Святоотеческое отношение к болезни. В помощь страждущей душе


ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О БОЛЕЗНЯХ*

* Духовная брань. М, Паломник, 1993. С. 28-303.

Д ревних христиан враг искушал мучения ми, а нынешних – болезнями и помыслами.

Прп . Амвросий Оптинский

К ак лекарство приносит пользу телу, так и болезнь - душе.

Ч то больна, – не беда: грешным людям это – очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу.

Прп . Анатолий Оптинский

Б олезнь избавляет от многих душевных страстей. Апостол Павел говорит: ...если внешний наш человек... тлеет, то внутренний... обновляется.

(2 Кор . 4, 16)

Г рех не душу только поражает, но и те ло.

В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всег да от грехов и ради грехов. Грех соверша ется в душе и прямо делает ее больною, но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая.

Уже од но то, что грех наводит мрак и тугу (см. тужить – прим. А.П.) , должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – Источника жизни и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после гре ха. Это милость Божия, ожидающая покая ния и обращения.

Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей при мириться с Богом. Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств.

Из вестно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, по ка больной не исповедуется и не причастит ся Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

Свт. Феофан Затворник

Б олезнь для человека является милостью Божией.

И если христианин примет как Бо гом посланное для пользы душевной и бла годушно будет терпеть болезненное свое со стояние, то он идет прямым путем в рай... Болезни – молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом – в виде хлеба – в печь и, наконец – на трапезу Божию.

Свт. Феофан Затворник

Б лагодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша – великий дар Божий. Денно и нощно за сие и за все хвалите и благо дарите – и спасена будет душа Ваша.

Старец Арсений Афонский

К огда же будут тебя безпокоить неудоб ства или болезненные страдания, или что- либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Священного Писания: Мно гими скорбями подобает нам внити в Царст вие Небесное.

Прп . Амвросий Оптинский

Б ог не требует от больного подвигов те лесных, а только терпения со смирением и благодарения.

Прп . Амвросий Оптинский

К огда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою и пе реносит...

Враг, зная, что таким образом он ут вердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если бы находился в другом положении. И старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько поль зы принес бы и себе, и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и под .

Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, прово дит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление , что связан по рукам и ногам болезнию .

Мало-помалу, при частых повторени ях таких мыслей и движений в душе, жела ние переходит в недовольство и досадование .

Прежнее благодушное терпение, таким обра зом, расстраивается, и болезнь представляет ся уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто не приязненное делу спасения, и желание осво бодиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.

Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровле ния и, оставляя одно желание здоровья как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями , берет силу и переходит в ропотливость , и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.

Невидимая брань

Б ольной ли ты, или бедный, терпи.

Ни чего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться не прерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь доб ро или пребываешь в добре, если благодуш но терпишь, тогда как у здорового дела доб рые идут с промежутками.

Почему [поэтому], желая перемены своего положения, ты жела ешь променять лучшее на худшее.

Невидимая брань

Б ольной и бедный – не жалуйся и не роп щи на свою судьбу, на Бога и людей, не за видуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.

Один старец, страдавший водяною болезнию , говорил братиям , которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, мо литесь, чтобы не подвергся подобной болез ни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо насколько внешний наш человек ...тлеет, настолько внутренний...обновляется (2 Кор . 4, 16)

Прп . Серафим Саровский

О дин старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной добродетели, ко торую бы делал он. И только одно находил в нем – то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милос ти. Но с благодарностию переносил болезнь свою, – и посему Бог принял его».

Патерик Афонский

В еликий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.

С тарец заболевшему своему другу вну шал: «Молиться надо чаще: "Господи! Даждь ми зде терпение, тамо отпущение"».

Е сли оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед ко торым теперешнее счастье – ничто.

В оистину, телесными болезнями душа приближается к Богу.

Свт. Григорий Богослов

П ришел как-то к о. игумену Антонию один больной ногами и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть покло ны, и это меня смущает». О. Антоний отве тил ему: «Да уж в Писании сказано: сыне, даждь Ми сердце, а не нози ».

Прп . Амвросий Оптинский

Н екоторая женщина, имея болезнь в гру ди, называемую рак, и слышав об авве Лонгине , искала случая встретиться с ним.

