Читательский дневник по рассказу А.П.Платонова Неизвестный цветок. Энциклопедия сказочных героев: "Неизвестный цветок"


Краткое содержание

Это рассказ о маленьком цветке, о котором никто не знал на земле, потому что он рос один на пустыре. Коровы и козы не ходили туда, а дети из пионерского лагеря там никогда не игра­ли. На пустыре не росла трава, а лежали одни мертвые камни. Ветер гулял по пустырю и всюду сеял семена — и в черную влаж­ную землю, и на голый каменный пустырь.

Однажды одно семечко упало и приютилось в ямке между камнем и глиной. Долго оно томилось, потом напиталось росой, распрямилось, выпустило из себя тонкие корешки, впилось ими в камень и глину и стало расти.

Так начал жить на свете этот маленький цветок. Ему нечем было питаться в камне и глине, а капли дождя не проникали до его корня. Цветок все жил и понемногу рос выше. Он поднимал свои листья навстречу ветру, и из ветра выпадали на землю пы­линки, принесенные им с жирной тучной земли. Эти пылинки служили пищей цветку, но их нечем было размочить. Тогда цве­ток стал сторожить росу по ночам. Когда листья тяжелели от росы, он опускал их, и роса падала вниз. Она увлажняла черные пы­линки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Цветок трудился день и ночь.

Очень трудно ему было, но он нуждался в жизни и терпеливо переносил свою боль от голода и усталости. Радовался он лишь один раз в сутки: когда первый луч солнца касался его утомлен­ных листьев.

Если же ветер долго не приходил на пустырь, то цветку ста­новилось совсем плохо. В это время он дремал. И все время ста­рался расти, даже когда совсем нечем было питаться и приходи­лось глотать мертвую глину. Листья его не могли стать зелеными, одна жилка была синяя, другая красная, третья голубая или зо­лотого цвета. Голод и мучения обозначались разным цветом внутри его листьев. Но сам цветок этого не знал: он был слепой.

Похожий до этого на травку, в середине лета он распустил венчик и с ним стал настоящим цветком. Венчик был простого, сильного и ясного цвета, какой бывает у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, который видно было даже в темную ночь. А ветер, когда приходил на пустырь, всегда уно­сил с собой благоухание цветка.

Однажды утром мимо пустыря шла девочка Даша, отдыхав­шая недалеко в пионерском лагере. Она соскучилась по матери, написала ей письмо и шла с ним на станцию, чтобы скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт и завидовала тому, что он уви­дит мать раньше нее самой.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Даша вспом­нила одну сказку, которую рассказывала ей мать, о цветке, ко­торый грустил по своей матери-розе, но плакать не мог, и толь­ко в благоухании проходила его грусть. Даша сравнила его грусть со своей и отправилась на пустырь. Там она действительно увиде­ла цветок, росший около камня.

Даша никогда не видела такого цветка ни в жизни, ни на кар­тинке, поэтому стала расспрашивать его, откуда он такой, как его зовут и почему он не умер здесь, среди камней и глины. Цве­ток на большинство вопросов отвечал, что не знает, поскольку впервые так близко слышал голос человека и не хотел обидеть Дашу молчанием.

В конце разговора Даша склонилась над цветком и поцеловала его в маленькую головку.

На следующий день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. По Дашиной просьбе они вдохнули его благоухание, а потом долго любовались им, как героем. Они высчитали, сколь­ко надо привезти на пустырь золы и навоза, чтобы земля стала доброй, чтобы мужественный цветок отдохнул, а его дети не погибали.

Четыре дня работали пионеры, а потом разъехались по домам и больше на пустырь не пришли. Лишь Даша забежала однажды проститься с цветком перед отъездом. Лето кончалось.

На другое лето Даша опять поехала в тот же пионерский ла­герь. Всю зиму она помнила о необычном цветке и сразу же побе­жала на пустырь проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал не тот. Он зарос тра­вами и цветами, над которыми летали бабочки и птицы. От цветов шло такое же благоухание, как от того, первого, цветка.

Однако его самого уже не было. Должно быть, он умер ми­нувшей осенью. Новые цветы были хорошие, только чуть хуже, и Даша вновь загрустила о нем. Она уже пошла было обратно, но вдруг остановилась. Между двумя тесными камнями рос новый цветок, еще лучше и прекраснее старого. Он был живой и терпе­ливый, как и его отец, только сильнее его, потому что жил в камне.

