Роль мировоззрения в деятельности человека. Роль мировоззрения в жизни человека


В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека? Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности. Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

Слайд 13 из презентации «Духовная жизнь личности» . Размер архива с презентацией 53 КБ.

Философия 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Современная наука» - Естествознание, экология. Социальная ответственность. Основная продукция. В 17 веке появляются академии наук. Знания. Обществознание, социология. Наука в современном обществе. Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека. Особая система знаний. Возрастание гуманизирующего влияния. Социальный институт со своей структурой и функциями. Общество потребности развития материально-техническая база.

«Процесс познания» - Виды знаний. Пути приобретения знаний. Рациональное познание. Чувственное познание. Что такое познание. Способы познания. Разум. Научное знание. Интуиция. Познание мира.

«Мировоззрение» - Сильная сторона. О справедливости. Призыв к миру. О помощи нуждающимся. Мировоззрение. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира. Что такое мировоззрение. Понятие категорического императива. Обыденное мировоззрение. Одна из классификаций типов мировоззрений. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Роль мировоззрения в деятельности человека. О богатстве. Поворот к человеку.

«Духовность» - Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Презентация на тему: «Человек как духовное существо». Также есть совесть, патриотизм, гражданственность. Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности. Л. Н. Толстой (1828-1910), русский писатель. Важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.

«Особенности духовной жизни» - Классификация типов мировоззрения. Человек как духовное существо. Патриотизм. Религиозное мировоззрение. Ценности. Моральные начала. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Совесть. Духовные ориентиры личности. Научное мировоззрение. Ориентиры и цели. Понимание человеком мира. Мораль. Духовный мир человека. Усвоение определенных ценностей.

«Духовная жизнь общества» - Народное творчество. Развитие культуры - процесс двуединый. Верны ли следующие суждения о массовой культуре. Ряд понятий. Живопись художников-авангардистов. Слой образованных и мыслящих людей. Что отличает науку от других областей культуры. Какой смысл понятия «культура» является наиболее широким. Новаторство в развитии культуры. Культура - это все виды преобразовательной деятельности человека. Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику - в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называетсямировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами - алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite - склад ума).Менталитет - это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

3. Функции философии. Философия в системе культуры.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.


Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.

4 Предмет философии. Природа философских вопросов. Структура философского знания.

Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии – проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Первый, который мы вкратце определили как «что есть бытие?», рассматривает специальная философская дисциплина или раздел философии – все зависит от понимания структуры философии – онтология . Чтобы ответить на данный вопрос, философия обращается за помощью к науке, но и не только к науке. Поскольку человек тоже есть часть бытия, находится внутри его, а не во вне, то бытие становится человеческим бытием, наполняется смыслом, духовностью. Поэтому философия не в состоянии решить первый блок вопросов, опираясь исключительно на науку.

Второй, связанный с проблемой субъекта, имеет прямое отношение к проблеме человека. Весь комплекс вопросов, относящийся к сущности человека, решает философская антропология . Поскольку философию интересует человек, прежде всего как духовно-нравственное существо, она учитывает опыт всех социально-гуманитарных наук и ценностных форм общественного сознания.

Третий блок вопросов касается отношения человека к миру. Из многообразных связей и отношений человека с миром в истории философии всегда выделялось в первую очередь познавательное, исследуемое гносеологией . И это понятно: человек есть существо разумное, мыслящее. Однако живой человек как часть бытия, связанный с миром онтологически, не может свои отношения с миром исчерпать лишь познанием последнего. Его связи богаче, разнообразнее.

5 Уровни философского мышления. Классификации философских учений.

миром и загадками его устройства "Почему это так? Для чего? А как это происходит?" Великое удивление из которого рождается дух философствования , - это падение власти частностей и отвлеченности, когда человеку впервые открывается перспектива бесконечности целого, возможность устремиться к его пониманию, а значит, познать не только умом, но и открыть многое чувству и воле.

По определению Тейяра де Шардена, рефлексия - это «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением - способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь».

Рефлексия не во всех случаях приводит к подлинно философскому мышлению, поводом для нее могут быть ложные, надуманные проблемы. Например, соответствие идей, гипотез неким нерушимым постулатам, сформулированным в другое время, в других условиях.