Он жил в девяти милях от Александрии к запа ду. Когда же искала его женщина, случилось блаженному сему собирать дрова при море; и, увидев его, женщина говорит ему: «Авва , где живет раб Божий авва Лонгин ?» – не зная, что это он сам. Он же сказал: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему, ибо он обманщик. Что же тебе нуж но?» Женщина же показала болезнь. Старец, знаменав крестным знамением то место, отпустил ее, сказав: «Ступай, Господь исцеляет тебя. Лонгин же не может помочь тебе». Женщина ушла, поверив слову, и скоро бы ла исцелена. Когда же рассказала некоторым о сем и сказывала признаки старца, узнали, что это был сам авва Лонгин .

Патерик Афонский

Н е убий.

Убивают, между прочим, и вра чи от неведения болезни больного, пропи сывая ему вредные лекарства.

Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить боль ного, коему необходима помощь врача.

Уби вают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть.

Убивают те, которые не подают в ско ром времени, по скупости или по другой не доброй причине, врачебного пособия больно му, хлеба голодному.

Б рат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди. Почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?»

«Потому, – отвечал старец, – чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми ».

Патерик Афонский

О дин из приходских священников сделал ся болен, и, приближаясь уже к кончине, уви дел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад.

Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с от вратительнейшим демоном, державшим от верстую книгу, в которой были записаны все грехи священника.

Между тем пришел дру гой священник, чтобы напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя ис пуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя. И что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом, исповедани ем он изгладил из бесовской книги все гре хи свои, и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближ ним для назидания их, видение, запечатлен ное чудесным исцелением.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Е ще говорила (блаженная Синклитикия ): много у диавола острых орудий.

Когда не по бедил он душу бедностию , приносит богат ство к обольщению.

Не одолел ее обидами и поношениями – расточает на нее похвалы и славу.

Не побежден здравием человек – те ло его поражает болезнями. Ибо не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, пора жает человека тяжкими болезнями с тем, что бы чрез сие в нерадивых помрачить любовь к Богу.

Но всякий раз, когда поражается тело твое или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, – если ты грешник, то переноси это, воспоминая о бу дущем наказании, о вечном огне и казни по суду и не пренебрегай настоящими [наказани ями] (Евр . 12, 5). Но радуйся, что Бог посе тил тебя, и повторяй сие прекрасное изрече ние: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс . 117, 18). Ты – железо, и огонь очистит твою ржавчину.

Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и чрез огонь сделался чище. <...>

Лишаемся ли мы очей? – перенесем это без отягощения, ибо через это мы лишаемся ор ганов ненасытности и просвещаемся внут ренними очами.

Оглохли ли мы? – Будем благодарить Бога, что мы совершенно поте ряли суетный слух.

Руками ли ослабели? – Но мы имеем внутри себя руки, уготован ные на борьбу со врагом.

Немощь одержит все тело? – Но от сего , напротив, возраста ет здравие по внутреннему человеку.

Патерик Афонский

С тарец сказал: как воск несогретый и неумягченный не может принять наложенной на него печати, так и человек, если не бу дет искушен трудами и болезнями, не может принять силы Христовой. Посему-то Господь говорит божественному Павлу: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя соверша ется в немощи. И сам Апостол хвалится, го воря: И потому я гораздо охотнее буду хва литься своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор . 12, 9).

Патерик Афонский

С тарец сказал: «Не малодушествуй, ког да постигнет тебя недуг телесный. Ибо, ес ли угодно Господу, чтобы ты страдал телом, то кто ты, тяготящийся этим? Не Он ли пе чется о тебе во всем? Не Им ли ты живешь?

Итак, переноси болезнь и моли Его, да да рует тебе все на пользу, то есть по воле Его; сиди (в келье) с долготерпением, питаясь подаянием».

Патерик Афонский

О тец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы.

Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что «то» хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея – и не дает просимого.

Отец и мать изливают пред Бо гом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Гос подь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее . Только не по понятию про сящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой уми рает сын.

Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание , а де лание наперекор или предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовле ние к другой жизни, не может быть сомне ния, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут.

Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «Если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным».

Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Т воей».

Сет. Феофан Затворник

Н екто жил где-то далеко в пустыне.

За болели у него внутренности: легкие ли, или сердце, или печень, или все вместе. Боль, хоть умирай. Людской помощи неоткуда ожидать, прибег к Богу со всеусильною молитвою.

Ус лышал Господь. В одну ночь, заснув, видит он такое видение. Пришли два Ангела с но жами, разрезали его, вынули больные части, вычистили их, вымыли и чем-то смазали. Затем все положили на свое место, спрыснули чем-то, и - все срослось, как будто и разре зов не было.

Проснувшись, старец встал сов сем здоровым, как будто никогда не болел, новеньким, будто юноша во цвете сил.

