Плохо греет последняя батарея в двухтрубной системе. Что делать, если не греют батареи в квартире? Почему батарея не греет: частые причины


Жилые многоэтажные дома в 60-е - 90-е годы прошлого века, да нередко и сейчас строят с применением однотрубной вертикальной системы отопления.

Очень часто такие системы построены с применением, так называемых П-образных стояков.

Видно, что объем поступления низкий, поэтому и обогрев такого радиатора только сверху, и то только половина от ширины радиатора. Справедливости ради, нужно сказать, что если подавать даже в исправный и чистый радиатор во много раз меньше необходимого объема в единицу времени, то на тепловизоре будет такая же картинка. Так что вандализм на одном из этажей может приводить вот к такой печальной картинке на других этажах.

Так как, при показанном выше способе подключения радиатора (розовый радиатор), скорость в радиаторе была слишком низкая (для вымывания грязи), и при такой низкой скорости в радиаторе накапливалось больше шлама и отложений (чем при более высокой скорости теплоносителя), в последующие десятилетия способ подключения в многоэтажках модернизировали, назвав его, методом «смещенного» к радиатору байпаса. Фото ниже.

Метод "смещенного" байпаса, также увеличивает "затекание" (объем циркулирующего в единицу времени) в радиатор, за счет использования энергии импульса массы воды, т.е. за счёт энергии электрического циркуляционного насоса в теплопункте.

Возвращаюсь к теме "убиения" стояка.

И опять же, благодаря тому, что системы отопления были спроектированы с запасом, несмотря на такое вандальное вмешательство в общую систему отопления на одном этаже из пяти или девяти (перекрытие байпаса, его демонтаж, или установка на него крана), не значительно ухудшало отопление на других этажах. Т.е. ухудшало, конечно, но чуть-чуть, и жильцы этого не замечали, так как снижение температуры отопления измерялось долями или единицами градусов.

Но время шло, на других этажах тоже засорялись (многолетние отложения шлама накапливались) радиаторы, «грамотные» слесари из ЖЭУ, «подремонтировав» теплоотдачу один раз вандальным способом, стали уже в массовом порядке применять такое «ноу-хау».

В конце-концов, даже спроектированные с запасом системы отопления, перестали справляться с таким вандализмом со стороны обслуживающих организаций, и сейчас находятся в крайне плачевном состоянии, требующем уже теперь зачастую глобальной переделки. Так как в результате неграмотного вмешательства в работу общедомовых систем отопления, уменьшилась скорость по всему стояку, соответственно и стали ускоренно нарастать отложения шлама. Которые, пока было еще не поздно, можно и нужно было устранять с помощью проведения химической промывки-прочистки системы отопления (стояка вместе с радиаторами).

Привожу фото труб до проведения химпромывки и после. На практике, встречаются такие трубопроводы, что там ВООБЩЕ не видно просвета в трубе. Т.е заросли практически напрочь (непонятно становиться как же вообще работало отопление). И вот тогда, уже химпромывка не поможет, и придеться делать полный демонтаж и труб и радиаторов, и менять все на новое. А ведь сделать химпромывку было бы в несколько десятков раз дешевле, по сравнению с полной переделкой. И служила бы система отопления исправно и хорошо, еще ближайшие 20 лет.

Рассмотрим работу П-образного стояка в его нисходящей части.

Нисходящая часть по рисунку справа. Изображен стояк с уже «смещенными» к радиатору байпасами.

Так как у биметаллического радиатора проходы для протока более узкие, чем у чугунного радиатора,

может оказаться, что он не сможет пропустить через себя достаточного для ВСЕГО стояка (к примеру, из восемнадцати радиаторов) объема (если количество секций до пяти). При большем, секций 8 и более количестве секций сечения протока хватит, но гидросопротивление биметаллического радиатора всё равно будет выше, чем у чугунного радиатора типа МС140-500. В результате уменьшается ОБЩИЙ объем циркулирующего через ВЕСЬ стояк . Что ухудшает теплоотдачу ВСЕХ 18-ти радиаторов, подключенных к этому стояку на ВСЕХ этажах.

Но, если бы байпас, не был демонтирован (или на него не был бы установлен кран), то, как раз байпас и смог бы спасти положение с необходимым объемом циркуляции по стояку. Пропустив через себя тот объем , который не смог пройти через биметаллический радиатор. И если по проекту прошлого века, байпас делался с уменьшением диаметра на один типоразмер, относительно стояка, то при замене чугунного радиатора на биметаллический, этот байпас желательно сделать без уменьшения диаметра (не зауженным). Как раз для того, чтобы он смог пропускать через себя весь необходимый всем восемнадцати радиаторам объем циркуляции .

Не стоит беспокоиться относительно того, что не хватит на этот один конкретный биметаллический радиатор. Ведь, грубо говоря, только 1/18-я часть предназначена для этого одного радиатора. И эта часть, будьте уверены, затечёт в этот биметаллический радиатор по инерции (при смещенном байпасе). Естественно, только если для подключения этого биметаллического радиатора, Вы используете запорную арматуру, имеющую достаточно широкий проход, чтобы дать возможности пройти через себя нужному объему . Т.е. либо шаровый полнопроходный кран, либо специальный термостатический вентиль для однотрубных гравитационных (имеют бОльший проход, чем другие) систем отопления. Могут подойти термостатические вентили фирмы DANFOSS RTD-G или RA-G ду20мм (3/4 дюйма).

В случае применения термовентиля (нужен обязательно для однотрубных систем и повышенной пропускной способности, типа Данфосс RA-G), Вы также приобретаете дополнительный комфорт, в виде автоматического поддержания температуры в Вашем помещении на желаемом и заданном Вами уровне. Но естественно, при установке термовентиля, байпас у Вас, не должен иметь заужения относительно стояка, так как должен иметь возможность пропускать через себя весь объем , предназначенный для всего стояка, т.е. для всех 18-ти радиаторов. Но также есть и опасность, что стояк у Вас уже не имеет дОлжного объема циркуляции через себя, и в таком случае установка термовентиля, может сильно уменьшить теплоотдачу Вашего радиатора. Как выйти из положения в этом случае, читайте в конце статьи в дополнениях.