Поучительный пример - средневековая схоластика, всерьез обсуждавшая вопрос о том, сколько дьяволов может поместиться на острие ножа, или логматизированный марксизм, посвятивший тома различению построения социализма в целом, в основном и окончательно. Тем не менее без рефлексии философского мышления не бывает.

Целостность философского мышления означает направленность на объединение многообразия человеческой жизни - личной, социальной, познавательной - через выявление их связи. Подходить к миру с точки зрения целостности вовсе не означает все знать об этом мире. Целостность какого-либо явления - это отнюдь не сумма его свойств, которые можно было бы выделять до бесконечности. Философски мыслящий человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества, познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять свое место в этом развитии.

Критичность как черта философского мышления означает в первую очередь способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире. Философское мышление сильно именно своим умением задавать все новые и новые вопросы миру и самому себе. В философии нет запрета на критику, запрета на сомнение. Можно согласиться с суждением Б. Рассела, что «философию надо изучать не за определенность ответов на ее вопросы.. но скорее за сами эти вопросы, ибо эти вопросы расширяют наше представление о том, что, возможно, обогащают наше интеллектуальное воображение и уменьшают догматическую уверенность, мешающую разуму заняться спекулятивным творчеством»

6 Характерные черты философии Древней Индии

8 Характерные черты ранней греческой философии. Милетская школа, Гераклит Эфесский, Школа элеатов. Пифагорейцы. Атомисты

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

милетская школа:

школа пифагорейцев;

школа Гераклита Эфесского;

элейская школа;

атомысты.

1. Характерными чертами досократических философских школ являлись:

ярко выраженный космоцентризм;

повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

поиск первоначала, породившего все сущее;

гилозоизм (одушевление неживой природы);

доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

выступали с материалистических позиций;

занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

допускал наличие множества богов;

считал центром вселенной Землю;

точно определил продолжительность года – 365 дней;

сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

первопричиной всего сущего считал воздух;

выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

3. Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначалом всего сущего считал огонь;

вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души;

был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

4. Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

считали единицу мельчайшей частицей всего;

пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

5. Элеаты.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

изучали проблемы познания;

жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

весь материальный мир состоит из атомов;

атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

атомы находятся в вечном движении;

существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

9 Характерные черты античной философия классического периода. Софисты. Сократ. Малые сократические школы.

1.Духовный мир личности.

Духовный мир человека учёные нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств и воли. Духовный мир личности индивидуален и неповторим.

Духовный мир личности (микрокосмос человека) – целостное и в тоже время противоречивое явление, представляющее собой сложную систему. Её элементами являются:

- духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и т.д.;

- знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

- убеждения, твёрдые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях и сферах;

- вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т.е. бездоказательное признание правильности какого-либо положения);

- способность к тем или иным формам социальной деятельности;

Чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека к природе и обществу;

Цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

Ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и к самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные и личностные ценности. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Современная цивилизация вырабатывает универсальные общечеловеческие ценности в основе, которых лежит гуманизм.

Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета.



2.Духовная деятельность.

Духовная деятельность – это деятельность человека, направленная на изменение сознания людей. Условно духовную деятельность можно разделить на духовно-теоретическую и духовно-практическую.

а) духовно-теоретическая деятельность;

Духовно-теоретическая деятельность связана с производством духовных ценностей (мыслей, идей, теорий, норм, идеалов, образов).

Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей, которые воздействуя на сознание людей обеспечивают рост духовной культуры человека.

Особенности духовного производства:

Духовное производство стоит в основе материального производства;

Духовное производство связано с физическими усилиями;

Духовное производство – это результат творческой деятельности;

В духовном производстве важен не только результат, но и сам процесс;

Духовное производство часто нацелено на будущее;

б) духовно-практическая деятельность;

Духовно-практическая деятельность связана с сохранением, воспроиз-

ведением, распространением, а так же потреблением духовных ценностей.

Духовно-практическая деятельность очень тесно связана с духовно-теоре-

тической деятельностью, т.к. последняя доносит и сохраняет духовные

ценности для людей.

Сохранение и распространение духовных ценностей: музеи, библиотеки,

архивы, школа, СМИ;

Духовное потребление, в основе которого лежат потребности в знаниях,

общении, эстетическом удовольствии;

Особенности духовного потребления:

Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей

не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становясь его

принадлежностью;

Восприятие духовных ценностей носит творческий характер и является

процессом духовного производства;

Духовное потребление зависит от:

Общественных условий и духовных запросов;

Уровня образованности и общей культуры;

Материальных возможностей;

3.Мировоззрение.