Свт. Феофан Затворник

... Р авный вред душе в обоих случаях – и когда плоть непокорна, от избытка здоровья предаваясь неистовым порывам, и когда от мучительных болезней изнурена, расслабле на и неподвижна.

Потому что душа при та ком состоянии тела не имеет времени возво дить взоры горе, но по всей необходимости бывает занята ощущением боли; и ослабевает, подавляемая злостраданием тела.

Вся жизнь да будет временем молитвы.

Свт. Василий Великий

З доровье есть дар Божий, – говорил прп . Се рафим Саровский , – но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болез ни нужны и нам, и нашим детям.

Б ывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.

Н евозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах, и пребывало неизменным, если только воз любим жить в добродетели.

Б ывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в Та инстве Покаяния и в совести своей прими риться с Богом.

Свт. Феофан Затворник

В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души.

Б олезни наши большею частью происхо дят от грехов, почему лучшее средство к пре дупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.

В се самые тяжкие скорби и несчастья пе реносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терза ния, мучения людей – сатана – пред лицом С амого Бога засвидетельствовал, что телес ные болезни невыносимее всех других не счастий, и что человек, мужественно и безро потно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой бо лезни.

Г осподь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, на конец, и приготовлением к смерти.

М ногие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает за прет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

К огда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо бо лезни и раны служат к истреблению похотений , а и пост, и земные поклоны предписа ны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.

Б олезни примиряют нас с Богом и вво дят снова в любовь Его.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Б ольному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спа сителя.

Т ерпение болезни Господь принимает вмес то поста и молитвы.

Б удучи больной, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом да тво ри Иисусову молитву.

Прп . Анатолий Оптинский

О днако же в те часы, в кои идет в церк ви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь , если немощь одолева ет, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.

Свт. Феофан Затворник

Б удучи немощной, и правило, как мо жешь, так и исправляй, хоть в десять при емов. Когда голова нездорова, земных покло нов не клади.

Н е скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, а благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота и с благодаре нием терпим.

Старец Арсений Афонский

Г лавною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысл . Истинный хрис тианин верует, что все случающееся с на ми в жизни делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему. И потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосер дию С воему Бог хочет временными скорбя ми заменить для него вечные; поражаемый скорбию , он говорит с праведным Давидом: Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Т воим.

Ч ем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей.

Блж . Иероним

Г осподь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколь ко из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спа сения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе.

Игумен Никон (Воробьев)

О блегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апостол, 69-е правило).

Свт. Филарет, митрополит Московский

Б ывает, что некоторые больные употреб ляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по бо лезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действо вать по своей совести и сознанию... Лучше из постной пищи выбирайте для себя питатель ную и удобоваримую вашим желудком.

Б ывает иногда при болезни искушение. Прп . Симеон Новый Богослов говорит: «Ду ша не может освободиться от искушения ина че, как призывая Ии суса Христа и прибегая к духовному отцу».

В рачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение.

Прп . Варсануфий Великий

Е сли ты болен, то пригласи опытного вра ча и воспользуйся предписанными им сред ствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.

Е сли находишься в долговременной бо лезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снару жи ранами покрыты, и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, – и они терпят.

Свт. Тихон Задонский

Б ерегись, чтобы ненавистник добра не ув лек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Е сли же человек будет роптать на болез ни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (околдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средства ми пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновни ков (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее). Возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, а через это приведет душу такого чело века в мрак, отчаяние, безнадежие , желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего – диавола , внушающего ему все это и желаю щего погубить его.

Г осподь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участни ками С воих страданий; кто здесь не стра дал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, – ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и [ты] не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания по сылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди и не всегда понимают это.

С традания, если они озлобляют боляще го, не преображая его, не давая благотвор ной реакции [исправления и благодарения] – только сугубое зло.

С ледует упомянуть также о том, что свя тые отцы предлагают освящать принимаемое лекарство: так, преподобный Варсануфий Ве ликий рекомендовал одному ученику прини мать лекарство – розовое масло со святой во дой. Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении, ибо мы не знаем, что нам полезно.

В болезни не желай себе смерти – это грешно.

К огда увидим болящего, то не будем ху до объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешить его.

П осещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда.

П осещай болящих , да посетит Бог тебя.

Р авную награду получает больной и кто служит ему.

Прп . Пимен Многоболезненный

Е сть тяжелые больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомлен ной нервной системой и т.п.), которые тяго тятся посещением и страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вооб ще разговорами. Поэтому, прежде чем посе тить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему, будет ли приятно их по сещение болящему.

