Сферы человеческой деятельности. Что такое производство? Наука как сфера человеческой деятельности: объект, предмет и функции науки


Наука как сфера человеческой деятельности: объект, предмет и функции науки

1.1 Характеристика понятия «наука»

В современной научной литературе, как отмечает В.П. Кохановский , наука трактуется с различных позиций и понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности. Деятельностное понимание науки особо отмечал В.И. Вернадский: «Ее (науки) содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей» .

Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и основная ценность науки.

Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что она является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития. Лишь в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника.

Рассматривая науку как социокультурный феномен, В.П. Кохановский отмечает, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама детерминирует общественную жизнь. Т.е. как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ «культуры». Наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.

Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе .

Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что «дать определение науки по существу невозможно», намечает пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, чем является наука. Итак, наука предстает: 1) как институт; 2) метод; 3) накопление традиций знаний; 4) фактор развития производства; 5) наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру .

Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальное исследование, теоретическое объяснение различных явлений; структурированное, обобщенное и систематизированное отражение объективных процессов;сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

этапы развития: пре-модерн (накопление информации); модерн (классический этап науки); пост-модерн.

    естественные, общественные, гуманитарные и технические науки .

    науки о Земле, механико-математические, физико-технические, химико-биологические, общественные.

Цивилизация - конкретный вид общества, которое имело свою самобытную историю. Философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Цивилизации: традиционные и техногенные.

Традиционные: замедленные темпы соц. изменений. В них возникают инновации, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов, поколений. В культуре этих обществ приоритет отдается традициям и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.

техногенная: (“западная цивилизация”) - экстенсивное развитие истории заменяется интенсивным; пространственное существование - временным. Возникает новая система ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, новое. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее.

Первые научные программы возникли в античном обществе:

Платон обосновал необходимость специальной идеальной конструкции называемой теорией, которая необходима в обществе для отражения объективной реальности. Платон первый в мире создал академию.

Аристотель как ученик Платона уже в науке обосновал и вычленил ряд её структурных элементов (объект, предмет науки, метод, методологию), обозначил элементы диалектики и формальной логики.

Первой научной программой - математическая программа , представленная Пифагором, развитая Платоном. В ее основе лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.

Вторая научная программа – атомизм (Левкипп и Демокрит). Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей.

Третья научная программа - программа Аристотеля . Она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности, но в ней отчетливо проявляются тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом. Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслуга Аристотеля - «Органон» - трактата по логике, поставивший науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата.

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в 15 - начале 16 вв. В своей эволюции прошла 3 этапа: 1) борьба с ересями; 2) эмпирическое накопление и обобщение фактов эволюции природы и общества; 3) этап возрождения науки. Наука как институт обозначила: общий образ мирохозяйственного устройства; выделились основные категории, отражающие хозяйственную практику; явление науки стало обязательным для хозяйственной практики; выделились специально и профессионально обученные индивиды.

Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Институт экономической науки возник значительно позже, в начале 19 века, когда политическая экономия стала предполагаться лишь в университетах как дисциплина факультативная. Обязательной стала в конце 19 века, когда вышли «Принципы…» Маршалла.

Для науки в целом характерно использование классической механики, научной программы термодинамики и квантовой физики.

Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Метанаука - универсальная наука; наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук на основе особого, общего для них метаязыка. Это обобщение какой-либо научной отрасли (когда она, в свою очередь, становится объектом исследования), может захватывать и смежные науки, с целью выявления взаимосвязей в структуре знания и методологии в рамках этой отрасли. «Мета» - попытка понять, каким образом.

Наука – сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, построение на их основе образа мира (научная картина мира) и способов взаимодействия с ним (научно обоснованная практика). Наука важнейшая форма человеческого познания. Она оказывает все более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека. Наука выступает сегодня как главная сила экономического и социального развития мира. Вот почему философское видение мира органично включает в себя определенные представления о том, что такое наука, как она устроена, развивается, что она может дать, а что ей недоступно.

Понятие «наука» достаточно многозначно. Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях.

Форма (сфера) человеческой деятельности;

Особый способ познания мира;

Система или совокупность дисциплинарных знаний;

Социальный институт (система учреждений и организаций).

Под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). В этом смысле мы используем понятие «наука», говоря, например, о том, что кто–то «занимается научной деятельностью», «увлечен наукой» и т. д.

Во–вторых, под наукой понимается особый способ познания мира, отличный, например, от художественного или обыденного познания, то есть от искусства и жизненного опыта (о чем речь ниже). В этом смысле говорят о научном подходе, о научности данных, о том, что нечто является научно установленным и пр.

В–третьих, под наукой имеется в виду сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности. В этом смысле мы говорим о так называемой Науке с большой буквы (например, «наука утверждает, что…»), физической науке (то есть о системе знаний, выработанных физикой), биологической науке и т. д. «Тело» науки в этом смысле составляют законы - открытые устойчивые связи между явлениями, - формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности.