Название: Неизвестный цветок

Жанр: Сказка

Продолжительность: 8мин 54сек

Аннотация:

На каменистом пустыре, где ничего не росло, однажды вырос прекрасный цветок. Он терпеливо боролся за свое выживание – собирал росу и пылинки, приносимые ветром.
Он расцвел, и вокруг разнеслось благоухание его запаха.
Однажды мимо проходила девочка Даша из пионерского лагеря. Она почувствовала аромат цветка. Она очень удивилась, что цветок вырос на таком неподходящем месте. Она привела других пионеров из пионерского лагеря. Несколько дней все ребята трудились, чтобы удобрить неплодородную глину навозом и золой.
На следующий год Даша снова приехала в этот же лагерь. Она увидела, что этот участок стал плодородным, и здесь росло уже много разных растений. Но цветка, похожего на тот, она не видела. Наконец, она обнаружила его среди камней и глины. Он был очень похож на своего отца, но еще сильнее и красивее.

А.П. Платонов — Неизвестный цветок. Прослушать краткое содержание в аудио онлайн.

Андрей Платонович Платонов родился в конце 19 века в Воронеже. По его словам, жизнь его была лишена периода юности, и из детства он сразу шагнул во взрослый мир. Тем не менее, он считал судьбу свою настолько же счастливой, насколько и трагичной.

Детство писателя прошло в многодетной бедной семье, и уже с 13 лет ему пришлось работать вместе с отцом, чтобы семья могла избежать голода. Уже к 20 годам Андрей Платонов освоил несколько профессий – он работал и дворником, и посыльным, обходчиком железнодорожных путей и мелиоратором. Но настоящее призвание его – и публицистика.

Произведения Платонова отличаются глубиной, реализмом, граничащим со сказочностью, но от этого не теряющим своего смысла. Массовому читателю неизвестны многие его произведения потому, что ему «посчастливилось» творить в советские времена, когда за каждым словом цензура старалась найти антисоветские крамольные мысли, а труды Платонова как раз и были теми витиеватыми и двусмысленными, которые запрещались к печати. В 1946 году писатель был вычеркнут из списка литераторов за рассказ о изломанной судьбе солдата.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» - о сюжете

Сюжет этого произведения Платонова разворачивается вокруг маленького беззащитного семени растения, которое старается выжить и дать всходы на заброшенном пустыре, на безжизненной глинистой почве. И, несмотря на то, что у него нет никаких шансов, он все же борется, ищет пути к спасению там, где их и быть-то не должно.

И наградой за его труды и стремление к жизни ему становится маленькая девочка, которой также одиноко и неуютно в этом мире. С ее помощью растение обретает возможность не только выжить, но и превратиться в цветок, дать жизнь своим детям-семянкам.

И эта сказка-быль Платонова наполнена скрытым смыслом, за простым, на первый взгляд, сюжетом сокрыто таинство выживания, которое заключается в характере каждого человека, но не всем удается эти качества раскрыть и взрастить в себе.

»Неизвестный цветок» - история создания произведения

В последние годы своей жизни, уже будучи больным туберкулезом, Андрей Платонович много писал о детях и для детей. Но и эти его произведения балансировали на грани реализма и фантастики. Однако в «Неизвестном цветке» фантастика сведена к минимуму, а главный акцент сделан на подтексте, на том, что каждый из читателей увидит в произведении, что поставит для себя в качестве главной мысли и значения.

Эта сказка-быль была написана за год до кончины писателя и стала своеобразным завещанием для его дочери и для всех детей этого поколения. В сказке Платонов поднимал извечные риторические вопросы – как жить, для чего жить,

Особенность прозы Платонова в том, что даже если она пишется для детей и предполагает маленьких читателей как основного адресата, в ней все равно содержится определенный заряд «взрослости» и философичности. Правда, эти слои текста ребенок может и не считывать, а вот взрослый человек - да. Читатель в этом убедится, если дойдет до конца предлагаемой статьи. В фокусе нашего внимания - Платонов. «Неизвестный цветок»: краткое содержание и анализ детской сказки станут предметом обсуждения.

Рождение цветка

Возник цветок уже героически. Ветер перенес семечко и бросил его на пустырь, среди камней и глины. Пустырь стал домом цветку, а камни и глина - его ближайшими соседями. Трудна была его жизнь. Цветок мало ел, мало пил. Питался он в основном пылинками, принесенными ветром, а пил, конечно, росу, которую бережливо собирал не столько корнями, сколько листьями. И даже в таких непростых условиях цветок креп и рос. Одна беда: он был совсем один. И это угнетало его даже больше, чем каждодневная борьба за жизнь. Грустного героя дарит читателю Платонов. «Неизвестный цветок» (краткое содержание) продолжаем рассматривать далее.