Х отя и доброе дело – иметь заботу о боль ных и посещать их, но надобно иметь рас суждение: где повреждается душевное устро ение ваше, то и без вас дело обойдется.

Г осподь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.

Свт. Димитрий Ростовский

С амая лучшая благодарность Богу за вы здоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в испол нении заповедей Его.

Все ли болезни от бесов?

Все наши болезни от наших грехов. Когда ко Господу обращались за исцелением, Он всегда сначала отпускал грехи, а потом исцелял от болезней. Грехи, неправедная жизнь порождают наши болезни. Но бывает, что болезни посылаются и святым людям, не за грехи, а для большей святости. Был один великий подвижник, он сильно болел, и к нему приходила братия за наставлениями. Как-то пришли, а он лежит с разрезанным животом, врач без наркоза ему операцию на желудке делает. Этот подвижник, не обращая внимания на боль, давал наставления как спасаться. Один из пришедших не вытерпел: "Отче, тебе что - не больно?" Он ответил: "Ну, почему же не больно? Больно, но вырезают ту часть желудка, которой я, видать, любил грешить".

Слышала, что можно излечить болезни, например - инсульт, избавившись от грехов. Так ли это?

Когда у нас в голове много лишних мыслей, нехороших, грязных, когда в голове постоянно они крутятся-крутятся, тогда, конечно, от переживаний может быть инсульт. Особенно это случается с эмоциональными людьми. Они не предались всецело воле Божией и близко к сердцу принимают все, что с ними происходит. Самое лучшее лекарство для таких людей - частая исповедь. В Таинстве Покаяния Господь дает благодать и сохраняет душу. Потому, когда в душе нет мира, покоя, тогда надо прийти к духовнику и сказать все грехи. Бес сразу отходит, потому что на исповеди мы просим у Господа помощи и защиты от врагов. А когда откроем грехи, надо начать над собой работать, иначе останемся там же, где и были.

Болезни нам даются по грехам, значит, лечиться не надо?

Грешникам болезни даются за грехи, а праведникам - для большей святости. Если человек грешит и его постигли болезни, надо перестать грешить. Есть такая книга - "Вопросы и ответы" преподобных Варсонофия и Иоанна, там рассказывается, как ученик приходит к старцу и говорит: "Отче, как нам быть, если заболеем? Обращаться в болезнях к врачу, или всецело надеяться на Господа?" И старец ответил: "Нам, грешным, надо обращаться к врачам. К врачам не обращаются только люди совершенные. А нам, для нашего смирения, надо обращаться к врачам". Но здесь есть одно "но". Современная медицина пользуется химически приготовленными препаратами. Эта медицина в истории лечения человечества себя не оправдала: уколы, таблетки, химия убивают в организме человека то, что создано Богом для борьбы с болезнями. Господь премудро все устроил. Допустим, человек заболел. В крови начинают усиленно вырабатываться лейкоциты - они отвечают за доставку организму необходимого "стройматериала" для восстановления нормальной формы, нормального самочувствия. Например, поранена рука или нога. Лейкоциты несут этот материал, чтобы восстановить ликвидированные, нежизнеспособные клетки около раны. Это место опухает. Почему? Потому, что подвезен строительный материал. Вот, у нас в монастыре стройка идет. Вокруг храма много всякого строительного материала. А как только закончится строительство - весь материал приберется, территория облагородится. Все будет израсходовано на стройку. Точно также существует и клетка в организме человека. Для того, чтобы ее создать заново, эти воины-лейкоциты ведут борьбу с любой болезнью и тратят резервы организма на восстановление и создание клетки. Когда клетку они создали, "стройматериал" увозится и опухоль спадает. Все восстановлено. Бог так премудро создал организм человека (и любого животного), что если организму холодно, то его клетки вырабатывают дополнительное тепло; если человеку жарко, то он потеет, а пот охлаждает организм.

Когда мы начинаем пользоваться химией для излечения болезней, тогда она убивает в первую очередь воинов нашего организма. Они становятся безжизненными, недееспособными. Они борьбу с болезнью уже не могут вести. Таким путем, человек каждый раз, принимая таблетки, уколы, заглушает болезнь, но не лечит и не излечивает ее. Болезнь все больше и больше обостряется и становится хронической. Человек уже протаптывает дорожку в поликлинику. Слабые таблетки уже перестают помогать, он начинает пить более сильные. Потом и сильные становятся слабыми против его болезни. Организм ослаблен до предела; болезни берут верх и человек умирает прежде времени.