Науку чаще определяют как систему знаний; так и Кант определял. Но такое определение узко, ибо ограничивается лишь гносеологической характеристикой; здесь не отражается социальная функция науки и ее творчески-деятельный вектор. Кроме того, наука включает в себя не только знания, но и учреждения, поэтому наука все чаще определяется как вид духовного производства. Однако обобщающего определения науки пока нет.

Наконец, в–четвертых, под наукой иногда понимается система учреждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий, профессиональных сообществ и т. п.), в рамках которой организуется исследовательская деятельность, созываются конференции и т. д. В таком значении мы используем термин «наука», говоря, к примеру, о том, что кто–то «занят в сфере науки» или «является работником науки» - по аналогии с тем, что кто–то может быть занят в сфере производства или в сфере торговли.

По поводу возникновения и критериев научного знания среди ученых-науковедов имеются очень большие расхождения. Укажем на две крайние точки зрения. Согласно первой из них, наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в 15-17 веках, в период, именуемый «великой научной революцией». Ее возникновение связывается с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени относится рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук.

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки жестких ограничений. По мнению ее сторонников, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки, например, следует отнести к тому времени, когда человек начал производить самые элементарные операции с числами: астрономия появилась с первыми наблюдениями за движением небесных светил; зоология и ботаника - с появлением первых сведений о флоре и фауне и т. д.

Ясно, что проблема возникновения науки упирается в проблему выделения родовых характеристик научного знания, по которым и можно провести демаркационную линию между знанием научным и ненаучньм.

Характерные признаки науки удачно выделены И.Д. Рожанским и П.П. Гайденко в их работах, посвященных исследованию античной цивилизации.

Во-первых, всякая наука не просто совокупность знаний, что имеет место и в обыденном познании. Гораздо важнее то что наука есть особая деятельность, а именно - деятельность по получению новых знаний. Последнее предполагает существование определенной категории людей, которые и занимаются получением новых знаний. Необходимым условием научной деятельности является возможность фиксации получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности. Общество, лишенное письменности, не может иметь науки.

Отсюда следует, что традиционные или архаичные цивилизации, обладавшие механизмом хранения и передачи накопленной информации, но где отсутствовала деятельность по получению новых знаний, не имели науки. Не умаляя достижений архаичных цивилизаций: древнеегипетской, шумеро-вавилонской, хараппской, древнеиндийской, древнекитайской и др. - можно сказать так: в них формировалась протонаука, так и не превратившаяся в науку.

Второй признак науки в собственном смысле слова, состоит в ее самоценности. Целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижение истины. Научная деятельность по получению новых знаний не может быть направлена лишь на решение практических задач; в последнем случае она попадает в сферу прикладных дисциплин.

Для греков, наоборот, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение, прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, что оказалось недоступно всей восточной математике. Таким образом, отличительной чертой античной науки с момента ее зарождения была теоретичность, то есть стремление к знанию ради самого знания, а не ради практических применений.

Третьим признаком настоящей науки следует считать ее рациональный характер. Переход «от мифа к логосу», то есть к рациональному объяснению любых явлений, был огромным шагом в развитии, истоки ранней греческой науки тоже следует искать в мифологии, в частности, в космогонических мифах.

В-четвертых, следующим признаком настоящей науки является ее систематичность. Совокупность не связанных внутренним единством разрозненных знаний, даже если они относятся к одной и той же реальности, еще не образуют науки.

Псевдонау?ка (от др.-греч. ?????? - «ложный» + наука; реже: лженау?ка, квазинау?ка, альтернати?вная нау?ка) - деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся. Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов, нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), отказ от сверки теоретических выкладок с результатами наблюдений в пользу апелляциям к «здравому смыслу» или «авторитетному мнению», использование в основе теории не подтверждённых независимыми экспериментами данных, невозможность независимой проверки или повторения результатов исследований, использование в научной работе политических и религиознх установок, догм.

Разработчики непризнанных научным сообществом теорий нередко действуют как «борцы с закостенелой официальной наукой». При этом они считают, что представители «официальной науки», например, члены комиссии по борьбе с лженаукой, отстаивают групповые интересы (круговая порука), политически заангажированы, не желают признавать свои ошибки и, как следствие, отстаивают «устаревшие» представления в ущерб новой истине, которую несёт именно их теория. Часть ненаучных концепций получили название паранаука.

Понятие "производство" в повседневной жизни встречается достаточно часто. В целом многие вполне ясно представляют себе этот процесс. В статье подробнее остановимся на этом понятии, рассмотрим его компоненты.