Рассмотрим работу П-образного стояка в его восходящей части.

Нисходящая часть по рисунку слева. Изображен тот же самый стояк со «смещенными» к радиатору байпасами.

Теплоноситель поступает в нижний коллектор радиатора, потом по одной-двум секциям чугунного радиатора поднимается в верхний коллектор радиатора. Потом уже двигается по верхнему коллектору вправо, постепенно опускаясь-охлаждаясь в других секциях и собираясь в нижнем коллекторе. Двигаясь далее по нижнему коллектору влево, остывший внизу первой секции подмешивается к поступающему горячему, и так по кругу и циркулирует внутри радиатора исключая одну-две левых секции.

Фактически, одна-две левых секции чугунного радиатора работают при этом как гидроразделитель (гидрострелка). А циркуляция в правой части секций, исключая левые крайние секции, происходит опять же за счет работы «встроенного» насоса. Циркуляция же через левые секции-гидроразделитель, происходит под воздействием напора циркуляционного насоса, установленного в теплопункте.

Понятное дело, что количество (объем) в единицу времени (массовый расход), проходящего суммарно через левую секцию чугунного радиатора и байпас радиатора, должен быть настолько большим, чтобы обеспечивать достаточным количеством тепла все шесть радиаторов (в случае девятиэтажки восемнадцать радиаторов). Для этого, количество и скорость должны быть в расчетном интервале. А уже это, может быть обеспечено, только при относительной чистоте труб и радиаторов, а также невмешательстве жильцов и неграмотных работников ЖЭУ (УК) в проектную конструкцию всего стояка.

Теперь посмотрим, что происходит при замене чугунного радиатора на биметаллический, когда, уже довольно много лет назад, самовольно были демонтированы байпасы.

Снова напомню, какие широкие проходы для протока в чугунном радиаторе.

И какие у биметаллического радиатора проходы для протока более узкие, чем у чугунного радиатора,

Поэтому в результате бОльшего сопротивления биметаллического радиатора протоку (особенно при количестве секций примерно менее 5) уменьшается ОБЩИЙ объем циркулирующего через ВЕСЬ стояк . Что ухудшает теплоотдачу ВСЕХ 18-ти радиаторов, подключенных к этому стояку на ВСЕХ этажах.

Ситуация усугубляется тем, что подача в восходяшей части П-образного стояка нижняя. В биметаллический радиатор, при нижней подаче, заходит в нижний коллектор, но не может распределяться вверх по тонким трубочкам, так как движению вверх, по этим трубочкам начинает противостоять «встроенный» в радиатор насос. Т.е. при этом насос в теплопункте стремится, протолкнуть по узким трубочкам вверх, а остывающий , под воздействием гравитации стремиться опусится вниз. И из-за малого диаметра этих трубочек эти два прямо противоположных потока никак не могут разойтись и практически полностью останавливают друг друга. Также из-за малого диаметра трубочек первые секции, в отличие от чугунного радиатора, не могут начать работать как гидроразделитель (гидрострелка).

Но, если бы байпас, не был демонтирован (или на него не был бы установлен кран), то, как раз байпас и смог бы хотя бы частично, спасти положение с необходимым объемом циркуляции по стояку. Пропустив через себя тот объем , который не смог пройти через биметаллический радиатор.

К огромному сожалению, даже если байпас не демонтировали вандалы, то и при его наличии наблюдается вот такая печальная картина на тепловизоре.

Или Второй вариант .

Переварить трубы (отводы) от стояка таким образом, чтобы поступал в верхний коллектор Вашего биметаллического радиатора. Причем, при этом, диаметр байпаса, желательно должен быть не меньше диаметра самого стояка.

Причем обратите внимание, что радиатор подключен по диагонали (это еще лучше, чем боковое подключение, особенно при большом количестве секций). Подача (вход в радиатор) на фото при нижней подаче поступает в левый верхний угол (верхний коллектор) радиатора. А обратка (выход) с радиатора, сливается с правого нижнего угла радиатора (нижнего коллектора).

П.С. от 25.09.2014

Если есть желание установить "термоголовки" на вертикальные однотрубные стояки многоэтажек, именно со смещенными байпасами, то можно установить не двухходовые, а трехходовые клапаны. Например, трехходовые клапаны, но с повышенной пропускной способностью - Клапан трехходовый тип HERZ CALIS-TS-Е-3D каталожный номер 1 7745 02 (клапан слева от радиатора) и номер 1 7746 02 (клапан справа от радиатора). Коэффициент затекания 34% термостатический режим 2К, 57% клапан открыт. Kvs=5,28 м3/ч. Эти клапаны выпускаются только для стояков ДУ20 мм или по-другому 3/4".

Такой клапан гарантированно обеспечит достаточное затекание в радиатор. Но байпас требуется при этом делать такого же сечения, как стояк. К сожалению, установка трехходового клапана даже с повышенной пропускной способностью, незначительно ухудшает проток через весь стояк. Поэтому лучше применить способ подключения, как в дополнении к статье от 02.04.2015

П.С. от 02.04.2015

Должен сказать, что установка двух и трехходовых вентилей (клапанов) на стояки со смещенными зауженными байпасами, всё-таки является нарушением проектного режима работы вертикальных однотрубных стояков. Так как уменьшает объем циркуляции через весь стояк.

Но есть решение, позволяющее устанавливать двухходовые термовентили (имеют более низкую стоимость, чем трехходовые) без ухудшения работы стояка. Это переварить стояк и байпас так, чтобы, байпас был несмещенным и незауженным. Вот так это выглядит.