Если человек заболел, то сам организм начинает бороться с болезнью и должен выработать иммунитет (защиту), и тогда человек быстро восстанавливает силы и здоровье.

У преподобных Варсонофия и Иоанна мы читаем, что врачи тогда разумно подходили к излечению болезней. Они правильно выбирали лекарство - растения, а не химию!

У нас в Преображенском соборе О.Николай долгое время, лет 20, болел хроническим насморком, отчего у него постоянно болела голова. Какие только таблетки он не перепробовал. Уже ничего не помогало. Как только в алтаре откроют форточку, он сразу бежит закрывать. Чуть где просквозило - он сразу не может служить: глаза покраснеют, нос заложен и сил нет. Я его два года приглашал в парную. Он все не соглашался. Однажды, когда его в очередной раз прихватил насморк, я подъехал к нему домой; вижу - он весь замотан шарфом, в шапке сидит. Я ему: "Батюшка, есть дело! скорее поехали!" - "Что такое?" - "Быстро одевайся!" И почти насильно отвез его в баню. Завели в парную - ему понравилось. Он и второй, и третий, и четвертый... и шестой раз зашел туда. "Ой,- говорит,- как хорошо!" Сел на краю бассейна я его в холодную воду столкнул. Потом говорю: "Быстро в парную!" И так несколько раз сделал. Дня через три он говорит: "У меня головные боли прекратились, и нос очистился". Он всем об этом рассказывал, так радовался.

Был еще случай. Одна женщина мучилась головными болями. Что только не перепробовали - уже никакое лекарство не помогало. Осталось только сделать операцию, трепанацию черепа. У меня была книга Суворина "Лечение голодом". Я ей дал эту книгу, и она поголодала 21 день. На 18-м дне у нее из головы вышло где-то пол-литра гноя. Она освободилась от этой болезни. И так уверовала в пользу лечебного голодания, что каждый год по 21 дню голодает. Сейчас ей 56 лет, и голова о себе никак не дает знать.

Конечно, надо просить и Господа, и Матерь Божию, и святых об исцелении болезней, но с расчетом, чтобы исцелев, служить и жить во славу Божию. А то есть такие, их излечи - а они еще дел разных натворят! Господь знает, что многие люди просят здоровья, а если им дать исцеление, так они могут много дров наломать. Не полезно этим людям быть здоровыми.

Как нужно вести себя в болезни? Что важно в этот период для человека?

Самое главное - не забывать за все благодарить Господа. Когда нас постигла болезнь, то надо помнить: чем сильнее боли, тем сильнее надо благодарить Господа. Говорите: "Слава Тебе, Господи! За грехи мне как раз эта болезнь. Это мне для очищения надо, да еще и мало. Мне надо еще больше скорбей и болезней - у меня столько грехов!" Если мы так будем благодарить Господа, переворачиваясь с одного бока на другой, то Господь даст силы. Душа тогда быстро очистится от грехов.

Я знал в Почаевской Лавре одного иеродиакона Герасима, он сильно обгорел: руки сгорели, спина, живот. Он шесть дней стоял на коленях, нельзя было прилечь. Он не роптал, хотя руки и были все черные, обожженные. Он ни разу не возроптал. Каждый день его причащали. Через шесть дней он перешел в Вечность. Когда его отпевали на Праздник Введения во Храм Божией Матери, я сказал проповедь народу чтобы молились о нем. После службы пришел в келию, прилег отдохнуть и сразу увидел его. Он стоит на том месте, где горел и говорит мне: "Спасибо тебе большое. Я - живой". Значит, народ помолился за его душу.

Вот и надо благодарить Бога в болезни, не роптать. Многие добрые люди даже просили у Бога, чтобы Он дал какие-то болезни. То есть надо нести на плечах своих какую-то ношу, какой-то груз. Здоровые люди раньше носили на себе мешочки с песком, вериги по пуду-два. Мы сейчас этого не осилим, так хотя в болезнях будем благодарить Бога. Господь ведь знает, что у нас и печень больная, и сердце болит, и голова. Господь знает кому что нужно для спасения, для очищения души. А ведь многие из нас столько много зла ближнему сделали! Порой всех подряд терзаем, душу выматываем, а нас - не тронь. Мы больные, у нас нервы оголенные. Я таким "больным" часто говорю: "Надо ваши нервы изолировать". Знаете, как искрят оголенные провода? Может и током ударить, замкнуть. Так и человек: то инсульт, то инфаркт на почве "оголенных нервов". Изнутри искрит - огонь 113 сердца идет, дым и смрад. Надо изолировать свои нервы чистосердечным покаянием (вспомнить все грехи от юности), не поверхностным, а основательным. И смирить себя, терпеть всех и вся. Тогда наши нервы укрепятся.