Во многом духовный мир человека определён его мировоззрением, которое формируется и влияет на духовную деятельность.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. На мировоззрение большое влияние оказывает эпоха, культура, социальная принадлежность, этнографическая принадлежность и психологические особенности.

Структура мировоззрения:

Менталитет + Убеждения + Вера

Менталитет – совокупность итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания. Т.е. это итоговый «сплав», который определяет духовный мир человека в целом.

Убеждения – твёрдые знания об окружающем мире, доказанные практикой.

Вера – неточные знания, основанные на интуиции.

Типы мировоззрения:

- обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности (житейское мировоззрение). Это мировоззрение формируется стихийно и опирается только на личный житейский опыт. Самое распространённое мировоззрение.

- религиозное мировоззрение формируется на основе религиозного учения, формируется целенаправленно и отражает картину мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание и спасение души;

- научное мировоззрение опирается на достижения науки и формирует научную картину мира, обобщает итоги достижений человеческого сознания, очень связано с практической деятельностью людей. Такое мировоззрение наиболее перспективно для прогрессивной деятельности;

-гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале;

- творческое мировоззрение отражает художественное восприятие окружающего мира, способствует созданию нечто качественно нового о отношению к окружающему миру;

4.Мировоззрение и деятельность человека.

Мировоззрение даёт человеку ориентиры для его практической и теоретической деятельности (одна из проблем – принять мир таким, какой он есть или попытаться изменить его);

Мировоззрение даёт понимание того, как достичь намеченных ориентиров, вооружает людей методами познания и деятельности («Метод подобен фонарю, который освещает дорогу путнику. Хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник блуждающий во тьме» Р.Декарт);

Мировоззрение помогает найти истинные ценности жизни и культуры, смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия;

Лекция № 13.

Познание как деятельность.

План.

Познавательная деятельность.

а) виды познания;

б) способы познания;

Истина как основная цель познания.

а) виды истины;

б) критерии истины;

Формы познания.

а) научное познание;

б) ненаучное познание;

в) социальное познание;

г) самопознание;

1.Познавательная деятельность.

Познание – процесс постижения человеком и обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Познание – духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового.

Гносеология – наука о познании, раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей.

Структура познания:

Мотив Способы воздействия Рефлексия

Субъект Объект Знание

Объект познания – явления объективной реальности (бытия), вовлекаемое в орбиту жизнедеятельности человека.

Область познания – мир природы, мир социума (общества), внутренний мир человека.

Субъект познания – человек и человечество в целом.

Субъект и объект познания находится в постоянном взаимодействии, и противостоят друг другу как постигающее и постигаемое;

Познающий находится внутри той реальности, которую он должен познать. Объект включается в опыт субъекта, отображается в нём;

Объект познания независим от субъекта познания: его существование не определяется только тем, что в данный момент он является предметом познавательной деятельности человека;

Субъект познания относительно независим от объекта познания, его деятельность активна, осмысленна и произвольна (свобода выбора объекта и стратегии познания), поэтому в объекте познания всегда остаётся нечто непознанное субъектом;

Способы воздействия:

* мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщённым отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно- действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлечённое, теоретическое мышление. Мышление – это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания. Мышление неразрывно связано с языком и речью.

* сознание – это свойство мозга, нервные процессы головного мозга, которые способствуют отражению объективной реальности и информации об окружающем мире и о себе.

* объяснение – раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями и установление закономерностей.

* описание – упорядоченное изложение процессов и результатов познания с помощью определённых систем обозначений (слова, символы, матрицы, графики.

* понимание – раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета, придание человеком смысла предмету познания, интерпретация результатов познания.

Рефлексия – обращение, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни, а также выяснение того, как другие члены общества знают и понимают его. С помощью рефлексии достигается освоение мира культуры и продуктивных способностей человека, которые в ней воплощены.

Знание – это результат познавательной деятельности, наличие определённой информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Глубина познания зависит от того, какие цели и вопросы к познаваемому объекту ставит субъект. Фомами знания являются мифология, религия, наука, мораль, понятия, символы, художественные образы.