На 3Д эскизе, изображен байпас, увеличенный на один-два типоразмера (например 1" или дюйм с четвертью вместо 3/4"). Такое решение посоветую для улучшения циркуляции через Ваш радиатор, если подача по стояку нижняя (или Вам точно не известно направление подачи). Если же Вы гарантированно знаете, что подача по стояку верхняя, то делать такое уширение байпаса беЗсмысленно. Это такое же подключение с использованием "насоса", что и на фото с розовым радиаторов (выше в статье). Т.е. циркуляция между стояком и Вашим радиатором происходит только за счет силы гравитации. Такой способ годится для подключения биметаллического радиатора при нижней подаче по стояку.

В вышепоказанной схеме подключения с незауженным расширенным байпасом, еще можно использовать эффект закона Бернулли для увеличения затекания в радиатор. Как это можно сделать - покажу на эскизе ниже.


Приведу термограмму биметаллического радиатора у человека, который как раз поменял у себя чугунные радиаторы на биметаллические, переделав байпас на несмещенный и незауженный. И эта термограмма доказывает, что при несмещенном и незауженном байпасе радиатор прекрасно греет.

На ней видно, что температура в стояке +59,2 градуса. На входе в радиатор (на подаче) имеет температуру +58 градусов, а на выходе (на обратке) +49 градусов. Т.е. остывание в радиаторе 9 градусов. Температура же поверхности у биметаллического радиатора всегда существенно меньше, чем температура внутри его каналов, так как наружные рёбра-поверхности (особенно снизу) интенсивно отдают тепло и за счет этого остывают. Это не недостаток, а просто конструктивная особенность биметаллических радиаторов.

Термовентиль (радиаторный термоклапан) посоветую:

Прямой Danfoss RA-G 3/4" каталожный № 013G1677 (ду20), у которого Kv=2.06 куб.метров/час (пропускная способность с установленной термоголовкой) и Kvs=3.81 м3/час (со снятой термоголовкой, т.е. полностью открыт).

Угловой Danfoss RA-G 3/4" каталожный № 013G1678 (ду20), у которого Kv=2.2 куб.метров/час (пропускная способность с установленной термоголовкой) и Kvs=5.01 м3/час (со снятой термоголовкой, т.е. полностью открыт).

Т.е. термовентиль должен быть для однотрубных гравитационных систем с повышенной пропускной способностью (чем больше Kv/Kvs, тем лучше) . Термовентили для двухтрубных системы и двухтрубно/однотрубных - не подойдут по пропускной способности.

Вот еще один реальный пример такой установки:


Биметаллический радиатор Рифар Монолит, 8 секций, межосевое 350мм, незауженный и несмещённый байпас, снизу на подводке обратки - шаровый кран, вверху на подводке подачи - термоклапан Danfoss RA-G 3/4" каталожный № 013G1677 (ду20 прямой).

В помещении 24 градуса, температура стояка 49...50 градусов. Термограмма приведена со снятой термоголовкой Danfoss RA 2940 (режим Kvs), с надетой и открытой на максимум термоголовкой (режим Kv) температура нижнего отвода радиатора падает градуса на два.

И, если Вы захотите переделать так и у себя радиаторы, а сантехники из ЖЭКа будут откровенно крутить пальцем у виска (рассматривая приведенный мною эскиз), и утверждать, что не пойдет через радиатор, а весь пройдет мимо по несмещенному и незауженному байпасу, что по их мнению нужно сплющить байпас или поставить на него кран, то не обращайте внимания на их заблуждения. Ведь в обязанности сантехников не входит проектирование систем отопления, а только перепаковка резьбовых соединений, замена прокладок и прочее техобслуживание. Так что требовать от сантехника из ЖЭУ знаний проектировщика систем отопления не имеет смысла. Во многих городах целые большие микрорайоны многоэтажек построены в 50-60-е годы с подключением радиаторов с незауженным и несмещенным байпасом. И в этих домах прекрасно работают радиаторы до сих пор с таким подключеним.

И не разрешайте "особо продвинутым" сварщикам вваривать в байпас скрытые заужения в виде пластин, гаек и прочей фигни, заужающей сечение байпаса. Несмотря на то, что они будут Вас уверять, что хотят сделать Вам же "как лучше с их кочки зрения". Также проследите, чтобы отверстия в вертикальном участке стояка, в месте приварки отводов на радиатор, имели достаточный диаметр в 20 мм. Многие сварщики, для того, чтобы эти отверстия были полноценными, не прожигают отверстия, а высверливают их биметаллической коронкой. Ибо, если прожечь слишком "узкие" отверстия - это ухудшит гравитационную циркуляцию через Ваш радиатор. Также не следует допускать при вварке отводов в несмещенный байпас, чтобы труба отвода к радиатору была "вдвинута" вовнутрь, как на рисунке ниже. Иначе может образоваться "подсос", который будет препятствовать гравитационной циркуляции через радиатор.

При таком подключении радиатора (с чисто гравитационной циркуляцией), по сравнению с подключением со смещенным и зауженным байпасом, потребуется увеличение количества секций на 20-40%. Так как для возникновения нужного напора насоса снизу в радиаторе вынужден будет остывать градусов на 7-10 или даже более. Т.е. это разница температуры на входе и на выходе радиатора.