Можно ли обращаться к целителям, которые владеют мануальной терапией?

У нас есть знакомый врач, который все косточки может поставить на место. Этот способ оздоровления организма люди знают с древности. Здесь ничего опасного для души нет, опасно только для тела - можно навредить: немногие обладают этим искусством в совершенстве.

Церковными правилами дозволяется делать массаж, вправлять кости, лечиться травами, здесь греха никакого нет. Господь дал нам много способов лечения и много средств, помимо тех, которыми мы привыкли пользоваться - таблетками и уколами. Вышли у человека позвонки, пойдет он к костоправу в больницу (а тот может быть и нецерковным человеком), и врач все поставит на место. Значит, Господь послал больному этого врача.

На особом периоде моей жизни Господь, зная мои телесные немощи, посылал добрых людей. Они помогли: и косточки на свои места поставили, и шейные позвонки. Привели в более-менее нормальное состояние.

Врач назначил меня на операцию, а там велели снять крестик. Я не согласилась...

Если крест будет мешать врачам делать операцию, то его можно закрепить в волосах.

Собираясь на операцию, надо, в первую очередь, пойти в церковь на исповедь, во всех грехах покаяться, чтобы ничего на совести не оставалось. А потом пособороваться и причаститься. Дней двенадцать надо особенно усиленно помолиться: по сто пятьдесят раз читать "Богородице Дево, радуйся..." и через каждые десять молитв просить Матерь Божию о помощи. Например, так: "Царица Небесная, мне предстоит идти на операцию, а я не знаю, будет она мне на пользу или нет. Подскажи". Пройдет время, и Матерь Божия даст знать, делать операцию или нет: если будет в душе желание делать, значит, идите в больницу. А если не будет - не делайте операцию. Ваша душа сама почувствует.

На Седьмом Вселенском соборе святые отцы сказали: "Кто будет со вниманием по сто пятьдесят раз читать молитву "Богородице Дево, радуйся...", тот человек обретет над собой особый покров Матери Божией.

Можно ли лечиться мочой?

Это делают люди нецерковные, язычники или еретики. У святых отцов сказано: "Латиняне в пост едят мясо и пьют мочу." Некоторые люди, которые лечатся мочой, ссылаются на Библию, указывая место, где написано: "Каждый пей из своего источника." Но в Библии говорится о другом, не об излечении от болезней. В те времена колодцев в Израиле было мало, вода была на вес золота. И каждому рекомендовалось выкопать свой источник, колодец, чтобы пить свою воду. В книге Левит (5, 3; 7, 21) сказано: "Все то нечистое, что выходит из человека, если он принимает снова внутрь себя, то оскверняет его." Потому пить мочу нельзя.

Для исцеления у нас есть святая вода.

Как православному христианину относиться к тибетской и китайской медицине?

Восточная медицина для тех народов, которые живут там. Так лечиться для них естественно, потому что они не знают Истинного Бога. Для нас, живущих на Святой Руси, первый Врач - Господь. Мы должны прийти к Нему через покаяние. Но если болезни наши продолжаются, значит, воля Божия пострадать за грехи. Страданиями наша душа очищается от страстей.

Господь не лишил нас медицины. Есть возможность лечиться травами, народными средствами. Многие медики обладают искусством фитотерапии. Российская медицина особая, она сильна своими традициями.

Я купила крестик, а он у меня почернел. Почему?

Ко мне однажды пришла женщина и говорит: "Батюшка, я купила у вас в храме серебряный крестик с цепочкой, а они оказались некачественными, потемнели". Я говорю: "У меня тоже самое, крестик серебряный и цепочка настоящая, а потемнели". Почему? Потому, что организм у некоторых больных людей выделяет кислотные элементы. Когда они встречаются с серебром, серебро начинает темнеть.

Не надо думать, мол это оттого, что душа темная. Тут ничего духовного и магического нет. Крестик может опять стать светлым. Некоторые на солнце прогреются, смотрят, а крестик опять чистый.