Производство с точки зрения человека

Для начала обратимся к терминологии и определим, Под этим процессом следует понимать изготовление всех видов благ или использование оборудования (рабочей силы) в совокупности с доступными ресурсами для получения необходимых услуг (товаров). Человек при выпуске продукта для потребления оказывает влияние на природные объекты, придавая им нужную для удовлетворения своих потребностей форму. Что такое производство в данном случае? Этот процесс предоставляет собой в целом переработку исходных веществ, данных природой, в необходимые продукты потребления. Подвергшись обработке, они, в свою очередь, могут использоваться для дальнейшего производства. Также эти ресурсы могут быть готовыми к потреблению в исходном виде. Эта функция производства является неизменной вне зависимости от социального строения общества. Выпуск продукции может быть процессом вполне осязаемым (производство определенного товара) или неосязаемым. Например, что такое исполнительное не выпуск какого-либо товара и не предоставление услуги. Это определенный порядок исполнения процессуальных решений, механизм осуществления которого регулируется законодательно. Как видно, прямого отношения к продуктам потребления данное понятие не имеет.

Основные элементы

Необходимым условием для начала любого производства является наличие исходных ресурсов. Рассмотрим подробнее, что такое факторы производства? Современная литература дает огромное количество разъяснений данному понятию. Экономическая теория описывает фактор производства в виде важнейшего элемента. Он оказывает ключевое воздействие на итоговый результат, достигаемый в процессе выпуска продукции либо предоставления какой-нибудь услуги. Факторы производства являются основными составляющими функционального производства. От их взаимодействия между собой зависит итоговый результат всего промышленного или коммерческого процесса и, следовательно, приводит к устойчивому взаимодействию организации с внешней средой. Общее число всех факторов с небольшими поправками делится на две группы:

1. Основные. К ним, в частности, следует относить: труд, способности к предпринимательской деятельности, исходный капитал (в структуру которого входят земля, человеческий капитал).

2. Обеспечивающие. К ним относятся: информация, которой владеет производитель, технологическая фактор экологии, конструкторские и исследовательские достижения и разработки.

В трудах экономистов существует еще одна классификация. Согласно ей, факторы производства разделяются на четыре группы. Ими являются: капитал, природные (в некоторых работах встречается понятие "земля") и человеческие ресурсы (в этом смысле, как правило, предполагается "труд"), а также способность к предпринимательской деятельности.

Человеческие ресурсы

Под этим определением понимается любой вид человеческой деятельности. Она может быть физической или интеллектуальной. Направлена (в рамках данного понятия) на достижения определенного результата. В процессе труда могут быть использованы профессиональные навыки, специальное образование и другие полезные знания и умения, приобретенные людьми. Временной промежуток, в течение которого человек трудится (производит продукты, услуги в результате своей деятельности), получил название рабочее время.

Природные ресурсы

Полезные вода, воздух, древесина и многое другое, что использует человек в процессе производства товаров и услуг - все это натуральные, естественные материалы. Важные моментом при применении природных ресурсов является то, что такое производство полностью зависит от объема необходимых запасов, находящихся в распоряжении организации.

Капитал

Понятие "капитал" с точки зрения является собирательным. Под ним подразумевается общая совокупность всех средств труда, используемых в процессе предоставления услуг или выпуска товаров. В то же время капиталом являются и инвестиции, вложенные в технологический цикл. Для учета использования средств капитала общество ввело специальное понятие "издержки производства". Остановимся на этом понятии подробнее. Надо отметить, что современная экономическая теория не дает однозначного ответа на вопрос о том, что такое издержки производства. В соответствующей литературе приводится разная его трактовка. По мнению одной части специалистов, под издержками стоит понимать только затраты живого или овеществленного труда, полученные в процессе производства продукции и дальнейшей ее реализации. С другой позиции говорят о явлении, возникающем непосредственно в сфере обращения. Вторая позиция характерна для организаций торговли и общественного питания.

Способность к предпринимательской деятельности

Важнейшим звеном процесса производства, связывающим три основных его фактора (капитал, человеческие и природные ресурсы), является предпринимательство. Что понимают под этим термином? Предпринимательство представляет собой совокупность всех видов трудовых усилий, направленных на производство необходимых товаров и услуг. Под этой деятельностью можно понимать как навыки в сфере управления, так и сфере организации процесса выпуска продукции либо оказания услуг. Поэтому основная задача человека, занимающегося предпринимательством, состоит в наиболее эффективном соединении трех других факторов производства между собой.

Дополнительные элементы

В последнее время все большее значение стал приобретать еще один фактор, влияющий на производство - информация. На основе качественных и своевременных сведений принимаются более оперативные и эффективные решения. Они существенно влияют на качество производства. Информация тесно переплетается с еще одним компонентом - технических прогрессом. Данные элементы приобретают огромное значение, потому что такое производство, базирующееся на новейших достижениях научного мира в совокупности и информационной составляющей, является наиболее эффективным в условиях современной экономики.