Также гидросопротивление двухходового термовентиля будет несколько тормозить циркуляцию через Ваш радиатор, поэтому для компенсации этого, при установке термовентилей, при проектировании всегда увеличивают еще примерно на 15% количество секций радиатора (или типоразмер по мощности). Т.е. всего нужно будет увеличить количество секций примерно на 20-40%. Например 12, вместо 9. Думаю, что такая плата за сохранение Вашего стояка в проектном положении и за комфорт (авторегуляция температуры в помещении) стоит того, чтобы переплатить за это количество секций. Тем более, что установив 9 секций через двухходовый термовентиль при подключении со смещенным и зауженным байпасом Вы всё равно получили бы уменьшение теплоотдачи (причина в гидросопротивлении термовентиля и уменьшении объема циркуляции по стояку, что описано выше в этой статье). И это уменьшение теплоотдачи всё равно пришлось бы компенсировать увеличением количества секций до 12-ти. Так что по факту Вы ничего не теряете.


Обсуждение этой статьи и вопросы прошу размещать в одноименной теме форума -

Перепечатка не возбраняется,
при указании авторства и ссылки на этот сайт.

- поделитесь в соц сетях

С наступлением холодов многие сталкиваются с проблемой неработающих радиаторов и задаются резонным вопросом: «Почему батареи холодные? Ведь прошлой зимой все было хорошо». Данная проблема, кстати, является одной из наиболее распространенных в теме отоплении. Почему же так происходит, какие причины могут провоцировать возникновение неполадки и как нужно действовать, если вы замерзаете уже в самом начале зимы? Давайте разбираться.

Плохо греют батареи в квартире?

Итак, для начала вам необходимо провести поверхностную проверку. Времени она много не занимает, но таким образом можно исключить факторы, не связанные с поломкой или неисправностью.

1. Обратите внимание на вентиль. Возможно, батарея перекрыта. Для того чтобы оценить в правильном ли положении находится вентиль нужно помнить, что в открытом состоянии он должен стоять параллельно по отношению к трубе. Закрытий вентиль принимает перпендикулярное положение. Для наглядности, взгляните на рисунок.

2. Свяжитесь с управляющей компанией. Там вас обязаны проинформировать об отключениях отопления.

3. Обсудите проблему с соседями. Во многих домах нашей страны система подачи теплоносителя представляет собой однотрубный вариант. Говоря простым языком, при такой системе одна труба уходит в потолок и одна в пол. К тому же, у соседей, как правило, нет перемычек между трубами (байпасов). Таким образом, при перекрытии соседом со второго этажа батареи, будут страдать все жильцы, находящиеся выше, поскольку от отопления, в данном случае, отключаются все квартиры по стояку. Что нужно сделать? Все просто: проверьте, не перекрыто ли отопление у ваших соседей снизу и сверху (в некоторых случаях теплоноситель подается с верхних этажей).


Мы разобрали простейшие причины, которые способны заставить вас мерзнуть в собственной квартире. К сожалению, далеко не всегда проблемы с отоплением носят столь банальный характер, поэтому предлагаем ознакомиться с неисправностями и неполадками, которые напрямую связаны с радиаторами отопления.

Неисправности и неполадки радиаторов отопления

1. Засорение радиатора отопления. Зачастую, в трубы и радиаторы домов поступает недостаточно отфильтрованный теплоноситель (вода), способный «забить» оборудование (трубы, радиаторы отопления и т.п.) грязью и шламом. Порой, к такой проблеме приводит чистка отопительной инфраструктуры. Показателем того, что у вас засорился радиатор, может является ситуация, когда часть радиатора у вас тёплая, а другая часть радиатора холодная. Подобное явление связано с тем, что участки батареи загрязняются локально, а, следовательно, перестают функционировать должным образом. При выявлении такой неполадки однозначно придется снимать радиатор для прочистки и на данном этапе желательно решить: стоит ли затрачивать время, силы и средства на спасение старинного отопительного прибора или все же лучше заменить его на новый.

Редко бывает такое, что при засорении в квартире одного радиатора все остальные продолжают работать, как прежде. Связано это все с тем же теплоносителем, а точнее, с его качеством. Поэтому рекомендуем вам прочищать радиаторы, либо менять их на новые одновременно, и лучше с этим не затягивать, ведь тепло в доме – это хорошее настроение и крепкое здоровье.


2. Образование воздушной пробки. Воздушная пробка также является одной из наиболее распространенных проблем, мешающих правильному движению теплоносителя. К счастью, мы живем в 21 веке, и данная неполадка решается достаточно просто при учете, что у вас стоят современные радиаторы отопления. Панацеей от воздушных пробок является процедура, называемая стравливанием. Чтобы выполнить стравливание, необходимо повернуть специальный кран (кран Маевского), который, как правило, находится на верхнем торце (противоположном от места вхождения труб) отверткой или пластиковым ключом. Обратите внимание, что при стравливании вы сначала услышите шипение, а затем, начнет капать вода. Если вода начала капать сразу после поворота крана, это означает, что дело не в воздушной пробке и стоит поискать другие причины.

В то же время нужно иметь в виду, что далеко не все отопительные приборы оборудованы спусковым краном. Зачастую старые батареи оборудованы клапанами, но за долгие годы они успели заржаветь, поэтому пользоваться ими весьма затруднительно. Некоторые пытаются, на свой страх и риск, проворачивать соединительную муфту, забывая о возрасте батарей, а вместе с этим о том, что подобные действия запросто могут привести к срыву резьбы и прокладки. Попытки самостоятельно снять радиатор, прочистить его и поставить обратно редко заканчиваются успехом, наоборот, как правило, устранение завоздушивания старых батарей собственными силами приводит к появлению постоянных течей и создает аварийные ситуации.


Проще и эффективнее спускать воздух со всего стояка. Делается это на уровне крыши или чердака. Учтите, что лучше доверить эту работу профессиональным сантехникам, поскольку в противном случае ответственность за последствия, сказавшиеся на всем доме, лягут только на вас. К тому же, отопление – это не такая простая система, как вам может показаться на первый взгляд.

Плохо греют радиаторы в загородном доме?