Болезнь – вот школа смирения, вот где видишь, что нищ, и наг, и слеп. (Прп. Амвросий Оптинский)

К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает. Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую. (прп. Амвросий Оптинский)

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти. Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить. Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. (свт. Феофан Затворник)

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями. (свт. Димитрий Ростовский)

Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди, почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?» «Потому, - отвечал старец, - чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми». (Патерик Афонский)

Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. (св. прав. Иоанн Кронштадтский)

Если оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье - ничто. (свт. Феофан Затворник)

Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но даёт и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, - ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей… Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это. (прп. Пимен Многоболезненный)

Бог определил, что кому дать, но только чрез молитву, как чрез некое орудие; например, определил дать кому-либо долгую жизнь, но не без пищи; определил дать больному здоровье, но не без лекарства ; определил изобилие плодов земных, но не без трудов поселянина; точно так же Бог определил и прочее давать всякому по Своему усмотрению, но не без молитвы .

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более. Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется». Из письменных наставлений преподобного Серафима Саровского.

«Тело есть раб души, а душа - царица, а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.
Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает святитель Василий Великий: "Откуда недуг? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех". Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.
Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более.
Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: "Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется" (2 Кор. 4, 16)».

Из письменных наставлений преподобного Серафима Саровского

«Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который почти тотчас засыхает, как скоро он распускается, и - облаку, которое рассеивается и не оставляет следа; что наши дни исчезают, как тень; что наше тело сохнет, подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание, что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса, подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет именно в ту минуту, когда человек думает, что до сего часа еще очень долго.
О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль предотвращает гнилость рыбы или мяса, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, червям душевным, зарождаться в нас.
Терпеть или не терпеть в страдании, однако ж не миновать того, и нетерпением страдания не отвратить, которое Промысл Божий нам определил. А от нетерпения не иное что, как вред и пагуба последует. Терпением облегчается всякое страдание. Посмотри на тех, которые в долговременной находятся болезни, или которые долговременно сидят в темнице; так они к тому бедствию терпением привыкли, что аки бы не чувствовали того. Скорбь терпение соделовает (Рим. 5, 3). Напротив того, нетерпением умножается болезнь...»

Святитель Тихон Задонский

«Болезнь есть вразумление нам Божие, и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? И терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни) и узришь славу Божию (см.: Ин. 11, 40). А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (см.: 2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, - и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе.
(Больному унывающему). Облобызай страдания Спасителя нашего, - как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, - и заимствуй из сего отраду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скорбей и прославленными, но был сообщником их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище».

Преподобные Варсонофий и Иоанн

«Все от Бога, - и благое и скорбное, но одно - по благоволению, другое - по домостроительству, третье - по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (см.:1 Кор. 11, 32). В сем разуме - несть зло во граде еже Господь не сотвори (см.: Ам. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, то есть попускает их свободе творити неподобная (см.: Рим. 1, 28)».

Преподобный Ефрем Сирин

  • Дмитрий Александрович, скажите, почему один человек склонен к неврозам, а другой – нет?

    С математической точностью я, конечно, на этот вопрос не отвечу. Об одном могу сказать с уверенностью. Невротические расстройства свойственны расстроенной грехами душе. Именно они дезорганизуют волю, выводят эмоции и воображение из-под контроля сознания. Проще говоря, разум человека, его воля и чувства становятся подобны лебедю, раку и щуке из известной басни: каждый тянет в свою сторону, нет гармонии, в то время как все должно быть в соподчинении. Разуму подчиняется воля, а воле - чувства.
  • Жизнь дана нам Господом

    Аборт – это убийство ребенка во чреве матери. К великой скорби, миллионы нерожденных детишек по всему миру умерщвляются в материнской утробе. Этот факт не укладывается в голове. Умертвляются дети самими матерями! По их желанию или с их согласия. И цифры абортов, к великому сожалению, не только не снижаются, а даже растут. Сегодня встречаются девочки 13-14 лет, которые уже совершили этот страшный грех. 13 октября 2016 года западные СМИ сообщили о сенсационном открытии европейских ученых: сердце человека «стучит» ранее, чем на 16-й день после зачатия, пишет сайт «Русские матери». Ранее в науке бытовало мнение, что сердце ребенка начинает биться, как минимум, на неделю позже. В три месяца врачи перестают называть малыша зародышем. Это уже сформированный плод, которому осталось только вырасти и созреть. Я не забуду, как один старенький священник уговаривал молодую женщину не делать аборт. По щекам у батюшки текли слезы. Он говорил ей про грех детоубийства, и еще много-много о чем. Когда у старца кончились «аргументы», то он воскликнул: «А может в твоей утробе святой, а может это кормилец твой в старости. Опомнись! Жизнь дана нам Господом!»…

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних - болезнями и помыслами (Преп. Амвросий Олтинский).