Виды знания:

Перциптивное – основанное на контакте органов чувств;

Рациональное – основанное на теоретических умозаключениях;

Предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечение человека, продолжении рода;

«Знание – сила» Ф.Бэкон.

а) виды познания;

- непроизвольное познание возникает в результате нашей повседневной жизни (маленький ребёнок обжёгся об утюг, мальчик разбил мячом окно);

- организованное познание связано с целенаправленной познавательной деятельностью (исследование учёных, уроки в школе);

б) способы познания;

- чувственное познание осуществляется во взаимодействии человека с

окружающим миром при помощи органов чувств: вкус, осязание, зрение,

слух, обоняние (Аристотель), существует ещё одно чувство, открытое

позже – чувство равновесия.

Формы чувственного познания:

* ощущение – отражение свойств предметов в результате воздействия на

органы чувств;

* восприятие – воздействие целостного образа предмета на органы

чувств. Группы восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые,

обонятельные, осязательные;

* представление – чувственный образ предмета, который сохраняется в

сознании без непосредственного воздействия субъекта и объекта;

- рациональное познание основано на способности логического

мышления. Особенностью рационального познания является

доминирующая роль разума.

Формы рационального познания:

* сравнение –

сопоставлении объектов с целью выявления черт сходства и различия;

* уподобление – это мыслительная операция, которая заключается в

выявлении сходных черт объекта познания с ранее известным объектом;

* обобщение – это мыслительная операция, которая заключается в

переходе от единичных признаков к общим более значимых;

*отвлечение или абстрагирование – мыслительное выделение какого-

либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или

какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств;

Формы мышления:

* понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и

существенные свойства и признаки предметов и явлений;

* суждение – форма мышления, в которой отражается связь между

предметом и его признаком, между предметами;

* умозаключение – логическая форма выводного знания, рассуждение, в

ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое

суждение, а затем делается логический вывод (мышление + речь =

суждение + суждение = умозаключение );

Вывод: Сочетание чувственного и рационального познания позволяет

создать полную картину об объекте познания.

2.Истина как основная цель познания.

Истина – это соответствие мысли предмету (Р.Декарт);

Истина – это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

В понятии «истина» можно выделить объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона истины в том, что она не зависит от нас и является предпосылкой такой её черты, как конкретность (зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, от условий места и времени, в которых они существуют и развиваются);

Субъективная сторона истина указывает на тот факт, что при получении истины в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего;

Взгляды философов на истину:

* Аристотель – отождествлял истину с реальностью, с высшей формой бытия: «В какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине».

* Скептицизм – философское направление, сомневающееся в познании истины и в её надёжности (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Скептики указывали на относительность познания и зависимость его от условий.

* Агностики – философское направление, которое отрицало существование истины и возможность её познания (Гексли, Юм, Кант – «познаются только явления, а не «вещи в себе»).

а) виды истины;

Объективность истины заключается в её независимом существовании от воли и взглядах субъекта познания.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, то элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Такое знание вообще не достижимо по причине бесконечности мироздания в пространстве и во времени, познание не имеет границ («Истина подобна горизонту, сколько ты к ней идёшь, столько она отодвигается»).

Относительная истина – неполное, ограниченное, верное лишь в определённых условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития. Каждая относительная истина содержит элементы абсолютной истины, из суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме – относительна. Философы выделяют несколько видов истины в зависимости от видов знаний: обыденную, научную, нравственную, художественную и др.

Прагматизм – философское воззрение, определяющее значимость знания практическими последствиями. Прагматизм считает положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни.

Релятивизм – философское учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.

б) критерии истины;

На протяжении долгой истории человечества философы разных стран

решали проблему, что может быть мерилом истины, т.е. её критерием.

Гегель – « действительность должна соответствовать абсолютной идее»;

Материалисты – « соответствие наших представлений реальности,

тождество мышления и бытия»;

Кант – «критерий истины в её всеобщности и необходимости»;

Декарт – «простота и ясность»;

Эмпирики считали мерилом истины чувственное восприятие через опыты

и эксперименты;

Рационалисты считали критерием истины познание через разум и

теоретические обоснованные знания;

Практика является наиболее объективным критерием истины. Практика

представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с

окружающим его материальным миром. Её характеризуют следующие

черты: целенаправленность, предметно-чувственный характер,

преобразование окружающей действительности. В процессе практики

изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам

индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание и

мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и

природы. Практика является объективным, но не универсальным

критерием истины, т.к. не все истины можно доказать на практике

(нравственные).