С отоплением в многоквартирных домах мы разобрались, но почему радиаторы могут быть холодными в загородном доме? Здесь все проще хотя бы потому, что шансы возникновения засоров или воздушных пробок в системе отопления частного дома практически равны нулю. Подобные проблемы могут появиться лишь в случае, если вы решили избавиться от воды в трубах теплоснабжения в летний период.

В основном, неполадки с отоплением в загородном жилье возникают из-за нарушений в гидравлике, когда неправильно рассчитаны диаметр и длина труб. Но и решается данная проблема куда проще, нежели засор или завоздушивание: гидравлику можно отрегулировать до правильных значений при помощи регулировочного ключа.


Также, недостаточное теплоснабжение может быть связано с использованием однотрубной системы отопления. И дело тут вовсе не в каких-либо неисправностях или радиаторах, а в специфике однотрубной системы. Суть заключается в принципе ее работы: чем ближе радиатор расположен к котлу отопления, тем лучше он прогревается, в то время, как радиаторы, расположенные на втором этаже, могут быть едва теплыми.

Еще одна проблема, достойная внимания, - неисправность газового котла. На сегодняшний день, газовые котлы представляют собой довольно сложную конструкцию, настройку которой лучше доверить специалистам.

Мы разобрали основные причины, которые могут вынуждать вас заворачиваться в плед и греться возле электрических радиаторов. Подводя итоги, хотелось бы снова заострить внимание на том, что система отопления (тем более, централизованная) – это крайне сложный механизм, состоящий из множества звеньев, и нарушение хотя бы в одном из них может спровоцировать неприятные последствия для всей цепи и десятков людей, поэтому мы рекомендуем вам не заниматься «лечением» своих радиаторов самостоятельно, а доверить эту «головную боль» профессионалам.

Как только начинается отопительный сезон, успевшие замерзнуть обитатели квартир в надежде подходят к радиаторам и нередко с ужасом обнаруживают, что стояк горячий, а батарея холодная и не подает никаких признаков нагрева. Что делать в этой ситуации? Главное – не паниковать!

Холодные отсеки радиаторов говорят о том, что в них нет теплоносителя – горячей воды, подающейся в квартиру по центральной системе. Корни этого явления известны, поэтому домашним мастерам остается только следовать советам и исправлять проблемы.

Чтобы наиболее безошибочно выявить причину холодного теплообменника, рекомендуется навестить соседей этажом выше и ниже, и поинтересоваться, как у них обстоят дела. Если в других квартирах аналогичная ситуация, то, вероятнее всего, виновниками являются неисправные или закрытые вентили в подвале, или засорение труб и стояков.

Радиаторы должны не только украшать, но и обогревать помещение

Если в квартире несколько стояков и все батареи прогреваются недостаточно хорошо, то винить в этом явлении следует невысокую температуру теплоносителя. В этом случае в соседних квартирах будут похожие жалобы, обращаться с которыми следует в ЖЭУ.

Печальнее обстоят дела, если в соседних квартирах все хорошо, а батареи, питающиеся от другого стояка, нагреваются без проблем. При таком раскладе, скорее всего, поступлению горячей воды мешают воздушные пробки, скапливающиеся в радиаторе, или засорения, находящиеся в трубах или в отсеках батарей.

Как устранить воздушные пробки в радиаторах

Воздушная пробка – наиболее частая причина холодных радиаторов. Появление воздуха – естественный процесс, обусловленный нагревом воды, резким наполнением системы, нарушением герметичности. Устранить эту проблему не составит труда, если система оснащена выпускными клапанами. На современных радиаторах они расположены в верхней части изделий и работают без вмешательства, периодически спуская воздух из батарей. Если автоматика не предусмотрена, то вентиль открывают вручную и выпускают воздух до того момента, пока не появится вода.

Современные отопительные приборы оснащены специальными клапанами

В отопительных приборах старого типа такие краны отсутствуют. В этом случае придется немного потрудиться и снять заглушку. Перед тем, как начать откручивать, на пол следует обязательно поставить таз. Полностью выкручивать крышку ни в коем случае нельзя, ее лишь слегка откручивают до появления едва слышного шипения. В этот момент ключ нужно отложить в сторону и ждать, пока из системы выйдет весь лишний воздух и начнет сочиться вода. После этого заглушку необходимо аккуратно закрутить. Таз на всякий случай можно оставить на некоторое время, чтобы убедиться, что вода не капает.

Полностью откручивать заглушку не допускается! Это может стать причиной затопления квартиры!

Способы промывки радиаторов и новые методы очистки внутренней поверхности

В процессе эксплуатации внутренняя поверхность системы отопления покрывается ржавчиной, солевым налетом, и другими примесями. Все это затрудняет циркуляцию горячей воды и заметно снижает температуру воздуха в квартире. Регулярная прочистка батарей отопления устраняет засоры и восстанавливает нормальную циркуляцию теплового носителя.

Прочистить теплообменник, оснащенный кранами на выход и вход, допускается даже в тот период, когда центральное отопление уже работает, но при горячем стояке батареи остаются холодными. В первую очередь оба крана перекрывают, затем снимают радиатор при помощи подходящего гаечного ключа и разделяют его на секции. Следующая часть работы не требует особых навыков – каждый элемент хорошо промывают под сильной струей воды. Если внутри скопилось много накипи и осадок просто так не удаляется, придется бороться с ним с помощью химических средств. После просушки вся конструкция собирается в первоначальный вид, а все стыки тщательно заделываются.

Такой налет не позволяет отопительной системе нормально работать

Тяжелые батареи, которые невозможно снять, промывают прямо на месте. Для этого удаляют одну заглушку, а затем наливают внутрь, желательно под напором, горячую воду, в которую добавлен химический растворитель, например, кальцинированная сода. В таком состоянии отопительный элемент оставляют на пару часов, затем раствор сливают и под напором наливают чистую воду. Желательно сделать несколько полосканий, а при необходимости можно повторить химическую обработку. Для усиления эффекта по отсекам можно слегка постучать перед тем, как будет заливаться вода, это поможет налету отойти от стенок.

