немного смешно, когда он услышал это название.


Неожиданно открылась дверь и в комнату вошла хозяйка. В руках у неё был горшок с очень красивым растением.
- Познакомьтесь, это ваш новый сосед - сказала она (хозяйка часто разговаривала со своими питомцами, так как считала, что цветы, как и живые существа всё понимают и любят, когда с ними общаются) - это папоротник. Он не только будет украшать комнату, но и поможет очистить воздух от пыли и вредных веществ. Жаль только, что папоротники не цветут, но зато радуют своими разнообразными листьями: огромными, крошечными и даже вьющимися.


Хозяйка поставила горшок и ушла. Так на подоконнике появился «новичок». Он быстро привык к новому окружению и с гордостью рассказывал о том, что папоротники - древнейшие обитатели Земли, существовали вместе с динозаврами и дожили до наших дней.
Так Зелёный Ёжик не только познакомился со своими «соседями», но и узнал много интересного и полезного.

Детская комната, как никакая другая в доме, требует того, чтобы в ней были растения. Растения очищают воздух от различных вредных добавок и бактерий, в светлый период дня обогащают воздух детской кислородом. Однако, для детской подойдут не все растения. К их подбору надо подойти с особой тщательностью.

Растения, полезные для детской

  • – благодаря эфирным маслам, это растение действует как антисептик и способствует уничтожению различных микробов в помещении. Однако следует осторожно подходить к сортам герани душистой, так как ее листья при прикосновении выделяют сильный запах, который может вызвать аллергию у ребенка.

  • Пеперомия – ближайший родственник нашего подорожника, это растение также обладает способностью убивать вредную микрофлору, находящуюся в воздухе.

  • Розмарин – прекрасный антисептик, уничтожающий болезнетворные бактерии и облегчающий дыхание. Это растение рекомендуют ставить в детскую детям, страдающим частыми респературными заболеваниями.

  • – этими растениями издавна украшали детские. Быстро и хорошо растет, декоративно круглый год, в теплый период года его украшают красивые цветки. Фэн-шуй приписывает этому растению хорошую энергетику, полезную для людей.

  • – ближайший родственник гибискуса, комнатный клен очень нежное растение с бархатистыми листьями. Он тоже имеет отличную энергетику и красиво цветет, но в отличие от Гибискуса требует более тщательного ухода.

  • – хороший природный фильтр, способствующий поддержанию влажности в помещении.

  • – это растение способно испарить через листья огромное количество влаги, поддерживая микроклимат в помещении. Этот эффект усиливается, если растение стоит в воде и не испытывает в ней недостатка. К том уже нарядные зонтики циперуса могут украсить любой интерьер. Если в детской стоит аквариум, в него можно поместить и циперус.

  • Геснериевые ( , глоксиния, коллерия, стрептокарпус) – растения этого семейства имеют красивые ворсистые листья и очень нарядно цветут. К тому же уход за ними не сложен, они легко размножаются листовыми черенками и вполне могут стать первым растением, за которым будет ухаживать ваш ребенок.

  • – это растение с плотными листьями и многочисленными детками на краюшках листьев знают все. Однако существует множество видов и все они в большей или меньшей степени являются лечебными. Растение, которым можно лечить небольшие царапины, как нельзя кстати придется в комнате вашего ребенка.

  • Пальма – крупное растение, которое может украсить угол детской. Однако его узкие листья могут поранить детскую ладошку, если ребенок попробует потянуть за лист. Поэтому его надо ставить в комнату детей постарше.

Растения, которые не стоит ставить в детскую

  • Кактусы – о колючки этого растения ребенок может пораниться. К тому же некоторые виды кактусов, такие как опунции, легко отделяют колючки, которые потом тяжело и больно извлекать из кожи.

  • Пуансеттия – это яркое растение, появляющееся в наших домах к новому году. Им принято украшать новогодний интерьер и даже праздничный стол. Но, как и все молочаевые, он содержит сок, который может вызвать раздражение при попадании на кожу. А как удержать ребенка от желания сорвать яркий цветок?

  • Ятрофа – еще один представитель молочаевых. Красивая бутылочная форма растения делает его очень декоративным и сейчас модно держать его дома. Но сок этого растения может вызвать проблемы при попадании в глаза. Семена его ядовиты, так что если в доме маленький ребенок, лучше удалять цветоносы сразу после цветения, не допуская образования семян.

  • Адениум – наверно это растение можно отнести к самым нежелательным растениям для детской. Оно обладает ядовитым соком и очень красиво цветет. Ребенок может сорвать цветок и тогда на его руки попадет сок, который при попадании внутрь может вызвать довольно серьезное отравление. Так что держите этот цветок в недоступных для вашего ребенка местах.