3.Формы познания.

По ходу развития человечества возникли различные формы познания,

которые определялись особенностями познающего субъекта, исторически

сложившимися познавательными традициями. Выделяют следующие

формы познания:

Научное познание;

Ненаучное познание;

Социальное познание;

Самопознание;

а) научное познание;

Научное познание – сфера исследовательской деятельности,

направленная на производство новых знаний о природе, обществе и

мышлении. Задача науки – найти причины явлений, объяснить сущность

процессов, лежащих в основе фактов.

Научное познание отличается от обыденного:

Стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых

предметов и явлений;

Особым (научным) языком, используемым для их описания;

Специфическими способами обоснования истинности полученных

Желание получить знания, которыми удовлетворяются не только

сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих

поколений;

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и

теоретический.

Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и

явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический

(научный) факт.

Основными методами эмпирического познания являются:

Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие

исследуемого объекта;

Эксперимент – исследование объекта путём активного воздействия на

него при помощи создания новых условий, соответствующих целям

исследования, или через изменение процесса в нужном направлении.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений,

получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных

теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Формы теоретического познания:

Научная проблема – осознание противоречий, возникших между старой

теорией и новыми научными фактами, которые не удаётся объяснить при

помощи старых теоретических знаний;

Гипотеза – предположение о существовании какого-либо закона,

который объясняет сущность новых фактов;

Теория – система взаимосвязанных утверждений, законов науки,

проверенная на практике;

Научный закон – раскрывает необходимые, существенные, устойчивые

отношения между явлениями;

Принципы науки – основополагающие теоретические знания,

руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных

Парадигма – совокупность устойчивых принципов, норм, законов,

теорий, методов, определяющих развитие науки в определённый период

истории. Она признаётся всем научным сообществом в качестве базисных

образцов. Утверждение новой парадигмы – революция в науке;

Методы теоретического познания:

- абстрагирование;

- обобщение;

- анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его части с

целью познания;

- синтез – мысленное воссоединение составных частей изучаемого

предмета;

- индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частного

к общему;

- дедукция - метод познания, основанный на умозаключениях от общего к

частному;

- аналогия – сходство предметов по некоторым признакам;

- моделирование – мыслительный эксперимент, когда предмет заменяется

упрощённым изображением;

Философское познание формирует общие представления о мире в целом,

универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах

бытия. Главная функция философии – духовная ориентация человека в

б) ненаучное познание;

Самая ранняя форма познания, связана с непроизвольным познанием, когда человечество познавало мир на уровне чувственного понимания.

* мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности, попытка человека объяснить окружающий мир исходя из своих языческих представлений. Мифы описывали творение мира, животных, людей, происхождение природных сил, закрепляли привычные образцы поведения. Мифы дали начало сказкам, эпосам и были способом сохранение жизненного опыта народа (миф о Деметре и Персефоне, сказание о Брахме);

* жизненная практика или опыт повседневной жизни – издавна люди не только пытались объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучались от неудач, добивались результатов, при этом они накапливали и определённые знания (древний человек строит плот, не зная закона Архимеда, ребёнок пользуется электроприбором, не зная принцип передачи);

* народная мудрость и здравый смысл – в процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки и нормы поведения, такие обобщённые практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы («Куй железо, пока горячо», «Утро вечера мудренее» и т.д.). Здравый смысл составляет природное мышление и свойственно здоровому человеку.Здравый смысл – явление достаточно консервативное, оно меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако с течением времени изменения происходят;

* паранаучное познание или околонаучное познание – изучение загадочных явлений, которые пока не поддаются объяснениям с точки зрения науки (НЛО, гипноз, полтергейст и т.д. и т.п.);

* искусство связано с художественным освоением мира и выражает эстетическое отношение человека к действительности. Искусство создаёт гипотезу окружающего мира («Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, «Война и мир»). Узнать о прошлом можно в ходе раскопок, по документам, но это знание будет не полным, если не обратить внимание на развитие живописи, литературы, архитектуры.

в) социальное познание;

Социальное познание направлено на изучение общественной жизни, её законов и закономерностей, оно связано с произвольной и непроизвольной формой познания.