В идеале промывкой следует заниматься перед началом отопительного сезона, когда коммунальные службы еще не залили в систему воду, но уже успели продуть стояки.

Для теплообменников, которые проблематично отключить и промыть, существуют профессиональное оборудование, позволяющее точечно удалять отложения в любой сезон, включая отопительный. Результат достигается посредством высокого давления, сжатого воздуха и ударных волн. Такое оборудование позволяет прочистить не только радиаторы, но и трубы.

Мощным прибором можно прочищать систему в любое время года

Кардинальная мера – замена батарей отопления

К сожалению, старые радиаторы, десятки лет исправно обогревающие жилище, уже невозможно вернуть к жизни при помощи промывки. Если и после генеральной внутренней уборки батареи остаются холодными при нагревающемся стояке, их придется безжалостно заменить на новые. Для ванной комнаты идеальны радиаторы из нержавеющей стали или имеющие хромированное покрытие. При покупке окрашенного радиатора следует учитывать качество нанесения краски – в условиях повышенной влажности оно должно быть безупречным.

Новый радиатор решит проблему недостаточного отопления

Алюминиевые теплообменники отличаются низким рабочим давлением, поэтому их не рекомендуется устанавливать в квартирах, расположенных выше 8 этажа. Кроме этого недостатка у них есть еще один существенный минус – внутренняя поверхность этих изделий подвержена коррозии, поэтому долгих лет службы от них ждать не стоит.

Специально для ванных выпускают радиаторы с вешалками для полотенец. Они не только выполняют свою основную функцию, но и позволяют аккуратно развесить полотенца для быстрой сушки. Для украшения санузла можно выбрать необычные радиаторы, найти которые сейчас не составляет труда.

Замена радиаторов – сложный и трудоемкий процесс, который лучше доверить профессионалам. Естественно, планировать капитальный ремонт следует на сезон, когда отопление в доме отключено.

Типичные ошибки при подключении радиаторов и методы их устранения

Иногда после замены батарей наблюдается нерадостная картина – новые радиаторы остаются холодными, притом, что старые элементы хоть как-то нагревались. Причиной в этом случае может быть неправильное подключение к стояку. Если верхняя труба, через которую подается вода, и нижняя, через которую она сливается, подключены с одной стороны, циркуляция теплоносителя может быть затруднена и часть секций в батарее не сможет достаточно прогреться. Такая проблема часто случается в домах, где наблюдается недостаточное давление воды в системе отопления.

Такой должна быть идеальная схема подключение батареи

Чтобы этого избежать, специалисты подключают вход и выход по диагонали (верху и внизу с разных сторон) – такой вариант позволяет горячей жидкости беспрепятственно циркулировать по всем отсекам радиатора. Если система уже подключена, то к кардинальным мерам прибегать необязательно. Для исправления ситуации можно использовать специальный удлинитель в виде конусовидной трубки. Его подключают к штуцеру трубы, подающей в батарею горячую воду. Данная мера позволяет сместить вход и заметно улучшить циркуляцию.

Идеальным подключением теплообменника считается диагональное расположение входящей и выходящей трубы – оно справляется с задачей при любом давлении.

Видео о монтаже отопления своими руками

Занимаясь домашним ремонтом системы отопления, необходимо помнить о том, что горячая вода в квартиры подается под высоким давлением. По этой причине малейшее нарушение технологий может привести к серьезной аварии и непредвиденным тратам на ремонт в соседних квартирах. Если уверенности в собственном мастерстве нет, лучше не рисковать и обратиться к профессионалам, которые быстро найдут причину неполадки и в два счета справятся с ней.

Когда температура наружного воздуха осенью неуклонно снижается – обязанности греть помещение, обеспечивая комфортные условия проживания, возлагаются на систему обогрева. Санитарными нормами в РФ и ГОСТом Р 51617-2000 предусмотрено, что отопление в квартире должно обеспечить следующий температурный режим в отдельных ее комнатах:

  • +20˚С – в угловом помещении,
  • +18˚С – в комнате, кухне, туалете,
  • +25˚С – в ванной комнате ,
  • +16˚С – в вестибюле и на лестнице. Соблюдение температурных показателей в этих помещениях влияет и на условия проживания в жилых квартирах, расположенных рядом.
Результат проверки радиатора отопления тепловизором, на котором видно, что верхняя часть батареи остается холодной.

Именно такая температура в квартире определяет комфортные условия пребывания человека в жилище.

Возможные причины холодных батарей отопления

Руководствуясь признаками, указывающими на характер отклонения от нормы, можно определить неисправность системы отопления самому или привлечь специалистов. Насчитывается несколько таких ситуаций.

Неправильное подключение радиатора

Наиболее часто встречающейся ошибкой установки радиаторов является неправильное положение крана на байпасе. Это отрезок трубы для соединения прямой и обратной магистрали. Если запорный кран открыт – теплоноситель по байпасу устремляется к «обратке», минуя отопительную батарею, и она не греет.


Неправильное размещение крана на байпасе не дает горячей воде проходить через все секции радиатора.

Другими причинами, вызывающими отсутствие горячей воды в системе, являются:

  • неграмотно проведенный подбор труб и арматуры системы обогрева многоквартирного дома,
  • неправильное совмещение вида котла и радиатора,
  • несоблюдение уклонов.

Схема неправильного подключения труб входа и выхода радиатора отопления, при которой половина секций радиатора остаются холодными.

Отопление в квартире может отсутствовать также из-за проблем с циркуляционным насосом или расширительным бачком. Очень старые трубопроводы, запорная арматура, обогревательные приборы и неработающий кран Маевского тоже могут быть причиной обстоятельств, когда батареи не греют и в многоквартирном доме низкая температура.