Грех не душу только поражает, но и тело В иных случаях это весьма очевидно, в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною, но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая Уже то одно, что гpex наводит мрак и туту, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной нс исповедуется и нe причастится Св.Тайн, и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал (Свят. Феофан Затворник).

Авва Даниил говорил: по той мере, как цветет тело, истощается душа, и по мере истощения тела, процветает душа (Патерик Афонский).

Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения (Преп. Амвросий Оптинский).

Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит: враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если бы находился в другом положении, и старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу, и сколько пользы принес бы и себе, и другим ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляй, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию. Мало-помалу при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение, таким образом, расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого. Доведши до чего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел расстроить. (Невидимая Брань).

Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро, или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее? (Невидимая Брань).

Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек: а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы он не вдруг освободил меня от нее; ибо насколько «внешний наш человек тлеет», настолько «внутренний обновляется» (2 Кор. 4, 16). (Преп. Серафим Саровский).

Один старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной добродетели, которую бы делал он, - и только одно находил в нем, то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милости, но с благодарностию переносил болезнь свою, - и посему Бог принял его». (Патерик Афонский).

Пришел как-то к игумену Антонию один больной ногами и говорит: батюшка, у меня ноги болят, - не могу класть поклоны, и это меня смущает. Отец Антоний ответил ему: да уж в Писании сказано: сыне, даждь ми сердце, а не ноги. (Преп. Амвросий Оптинский).
К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает. (Преп. Амвросий Оптинский).

Некоторая женщина, имея болезнь в груди, называемую рак, и слышавши об авве Лонгине, искала случая встретиться с ним. Он жил в девяти милях от Александрии к западу. Когда же искала его женщина, случилось блаженному сему собирать дрова при море, и, увидевши его, женщина говорит ему: «авва, где живет раб Божий авва Лонгин!», не зная, что это он сам. Он же сказал: «чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему, ибо он обманщик. Что же тебе нужно?» Женщина же показала болезнь. Старец, знаменав крестным знамением то место, отпустил ее, сказав: «Ступай, Господь исцеляет тебя. Лонгин же не может помочь тебе».

Женщина ушла, поверивши слову, и скоро была исцелена.

Когда же рассказала некоторым о сем и сказывала признаки старца, узнали, что это был сам авва Лонгин. (Патерик Афонский).

НЕ УБИЙ. Убивают, между прочим, и врачи от неведения своего болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному, хлеба голодному. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Брат спросил авву Арсения: есть некоторые добрые люди, - почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною? - Потому, - отвечал старец, - чтобы мы, как бы солию осолившись здесь, отошли туда чистыми. (Патерик Афонский).

Один из приходских священников сделался болен, и, приближаясь уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад. Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с отвратительнейшим демоном, державшим отверзстую книгу, в которой были записаны все грехи священника. Между тем пришел другой священник, чтобы напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, - и что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои, и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближним для назидания их, видение, запечатленное чудесным исцелением. (Свят. Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти»).

Еще говорила (блаженная Синклитикия): много у диавола острых орудий. Когда не победил он душу бедностию, приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями - расточает на нее похвалы и славу. Не побежден здравием человек, - тело его поражает болезнями. Ибо не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы чрез сие в нерадивых помрачить любовь к Богу. Но всякий раз, когда поражается тело твое или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, - если ты грешник, то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни по суду и «не пренебрегай» настоящими (наказаниями) (Евр. 12, 5), но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс. 117, 18). Ты железо, - и огонь очистит твою ржавчину. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, - и чрез огонь сделался чище. (…) Лишаемся ли мы очей - перенесем это без отягощения; ибо через это мы лишаемся органов ненасытности и просвещаемся внутренними очами. Оглохли ли мы. Будем благодарить Бога, что мы совершенно потеряли суетный слух. Руками ли ослабели? - Но мы имеем внутри себя руки, уготованные на борьбу со врагом. Немощь одержит все тело? Но от сего напротив возрастает здравие по внутреннему человеку. (Патерик Афонский).

Милостив Господь! В монастыре болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову. А то при полном здоровье, особенно молодым, какая только пустошь не приходит в голову. (Преп. Амвросий Оптинский).

Церковь и медицина

Дорогие наши медицинские работники Урала! Вы собрались на свой Первый съезд в непростое время, отмеченное испытаниями и переменами, тяжелыми общественными недугами и войнами. Вы посвятили свою жизнь благородному делу служения больным, немощным и страждущим

Церковь и медицина

И падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары… (Мф. 2, 11) История медицины неразрывно связана с незапамятных времен с историей религии.

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475