  • Солянум (комнатный паслен) – у этого растения очень красивые и, можно сказать, аппетитные красные ягоды. Сильно ядовитыми их не назовешь, но если ребенок съест их много, возможны проблемы с желудком. Это растение лучше выращивать на кухне вместе с декоративным перцем.

  • Ароидные ( , аглаонема, калла и т.д.) — обладают соком, который может вызвать раздражение кожи. Однако, как правило, дети листья не едят, так как они очень горькие на вкус. А одна проба «на зуб» такого листа вреда особого ребенку не причинит, скорее всего.

  • – тоже обладает ядовитым соком. Листья, как и у ароидных, весьма неприятные на вкус. Так что едва ли привлекут ребенка. Однако красивые цветки могут привлечь его внимание и вызвать желание сорвать. При попадании внутрь (ребенок может облизать руки) может вызвать легкое отравление. Поэтому на период цветения растение лучше убрать из детской, тем более, что на балконе или в саду это растение будет цвести гораздо интенсивнее.

  • Фикусы – как и ароидные, обладают соком, который может вызвать раздражение. Однако на самом деле, не имея ни ярких цветков, ни привлекательных плодов, вреда ребенку принести не могут. Ну разве что не ставить в комнату к очень маленьким детям.

  • – растение с очень яркими листьями, которые своей нарядностью могут привлечь внимание вашего ребенка. Сок листьев горький на вкус и может вызвать раздражение.

  • Баррингтония – это редкий гость в наших домах. Обычно он поступает в продажу в виде пророщенного ореха, посаженного в землю. Листья растения ядовиты.

  • Бересклет – декоративные формы этого в общем-то наружного растения иногда выращивают в квартирах. Кора содержит дубильные вещества, вызывающие расстройство желудка. Однако опасность могут представлять практически только плоды, которые выглядят очень привлекательно и известны случаи, когда дети ели их в достаточно большом количестве, что приводило к отравлению.

  • Глориоза – одна из самых ярких и красивоцветущих лиан. Сок этого растения не вызывает раздражения, но при попадании внутрь может вызвать проблемы с желудком.

  • – абсолютно не ядовита, но у некоторых сортов плотные листья с острой кромкой, о которые ребенок может пораниться. Так что для маленьких деток это растение в комнату лучше не ставить.

  • — это растение не ядовито и никакого вреда вашему ребенку не причинит. Но оно очень хрупкое и все ветки, которые есть на драцене, это прививки. Ваш ребенок может легко поломать это растение и его декоративность будет навсегда потеряна. Так что ставить драцену лучше в комнату для деток постарше.

В принципе, среди тех растений, которые поставляются на наш рынок из Голландии, сильно ядовитых растений нет. Ядовитые растения встречаются только в частных коллекциях, поэтому приобретая растение в детскую из частной коллекции, не забудьте уточнить, не является ли это растение ядовитым.

Размещение растений в детской

Выбирая растения для детской, надо не забывать о том, что выделяя в светлое время суток кислород, ночью растения, как и мы, кислород потребляют. Поэтому в спальню обычно не ставят крупные растения с большими листьями – их лучше оставить для гостиной. Подоконник можно украсить красивоцветущими растениями.

Такие растения, как хлорофитум, прекрасно себя чувствуют на полках, свешивая вниз красивые узкие листья и побеги с детками.

Если размер детской позволяет, можно организовать небольшой зеленый уголок, поставив крупное растение и несколько более мелких – например, пальму и пару папоротников или хлорофитумов.

Если места немного, стену можно украсить красивой лианой (сциндапсусом или ) (не бойтесь лиан в доме – фен-шуй очень хорошо относится к ним и широко применяет их для улучшения энергетики места, особенно выступающих внутрь помещения углов).

Однако, маленький ребенок часто использует в качестве опоры практически все предметы. Которые попадаются ему под руку. Поэтому, размещая растение в детской, надо расставлять их так, чтобы ребенок не мог их перевернуть. Не стоит ставить горшки на столе, где ребенок может дотянуться до них и опрокинуть. К тому же для детской стоит отказаться от декоративных керамических горшков, осколки которых могут нанести серьезную травму ребенку. Лучше ограничиться пластиковыми горшками и тогда, даже если ваш ребенок уронит или перевернет растение, он не травмируется и вам останется только собрать рассыпанную землю.

Как видите, выбор растений для детской велик. И хотя растения требуют дополнительного внимания, их присутствие в спальне ребенка сделает его жизнь более качественной, а здоровье более крепким! Ну, а после 5-7 лет, ребенка уже можно приобщать к уходу за растениями в его комнате.