Засорение радиатора и трубопровода системы отопления

Ситуация, когда холодные батареи наблюдаются при горячем стояке, свидетельствует что система засорена и это препятствует ее заполнению горячей водой. Но если холодным является стояк – значит, неисправность находится вне квартиры.


Засор образовавший пробку, препятствовавший свободному движению горячей воды в отсеках радиатора.

При неравномерном нагреве, когда снизу – холодный радиатор, а в верхней части – горячий, причиной неисправности является недостаточное давление горячей воды из-за засорения обогревающего прибора.

Образование в радиаторе воздушной пробки

Причиной холодных батарей сети обогрева могут служить воздушные пробки в приборах. В такой ситуации холодной является верхняя часть батареи, а более теплой – нижняя. Эта же причина может вызвать отсутствие нагрева и последней секции батареи.


Ручное стравливание воздуха из системы отопления с помощью установленного в заглушке радиатора клапана.

Устройствами запорной арматуры для спуска воздуха из сети являются краны Маевского, стандартное название которых – игольчатые радиаторные воздушные клапаны, разработанные инженером Маевским. Открытие и закрытие клапана при устранении пробки осуществляется применением специального ключа.

Куда нужно обращаться в ситуации с холодными батареями

Перед обращением в управляющую компанию с требованием обеспечения обогрева жилья согласно нормам необходимо собственноручно сделать замеры температуры в каждом помещении. Затем эти данные нужно отразить в претензии, сравнив фактическую температуру с нормативом.

Как правильно оформить жалобу

Документ адресуется организации, которая ответственна за предоставление услуг ЖКХ. В следующей строке указывается фамилия и инициалы заявителя, его адрес.

После названия документа гражданин должен указать свои инициалы, адрес проживания и период, в течение которого зафиксирована температура ниже нормативной. Суть требований должна сводиться к проверке уполномоченными представителями компании несоответствия санитарных условий проживания нормам в связи с тем, что батарея не греет.

В конце претензии жилец проставляет свою подпись и обозначает дату ее написания.

Действия заявителя при отсутствии реакции руководства ЖКХ на жалобу

Рассмотрев жалобу, управляющая компания (УК) должна отправить по адресу заявителя техника-смотрителя или инженера для проведения замеров температуры и осмотра приборов отопления, которые не греют. Для составления акта необходимо, чтобы факты, наведенные жильцом, подтвердились. Бумага составляется в двух экземплярах и один из них остается «на руках» у заявителя.

В течение десяти дней специалисты поставщика услуг ЖКХ обязаны осуществить работы по устранению причин, вызвавших низкие температуры в отдельной квартире многоквартирного дома или во всем доме. Если батареи не станут греть по прошествии этого периода, нужно появиться в конторе и потребовать объяснений.

Руководство должно назвать конкретную дату, когда существующее положение будет исправлено.

Процедура обращения в инстанции с жалобой на управляющую компанию

Перед наступлением крайней меры – обращением в суд – жильцу необходимо написать заявление и отправить его в местное отделение Роспотребнадзора. Бумага должна содержать подтверждение фактов нарушения прав гражданина, как потребителя услуг.

Необходимо написать о противоречии нарушений со стороны УК с требованиями Федерального Закона «О защите прав потребителей». В документе будет уместно упомянуть и о перерасчете за некачественно предоставленные услуги по обогреванию жилья.

Закончить официальную бумагу необходимо фразой о том, что в случае непринятия мер по заявленным требованиям заявитель будет вынужден написать иск в суд. Его суть заключается в требовании возмещения убытков и компенсации морального вреда.

Дело может сдвинуться с места, когда заявление поступит также в орган местной администрации или прокуратуру. В каждом из таких документов жильцу необходимо указать, что УК проигнорировала его обращение и привести копию первоначального заявления и составленного представителем управляющей компании акта.

Составление жалобы в прокуратуру обычно оказывает положительное влияние на ход разбирательства с УК и батареи начинают греть, но для этого заявление нужно написать по всем правилам и по существу. Содержанием таких документов может быть жалоба на бездействие управляющей компании или на ее недобросовестные действия.

В суд с иском можно отправляться в том случае, когда досудебные попытки решить проблему не увенчались успехом. На основании статей АПК России иск рассматривается мировым судьей если его сумма – до 50 тысяч рублей.

В официальном документе необходимо изложить ситуацию в таком виде:

  1. Адресная часть – наименование суда и ФИО мирового судьи по участку проживания истца,
  2. Сведения о заявителе (ФИО, адрес) и ответчике – руководителе УК, его ФИО и ее адрес,
  3. Основная часть – сведения о возникшей проблеме и период времени, в течение которого вопрос не решается. Далее истец сообщает о принятых с его стороны досудебных мерах (обращение в Роспотребнадзор, администрацию, прокуратуру) и о реакции ответчика,
  4. Ссылаясь на статьи законов, необходимо сформулировать пункты ходатайства – признать иск и взыскать с поставщика услуг материальную и моральную компенсацию.


К документу необходимо приложить доказательную базу – акты, справки, фотоматериалы. Их перечень отражается в иске, а сами документы предоставляются отдельным пакетом.

Судебная практика свидетельствует, что процедура по защите законных прав жильцов, заканчивается положительным решением в пользу истца.

На этой странице мы попытаемся подобрать для вашего дома определенные компоненты конструкции. Система обогрева включает, бак для расширения, трубы, развоздушки, крепежи, систему соединения, батареи, коллекторы котел терморегуляторы, увеличивающие давление насосы. Конструкция обогрева гаража насчитывает некоторые части. Каждый узел роль. Исходя из этого выбор частей системы нужно делать грамотно.

Не греет батарея отопления


Подскажите пожалуйста!

В большинстве многоэтажек применяется однотрубная система, оснащенная П-образными стояками. Покажем условную схему теплоснабжения трех этажей.