Обретение себя. У цветка появляется венчик

Так устроен мир, что никакие усилия не пропадают даром. Вот и цветок мать-природа наградила прекрасным венчиком. До этого сам цветок считал себя травой. А сейчас он, конечно, стал совсем другим. У него появился аромат, и его было видно теперь даже ночью. Чувствуется, что проникнут симпатией к своему герою Платонов. «Неизвестный цветок» (краткое содержание) - не такое уж лишенное надежды сочинение, но это выяснится чуть позже.

Даша

Сказка могла бы быть и такой: цветок боролся-боролся, да и умер в одиночестве, но тогда бы это была не сказка, а быль. Большинство из нас так и не могут до самой смерти переломить свою судьбу, хотя сильно стараются.

В нашем рассказе события для героя-цветка складывались более благоприятно. Как-то раз через пустырь шла девочка Даша. Она написала маме письмо и несла его на станцию, чтобы отправить. Даша была хорошей девочкой - пионеркой, и она очень любила свою маму.

Чтобы дойти до пункта назначения, девочке надо было пересечь пустырь. Идя по намеченному маршруту, она услышала печальный аромат цветка и откликнулась на безмолвный зов. Таким образом, в сердце читателя закрадывается надежда, что у цветка все еще может быть хорошо. Как будет на самом деле, узнает только тот, кто до конца прочтет нашу статью: «Платонов, «Неизвестный цветок»: краткое содержание и анализ».

Пионерка обнаружила цветок и удивилась непохожести этого растения на остальных его собратьев. Тем не менее, герои поговорили, и девочка почувствовала внутреннюю силу растения и поразилась его жизненной стойкости. Встреча ее настолько потрясла, что на прощание она поцеловала цветок в его венчик. Поцелуй как символ одобрения и знак правильно выбранного цветком пути. Таким образом приободрил своего героя А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» - не такая уж и безнадежная история.

Пионеры. Превращение пустыря в сад

Даша не могла остаться равнодушной к судьбе цветка. Вообще, надо сказать, она же сама не возникла из пустоты. Неподалеку от пустыря был пионерский лагерь, в котором девочка отдыхала. Из него же пришло подкрепление. Проще говоря, явились на пустырь пионеры, стали его измерять и прикидывать, сколько нужно золы и навоза, чтобы превратить это место в сад. И пионерам удалось-таки осуществить задуманное. Больше их цветок не видел. Однажды к нему пришла только Даша. Таким образом, как оказалось, рассказ, полный надежды, написал А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» - если и сказка, то очень правдивая.

Девочка пришла сказать цветку «до свидания». Лето заканчивалось, пионерке надо было возвращаться в родные пенаты.

Распустившийся пустырь как памятник усилию цветка

Пионерка приехала на следующее лето в тот же лагерь и, конечно, поспешила на пустырь, где, как ей казалось, все еще жил ее друг. Но когда девочка туда пришла, она не нашла его: там были свежие, но не такие красивые цветы. Они были не так хороши, потому что в них не было силы неизвестного цветка, его желания жить.

Но тут среди камней Даша заметила потомка своего друга. Сын был так же силен, как и отец, может быть, даже сильнее, ведь он пророс между двух камней.

Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» подводит читателя к тому, что настоящий героизм не пропадает, не растворяется в мире, он пребывает в нем вечно, а дело людей - не забывать о нем.

Главные герои и анализ произведения А. П. Платонова

Мы будем идти от макро- к микроуровню:

  1. Жизнь. Конечно, это главная героиня повествования, ибо без нее цветок бы не смог бороться на свое бытие так отчаянно и страстно.
  2. Цветок-человек. Если позволить себе декодировать рассказ, то выйдет, что цветок - это обобщенный образ человека, который борется просто за то, чтобы жить. Сейчас модны такие слова, как «самореализация», «предназначение», «призвание», но есть и в нашем мире еще люди, которые просто сражаются за право жить. Для них существование ни в коем случае не дар, а, скорее, постоянно ускользающая возможность.
  3. Даша, символизирующая надежду. Девочка для цветка - это надежда. Встретив ее, цветок понял, что его усилия не пропадут даром.
  4. Пионеры - это всё и вся трансформирующая советская власть, которая полностью управляет реальностью. Для нее нет ничего невозможного.