Структура социального познания:

Особенности социального познания:

Субъективность;

Трудность в выделении закономерностей;

Ограниченность в экспериментах;

Главный источник знаний – социальная действительность, исторический опыт, общественная практика;

Пути социального познания:

Конкретно-исторический путь:

Принцип преемственности (изучение мануфактурного производства не возможно без знания ремесленного производства);

Учёт своеобразия обществ;

Изучение общественных явлений в их многообразных связях (Феодализм – это благо или зло?);

Учёт исторических закономерностей;

г) самопознание;

Самопознание – это познание человеком самого себя, процесс, который занимает часто всю жизнь и относится к непроизвольному познанию.

Этапы самопознания:

Самоузнавание (различение себя от внешнего мира);

Овладение личным местоимением «Я», формирование образа «Я» на основе ощущений и восприятия;

Самосовершенствование (активное создание образа «Я»);

Самореализация (проявления своего «Я» в деятельности);

Средства самопознания:

· самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу и способностям.

Самооценка зависит от:

Сопоставление образа реального «Я» с образом идеала;

Мнения других людей;

Отношения к собственным успехам и неудачам;

Образ «Я» меняется на протяжении жизни и меняется самооценка.

· самоисповедь – внутренний отчёт человека перед самим собой, о том, что происходит с нами и в нас. Исповедь помогает не только облегчить душу, но и вынести определённые уроки на будущее. Главное в исповеди – честность, абсолютная честность с самим собой – проявление нравственных начал в человеке;

· формирование «Я-концепции » - относительно устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы, себя в различных ситуациях, а также через мнение других людей;

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Приведем примеры, когда мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Функции мировоззрения

Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаружены также остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки крови принадлежали в самом деле Иисусу Христу, то они могут выделить их этой крови ген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим, воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности Иисуса Христа, того человека, который называл себя Сыном божиим, выступил основателем новой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этого Биологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничего путного и не получится.

В мировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

Поскольку мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название "промывание мозгов" Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам "свободно" вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их "свободное волеизъявление". Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определит его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.

Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурака", чтение пустых детективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

Конечно, содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова только сопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведение культуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психики человека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческого значения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мы обогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека стало и моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, как его видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо да Винчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плисецкая.

1.3 Мировоззрение и деятельность человека

Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей.

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем - принять мир таким, каков он есть.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р.Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижении им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Наряду с мировоззрением отметим еще понятие, связанное с деятельностью, - менталитет человека.

1.4 Менталитет человека

Менталитет - происходит от французского слова, соответствующего русским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность".

Так, говоря о менталитете конкретного человека, мы имеем в виду не просто совокупность знаний, которыми он обладает, не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект, не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, менталитет - явление сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин "русская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств - открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей - этнология - предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.


В вере коренится убеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает. Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществлении усваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Если рассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета, которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона, то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.

Свойства веры: целостность (вера не бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование с трудом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь с противоречивыми фактами).

Функциями веры являются: компенсаторная, в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потери жизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, что будущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходит обеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого» в «значимого свое»; активизирующая, вера стимулирует душевные силы, энергию, волю.

Выделяют три виды веры:

Прагматическую веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае;

Доктринальную веру - веру в общие положения;

Религиозную веру - это вера в сверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительное совершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.

Вера представляет отображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зрения желаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.

Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческой деятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути к цели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.

Размышлений, они будут определять ценностно-ориентирующий смысл философии и обусловят ее непреходящее значение для развития общества, концентрируя вокруг себя остальные проблемы. 4. Специфика философского мировоззрения В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное...

Сознания; -как на мироощущение -как на миропонимание; -как на практическое действие (В. Канке. Философия.). Вопрос №1: Философия как мировоззрение, её особенности. Основные проблемы философии. 1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии. Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии...

1 Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них. 2. Марксизм, екзистенцыалізм, позитивні та інші напрямки про предмет. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание. Позитивные напраления Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с...

Сюда!». Казалось, что ставка на разум как на имманентный для философии и единственно эффективный для нее метод решения мировоззренческих проблем сделана окончательно и бесповоротно. Говоря о философии как рациональной форме мировоззрения, необходимо иметь в виду не только то, что выбор метода, средств постановки и решения проблем мировоззрения сделан в пользу мышления. Нет, речь идет о большем - ...