Горячая вода (красный цвет на схеме) поднимается по одному стояку и проходит, к примеру, через спальни, до верхнего этажа, где, закольцевавшись, идет вниз через другие комнаты (синий цвет). Такая схема рассчитана еще с советских времен на использование чугунных радиаторов. Горячая вода поступает в нижний коллектор радиатора и, пройдя через все секции, покидает батарею через верхний коллектор.

Особая роль отводилась перемычкам (байпасам). Они сохраняли общую принудительную циркуляцию по всему трубопроводу П-образного стояка (на схеме - для изображенных шести радиаторов), являясь подстраховкой на случаи засорения радиаторов жидкой технической грязью, накапливающейся в процессе многолетней эксплуатации. При прохождении стояка какая-то часть общего литража подаваемой снизу горячей воды сворачивала к радиатору на одном этаже, а оставшаяся часть беспрепятственно проходила мимо, доставляя тепло и в соседние по стояку квартиры.

Появившиеся алюминиевые обогревающие радиаторы сконструированы из расчета на двухтрубные системы с подачей горячей воды через верхний коллектор и выходом ее из нижнего коллектора. У них совершенно иная конструкция внутренней полости, соответственно, другая гидравлика. Когда стали без разбора менять морально устаревшие чугунные радиаторы на модерновые алюминиевые, но сохраняя однотрубную схему, то внутри батарей тепловой поток от горячей воды стал ослабляться из-за несовпадающих направлений конвекционных тепловых потоков от остывающей воды и прокачиваемой внешним насосом горячей воды.

Обеспокоенные тем, что не нагревается батарея отопления , жильцы начали идти на различные технические ухищрения, ничуть не заботясь о замерзающих законопослушных соседях. Такая нестыковка типов конструкций и уменьшение скорости прохождения воды через радиатор привела к отложениям грязи в секциях. С каждым годом шлама откладывается все больше, и вот уже не греет последняя батарея, окончательно засоренная шламом. Затем эта эпидемия охватывает весь радиатор.

Основные причины охлаждения радиаторов

Итак, у соседей все нормально, стояк в квартире более горячий, чем остывшая батарея. Значит, проблема локальная, все дело в радиаторе. Экскурс в основы теплоснабжения убедительно показал, что главными причинами, почему не греет последняя батарея и нагоняет такую тоску на замерзающего хозяина, наверняка будут:

  1. Засорение секций радиатора. Из-за оседающих на стенках радиатора накипи, ржавчины, минеральных солей и других примесей проходное сечение для горячей воды в батарее резко сужено, радиатор становится практически непроходимым для теплоносителя. Многослойное загрязнение стенок радиатора имеет низкий коэффициент теплоотдачи, что негативно отражается на передаче тепла от батареи к воздуху квартиры.
  2. Однотрубная система отопления. Как рассматривалось выше, батареи этой системы обречены на этакую тепловую несправедливость: дальние батареи не греют.
  3. Неправильное подключение. Греет только часть батареи а, например, низ батареи не греет.
  4. Воздушная пробка, образовавшаяся от скопления воздуха в верхней части радиатора. Она практически парализует циркуляцию воды и приводит к коррозии стальных поверхностей.
  5. Пониженное давление в системе. Соответственно, меньше тепла поступает в жилое помещение.

Что можно сделать для остывшей батареи

Устранить засор в радиаторе

В этом случае поможет промывка водой под давлением. Чтобы без проблем снять радиатор в отопительный период, должен быть установлен байпас. Но лучше прибегнуть к услугам сантехника, который специальным химсоставом прочистит от шлама емкость радиатора.

Переделать однотрубную систему

Изменить в самой однотрубной системе ничего нельзя. Остается только смонтировать двухтрубную систему водяного отопления .

В случае неправильного подключения необходимо переделать схему

Это важно! Из трех видов подключения батарей - нижнего, бокового и диагонального - наиболее оптимальным вариантом является диагональная схема.

В случае ошибки подключения явным признаком служит неравномерный нагрев секций и их частей, например, не греет нижняя часть батареи. Ближние к точке подключения секции будут теплыми, остальные - практически холодными. При боковом соединении для многосекционного радиатора вода вообще «не захочет» обтекать всю батарею, а пройдет по кратчайшему пути от нижней трубы к верхней. Только опытный сантехник поможет разобраться с этой путаницей.

Для исправления всех погрешностей подключений рекомендуется инжекционная трубка, которая по своей сути является удлинителем протока. Она вставляется в проходную гайку батареи, эффективно имитирует диагональную схему и способствует тому, что теплоноситель проходит более 70% всей рабочей длины проходного сечения. За счет увеличения длины подачи горячей воды исправляется неравномерность нагрева батареи, улучшается теплоотдача системы обогрева.

При отсутствии нормального поступления тепла по стояку необходимо «выдергивать» слесарей из обслуживающей дом структуры ЖКХ. Но проблемы с пониженной температурой теплоносителя должны быть во всех квартирах по стояку, выше и ниже вашей.

Устранить воздушную пробку

Одной из причин, почему не греет батарея, является воздушная пробка в радиаторе. Для ее устранения рекомендуется вкрученный вместо боковой заглушки радиатора специальный кран Маевского. При возникшей необходимости стравить воздух из остывшей батареи, это можно проделать самостоятельно. Для этого вставьте отвертку в резьбу на кране и медленно поворачивайте против часовой стрелки. Как только послышится звук вырывающегося с шипением воздуха, рабочее вращение отвертки нужно прекратить

Это важно! При подготовке к открыванию крана, необходимо расчистить место около батареи, потому что с воздухом может вырваться струя грязной воды, способная испачкать все вокруг. Внизу под радиатором поставьте тазик.

Если все сделали по инструкции, но батарея не нагревается, значит, радиатор основательно засорен. Без сантехника уже не обойтись.