На этом можно завершить разбор рассказа, который написал Платонов. «Неизвестный цветок» (главные герои в том числе) был проанализирован достаточно подробно.

История неизвестного цветка началась с маленького семечка, принесенного на пустырь ветром. Упавшее в камни семя долго мучилось и не могло прорости. Роса напитала его свой влагой и семечко проросло. Его корни проникли в мертвую глину. Так появился на свет маленький неизвестный никому цветок.

Маленькому цветочку пришлось пережить немало трудностей. Он не мог получать никакого питания, так как вокруг были только камни и глина. Для своего питания он использовал лишь пылинки принесенные ветром, а пил только капельки росы. Каждый день цветочку приходилось сторожить ветер с надеждой, что тот принесет пылинки и ждать потом ночи, чтобы написаться росы. День и ночь надо было цветочку трудиться, чтобы выжить. Но цветок выжил на удивление всем. Когда становилось совсем плохо, то цветок начинал дремать. Ему часто приходилось бороться за свою жизнь. И вот свершилось в средине лета чудо. Наверху цветка появился прекрасный венчик.

В один из дней мимо проходила хорошая девочка Даша, которая отдыхала в пионерском лагере. Девочка слишком скучала по маме и часто отправляла ей с почты письма. Сейчас девочка шла, чтобы отправить маме очередное письмо. Цветок привлек внимание девочки своей красотой. Даша наклонилась и поцеловала его головку. Девочка увидела, как трудно живется цветку среди глины и камней и постаралась создать ему лучшие условия.

Вместе с другими детьми из лагеря они завезли на пустырь землю. Цветку было приятно в хорошей земле.

Однако спустя год Даша опять была в пионерском лагере, но когда она пришла на пустырь, то к ее удивлению она не увидела цветка на старом месте. Там росли другие цветы и травы. Мысль, что цветок умер прошлой осенью, огорчила девочку. Опечаленная девочка пошла назад. И что это? Среди камней рос цветок, только еще краше, терпеливее и сильнее, чем отец. Он выбрал для своей жизни камень.

Жизнь неизвестного цветка напоминает человеческую жизнь, где немало испытаний и трудностей, которые следует преодолеть, главное, не надломиться, выстоять и верить в счастье, которое обязательно придет.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Рассказ Платонова “Неизвестный цветок” ставит перед читателями важный вопрос – что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи? Содержание этого произведения заставляет нас поразмышлять над поставленной проблемой. Главный герой рассказа – маленький цветок, выросший Read More ......
  2. Цветок Стихотворение “Цветок” написано Василием Андреевичем Жуковским в 1811 г. Вид увядшего цветка, что автор называет минутной красой полей, одинокого и лишенного былой прелести, рождает в его сердце размышления о своей жизни. Ведь подобно руке осени, жестоко лишающей цветок красоты, Read More ......
  3. Английский инженер Вильям Перри, щедро награжденный русским царем Петром за усердие в устроении шлюзов на реке Воронеж, письмом зовет в Россию своего брата Бертрана для исполнения ново­го царского замысла – создания сплошного судового хода меж Доном и Окою. Предстоят большие Read More ......
  4. Цветок В этом стихотворении герой, спокойный, сосредоточенный человек, сидит с книгой в руке и между ее страниц находится закладка – засохший цветок. Находка героя заставила глубоко задуматься и погрузиться в размышления. Заинтересовал его не только сам высохший цветок, сколько человек, Read More ......
  5. Красный цветок Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г. В губернскую психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он буен, и врачу Read More ......
  6. Каменный цветок Жил малахитовых дел мастер Прокопьич. Хороший мастер был, но в годах уже. Тогда решил барин, что должен мастер свое ремесло дальше передать и велел приказчику подобрать ему ученика. Сколько приказчик мальцов не приводил, не устраивали они Прокопьича. Пока Read More ......
  7. Рассказ В. Гаршина “Красный цветок” повествует о героической борьбе – борьбе главного героя с вселенским злом. Воплощением этого зла для сумасшедшего стал яркий красный цветок – цветок мака. Казалось бы, как это прекрасное растение может напоминать о чем-то страшном и Read More ......
  8. У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение – “Цветок”. Оно небольшое – состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую Read More ......
Краткое содержание Неизвестный цветок Платонов